Научная статья на тему 'Естественный язык и язык компьютерных технологий как два способа отражения действительности'

Естественный язык и язык компьютерных технологий как два способа отражения действительности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
541
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ / ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЯЗЫКЕ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / ЯЗЫК КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / LANGUAGE AND INTELLECTION / REFLECTION OF REALITY IN THE LANGUAGE / A NATURAL LANGUAGE / LANGUAGE OF COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калинина Людмила Викторовна

В статье сопоставляются особенности отражения действительности средствами естественного языка и средствами современных компьютерных технологий. Показывается, что, несмотря на совершенство компьютерных технологий и высокую степень их релевантности в отражении действительности, язык по-прежнему сохраняет за собой статус универсальной знаковой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural language and language of computer technologies as two ways of reflection of reality

In article features of reflection of reality by means of a natural language and means of modern computer technologies are compared. It is shown that despite perfection of computer technologies and high degree of their relevance in reflection of reality, language still reserves the status of universal sign system.

Текст научной работы на тему «Естественный язык и язык компьютерных технологий как два способа отражения действительности»

жены обычно глаголами прошедшего времени совершенного вида, подлежащие - формой именительного падежа существительного. Повествовательные строфы раскрывают тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Предложения не описывают действия, а повествуют о них, т. е. передается самое событие, самое действие. (Солганик Г. Я. Параллельные прозаические строфы // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003. С. 278-279).

11.Чернова С. В. Язык эмоций и чувств (на материале рассказа Ю. Казакова «Отход») // Русское слово, высказывание, текст: рациональное, эмоциональное, экспрессивное. М., 2007. С. 326-330.

12. Арутюнова Н. Д. Указ. соч. С. 176.

13. Игнатов И. А. Личность: лингвистический анализ (семантика и функционирование слова личность в русском языке; человек как носитель личностных характеристик и его отображение в художественном тексте): дис. ... канд. филол. наук. Киров, 2013.

14. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // Философия и культура. М., 1991. С. 413.

15. Фесенко Э. Я. Русская литература XIX века в поисках героя. М., 2012. С. 10.

16. Интерпретация образа человека. Образ публичных людей города Кирова /науч. ред. С. В. Чернова. Киров, 2012.

17. Крысин А. П. Указ. соч.

18. Чернова С. В. Художественная биография и её роль в создании образа человека: лингвистический анализ (на материале романа А. И. Герцена «Кто виноват?») // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. сб. науч. тр. Киров, 2013. С. 5-15.

19. Михаилов А. А. Биография поколений. М., 1983. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-539615.html?page=4#306982

20. Чернова С. В. О взаимообусловленности значений слов процесс и деятельность // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. сб. науч. тр. Киров, 2011. С. 81.

21.Чернова С. В. Деятельность: лингвистический анализ. Киров, 2008.

22. Antinazi.

23. Русские Европейского Севера. Википедия. URL: http:// narodru.religare.ru/ peoples1172.html.

24. Чернова С. В. Образ жизни - образ человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. №3(1). С. 115-121.

25. Чернова С. В. Образ человека: толкование термина, источники для изучения, множественность интерпретаций, лингвистический анализ // Интерпретация образа человека как лингвистическая проблема: материалы Междунар. конф. 5-7 сентября 2011 / отв. ред. С. В. Чернова, Л. В. Калинина. Киров, 2011. С. 9-24.

26. Наумова Н. Г. Языковые средства создания образа П. И. Чичикова (на материале поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»). Киров, 2010.

27. Калинина А. В. Образ человека рубежа XX-XXI веков в зеркале языковых и социальных процессов. Киров, 2013.

28. Полякова Н. В. Образ Дмитрия Инсарова как совокупность его непроцессуальных и процессуальных характеристик // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. сб. науч. тр. / науч. ред. С. В. Чернова. Киров, 2012. С. 33-36.

УДК 81'22

А. В. Калинина

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК И ЯЗЫК КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ДВА СПОСОБА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В статье сопоставляются особенности отражения действительности средствами естественного языка и средствами современных компьютерных технологий. Показывается, что, несмотря на совершенство компьютерных технологий и высокую степень их релевантности в отражении действительности, язык по-прежнему сохраняет за собой статус универсальной знаковой системы.

In article features of reflection of reality by means of a natural language and means of modern computer technologies are compared. It is shown that despite perfection of computer technologies and high degree of their relevance in reflection of reality, language still reserves the status of universal sign system.

Ключевые слова: язык и мышление, отражение действительности в языке, естественный язык, язык компьютерных технологий.

Keywords: language and intellection, reflection of reality in the language, a natural language, language of computer technologies.

Всё должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще.

А. Эйнштейн

Цель настоящей статьи — сопоставить возможности естественного языка и возможности современных компьютерных технологий в плане отражения ими действительности.

Действительность представляет собой «объективную реальность как актуальное наличное бытие» [1]. Большинство объектов действительности (как природных, так и социальных) организовано по фрактальному принципу, то есть являются саморегулирующимися системами, существующими в виде некоторого «детерминированного хаоса» [ср.: 2, 3]. Что наилучшим образом способно отразить этот «детерминированный хаос» действительности: естественный язык или язык современных компьютерных технологий?

Под отражением в современной философии обычно понимается процесс познания во всей его полноте, то есть «активный процесс сбора информации о внешнем мире» [4]. Сбор информации о мире неизбежно сопровождается её осмыслением и интерпретацией, в результате чего тот или иной фрагмент действительности оказывается представленным в сознании человека в виде

© Калинина Л. В., 2013

образа. В зависимости от семиотической системы, выбранной в качестве языка для интерпретации действительности, образ одного и того же объекта может быть различным.

Например, такой объект, как «Луна», может быть отражён в виде живописного изображения (как, например, на картине А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»); в виде музыкального произведения (вспомним «Лунную сонату» Людвига ван Бетховена); в виде набора математических формул (так, существуют формулы для расчёта возраста Луны, времени её верхней кульминации, восхода и захода Луны) и др.

Однако универсальной знаковой системой всегда считался естественный язык, то есть «язык, используемый для общения людей (в отличие от формальных языков и других типов знаковых систем, также называемых языками в семиотике) и не созданный целенаправленно (в отличие от искусственных языков)» [5]. Именно естественный язык способен наиболее адекватно заменить все остальные способы отражения действительности. Словами можно и описать картину, и передать впечатление от музыки, и рассказать о математических вычислениях и т. д. Приведём в качестве примера вербальные описания упоминавшихся выше невербальных образов Луны:

1) о картине А. И. Куинджи: Месяц залил все вокруг своим сиянием. Сверкают края разорванных облаков. Серебрятся зеленоватые воды Днепра. Блестят огоньки в окнах низких, крытых соломой хат. И сами беленые стены хат словно излучают серебряное сияние... (В. Пору-доминский. Куинджи. Лунная ночь на Днепре);

2) о «Лунной сонате» Бетховена: Образ «Аун-ной» сонаты прорастал сквозь тяжелые думы и печальные мысли. Луна в романтической поэзии бетховенского времени - зловещее, мрачное светило... Эпитет «лунная» применительно к музыкальному произведению конца XVIII - начала XIX в. может означать иррациональность, жестокость и мрачность... Ибо «Лунная» соната — это соната о смерти... У нескончаемых трезвучий «Лунной» сонаты, переливающихся одно в другое, нет ни конца ни начала. Бетховен с удивительной точностью воспроизвел то чувство тоски, которую навевает бесконечная игра гамм и трезвучий за стеной -звуки, которые своим бесконечным повторением способны отобрать у человека музыку. Но всю эту скучную бессмыслицу Бетховен возводит к обобщению космического порядка. Перед нами - музыкальная ткань в чистом виде (С. Кириллова. «Лунная» соната);

3) об астрономических вычислениях: Полный оборот Луны по небесной сфере относительно Солнца равен 29,5 суток. Это и есть период полного возраста Ауны. Количество дней, про-

текших от новолуния до данного момента, называют возрастом Луны. Новолуние имеет возраст 0 или 29,5 суток. Первая четверть — 7,5 суток, полнолуние — 15 суток и последняя четверть — 22 суток. До полнолуния у Луны освещена правая часть диска, после полнолуния -левая. Пользуясь этими рассуждениями, можно приближенно оценивать возраст Луны любой фазы (Собственное движение, фазы и возраст Луны. URL: http://ilot.com/publications/books/ shelf/ shipnavigation/ 55.htm?print=Y).

Можно привести ещё множество примеров художественных, научных и других текстов, подтверждающих, что словесное описание является универсальным по сравнению с другими средствами отражения действительности, поскольку в языке объективным образом сформировалась как бы «вторая реальность», в которой находятся вербальные соответствия практически всем невербальным феноменам.

Но что представляет собой язык как средство описания мира? Какого рода мыслительные операции обеспечивают понимание информации, закодированной в словесные знаки? Действительно ли в настоящее время не существует более удобного способа хранения и передачи информации?

Как известно, язык и различные операции с языком находятся в ведении левого, рационально-логического полушария головного мозга. Это значит, что мысль и вообще всякая информация, выраженная вербально, должна быть, во-первых, обязательно логически упорядочена, и, во-вторых, линейно структурирована: не восприняв последовательно предложение за предложением, нельзя понять смысл текста. Это требование является крайне важным как для устной, так и (даже в большей степени) для письменной формы речи. Ср. в связи с этим: «Субстанциальный материал — звуковая (акустическая) природа языка... накладывает значительные ограничения на общие свойства языка, в частности, предопределяет. линейную организацию знаковых единиц (морфем, слов, словосочетаний, предложений)» [6]; «Читающий, то есть человек, который воспринимает текст зрительно, получает только данные слова в данной последовательности» [7].

Обратим особое внимание на эти требования к вербальной подаче информации: линейность и последовательность. С одной стороны, эти требования дисциплинируют мышление (как адресанта, так и адресата) и делают возможным прогнозирование, предвосхищение того, как именно будет развиваться мысль. С другой стороны, мысль далеко не всегда развивается по шаблону, линейно и последовательно; более того, наиболее ценные мысли нередко возникают в сознании в виде образов, впечатлений и иных невер-

бализованных феноменов — в виде так называемых инсайтов. Ср.: «Инсайт (англ. insight — проницательность, понимание)... — одно из основных понятий гештальтпсихологии — внезапное понимание, схватывание тех или иных отношений и структуры ситуации в целом, не выводимое из прошлого опыта субъекта» [8]. Ср. также: «Инсайт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) — многозначный термин из области зоопсихологии, психологии, психоанализа и психиатрии, описывающий сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения» [9]. За интуитивные догадки и озарения отвечает правое полушарие головного мозга. Стало быть, язык как функция левого полушария далеко не всегда способен отразить творческую природу познания и все особенности процесса мышления.

Этот факт уже давно признан и осмыслен наукой: «Язык — первичная, наиболее естественная и общедоступная репрезентация мира. <...> Оставаясь первичной репрезентацией мира, язык не позволяет заглянуть за себя. Мысль выступает более простым образованием, чем язык, и способна двигаться вне и поверх знаков. Мысль находит себя вне словесного знака в музыке, живописи, поступке. Не столько эмпирический язык выполняет роль первичной репрезентации мира, сколько, наоборот, естественным языком становится образование, исторически берущее на себя эту роль; приоритет звукового языка поэтому относителен, и с ним сосуществуют потенциально готовые занять его место визуально-графические, мимические и смешанные формы, а также разнообразные фигуры умолчания» [10].

В последние годы в связи с появлением разнообразных компьютерных программ и технологий ведущая роль естественного языка как средства мышления, средства отражения и познания мира может быть поставлена под сомнение. Компьютерные технологии, как известно, позволяют с максимальной степенью точности передавать и изображение, и звук, и объём (3Э-технологии), и другие ощущения (технологии 4D, 5D) — то есть, по сути, воспроизводить реальность практически во всей её полноте. Ср. в связи с этим понятие виртуальная реальность — «созданная имитацией реальной обстановки с помощью компьютерных технологий — звуком, зрительными образами, тактильными ощущениями и т. п.» [11].

Задачи нашей статьи не предполагают подробного рассмотрения виртуальной реальности как целостного феномена; наша цель — показать (в сопоставлении с языком) возможности компьютерных технологий в познании действительности и отражении особенностей процесса челове-

ческого мышления, которое, как уже было отмечено, может осуществляться не только логично и последовательно, с опорой на предыдущий опыт, но и нелинейно, интуитивно, путём озарений, инсайтов.

В настоящее время существуют специальные программы, учитывающие нелинейность процесса мышления и сочетание в ходе мыслительной деятельности вербальных знаков и невербальных образов.

Рассмотрим в качестве примера одну из таких программ — XMind (ИксМайнд). Вот как описывается данная программа в Интернете: XMind -это открытое программное обеспечение для проведения мозговых штурмов и составления интеллект-карт, разрабатываемое компанией XMindLtd. Эта программа помогает пользователю фиксировать свои идеи, организовывать их в различные диаграммы, использовать эти диаграммы совместно с другими пользователями... XMind часто используется для управления знаниями, на совещаниях, в управлении задачами и тайм-менеджменте... Интеллект-карты создаются с помощью простых нажатий на клавиши ТаЬиЕШет для создания новых пунктов и подпунктов. В диаграмму могут быть добавлены и изменены границы элементов, отношение между элементами, маркеры, ярлыки, текстовые пометки, ссылки, аудиофайлы, графические изображения. Также могут быть приложены различные файлы (URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/XMind).

Интеллект-карта (для создания которой и предназначена программа XMind), иначе называемая «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «диаграмма связей», — это способ изображения общего системного мышления с помощью схем... В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект... Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга (URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki /Диаграмма_связей). Методика интеллект-карт была разработана британским психологом Тони Бьюзеном.

Работа в программе XMind начинается с создания центрального раздела, являющегося основной темой для размышления (например, «Открытие салона красоты»). И далее вокруг этого раздела можно располагать другие подразделы и пункты (например, «Миссия», «Регистрация бизнеса», «Оказываемые услуги», «Помещение», «Клиенты», «Инвесторы», «Оборудование» и т. д.), сопровождая их прикреплением различных изоб-

ражений, аудио- и видеофайлов, таблиц, диаграмм, ссылок и т. д. В свою очередь, от каждого подраздела можно сделать сколько угодно ответвлений — программа позволяет сворачивать и разворачивать различные «ветки», так что можно, в зависимости от этапа работы, или наглядно представить и картину в целом, или сосредоточиться на одном из частных аспектов. Также интерфейс программы даёт возможность выделять различные части интеллект-карты разным цветом, каким-то типом ярлыков и маркеров и т. д.

О том, почему такой способ представления мышления удобнее, чем традиционное письменное изложение проблемы, говорят комментарии и отзывы пользователей в Интернете. Приведём один из таких развёрнутых отзывов.

Ср.: Концепция интеллект-карт... основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Всё дело в том, что нашему мозгу тяжеловато воспринимать линейную символьную информацию в виде текстов, списков и таблиц - то есть именно так, как принято представлять информацию в нашем мире. Намного естественнее и проще сознанию переваривать информацию, которая:

• основана на ассоциациях;

• задействует иерархическое мышление;

• визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.

Согласно этим принципам строятся интеллект-карты. Вокруг основной задачи/объекта/ идеи располагаются связанные с ней элементы, логически сгруппированные. В результате получается «дерево-звезда»... Начинать построение карты предлагается с «хаоса идей», который создаётся путём мозгового штурма. Со временем, обдумывая какой-то проект, вы уже в голове начинаете выстраивать структуру карты и прикидывать элементы. Главное — создавая черновик, не бояться, что придуманная структура окажется недостаточно логичной. Если вы не забудете про свою карту сразу после создания, а будете работать с ней, периодически править и уточнять, правильная структура получится естественным образом (Интеллект-карты как неплохой способ систематизировать любую деятельность. URL: http:// habrahabr.ru/post/140417/).

Стало быть, программы типа XMind позволяют фиксировать «детерминированный хаос» процесса мышления во всей его полноте, с учётом не только логических связей между объектами мысли, но и нелинейно возникающих в сознании ментальных фрагментов; результат такой работы оказывается представленным наглядно в виде комбинации вербальных и невербальных знаков, что более адекватно отражает сам процесс мышления и его структуру, чем

чисто вербальное последовательное описание ситуации/проблемы.

Но значит ли это, что по мере распространения компьютерных технологий и взаимопроникновения виртуальной и «обычной» реальности естественный язык будет уступать свои позиции и перестанет быть универсальной знаковой системой и средством первичной репрезентации мира? Полагаем, что этого не случится по целому ряду причин: технических, антропологических, психологических, социальных и других. Чтобы человеку оставаться человеком, ему нужно постоянно развивать собственный мозг, быть способным планировать свою деятельность и принимать решения самостоятельно, а не перекладывать функции мышления на передовые технологии, попадая в зависимость от их технических возможностей; чтобы общаться с другими людьми, каждому человеку нужны собственные коммуникативные и герменевтические навыки, которые не формируются иначе, чем через овладение устной и письменной речью. Кроме того, естественный язык уже давно взаимодействует с другими типами знаковых систем, с искусственными языками (с языком математики, химии и т. п.); при этом естественный язык является самодостаточным, то есть может функционировать сам по себе, без вкраплений в виде математических формул и иных символов, а искусственные языки не могут функционировать без фрагментов естественного языка. Как пишет В. Н. Кос-тюк, «вовлечённость языка в социально-технологический прогресс, не увеличивая темпы собственно языковых изменений, делает язык важным орудием в постоянном обновлении человеческой культуры» [12].

Таким образом, несмотря на существование и постоянное совершенствование компьютерных технологий, практически копирующих реальность и воспроизводящих все тонкости процесса мышления, эти технологии будут оставаться лишь дополнением естественного языка как средства отражения действительности и её интерпретации человеком.

Примечания

1. Огурцов А. П. Действительность // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. М., 2010. С. 609.

2. Дмитриев А. Хаос, фракталы и информация // Наука и жизнь. 2001. №5.

3. Калинина А. В. Образ человека рубежа XX-XXI веков в зеркале языковых и социальных процессов. Киров, 2013. С. 168-172.

4. Аекторский В. А. Отражение // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. М., 2010. С. 179.

5. Естественный язык. URL: http://ru.wikipedia.org/ ^аЫ/Естественный_язык (дата обращения 05.07.2013)

6. Кибрик А. Е. Язык // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990. С. 604.

7. Мучник Б. С. Человек и текст. М., 1985. С. 17.

8. Суворов О. В. Инсайт // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 2. М., 2010. С. 123.

9. Инсайт. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/^-сайт (дата обращения 05.07.2013)

10. Бибихин В. В. Язык // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4. М., 2010. С. 505-506.

11. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скля-ревской. М., 2007.

12. Костюк В. Н.Язык // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4. М., 2010. С. 508.

УДК 415.412.51:1

Е. Н. Ковязина

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА КАК СПОСОБ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б. РАССЕЛА "HISTORY OF WESTERN PHILOSOPHY")

Статья затрагивает особенности функционирования когнитивной метафоры как способа репрезентации специального знания в философском дискурсе. Описывается методика концептуального ономасиологического анализа, позволяющая определить путь образования нового понятия в контексте философии на основе номинатора, мотивирующего именование абстрактного и не имеющего внешнего воплощения философского концепта.

The article deals with Mgnitive metaphor as an effective tool for verbalizing special knowledge in philosophic discourse. Much attention is riveted on conceptual onomasiological analysis aimed at identifying the way of forming a new philosophic concept on the onomasiological basis of a nominator verbsalizing a highly abstract philosophic concept devoid of any external representation.

Ключевые слова: концептуальная метафора, специальное знание, ономасиологический анализ.

Keywords: conceptual metaphor, special knowledge, onomasiological analysis.

В настоящее время особую актуальность приобретает исследование концептуальной метафоры как способа репрезентации специального знания в различных типах дискурса. Являясь эффективным механизмом концептуализации, метафора репрезентирует специальное знание в философском дискурсе. Получение философского знания сопряжено с поиском ответов на вопросы, которые философ расценивает как принадлежащие сфере данной науки. Специальное

© Ковязина Е. Н., 2013

знание в философском дискурсе — это предельно общее представление об окружающей действительности, объективированное в языковых структурах философских текстов. В круг философских вопросов входят вопросы о первичности идеи или материи, природе времени, человеческого сознания, в сфере религиозной философии — проблема отношения Бога и мира. Философские истины априорны и постигаются умозрительно. На противоречие между априорным характером философских суждений и их эмпирическим языковым выражением указывали 3. Вендлер, Дж. Ла-кофф и М. Джонсон [1]. Противоречие заключается в том, что не зависящие от опыта философские концепты находят языковое воплощение через вполне приземлённые понятия, и совершается это путём образного отождествления. Оперируя концептами высокой степени абстракции, философия обращается к метафоре, позволяющей выразить абстрактное через конкретное, метафизическое через физическое. Именно образное отождествление позволяет философии преодолеть барьер чистой умозрительности и виртуальности и быть поднятой до уровня постижения объективной действительности. Особый метафизический фон, на котором разыгрывается философское «действие», создаётся метафорой. Метафора же является продуктом «когнитивного бессознательного », глубоко коренящимся в телесном эмпирическом опыте взаимодействия человека и окружающей действительности [2]. Метафора с точки зрения когнитивной лингвистики является результатом пересечения двух концептуальных областей — области-цели и области-источника [3]. Когнитивная ономасиология также представляет метафору как результат кон-некции слотов разных уровней фреймовой модели ономасиологического базиса — источника имени метафоры с другими концептуальными областями. Номинативная функция метафоры позволяет найти источник внешнего воплощения философского концепта. В случае философии ономасиологическим базисом метафоры служит конкретный и данный в физическом ощущении концепт, денотат которого «перекрещивается» с денотатом абстрактного философского концепта.

Для исследования метафоры как способа репрезентации специального знания в философском дискурсе мы применяем концептуальный ономасиологический анализ. Метод концептуального анализа помогает исследователю проследить, каким образом на основе базового прототипи-ческого понятия-мотиватора возникает метафорическое значение. Методика концептуального анализа, используемая в когнитивной ономасиологии, помогает установить, какой объём концептуального знания был эксплицирован в значении в процессе означивания, а какой остался

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.