Научная статья на тему '«Если я о природе пишу, то пишу о самом человеке. » (изучение «Лесной капели» М. М. Пришвина на уроках литературы в 5-6 классах)'

«Если я о природе пишу, то пишу о самом человеке. » (изучение «Лесной капели» М. М. Пришвина на уроках литературы в 5-6 классах) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7617
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Если я о природе пишу, то пишу о самом человеке. » (изучение «Лесной капели» М. М. Пришвина на уроках литературы в 5-6 классах)»

ИДЕТ УРОК..

Р. И. Монзина

«ЕСЛИ Я О ПРИРОДЕ ПИШУ, ТО ПИШУ О САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ.»

(изучение «Лесной капели» М.М. Пришвина на уроках литературы в 5-6 классах)

«Лесная капель» М.М. Пришвина «включена» в современную школьную программу 5-6 классов, причем в 5 классе учащиеся знакомятся лишь с фрагментами из «Времен года», входящими в «Лесную капель». Изучение «Лесной капели» М.М. Пришвина в курсе литературы считаем важным и необходимым, поскольку произведение замечательного художника представляет благодатный материал для духовного развития личности школьника, воспитания в нем «культуры чувства природы», любви к родной природе, родине.

«Лесная капель» М.М. Пришвина — произведение довольно сложное, наполненное глубоким философским смыслом. Это произведение о природе, но в нем отразились раздумья писателя

о смысле жизни, счастье, любви, радости, о «пути» человека из одиночества в люди, о дороге к другу, о поисках гармонии в мире и себя с миром. Пейзаж в произведении Пришвина специфичен, он отличается от пейзажей писателей-классиков прежде всего тем, что он дается в отношении к человеку, он самостоятелен, и его нельзя «отделить» от сюжета. М.М. Пришвин так определяет пейзаж: «Пейзажем называется совокупность животных, растений, камней и всех других составных частей природы, отнесенных к личности человека»1. И однажды на вопрос молодого критика, что такое пейзаж, Пришвин ответил: «Так знайте же, это сердечная мысль».

«Лесная капель» по своей жанровой природе — своеобразные дневниковые записи. Дневник в понимании М. М. Пришвина — «это средство привлечь к себе приток материалов из жизни на помощь всем, кто что-нибудь делает. Дневник — это способ сосредоточиться на чем-нибудь и привлечь его из жизни к себе на помощь» и как «источник, вытекающий из самой души человека»2. В «Лесной капели» ярко выражено личностное отношение Пришвина к

1 Пришвин М.М. Дорога к другу. Дневники. М., 1982. С. 42.

2 Там же. С. 12.

Монзина Римма Ивановна — кандидат филологических наук, доцент кафедры современной русской литературы Уральского государственного педагогического уни-

природе, это не просто дневник, а лирический дневник, в нем раскрывается лирическое «я» писателя. Как пишет Пришвин, «мое «я» в дневнике должно быть таким же, как и в художественном произведении, то есть глядеться в зеркало вечности, выступать всегда победителем текущего времени»3. Природа в произведении удивительного писателя философски осмысливается, в образах природы выражена душа человека, через природу открывается человек, его прекраснейшие стороны души.

Пришвинские дневниковые записи о природе «вылились» в законченную форму поэтической миниатюры. «Лесная капель» состоит из отдельных поэтических миниатюр, входящих в разные циклы: Дерево. Вода. Лесные гости. Времена года. Следы человека. Мастерская дятла. Но все циклы отражают целостную систему пришвинского миропонимания, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. В произведении ярко проявились и особенности творческого метода писателя — сочетание поэтической лирики с реализмом, трезвой наблюдательностью. М.М. Пришвин точно определяет особенности его реализма: «Мой реализм — это видение души человека в образах природы». О чем бы ни писал Пришвин — о цветах, о деревьях, о воде, животных, — он говорит о человеке. Образы, найденные писателем, зовут нас любить друг друга, природу, беречь ее, а значит, любить и беречь родину. Воспитанию таких высоких чувств и служит поэтическое творчество Пришвина.

Как показывает опыт, «Лесная капель» М.М. Пришвина сложна для восприятия школьников 5-6 классов, им трудно понять философское осмысление природы писателем, у них еще мал эмоциональный опыт общения их с природой, который необходим для постижения ими произведения Пришвина, не воспитана в них и «культура чувства природы». А поэтому «Лесная капель» М.М. Пришвина требует определенной подготовленности учащихся, особой продуманности и творческого подхода к изучаемому материалу от учителя.

верситета.

3 Там же. С. 13.

Следует отметить, что школьная программа предусматривает ступенчатость в изучении произведений М.М. Пришвина. Так, в курс 5 класса «включены» фрагменты из цикла «Времена года», входящие в «Лесную капель», и предназначены для чтения и обсуждения. Это первая «встреча» учащихся с писателем, которая становится своеобразной подготовкой школьников к восприятию «Лесной капели», которая изучается на уроках внеклассного чтения в 6 классе. Чтение и обсуждение «Лесной капели» расширяет и углубляет представление школьников о Пришвине и готовит их к восприятию «Кладовой солнца», которая предусмотрена программой для чтения и изучения. Такая последовательность в изучении произведений М.М. Пришвина позволит школьникам постепенно «погружаться» в пришвинский мир природы, оценить ее эстетически, осознать отношение писателя к ней, понять нравственное и эстетическое кредо его. От класса к классу у школьников расширяется круг чтения, углубляется и понимание пришвинских произведений.

Перед учителем стоит сложная задача — подготовить школьников к восприятию при-швинских произведений, помочь им понять философское осмысление природы писателем, показать, как раскрывается концепция человека и природы, нравственное и эстетическое кредо художника, подчеркнуть мастерство его; воспитывать в детях «культуру чувства природы», высокую нравственность, формировать у них умение видеть и ценить прекрасное в природе, в людях, выражать увиденное и пережитое в образной форме. С учетом программы, специфики изучаемого произведения, особенностей восприятия его школьниками и поставленными задачами мы наметили последовательность в изучении «Лесной капели» М.М. Пришвина и разработали систему уроков в 5-6 классах.

5 класс.

I этап — подготовительный.

При подготовке учащихся к восприятию цикла «Времена года» (фрагменты) из «Лесной капели» мы опирались на высказывание М.М. Пришвина: «Вот это «вживание» в природу и является ключом к моей литературе, если только понадобится кому-нибудь этот ключ»4. Итак, окружающая нас природа является «ключом» к произведению Пришвина «Времена года». А поэтому необходимо помочь школьникам «войти» в природу, найти свой «вход» в нее, увидеть красоту в природе, оценить ее эстетически. Со-

чинения на основе личных наблюдений учащихся над природой послужат одним из эффективных способов понимания окружающего мира природы, помогут им увидеть природу во всем многообразии картин, красок, звуков, пережить увиденное и изложить в образной форме. И в этом случае сочинения на основе личных наблюдений учащихся над природой явятся своеобразной подготовкой учащихся к восприятию пришвинского произведения. Исходным моментом для нас в организации и проведении творческих работ послужило положение М.А. Рыбниковой: «...нужно, чтобы человек научился находить красоту в самой природе и также в художественном ее изображении, иначе — чтобы он видел и чувствовал поэзию в природе и природу в поэзии, то есть в искусстве»5.

Итак, мы наметили «путь» в организации и проведении сочинений на основе личных наблюдений учащихся над природой, творческих работ (с учетом специфики изучаемого произведения, возрастных особенностей учащихся и поставленных задач) — от «поэзии в природе» к «природе в поэзии» (то есть в художественном произведении), иначе от живых впечатлений школьников, полученных ими от общения с природой, к пейзажу в художественном произведении, и от него — снова к природе. Этот «путь», как показывает опыт, позволяет учащимся приобрести эмоциональный опыт общения с природой, увидеть и почувствовать ее прелесть в разное время года, что поможет им острее и глубже воспринимать пейзаж в художественном произведении.

Сочинение на основе личных наблюдений учащихся над природой — особый тип сочинений, материалом, источником сочинения является окружающая нас природа. Дети уже знакомы с этим типом сочинений еще в начальной школе, в 5 классе мы уже проводили обучающее сочинение «Рябинка красная» в связи с изучением пейзажа в сказке. Сочинения на основе личных наблюдений учащихся над природой могут быть разных жанров, и методика их проведения должна быть различной, но всегда их следует проводить по временам года.

«Времена года» М.М. Пришвина изучаются весной, а поэтому мы предложили школьникам написать сочинение на основе личных наблюдений учащихся над природой (о весне). Подготовкой к сочинению послужила прогулка в природу (если дети в начале учебного года совершали коллективную прогулку в парк, то теперь

4 Пришвин М.М. Собр. соч. в 6 тт. М., 1956. Т. V. С. 405.

5 Рыбникова М.А. Работа словесника в школе. М.-Л.. 1929. С. 121.

мы предложили им самим совершить прогулку, чтобы каждый мог выбрать «предмет» для наблюдения — это может быть проталинка, небо, дерево, сосулька и т.п.). В классе мы поделились своими впечатлениями, а затем предложили прослушать дневниковую заметку М. М. Пришвина, сделанную им в марте, и поразмышлять:

— Чем она нас поразила?

— Как М.М. Пришвин воспринимает природу?

— В чем особенности пришвинского видения природы, особенности его слова?

— Что такое дневниковая запись?

А затем предложили школьникам написать сочинение на одну из тем (по выбору): Голубеет небо. Снег посерел. Повеселело солнышко. Заплакала сосулька и др. Дети писали сочинение в течение 15-20 минут. Проведенное сочинение на основе личных наблюдений учащихся над природой не только предоставило им возможность поделиться своими впечатлениями, радостью общения с природой, но и эмоционально подготовило школьников к восприятию «Времен года» М. Пришвина. (Следует заметить, что сочинения пишутся сразу после совершенной прогулки, чтобы у детей не исчезла острота живых впечатлений).

II этап. Чтение и обсуждение цикла «Времена года» М.М. Пришвина (фрагменты).

«Времена года» — целостный цикл, состоящий из отдельных поэтических миниатюр, объединенных одной темой. В нем заключен глубокий философский смысл о вечном круговороте в природе, в жизни, о постоянстве смены времен года: весна, лето, осень, зима; в нем раскрывается изменчивость и неповторимая прелесть природы в каждое время года. Автор приводит нас к мысли о том, что нужно учиться читать мудрую книгу природы, любить ее «без всякой ощутимой пользы для себя и корысти».

Поэтические миниатюры — небольшие по объему, бессюжетны, в них каждое слово весомо, наполнено глубоким смыслом. Как замечает И. Мотяшов, пришвинское слово нагружено мыслью. Философски осмыслено и оттого нуждается в труде понимания. Необходимо усилие, чтобы проникнуть в глубину пришвинского слова. А поэтому дневниковые записи Пришвина следует читать медленно, не торопясь, вдумываясь, вчитываясь в каждое слово, время от времени возвращаясь к прочитанному, как возвращаются к умному и доброму собеседнику. Вот почему необходимо большое внимание уделить выразительному чтению поэтических ми-

ниатюр на уроке, учить школьников читать пришвинское произведение. Для этого важно четко отобрать, какие дневниковые заметки будут прочитаны дома, какие — в классе. Следует отметить, что в программе конкретно не указаны названия поэтических миниатюр. Учитель имеет возможность отобрать материал для чтения. Считаем необходимым отобрать несколько поэтических миниатюр из каждого времени года, чтобы учащиеся могли проследить за сменой времен года, изменчивостью природы, ощутить неповторимую прелесть русской природы. Можно предложить учащимся прочитать следующие миниатюры: «Начало весны света», «Весенний ручей», «Свет капелек», «Звонкое утро», «Бал на реке», «Красные стрекозы», «Осенняя роска», «Осинкам холодно», «Первый мороз», «Деревья в снегу».

«Времена года» — это первая «встреча» пятиклассников с писателем, его творчеством, от которой будет много зависеть в дальнейшем. Задача — помочь «войти» в пришвинский мир природы, понять философское осмысление автором природы, показать, как в образах природы раскрывается душа человека, нежное отношение художника к природе, его бескорыстная любовь к природе, человеку, родине; подчеркнуть, что дневник — «источник, вытекающий из самой души писателя», раскрыть мастерство автора; воспитывать в детях бережное отношение к природе, «культуру чувства природы», формировать у них навыки работы с текстом. Задача — сложная, и она реализуется в системе уроков, разработанной нами:

I урок. Моя «встреча» с природой.

(урок развития речи — сочинение на основе

личных наблюдений учащихся над природой).

II урок. По тропинкам М.М. Пришвина пройдем.

(вводный урок — заочная экскурсия в Дунино).

III урок. Изменчивость и неповторимая прелесть времен года.

(анализ «Времен года» М.М. Пришвина — урок-практикум).

Такая последовательность в изучении материала дает возможность школьникам «войти» в мир пришвинской природы, в какой-то степени понять его и готовит их к восприятию произведений Пришвина в 6 классе.

III этап. Чтение и обсуждение «Лесной капели» М.М. Пришвина в 6 классе.

6 класс — новая ступень в познании школьниками произведений Пришвина. «Лесная капель» открывает знакомство с Пришвиным и

продолжает работу, начатую над ней в 5 классе. Школьная программа предусматривает фрагментарное знакомство с «Лесной капелью», не указывает и циклы для чтения и обсуждения. А поэтому учитель имеет право выбирать сам и порекомендовать детям для самостоятельного чтения. Мы считаем необходимым прочитать следующие дневниковые зарисовки: «Лесная книга», «Лесной ручей», «Деревья на службе» и др. (из цикла «Дерево»); «Берестяная трубочка», «Гусь на солнце», «Под снегом», «Сложная простота» (из цикла «Лесные гости»); «Лесная поляна», «Мой дом» и др. (из цикла «Следы человека»); «Родственное внимание», «Две радости», «Расширение души», «Голод человека», «Доверие к себе» и др. (из цикла «Мастерская дятла»). Выбор нами поэтических миниатюр не случаен, поскольку он позволил и определить нам последовательность в изучении «Лесной капели» М.М. Пришвина: от «Лесной книги» к познанию многообразного мира природы («Берестяная трубочка», «Гусь на солнце», «Под снегом», «Сложная простота» и др.), осознанию природы как дома («Мой дом», «Лесная поляна»), через родственное внимание («Родственное внимание»), к расширению души («Расширение души», «две радости», «Голод человека»). Рассмотрение поэтических миниатюр из разных циклов в такой последовательности не нарушает композиционного построения «Лесной капели», позволит школьникам «шаг за шагом» постигать пришвинский мир природы, постепенно вчитываясь, вглядываясь в него, поможет им в какой-то степени осознать своеобразие миропонимания Пришвина, целостность изучаемого произведения.

На изучение «Лесной капели» следует отвести один час (один урок), опираясь на опыт, приобретенный учащимися в 5 классе. Нами разработан урок «Лесная капель» М.М. Пришвина — «источник, вытекающий из самой души человека», который можно провести в форме урока-практикума. Данная форма урока позволит каждому ученику проанализировать одну из прочитанных самостоятельно поэтических миниатюр. Выбранная форма урока является удачной, поскольку она открывает новые возможности для формирования у детей навыков анализа художественного произведения, воспитания у них «культуры чувства природы», любви к родному краю, родине. Перед учителем стоит сложная задача: подготовить учащихся к восприятию пришвинского произведения, помочь им понять поэтическое видение Пришвиным природы, показать, как в образах природы раскрывается душевная красота человека, как ши-

рится его душа в прикосновении с природой, как растет доверие к себе, как человек ищет гармонию с миром и себя с миром; раскрыть мастерство писателя; воспитывать в детях любовь к родной природе, «культуру чувства природы».

В качестве подготовки к уроку мы предложили учащимся следующее задание:

1. Прочитать поэтические миниатюры из «Лесной капели» М.М. Пришвина (по выбору): «Темный лес», «Лесная книга», «Лесной ручей», «Деревья на службе» и др. (из цикла «Дерево»), «Берестяная трубочка», «Гусь на солнце», «Под снегом», «Сложная простота» и др. (из цикла «Лесные гости»), «Лесная поляна», «Мой дом» (из цикла «Следы человека»), «Родственное внимание», «Две радости», «Расширение души», «Доверие к себе» и др. (из цикла «Мастерская дятла» — и ответить на вопросы:

— Чем поразили тебя пришвинские зарисовки о природе?

— Как Пришвин воспринимает природу?

— Как в образах природы выразилось нежное отношение автора к природе, людям, его бескорыстная любовь?

— Почему нужно дорожить каждой «встречей» с природой, по словам Пришвина?

2. «Сделать» свои зарисовки о природе (по желанию). Следует заметить, что дети уже могут самостоятельно выбрать «предмет» для наблюдения, почувствовать прелесть увиденной картины природы и выразить свое впечатление в словесной форме (подобная работа уже проводилась). К уроку можно подготовить выставку лучших сочинений, стенд фотографий, сделанных учащимися — «Прекрасные мгновения из мира природы». Опережающие задания готовят учащихся к предстоящему уроку и дают им возможность «включиться» в работу над текстом на уроке.

Урок открывается вступительным словом учителя о Пришвине, о создании «Лесной капели», о проблематике ее и жанровом своеобразии, что непосредственно подводит школьников к работе над текстом.

«Лесная книга» — это первый аккорд в изучении «Лесной капели» М.М. Пришвина. Она должна быть прочитана (обязательно учителем, поскольку в ней раскрывается авторская позиция, понимание писателем леса как «мудрой книги»). Перед учащимися можно поставить вопросы:

— Почему автор пишет, что «лесная книга» дается не каждому?

— Почему лес — это книга? И ее надо учиться читать?

Отвечая на вопросы, дети приходят к выводу, что надо учиться ходить в лесу, не торопясь, быть наблюдательным, уметь видеть незаметное, необычное в самых обычных вещах, надо любить природу, и она будет открываться человеку с каждым днем. Учитель вместе с учащимися, опираясь на прочитанные поэтические миниатюры («Темный лес», «Березы», «Берестяная трубочка», «Под снегом» и др.), прослеживает, как Пришвин воспринимает природу, как он умеет видеть, слышать самое необыкновенное в самых обыкновенных вещах. Можно предложить школьникам поразмышлять:

— Как М.М. Пришвин воспринимает природу?

— Как художнику удается запечатлеть увиденные картины природы? Обратите внимание на точность, выразительность при-швинского слова?

— Как в образе природы выразилась душа человека?

Учитель подчеркивает, что Пришвин воспринимает природу поэтически, вот почему темный лес — оконце, куда смотрит солнце. В образах природы отразилось переживание человека, его восторг, радость, нежность, способность любить, удивляться прекрасному.

Подробно следует рассмотреть «Гусь на солнце». Ее (поэтическую миниатюру) необходимо прочитать, лучше, если ее прочитает сам учитель. После чтения дневниковой зарисовки заострить внимание учащихся на том, как великолепно Пришвин описывает обыкновенную птицу — гуся, чистящего свои перья на солнце:

— Как удается Пришвину передать последовательность действий, динамику движения гуся? Обратите внимание на точность, выразительность глаголов.

— Как автор передает, что гусь — птица гордая, важная?

— Как он относится к птице? И какое чувство вызывает у нас эта картина?

Учитель подчеркивает, что Пришвин сумел увидеть и передать все великолепие обыкновенного гуся. Он любуется гордой и важной птицей, которая у нас вызывает чувство восхищения, удивления. Слово художника точно и выразительно.

В процессе чтения и обсуждения поэтических миниатюр («Родственное внимание», «Доверие к себе», «Сложная простота», «Расширение души», «Мой дом») можно предложить учащимся подумать:

— Почему трудно описать дерево, скалу, мотылек, по словам Пришвина?

— Почему глубина восприятия человеком природы и доверие к себе приобретаются сложнейшим образом?

— Почему нужно дорожить каждой «встречей» с природой?

— Как вы понимаете выражение «расширение души»? Почему в соприкосновении с природой «душа ширится», растет доверие к себе, к своему «первому взгляду» ?

— Что значит «сложная простота»? О какой простоте пишет Пришвин?

— Когда природа становится домом, по словам Пришвина?

Учитель приводит учащихся к выводу:

«Лесная капель» М.М. Пришвина — удивительное произведение о природе, написанное в необычной форме дневниковых записей, это «источник, вытекающий из самой души человека». В нем в образах природы писатель выразил свои раздумья о жизни, счастье, радости, доверии, о поисках гармонии в мире и себя с миром, о человеке. О чем бы ни писал Пришвин — о цветах, деревьях, лесе, капельках росы, о животных, — он пишет о человеке, о прекрасных сторонах его души. Произведение наполнено любовью к природе, человеку, родине, оно и в нас пробуждает «добрые чувства»: дорожить каждой «встречей» с природой, вызывает в нас желание сохранить красоту природы, учит нас любить и беречь родную природу, свой край, родину.

Знакомство школьников с «Лесной капелью» расширяет и углубляет их представление о Пришвине, заставляет детей посмотреть на природу по-новому, оценить и свое отношение к природе, что располагает их к восприятию «Кладовой солнца». Изучение «Лесной капели» М.М. Пришвина в 5-6 классах в такой последовательности позволит учителю реализовать выбранный нами «путь» — от «поэзии в природе» к «природе в поэзии», поможет школьникам открывать неповторимую красоту природы и постепенно (от произведения к произведению, от класса к классу) постигать пришвинский мир природы, а через отношение Пришвина к природе осознать и свое отношение к ней, ощутить гармонию в мире и себя с миром. В процессе работы над произведением мы стремились активизировать деятельность учащихся, используя различные творческие задания, самостоятельные работы, сочинения, а также проводили разные типы и формы уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.