Научная статья на тему 'Естественные монополии как инструмент решения комплексной задачи импортозамещения и модернизации экономики России'

Естественные монополии как инструмент решения комплексной задачи импортозамещения и модернизации экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / MODERNIZATION / TECHNOLOGICAL WAY / NATURAL MONOPOLIES / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутернин Михаил Иванович

В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к решению задач импортозамещения и перехода к новому технологическому укладу. Исследуются возможности использования естественных монополий Российской Федерации как инструмента государственного регулирования экономики в процессе решения комплексной задачи импортозамещения и модернизации экономики. Проанализировано, как особые свойства естественных монополий позволяют сделать их эффективным средством косвенного государственного регулирования экономики при решении важнейших задач современного этапа экономического развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL MONOPOLIES AS A TOOL OF THE SOLUTION OF A COMPLEX TASK OF IMPORT SUBSTITUTION AND RUSSIAN ECONOMY MODERNIZATION

Need of an integrated approach to the solution of tasks of import substitution and transition to new technological way is proved in article. Possibilities of use of natural monopolies of the Russian Federation as instrument of state regulation of economy in the course of the solution of a complex task of import substitution and modernization of economy are investigated. It is analyzed as special characteristics of natural monopolies allow to make them an effective remedy of indirect state regulation of economy at the solution of the major problems of the present stage of economic development of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Естественные монополии как инструмент решения комплексной задачи импортозамещения и модернизации экономики России»

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАДАЧИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к решению задач импортозамещения и перехода к новому технологическому укладу. Исследуются возможности использования естественных монополий Российской Федерации как инструмента государственного регулирования экономики в процессе решения комплексной задачи импортозамещения и модернизации экономики. Проанализировано, как особые свойства естественных монополий позволяют сделать их эффективным средством косвенного государственного регулирования экономики при решении важнейших задач современного этапа экономического развития Российской Федерации.

Ключевые слова: импортозамещение, модернизация, технологический уклад, естественные монополии, государственное регулирование.

MikhaU Kutonm NATURAL MONOPOLIES AS A TOOL

OF THE SOLUTION OF A COMPLEX TASK OF IMPORT SUBSTITUTION AND RUSSIAN ECONOMY MODERNIZATION

Annotation. Need of an integrated approach to the solution of tasks of import substitution and transition to new technological way is proved in article. Possibilities of use of natural monopolies of the Russian Federation as instrument of state regulation of economy in the course of the solution of a complex task of import substitution and modernization of economy are investigated. It is analyzed as special characteristics of natural monopolies allow to make them an effective remedy of indirect state regulation of economy at the solution of the major problems of the present stage of economic development of the Russian Federation.

Keywords: import substitution, modernization, technological way, natural monopolies, state regulation.

В начале XXI в. важнейшей задачей экономического развития Российской Федерации является модернизация экономики, замена стареющих производственных фондов на современной технологической основе. Осложнение международной обстановки, произошедшее во втором десятилетии XXI в., резкое сокращение возможностей экономического маневра, ставшее результатом санкцион-ной политики ряда западных стран, привело к значительному усложнению этой задачи. Первоочередной задачей, от решения которой зависит не просто обеспечение экономического роста, но и само стабильное состояние экономики Российской Федерации, становится проблема импортозамещения, состоящая в обеспечении перехода многих производственных циклов на новую технологическую платформу, основанную на использовании отечественных (или доступных зарубежных) аналогов того импортного оборудования, которое стало недоступно в результате санкционной политики.

Однако наряду с проблемой импортозамещения, еще более остро стоит вопрос перехода экономики страны на современные технологические рельсы. Положение осложнилось еще и тем, что санкции во многом коснулись как раз возможностей обеспечения современного высокотехнологичного производства. Вопрос модернизации экономики принял форму создания «зон опережающего развития», выявления «точек ускоренного экономического роста», которые стали бы флагманом пе-

УДК 338.242.4 М.И. Кутернин

© Кутернин М.И., 2017

рехода к устойчивому развитию экономики. Следует сказать, что в сложной международной обстановке руководству страны удалось создать ряд предприятий, которые успешно переходят к современному высокотехнологичному производству на основе использования отечественных образцов. Прежде всего, это относится к предприятиям военно-промышленного комплекса, находящегося под особым вниманием государства. Успешно осуществляется и ряд инфраструктурных проектов, таких как, например, строительство крымского моста, которые могут стать основой новой модернизацион-ной экономики.

В целом можно констатировать, что задача импортозамещения трансформировалась в единую задачу перехода от производства, основанного на использовании импортного оборудования, к новому высокотехнологичному производству, основанному на использовании отечественных и доступных зарубежных образцов. При этом задача импортозамещения должна решаться в комплексе с задачей модернизации экономики. В общем, кризисные явления экономики, вызванные санкционной политикой запада, в очередной раз открывают возможности решения важнейших задач экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, в экономике страны стоит задача комплексного решения проблем импортоза-мещения и перехода к высокотехнологичному производству. Такое комплексное решение даст возможность обеспечить экономическую безопасность России и осуществить модернизацию экономики. В более общей постановке эта задача формулируется как задача перехода экономики к новому технологическому укладу, в который входит не только модернизация производственных мощностей, но и преобразование всей системы производственных отношений. Президент Российской Федерации В. В. Путин во время прямой линии 15 июня 2017 г. особо отметил, что «без перехода к новому технологическому укладу у российской экономики, а значит, у страны нет будущего» [4]. Таким образом, в настоящее время в экономике РФ стоит задача перехода к новому технологическому укладу, которая в современных условиях должна решаться в комплексе с проблемой импортозамещения. Теоретические основы решения этой проблемы заложены в работах Ю. В. Яременко, которые могут быть основой решения современных задач экономики РФ [8].

Решение такой комплексной задачи, безусловно, представляет собой сложное взаимозависимое движение трудовых, инвестиционных и финансовых ресурсов, которое невозможно без проведения согласованных масштабных преобразований во многих отраслях экономики. Это решение должно осуществляться по специально разработанной комплексной государственной программе импортозамещения и модернизации экономики.

Для разработки такой программы государство остро нуждается в создании инструментов проведения модернизации в различных отраслях народного хозяйства. В настоящей статье предлагается использовать естественные монополии РФ как инструмент решения комплексной задачи импортоза-мещения и модернизации экономики. В работе автора статьи было предложено использовать естественные монополии для решения задачи косвенного государственного регулирования экономики на этапе экономического роста [3]. Теперь предстоит использовать этот инструмент для решения важнейших задач современного этапа развития экономики России.

Естественные монополии обладают рядом уникальных экономических характеристик, которые создают возможности регулирования экономики на основе управления ее естественными монополиями. В данной статье проанализированы особые свойства естественных монополий РФ, которые позволят им стать основным инструментом решения комплексной задачи импортозамещения и модернизации экономики.

В разрабатываемой комплексной государственной программе импортозамещения и модернизации экономики будут использованы те специфические черты естественных монополий, которые дают возможность сделать их в руках государства эффективным инструментом управления всем кон-

курентным сектором экономики. Исследуем эти черты и поясним их проявление на примере публичного акционерного общества «Федеральная Сетевая Компания Единой энергетической системы» (ПАО «ФСК ЕЭС»), являющегося естественно-монопольным «ядром» электроэнергетической отрасли РФ.

Главным признаком естественных монополий, отличающим их от других предприятий, является наличие эффекта экономии на масштабе. Суть этого основополагающего понятия состоит в том, что на естественно-монопольных предприятиях при увеличении объемов производства средние издержки снижаются, поэтому повышение эффективности производства требует, чтобы производитель (если он в состоянии) охватил весь рынок рассматриваемого товара. Важно, что функционирование на рынке только одного производителя может быть выгодно не только ему, но и всему обществу, так как при минимальных средних издержках производства может быть установлена более низкая цена на продукцию, чем, если бы рынок был поделен между несколькими производителями, издержки каждого из которых велики.

Исследуем эффект экономии на масштабе на примере ПАО «ФСК ЕЭС». Для ПАО «ФСК ЕЭС» экономия на масштабе значительна. Объем производства ПАО «ФСК ЕЭС» измеряется количеством электроэнергии, доставленной потребителю (в киловатт-часах). Средние издержки производства ПАО «ФСК ЕЭС» вычисляются по формуле:

ас(ж )=СР, а)

где Ж - количество доставленной электроэнергии (в кВтч), С(Ж) - затраты на доставку электроэнергии по линиям электропередач (ЛЭП) (в руб.), АС (Ж) - средние издержки производства ПАО «ФСК ЕЭС».

Природа электроэнергии такова, что при подключении новых потребителей к уже существующим сетям затраты на ее доставку С (Ж) меняются не очень существенно, если ЛЭП еще не загружены до предельно допустимых мощностей. Поэтому при увеличении объема выпускаемой продукции Ж (т.е. при подключении новых потребителей) средние издержки существенно снижаются, и наблюдается значительная экономия на масштабе.

Отметим, что основным технологическим условием, приводящим к возникновению эффекта экономии на масштабе, является наличие технологических сетей рассматриваемого предприятия не зависимо от их природы. Поэтому для всех естественных монополий, отличительной чертой которых и является наличие сетей, характерно наличие указанного эффекта. Особенно велик он для естественных монополий, построенных по схеме с полным вертикальным разделением, таких, как ПАО «ФСК ЕЭС» или ПАО «Транснефть» [2].

Заметим, что более точно суть естественного монополизма отражает свойство, которое математически выражается как субаддитивность функции издержек. Это свойство означает, что для любых объемов выпуска, вплоть до насыщения рынка, производство продукции одним предприятием с точки зрения затрат выгоднее, чем производство такого же количества товара двумя или большим числом производителей. Математически это свойство выражается так: если Q - некоторый допустимый объем выпуска, то для всяких Q' и Q", таких что Q' > 0; Q'' > 0 и Q" + Q" = Q, справедливо:

С(д) < с(д)+С(<2"), (2)

где С = С (О) - функция производственных издержек. Подробно это свойство исследовано в работе М. И. Кутернина [2].

Наличие эффекта экономии на масштабе (или субаддитивности функции издержек) является важнейшим свойством, создающим условия для управления большим конкурентным сектором экономики. Механизм управления в этом случае состоит в создании большого числа производящих предприятий, подключенных к единой сети, являющейся естественной монополией. В силу эффекта экономии на масштабе при росте числа производителей затраты сети растут незначительно, в то время как увеличение конкуренции среди производителей делает их более управляемыми, более зависимыми от услуг сетевого предприятия. Таким образом, сетевая структура, обладающая экономией на масштабе, может, варьируя ценами на свои услуги, определять стратегию развития всей отрасли. С точки зрения решения комплексной проблемы импортозамещения и перевода производства на инновационные рельсы естественная монополия может создавать для предприятий, встающих на этот путь, временный льготный период обеспечения своей продукцией, тем самым стимулируя нужный вариант развития предприятий и делая возможным провести необходимые преобразования.

Другая важнейшая черта, делающая возможным создание системы управления процессом им-портозамещения и модернизации, вытекает из того уникального положения, которое занимают естественные монополии в экономике, из роли инфраструктурных отраслей, сердцевину которых составляют естественные монополии. Как показано в работе автора статьи, естественные монополии возникают в местах наиболее плотного переплетения интересов различных подразделений экономики [3]. Их роль как объектов инфраструктуры состоит в обеспечении эффективного функционирования производственных отраслей. По большому счету, продукция, производимая инфраструктурными отраслями, является необходимым условием для существования экономики. Сама специфика инфраструктуры предполагает, что она является обязательным условием для производства практически любой другой продукции. В этом смысле продукция инфраструктурных отраслей потребляется всеми другими отраслями в обязательном порядке, поскольку без нее невозможно эффективное функционирование этих отраслей. Причем имеет место отсутствие равноценных заменителей (субститутов). Действительно, никакая отрасль не может функционировать, не потребляя электрическую энергию или не используя услуги железнодорожных или автомобильных перевозок. В России в стоимости большинства продуктов промышленного производства очень существенную часть составляет стоимость их транспортировки по железнодорожным путям и стоимость передачи энергоносителей по магистральным трубопроводам или линиям электропередач.

Будем называть описанную черту естественных монополий как «обязательность использования продукции инфраструктурных отраслей» или отсутствие субститутов. Эта черта дает возможность естественным монополиям диктовать свои условия в конкурентном секторе экономики, а государству - осуществлять косвенное регулирование в этом секторе через инфраструктурные отрасли.

Если снова рассмотреть эту черту, на примере ПАО «ФСК ЕЭС», то его продукция в полной мере удовлетворяет свойству обязательности использования. Действительно, не надо доказывать, что без электроэнергетики развитие современной экономики невозможно. А вот без линий электропередач, входящих в ПАО «ФСК ЕЭС», электроэнергетика возможна только в пределах самих генерирующих станций. Таким образом, обязательность использования продукции естественных монополий всеми отраслями экономики делает эти монополии эффективным средством воздействия на другие отрасли экономики. Используя эти воздействия, государство может стимулировать комплекс процессов импортозамещения и модернизации в различных отраслях экономики.

Еще одной существенной чертой естественных монополий, делающих возможным использование их в качестве инструмента управления другими отраслями, является собственно их монополизм. В работе автора статьи показано, что монополизм неизбежен, поскольку является необходимым условием для развития и даже простого существования всей экономической системы [3]. Монополизм естественных монополий позволяет им диктовать условия остальным предприятиям, составля-

ющим конкурентный сектор. Здесь важно понять, что сами естественные монополии, безусловно, являются потребителями продукции других секторов экономики. Например, для развития производства любого предприятия, в том числе и естественной монополии, требуется закупка инвестиционных товаров, которые производятся фондосоздающим сектором экономики.

Однако фондосоздающий сектор, несмотря на то, что он значительно превосходит по масштабам сектор естественных монополий, не может диктовать свои условия в силу наличия конкуренции между его предприятиями. Поэтому для создания системы управления экономикой очень важно наличие конкуренции в других секторах экономики.

По большому счету в рыночной экономике монополии должны быть только естественными. Борьбу с другими монополиями должна вести и ведет Федеральная антимонопольная служба. Наличие двух монопольных секторов приведет к войне двух монопольных «монстров» в экономике. Исключительный монополизм естественных монополий приведет к возможности создания системы регулирования экономики.

Что касается ПАО «ФСК ЕЭС», то его монополизм делает возможным регулирование цен на электроэнергию при управлении только ценами сетевой структуры. При этом сполна используется конкуренция производящих электроэнергетических предприятий. Механизм регулирования конечных цен на продукцию отрасли через тарифы сетевого предприятия необходимо исследовать в ходе разработки алгоритмов управления единым процессом импортозамещения и модернизации.

Важнейшим свойством, которым обладают практически все естественные монополии, является эффект мультипликации, который возникает при их регулировании. Сущность этого эффекта состоит в многократном воздействии регулируемых параметров естественных монополий (таких, как объем их выпуска или цены на их продукцию) на макроэкономические параметры. Причина этого эффекта состоит в особом месте естественных монополий в экономике на пересечении ресурсных, информационных и продуктовых потоков. Например, как показывают различные исследования, цены на продукцию естественных монополий составляют только около 30 % от конечной цены товаров потребительского сектора [5]. Однако увеличение цен на продукцию естественных монополий на 10 % приводит практически к такому же увеличению конечных цен из-за многократного воздействия этих цен на разные аспекты функционирования всех предприятий, входящих в производственную цепочку. ПАО «ФСК ЕЭС» является центральным звеном в обеспечении всех предприятий страны электроэнергией. Влияние его цен на конечные цены отрасли было исследовано в работе автора статьи [1]. Благодаря эффекту мультипликации изменение цен ПАО «ФСК ЕЭС» существенно сказывается на ценах практически любого товара.

Эффект мультипликации, характерный для регулирования естественных монополий, дает большие возможности для макроэкономического регулирования и может быть использован при создании системы управления процессом перехода к новому технологическому укладу.

Наконец, главным условием создания системы регулирования экономикой является государственный контроль над естественными монополиями, который необходим для выполнения ими своих основных функций.

В результате приватизации, проводимой в России в 1990-е гг., большинство государственных предприятий перешло в частные руки. Однако естественные монополии остались под государственным контролем. Они могут существовать в виде государственных корпораций с полным государственным контролем (Росатом, Росавтодор) или в виде акционерных обществ, в которых держателем контрольного пакета являются государственные органы. В самой «негосударственной» естественной монополии - ПАО «Газпром» - доля акций, контролируемых государством (Росимущество, Роснеф-тегаз и Росгазификация), составляет 50,232 % [6].

Государственный контроль над естественными монополиями нужен, прежде всего, для того, чтобы монополизм естественных монополий использовался на общее благо, а во-вторых, для создания системы государственного регулирования при проведении важнейших преобразований в экономике.

ПАО «ФСК ЕЭС» является акционерным обществом открытого типа. Основным держателем акций является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимуще-ство). По состоянию на 31 марта 2017 г. Российская Федерация в лице Росимущества владеет 0,59 % акций ПАО «ФСК ЕЭС». При этом между контролирующим акционером Компании ПАО «Россети» и Росимуществом заключено соглашение о порядке управления и голосования акциями ПАО «ФСК ЕЭС». С учетом данного соглашения степень контроля Росимущества (прямого и косвенного) составляет 80,72 % [7]. Таким образом, государственные органы имеют возможность полностью контролировать управление ПАО «ФСК ЕЭС». Используя этот контроль на современном этапе, государство сможет использовать естественные монополии как инструмент проведения важнейших преобразований в экономике.

Выше были перечислены пять свойств естественных монополий, которые, на наш взгляд, являются важнейшими характеристиками, дающими возможность использовать естественные монополии как инструмент государственного регулирования экономики. Обозначим их еще раз: наличие эффекта «экономии на масштабе» (или субаддитивность функции издержек), обязательность использования продукции инфраструктурных отраслей, монополизм естественных монополий, эффект мультипликации при изменении характеристик естественных монополий и полный государственный контроль над монополиями.

Эти свойства могут быть использованы для разработки системы государственного регулирования экономики через сектор естественных монополий при решении комплексной задачи импорто-замещения и модернизации экономики России.

Кроме этих свойств естественные монополии обладают и другими свойствами, способствующими выполнению роли инструментов государственного управления конкурентным сектором экономики. К числу таких свойств относятся:

- низкая эластичность спроса на продукцию по ее цене;

- наличие эффекта «экономии от разнообразия»;

- превышение эффективных размеров предприятия над объемом существующего рынка потребления;

- неравномерность и вариабельность спроса на продукцию естественных монополий;

- смешанный характер блага, производимого естественными монополиями;

- высокие «барьеры» для вступления новых фирм в отрасль;

- организация и поддержание единого экономического пространства.

Все эти свойства создают дополнительные предпосылки для использования естественных монополий в качестве инструмента государственного воздействия на другие отрасли экономики страны. Таким образом, естественные монополии обладают многими уникальными свойствами, которые делают возможным государственное регулирование большого конкурентного сектора экономики через относительно небольшой сектор естественных монополий. Рассмотренные свойства должны быть использованы при разработке алгоритмов комплексного управления процессами импортозамещения и модернизации экономики РФ на современном этапе и осуществлении перехода к новому технологическому укладу, «без которого у страны нет будущего» [4].

Библиографический список

1. Кутернин, А. М. Методика государственного регулирования цен на продукцию вертикально интегрированной естественной монополии / А. М. Кутернин // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 15. - С. 35-39.

2. Кутернин, М. И. Вертикальная интеграция - основа естественной монополии / М. И. Кутернин // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда (ЭПОС). - 2009. - № 1. - С. 47-52.

3. Кутернин, М. И. Диалектика развития рыночной экономики и роль естественных монополий / М. И. Кутернин // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 5. - С. 138-142.

4. Прямая линия с Владимиром Путиным [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Шр://то$куа-putinu.rU/#page/question (дата обращения : 16.06.2017).

5. Смирнов, А. Д. Лекции по макроэкономическому моделированию / А. Д. Смирнов. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 351 с.

6. Структура акционерного капитала [Электронный ресурс] / Материалы официального сайта ПАО «Газпром». - 2017. - Режим доступа : http://www.gazprom.ru/investors/stock/ (дата обращения : 17.06.2017).

7. Структура акционерного капитала [Электронный ресурс] / Материалы официального сайта ПАО «ФСК ЕЭС». - 2017. - Режим доступа : http://www.fsk-ees.ru/shareholders_and_investors/information_on_shares/ shareholding_structure/ (дата обращения : 17.06.2017).

8. Яременко, Ю. В. Научно-технический прогресс и структурные сдвиги в экономике СССР / Ю. В. Яременко // Проблемы прогнозирования. - 1997. - № 2. - С. 59-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.