Научная статья на тему 'Есть ли у вас план?'

Есть ли у вас план? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР / ОIL AND GAS SECTOR / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / EASTERN SIBERIA / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ / SOCIO-ECONOMIC EFFECTS / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ / DEPENDENCE ON IMPORT / ЛОКАЛИЗАЦИЯ / LOCALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семыкина И.О.

Рассмотрены основные проблемы локализации эффектов при освоении ресурсов углеводородного сырья в регионах Восточной Сибири. Проведен анализ ситуации с точки зрения технологической отсталости и зависимости от импорта. Предложен набор условий, позволяющих получить адекватную отдачу от реализации новых проектов в нефтегазовом секторе и обеспечить качественное социально-экономическое развитие территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main problems of effects localization in the process of hydrocarbon recourses exploration in the regions of Eastern Siberia. The analysis of the situation with technological weakness and dependence on imports is given. A set of certain conditions that enables to get an adequate return on new projects in oil and gas sector and ensure socio-economic development of territories is suggested.

Текст научной работы на тему «Есть ли у вас план?»

Рассмотрены основные проблемы локализации эффектов при освоении ресурсов углеводородного сырья в регионах Восточной Сибири. Проведен анализ ситуации с точки зрения технологической отсталости и зависимости от импорта. Предложен набор условий, позволяющих получить адекватную отдачу от реализации новых проектов в нефтегазовом секторе и обеспечить качественное социально-экономическое развитие территорий.

Ключевые слова: нефтегазовый сектор, Восточная Сибирь, социально-экономические эффекты, импортозависимость, локализация

Есть ли у вас план?

И.О. СЕМЫКИНА, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: semykina.irina@gmail.com

Формирование нового крупного центра нефтегазодобычи в Восточной Сибири является приоритетом развития отечественного нефтегазового сектора (НГС) по многим причинам. Освоение месторождений этих территорий позволит компенсировать падение добычи нефти и газа в старых нефтегазодобывающих центрах страны, стать основной сырьевой базой для заполнения нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) и выхода на новые международные рынки. Вовлечение региональной промышленности и научно-технологического комплекса в целом в реализацию нефтегазовых проектов способно дать значимые мультипликативные эффекты на территориях, стимулируя не только напрямую промышленность, строительный и транспортный секторы, но и смежные отрасли, развитие которых в свою очередь потянет за собой другие, и т.д.1

Но какими могут быть механизмы подобной интеграции? Что могут предложить отечественные производители и на какую их продукцию будет спрос, помимо песка и щебня? Каковы условия, которые заставят нефтегазовый бизнес, с одной стороны, и местных поставщиков и подрядчиков - с другой, активно взаимодействовать?

1 Фадеев А. Вопросы развития рынка сервисных нефтегазовых услуг в России // Север промышленный. - 2008. - С. 34 - 38.

ЭКО. - 2012. - №6

СЕМЫКИНА И.О.

В поисках эффектов

При реализации крупных нефтегазовых проектов до 80% работ приходится на долю поставщиков для нефтегазового комплекса - это сервисные компании, металлообрабатывающие, строительные, транспортные организации, поставщики оборудования, материалов, научные и образовательные учреждения. Сегодня в Восточной Сибири освоение ресурсов углеводородного сырья и формирование специализированной инфраструктуры ориентированы на широкое привлечение внешних финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, а потому в значительной степени происходят автономно от региональных процессов социально-экономического развития.

Яркий пример - освоение Ванкорского месторождения на севере Красноярского края. В 2010 г. из объема закупок «Ван-корнефти» (144 млрд руб.) на предприятия края пришлось всего лишь 9 млрд руб. (6,2%). Сегодня Ванкор предъявляет спрос менее чем на 2% производимых в крае товаров и услуг обрабатывающей промышленности, а потому говорить о серьезном влиянии нефтегазовой отрасли на экономику региона не приходится.

По итогам 2010 г. в структуре промышленного производства Красноярского края доля нефтегазового сектора составила 25% и обеспечивала занятость 4,6 тыс. человек (0,31% от общей численности занятых в экономике края). Вклад края в общероссийское производство составляет 2,6% в добыче нефти, 0,3% - в добыче газа и 3% - в нефтепереработке. Но состояние сырьевой базы нефтегазодобычи в крае свидетельствует о слабости одной из важнейших объективных предпосылок, необходимых для серьезной интеграции НГС в региональную экономику. На территории разведано несколько крупных месторождений углеводородов, открытых еще в советское время, которые - либо в стадии ввода в разработку, либо будут введены в ближайшие годы, но говорить о создании серьезных заделов на будущее пока не представляется возможным. Геологоразведочные работы ведутся преимущественно на лицензионных участках, расположенных вблизи крупнейших месторождений из распределенного фонда недр. Неудивительно, что геологоразведка проводится

в основном на участках в 200-километровой зоне от ВСТО. Чтобы подготовить «тылы» для устойчивого развития комплекса на долгосрочную перспективу, необходим более широкий охват перспективных районов поисково-разведочными работами.

Существуют вполне оправданные опасения, что восточносибирской нефти не хватит для заполнения трубопроводной системы ВСТО при ее выходе на полную мощность (80 млн т в год после завершения строительства второй очереди). Чтобы избежать дефицита нефти, необходимо наращивать объемы геологоразведочных работ, главным образом - поискового и разведочного бурения. Но объемы буровых разведочных работ в Восточной Сибири почти в 10 раз меньше, чем в 1980-х годах, и примерно в 20 раз меньше уровня, необходимого для подготовки требуемого объема запасов нефти2.

Но как нарастить объемы разведочного бурения в условиях ограниченных финансовых возможностей недропользователей, дефицита оборудования и кадрового голода? В Восточной Сибири практически не создается новая собственная база для проведения геологоразведочных работ, не развивается производство геологического оборудования, а компании-недропользователи в значительной степени удовлетворяют свои потребности за счет передислокации мощностей и ресурсов из других регионов страны.

Другой пример - строительство нефтепровода ВСТО, для которого привлекаются китайские подрядчики. Условия работы здесь значительно сложнее, чем в других российских регионах, а потому отечественные строители предпочитают заказы на европейской территории страны, где цена не ниже. Китайцы строят километр трубопровода за 14 млн руб., а российские подрядчики - за 18 млн. К примеру, компании China Petroleum Pipeline Bureau (СРР) доверено строительство участка трубы длиной 170 км, и экономия только на этом участке - 1,4 млрд руб. Китайцы выигрывают как в цене, так и в производительности за счет современных технологий - например, СРР применяет американский комплекс для автоматической

2 Карандашом открывать новые месторождения нельзя. - URL: http:// www.copah.info/articles/opinion/karandashom-otkryvat-mestorozhdeniya-nelzya

сварки CRC-Evans, работающий по технологии, разработанной в NASA. В результате привлечения к строительству ВСТО более 1700 специалистов из Поднебесной возможности трудоустроиться лишаются местные жители регионов, по территории которых проводят нефтепровод3. Только в Якутии, где более 44 тыс. безработных, власти намеревались трудоустроить за счет строительства ВСТО к 2011г. 34 тыс. местных жителей. В этой ситуации в поисках работы регионы Сибири покидает трудоспособное население, в первую очередь, со средним специальным образованием.

Проблему могло бы решить строительство газопровода Якутия - Хабаровск - Владивосток, для которого «Газпрому» потребуется более 3 тыс. специалистов. Во время строительства и эксплуатации объекта будет использоваться внутренний и межрегиональный вахтовый метод. Между компанией и правительством Якутии подписано соглашение о трудоустройстве выпускников профессиональных учреждений республики 4.

Нефтегазовый сектор должен предъявлять серьезный спрос на местные товары и услуги (в том числе инновационного или высокотехнологичного характера), рабочую силу и при этом по приемлемым ценам дать регионам Восточной Сибири, по меньшей мере, часть своей продукции - высокоэффективные энергоресурсы.

Однако, к примеру, «Газпром» при формировании газотранспортной системы среди возможных сценариев реализации так называемой «Восточной газовой программы» менее всего склонен к «западному» варианту, который предусматривает подключение месторождений Иркутской области и Красноярского края к действующей ЕСГ. Таким образом, компания минимизирует издержки по газификации территорий, нацеливает весь поток добываемого газа на экспорт. Между тем реализация «западного» сценария позволила бы создать гибкую систему газоснабжения Сибири с выходом в ев-

3 Планы Китая могут обернуться для России новыми проблемами. - URL: http://top.rbc.ru/politics/19/10/2007/122986.shtml

4 ОАО «Газпром» ищет 3 тысячи специалистов для строительства нового газопровода в Якутии. - URL: http://www.pronedra.ru/gas/2011/08/ 31/novij-gazoprovod-v-yakutii/

ропейскую часть страны, а с подключением якутских месторождений и дальневосточного крыла магистральных газопроводов сформируется действительно единая система газоснабжения России от западных границ до Тихоокеанского побережья. Не берется в расчет и то, что строительство газопровода в западном направлении, как утверждает независимая экспертиза Ковыктинского проекта, по сравнению с «восточными» вариантами сопряжено с наименьшими инженерно-техническими, экологическими и этнокультурными рисками5. Но все эти доводы не влияют на решения, принимаемые компанией, поскольку цены на газ в зоне действия ЕСГ регулируются государством, а за ее пределами - рынком, т.е. такой «западный» сценарий имеет относительно низкие (хотя и удовлетворительные) показатели коммерческой эффективности.

Сложность природно-климатических условий и высокие издержки определяют и способ освоения новых месторождений, в частности, применение вахтово-экспедиционного метода. Таким образом, вокруг НГС не формируется полноценный хозяйственный комплекс, а в районах нефте- и газодобычи не растут населенные пункты, как это было в Западной Сибири.

В современных условиях трудно рассчитывать и на то, что освоение нефтегазовых ресурсов в Восточной Сибири даст такой же эффект для регионов, как в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах в 1990-х годах после принятия закона «О недрах» и перехода к платному недропользованию. При добыче нефти и газа большая часть налогов и других обязательных платежей уходит в федеральный бюджет, в бюджеты же территорий поступает менее 10% их объема. Эти процессы сопровождаются нетто-оттоком средств за пределы региона, т.е. региональные компании являются «донорами» с точки зрения денежных потоков. Перераспределение осуществляется за счет как дивидендных выплат, так и различных внутригрупповых схем (в основном внутригрупповых займов) в пределах вертикально-интегрированных компаний.

5 Независимый анализ путей транспортировки углеводородного сырья с Ковыктинского газоконденсатного месторождения. - Москва -Новосибирск - Иркутск. - 2007.- URL: http://www.hcvf.net/rus/oil/ Kovykta_Integr_Report_2007-07-13_full.pdf

К тому же, с учетом высокой капиталоемкости восточносибирских нефтяных проектов, для недропользователей Красноярского края установлена нулевая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т на участке при сроке разработки запасов до 10 лет. На региональном уровне с 2010 г. Ван-корский проект подпадает под льготное налогообложение по налогам на имущество (1,1%) и прибыль (13,5%).

Как следствие, воздействие нефтегазового сектора на социально-экономическую ситуацию в регионах через бюджетно-финансовую систему незначительно. Так, в 2010 г. налоговые поступления от НГС в консолидированный бюджет Красноярского края составили 16,5 млрд руб., или 16% всех налоговых доходов (более 90% поступлений - налог на прибыль). Несмотря на положительную динамику производственных показателей, в 2011 г. в связи с изменением федерального законодательства произошло значительное сокращение налоговых поступлений от нефтегазового сектора в бюджет края. Так, отмена льгот по таможенным пошлинам на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири, рост ставок НДПИ, а также увеличение размера страховых взносов привели к ухудшению финансовых результатов деятельности предприятий нефтегазового сектора и снижению поступлений налога на прибыль на 10,5 млрд руб. Таким образом, мы видим еще один аргумент в пользу формирования в Восточной Сибири прямых интеграционных связей между НГС и местными производителями и поставщиками для обеспечения позитивных социально-экономических эффектов.

К сожалению, заметных продвижений ни по одному из названных выше направлений не просматривается. Между тем освоение новых районов открывает широкие возможности для развития региональной промышленности, создания новых рабочих мест и роста уровня жизни. Например, с началом строительства объектов нефтегазового шельфа в экономике Сахалинской области стали развиваться сфера услуг и логистика, произошел скачок в строительной отрасли, а также подъем в отраслях, не связанных с операторами проектов прямыми контрактными отношениями: открылись филиалы крупных банков, страховых компаний, предприятий связи. Неспособность

небольших сахалинских строительных предприятий составить конкуренцию иностранным компаниям на территории области по шельфовым проектам подтолкнула их к созданию кон-сорциумов6. И этот опыт оказался успешным.

ВРП Сахалинской области в сопоставимых ценах вырос с 1997 г. по 2010 г. в 2,9 раза. С 2001 г. сохраняется устойчивая тенденция роста доходов на душу населения. В 2010 г. доход составил свыше 31 тыс. руб. Доходы регионального бюджета на душу населения в 2010 г. составили около 109 тыс. руб., что превышает среднероссийский показатель в 2,3 раза.

Помимо законодательно установленных налогов оператор проектов «Сахалин Энерджи» вносит средства в Фонд развития Сахалина, которые используются в основном для развития коммунального хозяйства на острове. Средства также вкладываются в модернизацию шоссейных и железных дорог, мостов и прочих объектов, необходимых для того, чтобы местная инфраструктура могла эффективно поддерживать проект. Соглашением о разделе продукции закреплен обязательный 70%-й уровень российского участия в течение срока реализации проекта, поэтому проект предоставляет возможности для трудоустройства российских граждан, в частности местных жителей. В результате роста спроса на местные товары и услуги возникает вторичная занятость. Безработица в Сахалинской области постоянно снижается: если в 1998 г. безработных было 18,6 тыс., то в 2011 г. - только 2,8 тыс.

Технологическая зависимость

Болевая точка - общая технологическая отсталость и, как следствие, высокая зависимость отечественного нефтегазового сектора от зарубежных технологий и оборудования. Ни одна российская нефтегазовая компания не в состоянии самостоятельно реализовать технически сложный, капиталоемкий проект - не только на морском шельфе, но и на суше, тем более, если речь идет о сложных многокомпонентных месторождениях Восточной Сибири.

Даже при освоении месторождений на суше, т.е. в более или менее привычных для нас условиях, когда требуется

6 Что нам даст этот проект? - URL: http://www.sovsakh.ru/ru/news/ 6807.html

5 ЭКО №6, 2012

применение инновационных технологий, мы вынуждены прибегать к услугам зарубежных поставщиков и сервисных компаний. Например, при освоении Ванкорского («Роснефть») и Верхнечонского (ТНК-ВР) месторождений используется технология горизонтального бурения компании Schlumberger, которая уже открыла на Ванкоре собственную постоянно действующую базу по ремонту, сопровождению и восстановлению всех систем бурения и полностью управляет буровым процессом7.

В секторе downstream ситуация с технологиями еще хуже. Построить современный нефтеперерабатывающий завод с глубиной переработки 95% на основе только российских технологий сегодня нереально. У нас есть научные разработки, но нет апробированных технологических установок вторичных процессов переработки нефти. В итоге компании закупают импортные установки (вместе с монтажом и последующим сервисом). То же самое можно сказать и о развитии производств по глубокой химической переработке углеводородов. Получается, что реализация на территории Восточной Сибири газохимических проектов, которые могли бы обеспечить получение значительной массы продукции с высокой добавленной стоимостью и мультипликативный эффект от развития перерабатывающих производств, будет с высокой степенью вероятности осуществляться на базе зарубежных технологий и оборудования.

С 2000 по 2010 гг. импорт машин и оборудования (при анализе мы исключаем импорт легковых автомобилей, который в некоторые годы составлял более 1/5 всего объема) в РФ вырос почти в 9 раз, а в 2008 г. достиг максимального значения - 110,5 млрд долл. В Сибирском федеральном округе объем ввоза машиностроительной продукции за этот период увеличился более чем в 4 раза. Наибольший объем импорта составляют котлы, оборудование, механические устройства и их части (свыше 50%); средства наземного транспорта, кроме железнодорожного (около 15%), а также электрические машины

7 Крюков В., Семыкина И., Силкин В., Токарев А., Шмат В. Радужные ожидания и суровая реальность: Считается, что Восточная Сибирь сказочно богата... // Эксперт. - 2011. - № 35. - С. 82-86.

и оборудование (более 10%). В первой группе преобладает ввоз горнодобывающих и строительных машин8.

В импорте Красноярского края котлы, оборудование, механические устройства и их части составили по итогам 2011 г. 291,3 млн долл. (20% всего объема импорта края), электрические машины и оборудование - 143,5 млн долл. (9,9%). А вся группа машин и оборудования - это половина импорта края. Причем это только данные таможенной статистики. В действительности компании-недропользователи могут закупать оборудование через свои снабженческие подразделения, зарегистрированные в другом регионе.

Можно говорить о том, что импорт товаров данной группы в ближайшее время продолжит расти. Нефтяные, газовые, энергетические долгосрочные масштабные проекты края формируют устойчивый спрос на машиностроительную продукцию. Рост импорта объясняется в том числе и практикой связанных кредитов на приобретение оборудования, предоставляемых иностранными банками. Кроме того, спрос продиктован высокой степенью износа основных фондов отраслей.

Динамика импорта оборудования для НГС идет в русле указанных тенденций. Это касается в первую очередь аппаратуры и технологически сложного оборудования, где мы уже зависим от поставок и обслуживания зарубежных комплектующих. Первоочередной задачей является техническое перевооружение самого машиностроения на базе отечественной и импортной техники. Понятно, что в затраты на оборудование, помимо приобретения, надо включать в расчет весь жизненный цикл, куда входит не только срок службы, но и частота ремонтов. В итоге стоимость оборудования может составлять только 40% от стоимости жизненного цикла. Иностранные поставщики, как правило, осуществляют более качественный и быстрый сервис. Скорейшему внедрению новых разработок и маркетингу, продажам оборудования способствует также наличие устойчивых связей машиностроения с инжиниринговыми компаниями. Взаимодействие с иностранным инжинирингом отечественным машиностроительным предприятиям не всегда доступно, а уровень отечественного

8 Семыкина И.О. Свое против завозного: пока проигрываем // Эксперт-Сибирь. - 2011. - № 15-16. - С. 11-14, 16.

достаточно слаб. В Красноярском крае импорт услуг технического характера в 2010 г. составил 45,8 млн долл., превысив экспорт в 38 раз. Основной объем импорта пришелся на инжиниринговые услуги (56,5%).

Практически все крупные производители углеводородного сырья (за исключением стран Ближнего Востока и Африки) имеют развитое внутреннее производство нефтегазового оборудования. В России производство импортозамещающей продукции для нефтегазовой отрасли и глубокой переработки сырья как стратегических для нашей страны отраслей необходимо развивать, и такую масштабную задачу способно поставить только государство.

В нашей стране производство крупногабаритного и относительно несложного оборудования достаточно развито (например, доля отечественных буровых установок на внутреннем рынке превышает 60%), а высококачественная аппаратура и сложное технологическое оборудование импортируются. При этом не всегда владельцы и разработчики новейшей технологии соглашаются ее передавать или продавать. Вместо этого они выполняют подряд самостоятельно. А в случае продажи предлагают все-таки вчерашнюю технологию9. Компании-владельцы передовых технологий стремятся не допускать потребителей к тому, что можно назвать «технологическим ядром». А это не только опытные разработки, но и полный их цикл обслуживания. Продавая новейшие разработки, фирма-поставщик, как правило, стремится оставить за собой все сколько-нибудь сложные элементы обслуживания оборудования и технологических процессов. Покупатель, таким образом, попадает не только в технологическую, но и в экономическую зависимость от поставщика. Даже если на территории расположены сборочные производства - львиная доля прибыли уходит туда, где находятся головные офисы, лаборатории и конструкторские бюро компаний.

Таким образом, применение инновационных технологий в НГС даст существенный положительный эффект только в том случае, если будет опираться на отечественный научно-технический потенциал, в частности тот, который имеется или

9 Сервисные нефтегазовые компании в России. - URL: http://gasforum.ru/ obzory-i-issledovaniya/790/

может быть создан в регионах. Однако нефтегазовые компании не предъявляют достаточного спроса на инновации - на сегодняшний день не более 30% программ модернизации обеспечены российскими технологиями, и их затраты на НИОКР крайне низки. В 2010 г. компании ExxonMobil и RoyalDutchShell имели бюджеты НИОКР свыше 1 млрд долл. В целом по группе так называемых «majors», куда относят ExxonMobil, RoyalDutchShell, BP, Chevron, ConocoPhillips, расходы на НИОКР в отношении к величине чистой прибыли составили около 4%. Суммарные же расходы российских крупнейших компаний были на порядок меньше - около 400 млн долл., из которых почти 60% приходилось на долю «Газпрома». По отношению к прибыли затраты на НИОКР составили примерно 0,7%10. В «Роснефти» в 2010 г. расходы по данной статье составили около 3 млрд руб., или 0,9% от прибыли.

Отечественные сервисные компании не могут предложить заказчикам широкий спектр услуг, т.е. обеспечить интегрированный сервис, а значит, не выдерживают конкуренции с зарубежными и, как следствие, не имеют средств для финансирования создания новых технологий.

К тому же региональные предприятия Восточной Сибири не имеют опыта участия в нефтегазовых проектах, а значит, им придется повышать уровень компетенции, чтобы конкурировать с зарубежными и инорегиональными игроками. Участие в тендерах на выполнение заказов нефтегазовых компаний обяжет местных производителей предлагать конкурентоспособную продукцию, а значит, модернизировать технологическую базу предприятий. Не менее актуальны и вопросы стандартизации, безопасности и охраны окружающей среды, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Таким образом, без применения административного ресурса в форме требования обязательного размещения заказов на территории деятельности, в конкурентных условиях региональным предприятиям предстоит еще долгий путь, чтобы вытеснить существующих поставщиков из сформировавшихся цепочек или занять свое место во вновь создающихся.

10 Шмат В.В. Нефтегазовая «монополька» в России // ЭКО. - 2011. -№10.- С. 78-101.

Проекты нового освоения как раз открывают такие возможности, а полученные компетенции можно будет использовать и после выработки месторождений в других проектах.

Как заставить НГС работать на интересы регионов?

Несмотря на рост показателей производства, объемов инвестиций, который фиксирует статистика, развитие НГС опирается на внешние (инорегиональные, а зачастую и иностранные) источники, следовательно, носит анклавный характер. Чтобы получить адекватные социально-экономические эффекты от освоения ресурсов в регионах и конвертировать интерес западных компаний к нашим ресурсам в модернизацию технологической базы сектора, необходим целый комплекс условий, позволяющих обеспечить максимальную локализацию эффектов от освоения ресурсов углеводородов на территории Восточной Сибири.

Государственные интересы требуют, чтобы в лицензионные соглашения с недропользователями, наряду с регистрацией дочерних компаний и подрядчиков на территории, включались требования по преимущественному использованию предприятиями нефтегазового комплекса продукции российской промышленности. Только так можно обеспечить развитие внутреннего рынка и снизить затраты на добычу полезных ископаемых. Пересмотр лицензионных соглашений создает уникальную возможность технического перевооружения сырьевых отраслей и придает мощный инвестиционный импульс развитию смежных отраслей отечественной промышленности. Роснедра включили в лицензионные соглашения на право пользования участками российского шельфа обязательство, согласно которому «владелец лицензии обязуется заказывать строительство судов и морской техники для проведения геологоразведочных работ и освоения месторождений углеводородного сырья на российских верфях»11.

Целесообразно изменить условия доступа к российским ресурсным проектам не только для иностранных, но и отечественных компаний. Деятельность крупных российских нефтегазовых компаний сегодня носит экстерриториальный

11 Спасет ли Владимир Лисин российскую промышленность для нефтегазового шельфа? - URL: http://www.prom-oil.ru/analytics/id451/

характер, то есть по отношению к отдельно взятому региону каждая из таких компаний де-факто мало чем отличается от иностранной. Поэтому для Восточной Сибири весьма актуальны закрепление особого статуса нефтегазовых проектов, а также регистрация компаний-операторов (входящих в состав крупных интегрированных компаний НГС) в регионах их деятельности и размещение здесь же машиностроительных производств, проектно-технологических и специализированных сервисных центров.

В современных условиях достижение социально-экономических эффектов от развития НГС для регионов Восточной Сибири во многом связано с увеличением роли местных подрядчиков и поставщиков продукции и услуг. С января 2012 г. в России действуют повышенные пошлины на ввоз импортного бурового оборудования - 10% от стоимости, но не менее 2,5 евро с 1 кг12. Однако важно следить за тем, чтобы протекционистские меры не расхолаживали отечественных производителей, поскольку повышение их конкурентоспособности является важнейшей государственной задачей.

При этом государство, создав условия для инвестиций в нефтяную отрасль, получит налоговые доходы в бюджеты всех уровней в большем объеме и в более ранние сроки именно от регионов с преимущественным развитием машиностроения по сравнению с налоговыми поступлениями из нефтедобывающих регионов. Чем выше будет конкурентоспособность отечественного машиностроения, тем большие косвенные эффекты будут генерировать инвестиции в нефтяную отрасль, и она сможет в полной мере сыграть роль локомотива инновационного экономического роста России 13.

Остро стоит проблема взращивания отечественных инжиниринговых компаний, способных управлять проектами модернизации и строительства производственных линий. Их участие в проектах, реализуемых в РФ, а также в сложных

12 Бурить, но не проиграть. - URL: http://www.rg.ru/2011/11/25/ poshlini.html

13 Бушуев В.В., Крюков В.А., Саенко В.В., Силкин В.Ю., Токарев А.Н., Шафраник Ю.К., Шмат В.В. Нефтяная промышленность России - сценарии сбалансированного развития / Ин-т энергетич. стратегии. - М.: ИАЦ Энергия, 2010.- 159 с.

в технологическом плане зарубежных проектах в целях накопления опыта должно поддерживаться государством. Необходимо содействовать выходу местных сервисных предприятий и подрядчиков (буровых компаний и предприятий, выполняющих строительно-монтажные работы) на новые объекты в Восточной Сибири и других регионах России.

Государство (в лице региональных властей) должно выступить в роли инициатора интеграционных процессов в НГС, координируя действия недропользователей, прежде всего развитие инфраструктуры. Примером может служить Программа комплексного развития Нижнего Приангарья, которая предусматривает создание и расширение транспортной и энергетической инфраструктуры и освоение природных ресурсов региона.

Другим условием локализации эффектов является кооперация регионов Сибирского федерального округа в развитии обеспечивающих НГС отраслей при политической поддержке государства. Наиболее целесообразна кооперация под конкретный проект. В настоящее время принято решение о разработке комплексного инвестиционного проекта развития промышленности «Сибирское машиностроение-2020», в рамках которого предполагается временная межрегиональная кооперация независимых предприятий, выпускающих однородные рыночные позиции, для совместного выполнения группы конкретных проектов, что расширит возможности для привлечения как частных, так и государственных инвестиций14.

Представляется целесообразным усиление роли региональных органов власти в управлении данным процессом (развитие местных поставщиков, содействие установлению контактов местных поставщиков и компаний сектора). Расширение компетенций региональных властей требуется и для решения вопросов регулирования сферы недропользования, деятельности локальных монополий, налогового стимулирования инвестиционных проектов. Очень важно также восстановить связи между наукой и производством, в том числе на базе технологических платформ.

14 Принято решение о разработке комплексного инвестиционного проекта развития промышленности «Сибирское машиностроение- 2020». -URL: http://npsibmach.ru/main.php?id-1&nid-88

Синхронизация информации об оперативных потребностях компаний-операторов проектов и сведений о приобретаемой ими импортной продукции с планами предприятий обеспечивающих отраслей позволит обеспечить заказами предприятия и провести техническое перевооружение сырьевых отраслей на основе отечественного оборудования. По меньшей мере, информация о проводимых конкурсах и закупках компаний должна быть доступной для потенциальных российских подрядчиков и предприятий.

Сегодня слишком много отдано на откуп бизнесу - частному или частно-государственному. В реализации «восточного вектора» требуется по-настоящему государственный подход. Нужны эффективные государственные стратегии и программы развития нефтегазового сектора на востоке России -в смысле определения целей, постановки конкретных задач и выбора способов решения. Такие планы надо разрабатывать как внутри нефтегазового сектора, так и в рамках всего

комплекса сопутствующих производств.

* * *

Итак, освоение ресурсов углеводородов Восточной Сибири может обеспечить развитие восточных регионов страны. Но это возможно только при наличии спроса на местные товары, технологии, кадры. В противном случае нефтегазовый сектор будет функционировать изолированно, лишь пополняя региональные бюджеты «крохами с царского стола». Достичь скоординированности в действиях всех участников в интересах национальной экономики возможно только при качественном планировании, причем на уровне как федерального центра с отраслевыми министерствами, так и региональных властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.