Научная статья на тему 'Эсхатологический компонент в современном славянском язычестве на примере концепции истории А. А. Добровольского'

Эсхатологический компонент в современном славянском язычестве на примере концепции истории А. А. Добровольского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
648
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неоязычество / славянское язычество / эсхатология / концепция истории / «эсхатологический бум» / антропологический кризис. / neo-paganism / Slavic paganism / eschatology / the concept of history / "the eschatological boom" / anthropological crisis.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тютина Ольга Сергеевна

В современном обществе наблюдаются тенденции к актуализации сюжетов финализма и милленаризма. В различных религиозно-мировоззренческих системах место и значение эсхатологического компонента варьируется от центрального до периферического. Целью работы является, во-первых, обозначить основные причины и предпосылки возрастающего интереса к эсхатологическому сюжету в современном общественном сознании, опираясь на данные историографии. Во-вторых, осветить эсхатологический компонент в современном славянском язычестве на примере работ А. А. Добровольского, рассмотрев роль и место эсхатологического мотива в авторской концепции истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESHATHOLOGICAL COMPONENT IN MODERN SLAVIC PAGANIZM ON THE EXAMPLE OF HISTORICAL CONCEPT BY A. A. DOBROVOLSKY

There is a tendency in modern society to actualize the subjects of finalism and millenarianism. The place and importance the eschatological component varies in the different religious and philosophical systems, from the central to the peripheral. The objectives of the work are, firstly, to identify the underlying causes and background of growing interest to eschatological story in the modern social consciousness, based on the data of historiography. Second, consider the eschatological component in the modern Slavic paganism as an example of works A. A. Dobrovolsky. Examine the role and place of the eschatological motive in the author's conception of history.

Текст научной работы на тему «Эсхатологический компонент в современном славянском язычестве на примере концепции истории А. А. Добровольского»

COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.

УДК 291.23

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СОВРЕМЕННОМ СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИИ А. А. ДОБРОВОЛЬСКОГО1

© Тютина Ольга Сергеевна, аспирант кафедры истории России и вспомогательных

исторических дисциплин

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Россия)

o.tyutina@mail.ru

Несмотря на достаточно длительную историю эсхатологических учений («Особая роль в разработке влиятельной традиции индивидуальной эсхатологии принадлежит древнему Египту, а в создании парадигмы всемирной эсхатологии - древнему Израилю и затем иудаизму» [Аверинцев 2010: 468]), споры вокруг возможности конца времён не утихают и по сей день.

Если изначально эсхатологические концепции возникали в рамках мифологических сюжетов и религиозных школ, то на современном этапе концепции финализма вышли за религиозные рамки, переходя на философско-научный уровень познания [Беляева 2010: 39].

Начало XX века - время социальных катаклизмов, было ознаменовано «эсхатологическим взрывом» в отечественной религиозной философии. Например, один из основоположников экзистенциализма - Н. Бердяев, характеризовал весь исторический процесс эсхатологично, выводя смысл истории именно из её конечности: «История мира и история человечества имеет смысл лишь в том случае, если она кончится. Бесконечная история была бы бессмысленна» [Бердяев 1995: 273].

Первобытная - языческая эсхатология носила циклический характер и не была преисполнена страха перед лицом конечности бытия, воспринимая эсхатологический сюжет «сродни ожиданию смены времён года, не подразумевающему альтернативность порядка или вопроса о его причине» [Желтикова, Гусев 2011: 79]. Христианская апокалиптика напротив, вывела эсхатологию на иной темпоральный уровень: «время теперь линейно и необратимо, оно уже больше не циклическое время вечного возвращения» [Элиаде 1995: 71]. Линейность исторического процесса, таким образом, является одним из необходимых элементов формирования эсхатологической модели финализма. Несмотря на превалирование детерминаций нелинейного характера в современных сложных системах, эсхатологическая рефлексия, один из возможных сценариев развития будущего, наделена претензией на универсализм [Пигалев 2009: 245].

В основе эсхатологических воззрений XXI века просматривается как религиозномифологическое наследие [Фоменко 2008], так и имеются определённые региональные особенности. Например, для отечественного варианта конца времён характерны ярко выраженные антизападнические тенденции [Ахметова 2004].

Современный «эсхатологический бум» и антропологический поворот в эсхатологии, обусловлены рядом разнородных по своему содержанию причин.

Во-первых, следует обратить внимание на комплекс социальных оснований, обусловленных множественными общественными катаклизмами текущего столетия. Когда в условиях «эрозии идеологий» и переоценки ценностей в национальном (мировом) масштабе возникло явление так называемого «антропологического кризиса» [Желтикова, Гусев 2011: 22].

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Комплексное историко-религиоведческое изучение феномена русского неоязычества» (проект № 15-31-01247).

44

COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.

Во-вторых, характеристика современной эпохи, в качестве постмодерна, содержит в себе определённый эсхатологический компонент, уже предполагающий наличие «сценария всемирной истории» [Пигалев 2009: 242]. Возникновение же технократического стиля мышления, при котором прогрессивные изменения в одной области приводят к регрессу в социориентируемых сферах жизнедеятельности, определили роль эсхатологической составляющей как некой компенсаторной единицы, при возникшем отраслевом дисбалансе. «Эсхатология предполагает дальнейшее нравственное совершенствование человека, которое является синонимом спасения и выживания» [Беляева 2010: 38]. Эсхатология в данном контексте выступает как некий поиск выхода из антропологического кризиса путём выработки новой мировоззренческой системы.

В-третьих, необходимо, на наш взгляд, выделить в отдельную «этиологическую группу» экологический фактор. Так, обращаясь к вопросу об особенностях современных эсхатологий, стоит отметить их натуралистический характер: современная эсхатология - это эсхатология, в первую очередь, экологическая [Фоменко 2008].

Однако стоит заметить, что в различных религиозно-мировоззренческих системах место и значение эсхатологического компонента варьируется от центрального до периферического. Так, в одном из направлений новой религиозности - современном язычестве, эсхатологический компонент присутствует в работах одного из ярких идеологов движения - А. А. Добровольского, в рамках авторской концепции истории.

Здесь важно обратить внимание на выдвинутую новоязычником теорию о спиралевидности исторического развития. По мнению А. А. Добровольского: «История спиралевидна: простое возвращение к старому невозможно. Возможно его возрождение на новом более высоком уровне» [Доброслав 2004 а: 15]. Приведена авторская хронология конца времён (а точнее, конца витка спирали). Человечеству Добровольский отмеривает не более полувека: «Уже через 5-7 лет начнутся необратимые гибельные процессы, с человечеством будет покончено к середине XXI века» [Доброслав 2004 а: 7].

Вместе с тем стоит отметить, что эсхатология у Доброслава носит весьма избирательный характер. Так называемый конец света ожидает лишь представителей «западной, христианской цивилизации»: «западная цивилизация закономерно вступила в заключительную фазу глубочайшего тотального кризиса», и её, по мнению васенёвского отшельника, «ждёт близкий конец». Далее, как бы вопрошая читателя, автор говорит о возможном спасении для человечества в целом: «Но разве конец этой цивилизации явится гибелью всего человечества» [Доброслав 2004 б: 11].

Гибель человечества в работах Доброслава развивается в рамках теории эволюции и означает гибель человеческого вида, с последующим обновлением человечества по родовому признаку: «Хомо сапиенс должен будет уйти. ... Нынешний хомо погибнет. Новый человек явится на свет. в неком обновлении его в ином, более совершенном, природосовместимом качестве» [Доброслав 2007: 46].

Таким образом, в эсхатологических воззрениях Добровольского переплетаются мотивы как антропологической эсхатологии в виде омницида, так и эсхатологии социальной, как гибель именно христианкой историко-культурной общности.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что эсхатологический компонент является необходимой ступенью, тем самым изломом витка спирали, необходимым для дальнейшего развития общества. Социальная эсхатология, сопряжённая с омницидом, у Добровольского таким образом в определённой степени предшествует «образу будущего» наполненного социальными ожиданиями, что не характерно для эсхатологических моделей архаических обществ. Омницид является достаточно распространённым явлением в эсхатологических воззрениях именно современности [Желтикова, Гусев 2011: 21].

Так Д. В. Громов, говоря о мотиве «эсхатологического нашествия», отмечает наличие двух составляющих в системе последнего. Во-первых, наличие эсхатологического лидера, во-вторых, «эсхатологического народа», который может быть как «внешним врагом», так и «внутренним». Причём для современного общества характерна тенденция к смещению от

45

COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.

«внешних» страхов к «внутренним» [Громов 2004: 32]. Возвращаясь к нарративам Добровольского, мы можем выделить обозначенные категориальные элементы следующим образом. В качестве «эсхатологического лидера» в концепции Доброслава выступает князь Владимир, как креститель Руси. В качестве же «эсхатологического народа» - все приверженцы монотеистической традиции.

Стоит обратить внимание, что, в отличие от языческих эсхатологических систем, в христианской апокалиптике отсчёт ведётся не от начала времен, а от осевых событий. Именно таким «осевым» событием, по версии Доброслава, является факт крещения Руси в 988 г.

Сложность согласования универсальной и индивидуальной эсхатологий ввиду так называемого «парадокса времён» [Бердяев 1995: 276], не нашли своего разрешения в концепции Добровольского. В работах Доброслава подвергается детальному рассмотрению лишь универсальная эсхатологическая модель, представленная в виде надындивидуальных ожиданий о будущем конкретной историко-культурной общности (где в качестве, основополагающего критерия «общности» выступает религиозный признак), налицо соприсутствие концептов финализма и милленаризма. Более того, васенёвский отшельник переводит эсхатологию на антропологический уровень, совершая таким образом «антропологический поворот» [Желтикова, Гусев 2011: 24] в эсхатологии, характерный для эсхатологических концептов современности.

Опираясь на вышеизложенное, можно говорить о том, что эсхатологическая составляющая в концепции истории А. Добровольского представляет собой достаточно законченный концепт финала одного из периодов человеческой истории. Таким образом, линейность и неотвратимость «спиралевидной истории» - это, в определённой степени, «upgrade мотива вечного возвращения», где конец одной истории есть начало истории иной, воспроизведённой на более высоком метафизическом уровне.

По своему содержанию эсхатология Добровольского экологична. Противопоставление цивилизации и природы приобретает черты антагонистической борьбы, которая должна привести к неминуемой гибели одного из участников, обеспечив, тем самым, возможность конструирования «образа будущего» на качественно новой основе.

Также стоит обратить внимание на двойственность эсхатологических форм в авторской интерпретации «конца времён». Сценарий финала, универсальный, по отношению к отдельно взятому человеку как представителю биологического вида, не является универсальным для человечества в целом. В нём начинают угадываться черты эсхатологии индивидуальной, где в роли коллективного субъекта выступает весь монотеистический мир.

Источники и материалы

1) Доброслав 2007 - Доброслав. Об идолах и идеалах. - Б.м., 2007.

2) Доброслав 2004 а - Доброслав. Природолюбивая религия будущего. - Киров, 2004.

3) Доброслав 2004 б - Доброслав. Светославие (очерки языческого мирочувствования). -Киров, 2004.

Список используемой литературы

1) Аверинцев 2010 - Аверинцев С. С. Эсхатология // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 4. - М.: «Мысль», 2010. - С. 467-470.

2) Ахметова 2004 - Ахметова М. В. Эсхатологические мотивы современной мифологии в России конца XX - начала XXI вв. Автор. дисс. ... канд. философ. наук. - М., 2004. (http://cheloveknauka.com/eshatologicheskie-motivy-sovremennoy-mifologii-v-rossii-kontsa-xx-nachala-xxi-vv) [ 06.08.2015].

3) Беляева 2010 - Беляева Т. Н. Эсхатология и прогресс: проблема начала/конца истории в контексте техногенной цивилизации // Учёные записки Таврического национального

46

COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.

университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 23 (62). - 2010. - №1. - С. 36-40.

4) Бердяев 1995 - Бердяев Н. А. Царство Духа и царство кесаря. - М.: Республика,1995.

5) Громов 2004 - Громов Д. В. Образ "эсхатологического нашествия" в восточнославянских поверьях в древности и современности // Этнографическое обозрение. - 2004. - №5. - С. 20-42.

6) Желтикова, Гусев 2011 - Желтикова И. В., Гусев Д. В. Ожидание будущего: утопия, эсхатология, танатология. - Орёл: Издательство ОГУ, 2011.

7) Пигалев 2009 - Пигалев А. И. Эсхатология в «сценариях будущего» // Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по материалам конгресса / Отв. ред. Д. Л. Спивак. - М.: Новый хронограф: Эйдос. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. - 2009. -С.237-248.

8) Фоменко 2008 - Фоменко М. В. Мировоззренческие предпосылки становления эсхатологического сознания // Ноосфера i цившзащя. - 2008. - Випуск 6(9). - С. 78-85.

9) Элиаде 1995 - Элиаде М. Аспекты мифа. - М.: «Инвест-111111», СТ «111111», 1995.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.