Научная статья на тему 'Естествознание. Примерная программа для 5-6-х классов основной школы'

Естествознание. Примерная программа для 5-6-х классов основной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
888
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА / ОБУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева А.А., Петрова Н.Н., Пентин А.Ю.

Программа имеет примерный характер и может использоваться учителем естествознания для составления рабочих программ и организации учебного процесса, авторами учебников и других методических материалов для отбора содержания обучения и составления учебных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Естествознание. Примерная программа для 5-6-х классов основной школы»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА

А. А. Фадеева, Н. Н. Петрова, А. Ю. Пентин

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 5-6-х КЛАССОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Программа имеет примерный характер и может использоваться учителем естествознания для составления рабочих программ и организации учебного процесса, авторами учебников и других методических материалов - для отбора содержания обучения и составления учебных заданий.

Ключевые слова: примерная программа, обучение естествознанию, системно-деятельностный подход.

Введение

Система школьного образования в Российской Федерации включает в себя значительный объём естественнонаучных знаний, формирование которых осуществляется в процессе изучения отдельных учебных предметов, прежде всего, таких как физика, химия, биология, география. Общий объект изучения - ПРИРОДА -остаётся «расчленённым» между отдельными учебными предметами.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ОО) обозначил громадный скачок в повышении требований к качеству общего образования, которое должно быть достигнуто в ближайшей перспективе. В статье рассматривается роль интегрированного предмета «Естествознание» для 5-6-х классов в системе школьного естественнонаучного образования.

В начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» учащиеся узнают о простейших явлениях и процессах, происходящих в окружающем мире. На этой основе продолжается географическое и биологическое образование в основной школе (по 1 ч. в неделю, что малоэффективно). В области же физических и химических знаний происходит разрыв в образовании. Изучение физики начинается в 7-м классе, химии -в 8-м классе.

При таком подходе к естественнонаучному образованию происходит нарушение ряда общедидактических принципов: принципа систематичности и последовательности, системности знаний, учёта возрастных возможностей и интересов школьников, мотивации к учению. Указанные проблемы являются нарушением принципа непрерывности каждой составляющей естественнонаучного образования. Назрела необходимость создания линии учебных курсов на основе интеграции научных знаний естественнонаучных дисциплин с учётом психолого-физиологических особенностей разных возрастных групп.

Приведённая ниже программа предназначена для преподавания интегрированного курса «Естествознание» для возрастной группы учащихся, соответствующей 5-6-м классам. Этот курс может преподаваться как в рамках внеурочной деятельности в качестве курса по выбору учащихся, так и в качестве предмета, входящего в ту часть учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса.

© Фадеева А. А., Петрова Н. Н., Пентин А. Ю., 2018 86

Разработка курса «Естествознание, 5-6» позволяет решить ряд проблем:

• ликвидирует существующий разрыв в естественнонаучном образовании;

• способствует выработке целостного восприятия природы, позволяет рассмотреть во взаимосвязи природные явления и процессы;

• дает возможность осуществить системный подход в образовании (поскольку обучающиеся знакомятся с рядом неорганических и органических систем);

• помогает реализовать идею гуманизации образования: в центре курса -человек как природный организм и как социальное существо. Это, в свою очередь, позволяет рассмотреть все тела, явления и процессы на Земле в качестве характеристик биосферы - среды возникновения жизни и человека; охарактеризовать роль человека в процессе познания, преобразования и использования природы.

Интеграция естественнонаучных знаний в курсе «Естествознание, 5-6» обеспечивается:

> выделением ведущих идей для каждого класса и систематизацией вокруг них фактических сведений;

> показом взаимосвязи объектов природы (тел, веществ, живых организмов) и их свойств;

> отражением взаимосвязи явлений природы (физических, химических, биологических, географических);

> введением естественнонаучных понятий (дискретное строение вещества, масса, взаимодействие, сила, энергия).

В курсе естествознания рассматривается логика формирования знаний о веществах и их превращениях. Важное значение придается взаимосвязи явлений в природе: рассматривается круговорот явлений.

Большое внимание уделяется ознакомлению учащихся с методами познания природы: содержатся сведения о наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании, показывается их взаимосвязь.

Приоритетные направления интеграции естественнонаучных знаний:

1) понимание сути научного метода познания и умение отличить научное знание от непроверенной информации;

2) умение ставить эксперименты по исследованию явлений или процессов; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;

3) умение анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных явлений или процессов, закономерностей;

4) умение выполнять проектные работы, представлять их результаты;

5) проводить исследования зависимости одной величины от другой с представлением результатов в виде графика, схемы или таблицы.

Работа выполнена в рамках Госзадания Проект № 27.6122.2017/БЧ. Обновление содержания общего естественнонаучного образования и методов обучения естественнонаучным предметам в условиях современной информационной среды. Программа утверждена на Учёном совете ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» 9 октября 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка

На основе данной программы могут составляться рабочие программы учителя и осуществляться отбор содержания из допущенных к использованию учебников и учебных пособий.

Приоритетами данной программы являются формирование естественнонаучной грамотности учащихся и организация изучения естествознания на деятельностной

основе. Эти приоритеты реализуются в программе, главным образом, через описание основных видов учебной деятельности в разделе «Тематическое планирование» и содержание планируемых результатов изучения естествознания (см. соответствующие разделы программы). Усиление деятельностной составляющей в изучении естествознания подразумевает увеличение учебного времени на выполнение экспериментальных заданий и опытов, заданий на практическое применение знаний и умений (компетентностных заданий), выполнение учебных проектов.

Программа по естествознанию определяет цели и результаты изучения естествознания на разных уровнях: основные цели; личностные, метапредметные и общие предметные образовательные результаты; планируемые результаты. Программа даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых экспериментальных заданий и опытов, выполняемых обучающимися. При этом все лабораторные работы и опыты примерной программы подчинены чёткой классификации, соответствующей типологии экспериментальных заданий, которые могут предлагаться в ходе обучения. Экспериментальные задания и опыты разделяются на основные группы по видам деятельности:

1. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.

2. Исследование зависимости одной величины от другой с представлением результатов в виде графика, схемы или таблицы.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание учебного курса с перечнем разделов; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса; планируемые результаты изучения курса.

Общая характеристика учебного курса

Курс «Естествознание» может служить в качестве пропедевтического для систематических естественнонаучных учебных предметов. Этот курс не только способствует формированию первоначальных представлений о естественнонаучной картине мира, но и предлагает наиболее простые и ясные образцы применения научного метода познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.

Таким образом, изучение курса естествознания направлено на достижение следующих основных целей:

• формирование представлений о естественнонаучной картине мира, основ научного мировоззрения;

• овладение первоначальными умениями, относящимися к научному методу познания природы;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

• воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, продуктивного диалога с другими людьми, стремления к обоснованности собственных суждений.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

■ приобретение обучающимися первоначальных знаний о природных явлениях, сведений о строении Вселенной;

■ знакомство обучающихся с методами исследования объектов и явлений природы; анализа и критического оценивания информации;

■ выполнение обучающимися исследовательских работ и проектов, творческих заданий на практическое применение физических, химических, биологических, географических знаний;

■ формирование умений формулировать вопросы, ответ на которые можно получить научными методами; вести диалог и дискуссию, аргументируя собственные суждения и уважительно выслушивая мнение оппонента.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с примерной основной программой основного общего образования курс естествознания может изучаться как в рамках внеурочной деятельности в качестве курса по выбору учащихся, так и в качестве предмета, входящего в ту часть учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса. Рекомендуемое время изучения курса - 140 часов: по 2 часа в неделю в 5-х и 6-х классах.

Образовательные результаты изучения учебного предмета

Согласно ФГОС ОО образовательные результаты освоения основной образовательной программы подразделяются на три вида: личностные, метапредметные и предметные. Достижение этих результатов обеспечивается как основной образовательной программой в целом, так и программой каждого учебного предмета в отдельности, включая курсы внеурочного компонента. При этом личностные и метапредметные результаты освоения программы всегда формируются в ходе изучения предметного содержания и решения предметных и межпредметных задач того или иного типа. Поэтому личностные и метапредметные образовательные результаты изучения естествознания включают качества, способности и умения, которые формируются при освоении именно естественнонаучного содержания и выполнении учебных заданий, специфических для естественнонаучных предметов.

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения естествознания являются:

> ответственное отношение к учению, готовность к самообразованию и саморазвитию, мотивация к познавательной деятельности;

> понимание ценности науки, её роли в развитии человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к естествознанию как элементу общечеловеческой культуры;

> формирование уважительного отношения к точке зрения другого человека, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

> формирование ценностей безопасного образа жизни в современном технологическом мире, правил безопасного поведения на транспорте и на дорогах;

> формирование основ экологической культуры.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения естествознания являются умения:

> определять цели своей деятельности и планировать пути достижения целей при выполнении учебных задач, в том числе экспериментальных заданий исследовательского типа и учебных проектов физического, химического, биологического, географического содержания;

> осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе деятельности, в том числе корректировать при необходимости план выполнения учебного задания, опыта, самостоятельно оценивать результаты выполнения задания, фиксировать собственные трудности в освоении учебного материала по физике, химии, биологии, географии и намечать пути по их преодолению;

> строить логические рассуждения, использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов при выполнении заданий и опытов;

> выдвигать гипотезы для объяснения или описания физических, химических, географических и биологических явлений;

> перерабатывать информацию из текстов естественнонаучного содержания («смысловое чтение»), в том числе находить нужную информацию в

тексте, обобщать содержание текста и выделять в нём основные мысли, критически оценивать содержание текста;

> воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах: словесной, символической, в виде графиков, изображений, схем, диаграмм, таблиц;

> использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) при экспериментальных заданиях и опытах, в том числе для поиска и переработки научной и научно-популярной информации, учебных исследований и проектов, накопления и использования индивидуальных данных, связанных с освоением курса естествознания;

> продуктивно взаимодействовать с другими людьми, в том числе работать в группе при выполнении учебных задач (например, экспериментальных заданий и проектов), точно формулировать вопросы и аргументировать свою точку зрения в процессе обсуждения учебного материала, результатов экспериментальных заданий, опытов и проектов.

ОБЩИМИ ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения естествознания являются:

> представления о познаваемости природы методами естественных наук, существовании и познаваемости законов природы, об основополагающей роли физики для развития техники, технологий, других естественных наук (химии, биологии, географии);

> система первоначальных знаний о физических, химических, биологических, географических явлениях;

> владение понятийным аппаратом и символическим языком физики, химии, биологии, географии;

> первоначальные исследовательские умения: проводить наблюдения и измерения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты экспериментов и делать выводы на основании полученных данных;

> умение объяснять наблюдаемые явления;

> способность использовать полученные физические, химические, географические и биологические знания и приобретённые умения для объяснения практических задач, обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основное содержание учебного курса 5-й класс (70 ч.)

Раздел 1. Методы изучения природы Ключевые идеи раздела

Основная задача этого вводного раздела - дать первоначальные представления о том, что изучает естествознание и как оно это делает. Обучающиеся должны увидеть, что естествознание изучает явления, со многими из которых они встречаются в жизни, и объясняет причины этих явлений. Ключевая идея раздела состоит в том, что существуют точные методы изучения природы, а объяснения явлений, которые дают физика, химия, биология, география, имеют экспериментальное и логическое обоснования. На материале раздела учащиеся также должны получить первые представления о том, что практически весь мир технических устройств, который их окружает, основан на достижениях естественных наук.

Содержание раздела

Естествознание - наука о природе, рассматриваемая как единое целое. Методы научного познания природы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Операции, входящие в различные методы исследования: описание, измерение, сравнение. Методы

фиксирования результатов исследования: тексты, рисунки, фотографии, таблицы, схемы, диаграммы, микропрепараты, влажные препараты, гербарии. Приборы и инструменты для изучения природы. Взаимосвязь методов при изучении различных объектов природы.

Использование космической геоинформации в разных областях практической деятельности: составлении метеопрогнозов, слежение за опасными природными явлениями и стихиями (ураганами, смерчами, наводнениями и др.), состоянием окружающей среды, источниками её загрязнения; учёт природных ресурсов (лесных, водных, минеральных), обнаружение очагов возгорания и распространения огня и др.

Демонстрации

1. Набор приборов и инструментов: часы, измерительная линейка, термометр, цилиндр измерительный, лупа и др.

2. Фотоизображения и видеодемонстрации современных научных приборов.

3. Микропрепараты мутаций плодовой мушки дрозофилы (с помощью цифрового микроскопа).

4. Гербарии разных сортов культурных растений.

5. Выделение хлорофилла из листьев растений.

6. Разложение белого света в спектр.

7. Космические снимки местности.

8. Картосхемы с изображением геоинформации.

Экспериментальные задания и опыты

1. Правила работы в лаборатории. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

2. Измерение линейных размеров тел.

3. Измерение объёма тел с помощью измерительного цилиндра.

4. Измерение температуры воздуха и воды.

5. Наблюдение за выделением кислорода водным растением элодеей.

6. Чтение геоинформации, представленной в разных формах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проекты

1. Наблюдение плавления льда и измерение температуры плавления.

2. Изучение скорости растворения разных веществ в воде.

Раздел 2. Земля и другие планеты Солнечной системы Ключевые идеи раздела

При ознакомлении с Солнечной системой (структурой, составом и объектами) необходимо иметь в виду, что их современное состояние является определённым этапом эволюции, которая продолжается в течение нескольких миллиардов лет.

Для успешного проведения наблюдений необходим «Школьный астрономический календарь», что позволит планировать наблюдения планет и других объектов с учётом условий их видимости.

Содержание раздела

Солнце - ближайшая к нам звезда. Солнечная система. Земля - планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Смена времён года и времени суток как следствия обращения Земли вокруг Солнца и вращения вокруг собственной оси.

Строение поверхности Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Луна - наш космический спутник. Лунные фазы. Освоение Луны.

Планеты Солнечной системы (планеты земной группы, планеты-гиганты).

Значение Солнца для жизни на Земле.

Демонстрации

1. Теллурий.

2. Глобусы Земли и Луны.

3. Модель Солнечной системы.

4. Фотографии и видеодемонстрации планет, спутников планет, комет, метеоритов и других объектов.

5. Карта звёздного неба.

6. Географические карты различного масштаба.

Экспериментальные задания и опыты

1. Кажущееся движение звёзд по небу вследствие вращения Земли.

2. Наблюдение наиболее характерных объектов лунного рельефа.

3. Наблюдение солнечных пятен на экране.

Проекты

1. Планеты земной группы и их особенности.

2. Планеты-гиганты и их особенности.

Раздел 3. Окружающая среда Ключевые идеи раздела

Окружающая среда - земное окружение человеческого общества, вовлечённое в сферу деятельности людей и составляющее необходимое условие существования и развития общества.

В настоящее время на природную среду оказывается сильное воздействие: добыча различных ископаемых, распашка земель, вырубка лесов, строительство каналов, оросительных систем, создание водохранилищ и др.

Человек - часть природы и вне её существовать не может. Чистый воздух, вода, продукты питания, не отравленные вредными химическими веществами, - залог здоровья.

Загрязнение окружающей среды природными, промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными отходами - острая проблема, экологическая опасность для всего живого на Земле.

Содержание раздела

Воздушная среда. Две точки зрения на воздух: химическая и тривиально-бытовая. Воздух как смесь газов. Опыт А. Л. Лавуазье по установлению состава воздуха. Объёмный состав воздуха. Инертные газы и их применение человеком. Пыль в воздухе. Смог. Чистый воздух. Откуда берётся кислород? Наш защитник - озон.

Водная среда. Вода - это жизнь. Чистая вода - это здоровье. Источники.

Две точки зрения на чистую воду: химическая и тривиально-бытовая. Вода как растворитель. Первоначальное представление об истинных растворах и взвесях. Вода жёсткая и вода мягкая. Очистка воды в быту и в промышленности. Роль воды в жизнедеятельности живых организмов.

Ограничения в использовании воды при тушении пожаров.

Геологическая среда. Горные породы. Богатства под ногами.

Биопочвенная среда. Почва - зеркало природы, наша кормилица. Природные зоны: как сохранить природное равновесие.

Городская среда. Человек в большом городе.

Особо охраняемые природные территории. Заповедники, национальные парки, природные памятники. Объекты Всемирного природного наследия. Чудеса природы России.

Демонстрации

1. Сжигание фосфора под колоколом (как модель опыта Лавуазье).

2. Конус Тиндаля в воздухе.

3. Круговая диаграмма объёмного состава воздуха.

4. Фрагмент мультфильма «Состав воздуха»

(https://www.youtube.com/watch?v=ag8rxog-hf0)

5. Фрагмент «Состав воздуха» из учебного фильма «Воздух»

(https://www.youtube.com/watch?v=gyEH_oXMumA)

6. Горение магния в воде.

7. Фрагмент учебного фильма «Вода».

8. Видеофрагмент «Леонид Мартынов "Вода" (читает Юлия Рутберг)» (https://www.youtube.com/watch?v=O0I5FzNGxxY).

9. Измерение относительной влажности воздуха.

10. Измерение атмосферного давления.

11. Определение направления и силы ветра.

12. Определение наличия гумуса в почве.

13. Определение наличия минеральных веществ в почве.

Экспериментальные задания и опыты

1. Выпаривание водопроводной воды на стеклянной пластинке.

2. Наблюдаем за погодой: 1) Прогноз погоды. 2) Метеоинформация. 3) Чудо-барометр. 4) Откуда дует ветер? 5) Облачность. 6) Дождь или град? 7) Ледяной дождь. 8) Чистый снег. 9) Календарь погоды. 10) «Погода на глаз». 11) Из чего состоит почва? 12) Как почва пропускает воду? 13) Кто живет в почве?

Проекты

1. Растения-барометры.

2. Строим солнечную печь.

3. Моделируем парниковый эффект.

4. Изучение состава готовых почвенных смесей для комнатных растений.

5. Изучение свойств готовых почвенных смесей для комнатных растений.

Раздел 4. Многообразие веществ.

Дискретное строение вещества Ключевые идеи раздела

В качестве объектов природы рассматриваются тела живой и неживой природы, вещества. Даётся классификация веществ: неорганических и органических, простых и сложных. Знания о человеке как природном организме и социальном существе позволяют рассмотреть тела, вещества и процессы в качестве окружающей человека среды, охарактеризовать роль человека в познании и преобразовании природы в процессе её изучения и использования.

Даются первые представления о дискретном строении материи, а также рассматривается логика формирования системы знаний о веществах и их превращениях. Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы её существования всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные, благодаря тому что структурные частицы веществ взаимодействуют друг с другом. А поскольку эти процессы в природе находятся в состоянии равновесия, то нарушение его приводит к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем. Кроме того, обучающиеся могут быть подведены к выводу о том, что возникновение живых систем - это результат сложных превращений более простых частиц, результат разнообразных взаимодействий веществ.

Содержание раздела

Жизнь - уникальное явление. Разнообразие условий жизни на планете Земля. Живые организмы - основа биосферы. Разнообразие условий жизни на планете. Признаки живых организмов: обмен веществ и энергии (питание, дыхание); рост, развитие, воспроизводство, раздражимость.

Разнообразие живых организмов. Царства живой природы, их основная характеристика. Адаптация живых организмов к среде обитания. Человек - один из видов живых организмов, часть биосферы. Роль человека в биосфере.

Традиционные виды хозяйственной деятельности, направленные на природо- и ресурсосбережение.

Клетка - фундаментальная единица живого.

Многообразие веществ. Дискретное строение вещества. Модели твёрдых тел, жидкостей и газов. Модель вещества - атомы и молекулы. Вещества органические и неорганические. Представление о химических элементах. Знаки химических элементов. Простые (металлы и неметаллы) и сложные (оксиды, основания, кислоты, соли) вещества. Химические формулы простейших веществ. Химические элементы в живых телах. Тела и вещества вокруг нас. Единство химического состава тел неживой и живой природы.

Демонстрации

1. Таблица (слайд) «Царства живой природы».

2. Микропрепараты растительных и животных клеток (с помощью цифрового микроскопа).

3. Таблица «Положение человека в системе живой природы».

4. Модели (слайды с изображением) различных атомов и молекул.

5. Модель ДНК.

6. Сцепление свинцовых цилиндров.

7. Демонстрации свойств газов, жидкостей и твёрдых тел.

Экспериментальные задания и опыты

1. Сборка моделей разных молекул.

2. Наблюдения взаимодействия частиц вещества.

3. Наблюдение диффузии в жидкостях и газах.

4. Наблюдение свойств газов.

5. Наблюдение свойств жидкостей.

6. Изучение коллекции твёрдых тел.

7. Наблюдение различных видов деформаций твёрдых тел (на примере ластика).

Проекты

1. Клеточное строение живых организмов.

2. Особенности воды и её значение для живых организмов.

3. Получение кристаллов льда.

4. Изучение разнообразия веществ по их физическим свойствам.

5. Изучение разнообразия веществ по их химическим свойствам.

6. Традиционные и современные ресурсосберегающие технологии.

Обобщающие занятия за курс 5-го класса (4 ч.).

Резерв учителя (4 ч.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6-й класс (70 ч.)

Раздел 1. Природные явления Ключевые идеи раздела

Основная задача раздела - познакомить с разнообразными явлениями (физическими, химическими, биологическими, географическими), показать их особенности, проиллюстрировать взаимосвязь явлений (их интеграционные связи).

Важно обратить внимание на влияние разнообразных явлений на окружающую

среду.

Содержание раздела

Разнообразие природных явлений: физические, химические, географические, биологические.

Физические явления. Взаимодействие и движение тел. Проявление сил в природе, технике и (или) быту. Энергия и работа. Механические колебания. Тепловые явления: испарение и конденсация, плавление и кристаллизация. Электромагнитные явления: электризация тел, взаимодействие заряженных тел, электрический ток и действия

тока, постоянные магниты и их взаимодействие. Световые явления: прямолинейное распространение света, отражение, преломление света, разложение в спектр пучка белого света при прохождении его сквозь призму. Глаз и зрение. Восприятие света животными. Звуковые явления: музыкальные звуки, шум. Слух человека и животных.

Химические явления: превращение веществ (физические явления и химические реакции), реакции разложения и соединения, условия горения и его прекращения. Признаки химических реакций: выделение света и тепла, изменение окраски, изменение запаха, выпадение и растворение осадков, выделение газов. Влияние деятельности человека на химический состав окружающей среды.

Кислород. Образование кислорода в природе. Гипотеза о появлении кислорода в атмосфере Земли. Кислород и горение веществ. Опыты Дж. Пристли с кислородом. Значение кислорода для жизнедеятельности живых организмов. Условия возникновения и прекращения горения. Пожар. Первая доврачебная помощь при ожогах.

Оксид углерода (IV). Значение углекислого газа для жизнедеятельности живых организмов. Свойства углекислого газа: взаимодействие с раствором гидроксида кальция с образованием карбоната кальция. Взаимодействие свежеосаждённого карбоната кальция с избытком углекислого газа.

Применение углекислого газа человеком: газированные напитки, «сухой лёд», огнетушитель. Ограничения в использовании оксида углерода (IV) при тушении пожаров.

Географические явления: явления в атмосфере, гидросфере, земной коре (на примерах). Процессы рельефообразования, выветривания горных пород. Погодные явления. Географическая среда: факторы, её формирующие и изменяющие.

Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.

Биологические явления: явления, связанные с ростом, развитием, размножением живых организмов. Питание и дыхание организмов. Представление о развитии жизни на Земле: зарождение жизни в воде, освоение суши, появление млекопитающих и человека. Преобразование одного вида энергии в другой в живых организмах.

Демонстрации

1. Взаимодействие двух легкоподвижных тележек и их движение.

2. Механические колебания нитяного и пружинного маятников.

3. Испарение жидкостей.

4. Конденсация водяного пара.

5. Плавление кристаллического тела.

6. Электризация тел, взаимодействие заряженных тел.

7. Действия электрического тока.

8. Постоянные магниты и их взаимодействие.

9. Прямолинейное распространение света.

10. Образование тени и полутени.

11. Отражение и преломление света, дисперсия света.

12. Источники и приёмники звука.

13. Звучание камертона.

14. Отскакивание шарика от звучащего камертона.

15. Разложение дихромата аммония.

16. Взаимодействие очень разбавленных растворов хлорида железа (III) и роданида калия.

17. Реакция между растворами сульфата меди (II) и гидроксида натрия.

18. Взаимодействие свежеосаждённого гидроксида меди (II) с глицерином.

19. Сравнение горения свечи на воздухе и в кислороде.

20. Фрагмент мультфильма «Кошкин дом» (https: //www.youtube.com/watch?v=S 5wYxbdJ_yM)

21. Горение угля и серы в кислороде.

22. Тушение горящей свечи углекислым газом.

23. Горение магния в углекислом газе.

24. Взаимодействие оксида углерода (IV) с раствором гидроксида кальция с образованием карбоната кальция.

25. Учебный фильм «Двуокись углерода» (https://www.youtube.com/watch?v=hfqrhvlJYm4).

26. Образование крахмала в листьях растений на свету («фотоотпечатки»).

27. Испарение воды растениями.

28. Поглощение углекислого газа растениями.

29. Выделение кислорода растениями.

30. Тропизмы у растений.

Экспериментальные задания и опыты

1. Наблюдение взаимодействия двух теннисных шаров и их движение.

2. Наблюдение и описание колебаний нитяного маятника.

3. Наблюдение и описание колебаний пружинного маятника.

4. Наблюдение процесса испарения жидкости.

5. Наблюдение плавления льда.

6. Наблюдение электризации тел и взаимодействия заряженных тел.

7. Наблюдение действий электрического тока.

8. Наблюдение взаимодействия постоянных магнитов.

9. Наблюдение прямолинейного распространения света.

10. Исследование угла отражения света от угла падения.

11. Наблюдение увеличенного и уменьшенного изображения предмета.

12. Звукопроводность различных тел (веществ).

13. Плавление и затвердевание парафина.

14. Разложение сахара при нагревании.

15. Взаимодействие насыщенного раствора хлорида аммония с раствором гидроксида натрия.

16. Обнаружение кислорода в одной из двух выданных пробирок (с помощью тлеющей лучинки).

17. Получение оксида углерода (IV) в приборе Д. М. Кирюшкина и его обнаружение с помощью горящей лучинки и известковой воды.

18. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

19. Наблюдение прорастания семян.

20. Наблюдение фототропизма растений («листовая мозаика»).

21. Наблюдение геотропизма растений.

Проекты

1. Особенности зрения человека.

2. Слух человека и животных.

3. Химический состав планет Солнечной системы, спутников планет, комет, астероидов, метеоритов.

4. Взаимодействие природы и общества: вчера, сегодня, завтра (на примерах).

5. Факторы, влияющие на прорастание семян.

6. Полосатые листья.

7. Бесцветная трава.

Раздел 2. Взаимосвязи в природе Ключевые идеи раздела

Проиллюстрировать на примерах: природа как единая система, взаимосвязи между элементами природных систем, целостность и устойчивость природных систем.

Изменения в природе, вызванные естественными причинами и деятельностью человека. Загрязнение окружающей среды.

Содержание раздела

Взаимосвязи между живой и неживой природой. Разнообразие живых организмов как результат приспособленности к обитанию в различных природных условиях. Влияние живых организмов на неживую природу.

Взаимосвязи в живой природе. Основные типы взаимоотношений живых организмов (хищник - жертва, паразит - хозяин, конкурентные, взаимополезные и нейтральные отношения). Представление о природном сообществе; ярусность в природном сообществе (на местном материале).

Природа как единая система. Взаимосвязь между элементами природных систем. Целостность - основное свойство системы. Устойчивость природных систем. Взаимосвязь компонентов в природных комплексах разного ранга: ландшафтах своей местности, природной зоне своей местности.

Человек - часть природы. Влияние человека на природу. Изменения в природе, вызванные естественными причинами и деятельностью человека. Загрязнение окружающей среды. Ответное воздействие изменений природы на человека (на местном материале).

Пути улучшения окружающей среды человеком. Культурные ландшафты. Заповедники и национальные парки.

Примеры взаимосвязи природных явлений (круговорот воды, почвообразование, фенологические явления). Примеры круговорота веществ в природе.

Демонстрации

1. Фенологический календарь своей местности.

2. Растения и животные, занесённые в Красные книги различного уровня (своей местности, региона, РФ, мира).

3. Видеофрагменты о сезонных и суточных явлениях в природе; о растительном и животном мире различных природных зон; о влиянии деятельности человека на природу; о деятельности различных международных природоохранных организаций (WWF, IFAW).

4. «Цветение» воды, вызванное одноклеточными водорослями.

5. Мультфильм «Круговорот воды в природе»

(https://www.youtube.com/watch?v=1BeJHw1Tj5w).

Экспериментальные задания и опыты

1. Описание особенностей внешнего строения растений различных природных зон с использованием гербарных материалов.

2. Описание организмов, обитающих в пресных водоёмах данной местности, по коллекциям и по результатам собственных наблюдений в природе во время экскурсий.

3. Сравнение особенностей внешнего и внутреннего строения живых организмов (например, комнатные и аквариумные растения).

4. Сравнение конечностей беспозвоночных (на примере насекомых) и позвоночных животных, приспособленных к различным способам передвижения.

5. Моделирование цепей питания в различных сообществах с использованием дидактических карточек или слайдов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Описание по заданному плану особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе (на местном материале).

7. Описание по плану природной зоны своей местности.

Проекты

1. Изучение воздействий хозяйственной деятельности человека на местные ландшафты.

2. Мониторинг состояния окружающей среды своей местности.

3. Описание заповедных территорий своей местности, одного из культурных ландшафтов.

4. Круговорот веществ в природе (круговорот кремния в природе и др.).

5. Приключение капельки: большой и малый круговороты воды в природе.

6. Сколько мусора производит наша семья?

7. Какой фильтр лучше очищает воду?

Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной Содержание раздела Представления о физической природе Солнца и звёзд. Сравнительные расстояния до планет и звёзд. Место человека во Вселенной. Освоение околоземного космического пространства. Современные космические программы.

Демонстрации

1. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звёздного неба.

2. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд.

3. Космическая деятельность человека (аудио- и видеоматериалы).

Лабораторный практикум на местности (5 ч.)

1. Мониторинг воздушных масс (наблюдение за погодой).

2. Мониторинг водных объектов.

3. Мониторинг рельефа своей местности.

4. Мониторинг состояния растительного покрова.

5. Описание природных комплексов своей местности, включая информацию о степени антропогенной нагрузки на них.

Повторительно-обобщающий раздел за курс 5-го и 6-го классов (6 ч.). Резерв учителя (4 ч.)

Тематическое планирование 5-й класс (70 ч.)_

№ Наименование раздела Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности (предлагаемые виды деятельности носят примерный, рекомендательный характер)

1 2 3 4

Раздел 1. Методы изучения природы

1 Естествознание — система наук о природе 1 Распознавание и классификация природных явлений

2 Методы познания природы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Операции, входящие в различные методы исследования. Методы фиксирования результатов опыта, исследования 6 Наблюдение, описание и обсуждение явлений. Наблюдение за выделением кислорода водным растением элодеей. Сравнение различных явлений. Фиксация (описание) результатов исследования (опыта): тексты, рисунки, фотографии, таблицы, схемы, диаграммы, микропрепараты, влажные препараты, гербарии

3 Измерение величин с использованием лабораторного оборудования 3 Ознакомление с лабораторным оборудованием кабинета естествознания (или кабинетов физики, химии, биологии, географии).

Измерение линейных размеров тел. Измерение объёма тел с помощью измерительного цилиндра. Измерение температуры воздуха и воды. Обсуждение предлагаемых способов и результатов

4 Научный метод познания 2 Выдвижение гипотез, объясняющих простейшие явления. Предложение способов проверки гипотез

5 Современные приборы и инструменты для изучения природы 2 Наблюдение действия различных приборов из лабораторного оборудования. Анализ фотохостингов с изображениями внешнего вида и внутреннего устройства различных приборов

6 Роль естествознания в сохранении и улучшении состояния природы 2 Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет: анализ и сравнение

7 Использование космической геоинформации в разных областях практической деятельности 2 Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет: анализ и сравнение: метеопрогнозы, состояние окружающей среды, источники её загрязнения, учёт природных ресурсов и др.

8 Обсуждение результатов выполнения проектной работы «Наблюдение плавления льда и измерение температуры плавления» (или «Изучение скорости растворения разных веществ в воде», по выбору) 1 Обсуждение результатов работы. Анализ рекомендаций учителя для выполнения других проектных работ: путь от анализа литературы до получения конкретного результата

9 Итоговое занятие по разделу 1 Ответы на вопросы анкеты, выполнение заданий

Раздел 2. Земля и другие планеты Солнечной системы

1 2 3 4

1 Солнце - ближайшая к нам звезда. Земля - планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли 2 Актуализация сведений о планете Земля, полученных в курсе «Окружающий мир» в начальной школе. Ознакомление с характеристиками планеты: размеры, масса. Глобус - модель Земли. Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет

2 Смена времён года и времени суток 2 Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет. Теллурий как модель вращения Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца

3 Строение поверхности Земли. Оболочки Земли 2 Ознакомление со строением поверхности Земли, оболочками планеты (атмосферой,

гидросферой, литосферой, биосферой),

внутренним строением. Работа с

текстовым материалом, схемами,

таблицами, рисунками, фотографиями,

видеоматериалами, ресурсами сети

Интернет

4 Земля и Луна 1 Глобусы Земли и Луны. Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками. Наблюдение наиболее характерных объектов лунного рельефа с помощью телескопа

5 Другие планеты и объекты Солнечной системы 2 Ознакомление с объектами Солнечной системы: планетами, спутниками планет, комет и др. Иллюстрации с изображением объектов Солнечной системы (фотографии, слайды и др.). Обсуждение результатов выполнения проектных работ «Планеты земной группы и их особенности», «Планеты-гиганты и их особенности»

6 Карта звёздного неба. Географические карты различного масштаба 1 Выполнение заданий и опытов, обозначенных в программе. Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками

7 Итоговое занятие по разделу. Значение Солнца для жизни на Земле 1 Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками

Раздел 3. Окружающая среда

1 2 3 4

1 Воздушная среда 2 Состав воздуха. Работа со схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет. Измерение атмосферного давления

2 Водная среда 2 Работа со схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет. Измерение относительной влажности воздуха

3 Геологическая среда 1 Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет

4 Биопочвенная среда 2 Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет. Наблюдение за определением наличия гумуса и минеральных веществ в почве

5 Выполнение экспериментальных заданий и опытов 2 Выполнение экспериментальных заданий и опытов, указанных в программе. Обсуждение результатов работы. Обсуждение результатов выполнения проектных работ, указанных в программе

6 Обсуждение экологической проблемы: загрязнение 1 Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями,

окружающей среды видеоматериалами, ресурсами сети Интернет

Раздел 4. Многообразие веществ. Дискретное строение вещества

1 2 3 4

1 Разнообразие условий жизни на планете Земля. Признаки живых организмов 3 Обсудить разнообразие условий жизни на планете Земля, признаки живых организмов (обмен веществ и энергии): рост, развитие, воспроизводство, раздражимость. Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет

2 Разнообразие живых организмов. Царства живой природы. Человек - часть биосферы 3 Используя таблицы, обсудить классификацию живой природы, положение человека в системе живой природы. Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет

3 Модель клетки -фундаментальная единица живого 2 Используя микропрепараты растительных и животных клеток, рисунки, схемы, обсудить фундаментальность единицы живого. Обсудить результат выполнения проектной работы «Клеточное строение живых организмов»

4 Многообразие веществ. Дискретное строение вещества. Атомы и молекулы 3 Ввести представление о дискретном строении материи. Используя модели различных атомов, произвести сборку моделей разных молекул. Показать изображение атомов и молекул, полученных с помощью современных приборов. Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет

5 Модели твёрдых тел, жидкостей и газов 2 Наблюдение взаимодействия частиц вещества, диффузии в жидкостях и газах, свойств газов, жидкостей и твёрдых тел. Обсуждение результатов наблюдений. Обсудить результаты выполнения проектных работ «Особенности воды и её значение для живых организмов», «Получение кристаллов льда»

6 Вещества органические и неорганические. Представление о химических элементах. Простые и сложные вещества. Химические формулы простейших веществ 3 Познакомить с классификацией веществ, дать представление о химических элементах, знаках химических элементов. Познакомить с простыми (металлы и неметаллы) и сложными (оксиды, основания, кислоты, соли) веществами, химическими формулами простейших веществ

7 Разнообразие веществ по физическим и химическим свойствам 2 Выполнить и обсудить результаты проектных работ «Изучение разнообразия веществ по их физическим свойствам», «Изучение разнообразия веществ по их

химическим свойствам»

8 Химические элементы в живых телах. Единство химического состава тел неживой и живой природы. Тела и вещества вокруг нас 2 Обобщить материал раздела, используя текстовые материалы, схемы, таблицы, рисунки, фотографии, видеоматериалы, ресурсы сети Интернет, результаты экспериментальных заданий и опытов

9 Итоговое занятие 1 Проверочная работа

Обобщающие занятия за курс 5-го класса (4 ч.). Резерв учителя (4 ч.).

_6-й класс (70 ч.)

Раздел 1. Природные явления

1 2 3 4

1 Разнообразие природных явлений. Физические явления 8 Распознавание различных природных явлений. Распознавание и классификация физических явлений: механических, тепловых, звуковых, электромагнитных. Наблюдение, описание и обсуждение взаимодействия тел, колебаний маятников, испарения жидкости и плавления льда, электризации тел и взаимодействия заряженных тел, действий электрического тока, взаимодействия постоянных магнитов, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света

2 Глаз и зрение. Слух человека и животных 2 Наблюдение звукопроводности различных тел (веществ). Выполнить и обсудить результаты проектных работ «Особенности зрения человека», «Слух человека и животных»

3 Химические явления 8 Распознавание и классификация химических явлений: превращение веществ, реакции разложения и соединения, условия горения и его превращения. Распознавание кислорода и углекислого газа. Значение углекислого газа и его применение. Обсудить результаты проектной работы «Химический состав планет Солнечной системы, спутников планет, комет, астероидов, метеоритов»

4 Географические явления 6 Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет при обсуждении географических явлений:

в атмосфере, гидросфере, процессов

рельефообразования, выветривания

горных пород. Обсуждение правил

поведения в опасных и чрезвычайных

ситуациях природного происхождения

5 Биологические явления 7 Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет при обсуждении биологических явлений: рост, развитие, размножение, питание, дыхание организмов. Наблюдение, описание и обсуждение образования крахмала в листьях на свету, испарения воды листьями, поглощения углекислого газа и выделения кислорода растениями, тропизмов растений. Анализ и обсуждение представлений о развитии жизни на Земле, о преобразовании одного вида энергии в другой в живых организмах. Выполнить и обсудить результаты проектных работ «Факторы, влияющие на прорастание семян», «Полосатые листья», «Бесцветная трава»

6 Взаимосвязь природных явлений 1 Проиллюстрировать взаимосвязь природных явлений, показать влияние разнообразных явлений на окружающую среду

7 Итоговое занятие 1 Проверочная работа

Раздел 2. Взаимосвязи в природе

1 Взаимосвязи между живой и неживой природой 3 Обсуждение взаимосвязи между живой и неживой природой, разнообразия живых организмов, влияние живых организмов на неживую природу. Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет

2 Взаимосвязи в живой природе 3 Классификация основных типов взаимоотношений живых организмов. Выделение представлений о природном сообществе, ярусность в природном сообществе (на местном материале)

3 Взаимосвязь между элементами природных систем. Устойчивость 3 Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами,

природных систем. Взаимосвязь компонентов в природных комплексах разного ранга ресурсами сети Интернет. Выполнение экспериментальных заданий и опытов 1-3 раздела и анализ результатов

4 Влияние человека на природу. Изменения в природе, вызванные естественными причинами и деятельностью человека 3 Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет. Выполнение экспериментальных заданий и опытов 4-6 из раздела и анализ результатов

5 Выполнение проектных работ 2 Обсудить результаты проектных работ 1-3 из раздела 2: «Изучение воздействий хозяйственной деятельности человека на местные ландшафты», «Мониторинг состояния окружающей среды своей местности», «Описание заповедных территорий своей местности, одного из культурных ландшафтов», «Сколько мусора производит наша семья?», «Какой фильтр лучше очищает воду?»

6 Примеры взаимосвязи природных явлений 4 Анализ и объяснение круговоротов вещества в природе (воды, кислорода, углекислого газа, кремния, азота и др.)

Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной

1 Представление о физической природе Солнца и звёзд 2 Обсуждение вопроса о физической природе Солнца и звёзд, сравнительных расстояний до планет и звёзд, месте человека во Вселенной. Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет

2 Освоение околоземного космического пространства 2 Работа с текстовым материалом, схемами, таблицами, рисунками, слайдами, фотографиями, видеоматериалами, ресурсами сети Интернет

Лабораторный практикум на местности (5 ч.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(перечень указан на с. 98) Повторительно-обобщающий раздел за курс 5-го и 6-го классов (6 ч.).

1. Методы научного познания природы. Взаимосвязь методов при изучении различных объектов природы.

2. Земля - планета Солнечной системы. Значение Солнца для жизни на Земле.

3. Дискретное строение материи. Клеточное строение живых организмов. Единство химического состава тел неживой и живой природы.

4. Разнообразие природных явлений. Взаимосвязи природных явлений.

5. Взаимосвязи между живой и неживой природой.

6. Природа как единая система. Взаимосвязь между элементами природных систем. Целостность и устойчивость природных систем.

Резерв учителя (4 ч.).

Рекомендации по оснащению кабинета естествознания для обеспечения учебного процесса

Помещение кабинета для преподавания естествознания должно быть оснащено учебной мебелью, шкафами для хранения демонстрационного и лабораторного оборудования, демонстрационным столом учителя, с подводкой к нему электрического тока и холодной воды, а также всем необходимым для обеспечения правил безопасного труда обучающихся.

Минимальный набор оборудования, необходимый для эффективного обучения естествознанию

Настоящие рекомендации представляют собой оптимальные требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по преподаванию естествознания в соответствии с данной программой. В перечень оборудования наряду с выпускаемыми в настоящее время средствами включено перспективное материально-техническое оснащение (например, разного рода датчики - температуры, давления и пр.), создание которого необходимо для обеспечения ФГОС ООО.

Материально-техническое оснащение преподавания естествознания обеспечивает выполнение учащимися учебно-практических работ, проведение учителем демонстраций, а также организацию проектной деятельности и экспериментальных заданий, опытов в окружающей среде (лабораторный практикум). Основу для ученических наблюдений и опытов составляют комплекты для фронтальных ученических работ по всем темам курса, а также коллекции и гербарии. Номенклатура опытов, наблюдений и измерений с использованием коллекций, гербариев и тематических комплектов оборудования должна обеспечивать проведение всех видов деятельности, перечисленных в тематическом планировании.

Библиотечный фонд:

Учебно-методический комплект по естествознанию: учебник, методические рекомендации по преподаванию, рабочая тетрадь, контрольно-измерительные материалы и другие пособия.

Справочные материалы: «Биологический энциклопедический словарь», «Химический энциклопедический словарь», «Физический энциклопедический словарь», справочник по естествознанию, атласы-определители растений и животных, атлас географических карт.

Печатные пособия:

Портреты великих учёных-естествоиспытателей (для создания постоянной (сменной) экспозиции при формировании кабинета).

Карта звёздного неба.

Физическая карта мира.

Таблицы по основным темам курса естествознания.

Подвижная карта звёздного неба.

Электронные образовательные ресурсы:

Справочные информационные ресурсы (электронная энциклопедия, атлас карт, определители растений и животных, справочные материалы).

Электронная библиотека наглядных пособий по естествознанию.

Компьютерные программы по темам курса естествознания.

Технические средства обучения (в составе автоматизированного рабочего места для педагога):

• персональный компьютер (ноутбук) с выходом в сеть Интернет;

• мультимедийный проектор;

• экран или интерактивная доска;

• многофункциональное устройство (сканер/принтер/копир);

• цифровой фотоаппарат;

• цифровая видеокамера;

• цифровой микроскоп.

Список литературы

1. Фадеева А. А. Интеграция содержания естественнонаучного образования в современной школе: состояние, проблемы, перспективы //Физика в школе. 2017. № 2. С. 19-27.

2. Пентин А. Ю., Фадеева А. А. Место интегрированного курса «Естествознание, 5-6» в системе школьного естественнонаучного образования: отечественный и зарубежный опыт // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 4(41). С. 69-84.

3. Фадеева А. А., Петрова Н. Н. Методологические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в современной школе // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху (ЕЕ1А-2017) / под ред. С. В. Ивановой. М., 2017. С. 509-519.

4. Петрова Н. Н., Базанов А. С. Новые подходы к конструированию содержания географического образования в основной школе// География в школе. 2014. № 2. С. 51-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.