Рассмотрены основные проблемы локализации эффектов при освоении ресурсов углеводородного сырья в регионах Восточной Сибири. Проведен анализ ситуации с точки зрения технологической отсталости и зависимости от импорта. Предложен набор условий, позволяющих получить адекватную отдачу от реализации новых проектов в нефтегазовом секторе и обеспечить качественное социально-экономическое развитие территорий.
Ключевые слова: нефтегазовый сектор, Восточная Сибирь, социально-экономические эффекты, импортозависимость, локализация
Есть ли у вас план?
И.О. СЕМЫКИНА, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: [email protected]
Формирование нового крупного центра нефтегазодобычи в Восточной Сибири является приоритетом развития отечественного нефтегазового сектора (НГС) по многим причинам. Освоение месторождений этих территорий позволит компенсировать падение добычи нефти и газа в старых нефтегазодобывающих центрах страны, стать основной сырьевой базой для заполнения нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) и выхода на новые международные рынки. Вовлечение региональной промышленности и научно-технологического комплекса в целом в реализацию нефтегазовых проектов способно дать значимые мультипликативные эффекты на территориях, стимулируя не только напрямую промышленность, строительный и транспортный секторы, но и смежные отрасли, развитие которых в свою очередь потянет за собой другие, и т.д.1
Но какими могут быть механизмы подобной интеграции? Что могут предложить отечественные производители и на какую их продукцию будет спрос, помимо песка и щебня? Каковы условия, которые заставят нефтегазовый бизнес, с одной стороны, и местных поставщиков и подрядчиков - с другой, активно взаимодействовать?
1 Фадеев А. Вопросы развития рынка сервисных нефтегазовых услуг в России // Север промышленный. - 2008. - С. 34 - 38.
ЭКО. - 2012. - №6
СЕМЫКИНА И.О.
В поисках эффектов
При реализации крупных нефтегазовых проектов до 80% работ приходится на долю поставщиков для нефтегазового комплекса - это сервисные компании, металлообрабатывающие, строительные, транспортные организации, поставщики оборудования, материалов, научные и образовательные учреждения. Сегодня в Восточной Сибири освоение ресурсов углеводородного сырья и формирование специализированной инфраструктуры ориентированы на широкое привлечение внешних финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, а потому в значительной степени происходят автономно от региональных процессов социально-экономического развития.
Яркий пример - освоение Ванкорского месторождения на севере Красноярского края. В 2010 г. из объема закупок «Ван-корнефти» (144 млрд руб.) на предприятия края пришлось всего лишь 9 млрд руб. (6,2%). Сегодня Ванкор предъявляет спрос менее чем на 2% производимых в крае товаров и услуг обрабатывающей промышленности, а потому говорить о серьезном влиянии нефтегазовой отрасли на экономику региона не приходится.
По итогам 2010 г. в структуре промышленного производства Красноярского края доля нефтегазового сектора составила 25% и обеспечивала занятость 4,6 тыс. человек (0,31% от общей численности занятых в экономике края). Вклад края в общероссийское производство составляет 2,6% в добыче нефти, 0,3% - в добыче газа и 3% - в нефтепереработке. Но состояние сырьевой базы нефтегазодобычи в крае свидетельствует о слабости одной из важнейших объективных предпосылок, необходимых для серьезной интеграции НГС в региональную экономику. На территории разведано несколько крупных месторождений углеводородов, открытых еще в советское время, которые - либо в стадии ввода в разработку, либо будут введены в ближайшие годы, но говорить о создании серьезных заделов на будущее пока не представляется возможным. Геологоразведочные работы ведутся преимущественно на лицензионных участках, расположенных вблизи крупнейших месторождений из распределенного фонда недр. Неудивительно, что геологоразведка проводится
в основном на участках в 200-километровой зоне от ВСТО. Чтобы подготовить «тылы» для устойчивого развития комплекса на долгосрочную перспективу, необходим более широкий охват перспективных районов поисково-разведочными работами.
Существуют вполне оправданные опасения, что восточносибирской нефти не хватит для заполнения трубопроводной системы ВСТО при ее выходе на полную мощность (80 млн т в год после завершения строительства второй очереди). Чтобы избежать дефицита нефти, необходимо наращивать объемы геологоразведочных работ, главным образом - поискового и разведочного бурения. Но объемы буровых разведочных работ в Восточной Сибири почти в 10 раз меньше, чем в 1980-х годах, и примерно в 20 раз меньше уровня, необходимого для подготовки требуемого объема запасов нефти2.
Но как нарастить объемы разведочного бурения в условиях ограниченных финансовых возможностей недропользователей, дефицита оборудования и кадрового голода? В Восточной Сибири практически не создается новая собственная база для проведения геологоразведочных работ, не развивается производство геологического оборудования, а компании-недропользователи в значительной степени удовлетворяют свои потребности за счет передислокации мощностей и ресурсов из других регионов страны.
Другой пример - строительство нефтепровода ВСТО, для которого привлекаются китайские подрядчики. Условия работы здесь значительно сложнее, чем в других российских регионах, а потому отечественные строители предпочитают заказы на европейской территории страны, где цена не ниже. Китайцы строят километр трубопровода за 14 млн руб., а российские подрядчики - за 18 млн. К примеру, компании China Petroleum Pipeline Bureau (СРР) доверено строительство участка трубы длиной 170 км, и экономия только на этом участке - 1,4 млрд руб. Китайцы выигрывают как в цене, так и в производительности за счет современных технологий - например, СРР применяет американский комплекс для автоматической
2 Карандашом открывать новые месторождения нельзя. - URL: http:// www.copah.info/articles/opinion/karandashom-otkryvat-mestorozhdeniya-nelzya
сварки CRC-Evans, работающий по технологии, разработанной в NASA. В результате привлечения к строительству ВСТО более 1700 специалистов из Поднебесной возможности трудоустроиться лишаются местные жители регионов, по территории которых проводят нефтепровод3. Только в Якутии, где более 44 тыс. безработных, власти намеревались трудоустроить за счет строительства ВСТО к 2011г. 34 тыс. местных жителей. В этой ситуации в поисках работы регионы Сибири покидает трудоспособное население, в первую очередь, со средним специальным образованием.
Проблему могло бы решить строительство газопровода Якутия - Хабаровск - Владивосток, для которого «Газпрому» потребуется более 3 тыс. специалистов. Во время строительства и эксплуатации объекта будет использоваться внутренний и межрегиональный вахтовый метод. Между компанией и правительством Якутии подписано соглашение о трудоустройстве выпускников профессиональных учреждений республики 4.
Нефтегазовый сектор должен предъявлять серьезный спрос на местные товары и услуги (в том числе инновационного или высокотехнологичного характера), рабочую силу и при этом по приемлемым ценам дать регионам Восточной Сибири, по меньшей мере, часть своей продукции - высокоэффективные энергоресурсы.
Однако, к примеру, «Газпром» при формировании газотранспортной системы среди возможных сценариев реализации так называемой «Восточной газовой программы» менее всего склонен к «западному» варианту, который предусматривает подключение месторождений Иркутской области и Красноярского края к действующей ЕСГ. Таким образом, компания минимизирует издержки по газификации территорий, нацеливает весь поток добываемого газа на экспорт. Между тем реализация «западного» сценария позволила бы создать гибкую систему газоснабжения Сибири с выходом в ев-
3 Планы Китая могут обернуться для России новыми проблемами. - URL: http://top.rbc.ru/politics/19/10/2007/122986.shtml
4 ОАО «Газпром» ищет 3 тысячи специалистов для строительства нового газопровода в Якутии. - URL: http://www.pronedra.ru/gas/2011/08/ 31/novij-gazoprovod-v-yakutii/
ропейскую часть страны, а с подключением якутских месторождений и дальневосточного крыла магистральных газопроводов сформируется действительно единая система газоснабжения России от западных границ до Тихоокеанского побережья. Не берется в расчет и то, что строительство газопровода в западном направлении, как утверждает независимая экспертиза Ковыктинского проекта, по сравнению с «восточными» вариантами сопряжено с наименьшими инженерно-техническими, экологическими и этнокультурными рисками5. Но все эти доводы не влияют на решения, принимаемые компанией, поскольку цены на газ в зоне действия ЕСГ регулируются государством, а за ее пределами - рынком, т.е. такой «западный» сценарий имеет относительно низкие (хотя и удовлетворительные) показатели коммерческой эффективности.
Сложность природно-климатических условий и высокие издержки определяют и способ освоения новых месторождений, в частности, применение вахтово-экспедиционного метода. Таким образом, вокруг НГС не формируется полноценный хозяйственный комплекс, а в районах нефте- и газодобычи не растут населенные пункты, как это было в Западной Сибири.
В современных условиях трудно рассчитывать и на то, что освоение нефтегазовых ресурсов в Восточной Сибири даст такой же эффект для регионов, как в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах в 1990-х годах после принятия закона «О недрах» и перехода к платному недропользованию. При добыче нефти и газа большая часть налогов и других обязательных платежей уходит в федеральный бюджет, в бюджеты же территорий поступает менее 10% их объема. Эти процессы сопровождаются нетто-оттоком средств за пределы региона, т.е. региональные компании являются «донорами» с точки зрения денежных потоков. Перераспределение осуществляется за счет как дивидендных выплат, так и различных внутригрупповых схем (в основном внутригрупповых займов) в пределах вертикально-интегрированных компаний.
5 Независимый анализ путей транспортировки углеводородного сырья с Ковыктинского газоконденсатного месторождения. - Москва -Новосибирск - Иркутск. - 2007.- URL: http://www.hcvf.net/rus/oil/ Kovykta_Integr_Report_2007-07-13_full.pdf
К тому же, с учетом высокой капиталоемкости восточносибирских нефтяных проектов, для недропользователей Красноярского края установлена нулевая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т на участке при сроке разработки запасов до 10 лет. На региональном уровне с 2010 г. Ван-корский проект подпадает под льготное налогообложение по налогам на имущество (1,1%) и прибыль (13,5%).
Как следствие, воздействие нефтегазового сектора на социально-экономическую ситуацию в регионах через бюджетно-финансовую систему незначительно. Так, в 2010 г. налоговые поступления от НГС в консолидированный бюджет Красноярского края составили 16,5 млрд руб., или 16% всех налоговых доходов (более 90% поступлений - налог на прибыль). Несмотря на положительную динамику производственных показателей, в 2011 г. в связи с изменением федерального законодательства произошло значительное сокращение налоговых поступлений от нефтегазового сектора в бюджет края. Так, отмена льгот по таможенным пошлинам на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири, рост ставок НДПИ, а также увеличение размера страховых взносов привели к ухудшению финансовых результатов деятельности предприятий нефтегазового сектора и снижению поступлений налога на прибыль на 10,5 млрд руб. Таким образом, мы видим еще один аргумент в пользу формирования в Восточной Сибири прямых интеграционных связей между НГС и местными производителями и поставщиками для обеспечения позитивных социально-экономических эффектов.
К сожалению, заметных продвижений ни по одному из названных выше направлений не просматривается. Между тем освоение новых районов открывает широкие возможности для развития региональной промышленности, создания новых рабочих мест и роста уровня жизни. Например, с началом строительства объектов нефтегазового шельфа в экономике Сахалинской области стали развиваться сфера услуг и логистика, произошел скачок в строительной отрасли, а также подъем в отраслях, не связанных с операторами проектов прямыми контрактными отношениями: открылись филиалы крупных банков, страховых компаний, предприятий связи. Неспособность
небольших сахалинских строительных предприятий составить конкуренцию иностранным компаниям на территории области по шельфовым проектам подтолкнула их к созданию кон-сорциумов6. И этот опыт оказался успешным.
ВРП Сахалинской области в сопоставимых ценах вырос с 1997 г. по 2010 г. в 2,9 раза. С 2001 г. сохраняется устойчивая тенденция роста доходов на душу населения. В 2010 г. доход составил свыше 31 тыс. руб. Доходы регионального бюджета на душу населения в 2010 г. составили около 109 тыс. руб., что превышает среднероссийский показатель в 2,3 раза.
Помимо законодательно установленных налогов оператор проектов «Сахалин Энерджи» вносит средства в Фонд развития Сахалина, которые используются в основном для развития коммунального хозяйства на острове. Средства также вкладываются в модернизацию шоссейных и железных дорог, мостов и прочих объектов, необходимых для того, чтобы местная инфраструктура могла эффективно поддерживать проект. Соглашением о разделе продукции закреплен обязательный 70%-й уровень российского участия в течение срока реализации проекта, поэтому проект предоставляет возможности для трудоустройства российских граждан, в частности местных жителей. В результате роста спроса на местные товары и услуги возникает вторичная занятость. Безработица в Сахалинской области постоянно снижается: если в 1998 г. безработных было 18,6 тыс., то в 2011 г. - только 2,8 тыс.
Технологическая зависимость
Болевая точка - общая технологическая отсталость и, как следствие, высокая зависимость отечественного нефтегазового сектора от зарубежных технологий и оборудования. Ни одна российская нефтегазовая компания не в состоянии самостоятельно реализовать технически сложный, капиталоемкий проект - не только на морском шельфе, но и на суше, тем более, если речь идет о сложных многокомпонентных месторождениях Восточной Сибири.
Даже при освоении месторождений на суше, т.е. в более или менее привычных для нас условиях, когда требуется
6 Что нам даст этот проект? - URL: http://www.sovsakh.ru/ru/news/ 6807.html
5 ЭКО №6, 2012
применение инновационных технологий, мы вынуждены прибегать к услугам зарубежных поставщиков и сервисных компаний. Например, при освоении Ванкорского («Роснефть») и Верхнечонского (ТНК-ВР) месторождений используется технология горизонтального бурения компании Schlumberger, которая уже открыла на Ванкоре собственную постоянно действующую базу по ремонту, сопровождению и восстановлению всех систем бурения и полностью управляет буровым процессом7.
В секторе downstream ситуация с технологиями еще хуже. Построить современный нефтеперерабатывающий завод с глубиной переработки 95% на основе только российских технологий сегодня нереально. У нас есть научные разработки, но нет апробированных технологических установок вторичных процессов переработки нефти. В итоге компании закупают импортные установки (вместе с монтажом и последующим сервисом). То же самое можно сказать и о развитии производств по глубокой химической переработке углеводородов. Получается, что реализация на территории Восточной Сибири газохимических проектов, которые могли бы обеспечить получение значительной массы продукции с высокой добавленной стоимостью и мультипликативный эффект от развития перерабатывающих производств, будет с высокой степенью вероятности осуществляться на базе зарубежных технологий и оборудования.
С 2000 по 2010 гг. импорт машин и оборудования (при анализе мы исключаем импорт легковых автомобилей, который в некоторые годы составлял более 1/5 всего объема) в РФ вырос почти в 9 раз, а в 2008 г. достиг максимального значения - 110,5 млрд долл. В Сибирском федеральном округе объем ввоза машиностроительной продукции за этот период увеличился более чем в 4 раза. Наибольший объем импорта составляют котлы, оборудование, механические устройства и их части (свыше 50%); средства наземного транспорта, кроме железнодорожного (около 15%), а также электрические машины
7 Крюков В., Семыкина И., Силкин В., Токарев А., Шмат В. Радужные ожидания и суровая реальность: Считается, что Восточная Сибирь сказочно богата... // Эксперт. - 2011. - № 35. - С. 82-86.
и оборудование (более 10%). В первой группе преобладает ввоз горнодобывающих и строительных машин8.
В импорте Красноярского края котлы, оборудование, механические устройства и их части составили по итогам 2011 г. 291,3 млн долл. (20% всего объема импорта края), электрические машины и оборудование - 143,5 млн долл. (9,9%). А вся группа машин и оборудования - это половина импорта края. Причем это только данные таможенной статистики. В действительности компании-недропользователи могут закупать оборудование через свои снабженческие подразделения, зарегистрированные в другом регионе.
Можно говорить о том, что импорт товаров данной группы в ближайшее время продолжит расти. Нефтяные, газовые, энергетические долгосрочные масштабные проекты края формируют устойчивый спрос на машиностроительную продукцию. Рост импорта объясняется в том числе и практикой связанных кредитов на приобретение оборудования, предоставляемых иностранными банками. Кроме того, спрос продиктован высокой степенью износа основных фондов отраслей.
Динамика импорта оборудования для НГС идет в русле указанных тенденций. Это касается в первую очередь аппаратуры и технологически сложного оборудования, где мы уже зависим от поставок и обслуживания зарубежных комплектующих. Первоочередной задачей является техническое перевооружение самого машиностроения на базе отечественной и импортной техники. Понятно, что в затраты на оборудование, помимо приобретения, надо включать в расчет весь жизненный цикл, куда входит не только срок службы, но и частота ремонтов. В итоге стоимость оборудования может составлять только 40% от стоимости жизненного цикла. Иностранные поставщики, как правило, осуществляют более качественный и быстрый сервис. Скорейшему внедрению новых разработок и маркетингу, продажам оборудования способствует также наличие устойчивых связей машиностроения с инжиниринговыми компаниями. Взаимодействие с иностранным инжинирингом отечественным машиностроительным предприятиям не всегда доступно, а уровень отечественного
8 Семыкина И.О. Свое против завозного: пока проигрываем // Эксперт-Сибирь. - 2011. - № 15-16. - С. 11-14, 16.
достаточно слаб. В Красноярском крае импорт услуг технического характера в 2010 г. составил 45,8 млн долл., превысив экспорт в 38 раз. Основной объем импорта пришелся на инжиниринговые услуги (56,5%).
Практически все крупные производители углеводородного сырья (за исключением стран Ближнего Востока и Африки) имеют развитое внутреннее производство нефтегазового оборудования. В России производство импортозамещающей продукции для нефтегазовой отрасли и глубокой переработки сырья как стратегических для нашей страны отраслей необходимо развивать, и такую масштабную задачу способно поставить только государство.
В нашей стране производство крупногабаритного и относительно несложного оборудования достаточно развито (например, доля отечественных буровых установок на внутреннем рынке превышает 60%), а высококачественная аппаратура и сложное технологическое оборудование импортируются. При этом не всегда владельцы и разработчики новейшей технологии соглашаются ее передавать или продавать. Вместо этого они выполняют подряд самостоятельно. А в случае продажи предлагают все-таки вчерашнюю технологию9. Компании-владельцы передовых технологий стремятся не допускать потребителей к тому, что можно назвать «технологическим ядром». А это не только опытные разработки, но и полный их цикл обслуживания. Продавая новейшие разработки, фирма-поставщик, как правило, стремится оставить за собой все сколько-нибудь сложные элементы обслуживания оборудования и технологических процессов. Покупатель, таким образом, попадает не только в технологическую, но и в экономическую зависимость от поставщика. Даже если на территории расположены сборочные производства - львиная доля прибыли уходит туда, где находятся головные офисы, лаборатории и конструкторские бюро компаний.
Таким образом, применение инновационных технологий в НГС даст существенный положительный эффект только в том случае, если будет опираться на отечественный научно-технический потенциал, в частности тот, который имеется или
9 Сервисные нефтегазовые компании в России. - URL: http://gasforum.ru/ obzory-i-issledovaniya/790/
может быть создан в регионах. Однако нефтегазовые компании не предъявляют достаточного спроса на инновации - на сегодняшний день не более 30% программ модернизации обеспечены российскими технологиями, и их затраты на НИОКР крайне низки. В 2010 г. компании ExxonMobil и RoyalDutchShell имели бюджеты НИОКР свыше 1 млрд долл. В целом по группе так называемых «majors», куда относят ExxonMobil, RoyalDutchShell, BP, Chevron, ConocoPhillips, расходы на НИОКР в отношении к величине чистой прибыли составили около 4%. Суммарные же расходы российских крупнейших компаний были на порядок меньше - около 400 млн долл., из которых почти 60% приходилось на долю «Газпрома». По отношению к прибыли затраты на НИОКР составили примерно 0,7%10. В «Роснефти» в 2010 г. расходы по данной статье составили около 3 млрд руб., или 0,9% от прибыли.
Отечественные сервисные компании не могут предложить заказчикам широкий спектр услуг, т.е. обеспечить интегрированный сервис, а значит, не выдерживают конкуренции с зарубежными и, как следствие, не имеют средств для финансирования создания новых технологий.
К тому же региональные предприятия Восточной Сибири не имеют опыта участия в нефтегазовых проектах, а значит, им придется повышать уровень компетенции, чтобы конкурировать с зарубежными и инорегиональными игроками. Участие в тендерах на выполнение заказов нефтегазовых компаний обяжет местных производителей предлагать конкурентоспособную продукцию, а значит, модернизировать технологическую базу предприятий. Не менее актуальны и вопросы стандартизации, безопасности и охраны окружающей среды, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Таким образом, без применения административного ресурса в форме требования обязательного размещения заказов на территории деятельности, в конкурентных условиях региональным предприятиям предстоит еще долгий путь, чтобы вытеснить существующих поставщиков из сформировавшихся цепочек или занять свое место во вновь создающихся.
10 Шмат В.В. Нефтегазовая «монополька» в России // ЭКО. - 2011. -№10.- С. 78-101.
Проекты нового освоения как раз открывают такие возможности, а полученные компетенции можно будет использовать и после выработки месторождений в других проектах.
Как заставить НГС работать на интересы регионов?
Несмотря на рост показателей производства, объемов инвестиций, который фиксирует статистика, развитие НГС опирается на внешние (инорегиональные, а зачастую и иностранные) источники, следовательно, носит анклавный характер. Чтобы получить адекватные социально-экономические эффекты от освоения ресурсов в регионах и конвертировать интерес западных компаний к нашим ресурсам в модернизацию технологической базы сектора, необходим целый комплекс условий, позволяющих обеспечить максимальную локализацию эффектов от освоения ресурсов углеводородов на территории Восточной Сибири.
Государственные интересы требуют, чтобы в лицензионные соглашения с недропользователями, наряду с регистрацией дочерних компаний и подрядчиков на территории, включались требования по преимущественному использованию предприятиями нефтегазового комплекса продукции российской промышленности. Только так можно обеспечить развитие внутреннего рынка и снизить затраты на добычу полезных ископаемых. Пересмотр лицензионных соглашений создает уникальную возможность технического перевооружения сырьевых отраслей и придает мощный инвестиционный импульс развитию смежных отраслей отечественной промышленности. Роснедра включили в лицензионные соглашения на право пользования участками российского шельфа обязательство, согласно которому «владелец лицензии обязуется заказывать строительство судов и морской техники для проведения геологоразведочных работ и освоения месторождений углеводородного сырья на российских верфях»11.
Целесообразно изменить условия доступа к российским ресурсным проектам не только для иностранных, но и отечественных компаний. Деятельность крупных российских нефтегазовых компаний сегодня носит экстерриториальный
11 Спасет ли Владимир Лисин российскую промышленность для нефтегазового шельфа? - URL: http://www.prom-oil.ru/analytics/id451/
характер, то есть по отношению к отдельно взятому региону каждая из таких компаний де-факто мало чем отличается от иностранной. Поэтому для Восточной Сибири весьма актуальны закрепление особого статуса нефтегазовых проектов, а также регистрация компаний-операторов (входящих в состав крупных интегрированных компаний НГС) в регионах их деятельности и размещение здесь же машиностроительных производств, проектно-технологических и специализированных сервисных центров.
В современных условиях достижение социально-экономических эффектов от развития НГС для регионов Восточной Сибири во многом связано с увеличением роли местных подрядчиков и поставщиков продукции и услуг. С января 2012 г. в России действуют повышенные пошлины на ввоз импортного бурового оборудования - 10% от стоимости, но не менее 2,5 евро с 1 кг12. Однако важно следить за тем, чтобы протекционистские меры не расхолаживали отечественных производителей, поскольку повышение их конкурентоспособности является важнейшей государственной задачей.
При этом государство, создав условия для инвестиций в нефтяную отрасль, получит налоговые доходы в бюджеты всех уровней в большем объеме и в более ранние сроки именно от регионов с преимущественным развитием машиностроения по сравнению с налоговыми поступлениями из нефтедобывающих регионов. Чем выше будет конкурентоспособность отечественного машиностроения, тем большие косвенные эффекты будут генерировать инвестиции в нефтяную отрасль, и она сможет в полной мере сыграть роль локомотива инновационного экономического роста России 13.
Остро стоит проблема взращивания отечественных инжиниринговых компаний, способных управлять проектами модернизации и строительства производственных линий. Их участие в проектах, реализуемых в РФ, а также в сложных
12 Бурить, но не проиграть. - URL: http://www.rg.ru/2011/11/25/ poshlini.html
13 Бушуев В.В., Крюков В.А., Саенко В.В., Силкин В.Ю., Токарев А.Н., Шафраник Ю.К., Шмат В.В. Нефтяная промышленность России - сценарии сбалансированного развития / Ин-т энергетич. стратегии. - М.: ИАЦ Энергия, 2010.- 159 с.
в технологическом плане зарубежных проектах в целях накопления опыта должно поддерживаться государством. Необходимо содействовать выходу местных сервисных предприятий и подрядчиков (буровых компаний и предприятий, выполняющих строительно-монтажные работы) на новые объекты в Восточной Сибири и других регионах России.
Государство (в лице региональных властей) должно выступить в роли инициатора интеграционных процессов в НГС, координируя действия недропользователей, прежде всего развитие инфраструктуры. Примером может служить Программа комплексного развития Нижнего Приангарья, которая предусматривает создание и расширение транспортной и энергетической инфраструктуры и освоение природных ресурсов региона.
Другим условием локализации эффектов является кооперация регионов Сибирского федерального округа в развитии обеспечивающих НГС отраслей при политической поддержке государства. Наиболее целесообразна кооперация под конкретный проект. В настоящее время принято решение о разработке комплексного инвестиционного проекта развития промышленности «Сибирское машиностроение-2020», в рамках которого предполагается временная межрегиональная кооперация независимых предприятий, выпускающих однородные рыночные позиции, для совместного выполнения группы конкретных проектов, что расширит возможности для привлечения как частных, так и государственных инвестиций14.
Представляется целесообразным усиление роли региональных органов власти в управлении данным процессом (развитие местных поставщиков, содействие установлению контактов местных поставщиков и компаний сектора). Расширение компетенций региональных властей требуется и для решения вопросов регулирования сферы недропользования, деятельности локальных монополий, налогового стимулирования инвестиционных проектов. Очень важно также восстановить связи между наукой и производством, в том числе на базе технологических платформ.
14 Принято решение о разработке комплексного инвестиционного проекта развития промышленности «Сибирское машиностроение- 2020». -URL: http://npsibmach.ru/main.php?id-1&nid-88
Синхронизация информации об оперативных потребностях компаний-операторов проектов и сведений о приобретаемой ими импортной продукции с планами предприятий обеспечивающих отраслей позволит обеспечить заказами предприятия и провести техническое перевооружение сырьевых отраслей на основе отечественного оборудования. По меньшей мере, информация о проводимых конкурсах и закупках компаний должна быть доступной для потенциальных российских подрядчиков и предприятий.
Сегодня слишком много отдано на откуп бизнесу - частному или частно-государственному. В реализации «восточного вектора» требуется по-настоящему государственный подход. Нужны эффективные государственные стратегии и программы развития нефтегазового сектора на востоке России -в смысле определения целей, постановки конкретных задач и выбора способов решения. Такие планы надо разрабатывать как внутри нефтегазового сектора, так и в рамках всего
комплекса сопутствующих производств.
* * *
Итак, освоение ресурсов углеводородов Восточной Сибири может обеспечить развитие восточных регионов страны. Но это возможно только при наличии спроса на местные товары, технологии, кадры. В противном случае нефтегазовый сектор будет функционировать изолированно, лишь пополняя региональные бюджеты «крохами с царского стола». Достичь скоординированности в действиях всех участников в интересах национальной экономики возможно только при качественном планировании, причем на уровне как федерального центра с отраслевыми министерствами, так и региональных властей.