Научная статья на тему 'ESG-ПРИНЦИПЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕЛЕНЫХ ПРОЕКТОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ESG-ПРИНЦИПЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕЛЕНЫХ ПРОЕКТОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цели устойчивого развития / ответственное ведение бизнеса / ответственное инвестирование / стратегия низкоуглеродного развития / таксономия «зеленых финансов» / зеленые проекты / Sustainable Development Goals / responsible business / responsible investment / low-carbon development strategy / taxonomy of "green finance" / green projects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанцева Оксана Петровна

Для того, чтобы успешно реализовать переход к экономике низкоуглеродного развития («зеленой экономике») необходимо учитывать следующие проблемы: низкий уровень понимания у студентов 17 Целей устойчивого развития ООН, а также знания принятых законодательных инициатив в российскую инвестиционную практику. Каждый человек оставляет «углеродный след». Широкое распространение понимания Целей устойчивого развития может изменить поведение не только человека, но и предпринимателя, который осуществляет бизнес-инициативу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рязанцева Оксана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESG-PRINCIPLES OF GREEN PROJECTS IN THE NATIONAL ECONOMY

To successfully implement the transition to a low-carbon economy ("green finance"), it is necessary to pay attention to following problems among students: a low-level skill about the 17 UN Sustainable Development Goals, as well as knowledge of adopted legislative initiatives in Russian investment practice. Everybody has a carbon footprint ‒ it's the amount of carbon dioxide we produce with any action or activity. The widespread dissemination of knowledge about the SDGs can change the behavior not only a person, but also an entrepreneur who decides a business initiative.

Текст научной работы на тему «ESG-ПРИНЦИПЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕЛЕНЫХ ПРОЕКТОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 33+504.03

ESG-ПРИНЦИПЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕЛЕНЫХ ПРОЕКТОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Рязанцева Оксана Петровна

кандидат экономических наук, доцент,

ИФУР РАНХиГС, Москва

E-mail: mumartin. oxana@yandex. ru

ESG-PRINCIPLES OF GREEN PROJECTS IN THE NATIONAL ECONOMY

Ryazantseva Oksana Petrovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

IFUR RANEPA, Moscow

E-mail: mumartin. oxana@yandex. ru

Аннотация. Для того, чтобы успешно реализовать переход к экономике низкоуглеродного развития («зеленой экономике») необходимо учитывать следующие проблемы: низкий уровень понимания у студентов 17 Целей устойчивого развития ООН, а также знания принятых законодательных инициатив в российскую инвестиционную практику. Каждый человек оставляет «углеродный след». Широкое распространение понимания Целей устойчивого развития может изменить поведение не только человека, но и предпринимателя, который осуществляет бизнес-инициативу.

Abstract. To successfully implement the transition to a low-carbon economy

("green finance"), it is necessary to pay attention to following problems among students: a low-level skill about the 17 UN Sustainable Development Goals, as well as knowledge of adopted legislative initiatives in Russian investment practice. Everybody has a carbon footprint - it's the amount of carbon dioxide we produce with any action or activity. The widespread dissemination of knowledge about the SDGs can change the behavior not only a person, but also an entrepreneur who decides a business initiative.

Ключевые слова. Цели устойчивого развития, ответственное ведение бизнеса, ответственное инвестирование, стратегия низкоуглеродного развития, таксономия «зеленых финансов», зеленые проекты.

Keywords: Sustainable Development Goals, responsible business, responsible investment, low-carbon development strategy, taxonomy of "green finance", green projects.

Закрепление в резолюции ООН глобальных целей предопределило долгое преобразование отношения инвесторов к ответственному ведению бизнеса, ответственному инвестированию, к климату [1, с. 3]. Практики выделения «греховных облигаций» («sin stocks»), формирование принципов ответственного ведения бизнеса [2, с. 3], направленные не только на извлечение прибыли, но и на удовлетворение социальных потребностей работников компаний и, наконец, законодательное закрепление принципов институциональных инвесторов, направленных на достижение ими положительных эффектов (принципов) в области практики устойчивого развития [3, с. 4-5].

Сегодня мировое сообщество сталкивается с серьезными кризисами: глобальный кризис общественного здравоохранения, вызванный COVID-19, изменения климата и его последствия, обеспечение устойчивого роста в условиях изменения мирового спроса на энергоресурсы и ужесточение

требований к углеродному следу [4, с. 47]. В бедных странах мира сохраняется нищета с растущим социально-экономическим неравенством [5, с. 26]. Несмотря на замедление темпов роста мировой экономики во время пандемии рост выбросов парниковых газов вырос на 6% в 2021 г. к показателю 2019 г. [5, с. 20]. Данные официальной статистики вызывают тревогу и, безусловно, являются призывом к действию.

Ответственное инвестирование предполагает учет экологических, социальных и корпоративных рисков при принятии проектных решений [6, с. 2].

Возможности низкоуглеродного развития для российской экономики состоят в: расширении торгово-экономических и политических каналов взаимодействия, привлечении ESG-инвестиций, участии в развитии новых технологий и рынков. Аббревиатура ESG включает в себя следующие принципы отчётности:

1. Забота об экологии (англ., E - environment). Экологические критерии: выбросы парниковых газов; интенсивность выбросов; использование разных источников энергии; энергоемкость; климатический надзор/совет; соблюдение экологических законов, экологическая политика компании.

2. Высокая социальная ответственность (англ., S - social). Социальные критерии: коэффициент оплаты труда генерального директора, социальная защищенность работников, текучесть кадров, гендерный состав, мероприятие по улучшению социально-значимых показателей и др.

3. Ответственное корпоративное управление (англ., G - governance). Критерии ответственного бизнеса: независимость Совета директоров, система управления рисками ESG, отчётность ESG, защита прав собственников.

На рис. 1 рассмотрены ESG-отчетность в деятельности компании.

Ответственное отношение к окружающей среде (Е)

Веса"E" (выбросы парниковых газов, интенсивность выбросов, коэффициент перехода на возобновляемые источники и

др.)

ЕБС-отчетность компа нии

Высокая социальная ответственн ость

(Ь)

Ответственное корпоративное управление (6)

■ Веса

(коэффициент оплаты труда генераль ного директора, соотношение оплаты мужчин и женщин, гендерное разнообразие на разны х уровнях и др.)

Веса (доля женщин в Совете директоров, финансовые стимулы для выполнения ESG и др.)

Рис. 1. Параметры индексов ESG-отчётность компании

Внедрение ESG принципов в систему национального законодательства предоставляет беспрецедентную возможность повысить климатические амбиции национальных компаний. Именно в этом контексте необходимо объединить усилия по формированию комплексных знаний для разработки профессиональных образовательных компетенций для обмена методологическими данными по управлению, нормативными данными и инструментами, которые обеспечивают синергию бизнес-инициатив и 17 Целей устойчивого развития (ЦУР).

Основная цель обучения практикам применения ЦУР - подчеркнуть важность синергии проектного управления и ЦУР, особенно в контексте вызовов, стоящих сегодня перед компаниями. Это дает возможность услышать о конкретных примерах синергии, которые демонстрируют потенциал увязки действий в области изменения климата с ростом числа рабочих мест и

сокращением бедности; здоровьем человека; финансированием в человеческий капитал; продовольственной безопасностью.

В Институте финансов и устойчивого развития РАНХиГС мы провели анкетирование студентов выпускного курса среднего профессионального образования. В опросе приняли участие студенты двух групп выпускного курса СПО ИФУР РАНХиГС. Получено 33 ответа, что составляет 50% от списочного состава групп.

На вопрос: «Слышали ли Вы о 17 целях устойчивого развития (ЦУР) ООН?» дали утвердительный ответ 39,4% студентов; 60,6% - ответили отрицательно (см. рис. 2).

1. Слышали ли Вы о 17 Целях устойчивого развития (ЦУР) ООН?

33 ответа

1Нет Да

39,4%

Рис. 2. Структура ответов студентов на вопрос о Целях устойчивого развития

Широкая осведомленность о 17 ЦУР является фундаментом к реализации амбициозных задач государства. Понимание, изучение текущих задач и результатов помогут сформировать новое экологическое видение на цели «коммерческой эффективности инвестиционных проектов».

Отвечая на вопрос: «Знаете ли Вы о ESG принципах при управлении проектами?» (см. рис. 3), отрицательный ответ дали 84,8% выпускников СПО и только 15,2% осведомлены о критериях «E» - экология, - социальная политика, - корпоративное управление.

2. Знаете ли Вы о ЕБС принципах при управлении проектами? 33 ответа

1 ■ Нет Да

Рис. 3. Структура ответов студентов на вопрос о знании ББО принципов при

управлении проектами

Анализируя осведомленность студентов о формировании в России механизма зеленого финансирования инвестиционных проектов (см. рис. 4), мы получили следующие данные: утвердительный ответ дали уже 57,6%, что, несомненно, говорит об интересе выпускников темами: «Управление инвестиционными проектами», «Инвестиции и финансы», «Современные методы эффективности управления организаций», «Устойчивые (умные) города», «Экологический менеджмент».

3. Слышали ли Вы о формировании в России механизма зеленого финансирования инвестиционных проектов?

33 ответа

^^^ 42,4% ■ Нет ^ "Д3

57,6%

Рис. 4. Структура ответов студентов на вопрос о механизме зеленого финансирования инвестиционных проектов в России

За последние несколько лет в российском правовом пространстве появились нормативно-правовые акты, которые непосредственно характеризуют адаптацию «зеленых» проектов в отечественном реальном секторе.

Условно можно выделить три уровня национальной методологии зеленых финансов (таксономии):

- Стратегии и Федеральный закон,

- Распоряжения и Постановления Правительства Российской Федерации,

- Положение и Информационное письмо Банка России.

В табл. 1 приведена таксономия «зеленых финансов».

Таблица 1

Таксономия «зелёных финансов» в Российской Федерации

Федеральные законы Документы Правительства Российской Федерации Документы Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

• Стратегия низкоуглеродного развития и позиция России к 26 сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глаз-го//Министерство экономического развития Российской Федерации; • Федеральный Закон от 02.07.2021 г. №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» с пакетом подзаконных актов. • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 №3024-р «О координирующей роли Министерства экономического развития и торговли» по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации; • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 №1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ»; • Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 №1587 «Об утверждении критериев проектов развития в Российской Федерации и методических указаний, направленных на достижение целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ». • Положение Банка России от 15.07.2020 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 01.10.2021 № 5959-У); • Информационное письмо от 12.07.2020 № ИН-06-28/49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ».

Как показало анкетирование, большинство студентов слышали о 17 ЦУР, но не всегда точно могли охарактеризовать целевые установки ООН. Рассмотрим их более подробно.

Цель 1. Борьба с бедностью. Примерно 10% населения планеты живут в крайней нищете, не имея доступа к чистой воде, здравоохранению, образованию. Необходимо внедрить систему социальной защиты для малоимущих, для того чтобы искоренить крайнюю нищету, которая измеряется как жизнь человека на 1,90 доллара США в день [7, с. 26].

Цель 2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности. Около 690 миллионов человек голодают, или 8,9% мирового населения. Для того, чтобы победить голод, необходимо повысить производительность сельского хозяйства, стимулировать государственные субсидии фермерам.

Цель 3. Здоровье и благополучие. Пандемия СОУГО-19 показала неспособность текущей системы здравоохранения противостоять массовым эпидемиям. К 2030 году ООН выделяет несколько целей: покончить с эпидемиями СПИДа, туберкулеза, малярии и забытых тропических болезней и продолжить работу по предупреждению эпидемий гепатита, болезней, передаваемых через воду, и других инфекционных заболеваний; уменьшить смертность новорожденных и детей в возрасте до 5 лет, а именно снизить неонатальную смертность новорожденных до 12 на 1000 младенцев, а смертность детей в возрасте до 5 лет - до 25 на 1000 детей.

Цель 4. Качественное образование. До кризиса, вызванного коронавирусом, доля детей и молодежи, не посещающих начальную и среднюю школу, снизилась с 26% в 2000 году до 19% к 2010 году и 17% в 2018 году [7, с. 34]. В настоящее время 85% детей, не посещающих школу, живут в странах Африки к югу от Сахары. По данным ООН, 750 миллионов взрослых, две трети из которых женщины, оставались неграмотными в 2016 году. Половина неграмотного населения мира проживает в Южной Азии, а четверть - в странах Африки к югу от Сахары. Необходимо на государственном уровне обеспечить

бесплатное, равноправное и качественное начальное и среднее образование. К 2030 году обеспечить равный доступ для всех женщин и мужчин к недорогому и качественному техническому, профессиональному и высшему образованию, в том числе университетскому обучению; уменьшить гендерное неравенство в группе уязвимых слоев населения, включая инвалидов, коренных народов и детей из бедных семей для получения профессионального образования.

Цель 5. Гендерное равенство. Во всем мире 750 миллионов женщин вышли замуж в возрасте до 18 лет. В 18 странах мужья могут на законных основаниях запрещать своим женам работать; в 39 странах дочери и сыновья не имеют равных прав наследования; в 49 странах отсутствуют законы, защищающие женщин от домашнего насилия [7, с. 36-37]. Необходимо повсеместно ликвидировать все формы дискриминации и насилия в отношении женщин и девочек, в том числе детские, ранние и принудительные браки. В национальную практику узаконить гендерное равенство при наследовании имущества, разработать практику административной ответственности за домашнее, сексуальное насилие.

Цель 6. Чистая вода и санитария. Нехватка воды затрагивает более 40% населения мира и, по прогнозам, будет расти. Более 1,7 миллиарда человек проживают в бассейнах рек, где потребление воды превышает восполнение. 2,4 миллиарда человек не имеют доступа к основным санитарным услугам [7, с. 38]. К 2030 году необходимо улучшить качество воды за счет сокращения загрязнения, отказа от сброса и минимизации выбросов опасных химических веществ и материалов, сокращения вдвое доли неочищенных сточных вод и значительного увеличения рециркуляции использования воды во всем мире. У многих стран до сих пор нет соглашении" о сотрудничестве в области совместного пользования водными ресурсами, что является потенциальным источником конфликта.

Цель 7. Недорогая и чистая энергия. Уровень доступа к электроэнергии в мире вырос с 83 процентов в 2010 году до 91 процента в 2020 году. За этот период число людей, не имеющих такого доступа, сократилось с 1,2 млрд до

733 млн человек. Энергетика является основным фактором изменения климата, на долю которой приходится около 60% от общего объема глобальных выбросов парниковых газов [7, с. 40]. К 2030 году надо существенно увеличить долю возобновляемых источников энергии в мировом энергетическом балансе. Необходимо расширять международное сотрудничество для облегчения доступа к исследованиям и технологиям в области чистой энергетики, включая возобновляемые источники энергии, энергоэффективность и передовые, и более чистые технологии использования ископаемого топлива, а также поощрять инвестиции в энергетическую инфраструктуру и технологии чистой энергии.

Цель 8. Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех. По прогнозам, по меньшей мере до 2023 года уровень безработицы в мире будет по-прежнему выше показателя 2019 года в 5,4 процента. В 2021 году безработица немного снизилась до 6,2 процента - это означает, что в 2021 году безработных все еще на 28 млн человек больше, чем в 2019 [7, с. 43]. Восстановлению глобальной экономики препятствуют новые волны СОУГО 19, рост инфляции, сбои в цепочках поставок, неопределённость политического курса.

Цель 9. Индустриализация, инновации и инфраструктура. После падения на 1,3 процента в 2020 году, объем промышленного производства в мире вырос в 2021 году на 7,2 процента, превысив допандемийный уровень, однако темпы восстановления различаются [7, с. 42]. В 2018 году 96% населения мира жили в пределах досягаемости сигнала мобильной сотовой связи и 90% людей могли получить доступ к Интернету через сеть третьего поколения (3G) или сеть более высокого качества [7, с. 45]. Производство продуктов питания и напитков, текстиля - все эти сферы являются инфраструктурой для создания устойчивых рабочих мест. Развивающиеся страны обладают огромным потенциалом для индустриализации, строительства социальной инфраструктуры.

Цель 10. Сокращение неравенства внутри стран и между ними. Динамика неравенства доходов между странами за период 2017-2021 г. выросла на 1,2 процента. Структурная и системная дискриминация ослабляет любое общество [7, с.17, 47]. Социальная политика государства должна быть направлена на интеграцию инвалидов и людей с особенностями развития в обычную жизнь, осуществлять мероприятия, направленные на поддержку пожилых людей, детей и этнических меньшинств.

Цель 11. Умные города. В настоящее время треть жителей планеты живет в городах, и, по прогнозам ООН, к 2030 году в городах будет жить 5 миллиардов человек. Быстрая урбанизация влияет на запасы пресной воды, канализацию, среду обитания и здоровье населения. Создание интеллектуальной транспортной системы, развитие экологичного транспорта, расширение возобновляемых источников энергии - пример решения загрязнённости крупных городов.

Цель 12. Ответственное потребление. За период 2000-2019 гг., зависимость людей от природных ресурсов выросла на 65 процентов [7, с. 19]. Рост населения в мире подтолкнет к еще большей зависимости. Нерациональные модели потребления и производства - это первопричина тройственного общепланетарного кризиса изменения климата, загрязнения и утраты биоразнообразия. Этот кризис и связанное с ним загрязнение окружающей среды ставят под угрозу благополучие людей. Расширение программ экологического просвещения в школах, ВУЗах, популяризация здорового образа жизни - механизм решения данной проблемы.

Цель 13. Климатические изменения на планете. Парижское соглашение по климату способствовало глобальной осведомлённости о проблеме повышения температуры. Индустриализация, глобализация производства способствуют повышению выбросов парниковых газов. Актуализация национального законодательства об ограничении выбросов парниковых газов будет содействовать предупреждению выбросов парниковых газов.

Цель 14. Сохранение морских экосистем. Морская экосистема поглощает

около 30% углекислого газа, производимого людьми, тем самым смягчая последствия глобального потепления. В настоящее время 40% морской экосистемы загрязнены действиями человека [7, с. 54]. Необходимо разработать меры, направленные на недопущение перелова рыбы, сброса отходов жизнедеятельности человека в реки, моря, океаны.

Цель 15. Сохранение экосистем суши. Человеческая деятельность изменила почти 75% земной поверхности. Необходимо продолжить работу по сохранению и восстановлению деградировавших лесов, земель, остановить утрату биологического разнообразия, в том числе путем увеличения финансирования экосистем в рамках национального планирования.

Цель 16. Мир и верховенство закона. Коррупция, воровство и уклонение от уплаты налогов являются одним из самых сложных явлений в любом обществе. Содействие внедрению норм права положительно сказывается на социальной интеграции, росте национального дохода, снижению преступности и безработицы.

Цель 17. Партнерство в интересах устойчивого развития. Продолжить оказание финансовой помощи беднейшим странам, содействовать в облегчении долговой нагрузки бедным странам, обеспечить помощь в становлении налоговой, казначейской систем по сбору, аккумуляции и перераспределению национального дохода в целях решения социально-экономических вопросов.

Краткая характеристика 17 Целей устойчивого развития, представленная выше, представляют собой Глобальную систему показателей. Анализ каждого показателя отражает важность соответствующих задач, поскольку все цели и задачи одинаково важны. Необходимо довести до широких слоев общества, в том числе школьников, студентов информацию о целях и задачах Глобальной системы показателей, сформированную ООН.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 25.09.2015. - Текст: электронный // Организация объединенных наций:

официальный сайт. - URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf.

2. Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятии. Редакция 2011 года. - Текст: электронный // OECD: официальный сайт. - URL: https://mneguidelines.oecd.org/guidelines/MNEGuidelinesRussian.pdf.

3. Информационное письмо Банка России от 12.07.2021 № ИН-06-28/49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ». - Текст: электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_390868/?ysclid=lbm3bytb1n1 95598098.

4. Стратегия низкоуглеродного развития и позиция России к 26-и" сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго. - Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. - 2022. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/babacbb75d32d90e28d3298582d13a75/pr oekt_strategii.pdf?ysclid=lb2edfyohu482463601.

5. The Sustainable Development Goals Report 2022. - Текст: электронный. - URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2022/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2022.pdf.

6. Международные стандарты ответственного ведения бизнеса. Рекомендации для российских компаний - Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. - 2020. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/a3773afa7b2064c2ae833ec69f2ea2b4/stan darti_oesr.pdf.

7. Доклад о целях в области устойчивого развития, 2022. - Текст: электронный // Организация объединенных наций: официальный сайт. - URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2022/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2022_Russian.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.