ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3. Телия, В. Н. Взаимодействие языка и культуры : учеб. пособие / В. Н. Телия. — М. : Языки русской культуры, 1996.
4. Толстая, С. М. К прагматической интерпретации обряда и обрядового фольклора / С. М. Толстая // Образ мира в слове и ритуале:
Балканские чтения I. — М., 1992. — № 4/5. — С. 33—45.
5. Толстой, Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н. И. Толстой. — М. : Индрик, 1995. — 510 с.
Поступила 27.06.11.
ЭССЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Н. В. Егорова (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
Рассматривается проблема формирования гуманистической ориентации студентов-филологов в контексте художественного творчества. В аспекте данной проблемы анализируется жанр эссе, утверждающий превосходство авторской мысли, идейности в процессе индивидуализированного восприятия действительности.
Ключевыге слова: гуманистические ориентиры; индивидуальность; личность; творчество; художественно-публицистическая форма; экзистенция; эссе.
Сегодня наблюдается динамичный процесс трансформации информационного постиндустриального общества в новое общество знания, которое ощутимо расширяет и гуманизирует важную в концептуальном плане идею — «идею образования на протяжении всей жизни» [8, с. 18]. Одновременно осуществляется постепенный переход от производственных отношений к параметрам социальным, нравственным, способствующим становлению и развитию отдельной личности. Указанные процессы вызывают потребность в специалистах, обладающих высокой культурой, широкой эрудицией, прочной базой гуманистических ориентиров. Хотя в современный период модернизации общественных отношений превалирует роль информационных технологий, технических отраслей знания, без гуманизации, которую несут в себе гуманитарные науки, немыслимо формирование нового человека, преобразующего действительность в постиндустриальном социуме.
Поддержанию высокой культуры в обществе как нельзя лучше способствует филологическое образование. В высших учебных заведениях оно представлено изучением языков и литератур, в частности, в рамках таких дисциплин,
как общее языкознание, фонетика языка, лексикология, грамматика, стилистика, диалектология, структурная и прикладная лингвистика, история и теория литературы. Данный процесс сопровождается получением, обработкой многомерной информации, постепенным усвоением необходимых основ гуманитари-стики, центральным звеном которых выступает человек.
Важную роль в образовании студен-тов-филологов играет не только знакомство с продуктами художественного творчества — произведениями литературы, искусства, но и индивидуальный процесс образного, эмоционального осмысления действительности. Всему этому в полной мере способствует обращение к жанру эссе, широко распространенному и популярному на сегодняшний день. Вместе с тем чрезмерная популяризация жанра, стремление придать ему массовость имеют и негативные последствия. Так, Л. Г. Кайда видит в современной эссеистике буквально диагноз времени: «Эссеистика сегодня — это в большой степени „благородная“ болезнь: комплексом эссеиста заражены все, и пишут они обо всем в стиле „ну, так сказать, как бы типа эссе“. Преобладание именно таких текстов в современном медиа© Егорова Н. В., 2011
пространстве несомненно. Их тысячи, названных эссе, выложенных на различных сайтах в Интернете» [5, с. 95]. Понятно, что подобного рода высказывания адресованы к так называемым псевдоэссе, авторами которых является ученик 11-го класса, готовящийся сдавать ЕГЭ, или человек, задумавший «пофилософствовать» на тему из разряда «обыденное». Очевидно, что работа в жанре требует более серьезного подхода: жизненного опыта, устоявшихся взглядов автора, знания ключевых особенностей и стилевых черт.
Специфика жанра состоит главным образом в наличии авторской манеры, доминирующей в общей канве повествования и придающей эссеистическому произведению особый колорит и звучание. «На эссе всегда лежит отпечаток образа художника и мыслителя (автора). Эссе — высший уровень самовыражения... даже специальные проблемы автор освещает, как правило, не с присущей им спецификой, а как свое личное переживание», — отмечает в данной связи В. Канторович, сравнивая работу в жанре с «высшим уровнем самовыражения» [6, с. 100].
Безусловно, эссе — жанр колоссальных творческих возможностей, говоря образно, — это широкая палитра красок в руках умелого художника. Процесс создания творческого продукта представлен постоянными авторскими поисками, палитрой же для творца служит идейнотематическое разнообразие, бесценно подаренное жизнью, точнее, ее событиями. «В результате создается так называемая вторая, художественная, действительность. Основу ее составляет первая, реальная, действительность, но в художественном произведении она предстает в творчески преобразованном виде. Это реальный мир, каким его видит, чувствует, знает, как к нему относится и как его творит художник. Это уникальный творческий сплав объективного жизненного содержания и субъективного, общественно-личного отношения к нему художника, и поэтому это нечто качественно новое по отношению и к объективному, и субъективному перво-
источнику художественного творчества» [2, с. 44], — поясняет И. Ф. Волков. В подобном творческом преобразовании реального мира заявлена главная сущность персонификации как субъективного, так и объективного пространства в контексте авторских мыслей, чувств, стремлений.
Необходимо отметить, что эссеист, как никто другой, тонко чувствует и ощущает все происходящее в его жизни и в жизни окружающих его людей. В связи с этим в каждую свою работу автор вкладывает вполне конкретные чувства: любовь или ненависть, восторг или разочарование; в конце концов он дает понять, принимает или яро отрицает тот мир, в котором существует. Актуализируя сущность данного концепта, мы солидаризируемся с В. И. Антоновой в том, что «. эссе требует от автора огромного мастерства. Эссеист должен быть не только высоко эрудированным, культурным, образованным, но и умеющим мыслить, обобщать, обладать фантазией, яркими ассоциациями и богатым жизненным опытом» [1, с. 42—43]. Столь высокая планка, заданная современным исследователем для жанра эссе, отражает специфику эссеистического творчества и одновременно утверждает бесценность и превосходство авторской мысли, идеи, поскольку сам жанр определяется сегодня не только как форма объективного воспроизведения реальности, но и как «художественно-публицистическое произведение, отражающее экзистенциальную (курсив наш. — Н. Е.) рефлексию автора» [4, с. 120].
Понятие «экзистенция» составляет функциональную сущность философского течения и обозначает способ бытия человека. Согласно теории экзистенциализма «экзистенция представляет собой то центральное ядро человеческого „Я“, благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как „мыслящий разум“, т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность» [11, с. 679]. В данном определении кроется выделяемое многими учеными эссеистическое нача-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ло, предполагающее решительное отступление от мира виртуального (художественного) к миру реальному (внутреннему), представленному душевными порывами, переживаниями, исканиями самого творца.
Подчеркивая динамику человеческих чувств, присущих данному жанру, Л. Г. Кайда замечает: «Как и любой другой жанр, эссе всегда находится в движении. Важный момент — поиск „точки“ отсчета, точки удивления, недоумения, восхищения, желания познать неизвестное. Иными словами, расположенность автора к проявлению личной свободы в процессе думания о мире и о себе в этом мире» [5, с. 150]. А. Л. Дмитровский, в свою очередь, характеризуя личностный компонент жанра, заявленный в понимании ученого как «мир эссеиста», определяет данное понятие в качестве «духовной структуры», которая «направляет человека в его жизненной деятельности: дает отношение к происходящему, „чувственно отбирает“ ориентиры для будущего, окрашивает внешний мир в уникальные, индивидуально-неповторимые эмоциональные тона (это так называемое „я чувствую“, „я живу“, которое ощущает каждый)» [4, с. 23].
Чем больше эссеист предается социокультурной интерпретации собственного «Я», чем больше стремится к поиску недостающих жизненных ориентиров, социологизируя свое познание, тем ценнее в содержательном плане его произведение. Однако это не означает абсолютной замкнутости авторского мира для внешней среды. Безусловно, «проникновение» в него читательской аудитории вполне допустимо, правда, в «разумных» масштабах: массовой она не будет никогда. Тем не менее, соприкасаясь с сакраментальностью душевной организации творца, необходимо помнить о том, что «автор-эссеист через свое „Я“ ищет дорогу к читателю. В чистом остатке — все тот же диалог, каким бы усложненным приемом не прокладывал к нему путь исследователь» [5, с. 81]. Добавим от себя: диалог всесторонний. В творческой деятельности эссеиста практически не существует тематиче-
ских ограничений. Ярким примером этому служат «Опыты» М. Монтеня — признанного родоначальника жанра. Раскрывая потаенные уголки своей души, эссеист привлекает читателя не только к совместному осмыслению происходящего, но и к прямому диалогу, задавая тем самым тон потенциальной беседе. По мнению И. Ф. Волкова, искусство в целом «начинается с „диалога“ между человеческим индивидом, субъектом и окружающим миром, с непосредственного общения человеческой личности с окружающей средой», что, как считает ученый, «и есть реальный жизненный первоисточник художественного творчества» [2, с. 39].
Характерно, что в эссеистической форме диалог особенно усиливает момент восприятия. Естественной представляется «ориентация» эссе на разговорную речь, можно сказать, что это — одно из внутренних свойств жанра, а не литературный прием, так как авторы искренни в своих словах. Отсюда проистекает и своеобразное «разностилье» эссе, жанровое сходство с другими художественно-публицистическими формами: для выражения мысли используются и научные термины, и философские понятия, и просторечные слова. Это дало повод говорить об эссе как о синтетическом жанре. Но синтез — соединение отдельно существующего, а «разговорность» эссе происходит от особой внутренней синкретичности переживания автора, раскрывающегося посредством эссеистического «Я».
Размышляя о принципах творчества, известный литературовед Л. В. Садыко-ва вводит в оборот принципиально новый термин «моно-диалог», который означает «структурно-функциональный тип высказывания, обеспечивающий, во-первых, формирование текстового целого, во-вторых, размышления и рассуждения автора-адресанта совместно с агентами действия-соразмышления» [9]. Ход мыслей Л. В. Садыковой выглядит следующим образом: авторское «Я» в эссе — это динамично функционирующая структура, имеющая свое текстовое воплощение, с одной стороны, в личном местоимении единственного числа «Я», кото-
рое подчеркивает идентичность индивидуальности автора, а с другой — в актуализации семантической множественности усложненного авторского «Я» через употребление расширенного «мы» и многочисленных притяжательных местоимений, что обеспечивает соразмышления действующих лиц эссеистического бытия. Все это рассматривается как формальное местоименное ядро эссеисти-ческого произведения, необходимое условие его функционирования в качестве текстового целого.
Следует подчеркнуть, что личностное начало — не только главный жанровый признак эссе, но и скрытая пружина повествования, в которой авторский диалог выступает неотъемлемым проводником передачи жизненных впечатлений, интерпретаций собственного опыта, индивидуальных находок, способных сплести стройную модель текста. В творческой реализации эссеиста существует разнообразный диапазон средств. Так, «с помощью системы многосторонних ассоциаций — логических, эмоциональных и др. — автор предлагает самоанализ личности, познающей окружающий мир и самое себя. Субъект исследования становится его объектом. Откровенность в описании собственных переживаний, своего внутреннего состояния — важнейшее качество эссеистического текста» [7, с. 166—167]. Однако степень откровенности каждый автор выбирает сам. Для этого необходимо преодоление замкнутости в раскрытии внутреннего мира. Степень открытости будет решающим фактором в оценке произведения в жанре эссе.
Вершина эссеистического творчества достигается в момент формирования творческой индивидуальности. В отличие от личности индивидуальность предполагает «внутренне присущие бытию индивида неповторимость, оригинальность, которые он сам субъективно переживает как свою несравненность ни с кем и поэтому — как свою уникальность; эти особенности собственного бытия полностью осознаются индивидом» [10, с. 175]. Интересно, что понятие «индивид» было «впервые введено в
научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина „атом“» [3, с. 404]. Автор-эссеист, получивший право на индивидуальность, не просто осознает себя частицей, атомом окружающего мира, но и творит его: не только эстетически осваивает непосредственный жизненный опыт, многообразие земных чувств и переживаний, но, выходя за его пределы, углубляется в новое, непознанное ранее.
Таким образом, можно предположить, что эссе — когнитивная форма изложения жизненной позиции, представляющая собой один из факторов, способствующих формированию гуманитарной личности в социокультурном пространстве современного общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова, В. И. Художественно-публицистические жанры в газетной периодике : учеб. пособие / В. И. Антонова. — Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2003. — 56 с.
2. Волков, И. Ф. Теория литературы : учеб. пособие / И. Ф. Волков. — М. : Просвещение ; Владос, 1995. — 256 с.
3. Всемирная энциклопедия : Философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М. : АСТ ; Минск : Харвест : Современный литератор, 2001. — 1312 с.
4. Дмитровский, А. Л. Жанр эссе. Очерк теории жанра : моногр. / А. Л. Дмитровский. — Орел : ОГУ : Полиграф. фирма «Картуш», 2006. — 130 с.
5. Кайда, Л. Г. Эссе: стилистический портрет / Л. Г. Кайда. — М. : Флинта : Наука, 2008. — 184 с.
6. Канторович, В. Заметки писателя о современном очерке. — 2-е изд., доп. — М. : Сов. писатель, 1973. — 544 с.
7. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб., 2000. — 272 с.
8. Общество знания: от идеи к практике : коллектив. моногр. В 3 ч. Ч. 1. Основные контуры концепции общества знания / под ред. В. В. Васильковой, Л. А. Вербицкой. — СПб. : Скифия-принт, 2008. — 284 с.
9. Садыгкова, Л. В. Особенности диалогизма в русской эссеистике рубежей XX века / Л. В. Са-дыкова // Русская литература. Исследования : сб. науч. тр. — Киев : БиТ, 2008. — Вып. 12.
10. Философский словарь / общ. ред. В. А. Малинина. — М. : Республика, 2003. — 575 с.
11. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Республика, 2001. — 719 с.
Поступила 10.06.11.