Секция
«Славянский мир в прошлом и настоящем»
А.М. Кузнецова
(Институт славяноведения РАН)
Еще раз о Кирилле и Мефодии и Блатенском княжестве IX в.
В центре внимания доклада находится Балатонское (Блатенское ) княжество, в IX веке отданное франками во владение славянскому князю Прибине. Расположено оно было к западу от современного озера Балатон в Венгрии, границы которого в раннем средневековье были намного пространнее. Фактически, поселения, о которых пойдёт речь были огорожены от внешнего мира болотами, что и дало название княжеству как на латинском, так и на славянском языке.
Два основных письменных источника дают нам право рассматривать это княжество как один из центров Кирилло-Мефодиевской миссии, начавшейся 1150 лет назад. Из Житий Константина (Кирилла) и Мефо-дия, которые по мнению большинства учёных были написаны в конце IX - начале X века, мы узнаём о письме моравского князя Ростислава к византийскому императору Михаилу III, с просьбой прислать к его народу «такого учителя, чтобы нам на языке нашем изложил правую христианскую веру» 1. Хронология событий, связанных с изобретением славянской азбуки, которое, согласно Житиям, произошло именно благодаря просьбе князя Ростислава - выстроена на основании косвенных данных и подробно исследована в литературе 2. В докладе будет обращено внимание на время пребывания Кирилла и Мефодия в Моравии (3 года согласно Житию Мефодия или 40 месяцев согласно Житию Константина), которое послужило основой для датировки начала их деятельности. Сакральный характер чисел 3 и 40, на наш взгляд, несколько затрудняет точность соответствующих расчётов. Тем не менее, очевидно, что миссия началась приблизительно в 863 году и в определённое время проходила и через земли Балатонского княжества, которое после смерти Прибины было унаследовано его сыном Коцелом, также неоднократно упоминавшимся в Житиях святых Кирилла и Мефодия. Этот князь «очень возлюбил славянские буквы и научился им и дал до пятидесяти учеников, чтобы научились им» 3.
В докладе также пойдёт речь о другом источнике, содержавшем скрытую полемику с Житиями святых - создателей славянской азбуки. Речь идёт о сочинении под названием «Об обращении в веру баварцев и хорутан», датировка которого 870-871 годом также основывается на косвенных данных 4. Написано оно было в среде Зальцбургского архиепископства с целью защитить его права на церковную юрисдикцию в том числе и над Балатонским княжеством. Яблоком раздора послужила деятельность «некоего грека, по имени Мефодий», который служил там литургию по-славянски. Анализ полемики, содержащейся как в Житиях Кирилла и Мефодия, так и в «Об обращении в веру баварцев и хорутан» -чрезвычайно интересен и плодотворен для определения исторического контекста появления славянской письменности.
И, наконец, в докладе будет проанализирован богатейший археологический материал, известный нам благодаря длительным раскопкам на территории Балатонского княжества в современной Венгрии. Археологические изыскания были начаты на территории Залавара ещё в 1913 году и возобновились только в 50-е годы XX века. Венгерские археологи Г. Фехер и Ч.А. Шош обнаружили тогда около 400 захоронений и раскопали фундамент базилики в Рецешкут. Последнее время археологическая экспедиция Венгерского национального музея, под руководством Б. М. Сёке и А. Ритток проработала богатый материал, свидетельствующий о жизнедеятельности княжества, среди которого и фундаменты храмов, описанных в сочинении «Об обращении в веру баварцев и хорутан», и остатки мастерской по изготовлению стекла, и всевозможные ювелирные украшения, пуговицы, предметы конской упряжи, керамика. Одна из последних и ценнейших находок 2009 года- короткая глаголическая надпись на осколке керамической фляги, сделанная явно в начальные времена славянской письменности - яркое доказательство деятельности Кирилла и Мефодия и их учеников среди паннонских славян второй половины IX века 5.
1 Житие Константина, гл. XIV // Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской пись-
менности. СПб, 2000. С. 167.
2 Флоря Б.Н. Сказания о начале. С. 370-381.
3 Житие Константина, m.XV // Флоря Б.Н. Сказания о начале.С. 170.
4 Losek F., ed., Die Conversio Bagoariorum et Carantanorum und der Brief des Erz-
bischofs Theotmar von Salzburg // MGH, Studien und Texte 15. Hannover, 1997.
5 B. Szöke M., Mosaburg/Zalavar und Pannonien in der Karolingerzeit // Antaeus 31-
32, 2010, Old. 9-52.