Научная статья на тему 'Естественное право как ценностное явление гражданского общества'

Естественное право как ценностное явление гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1254
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / NATURAL LAW / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА / SOCIAL PURPOSE OF LAW / ПРАВО НА ЖИЗНЬ / RIGHT TO LIFE / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / RIGHTS AND FREEDOMS / РАВЕНСТВО / EQUALITY / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Працко Геннадий Святославович, Гринь Алексей Владимирович

В статье авторы анализируют различные точки зрения на естественное право. Делается вывод о том, что оно является необходимым элементом для построения гражданского общества, поскольку естественное право по своей сущности абсолютно независимо от произвола государства, так как опосредовано природой человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL LAW AS A VALUE PHENOMENON OF CIVIL SOCIETY

In this paper the authors analyze the different perspectives on natural law. The conclusion is that it is a necessary element for the construction of a civil society, as a natural right in their natural essence is independent of the arbitrary state, as mediated by human nature.

Текст научной работы на тему «Естественное право как ценностное явление гражданского общества»

3. Корейво Е. В. Использование преамбул в международном праве // Международное публичное и частное право. 2010. № 3.

4. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленные письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. № вн2-18/490 // СПС КонсультантПлюс.

5. Иванюк О. А. Качество закона и проблемы юридической техники // Журнал российского права. 2008. № 2.

6. Законодательная техника / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000.

7. Исаков В. Б. Приемы юридической техники на начальных стадиях законодательного процесса // Юридическая техника. 2007. № 1.

8. Абрамова А. И., Власенко Н. А. Формули-

рование идеи и подготовка концепции нормативного правового акта // Нормотворческая юридическая техника. М., 2011.

9. Исаков В. Б. Стадии подготовки проектов законов // Законодательная техника. М., 2000.

10. Баранов В. М. Концепция законопроекта. Н. Новгород, 2003.

11. Баранов В. М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление // Журнал российского права. 2008. № 2.

12. Максимова Е. В. К вопросу о приемах юридической техники, применяемых при изложении нормативно-правовых предписаний федеральными органами исполнительной власти // Юридический мир. 2009. № 5.

© 2014 г. Г. С. Працко, А. В. Гринь

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО КАК ЦЕННОСТНОЕ ЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье авторы анализируют различные точки зрения на естественное право. Делается вывод о том, что оно является необходимым элементом для построения гражданского общества, поскольку естественное право по своей сущности абсолютно независимо от произвола государства, так как опосредовано природой человека.

Ключевые слова: естественное право, гражданское общество, социальное предназначение права, право на жизнь, права и свободы человека, равенство, справедливость.

Естественное право как ценностное явление, анализируемое учеными всех исторических периодов, продолжает привлекать внимание мыслителей и в наше время. Доктрина естественного права (и в настоящем, и в прошлом) имеет как своих приверженцев, так и противников. Отношение к ней приобретает весомое практическое и теоретическое значение в условиях развития гражданского общества и становления правовой государственности.

К осознанию того, каким должно быть действующее право, прямое отношение имеет некое идеальное правовое начало, получившее наиболее полное выражение в доктрине естественного права [1, с. 202]. Естественное право представлено требованиями, принципами, идеями ценностного характера, которые косвенно или прямо оказывают влияние на действующее позитивное право и тем самым способствуют обеспечению и защите прав и свобод человека.

Существует множество концепций (версий) естественного права. Под естественным правом понимаются «различные (по своему содержанию,

сущности и понятию) варианты естественного права, различные смыслы, вкладываемые его прошлыми и современными сторонниками и противниками в это устоявшееся и широко используемое собирательное понятие» [2, с. 148].

Восприятие естественного права как ценностного явления приобретает практическое значение в условиях кардинальных общественных преобразований, определенных подходов к положению человека в социуме. В естественном праве обозначены те идеи, принципы и требования, которые «составили основу для последующего правового развития». К ним относятся: свобода, безопасность от произвола властей, равноправие, неприкосновенность собственности и т. д. Познание сущности и социального предназначения права как особого общественного явления «невозможно без понимания природы человека во всех проявлениях, без проникновения в потребности человека, его способности, стремления. Теория права должна начинаться с антропологического момента» [3, с. 27]. Природа человека, его жизненные притязания не противостоят идеям и

принципам естественного права, которые исходят из достоинства человеческого существования.

Человечество столетиями вырабатывало наиболее разумные и полезные стандарты поведения и деятельности, фиксировало их в мифологии, нормах морали, религии. Эти стандарты отражали представления о правде, справедливости, являлись масштабом свободы и равенства и воспринимались как «природное, естественное право» [4, с. 218]. В естественном праве закреплялись надежды, пожелания, стремления людей относительно лучшей жизни. Вырабатывался стереотип естественного права как права, связанного с фактом жизнедеятельности людей, любого определенного человека. Идеи естественного права соотносились уже мыслителями Древнего мира с естественной природой существования человека.

Платон, Аристотель, Сократ и другие выдающиеся мыслители прошлого не рассматривали право лишь как следствие мыслительного процесса, а считали, что у его истоков лежит «вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях, но и во всем строении мироздания: рядом с законами, изобретенными людьми, существуют вечные, не-писанные законы, вложенные в сердца людей самим божественным разумом» [5, с. 287]. Платон утверждал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства...» [6, с. 188-189].

В границах римской юриспруденции зарождается идея о том, что, наряду с подвижным положительным правом проявляет себя вечное естественное право, соотносимое с человеческим разумом и обнаруживаемое в отношениях между людьми. Некоторые римские юристы трактовали естественное право как некую взаимосвязь вечных норм правды, согласно которым «все люди и свободны, и равны» [5, с. 403]. Естественное (божественное, космическое) предназначение права связывается с достижением справедливости в отношениях между людьми, совершением добрых дел. Постепенно естественное право избавляется от излишних богословских наслоений и отделяется от положительного права.

Г. Гроций находил истоки естественного права в природе разума и думал, что, подобно разуму, естественное право характеризуется вечностью, незыблемостью. Идеи естественного права независимы от воли Бога, они существовали бы и тогда, когда бы Бог не существовал [7, с. 64]. «Мать естественного права, - утверждал Г. Гроций, - есть сама природа человека» [8, с. 48]. Сторонники Г. Гроция считали, что любые акции, не соотноси-

мые с естественным правом, следует трактовать в качестве противовеса человеческому разуму.

Теория естественного права с успехом развивалась европейскими просветителями. В границах договорной теории находит отражение постулат о неотъемлемых и священных правах и свободах человека, которые принадлежат ему по факту рождения и поэтому не могут быть актами дарения со стороны правителей, государства, общества. Неотъемлемые права и свободы естественным образом принадлежат каждому человеку от рождения, по факту его действительного существования.

Именно закон естества, природы утверждает мир и безопасность для всех людей, поэтому не нуждается в субъективных гарантиях. В контексте таких подходов прослеживается необходимость осознания практической взаимосвязи естественного права с правом положительным. Однако достижение определенного пика в обосновании приоритета ценностей естественного права сменяется повышенным вниманием к юридическому позитивизму. Это было обеспечено интенсификацией законотворческой деятельности, отражающей интересы государственной власти.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. осуществляется новый процесс эволюции естественного права, включающий в себя научные достижения экзистенциализма, неогегельянства, неокантианства и других философских направлений. Если на Западе обращение к естественному праву было определенной реакцией на кризисные стороны в становлении европейской демократии, то в России и странах Восточной Европы проявление интереса к потенциалу естественного права было обеспечено необходимостью усиления борьбы против абсолютизма и радикализма.

Б. Н. Чичерин признавал, что идея права была бы невозможна без признания человека в качестве носителя безусловной ценности, обусловливающей достоинство его существования [9, с. 42], т. е. он подчеркивал связь личности с естественным правом. В то же время Б. Н. Чичерин не признавал концепцию о неотчуждаемых правах человека и полагал, что их обеспечение не связано с естественным правом.

По заверению В. С. Соловьева, естественное право «есть та общая алгебраическая формула, под которую история подставляет различные действительные величины положительного права» [10, с. 98]. Положительное же право, «поскольку оно есть все-таки право, а не что-нибудь другое, необходимо подлежит общим логическим условиям, определяющим само понятие права» [10, с. 99]. Положительное право должно испытывать не только влияние естественного права, но и принципов нравственности. Право есть «принудительное тре-

бование реализации определенного минимального добра или такого порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла» [11, с. 109].

Олицетворяя школу «возрожденного естественного права», П. И. Новгородцев связывал присущие человеку автономные нравственные идеи с идеями естественного права. Поэтому у начал развивающегося правосознания лежат «вечные основы морального сознания, и прежде всего -принцип личности и ее безусловного значения, принципы равенства и свободы, справедливости и любви» [12, с. 306].

П. И. Новгородцев считал, что высшее предназначение права состоит в обеспечении индивидуальной свободы, подчеркивая при этом, что «какие бы совершенные формы ни придумали будущие поколения, никогда не найдут они средства полностью удовлетворить личность, а тем более спасти ее от сознания своего несовершенства» [12, с. 345]. Свобода как элемент естественного права является фундаментом жизненных потребностей человека.

Формальное право свободы, с точки зрения П. И. Новгородцева, наполнено правом на обеспечение достойного образа жизни. Право как социальная ценность должно предоставить личности «возможность человеческого существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают человека нравственно и физически» [13, с. 322].

Г. Ф. Шершеневич рассуждал о том, что понимание сущности права «невозможно без понимания природы человека во всех ее проявлениях, без проникновения в потребности человека, его способности, стремления» [3, с. 27]. Отмеченный мыслитель не причисляется к приверженцам естественного права, но он аргументированно ищет разгадку феномена права в природе человека.

Стремясь осознать особенности естественного права, Ф. В. Тарановский отмечал: «Положительному, реальному праву, покоящемуся на внешнем установлении, человеческая мысль неизменно противопоставляла право идеальное, сила которого основывается исключительно на присущей ему внутренней справедливости, определяемой требованиями совести и разума» [15, с. 203].

Определяя естественное право, Е. Н. Трубецкой писал, что конкретное общественное явление «предписывает, чтобы каждое отдельное лицо пользовалось внешней свободой в тех границах, в каких это требуется добром... Конкретному лицу должен быть предоставлен максимум внешней свободы, совместимой с благом общества как целого» [16, с. 69]. Роль естественного права состоит в отстаивании добродетели, нравственности в жизни людей.

Ориентация на права свободы, достоинство жизни человека - свидетельство нравственного содержания естественного права, поскольку полнокровная жизнедеятельность членов гражданского общества предусматривает превалирование добра над злом. Естественному праву адекватны те нравственные ценности, которые практически обращены к каждому человеку, его главным жизненным интересам.

Ценностный потенциал естественного права выражается в том, что оно обращено к свободной личности, исповедующей духовно-нравственные жизненные принципы, отвергающей зло в любой его форме. Потенциал естественного права и духовно-нравственные ценности некоторым образом взаимодействуют друг с другом, определяют необходимые условия достойного положения человека в социуме.

На внедрение ценностей естественного права в систему общественных отношений негативный отпечаток накладывает то обстоятельство, что в современных российских условиях все еще имеет место отрицание практического значения идей и принципов естественного права. Это связывается с тем, что ценности естественного права складывались под мощным религиозным влиянием и во многом утрачивали свое природное предназначение.

Большая часть доктрин, теорий, воззрений, описывающих право, содержит религиозную окраску, но это не мешает выделять сущностные аспекты данного феномена. В самом христианском мировоззрении находят отражение многие из тех добродетелей, которые воспринимаются правом (естественным или позитивным). Русская православная церковь в современных условиях возвеличивает нравственные ценности в большей степени, чем это делают гражданское общество и государство.

Идеи и принципы естественного права, освобожденные от религиозных и иных наслоений, трактуются гражданским обществом в качестве правовой ценности, обращенной напрямую к личности, к ее правам и свободам. Взоры мыслителей на протяжении столетий прикованы к идеям естественного права именно потому, что в них заключено ценностное содержание, влияющее на процессы качественного преобразования позитивного права. «Естественное право, - отмечает В. А. Бачинин, - подтверждает своим многовековым существованием ту простую истину, что человек не может существовать в мире, где все относительно, и опираться лишь на договорные, т. е. сформулированные самими людьми, основания» [17, с. 79].

В основе достойной жизни членов гражданского общества лежат такие сущностные принципы

естественного права, как свобода, равенство, справедливость. Именно эти принципы придают ценностный потенциал естественному праву и лежат у истоков его воздействия на позитивное право, действующее законодательство. Эти же принципы осуществляют основополагающую функцию в процессе реализации жизненно важных прав и свобод членов гражданского общества.

Свобода как важнейший ценностный элемент естественного права означает «реальную возможность для каждого конкретного индивида реали-зовывать свои интересы и притязания в цивилизованной форме, т. е. не подвергаясь опасности произвола, самоуправства или ущемления прав личности со стороны государства или других индивидов» [18, с. 24].

Принцип равенства, признаваемый естественным правом, констатирует, что «для всех тех, чьи отношения опосредуются правовой формой, - как бы ни был узок этот правовой круг, - право выступает как всеобщая форма, как общезначимый и равный для всех этих лиц, различных по своему фактическому, физическому, умственному, имущественному положению и т. д., одинаковый масштаб и мера» [19, с. 93].

Преломление начал свободы, равенства, справедливости в позитивном праве осуществляется в первую очередь при помощи правовых законов. Только правовой закон «трактуется как закон, регулирующий общественные отношения в соответствии с принципами свободы, равенства и справедливости: если в законе находят свое выражение отмеченные принципы, он считается правовым, если нет - такой закон является противоречащим сущности права и, соответственно, неправовым» [20, с. 110].

Важная сторона естественного права сфокусирована на неотчуждаемых, прирожденных правах и свободах человека, которые в совокупности и определяют достоинство человеческого существования. К этим правам и свободам следует относить: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, в том числе жилища и корреспонденции; право на уважение личного достоинства, чести и доброго имени и т. п.

Важнейшим из прав человека было и остается право на жизнь. Е. В. Шкурная отмечает, что «быть человеком, жить - значит иметь возможность реализовать все три элемента человеческой природы (биологически существовать как индивид, достойно жить как член общества и иметь возможность на свободное духовное развитие личности)» [21, с. 14]. Заслуга естественного права состоит в том, что государство в процессе своего исторического развития было вы-

нуждено обратиться к проблеме обеспечения и защиты жизни человека, а для правого государства это - одна из главных задач.

Ценности естественного права направлены на обеспечение подлинной свободы человека в обществе. Обеспечивая и гарантируя статус свободы человека, реализацию неотчуждаемых прав и свобод, естественное право практически отстаивает неисчерпаемый характер прав и свобод человека. Поэтому важно, что в Конституции РФ закреплено положение о том, что перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Этой конституционной нормой практически признается непреходящая ценность идей и принципов естественного права как того резерва, который используется для усиления экономических, политических, социальных, духовно-культурных, правовых и иных позиций человека в обществе.

Авторитет (эффективность) действующего права во многом обусловливается теми ценностями, которые привносит в жизнедеятельность общества естественное право. «Сила права, - отмечает С. С. Алексеев, - раскрывает его ценность, действенность образующих его правовых средств, заложенную в них социальную энергию, его возможности для решения возникающих в обществе задач» [22, с. 132]. Сила права, наращиваемая лишь усилиями государства (не являющегося правовым), есть сила позитивного права, отстаивающая в первую очередь интересы властных и элитных структур, а не интересы большинства членов общества.

Сущностное предназначение естественного права заключается не в том, чтобы непосредственно регулировать конкретные общественные отношения (такие функции оно не может осуществлять, поскольку не содержит в себе детализированных правовых норм), а в том, чтобы обогащать своим содержанием систему позитивного права, инициировать подготовку и принятие правовых законов. Притягательная сила естественного права состоит в том, что оно есть «сумма требований, по своей исходной основе непосредственно, без какого-либо прямого людского участия рожденных самой натуральной жизнью общества, "природой", "естеством" человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей» [14, с. 418]. Ценности естественного права адресованы человеку, который реализует прирожденное право на жизнь вне зависимости от того, какие юридические предписания на этот счет исходят от законодательного органа.

Естественное право по своей природной сущности абсолютно независимо от произвола госу-

дарства, поскольку опосредовано природой человека. Оно содержит тот ценностный потенциал, который обусловливает полнокровную жизнедеятельность свободных людей, стремящихся к реализации тех интересов и потребностей, которые определяют их достойное существование. В ходе развития институтов гражданского общества позитивное право во все большей степени становится зависимым от влияния ценностей естественного права. Естественное право в виде идей разума выступает в качестве известного базисного основания позитивного права, его своего рода предосновы. Идеи и принципы естественного права являются основой преобразования позитивного права, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Литература

1. Туманов В. А. Учение о праве // Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. М., 2007.

2. Нерсесянц В. С. Сущность, понятие и ценность права // Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999.

3. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1995. Т. 1. Вып. 1.

4. Червонюк В. И. Теория государства и права. М., 2007.

5. История философии. М., 1995.

6. Платон. Сочинения. М., 1972. Т. 3, ч. 2.

7. История философии. М., 1995.

8. Гроций Г. Собрание сочинений. Киев, 1981.

9. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994.

10. Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб., 1998.

11. Соловьев В. С. Предварительные замеча-

ния о праве вообще // Власть и право. Л., 1990.

12. Соловьев В. С. Определение права в его связи с нравственностью // Власть и право. Л., 1990.

13. Новгородцев П. И. О задачах современной философии права // Новгородцев П. И. Сочинения / сост. М. А. Колеров, Н. С. Плотникова. М., 1995.

14. Новгородцев П. И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П. И. Сочинения. М., 1995.

15. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

16. Тарановский Ф. В. Энциклопедия права. СПб., 2001.

17. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.

18. Бачинин В. А. Антитеза естественного и позитивного права: философско-культурологиче-ский анализ // Общественные науки и современность. 1999. № 6.

19. Хамитов Р. Н. Личность в правовом пространстве: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Чебоксары, 2007.

20. Смирнова Н. А. Свобода личности и правовое государство (из истории правовой мысли): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000.

21. Петровская А. В. Сущность и содержание идеи правового закона: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

22. Шкурная Е. В. Жизнь как объект права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

23. Алексеев С. С. Теория права. Харьков, 1994.

24. Працко Г. С., Селихов Г. С., Шпак В. Ю. Политический плюрализм: правовое измерение и субъекты порядка. Ростов н/Д, 2009.

© 2014 г. Л П. Рассказов

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ: ГЕНЕЗИС, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ИСТОЧНИКИ

В статье анализируются генезис и основные источники романо-германской правовой семьи. Автор обращает внимание на тот факт, что в отличие от стран англосаксонской системы права в странах романо-германской правовой семьи закон неизменно находится на первом плане по отношению к прецеденту, который по общему правилу возникает и действует в соответствии с законом.

Ключевые слова: романо-германская правовая семья, нормативно-правовые акты, частное право, публичное право, судебный прецедент.

Данный тип правовых систем имеет наибольшее распространение. Он характерен для всей континентальной Европы, Латинской Америки,

большинства стран Африки, многих государств Азии. Иногда данный тип правовых систем имеет влияние и в других регионах, таких, например,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.