Научная статья на тему 'Естественно-правовые взгляды Б.Н. Чичерина: взаимосвязь либерализма и правопонимания'

Естественно-правовые взгляды Б.Н. Чичерина: взаимосвязь либерализма и правопонимания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2808
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / естественное право / либерализм / чичерин б.н. / политические взгляды / чичерин б.н.. правовые взгляды

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руденко Д. А.

Статья посвящена рассмотрению естественно-правовых взглядов Бориса Николаевича Чичерина. Научная новизна и актуальность вопросов, исследуемых в статье, определяются изучением политических и правовых взглядов Б. Н. Чичерина с точки зрения политической идеологии либерализма, получившей широкое распространение в России во второй половине ХIХ в., чему до настоящего времени в юридической литературе не уделялось должного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the natural-law-related outlook of Boris Chicherin. The scientific novelty and actuality of the issues considered in the article are determined by the object of the study: the political and legal outlook of Boris Chicherin from the viewpoint of the political ideology of liberalism, which was widespread in Russia during the second half of the 19th century and which has been unduly neglected by legal literature, until now.

Текст научной работы на тему «Естественно-правовые взгляды Б.Н. Чичерина: взаимосвязь либерализма и правопонимания»

Д. А. Руденко

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Б. Н. ЧИЧЕРИНА: ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИБЕРАЛИЗМА И ПРАВОПОНИМАНИЯ

Работа представлена кафедрой теории права и гражданско-правового образования.

Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор И. Л. Честное

Статья посвящена рассмотрению естественно-правовых взглядов Бориса Николаевича Чичерина. Научная новизна и актуальность вопросов, исследуемых в статье, определяются изучением политических и правовых взглядов Б. Н. Чичерина с точки зрения политической идеологии либерализма, получившей широкое распространение в России во второй половине XIX в., чему до настоящего времени в юридической литературе не уделялось должного внимания.

The article deals with the natural-law-related outlook of Boris Chicherin. The scientific novelty and actuality of the issues considered in the article are determined by the object of the study: the political and legal outlook of Boris Chicherin from the viewpoint of the political ideology of liberalism, which was widespread in Russia during the second half of the 19th century and which has been unduly neglected by legal literature, until now.

Довольно большое количество работ в современной юридической науке было посвящено исследованию политических и правовых воззрений Бориса Николаевича Чичерина. Несмотря на это, считаем, что до настоящего момента естественно-правовые взгляды Б. Н. Чичерина не рассматривались в отечественной и зарубежной науке с точки зрения политической идеологии либерализма, получившей широкое распространение в России во второй половине XIX в.

Полагаем, что различные теории государства и права выполняют общую идеологическую функцию защиты и оправдания той или иной политико-правовой системы.

Идеологический аспект позволяет разграничить политико-правовые теории существовавших в тот исторический период в России классов. Кроме того, идеологическая составляющая является критерием отграничения различных направлений политико-правовой концепции интересующего нас в большей степени класса буржуазии в силу того, что «третье сословие» того времени отличалось неоднородностью своего строения, в состав которого входили группы мелкой, средней, крупной, радикальной, либеральной, монополистической и другой буржуазии.

Основными направлениями либеральной политико-правовой теории в России второй половины XIX - начала XX в. были юридический и социологический позитивизм (Муромцев, Коркунов, Шершеневич), неогегельянство (Чичерин, Михайловский), неокантианство (Кистяковский и др.). Значительное влияние имели также религиозно-мистические и иррационалистические конструкции Вл. Соловьева и Н. Бердяева.

Научно-познавательные конструкции Б. Н. Чичерина в области юриспруденции, философии, истории были рассчитаны на защиту либерализма. Причем в отличие от позитивистов Б. Н. Чичерин признавал

партийность науки. Он считал, что наука призвана обосновывать определенные социально-политические идеалы, которые человечество ставит в ту или иную эпоху. «Кто хочет не принадлежать ни к какой партии, - писал он, - тот должен отказаться от борьбы. Стоять вне партий может только человек, который не принимает участия в действии, а обсуждает его со стороны, как беспристрастный наблюдатель. Да и тот неизбежно становится на ту или другую сторону, если у него появляется сколько-нибудь последовательный взгляд на предмет... Нейтральность обыкновенно служит признаком бесцветности и бездарности. Проповедовать ее как высший плод человеческой мудрости значит обрекать государство на господство пошлости»4

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что в своей политико-правовой теории Чичерин ставит задачу обоснования посредством наукообразных конструкций главных идеалов либерализма, политической идеологии, сторонником которой он сам и являлся. Именно об этом и пойдет речь далее.

Ведущим исследователем политикоправового наследия Б. Н. Чичерина считается В. Д. Зорькин, который в своих работах большое внимание уделяет их философской составляющей: «Философско-теорети -ческое рассмотрение права и государства явилось в таком случае специфическим способом оправдания конкретно-исторических политических взглядов либерализма; примененные к практической сфере, философские категории развертываются, конкретизируются и наполняются у Б. Н. Чичерина определенным политическим содержанием. Программные требования либералов (конституционная монархия, свобода частного предпринимательства, неприкосновенность буржуазных прав и т. д.) оказываются непосредственным следствием дедукции из те-

оретических конструкций, выработанных философией права»2. В большей мере соглашаясь с мнением автора, позволим себе указать на связь политической идеологии либерализма не только с философией права, но и с правопониманием.

Как известно, главным постулатом либерализма является идея естественной всеобщей свободы и самоценности человеческой личности.

Б. Н. Чичерин в значительной степени воспроизводит гегелевский подход к праву как развитию идеи свободы, реализации свободной воли. В этой связи он резко критикует теории, отождествляющие право с интересом, с политикой силы или с законом, изданным государством (юридический позитивизм). В то же время Чичерин считает гегелевскую философию права антили-беральной и антииндивидуалистической, в которой человеческая личность как носитель духа есть лишь преходящее явление общей духовной субстанции, выражающейся в объективных законах и учреждениях. В таком случая индивид лишен самостоятельности и поглощен государством. Поэтому гегелевскую философию права Чичерин перерабатывает в либерально-индивидуалистическом ключе.

Идея свободы в теории Чичерина имеет три ступени: 1) внешняя свобода - право; 2) внутренняя свобода - нравственность; 3) общественная свобода - переход субъективной нравственности в объективную и сочетание ее с правом в общественных союзах (семья, гражданское общество, церковь и государство).

С точки зрения Б. Н. Чичерина, область права - это внешняя свобода. Столкновение свободных воль приводит к необходимости установления нормы, регулирующей внешнюю свободу. Отсюда возникает взаимное ограничение свободы общим законом, норма свободы, отсюда вытекает либеральная идея общественного согласия при охранении индивидуальной свободы путем заключения «общественного договора» и идея ограничения прав и свобод личности с целью достижения общественной справедливости.

Чичерин, соединяя право в субъективном и объективном смыслах, дает ему следующее определение: «Право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом»3. Как видно из приведенного определения, за начальную точку в понимании права Б. Н. Чичерин принимает понятие внешней свободы человека - исходной категории либерализма.

Понимание права как внешней свободы Б. Н. Чичерин развивает в естественно-правовом ключе, т. е. с позиции различия права положительного (позитивного) и естественного. Область права, по его мнению, не исчерпывается законом, исходящим от государства. Право - это нечто существенное, глубинное, содержательное, а закон -внешнее, формальное, случайное. Такое понятие права было направлено против позитивистской юриспруденции, широко распространившейся в последней трети XIX в., в том числе в России. Позитивизм, который ограничивается изучением правовых явлений и отказывается от познания их сущности, по мнению Чичерина, не способен понять метафизическую основу права.

В подтверждение указанной мысли приведем следующие слова Чичерина: «Нельзя разумным образом установить права и обя -занности лиц, не зная, что такое право, где его источник и какие из него вытекают требования. Это начало тесно связано с самою человеческой личностью, и потому необходимо исследовать природу человека, ее свойства и назначение. Все эти вопросы философские. Отсюда та важная роль, которую играла философия права в развитии европейского законодательства»4.

Под влиянием идей Платона, Аристотеля и римских юристов в основу своей естественно-правовой концепции Б. Н. Чичерин кладет понятие справедливости, или правды. Справедливость образует общее разумное начало, социальное мерило, с помощью которого разграничивается область свободы отдельных лиц (ограничиваются права) и устанавливаются соответствующие законы.

Под справедливостью Б. Н. Чичерин понимает прежде всего равенство. Справедли-

вым считается то, что относится одинаково ко всем. Равенство, по мнению Б. Н. Чичерина, вытекает из самой природы человеческой личности, т. е. соответствует его естественному состоянию. Естественное равенство состоит в признании за всеми равного человеческого достоинства и свободы, в равенстве прав как юридической возможности действовать. В данном случае равенство остается формальным началом, в соответствии с которым общий закон одина-ково распространяется на всех, устанавливает одинаковые для всех нормы и одинаковые для всех способы приобретения прав. В этом состоит равенство всех перед законом.

Б. Н. Чичерин отмечает, что в практическом плане формальное равенство тесно связано с товарно-денежными отношениями. При взаимодействии равных между собою лиц должно господствовать и уравнение во взаимных услугах, как бы они ни отличались друг от друга качественно. Отвлеченным количественным критерием, мерилом уравнения этих услуг в данном случае служат деньги. Также обстоит дело и с гражданами, уравнивающим мерилом которых является общий закон, общая для всех норма.

Чичерин считает, что естественное право в объективном смысле существует a priori, существует как идеал, ориентир, которым государство должно руководствоваться, принимая законы, устанавливая общие нормы (позитивное право).

При всем при этом необходимо отметить, что Чичерин, говоря о существовании естественного права в объективном смысле, отрицает существование естественных прав в субъективном смысле. В подтверждение этому можно привести слова Л. М. Искры, утверждавшего, что Чичерин отвергал «наличие неотъемлемых прав человека»5. «Любое их них, - продолжает Искра, - в реальной жизни может быть ограничено законом и даже отменено»6.

По мнению Б. Н. Чичерина, разумным, постоянным началом права является свобода, с развитием которой в сознании и жизни развивается и право. Либеральные идеалы - прежде всего равенство перед зако-

ном, право частной собственности, свобода договоров, неприкосновенность личности ит. д. - составляют в данной теории конечную цель развития человеческого об -щества, идеал правопорядка. «Далее этих норм в гражданской области идти невозможно, - пишет Чичерин. - Установлением строя, основанного на свободе и равенстве, идеал достигнут»7.

Необходимо признать, что за всеобщее равенство ратовали не только либералы, но и представители более радикальных политических течений. В связи с этим следует подчеркнуть, что либералы-западники придерживались идеи юридического, или формального, равенства. Поэтому Б. Н. Чичерин резко выступает против равенства фактического, против материального равенства: «То равенство, которое требуется правдою, состоит не в том, чтобы всех подвести под одну мерку, вытягивая одних и укорачивая других, как на Прокрустовом ложе.»8. Равная для всех свобода, свободное пользование правами неизбежно ведут к фактическому неравенству, которое, утверждает Чичерин, составляет закон человеческой природы, неизменное требование правды. Правда состоит в том, чтобы каждому воздать свое.

Таким образом, формальное равенство и фактическое неравенство, реализованные в буржуазной системе, Б. Н. Чичерин представляет вершиной развития свободы, естественного права и справедливости.

Следует также упомянуть о влиянии на право как внешнюю свободу лица другого либерального постулата, носящего более материальное содержание, а именно идеи неприкосновенности частной собственности. Средоточием внешней свободы, по Б. Н. Чичерину, является право частной собственности - «неизменное требование справедливости», «краеугольный камень всего гражданского порядка». В частной собственности «лицо находит и точку опоры, и орудие, и цель для своей деятельности»9. Посягать на частную собственность, по мнению Чичерина, значит подрывать свободу в самом ее корне.

Теория Чичерина, выросшая на почве либеральных политических ориентаций, послужила началом возрождения естественного права на рубеже XIX-XX вв. и была высоко оценена буржуазными идеологами. И. В. Михайловский назвал Б. Н. Чичерина «величайшим представителем идеалистической философии права»10. П. И. Новгородцев отмечал, что Чичерин одним из первых выразил «современную точку зрения на естественное право как на понятие идеальное и притом развивающееся»11. Е. Н. Трубецкой видел в Б. Н. Чичерине одного из самых выдающихся в России «провозвестников идеи естественного пра-

ва»12. Н. А. Бердяев, выдвигая теорию «естественных, неотъемлемых и абсолютных по своему источнику прав личности», признавал, что Б. Н. Чичерин был «блестящим защитником теории естественного права и новейшие идеалистические течения в философии права должны почтить его как самого главного своего предшественника»13. В. Д. Зорькин, критикуя позитивистскую теорию права, возникшую в последней трети XIX в., считал Б. Н. Чичерина виднейшим представителем ренессанса естественно-правовой философии, «одним из основателей неоестественно правовой концепции»14.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Чичерин Б. Н. Собственность и государство. М., 1883. Ч. 2. С. 365.

2 Зорькин В. Д. Чичерин. М., 1984. С. 21-22.

3 Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900. С. 84.

4 Чичерин Б. Н. Указ. соч. С. 1-2.

5 Искра Л. М. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж, 1995. С. 92.

6 Искра Л. М. Указ. соч. С. 92.

7 Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. М., 1896. Ч. 2. С. 424.

8 Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900. С. 99.

9 Чичерин Б. Н. Собственность и государство. М., 1882. Ч. 1. С 97, 141.

10 Михайловский И. В. Очерки философии права. Томск, 1914. Т. 1. С. 36.

11 Новгродцев П. И. Борис Николаевич Чичерин. М., 1905. С. 20.

12 Трубецкой Е. Н. Борис Николаевич Чичерин как поборник свободы в праве // Вестник права. 1904. № 3. С. 6.

13 Бердяев Н. A. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (19001906). М., 1907. С. 207.

14 Зорькин В. Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России во второй половине XIX - начала XX веков. М., 1975. С. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.