Научная статья на тему 'ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА "ЗЕРНОВОЗАМ"?'

ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА "ЗЕРНОВОЗАМ"? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / АГРОЛОГИСТИКА / НАСЫПНЫЕ ГРУЗЫ / ЭКСПОРТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОНТЕЙНЕРНАЯ ПЕРЕВОЗКА / ИНТЕРМОДАЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА / КОНТРЕЙЛЕРНАЯ ПЕРЕВОЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фельдман А.А.

В статье проведен анализ экспортных логистических цепочек на зерновом рынке и рассматривается вопрос поиска альтернативных способов перевозки насыпных грузов. При активном росте объема экспорта зерновых культур через порты Краснодарского Края, повышение ставок на специализированный автомобильный транспорт и рост железнодорожных тарифов компаниям экспортерам необходимо искать альтернативу традиционным способам перевозки насыпных грузов. В статье проведен анализ экспортных логистических цепочек на зерновом рынке рассмотрен вопрос поиска альтернативных способов перевозки зерновых грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА "ЗЕРНОВОЗАМ"?»

3 К О Н О М И

4 Е С К И Е

НАУКИ

А.А. Фельдман

ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА «ЗЕРНОВОЗАМ»?

В статье проведен анализ экспортных логистических цепочек на зерновом рынке и рассматривается вопрос поиска альтернативных способов перевозки насыпных грузов. При активном росте объема экспорта зерновых культур через порты Краснодарского Края, повышение ставок на специализированный автомобильный транспорт и рост железнодорожных тарифов компаниям экспортерам необходимо искать альтернативу традиционным способам перевозки насыпных грузов. В статье проведен анализ экспортных логистических цепочек на зерновом рынке рассмотрен вопрос поиска альтернативных способов перевозки зерновых грузов.

Ключевые слова: логистика, агрологистика, насыпные грузы, экспорт, сельское хозяйство, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, контейнерная перевозка, интермодальная перевозка, контрейлерная перевозка.

По данным Росстата Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур в России в 2020 году составил более 133 млн. тонн, что всего на 2 млн. тонн меньше рекордного урожая 2017 года, когда урожай составил 135,5 млн. тонн [2]. Рекордные показатели отмечены в удаленных от экспортных портов регионах - в Центральном регионе и Поволжье, в то время в Краснодарском и Ставропольском краях, вследствие неблагоприятных погодных условий, произошло снижение урожайности.

За последние 10 лет динамика сбора зерновых культур имеет восходящую направленность, что ведет за собой появление ряда логистических вопросов. Основной вопрос, который задают себе в логистических подразделениях в сельскохозяйственно ориентированных компаниях: как оптимизировать логистическую цепочку и есть ли альтернатива традиционным способам перевозки зерновых культур?

2020 год ознаменовался потрясениями в зерновой автотранспортной отрасли. Были введены жесткие регулирования и ужесточился контроль за перегрузом автотранспорта. В связи с данной историей произошел резкий рост тарифов на перевозку грузов, а доставка груза из Центрального региона до портов

© Фельдман А.А., 2021.

Краснодарского края оказалась за гранью рентабельности. Данное обстоятельство перераспределило логистические потоки, что привело к дополнительной нагрузке на железнодорожную отрасль.

Собственники вагонов увеличили вознаграждение за предоставление подвижного состава. В связи со сложившейся ситуацией, можно предположить, что при увеличении урожайности в 2021 году на рынке создастся дефицит вагонов на уровне 2017 года.

Возросла нагрузка и на железнодорожную сеть. Порты города Новороссийска работают на пределе, а простой вагонов под выгрузкой возрос до нескольких суток. На Северо-Кавказской железной дороге участились конвенции вводимые на отправку вагонов внутри железнодорожной сети. Стоит отметить, что один из крупнейших зерновых терминалов в Тамани не имеет железнодорожных подходов, а ближайшие точки перевалки с железной дороги в автотранспорт в 2020 году перегружены.

Постараемся ответить на вопрос: есть ли альтернатива дефицитным хопперам для зерна и подорожавшим машинам?

На первый взгляд ответ очевиден - можно использовать для перевозки зерновых культур контейнера, ведь тренд контейнерных перевозок набирает в России все большую силу. Дополнительным преимуществом можно выделить относительную дешевизну фитинговых платформ по сравнению с хопперами для зерна и большого количества порожних контейнеров, освободившихся после импортных операций в центральном регионе. В 2017 году, при тотальном дефиците хопперов для зерна, данная схема прорабатывалась многими экспортерами, однако широкого распространения не получила [1].

Причин для этого несколько:

•для загрузки контейнеров необходимо специальное оборудование, что влечет за собой переоборудование большинства линейных элеваторов. Данное новшество требует дополнительных вложений в инфраструктуру.

•Переоборудовать также необходимо и места выгрузки. В данный момент невозможно, без потери времени и переналадки выгрузочного оборудования, выгружать контейнера на портовых элеваторах. Места выгрузки на подобных терминалах приспособлены исключительно для выгрузки вагонов хопперов. Экспортерам необходимо совместно с терминалом производить модернизацию инфраструктуры, либо искать предприятия в непосредственной близости от порта, где придется производить перевалку груза на автотранспорт. Данная схема приведёт к удорожанию логистической цепочки примерно на 600 рублей за тонну, что нивелирует разницу в железнодорожном тарифе между хоппером зерновозом и фитинговой платформой.

•Необходимость в использование «лайнер-бега» для перевозки пищевых продуктов. Данный «вкладыш» имеет вид полиэтиленового пакета, чем-то напоминающий флекситанк. Данная технология несет дополнительные затраты, что приведет к удорожанию логистической цепочки. Стоит отметить, что в данном случае, контейнер теряет свою универсальность и если контейнер останется на территории Российской Федерации, то с места выгрузки он уйдет порожним.

Вышеперечисленные недостатки универсальных контейнеров в 2019 году устранила компания АО «ФГК». Компания разработала специализированный контейнер для перевозки зерновых грузов. Контейнер типа 1ССС, вместимость 38 метров кубических. Особенности данного типа контейнера:

•Погрузка через верхний погрузочный люк, без снятия вагона с платформы

•Выгрузка через нижний продольный люк, без снятия вагона с платформы

•Конусообразная конструкция пола позволяет осуществлять самостоятельную выгрузку контейнера без использования специальных средств разгрузки

•Отсутствие необходимости использования «лайнер-бега» внутри контейнера

•Отсутствие инфраструктурных различий в погрузке/разгрузке зерновозов и данного типа контейнера.

В данный момент, технология успешно испытана на станции Карбышево-1 Омского региона. Введение в эксплуатацию данных типов контейнеров создаст альтернативу хопперам для зерна в пиковые периоды сезона и даст дополнительный импульс к развитию сухопутных направлений экспорта [3].

Еще одна альтернатива традиционным видам перевозки зерновых культур - интермодальная перевозка. Интермодальная перевозка - это комбинация видов транспорта для перемещения груза из одного места в другое [4]. Интермодальная перевозка предоставит возможность экспортировать продукция в портовых терминалах без железнодорожной инфраструктуры, где завоз груза производится исключительно автомобильным транспортом.

Общий вид Люк для загрузки Пол для полной саморазгрузки

Рис. 1. Контейнер для перевозки зерновых грузов

Контрейлерная отправка представляет собой перевозку автомобиля с грузом с помощью железнодорожного состава. В России данный вид перевозок пока не распространены, а на зерновом рынке не использовались никогда.

Однако, проведя расчет, можно обосновать, что данный тип перевозки заинтересует часть зерновых игроков рынка, но речь идет об узком и специализированном сегменте.

Был проведен анализ железнодорожных1 и автомобильных2 тарифов с центральных регионов и Ставропольского края до портов Краснодарского края.

Таблица 1

Сравнение контрейлерной и традиционного способа доставки зерновых культур руб./тонна

Контрейлерная перевозка

Станция отправления Железнодорожный тариф Погрузка/разгрузка Автомобильный тариф Итого

Тамбов 1931,00 772,40 2100 4803,40

Курск 1931,00 772,40 2100 4803,40

Россошь 1462,58 585,03 2100 4147,61

Железнодорожная перевозка + автомобильная перевозка

Станция отправления Железнодорожный тариф Погрузка/разгрузка Автомобильный тариф Итого

Тамбов 1485,59 200,00 620 2305,59

Курск 1485,59 200,00 620 2305,59

Россошь 1093,94 200,00 620 1913,94

1 Железнодорожный тариф рассчитан в автоматизированной системе подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожном транспорте «ЭТРАН» Дата расчета 01.03.2021

2 Автомобильный тариф рассчитан на основе сайта zernovozam.ru. Дата расчёта: 01.03.2021

В таблице сравнивается железнодорожный тариф хоппера зерновоза и последующая перевозка в автотранспорте до терминала с 4-осной универсальной платформой с металлическими бортами для контрейлерной перевозки с последующей авто доставкой до терминала. Дополнительно к контрейлерной перевозке добавляются затраты на погрузочно-разгрузочные работы, которые составляют около 40% от железнодорожного тарифа в расчете на тонну. Также необходимо решить проблему доставки водителей автотранспорта из точки погрузки до точки выгрузки.

С одной стороны, итоги говорят о нерентабельности контрейлерной перевозки на зерновом рынке, однако с другой стороны данный вид перевозки могут рассматривать компании с собственным автопарком и собственными линейными элеваторами в центральной России и регионах Сибири без железнодорожных подъездов.

Для таких компаний контрейлерная перевозка:

•Уменьшит нагрузку на автомобильный транспорт

•Минимизирует зависимость от погодных и дорожных условий

•Сократит затраты на топливо и другие обязательные платежи

Подведя итоги, можем отметить, что полноценной альтернативы традиционным видам транспорта на зерновом рынке пока нет. Альтернативы возможны лишь в редких сегментах рынка. Для развития альтернатив необходимы полномасштабные инвестиции в инфраструктуру, как со стороны бизнеса, так и со стороны государства.

Библиографический список

1.Ветров С., Зерно сыграет в ящик. Точнее в контейнер. Станет ли перевозка урожая в контейнерах альтернативой хопперам. Vgudok. [Электронный ресурс]. Режим доступом: https://vgudok.com/lenta/zerno-sygraet-v-yashchik-tochnee-v-konteyner-stanet-li-perevozka-urozhaya-v-konteynerah

2.Зерно Он-Лайн. Информагентство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zoLru/n/32ba0.

3.ФГК внедряет новую технологию перевозки зерна в контейнерах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.metalinfo.ru/ru/news/112088

4.Multimodal and intermodal transport mode explained. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://container-xchange.com/blog/multimodal-intermodal/

ФЕЛЬДМАН АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ - магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.