Научная статья на тему 'ЕЩЁ ОДНО ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛОШАДИ С ФИНАЛЬНОПАЛЕОЛИТИЧЕСКОЙ СТОЯНКИ ГРОЙЧ У Г. АЙЛЕНБУРГА (ОКРУГ СЕВЕРНАЯ САКСОНИЯ)'

ЕЩЁ ОДНО ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛОШАДИ С ФИНАЛЬНОПАЛЕОЛИТИЧЕСКОЙ СТОЯНКИ ГРОЙЧ У Г. АЙЛЕНБУРГА (ОКРУГ СЕВЕРНАЯ САКСОНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНИЙ МАДЛЕН / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КАНОН ПОЗДНЕГО МАДЛЕНА / СТОЯНКА ГРОЙЧ / ГРАВИРОВКА ЛОШАДИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крафт И.

Гора Каппеленберг к востоку от Гройча близ г. Айленбурга уже более 70 лет известна как место обнаружения стоянки эпохи позднего мадлена. В 1958 г. здесь была найдена небольшая сланцевая пластина с тремя гравировками лошадей. При осмотре коллекции, полученной при исследовании комплекса, была выявлена ещё одна гравировка лошади, ранее не замеченная исследователями. Маленькая пластина изготовлена из туффита. В отличие от ранее известных в Гройче, рисунок на ней соответствует канону изображения лошадей позднего мадлена - образ передан с детализацией гривы и бороды. Невооружённым глазом видна ярко очерченная линия спины и более слабая линия груди и живота. Особенностью нового изображения является непривычная зауженность головы и тела лошади

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANOTHER HORSE ENGRAVING FROM THE LATE MAGDALENIAN SITE OF GROITZSCH NEAR EILENBURG, DISTRICT OF NORTH SAXONY

The Kapellenberg east of Groitzsch near Eilenburg has been known as a site from the late Magdalenian for over 70 years. In 1958, a small, engraved slab of slate was found from there, which showed a total of three figures of horses (two on front side, one on back side). A recent review of the artifacts excavated in 1958 “discovered” another horse engraving on a similarly sized, rectangular, flat stone slab (tuffite), which was not recognized at the time. The archaeologist at the time called the small stone slab a “sketch sheet” because he noticed scratched lines but did not recognize them as a depiction of a horse (in the publication of the excavations on the Kapellenberg, the stone was shown upside down, the horse’s head is there below, see H. Hanitzsch 1972, Table 76, No. 4). In contrast to the well-known stone engraving with the three horses, the image that has now been discovered follows the usual canon of depictions of horses from the late Magdalenian period, as the horse has a typical standing mane and the usual beard. The strongly marked back line and the slightly weaker chest-belly line are clearly visible to the naked eye. Equally recognizable are the long, standing mane and the beard, which is roughly executed with six to seven strokes. The incised lines of the belly and the back are clearly visible in the broken edge of the small stone slab. Whether the entire horse was depicted on a larger tuffite slab at the time the horse was made is a difficult question to answer. The head and body of the newly discovered horse have a special look, the whole depicted body is elongated and narrow. This type of depiction is more common in Paleolithic depictions of horses in Central Germany. The relatively large number of horse depictions within the art mobilier in Central Germany reflects the intensive occupation of people at the end of the Ice Age with their primary hunting prey, the horse.

Текст научной работы на тему «ЕЩЁ ОДНО ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛОШАДИ С ФИНАЛЬНОПАЛЕОЛИТИЧЕСКОЙ СТОЯНКИ ГРОЙЧ У Г. АЙЛЕНБУРГА (ОКРУГ СЕВЕРНАЯ САКСОНИЯ)»

АРХЕОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 3 (35). С. 243-248. УДК 903.27/7.031.1

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(3).243-248

И. Крафт

ЕЩЁ ОДНО ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛОШАДИ С ФИНАЛЬНОПАЛЕОЛИТИЧЕСКОЙ СТОЯНКИ ГРОЙЧ У г. АЙЛЕНБУРГА (ОКРУГ СЕВЕРНАЯ САКСОНИЯ)

Гора Каппеленберг к востоку от Гройча близ г. Айленбурга уже более 70 лет известна как место обнаружения стоянки эпохи позднего мадлена. В 1958 г. здесь была найдена небольшая сланцевая пластина с тремя гравировками лошадей. При осмотре коллекции, полученной при исследовании комплекса, была выявлена ещё одна гравировка лошади, ранее не замеченная исследователями. Маленькая пластина изготовлена из туффита. В отличие от ранее известных в Гройче, рисунок на ней соответствует канону изображения лошадей позднего мадлена - образ передан с детализацией гривы и бороды. Невооружённым глазом видна ярко очерченная линия спины и более слабая линия груди и живота. Особенностью нового изображения является непривычная заужен-ность головы и тела лошади.

Ключевые слова: поздний мадлен; изобразительный канон позднего мадлена; стоянка Гройч; гравировка лошади.

Введение. Свидетельства искусства позднепалеолитической эпохи Саксонии остаются редким явлением, в то время как в соседних регионах, к примеру в Швабских Альпах (образцы фигуративного искусства), в Тюрингене (Дёбрицер-холе), Миттельрхай-не (гарвировки и фигурки из Гённерсдорфа и Андернаха), образцы художественного творчества упомянутой эпохи хорошо известны [1-3]. В Саксонии же есть лишь отдельные экземпляры из небольшого местечка Гройч, пригорода Айленбурга, расположенного в 20 км к востоку от Лейпцига.

Уже более 80 лет Капелленберг, где расположена стоянка Гройч, известен как место средоточия каменных артефактов, типичных для индустрий финального палеолита. Их собирают на пашнях, окружающих небольшую куполообразную возвышенность на северной оконечности местности, на 25 м возвышающуюся над округой. Это часть остановившей здесь свой ход морены заальско-го ледникового периода. К востоку от вер-

шины холма расположено старое русло р. Мульде, которая в настоящее время огибает Капелленберг километром севернее.

В 1952-1961 гг. здесь проводил раскопки Хельмут Ханич. Им было выделено четыре ареала концентрации находок. Все они расположены в районе гребня упомянутого возвышения и на западном его склоне. В 1972 г. выходит монография Х. Ханича, посвящённая результатам исследования стоянки Гройч, где описаны 154 тыс. каменных артефактов. Согласно типологическому анализу орудий из камня стоянка была отнесена к финалу мадлена, что нашло подтверждение и в современных исследованиях [4, р. 169]. Археологическое ведомство Саксонии последний раз проводило работы в Гройче в 2004 г. Несколько публикаций, посвящён-ных материалам памятника, ориентированы на исследование трёх гравировок лошадей на сланцевых пластинках [5; 6, 8. 97-99, Та!1. 76, 5]. Внимание в них в большей степени уделено «авторству» данных произведений

© Крафт И., 2022

и техническим аспектам их производства. В ходе исследований в фокусе внимания оказались и некоторые другие артефакты, названные Х. Ханичем «особенными». На них заметны резные линии и фрагменты гравировки, все они выполнены на сланцевых пластинах и без исключения обнаружены невдалеке от уже известных фрагментов (происходят с северного участка «зоны D»). Есть среди них одно изображение, названное Х. Ха-ничем «эскизом», на анализе которого и сосредоточено данное сообщение (рис. 1).

Источник. Пластина туффита имеет прямоугольные очертания (55x29*5 мм), длинные стороны параллельны друг другу. Размеры почти соответствуют параметрам известных сланцевых пластин с гравировками лошадей. Лицевая часть пластины с изображением обладает серо-коричневым оттенком, прослеживаются следы выветривания и лёгкая шероховатость. На обороте фиксируется корка с оригинальным светлым цветом породы, которая выглядит пятнистой из-за включений тёмных, угловатых и слегка закруглённых пирокластов.

Х. Ханич описывает гравировку как две чётко видимые изогнутые линии. Одна из них - та, что была дополнительно углублена, - заканчивается плотным, а другая рыхлым пучком штрихов. Ромбовидную фигуру, расположенную между двумя линиями с лёгким отклонением (1 см) от центра гравировки, он сравнивает с изображением глаза, известного по шиферным образцам. В заключение им отмечена сложность различения линий искусственного происхождения и образовавшихся естественным путём [6, 8. 96, Та£. 76, 4].

Метод и технические условия исследования. Палеоискусствоведческое исследование данного фрагмента обозначило возможность интерпретации скопления резных линий ещё одним изображением лошади. Оно проведено с использованием лупы (4- и 6-кратного увеличения) и микроскопа. Для лучшей визуализации сюжета была получена 3-0 модель пластины с разрешением 29 цш. Сканирование произведено с использованием сканера Аюоп 8шаг18сап-ЫБ (с датчиками камеры 5 МР) и измерительной панелью 60 мм (рис. 2, 4).

Рис. 1. Макрофото пластинки из туффита, обнаруженной в Гройче. Длина 5,5 см. Масштаб 2:1 (фото М. Руммера, LfA)

Рис. 2. Сканированное изображение анализируемой гравировки лошади из Гройча. Передано в оттенке, близком оригиналу. Длина 5,5 см. Масштаб 2:1 (фото Т. Ройтера, LfA)

Рис. 3. Прорисовка изображения лошади из Гройча. Масштаб 2:1 (прорисовка Р. Хайновски, LfA)

Рис. 4. Сканированное изображение

гравировки лошади из Гройча с наложением прорисовки (в красном). Заметно присутствие дополнительных линий, интерпретация которых затруднена. Длина 5,5 см. Масштаб 3:1 (фото Т. Ройтера, прорисовка Р. Хайновски, LfA)

Основная часть. Голова лошади расположена в правой части пластины. В результате более пристального рассмотрения изображения с помощью лупы установлен принцип моделирования линии крупа-спины-холки-гривы удвоенной гравированной линией, полученной в результате нескольких протягиваний острого инструмента по руслу намеченных (в итоге не совпадающих / не сливающихся) каналов, заканчивающейся пучком штрихов в зоне гривы. Вторая отчётливо заметная линия формирует зону живота-груди-шеи и заканчивается пучком бороды из шести-семи резов в зоне нижней челюсти. Векторы групп штрихов, формирующих холку и бороду, слегка различны: моделирующие гриву расположены почти вертикально (наклон линии 1:7 часов), бороду - с заметным наклоном (по линии 2.30 : 8.30 часов). При этом начало резной линии и её окончание сложно идентифицировать.

Контуры передних ног хорошо различимы, но на прорисовке Х. Ханича не обозначены [6, Та!. 76, 4]. Они сформированы тремя линиями, вверху передающими переход к плечевому суставу (рис. 3, 4). Поверх данного сочленения вырезан упомянутый Х. Ханичем ромбовидный знак, напоминающий «глаз», что относительно всего изображения бессмысленно и, скорее всего, передаёт игру мышц в зоне суставов. Причина, по которой описываемое изображение не было выявлено, заключается, по-видимому, в неверной ориентации пластины - в иллюстрациях Х. Ханича линия спины и холки расположена в нижней зоне. По непонятной причине первая публикация изображения оказалась развёрнутой на 180°. Данное обстоятельство приводит в недоумение. Описанные выше линии, действительно, выполнены лёгкими надрезами, однако хорошо различимы глазом.

Изображения лошадей с хорошо переданными гривами, а также гораздо более редкие изображения без грив и бороды, но с отчётливыми линиями спины, живота и шеи были известны с европейских стоянок позднего мадлена в период открытия гравировок из Гройча (1958), на что Х. Ханич указывает в своих исследованиях [6, 8. 99]. В его монографии, посвящённой результатам работ на стоянке, указан список литературы до 1972 г.

включительно, в том числе работы М. Рихтера [7] и Р. Фойстеля [8], посвящённые пещерным памятникам и стоянкам открытого типа, а также работы Г. Бозински, исследовавшего рейнскую стоянку Гённерсдорф [9]. Вариативные гравировки лошадей на сланцевых пластинках Гённерсдорфа должны были быть известны Х. Ханичу, состоявшему в личном контакте с Г. Бозински.

Невооружённым глазом не видна линия лба и морды животного. Эту тонкую линию, различимую только при более сильном увеличении, можно интерпретировать как подготовительную / эскизную. Не исключено, что ранее она была более заметна и истёрлась лишь после попадания в слой. В этой оценке учитываются тафономические обстоятельства нахождения пластины в осадочных породах на протяжении последних 13 тыс. лет. Её слегка изогнутая поверхность, зона, где расположено изображение головы животного, могла подвергаться трению. Проверка данного предположения заставила обратиться к наблюдениям поверхности через микроскоп, но следов её «затирания» не зафиксировано. В то же время обратило на себя внимание изображение уха, переданного неглубоким треугольником. Это углубление естественного происхождения, но расположено в анатомически правильном месте. От шести до семи зон потёртостей на поверхности пластины, выраженных средоточием коротких и удлинённых линий, интенциональ-ны; они расположены в области туловища и головы лошади. В двух случаях они перекрывают линии гравировки, в остальных -прорезаются ими.

Результаты. Представленное в сообщении «новое» изображение лошади из Гройча выполнено совершенно иначе, чем известные на сланцевой плитке (рис. 5). Стилистическая вариация может быть обусловлена более твёрдым материалом (туффитом), выбранным для гравировки, который затруднял размах резца и пластичность линий, по сравнению со сланцем. Но все три изображения лошадей на довольно мягком сланце не обладают прорисовкой ни гривы (что, на мой взгляд, не может быть связано только с нехваткой места), ни бороды. Таким образом, они являются необычными изображениями лошадей эпохи позднего мадлена, потому что

Рис. 5. Сланцевая плитка из Гройча с выделенными цветом контурами двух лошадей.

Длина 5,25 см. Масштаб 2:1 (фото и прорисовка Ю. Липтак, LfA)

почти у всех известных нам рисунков этой эпохи, а также более ранних периодов мадлена особое внимание уделяется голове с упомянутыми деталями - это, можно сказать, были её ключевые признаки, от которых нельзя отказаться (см., напр.: [10, F. 102]). С опорой на сотни известных на данный момент образцов изображений лошадей, долгий список которых мы опустим, придётся долго искать «безгривых» и «безбородых». Некоторым эквивалентом данным изображениям может выступать гравировка головы лошади на фрагменте ребра со стоянки Петерсфельс, недалеко от г. Энген (округ Констанц) (см. рис. по: [11, s. 36, Abb. 25]), или гравировка лошади на роговом долоте из грота у Дебри-ца (округ Заале-Орла) [8, Taf. 32, 1], а также большая выгравированная лошадь на скальной стене в пещере Гуи к югу от Руана во Франции [12, s. 237]. Как можно заметить, подобных изображений чрезвычайно мало.

Однако у всех четырёх лошадиных голов из Гройча есть ещё одна особенность - они диспропорциональны. Две «большие» лошадиные головы на сланцевой плитке необычайно длинные и узкие, а у третьей голова своеобразно укорочена (не хватило места?), но передана с необычно провисшей нижней челюстью (ганашем) (см. рис. 5, красная прорисовка). Обсуждаемое в сообщении изображение лошади на плитке туффита обладает

теми же особенностями - голова и тело при передаче были заужены. Эту особенность гравировок лошадей Средней Германии - «за-уженность» профиля - отмечал Г. Бозински [9, s. 36]. Аналогичные признаки можно заметить в гравировке лошади на сланцевой плитке со стоянки Заальек в долине Зааля (Бурген-ландкрайс) [13, s. 115, Abb. 164] и в уже упомянутом изображении на роговом долоте из Книегротта [8, Taf. 32, 1].

Теперь в Саксонии появилась вторая каменная плитка с изображением передней части лошади. В отличие от сланцевой плитки с тремя изображениями, эта гравировка следует обычному канону изображения лошадей в палеолитическом искусстве, которые в большинстве случаев обладают гривой и бородой. Парциально сохранившееся изображение лошади (линии спины и живота нарушены разломом) походит на «зауженные» известные образцы: изображение «малой» лошади из Гройча и одно изображение лошади из Гённерсдорфа [10, Taf. 73, Platte 137b].

На вопрос, ожидало ли обсуждаемое изображение дальнейшего оформления (в частности контур головы, её детали), ответить сложно. Известно множество «недоработанных» гравировок лошадей; у некоторых не детализирован корпус тела, у других голова и конечности. Но большее их количество, безусловно, передаёт заинтересованность людей финала палеолита в передаче деталей основного поставщика необходимых им продуктов [10, s. 103].

В отличие от лошадей в пещерной живописи или гравированных изображений лошадей на кости, роге и бивне, рельефы на гальке, сланцевых плитках или другом камне больше похожи на «повседневное искусство». Возможно их брали с собой на охоту, они могли быть амулетами [5, s. 40], на что указывает небольшой размер некоторых из этих находок. Многое зависело и от способностей гравёра - в одном случае результат удивлял, в другом получался в разы хуже.

ЛИТЕРАТУРА

1. Conard N. J. Kind C.-J. Als der Mensch die Kunst erfand. Eiszeithöhlen der Schwäbischen Alb. - Darmstadt : WBG Theiss, 2017. - 192 s.

2. Conard N. J., Bolus M., Dutkiewicz E., Wolf S. Eiszeitarchäologie auf der Schwäbischen Alb. Die Fundstellen im Ach- und Lonetal und in ihrer Umgebung. - Tübingen : Kerns Verlag, 2015. - 276 s.

3. Porr M. «Kunst» und Kontext: Zur Interpretation paläolithischer Kunstwerke // Theorie in der Archäologie: Zur jüngeren Diskussion in Deutschland. Tübinger Arch. Taschenb. 10. - Münster ; New York ; München ; Berlin : Waxmann Lehrbuch, 2013. - S. 299-336.

4. Pasda C. An Essay on the Archaeostratigraphy of the Magdalenian and the Final Palaeolithic in Central Germany // Multas per gentes et multa per saecula. Amici magistro et collegae suo Ioanni Christopho Kozlowski dedicant. - Krakow : Alter Publishing House, 2018. - P. 167-173.

5. Kraft I. Die Pferdegravierungen von Groitzsch. Neues zu einem altbekannten Stück figürlicher Eiszeitkunst // Archao. - 2010. - 7. - S. 37-41.

6. Hanitzsch H. Groitzsch bei Eilenburg. Schlag- und Siedlungsplätze der späten Altsteinzeit. - Berlin : Dt. Verl. der Wiss, 1972. - 123 s.

7. RichterM. Die Kniegrotte bei Döbritz // Mannus. - 1933. - 25. - S. 75-84.

8. Feustel R. Die Kniegrotte: Eine Magdalénien-Station in Thüringen. - Weimar : Böhlau, 1974. - 224 s. -(Veroffentlichungen des Museums fur Ur-und Fruhgeschichte Thuringens, Vol. 5).

9. Bosinski G. Der Magdalénien-Fundplatz Feldkirchen-Gönnersdorf, Kr. Neuwied. Vorbericht über die Ausgrabungen 1968 // Germania. - 1969. - 47. - S. 1-38.

10. Bosinski G. Fischer G. Magdalénien-Fundplatz Gönnersdorf. Bd. 5: Mammut- und Pferdedarstellungen von Gönnersdorf. - Wiesbaden : Steiner, 1980. - 146 s.

11. Bosinski G. Tierdarstellungen von Gönnersdorf. Bd. 9: Nachträge zu Mammut und Pferd sowie die übrigen Tierdarstellungen. Magdalénien-Fundplatz Gönnersdorf. - Mainz : Verl. des Römisch-Germanisches Zentralmuseums, 2008. - 163 s.

12. LorblanchetM. Höhlenmalerei. Ein Handbuch. - Stuttgart : Jan Thorbecke Verlag, 2000. - 340 s.

13. Müller-Beck H., Albrecht G. Die Anfänge der Kunst vor 30000 Jahren. - Stuttgart : Theiss, 1987. - 140 s.

Сведения об авторе

Крафт Инго - доктор философии, куратор археологических проектов в Восточной Саксонии (Баутцен, Гёрлиц, Саксонская Швейцария и восточный Рудные горы) Археологического бюро Саксонии (Дрезден, Германия)

Адрес для корреспонденции: 01109, Германия, Дрезден, Цур Веттерварте, 7 E-mail: Ingo.Kraft@lfa.sachsen.de

Информация о статье

Дата поступления 30 июня 2022 г.

Дата принятия в печать 20 июля 2022 г.

Для цитирования

Крафт И. Ещё одно изображение лошади с финальнопалеолитической стоянки Гройч у г. Айленбурга (округ Северная Саксония) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 3 (35). С. 243-248. й01: 10.24147/2312-1300.2022. 9(3).243-248.

I. Kraft

ANOTHER HORSE ENGRAVING FROM THE LATE MAGDALENIAN SITE OF GROITZSCH NEAR EILENBURG, DISTRICT OF NORTH SAXONY

The Kapellenberg east of Groitzsch near Eilenburg has been known as a site from the late Magdalenian for over 70 years. In 1958, a small, engraved slab of slate was found from there, which showed a total of three figures of horses (two on front side, one on back side). A recent review of the artifacts excavated in 1958 "discovered" another horse engraving on a similarly sized, rectangular, flat stone slab (tuffite), which was not recognized at the time. The archaeologist at the time called the small stone slab a "sketch sheet" because he noticed scratched lines but did not recognize them as a depiction of a horse (in the publication of the excavations on the Kapellenberg, the stone was shown upside down, the horse's head is there below, see H. Hanitzsch 1972, Table 76, No. 4). In contrast to the well-known stone engraving with the three horses, the image that has now been discovered follows the usual canon of depictions of horses from the late Magdalenian period, as the horse has a typical standing mane and the usual beard. The strongly marked back line and the slightly weaker chest-belly line are clearly visible to the naked eye. Equally recognizable are the long, standing mane and the beard, which is roughly

executed with six to seven strokes. The incised lines of the belly and the back are clearly visible in the broken edge of the small stone slab. Whether the entire horse was depicted on a larger tuffite slab at the time the horse was made is a difficult question to answer. The head and body of the newly discovered horse have a special look, the whole depicted body is elongated and narrow. This type of depiction is more common in Paleolithic depictions of horses in Central Germany. The relatively large number of horse depictions within the art mobilier in Central Germany reflects the intensive occupation of people at the end of the Ice Age with their primary hunting prey, the horse.

Keywords: late Magdalenian; canon the late Magdalenian period; site Groitzsch; horse engraving.

REFERENCES

1. Conard N.J. Kind C.-J. Als der Mensch die Kunst erfand. Eiszeithöhlen der Schwäbischen Alb, Darmstadt, WBG Theiss Publ., 2017, 192 p. (in German).

2. Conard N.J., Bolus M., Dutkiewicz E., Wolf S. Eiszeitarchäologie auf der Schwäbischen Alb. Die Fundstellen im Ach- und Lonetal und in ihrer Umgebung, Tübingen, Kerns Publ., 2015, 276 p. (in German).

3. Porr M. «Kunst» und Kontext: Zur Interpretation paläolithischer Kunstwerke. Theorie in der Archäologie: Zur jüngeren Diskussion in Deutschland. Tübinger Arch. Taschenb. 10, Münster, New York, München, Berlin, Waxmann Lehrbuch Publ., 2013, pp. 299-336. (in German).

4. Pasda C. An Essay on the Archaeostratigraphy of the Magdalenian and the Final Palaeolithic in Central Germany. Multas per gentes et multa per saecula. Amici magistro et collegae suo Ioanni Christopho Koziowski dedicant, Krakow, Alter Publishing House, 2018, pp. 167-173.

5. Kraft I. Die Pferdegravierungen von Groitzsch. Neues zu einem altbekannten Stück figürlicher Eiszeitkunst. Archao, 2010, iss. 7, pp. 37-41. (in German).

6. Hanitzsch H. Groitzsch bei Eilenburg. Schlag- und Siedlungsplätze der späten Altsteinzeit, Berlin, Dt. Verl. der Wiss Publ., 1972, 123 p. (in German).

7. Richter M. Die Kniegrotte bei Döbritz. Mannus, 1933, iss. 25, pp. 75-84. (in German).

8. Feustel R. Die Kniegrotte: EineMagdalenien-Station in Thüringen, Veroffentlichungen des Museums fur Ur-und FruhgeschichteThuringens, Vol. 5, Weimar, Böhlau Publ., 1974, 224 p. (in German).

9. Bosinski G. Der Magdalenien-Fundplatz Feldkirchen-Gönnersdorf, Kr. Neuwied. Vorbericht über die Ausgrabungen 1968. Germania, 1969, iss. 47, pp. 1-38. (in German).

10. Bosinski G. Fischer G. Magdalenien-Fundplatz Gönnersdorf. Bd. 5: Mammut- und Pferdedarstellungen von Gönnersdorf, Wiesbaden, Steiner Publ., 1980, 146 p. (in German).

11. Bosinski G. Tierdarstellungen von Gönnersdorf. Bd. 9: Nachträge zu Mammut und Pferd sowie die übrigen Tierdarstellungen. Magdalenien-Fundplatz Gönnersdorf, Mainz, Römisch-Germanisches Zentralmuseums Publ., 2008, 163 p. (in German).

12. Lorblanchet M. Höhlenmalerei. Ein Handbuch, Stuttgart, Jan Thorbecke Publ., 2000, 340 p. (in German).

13. Müller-Beck H., Albrecht G. Die Anfänge der Kunst vor 30000 Jahren, Stuttgart, Theiss Publ., 1987, 140 p. (in German).

About the author

Dr. Ingo Kraft - Head of Division (East Saxony) and Regional Officer (County Bautzen-Görlitz-Saechsische Schweiz-Osterzgebirge) of the Archaeological Heritage Office Saxony (Dresden, Germany)

Postal address: 7, Zur Wetterwarte, Dresden, 01109, Germany

E-mail: Ingo.Kraft@lfa.sachsen.de

Article info

Received June 30, 2022

Accepted July 20, 2022

For citations

Kraft I. Another Horse Engraving From the Late Magdalenian Site of Groitzsch Near Eilenburg, District of North Saxony. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, vol. 9, no. 3 (35), pp. 243-248. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2022.9(3).243-248 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.