Научная статья на тему 'Эсхатология индивидуальная и массовая: суицид в культуре'

Эсхатология индивидуальная и массовая: суицид в культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2180
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / КУЛЬТУРА / ЭСХАТОЛОГИЯ / СЕМИОТИКА / СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ВЗРЫВ / SUICIDE / CULTURE / ESCHATOLOGY / SEMIOTICS / SYMBOLIC MEANING / EXPLOSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Демидова Ольга Ростиславовна

В статье в процедурах культурно-семиотической методологии самоубийство рассматривается как результат действия имманентного культуре эсхатологического посыла, эксплицирующегося в режиме взрыва. Внимание автора сосредоточено не на смыслах, приписываемых самоубийству культурой, но о суициде как о явлении, ею обусловленном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Individual and Mass Eschatology: Suicide in Culture

The article deals with suicide treated in the perspective of cultural semiotics as the explosive explication of eschatological nature of culture. The point of the author’s interest is not the meaning(s) attributed to suicide by culture, but suicide as the phenomenon caused by it.

Текст научной работы на тему «Эсхатология индивидуальная и массовая: суицид в культуре»

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ, ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

УДК 130.2 : 27 - 175 : 179.7

О. Р. Демидова

Эсхатология индивидуальная и массовая: суицид в культуре

В статье в процедурах культурно-семиотической методологии самоубийство рассматривается как результат действия имманентного культуре эсхатологического посыла, эксплицирующегося в режиме взрыва. Внимание автора сосредоточено не на смыслах, приписываемых самоубийству культурой, но о суициде как о явлении, ею обусловленном.

The article deals with suicide treated in the perspective of cultural semiotics as the explosive explication of eschatological nature of culture. The point of the author's interest is not the meaning(s) attributed to suicide by culture, but suicide as the phenomenon caused by it.

Ключевые слова: самоубийство, культура, эсхатология, семиотика, символическое значение, взрыв.

Key words: suicide, culture, eschatology, semiotics, symbolic meaning, explosion.

Самоубийство представляется нам «черной дырой» -прорывом в ткани смысла, которую плетет человек. И. Паперно. Самоубийство как культурный институт

Самоубийство сделалось предметом научного осмысления в середине восемнадцатого века: первыми работами в этой области были исторические обзоры известных случаев самоубийства и взглядов на него известных людей1. В последующие столетия к проблеме суицида обращались историки (в том числе историки культуры), философы, филологи, психологи и психоаналитики, пра-

© Демидова О. Р., 2014

1 Автором одной из самых ранних работ, «Istoria critica e filosofica del suicido» (Лукка, 1761), был монах Тито Бенвенуто Буонафеде, писавший под псевдонимом Агатопи-сто Кроманциано; библиография наиболее значимых посвященных самоубийству исторических трудов, изданных в XVIII-XIX вв., см. в [6, c. 24-25].

воведы и судебные эксперты, статистики и социологи, пытаясь в пределах своих наук разрешить представлявшуюся неразрешимой «загадку самоубийства» (т. е. вопрос о его причинах) и как минимум дать ему научное, т. е. объективное, определение. Попытки не увенчались успехом, что в конце концов вынуждены были признать те, кто их предпринимал. На специально посвященном самоубийству заседании Венского психоаналитического общества в апреле 1910 г. З. Фрейд предложил воздержаться от суждения, «предоставив человеческому опыту разрешить эту проблему» [6, с. 5]. В 1936 г. психоаналитик Грегори Зилбург, основатель нью-йоркского Комитета по изучению самоубийства, заявил, что «с научной точки зрения проблема самоубийства остается неразрешенной» [6, с. 5]. Социолог Джек Дуглас в 1967 г. пришел к выводу, что явление самоубийства не имеет адекватного определения [13, с. 81]. Подводя своеобразный итог, председатель Американской Ассоциации суицидологии Эдвин Шнейдеман в заказанной ему «Британской энциклопедией» в начале 1970-х гг. статье о самоубийстве утверждал, что «никто не знает, почему люди кончают жизнь самоубийством» [6, с. 24; см. также 21; 22].

Тем не менее не прекращавшееся на протяжении столь длительного времени «вопрошание о суициде» имело весьма серьезные гносеологические и эпистемологические последствия. Во-первых, в процессе поисков родились несколько самостоятельных дисциплин, среди них - социология и суицидология. Начало первой, как известно, было положено книгой Э. Дюркгейма 1897 г. «Le suicide. Étude de sociologie» (первый русский перевод: Дюркгейм Э. Социологический этюд, 1912)1, начало второй - созданием уже упоминавшегося Комитета по изучению самоубийств, который стал первой профессиональной ассоциацией в этой области; как самостоятельная научная дисциплина суицидология оформилась в США в 1950-е гг. Во-вторых, последовательно складывались научные дискурсы - медицинский, естественно-научный, морально-статистический, правовой, социологический, философский и пр., в рамках которых предлагались различные трактовки явления: как психической ано-

1 Среди прочего Дюркгейм первым обратил внимание на то, что можно назвать иерархией способов суицида, основанной на общекультурном, социальном, возрастном и гендерном признаках; в России книга вызвала широкое обсуждение в русской печати и в философской среде и обусловила появление значительного числа трудов отечественных философов, посвященных этой теме, в частности, «Самоубийство. Психологический этюд» Н.А. Бердяева, само название которого отсылает к работе Дюркгейма; второе русское издание книги вышло в свет лишь в 1992 г. (М.: Мир).

малии или ее симптома; как самостоятельной болезни, коренящейся в том или ином отделе человеческого организма; как «моральное действие», типологически сопоставимое с болезнью («такое же явление, как болезнь»); как диагностический случай человеческого действия и болезнь общественного организма (Дюркгейм); как эстетически организованная смерть, переросшая в «болезнь века» (романтики); как утверждение индивидуальной воли (Шопенгауэр) и пр. В-третьих, вырабатывались определенные культурные парадигмы и модели самоубийства («смерть Сократа», «смерть Христа», «смерть Катона», «смерть Вертера»1), с которыми сопоставлялись, с одной стороны, и с опорой на которые оформлялись - с другой, индивидуальные случаи суицида. Рассуждения о суициде разворачивались как рассуждения о соотношении души и тела, об отношении человека с Богом и/или с обществом, о парадигме части и целого, о смерти и бессмертии, о свободе воли и ее пределах. В результате обозначилось концептуальное, методологическое, тематическое пространство научной рефлексии и выработался язык, благодаря которому стало возможно говорить о философии, феноменологии, типологии суицида; о его историко-культурных, религиозных и секулярных, правовых, психологических, нравственных и эстетических характеристиках2, об образе самоубийства и самоубийцы в культуре.

Ко второй половине ХХ в. сложился новый подход, общие принципы которого были сформулированы в книге социолога Дж. Дугласа «The Social Meanings of Suicide» («Социальные смыслы самоубийства») (Принстон, 1967): исследовать не явление как таковое и не исторические, медицинские или статистические данные о нем, но те смыслы, которые приписывались этому акту самим самоубийцей и/или его современниками. Иными словами, дискурс о са-

1 Подробнее об истории их формирования и функционирования в культуре см. в [6, с. 10-21].

См., напр., названия наиболее значимых трудов, изданных в XIX и первой половине ХХ в., в которых заявлен ракурс рассмотрения проблемы самоубийства: Stäudlin C.F. Geschichte der Vorstellungen und Lehren vom Selbstmorde (Göttingen, 1824) ; Lisle H.E. De suicide, statistique, médicine, histoir, et législation (Paris, 1856); Legoyt A. Le suicide ancien et moderne. Etude historique, philosophique, morale et statistique (Paris, 1881) ; O'Dea J. Suicide : Study on Its Philosophy, Causes and Prevention (New York, 1882) ; Westcott W.W. Suicide : Its History, Literature, Jurisprudence, Causation and Prevention (London, 1885) ; Bayet A. Le suicide et le morale (Paris, 1922); Feden H.A. Suicide : A Social and Historical Study (London, 1938); в 1927 г. в Аугсбурге вышла в свет первая библиография работ по данной проблематике [20]; в ХХ в. появился целый ряд библиографий, словарей и справочников, посвященных проблеме самоубийства [9; 15; 17; 19; 24].

моубийстве перерос в дискурс о культурных смыслах, о человеческом опыте как явлении и продукте культуры, и в таком варианте оказался значительно более продуктивным, чем предшествовавшие ему узкоспециальные дискурсы, поскольку позволил рассматривать явление в значительно более широкой перспективе. Ниже предлагается несколько видоизмененный ракурс видения проблемы: при сохранении основополагающего культурно-семиотического подхода самоубийство рассматривается как результат действия имманентного культуре эсхатологического посыла (начала?), эксплицирующегося в режиме взрыва или бифуркации. То есть речь пойдет не о смыслах, приписываемых самоубийству культурой, а о суициде как о явлении, культурой обусловленном.

Эсхатологичность есть одно из базовых свойств культуры, некий исходно гнездящийся в ее организме вирус, что получило вербальное выражение в множественных метафорах «конца времен», «конца света», «конца века», нередко понимаемого как «конец света», «рубежа веков», «вывихнутого времени», «разорванности связи времен» и пр., активно творимых, осваиваемых и репродуцируемых культурой. Эсхатологичность возможно рассматривать как одно из проявлений «катастрофического» сознания в культуре и/или один из вариантов архетипа катастрофы1. Философское понимание эсхатологии как учения о необходимом и неизбежном в истории мира и истории человека этапе, без которого невозможно преодоление основных противоречий бытия, получило выражение в известном утверждении Бердяева о том, что история мира и история человечества имеет смысл лишь в том случае, если она кончится, тогда как бесконечный прогресс означает торжество смерти [1].

Представляется, что на этом основании можно с известной долей допущения говорить о присущей культуре суицидальной интенции, своего рода «влечения к смерти», вызревающего в ее недрах в режиме латентной динамики в периоды спокойного центростремительного развития и прорывающегося вовне в моменты культурного «слома», когда развитие становится центробежным. Выражаясь метафорически, эсхатологическая энергия накапливается в культуре и время от времени прорывается наружу как «протуберанцы самоуничтожения», что на антропологическом уровне имеет результатом взрывы суицидальной энергии, получившие название «эпидемии самоубийств» и воспринимаемые как «знамение времени». Весьма существенно, что подобные прорывы случаются не только в резуль-

1 Полную парадигму суицида как выражения катастрофы сознания см. в [4].

тате разного рода социальных катаклизмов негативного порядка -как ни парадоксально на первый взгляд, представляющиеся вполне позитивными с точки зрения социально-политической события могут привести к ситуации культурного «слома», чреватого ростом эсхатологических и, соответственно, суицидальных настроений. С этой точки зрения войны, социальные революции, перевороты, бунты и т. п. в той же мере выступают катализаторами, активизирующими чреватую ростом суицида латентную эсхатологию, что и свержение тиранов, деколонизация, научные и научно-технические революции и пр. Все они в той или иной мере воспринимаются как освобождение, а любое освобождение есть насилие, таящее в себе угрозу радикализма; выражаясь метафорически - некий питательный бульон для суицида.

По существу, ухудшение и даже улучшение обстоятельств внешнего порядка в данном случае не играют решающей роли, хотя невозможно не учитывать их значимость: именно в рамках оценочной оппозиции «лучше - хуже» формируются индивидуальные представления о будущем и связанные с ними ожидания, равно как и модус поведения, когда это воображаемое (желаемое) будущее становится неопровержимым настоящим1. И все же решающим фактором является смена культурных парадигм как таковая, неизменно воспринимаемая сообществом и составляющими его индивидами как насилие, поскольку она влечет за собой необходимость пересмотра иерархии культурных моделей, на которые им должно ориентироваться в своих действиях. Иными словами, катаклизмы культурного порядка оказываются более значимыми, чем катаклизмы социально-политические. Неготовность и обусловленные ею невозможность и/или нежелание соотносить свои действия с изменившейся или долженствующей измениться культурной парадигмой становится причиной множественных случаев индивидуального и массового суицида, проявляющегося как в актах самоубийства, так и в актах самоубийственного бездействия, традиционно и не всегда корректно понимаемого в культуре как покорность судьбе (другая формулировка - приятие судьбы). Этот механизм лежит, как представляется, в основании массовых самосожжений и самозакапываний в ожидании «конца света»; он же

1 По справедливому мнению отечественных исследователей, можно выделить три основных ракурса ожидания будущего: утопический - надежду на улучшение социального бытия, эсхатологический - рефлексию предельных вопросов существования мира и танатологический - формирование образа смерти, отражающего представление о границах индивидуального проникновения в будущее [3].

объясняет поведение евреев (особенно немецких), которых отправляли в концлагеря в годы Второй мировой войны, и народов, подлежавших депортации; массовые самоубийства среди русских эмигрантов и так называемых перемещенных лиц, которых насильственно репатриировали в СССР в конце Второй мировой войны; им можно объяснить как сделавшиеся печальной нормой в условиях любой диктатуры самоубийства во избежание ареста, так и не менее типичное покорное ожидание ареста при полном осознании его неизбежности и др.

Культурный дискурс стремится к самовоспроизводству и в силу этого провоцирует в том числе и суицидальные акты, услужливо подсказывая готовые модели для них, а в некоторых случаях властно требуя следования этим моделям. У древних майя ритуальное самоубийство приравнивалось к принесению себя в жертву богам, и избравшие подобный путь пользовались глубоким уважением. В джайнизме голодная смерть как способ сознательного ухода из жизни считалась одним из восьми дополнительных дисциплинарных обетов. В Индии считается, что самоубийство как ритуальная жертва богам открывает дорогу в вечность. Представление о социально регламентированном самоубийстве с древности составляло одну из существенных черт японской культуры (мальчиков и девочек с детства учили искусству самоубийства) и неоднократно становилось причиной суицидальных актов индивидуального и массового характера. Один из самых показательных примеров - «эпидемия самоубийств» после капитуляции Японии осенью 1945 г. (по разным оценкам, число жертв составило от 35 до 200 тыс.); не менее показательно и то, что сегодня Япония занимает первое место в мире по количеству интернет-клубов самоубийц. Самоубийство традиционно рассматривалось как способ сохранения чести во многих европейских и в русской культурах: добровольный (на самом деле вынужденный культурными конвенциями) уход из жизни осознавался как единственная возможность сохранить доброе имя и остаться человеком чести в памяти современников и потомков. Другой широко известный и не менее конвенциональный способ сохранения чести - дуэль, т. е. определенным образом организованный спектакль на грани убийства и самоубийства, в котором жизнью рискует каждый из участников. Дуэлянт по умолчанию должен быть готов к смерти, поскольку участие в дуэли есть не что иное, как вызов судьбе. С этой точки зрения дуэль вполне может квалифицироваться как одна из предлагаемых культурой моделей хладнокровного группового самоубийства. Многочисленные кол-

лективные самоубийства членов различного рода сект1 в двадцатом столетии также совершаются по готовым моделям, сложившимся на протяжении человеческой истории. Рассмотренное в этом ракурсе самоубийство не может быть признано добровольным актом (вопреки установившимся представлениям, получившим отражение в разного рода типологиях суицида) - оно лишь представляется таковым, тогда как по сути дела вынуждено обстоятельствами и основанными на значимых для большинства конвенциях ожиданиями сообщества.

Убедительным подтверждением культурной вынужденности суицида можно считать акт приписывания самоубийства, одним из самых известных примеров которого, безусловно, является миф об эпидемии самоубийств, вызванной «Страданиями юного Вертера» Гете; в психологии и суицидологии даже существует термин «эффект / синдром Вертера», обозначающий суицид под воздействием литературного или иного художественного произведения. Принято считать, что «Вертер» породил эпидемию самоубийств, охватившую значительную часть Европы, свирепствовавшую до 1820-х гг. и оказавшую значительное воздействие на мироощущение и эстетику романтиков. Известно, что этого мнения придерживался сам Гете и высказал его в «Поэзии и правде»; его точку зрения разделяли м-м де Сталь, Байрон, основоположник психиатрической теории самоубийства д-р Этьенн Эскироль и мн. др. Однако на основании существующих документов можно с достоверностью говорить лишь об отдельных и весьма немногочисленных случаях самоубийств, вызванных книгой, - по мнению Мартина Суэйлза, распространенность мифа основана не на истинном положении дел, а на реальном страхе, что книга могла стать причиной подобной эпидемии [22, с. 94; курсив мой - О.Д.].

Другой вариант приписывания касается самих деятелей культуры, которые, как принято считать, по определению более чувствительны к ее эсхатологическим флюидам и в силу этого с суицидальной точки зрения составляют очевидную «группу риска». Особенно склонными к суициду считаются художники слова, что, вероятно, объясняет интерес к проблеме «писатель и самоубийство» - равно исследовательский и сугубо бытовой, обилие суще-

1 Напр., секты «Храм народов» (Гайана, 1978), секты «Ветвь Давидова» (коллективное самосожжение, 1993), Heaven's Gate (39 членов секты приняли фенобарбитал, после чего надели на головы пластиковые пакеты, чтобы задохнуться во сне, 1997) и мн. др.

2 В своем классическом труде «Об умственных болезнях» (1838) Эскироль впервые рассматривает самоубийство как симптом и проявление «умственной болезни».

ствующей по этому поводу литературы разного рода, циркулирующие в культурной среде (в том числе и в Интернете1) списки писателей-самоубийц и нередкие ошибки по этой части, основанные на представлении о суициде как о должном для писателя способе ответа на неблагоприятные вызовы внешнего мира.

Григорий Чхартишвили, размышляя о писательстве как опасной профессии и ссылаясь на известную фразу Ж. Кокто «Писать - это убивать смерть», утверждает:

«Человек убивает себя тогда, когда страх жизни становится сильнее страха смерти. С художником это происходит чаще, чем с обыденными людьми. <.. .> Неслучайно столько людей искусства (п р е ж д е в с е г о л и т е р а т о р о в) были поистине зачарованы смертью и всю жизнь исполняли с ней некий причудливый танец - как правило, не слишком длинный.<.. .> Возможно, главная привлекательность самоубийства для художника состоит в том, что оно - высший акт доступного человеку творчества и в то же время поступок, как бы отменяющий смерть», и приходит к выводу, что «самоубийство писателя - это нередко еще и полемика с Абсолютом. Художник, творец - это Демон, любящий Бога, но отказывающийся быть его слепым орудием.<.. .> человек искусства вообще и литератор в особенности по всем параметрам должны попадать в группу высокого суицидального риска» [9, с. 289-290, 295] (курсив Чхар-тишвили, разрядка моя - О.Д.) .

Завершается книга «Энциклопедией литературицида» (термин А. Рембо), включающей 353 имени литераторов от античности до конца ХХ в.; список предварен авторской справкой, в которой приводится статистика, касающаяся причин и способов писательских самоубийств, а также этнические, гендерные и собственно творческие (поэты, прозаики, драматурги и пр.) характеристики включенных в список персонажей. На англоязычную, франкоязычную, немецкоязычную и русскоязычную литературы приходится более половины списка; существенную часть в списке занимают имена японских писателей.

Еще одну весьма многочисленную «группу риска» составляют звезды кино, театра и прочих рассчитанных на массовое потребление искусств, обстоятельства жизни которых весьма агрессивно тиражируются средствами массовой информации, а известия о попытках суицида, завершившихся или не завершившихся смертью,

1 См., напр., специальный раздел в статье «Самоубийство» в Википедии.

Кроме того, в подтверждение своих рассуждений Чхартишвили опирается на известные высказывания М. Бланшо («искусство - это власть над смертным пределом, предел всякой власти», Ю. Мисимы («Литература насквозь пропитана ядом»), Ф. Ницше («Искусство опасно художнику») и мн. др. [9, с. 289, 291 и след.).

представляются ими в режиме «по нарастающей», создавая в социуме атмосферу массовой истерии и способствуя росту числа самоубийств среди поклонников «звезд». Последние в данном случае предстают не только как субъекты / объекты суицида, но и как катализаторы суицидальных взрывов в социуме, а печать и другие СМИ выступают в роли коллективных agents provocateurs, создающих1 и поддерживающих атмосферу самоубийства и тем самым способствующих непрерывному воспроизводству суицидального дискурса в культуре2.

Наконец, культура, основываясь на устоявшейся системе ценностей, творит новые модели, метафорически переосмысливая традиционное понимание суицида как акта отрицания, насильственно и преждевременно прерывающего естественное течение событий. Дискурс, посредством которого «говорит язык», вызвал к жизни ряд новых формул, превратившихся в клише, легко узнаваемых и в силу этого весьма продуктивных. Сегодня принято говорить о нравственном, профессиональном, творческом, политическом и других видах самоубийства; особый случай представляет самоубийство антропологическое или гуманитарное, тесно связанное с представлением о грозящей миру гуманитарной катастрофе и более чем какое-либо иное клише эксплицирующее катастрофичность сознания современного человека. Существенным во всех этих случаях является то, что, отталкиваясь от сугубо физического по своей внешней сути явления (прекращения органической жизни), сознание посредством ряда метафор, сопрягающих физическое и метафизическое, проходит некий символический круг, а в случае с гуманитарной катастрофой возвращается в точку глобального отрицания и того, и другого в апокалиптическом образе тотальной гибели в результате последовательного и целенаправленного самоуничтожения, по В. Соловьеву - «последнего акта исторической трагедии».

В завершение - два из возможных вариантов рабочего определения суицида, рассматриваемого в процедурах культурно-символического и семиотического подхода: претендующее на научность и метафорическое. В рамках первого самоубийство предстает

1 См., напр., представленный И. Паперно детальный анализ того, как русская печать способствовала «эпидемиям самоубийств» в России в 1860-1880-е и на рубеже XIX-XX вв. [6, с. 99-138].

В 1960 г. Эрвином Рингелом и Норманом Фарбером в ответ на неуклонный рост числа самоубийств была создана Международная ассоциация по предотвращению самоубийств (МАПС), по инициативе которой и под патронажем Всемирной организации здравоохранения с 2003 г. отмечается Всемирный день предотвращения самоубийств (10 сент.).

как обусловленный и вынужденный культурным дискурсом акт (или минус-акт) преждевременного насильственного ухода из жизни, основанный на укоренившихся культурных моделях, оцениваемый в соответствии с ними и способствующий их дальнейшему дискурсивному воспроизводству. В рамках второго, если понимать эсхатологию как учение о конце времен, а историю культуры как «книгу о концах», самоубийство есть точка (момент) встречи индивидуальной эсхатологии с эсхатологией культуры.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. - М., 1995.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - СПб., 1912.

3. Желтикова И.В., Гусев Д.В. Ожидание будущего: утопия, эсхатология, танатология. - Орел, 2011.

4. Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств. - М., 1997 (Энциклопедия преступлений и катастроф).

5. Кузнецов О.В. Проблема катастрофы в бытии культуры. - Екатеринбург, 1995.

6. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. - М., 1999.

7. Писарчик Т.П. Эсхатологическая идея в русской философии истории ХХ века // Вестн. ОГУ. 4, 2005. Приложение «Гуманитарные науки». - С. 40-46.

8. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. - Пермь, 1993.

9. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. - 2-е изд. - М., 2001.

10. Alvarez A. The Savage God: A Study of Suicide. - New York, 1971.

11. Boym S. Death in Q^tation Marks: Cultural Myths of the Modern Poet. -Cambridge, MA, 1991.

12. Cutter F. Art and the Wish to Die. - Chicago, 1983.

13. Douglas Jack D. The Social Meanings of Suicide. - Princeton, 1967.

14. Emile Durkgeim: Le Suicide One Hundred Years Later / Ed. by D. Lester. -Philadelphia, 1994.

15. Minois G. Histoire du suicide. - Paris, 1995.

16. Monestier M. SUICIDE. Hirtoire, techniques, et bizarreries de la morte volontaire, des origins a nos jours. - Paris, 1995.

17. Negroni F. de, Moncel C. Le suicidologue. Dictionnaire des suicidés célebrès. - Bordeaux, 1997.

18. Pinguet M. La mort volontaire au Japon. - Paris, 1984.

19. Räithel G. Selbstmorde und Selbstmordversuche amerikanischer Schriftsteller. München, 1966.

20. Rost H. Bibliographie des Selbstmords. - Augsburg, 1927.

21. Shneidman Edwin S. Definition of Suicide. - New York, 1985.

22. Soubrier J.-P. Definitions of Suicide // Suicidology: Essays in Honor of Edwin S. Shneidman / Ed. Antoon A. Leenaars. - Northvale, N.J., 1993.

23. Swales M. Goethe, The Sorrows of Young Werther. - Cambridge, 1987.

24. The Oxford Handbook of Eschatology / Ed. by Jerry L. Walls. - Oxford, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.