Научная статья на тему 'Естественный словарь русского языка (принципы построения)'

Естественный словарь русского языка (принципы построения) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
607
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
словарь / отвлеченное значение слова / наименование / существительное / прилагательное / глагол / психолингвистика / ощущения / чувства / мысли / dictionary / abstract word meaning / name / noun / adjective / verb / psycholinguistics / sensations / feelings / thoughts

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — В. В. Павлов

В статье рассмотрено наименование как психолингвистический феномен. Выдвинут тезис о том, что в речи, в отличие от системы языка, в качестве основной номинативной единицы выступает не слово, а отвлеченное значение слова. Приведены основные принципы построения естественного словаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL DICTIONARY OF THE RUSSIAN LANGUAGE (CONSTRUCTION PRINCIPLES)

The article considers the name as a psycholinguistic phenomenon. The thesis has been put forward that in speech, unlike the language system, the main nominative unit is not a word, but the abstract meaning of the word. The basic principles of constructing a natural dictionary are given.

Текст научной работы на тему «Естественный словарь русского языка (принципы построения)»

ЕСТЕСТВЕННЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА (ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ)

В.В. Павлов

Тульский политехнический институт (Россия, г. Тула)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10030

Аннотация. В статье рассмотрено наименование как психолингвистический феномен. Выдвинут тезис о том, что в речи, в отличие от системы языка, в качестве основной номинативной единицы выступает не слово, а отвлеченное значение слова. Приведены основные принципы построения естественного словаря.

Ключевые слова: словарь, отвлеченное значение слова, наименование, существительное, прилагательное, глагол, психолингвистика, ощущения, чувства, мысли.

Как только мы вырежем слово, изолируем его из предложения, в котором оно было употреблено, и положим на анатомический стол, отрежем грамматические ответвления, мы убедимся, что слово утратило жизненную силу и превратилось в объект анатомического исследования, столь же инертный, как отдельный от тела орган. Грамматическая хирургия. Это необходимо не только для исследования слова, но и для того чтобы разложить оставшееся отвлеченное значение слова на признаки. А по ним мы можем в обратном порядке оживить это слово. А это уже не хирургия.

Лексикография быстро развивающаяся, быстро изменяющаяся отрасль языкознания. Уже сейчас заметны определённые тенденции развития словарной деятельности. Уже сейчас можно предполагать те направления, по которым пойдёт лексикография, прогнозировать перспективные пути в развитии словарной науки.

Словарь - это продукт «эпохи». Создание словаря во многом зависит от конкретных культурно-исторических условий, от состояния теоретической лингвистики и других наук, от текстовых материалов, которыми пользуются словарники. Учитывая изменчивость многих условий, которые составляют «эпоху», очевидно появление всё новых и новых словарей, и в результате можно предвидеть бурное развитие лексикографии.

Естественно, развитие лексикографии зависит от уровня развития других наук и,

в частности, психологии, информатики и лингвистики. Чрезвычайную необходимость для лексикографии приобретают сейчас исследования текста, семантических классов слов, компонентный и словообразовательный анализ, психолингвистические, исторические, этнографические исследования.

Проявляется повышенный интерес ученых к вопросу определения основных языковых функций, в число которых обязательно входит номинативная.

«Номинация - это (от лат. поттайо -(на)имеиование) 1) образование языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, т. е. служащих для называния и вычленения фрагментов действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме слов, сочетаний слов, фразеологизмов и предложений».

«Номинация определение понятия, толкование и значение...»

Процесс именования представляет собой обращение фактов внеязыковой действительности в достояние системы и структуры языка. Природа протекания этого процесса зависит от субъекта, который дает именование своим ощущениям, чувствам, мыслям. В ходе своего развития человек познает окружающий мир, формируя новые понятия, называя вещи и явления, устанавливает между ними связи и взаимосвязи. Все это основано на процессе мышления, которое обретает словесную оболочку. Популярный филолог Д.Ю.

Петров в одной из своих лекций выразил мнение, что язык - это не просто грамматические конструкции и слова, это и ощущение человеком мира и себя в нем.

Лексическая номинация является основой естественного словаря.

Что бы говорить о естественном словаре выделим две аксиомы.

1. Человек называет словами только тоя, что он ощущает, чувствует, мыслит (свои ощущения, чувства, мысли).

Словарь - это наименованная информация, ощущаемая и воспринимаемая человеком, оцениваемая человеком, синтезируемая и анализируемая человеком.

Это номинативный словарь языка человека.

Словарь слов русского языка являющихся отражением ощущений, чувств, мыслей человека. Соответственно словник включает эти три большие группы.

2. Все слова имеют отвлеченные значения.

Словарь отвлеченных значений слов являющихся отражением скелета номинативного словаря.

Это словарь, использующий отвлеченные значения слова.

На этих аксиомах строится естественный словарь.

Словарь можно разделить на два словаря, так как отвлеченность значений еще требует признаковой проработки.

1. Словарь слов русского языка являющихся отражением ощущений, чувств, мыслей человека.

«Поскольку слово рассматривается как двусторонняя единица, состоящая из материальной оболочки и значения, правомерно говорить о возможности систематизировать словарный состав, либо опираясь на внешнюю сторону, либо исходя из его внутренней стороны» [Морковкин, 1976, с. 182].

На внешнюю сторону опираются алфавитные словари. Однако при алфавитном расположении слов «самые близкие и сродные речения, - писал В.И. Даль [Даль, 1956, с. XVIII], - разносятся далеко врозь и томятся тут и там в одиночестве; всякая

живая связь речи разорвана и утрачена; слово, в котором не менее жизни, как и в самом человеке, терпнет и коснеет; одни и те же толкования должны повторяться несколько раз; читать такой словарь нет сил, на десятом слове ум притупеет и голова вскружится, потому что ум наш требует во всём какой-нибудь разумной связи, постепенности и последовательности».

Конечно же, учёные давно пришли к выводу: для того чтобы избежать разнобоя в словаре, лексикограф должен работать не с алфавитным списком слов, а с определёнными их группировками.

Исходя из внутренней стороны словарного состава, создаются идеографические словари, построенные на базе научной классификации понятий.

Естественный словарь - это мир, отраженный в человеке и мир человека.

«Словарь красноречиво, но молчаливо рассказывает о человеке и окружающем его мире» (Дубчинский В. В.)

Естественный словарь возвращает нас к истокам мышления и конкретно к истокам возникновения языка, к истокам номинации. К истокам называния словами предметного мира. Слова, которыми человек называет предметы и явления, сначала связаны с ощущениями (конкретность) и потом с чувствами и мышлением (абстрактность). Это основа любого языка. Человек:

1. Ощущает и дает этим ощущениям названия.

Информация из внешнего мира - эксте-роцептивные ощущения; Делятся на два вида: -дистантные:

зрит и дает видимому названия, слышит и дает звукам названия, обоняет и дает запахам названия, -контактные:

осязает и дает осязаемому названия, вкушает и дает вкусу названия.

2. Чувствует и дает этим чувствам названия.

Входят:

-простые чувства:

- информация от внутренних органов организма - интероцептивные- органические ощущения и чувства, самочувствие;

- информация о положении различных частей тела, позе и движениях- проприо-цептивные-кинестетические ощущения и чувства;

- сложные чувства.

3. Мыслит и дает этим мыслям названия.

Наука, искусство, литература.

Порядок словаря должен соответствовать естественному порядку появления слов, иначе должен быть естественным и основанным на троице, функционирующей в человеке.

1. Ощущения.

2. Чувства.

3. Мышление (в общем смысле).

1. Слова русского языка, отражающие ощущения человека.

Ощущение - психический процесс отражения отдельных признаков предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Точнее орган ощущений. Называние чувств словами происходило во время становления языка, когда человек не обладал глубокими и детальными знаниями (наук, как таковых не было), которыми обладаем мы сейчас и поэтому не удивительно то, что все реакции организма назывались чувствами. Я чувствую: сладкое, расслабленность, боль, прилив сил, ненависть, бесстрашие. Словом «чувства», мы объединяем и ощущения и сами чувства. Это проявляется в быту, но нам, приходиться и разделять понятия ощущений и чувств, сохраняя при этом старые обобщенные наименования.

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах. Он приспособлен для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецепторных

окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Рецептор, проводящие нервы и участки в коре головного мозга называются анализатором. Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с эмоциями и чувствами, либо с движением, либо с перестройкой вегетативных процессов, либо с мышлением.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и вкусовые.

Ощущения пяти органов чувств - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи этих ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений и называем их. Именно совокупность ощущений дают материал для сложных психических процессов мышления.

Можно ощущения разделить на простые и сложные.

В психологии ощущение считается процессом отражения отдельных свойств объектов окружающего мира. Простое ощущение - процесс отражения отдельного свойства (признака) объекта окружающего мира. Сложное ощущение - процесс отражения одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте окружающего мира. Они воспринимаются как целостное реальное впечатление.

Ощущение белого цвета и белой чашки, имеющей форму и размеры. Так происходит называние словами реальной действительности.

Английский невролог Хэд, выделил две формы ощущений: простые - протопати-ческие ощущения и сложные - эпикрити-ческие ощущения.

Под протопатическими (греч. протос -ранний, патос - переживание) ощущениями принято понимать те наиболее древние формы ощущений, которые еще не носят объективного дифференцированного характера. Эти ощущения неотделимы от

эмоциональных состояний и не отражают с достаточной отчетливостью объективные предметы внешнего мира, они носят непосредственный характер, далеки от мышления, и их нельзя разделить на четкие категории, которые можно было бы обозначить определенными обобщенными терминами.

Под эпикритическими ощущениями (от греч. - высший, поверхностный, подвергающийся сложной переработке) понимаются наиболее высокие виды ощущений, которые не носят субъективного характера, отделены от эмоциональных состояний, имеют дифференцированную структуру, отражают объективные предметы внешнего мира и стоят значительно ближе к сложным интеллектуальным процессам.

Зрительные ощущения. В общем, простые зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего). Благодаря сложным зрительным ощущениям мы познаем форму предметов, их размеры, объем, удаленность. Ученые установили, что от 80 до 90% информации от окружающего мира поступает в мозг через зрительный анализатор, 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем. У зрительных ощущений самый большой словарный запас.

Зрительные ощущения помогают человеку ориентироваться в пространстве, координировать движения. С помощью зрения человек учится читать и писать.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах сложных ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно восприни-

маемых звуков. Слух к звукам речи называется фонематическим. В звуках речи сочетаются музыкальные звуки (гласные) и шум (согласные).

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Обоняние человека оценивает полезность или вредность пищи. Благовоние предметов оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека. Названий конкретных обонятельных ощущений немного.

Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или холода, или тепла. Употребляемых словесных названий этих ощущений немного.

Своеобразный вид кожных ощущений -вибрационные ощущения, возникающие при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущимися или колеблющимися телами. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Соответственно и употребляемых словесных названий этих ощущений мало.

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Называют четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. В пределах соленого, кислого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие. Но отдельных названий не имеют. Соответственно и употребляемых словесных названий вкусовых ощущений немного.

2. Слова русского языка, отражающие чувства человека.

Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, и кожные рецепторы, отражают воздействие внешнего мира, поэтому и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире. Они являются отражением свойств и признаков предметов и явлений внешнего мира.

Другая группа рецепторов сообщает нам об изменениях, состоянии и движении в нашем собственном теле. Они являются отражением реакций внутреннего мира человека. Это простые чувства. Они часто называются ощущениями, но они являются реакцией на внутреннюю информацию от процессов изменений в теле или в организме.

К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих реакций мы ничего бы не знали о самих себе. Чувства - это информация о внешнем и внутреннем человеке.

Но употребляемые словесные названия этих чувств часто перекрываются названиями, которые существуют в словарях пяти ощущений.

Двигательные (или кинестетические) ощущения - это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения. Названия этих ощущений совпадает с названиями зрительных ощущений.

Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. При нормальной работе внутренних органов отдельные ощущения сливаются в одно сложное чувство, составляющее общее самочувствие человека.

Самочувствие - это совокупность информации приходящей от рецепторов внутренней среды. Настроение - это совокупность информации приходящей от рецепторов внутренней и внешней среды. Минимально раздражающая, нейтральная, информация соответствует хорошему самочувствию и хорошему настроению. Торможение прихода информации от рецепторов и обработка ее анализаторами, вызванное искусственными методами (наркотики, алкоголь, возбуждение чувств и мышления) приводит к высоким степеням самочувствия и настроения. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желудка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе. Но появлению боли всегда предшествует падение самочувствия и настроения, как реакция на изменение анализируемой информации. Только время изменения настроения минимально. Мы осознаем настроение и называем его.

Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. - все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

Осязательные ощущения - это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.

Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений.

Современная наука значительно расширила и углубила представления о видах ощущений и чувств человека. В настоящее время насчитывается около двух десятков

различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы. Многие имеют только названия, но не имеют словаря названий.

Так же имеются различные классификации ощущений. Известной является классификация Ч. Шеррингтона, разделяющая ощущения по расположению на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма.

Выделяются следующие виды ощущений:

1. Воздействие внешней среды на рецепторы. Ощущения.

Экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи).

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, тактильные ощущения -контактные.

2. Воздействие внутренней среды на рецепторы. Простые чувства. К простым чувствам относятся слова, которые связаны с человеком и которые называют реакции человека на внутренние процессы в организме и реакции на внешнее положение тела человека.

Интероцептивные (органические) чувства - возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов (ощущение голода, жажды).

Проприоцептивные (кинестетические) чувства (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

Сложные чувства человека как реакция на ощущения и процессы мышления имеют богатый словарный запас. По словарному запасу определенных ощущений и чувств можно наглядно оценивать важность данных ощущений и чувств для жизни человека.

Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. Сложные чувства -комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Специалисты проводят различие между понятием «чувство» и понятиями «эмоция», «аффект», «настроение». Но слово «чувство» появилось раньше всех этих слов. Даже все чувства принято условно разделять на 4 основных вида: нравственные, интеллектуальные, эстетические, социальные. Но явно видно, что многогранность сложных чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к слиянию и сочетанию, их приспособительный характер исключают возможность простой линейной их классификации. Исходя из этого, словарь не должен находиться под влиянием какой-нибудь классификации, которая в определенном будущем может оказаться не верной. До поры создания общепринятой классификации чувств. В словаре, в пределах одной группы, слова лучше располагать по алфавиту.

3. Слова русского языка, отражающие мышление человека.

Мышление - это познавательная деятельность человека. Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мышление оперирует абстракциями. Отвлеченными значениями - состоящими из признаков.

В логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

«Операции мышления.

К мышлению можно отнести и восприятие, воображение, память и т.д.

Анализ - разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.

Синтез - объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.

Анализ и синтез являются основными операциями мышления, на основе которых выстраиваются иные типологические единицы.

Сравнение - сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.

Классификация - группировка предметов по признакам.

Обобщение - объединение предметов по общим существенным признакам.

Конкретизация - выделение частного из общего.

Абстрагирование - выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других».

Материал из Википедии.

Язык как результат развития мышления, как орудие общения, формировался со звуков общения и потом с названия предметности. Впоследствии слова, отражающие предметность стали называться существительными. Например: дом - информация зрительных ощущений. Слово «дом» может использоваться в мышлении, в воображении, но это слово не является мыслительной операцией. В мышлении слово «дом» представляет собой собрание отдельных признаков в отдельной области. Их можно собрать в отвлеченном значении слова. Дом - это существительное. Вот само слово «существительное» относится к мышлению, это слово не ощущается пятью органами ощущений.

По мере развития мышления человек начал различать изменение положения предметов в пространстве (движение) и стал давать названия этим изменениям (и положение своего тела). Впоследствии слова, отражающие эти изменения стали называться понятиями-глаголами. Бегать, бегу, бежал и многочисленные формы этого слова выражают изменение в простран-

стве. Отвлеченное значение - бегание, более компактное - бег. Лексически: бегание, бег - это изменение в пространстве. Но так как эти слова выражают отвлеченное значение действия (ОЗД), то они являются именем существительным с соответственными грамматическими свойствами. Признаки группируются только в предметности, в существительном. Закон связи лексического и грамматического.

Человек также начал различать изменение свойств предметов (качество) и стал давать названия этим качествам. Впоследствии слова, отражающие эти качества стали называться понятиями-

прилагательными. И они имеют отвлеченное значение качества (ОЗК), и являются именем существительным с соответственными грамматическими свойствами.

Конечно, это общий и довольно обобщающий взгляд на процесс называния человеком мира, на формирование словаря языка. Но естественный процесс развития мышления, естественный процесс увеличения слов при назывании человеком ощущений, чувств, мыслей привел к возникновению естественного словаря русского языка.

В фокусе биологического языкознания при рассмотрении номинации стоит идея о том, что «материальной основой языка», а значит, и всех его функций, в том числе и номинативной, в первую очередь является мозг, а также органы речи и чувств.

В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первоситнальные связи. Второсигвалъ-вые нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношений между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал

И. П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигналь-

ная система открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.

Это первая часть естественного словаря - словарь номинативный.

2. Словарь отвлеченных значений слов являющихся отражением скелета словаря русского языка.

А.С. Пушкин, ссылаясь на изречение Р. Декарта, поэтично заметил: «Определяйте значение слов, и вы избавите свет от половины его заблуждений» [Виноградов, 1977, с. 209].

В языковом сознании человека слова организованы в группы на базе когнитивных структур отвлеченных значений.

В середине ХХ в. появилась новая языковедческая наука - психолингвистика, которая, в частности, анализирует такие вопросы: как располагаются слова в языковом сознании носителей языка, по какому принципу они связаны между собой, как удается говорящему отыскать нужную лексему в момент продуцирования речи и т.п.

Ответы на поставленные вопросы дают результаты психолингвистических экспериментов, один из которых - ассоциативный эксперимент (метод естественных ассоциаций внутри словообразовательного гнезда) - представляет собой наиболее действенный прием получения материала для психолингвистического анализа. Он состоит в том, что испытуемому предлагается однокоренное гнездо слов и слово-стимул, на которое он должен отреагировать первым пришедшим на ум абстрактным словом из находящихся слов в словообразовательном гнезде. Слово-реакция является естественной абстрактной ассоциацией, характеризующей анализ мышлением того или иного слова.

Это вторая часть естественного словаря отвлеченных значений.

Значение слова «отвлечённый»

ОТВЛЕЧЁННЫЙ, -ая, -ое.

1. Прич. страд. прош. от отвлечь.

2. в знач. прил. (кратк. ф. -чён, -чённа, -чённо). Относящийся к абстракции, полученный путем абстракции; абстрактный. Отвлеченное понятие. Отвлеченные идеи. || Основанный на отвлечении, на абстрак-

ции. Отвлеченное мышление. || Далекий от повседневной жизни, от окружающей действительности, не связанный с нею. [Сучков] был классом выше, но мы были близки и часто проводили время в разговорах о разных отвлеченных предметах. Короленко, История моего современника.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лин-гвистич. исследований; Под ред. А. П. Ев-геньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Значение слова «отвлечение» по словарю Брокгауза и Ефрона: Отвлечение (абстракция) - акт мысли, которым общие или сходные в том или другом отношении признаки многих представлений отделяются от них и полагаются особо, с значением логических и грамматических подлежащих. Такие мысленные продукты подвергаются дальнейшим процессам О. - и в результате получаются отвлеченные (абстрактные) представления и понятия различной степени. Так, напр., общий многим синим предметам признак образует отвлеченное представление синевы, от которого, в соединении с подобными же отвлеченными представлениями желтизны, красноты и т. д., отвлекается уже на новой ступени общности представление цвета, а от него, в соединении с представлениями очертания,размера и т.п., новое, более общее представление зрительного свойства, дале, через сопоставление со слуховым, осязательным и т. д. -понятие чувственного свойства, которое, будучи сопоставлено с другого рода свойствами дает понятие качества вообще, а от него, в сопоставлении с понятием количества, получается отвлеченнейшее понятие бытия. Хотя все мыслимое нами может быть представлено отвлеченно или в форме общего понятия, но далеко не все, по происхождению и значению своему, может быть сведено всецело к О. Несводимыми к нему следует признать, во 1 -х, категории ума, составляющие его собственную природу, а не продукты его деятельности, во 2-х, идеи нормального характера, не отвлекаемые от того, что дано в дейст-

вительности, а выражающие то, что должно быть, что требуется или предполагается нашим духом (см. Философия, Эстетика, Этика).

Это словарь имен существительных, которые являются лексически исходным словом словообразовательного гнезда.

Отвлечённые значения слов - это существительные, воспринимаемые мысленно, воспринимаемые мышлением далекие от повседневной жизни, от окружающей действительности и не связанные с нею.

Отвлечённые значения слов - это абстрактные имена существительные, которые находятся в отвлечении от слов носителей качества, свойства, состояния, действия, но в которых содержатся эти признаки.

Отвлечённые значения слов имеют следующие грамматические особенности.

1. Не образуют форм числа.

Могут быть только единственного или только множественного числа. Другими словами, это существительные, не изменяющиеся по числам.

Только ед. числа - смех, шум, тишина, страх, блеск, борьба, возня, бег, общность, добро, плен.

Только мн. числа - выборы, каникулы, сумерки, будни.

2. Не сочетаются с количественными числительными.

3. Некоторые отвлечённые существительные могут сочетаться со словами много/мало и стоят при этом в форме единственного числа: много внимания, много радости, мало горя.

Словообразовательные суффиксы отвлечённых существительных.

1. Отвлечённые значения прилагательных и глаголов, образованные от прилагательных и глаголов с помощью нулевой суффиксации.

Прилагательное ^ ОЗК: зелёный - зелень0, синий - синь0 горький - горечь0

Глагол ^ ОЗД: переводить - перевод0, переходить -переход0, подписать - подпись0

2. ОЗК и ОЗД, образованные с помощью особых суффиксов.

-ость- смелость, храбрость, мудрость

-есть- свежесть

-изм- реализм, героизм, патриотизм

-стви]- удовольстви[]]е

-от- доброта, широта

-изн- белизна, кривизна, новизна

-ени]- терпени[]]е, воображени[]]е

-ани]- наказани[]]е, вязани[]]е

-ти]- развити[]]е, событи[]]е

-аци]- ориентаци[]]я, номинаци[]]я

-ств- хвастовство, удальство

Немотивированные существительные составляют небольшую часть среди отвлечённых: грусть, страсть, печаль, беда, уют, мука, горе, ум.

Понятие отвлеченного значения - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов, явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории: существенные и несущественные.

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов обозна-

чающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления, памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Представление - это образ конкретного предмета. Понятие - это отвлеченная мысль о классе предметов.

В отвлеченных значениях слов аккумулируются признаки предметности и абстрактности. Именно признаки объединяют слова в родственное гнездо.

Смысл слова это совокупность признаков, которые дают четкое смысловое содержание этого слова, что позволяет отделить его от других слов, даже родственных.

Слово - это языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов и признаков (действий, отношений, качеств, количеств), отражающих внешний и внутренний мир человека.

Слово - это языковая единица, с помощью которой центральная нервная система (мышление (ум) и чувства (эмоции)) отражает оценку предметов и признаки предметов (действий, отношений, качеств, количеств).

Признаков предмета без связи с предметом не существует. Отвлеченное значение как понятие - сжатие, сгущение мысли, свертка признаков.

О естественном словаре.

Словарь состоит из словарных статей. В начале словарной статьи стоит заглавное слово. Толкование отвлеченных значений в словаре представлено признаковым способом: (приводится сумма существенных признаков предмета, явления),

Выделяется заглавное слово, которое принято называть доминантой группы. Это слово представляет собой заголовочную единицу словарной статьи. В качестве доминанты избирается отвлеченные значения однокоренных слов.

Этот Словарь существенно отличается от ранее изданных словарей русского язы-

ка, так как он относится к словарю нового типа. Его отличие от традиционных толковых словарей состоит в том, что слова в нем располагаются не по алфавиту от А до Я, а подаются в составе групп, в которые они объединяются по ощущениям, чувствам, мыслям человека, которые имеют названия и не просто названия, а названия выраженные отвлеченными значениями.

Такие группы называют: ощущения, чувства, мысли. Эти группы организованы иерархически. Вершину классификации, её основу составляют самые большие группы, которые названы смысловыми сферами (высший уровень иерархии).

Соответственно этим группам словарный состав распределяется на основе слов называющих ощущения, чувства, мысли. В каждой группе все слова близки по основному значению. При этом они не различаются по форме и в одну смысловую группу включаются слова, относящиеся к одной части речи. Отвлеченные значения выражены именем существительным. В состав групп мы включаем большую часть производных от прилагательных, глаголов, существительных на -ость, -ение.

После подобного словесного расположения следует их толкование. Можно говорить о том, что в традиционных толковых словарях логика лексикографического описания слова идет от формы к смыслу. В семантических (идеографических) словарях наблюдается противоположная логика лексикографического описания слова. Предлагая толкования слов языка словами этого же языка, одноязычный словарь непременно обостряет следующее противоречие: в объяснительную часть любого толкового словаря всегда входят такие единицы, которые в рамках самого словаря не объясняются. Возникает проблема приращения смысла, решить которую возможно лишь абстрактно, опираясь на философское понимание непостижимости абсолютной истины.

«Меньшее количество слов можно описать с помощью большего, но не наоборот. Словник оказывается подобным зенонов-скому Ахиллу, который не может догнать черепаху... Приращение смысла - обязательный, универсальный принцип всякого

толкового словаря» [Караулов, 1974, с. 5152].

При толковании лексических значений обычно руководствуются двумя следующими требованиями [Апресян, 1995в, с. 95]:

1. Толкуемое значение должно определяться через более простые значения и тем самым в конечном счёте сводиться к небольшому набору элементарных (неопределяемых) признаков - слов семантического языка (по терминологии А. Вежбиц-кой, языка мысли - lingua mentalis), что позволяет избежать тавтологического круга в толкованиях. Практически это сводится к тому, что определяемое слово А должно истолковываться не менее чем через два других слова В и С, каждое из которых должно быть семантически содержательно.

Обычные в словарях определения типа арестовывать = 'подвергать аресту', беседовать = 'вести беседу', помогать ='оказывать помощь' лишь внешним образом удовлетворяют

этому требованию, потому что лексическое значение отглагольных существительных арест, беседа и помощь, во всяком случае, не менее сложно, чем

значение соответствующих глаголов.

2. Определяющие значения «В и С» должны быть необходимы и

достаточны для определяемого значения «А» (должны быть перечислены все семантические компоненты А, и только они. Определение должно быть точной синонимической перифразой определяемого).

«Толкуемое значение должно определяться через более простые значения и тем самым в конечном счёте сводиться к небольшому набору элементарных (неопределяемых) признаков».

Арестовывать = арестовывание - действие арест - лишение, свобода.

Беседовать = беседование - действие беседа - разговор, обмен мнениями.

Помогать = помогание - действие помощь - содействие, участие, поддержка, облегчение.

СТРАСТНОСТЬ - озк в котором содержится качественные признаки.

СТРАСТНОСТЬ - Чрезмерная увлечённость чем-либо, отдача всех своих душевных сил какому-либо делу, занятию и т.п.

Страсть, СТРАСТНЫЙ, СТРАСТНО.

Имя существительное. СТРАСТЬ -Чрезмерная увлечённость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имя прилагательное. СТРАСТНЫЙ -качество, страстность.

Наречие. СТРАСТНО. Увлечённо, со страстью.

Доброта.

Имена существительные

ДОБРОТА,

Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

Имена прилагательные

ДОБРЫЙ - (добрость) - доброта.

Исполненный доброты, вызывающий и выражающий это чувство.

Приведем выдержку из лексического словаря первичных признаков слов русского языка (Буквы А и Б).

Словарь первичных признаков слов русского языка.

А

АБАЖУР, -а, м - колпак, лампа. Колпак для лампы, светильника. Зеленый а. АБАЖУРНЫЙ, -ая, -ое - качество, аба-журность. II сущ. ОЗК. Абажурность -способность покрывать.

АББАТСТВО - религиозное течение, католицизм, монастырь. АББАТ, АББАТИСА - Человек, аббатство, пол. (Настоятельница. Настоятель) (см монастырь). II сущ. ОЗП. Аббатство - принадлежность, аббаты. ОЗП. АББАТСКИЙ, -ая, -ое - принадлежность, аббат.

АББРЕВИАТУРА - Слово, сокращение. (сложносокращенное слово). В словообразовании: существительное, образованное из усеченных отрезков слов (напр. , исполком, комсомол), из таких же отрезков в сочетании с целым словом (напр. , роддом, запчасти), а также из начальных звуков слов или названий их начальных букв (напр. , вуз, АТС, МХАТ, ЭВМ, СКВ). Аббревиатурное слово. АББРЕ-

ВИАТУРНЫЙ, -ая, -ое - качество, аббре-виатурность. II сущ. ОЗК. Аббревиатур-ность - способность сокращаться.

АБЕРРАЦИЯ - Свет, уклонение. Отклонение (от естественного), искажение, свет. А. световых лучей. Аберрационный след. АБЕРРАЦИОННЫЙ, -ая, -ое - качество, аберрационность. II сущ. ОЗК. Абер-рационность - способность отклоняться.

АБЗАЦ - Письменность, строка, отступ. Красная строка, отступ в начале строки. Начать писать с абзаца. Текст между двумя такими отступами. Абзацная строка. Прочесть первый а. АБЗАЦНЫЙ, -ая, -ое - качество, абзацность. II сущ. ОЗК. Абзацность - отступ.

Абитуриентость - способность поступать в обучение. АБИТУРИЕНТ, абитуриентка - Человек, поступление, обучение, пол. Человек, поступающий в учебное заведение. ОЗП. АБИТУРИЕНТСКИЙ, -ая, -ое - принадлежность, абитуриент. АБИ-ТУРИЕНТНЫЙ, -ая, -ое - качество, абиту-риентость. II сущ. ОЗК. Абитуриентость.

АБОНЕМЕНТ - Документ, право, использование. Документ, предоставляющий право на пользование чем-н. , право на обслуживание. Абонемент в театр. ОЗП.

ОЗП. АБОНЕМЕНТСКИЙ, -ая, -ое -принадлежность, абонемент. Абонемент-ский номер. АБОНЕМЕНТНЫЙ, -ая,-ое -качество, абонементость. II сущ. ОЗК. Абонементость - право на использование. АБОНЕНТ, абонентка - Человек, абонемент. Лицо, пользующееся абонементом, имеющее право на пользование чем-н. по абонементу. А. библиотеки. ОЗП. АБОНЕНТСКИЙ, -ая, -ое - принадлежность, абонент. АБОНЕНТНЫЙ, -ая, -ое -качество, абонентость. II сущ. ОЗК. Або-нентость - имеющий право на пользование. АБОНИРОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов. , что - Действие, або-нированиие. II сущ. ОЗД. Абонирование -действие абонента. Получить (-чать) по абонементу, стать (быть) абонентом чего-н. А. ложу в театре.

Аборигенность - постоянное место жительства. АБОРИГЕН, аборигенка -Человек, коренной житель, пол. Коренной, местный житель страны, местности. ОЗП.

АБОРИГЕНСКИЙ, -ая, -ое - принадлежность, абориген. АБОРИГЕННЫЙ, -ая, -ое

- качество, аборигенность. II сущ. ОЗК. аборигенность.

АБОРТ - Беременность, прерывание.

Преждевременное прерывание беременности, самопроизвольное или искусственное, выкидыш. АБОРТНЫЙ, -ая, -ое - качество, абортость. II сущ. ОЗК. Абортость -способность к прерыванию.

АБРАЗИВ - Вещество, поверхность, шероховатость. Твердое вещество. Абразивные материалы. АБРАЗИВНЫЙ, -ая, -ое - качество, абразивность. II сущ. ОЗК. Абразивность - имеющий твердость и шероховатость.

АБРАКАДАБРА - Непонятность, заклинание. Бессмысленный, непонятный набор слов [первонач. : таинственное персидское слово, служившее спасительным магическим заклинанием]. АБРАКАДАБ-РЕННЫЙ, -ая, -ое - качество, аброкадаб-ренность. II сущ. ОЗК. Аброкадабренность

- непонятность.

АБРИС - Предмет, контур. Очертание предмета, см контур. АБРИСНЫЙ, -ая, -ое

- качество, абрисность. II сущ. ОЗК. Аб-рисность - контурность.

АБСЕНТЕИЗМ - идейное течение, Выборы, уклонение. Уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы. АБСЕНТЕИСТ - человек, абсентеизм, пол. ОЗП. АБСЕНТЕИСТ-СКИЙ, -ая, -ое - принадлежность, абсентеизм.

АБСОЛЮТ и слова относящиеся к слову «абсолют» - первооснова (дух, идея, божество), неизменность, независимость, неограниченность, совершенный, полный. В философии, понятие: АБСОЛЮТ - вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея, божество). Нечто самодовлеющее, независимое от каких-н. условий и отношений. ОЗП. АБСОЛЮТСКИЙ, -ая, -ое - принадлежность, абсолют. АБСОЛЮТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна - качество,абсолютность. Абсалютно. II сущ. ОЗК. Абсалютность -первооснова. АБСОЛЮТИЗМ - Идейное течение, Власть, монарх. Форма правления, при к-рой верховная власть целиком принадлежит монарху, неограниченная

монархия. Свойство, абсалют. Использование одного или несколько признаков аб-салюта. Не зависимая ни от чего, не зависящий, взятый вне сравнения с чем-н. Абсолютная величина действительного числа (в математике: само это число, взятое без знака + или -). А. нуль (температура в -273,15° С). А. чемпион. А. покой. Абсолютное большинство (подавляющее большинство). А. слух. АБСОЛЮТИЗИРОВАТЬ. - Действие, ОЗД. Абсалютизиро-вание. прил.

В естественном словаре даётся общее толкование отвлеченных значений для всего однокоренного ряда, каждое слово однокоренного ряда отдельно не толкуется.

Естественный словарь можно отнести к словарю, построенному по гнездовому принципу, в котором слова группируются вокруг отвлеченного значения слова. В нашем словаре лексический состав производных слов в гнезде определяют отвлеченные значения.

В словообразовательном словаре русского языка, под редакцией Тихонова А. Н. слова группируются вокруг исходного, непроизводного слова. В естественном словаре слова группируются вокруг исходного, отвлеченного значения слова.

Исходное слово играет очень важную роль в формировании значения гнезда, влияет на его строение, смысловые отношения однокоренных слов в структуре гнезда. Отвлеченное значение входит в состав всех производных слов и определяет их значение.

Отвлеченное значение прилагательного чёрн(ый), равное (черность) чернота -

отсутствие света - цвет, самый темный, представлено во всех родственных словах.

Ср.: черн ова*т ый, черн е* ть, черн и* ть, по черн е* ть, за черн е* ть, по черн и* ть,

черн о бо*к ий, черн о бо ро*д ый, черн о бро*в ый и др.

Отвлеченное значение слова чёрн(ый) входит в смысловое содержание всех од-нокоренных слов. По этому: чернова*тый значит 'несколько ч е р н ы й'; черне*ть -'становиться ч е р н ы м или более ч е р н ы м', 'выделяться сво им ч е р н ы м цве-

том'; черни*ть - 'делать ч е р н ы м, красить в черный цвет'; почерне*ть -'стать

ч е р н ы м'; почерни*ть - 'сделать ч е р н ы м, покрасить в ч е р н ы й цвет'; зачер-не*ть -'о чем либо ч е р н о м: показаться, выделиться', 'начать ч е р н е т ь, стать

ч е р н ы м'; чернобо*кий - 'имеющий ч е р н ы е бока, стороны'; черноборо*дый -'имеющий ч е р н у ю бо роду'; черно-бро*вый - 'имеющий ч е р н ы е брови'.

Отвлеченные значения слова в значительной степени определяют и лексический состав производных слов в гнезде.

В этом проявляется различие словообразования в мышлении и грамматического словообразования.

Словарь с учётом всех вышерассмот-ренных параметров можно квалифицировать как словарь нового активного типа, совмещающий данные о системной организации русского языка с отвлеченными значениями слов.

«Проект создания словаря может быть реализован при строгом следовании поэтапному его осуществлению:

1-й этап - формирование авторского коллектива.

Специфика создаваемого словаря в каждом случае предполагает определённый состав авторского коллектива. Обязательно присутствие опытного лексикографа редактора.

2-й этап - создание проекта словаря.

Данный этап состоит как минимум из

обоснования необходимости и актуальности словаря, его целей и задач, установления точного адресата, определения типа и основных характеристик словаря.

Очевидна сложность и диалектическая противоречивость построения концепции лексикографического описания языковых единиц, которая бы одновременно соответствовала новаторским позициям автора - с одной стороны, и современным лингвистическим воззрениям - с другой. Кроме того, не следует забывать также

в данном контексте остроумное замечание В.В. Морковкина: «Любое планирование в области лексикографии должно непременно предполагать использование ко-

эффициента непредсказуемого сопротивления языкового материала или, проще, коэффициента непредсказуемых трудностей» [Морковкин, 1987, с. 36-37].

3-й этап - создание словарной картотеки (или компьютерного банка данных).

Картотека обычно создаётся на основе сплошного расписывания отобранных текстов, выборки минимальных контекстов лексических единиц, установления наиболее частотного лексического материала. Важно учесть, что картотека, как правило, богаче, насыщеннее будущего словаря. Это не только естественно, но и необходимо в лексикографической деятельности для достижения полной объективности научного анализа и достоверности языковых фактов.

Современный период внедрения и использования компьютеризации в процессе создания словарей поможет оперативно и научно обоснованно обработать огромный массив описываемых языковых единиц.

4-й этап - отбор словника на основе принципов, постулируемых в проекте словаря, систематизация лексического материала согласно принятой авторским коллективом методов. Реализация любого словарного проекта предполагает поиск, сбор и хранение громадной постоянно увеличивающейся массы материала. Сбор языкового материала - основная задача лексикографа. Она заключается в строгом выполнении избранных методов исследования и в ограничении необходимой для словаря информации.

Словник должен быть ограничен кругом текстов. Критерием отбора может стать также частотность употребления тех или иных единиц.

На этапе отбора материала для анализа лексикограф должен определить, какие источники он будет использовать. Источниками могут быть письменные тексты, устные высказывания носителей языка или диалекта, различного рода справочная и лексикографическая литература и т.п.

При отборе материала необходимо руководствоваться хотя бы следующими основными принципами: хронологическим, нормативным, принципом смысловой

дифференциации, функционально стилистическим, переводоведческим.

На этом этапе немаловажное значение имеет выработка условных обозначений и помет с опорой на теоретическую позицию авторов, лексикографическую традицию и целеустановку создаваемого словаря.

5-й этап - разработка авторской концепции структуры словарной статьи.

Основная цель данного этапа - дать максимум информации о языковой единице в одной словарной статье, используя минимум средств различного рода. В современных условиях наиболее популярны комплексные лексикографические произведения, где внимание уделяется по мере необходимости и этимологическим справкам, и грамматическим / акцентологическим характеристикам лексем, и словообразовательным потенциям, и сочетаемост-ным возможностям и т.п. Дискуссионным, но обязательным для рассмотрения авторским коллективом остаётся вопрос о включении в пределы словарной статьи фразеологических оборотов и иллюстративных предложений - минимальных текстовых образований, в которых описываемые лексемы предстают в необходимых для

лексикографического описания значениях.

6-й этап - непосредственная лексикографическая (как правило, компьютерная) интерпретация отобранных языковых единиц - основной этап создания словаря.

Существует, обычно постороннее, мнение, что построение словарных статей -дело рутинное, механическое. Однако в начале этой книги уже отмечалось, что работа над словарём невозможна без вдохновения и творческого поиска. Словарный труд сродни искусству - он поэтичен, музыкален, живописен.

7-й этап - подготовка словаря к изданию.

Этот этап включает в себя редактирование текста словаря, согласование и уточнение переводных эквивалентов, этимологических справок, словосочетаний, иллюстративных предложений, условных обозначений, лексикографических помет и т.п., подбор шрифтов,

Принципы построения естественного словаря описаны, а создание этого словаря труд коллектива.

Идея - всегда индивидуальность, Воплощение идеи - всегда коллективность.

Хочется, надеется, что естественный словарь русского языка будет способствовать развитию речи говорящих на русском языке, углубит их знания о русском языке и русской культуре, позволит людям, пользующимся словарём выражать свои мысли более точно и выразительно. Библиографический список

1. Уфимцева А.А. Лексическая номинация (первичная нейтральная). 2-е изд. М.: ЛИБ-РОКОМ, 2010. 88 с.

2. Телия В.Н. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е изд., доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

3. Ти х о н о в А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В2 т. (около 145 000 слов). - М., 1985.

4. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1935-1940.- Т.1-4.

5. Виноградов В.В. Толковые словари4 русского языка // Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: Избр. труды. М.: Наука, 1977а. С. 206-242.

6. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общим рукводст-вом Ю.Д. Апресяна. М.; Вена, 2004. 1488 с.

7. Ожегов. С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1994. 928 с.

8. Система лексических минимумов современного русского языка: 10 лексич. списков: От 500 до 5000 самых важных русских слов / Г.Ф. Богачёва, Н.М. Луцкая, В.В. Морковкин и др.; Под ред. В.В. Морковкина. М.: Астрель; ACT, 2003. 765 с.

NATURAL DICTIONARY OF THE RUSSIAN LANGUAGE (CONSTRUCTION PRINCIPLES)

V.V. Pavlov

Tula Polytechnic institute (Russia, Tula)

Abstract. The article considers the name as a psycholinguists phenomenon. The thesis has been put forward that in speech, unlike the language system, the main nominative unit is not a word, but the abstract meaning of the word. The basic principles of constructing a natural dictionary are given.

Keywords: dictionary, abstract word meaning, name, noun, adjective, verb, psycholinguistics, sensations, feelings, thoughts.

цветовых иллюстраций. Как это ни парадоксально, но на практике определённую долю напряжённого труда технического редактора, корректора, наборщика, компьютерщика и др. приходится брать на себя авторам словаря; лишь они в полной мере владеют всеми нюансами создания наисложнейшего лексикографического организма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.