Научная статья на тему 'ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О РЕЛИГИИ В САСАНИДСКОМ ГОСУДАРСТВЕ'

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О РЕЛИГИИ В САСАНИДСКОМ ГОСУДАРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сасанидское государство / Сасаниды / зороастризм / Ардашир I Папакан / Шапур I / Тосар / Картир / письменные источники / эпиграфический материал / Кааба Зороастра / Sasanian state / Sassanids / Zoroastrianism / Ardashir I Papakan / Shapur I / Tosar / Kartir / written sources / epigraphic material / the Kaaba of Zoroaster.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходжаева Наргис Джомиевна

Автор статьи предлагает вновь вернуться к вопросу религии в Сасанидском государстве. Анализируя письменные источники и эпиграфический материал, автор приходит к выводу, что зороастризм стал основным инструментом упрочения власти Сасанидских царей и воссоздания новой персидской империи. Ардашир I Папакан – основатель Сасанидского государства, сделал религию своим главным орудием в управлении государством. При Сасанидах была проведена вторая редакция Авесты – священной книги зороастрийской религии. Теперь зороастризм становится единой для всего государства религией, а зороастрийское жречество – опорой власти сасанидских царей, наблюдается влияние зороастрийской церкви – храмов не только в области идеологической, но и в области экономической. В результате политическая цель Сасанидов – установление «союза престола и алтаря», т.е. светской власти и религии была достигнута. Канонизация зороастризма в Сасанидском Иране связана с именами двух зороастрийских священников Тосара и Картира. На территории Сасанидского Ирана прижились и другие религии и религиозные течения: манихейство, христианство, маздакизм, буддизм, индуизм и другие верования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGAIN TO THE QUESTION OF RELIGION IN THE SASANIAN STATE

The author of the article suggests to return to the issue of religion in the Sasanian state. Analyzing written sources and epigraphic material, the author comes to the conclusion that Zoroastrianism became the main instrument for consolidating the power of the Sasanian kings and recreating the new Persian empire. Ardashir I Papakan, the founder of the Sasanian state, made religion his main tool in the governance of the state. The second edition of the Avesta, the sacred book of the Zoroastrian religion, was carried out under the Sassanids. Now Zoroastrianism is becoming a single religion for the whole state, and the Zoroastrian priesthood is the mainstay of the power of the Sasanian kings, the influence of the Zoroastrian church – temples is observed not only in the ideological field, but also in the economic field. As a result, the political goal of the Sassanids – the establishment of a «union of the throne and the altar», i.e. secular power and religion was achieved. The canonization of Zoroastrianism in Sasanian Iran is associated with the names of two Zoroastrian priests, Tosar and Kartir. Other religions and religious movements have taken root on the territory of Sasanian Iran: Manichaeism, Christianity, Mazdakism, Buddhism, Hinduism and other beliefs.

Текст научной работы на тему «ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О РЕЛИГИИ В САСАНИДСКОМ ГОСУДАРСТВЕ»

// . 14-28.

УДК 297.2 (551.22) "224/651"

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О РЕЛИГИИ В САСАНИДСКОМ

ГОСУДАРСТВЕ

ХОДЖАЕВА Н. ДЖ.,

Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ

Основанное в 224 г. Ардаширом I Папаканом (224-241), выходцем из рода Сасанидов, государство, существовавшее до 651 г., вошло в историю как Сасанидская империя (ср. -перс Ērānšahr). Первоначально территория этого государства состояла из Ирана и Ирака, потом к ней стали отходить одна за другой прилегающие территории. После разгрома эфталитами Тюркского каганата в 568 г. часть территории современного Афганистана и Центральной Азии вошли в состав Сасанидского государства. При Хосрове II Парвизе (591-628) территория Сасанидской империи по расширению границ была наибольшей. В ее состав входили земли современных Ирана, Ирака, Азербайджана, Армении, Афганистана, Восточной Турции, некоторые области Индии, Сирии, Пакистана, а также частично Кавказа, Центральной Азии, Аравийского полуострова, Египта, Иордании и Израиля. Таким образом, территория Сасанидской империи почти достигла пределов Ахеменидской державы, став мощным государством и в то время она могла соперничать с Римской империей.

Завладев троном, Ардашир I Папакан использовал все средства, чтобы упрочить свою власть и воссоздать новую персидскую империю. Одним из этих средств была религия. Роль религии в Сасанидском государстве хорошо охарактеризовал известный арабский историк Ма’суди. Так, в своем сочинении «Золотые копии россыпи самоцветов» («Муруҷ аз заҳаб ва маадинал ҷавоҳир») он пишет, что Ардешир Бабак является автором книги, под названием «Карнаме» («Летопись»), в которой, отмечая все важные события, он писал о войнах и покорении мира, там же указаны советы Ардашира своему сыну [Шапуру], которого он выбрал своим приемником. Ардашир говорит: «Мой сын, религия и царство переплетаются друг с другом, и одно нуждается в другом. Религия – основа государства, а государство – хранитель религии. Все, что не имеет основы, погибнет, и все, что не имеет хранителя, погибнет» [9, 242-243].

Тот же смысл содержит фраза из «Письма Тансара», священника при дворе Ардашира I Папакана: «Религия и царский трон рождены от одной матери и имеют одинаковый характер» [21, 33-34]. Таким образом, Ардашир I Папакан решил сделать религию своим главным орудием в управлении государством.

Если при Ахеменидах и Аршакидах наряду с зороастрийскими верованиями существовали различные верования и культы, то при Сасанидах в Иране была провозглашена единая религия, как для царей, так и для всего государства. Этой религией становится зороастризм. О приверженности Ардашира I Папакана зороастризму свидетельствуют принятый им новый царский титул – «Поклоняющийся (Ахура-) Мазде, бог, царь царей Ирана, происходящий от богов», отмеченный на монетах, чеканенных в период его правления [25,188], а также основанный в г. Истахре, большой храм огня, ставший общегосударственным святилищем.

В.Г. Луконин отмечает, что единая для всего государства религия, жречество, как один из столпов опоры царя царей, влияние храма не только в области идеологической, но и в области экономической – все это сильно отличало вновь созданную монархию от предшествовавшего ей парфянского государства [8, 70].

При Ардашире I Папакане в Сасанидском Иране были созданы почти все институты, как государства, так и церкви. Одним из первых его указов касался кодификации зороастрийских религиозных книг, т. е. письменного засвидетельствования зороастризма.

Главной священной книгой зороастризма является «Авеста» [1, 20]. О создании письменного текста этого литературного памятника и кодификации зороастризма подробно повествуется в Четвертой книге «Денкарда» [26; 16, 131-136], пехлевийском источнике, составленном в IX-X вв. В этой главе излагается история составления и сохранения зороастрийских богослужебных книг в древнем Иране под покровительством могущественных царей – защитников маздаяснийской веры: легендарного Виштаспа из династии Кеянидов и исторических – Валахша (Вологеза) из правящего парфянского дома Аршакидов, а также Ардашира I, Шапура I, Шапура II и Хосрова I Анушервана из династии Сасанидов [13, 5-6].

Из «Денкарда» известно, что «Авеста» дошла до нас в двух редакциях (кодификациях). Первая редакция «Авесты» была осуществлена при Аршакидах, либо при Вологезе I (51-78 гг.), либо при Вологезе IV (148-191 гг.). Отсюда и ее название – «Аршакидская». В «Денкарде» говорится, что Валахш из рода Аршакидов приказал направить в провинции напоминания, чтобы хранили Авесту и Зенд, поступившие в первоначальном состоянии («в чистом виде»), вместе с фрагментами текстов, которые, несмотря на ужас губительного для страны нашествия Александра [Македонского] и грабительскую политику греков («ромеев»), были распространены по Ираншахру и в письменном виде и устной передаче служили бы надежным руководством для верующих» (Dk. IV. 16).

«Аршакидская Авеста» – это сборник молитв на авестийском языке, записанных особым, авестийским алфавитом. В настоящее время зороастрийские (парсийские ) священники при богослужении читают молитвы из «аршакид-ской» Авесты», которая имеет персидское название – «Вендидадсадэ», что означает «чистый Вендидад», т.е. не сопровождаемый переводами и комментариями. В него входят также «Висперад» и «Ясна». Все три части расположены в особом канонизированном порядке. И.С. Брагинский считает, что первая кодификация «Авесты» исторически вполне реальна, объясняя это тем, что Аршакиды стремились укрепить политическую власть с помощью зороастрийской церкви [3, 190]. В том, что первая кодификация «Авесты» при Аршакидах реальна, свидетельствует приведенный выше нами отрывок из «Денкарда». Союз политической власти с зороастрийской церковью в Парфии, не зафиксирован историческими источниками. Мы можем говорить о том, что при Аршакидах были созданы предпосылки канонизации зороастризма.

Вторая редакция «Авесты», в том числе, и ее первый перевод на среднеперсидский язык – пехлеви, был осуществлен при Сасанидах. Начало этому важному историческому событию было положено при Ардашире I Папакане, под руководством верховного жреца и его духовного наставника Тосара (Tosar). Об этом в «Денкарде» говорится следующее: «Его Величество царь царей Ардашир сын Папака, следуя справедливой рекомендации Тосара (Тансара), потребовал, чтобы все разрозненные [сочинения] были доставлены ко двору. Тосар исполнил приказ и отобрал те [письмена], которые он посчитал правильными, а прочие исключил из канона (Dk. IV 17).

При Шапуре I, сыне Ардашира I Папакана, были собраны все научные трактаты, распространенные среди индусов, ромеев2 и жителей других земель с целью сравнения их с «Авестой» (Dk. IV 19). Заслуга Шапура I состоит в том, что он «способствовал соединению этих чистых наук с маздаяснийской верой» (Dk. IV

19).

При Шапуре II (309-379 гг.) в Сасанидском Иране шла упорная полемика между многочисленными сектами и еретиками. По указанию Шапура II под руководством жреца Адурбада (Атурпата) Махраспандана высказанные мнения представителей различных религиозных течений, подверглись изучению. Адурбад одержал победу в диспуте со всеми сектантами и еретиками, после чего Шапур II заявил: «Теперь, когда мы отстояли право религии на существование в мире, мы более не потерпим никого из приверженцев ложной веры и умножим для этого свои усилия» (Dk. IV20).

Хосров I Ануширван (531-579) после того, как расправился с ересью и маздакитским движением, занялся изучением и расследованием всех ересей внутри четырех сословий иранского общества. Так, на собрании представителей всех сословий он заявил: «Истинность маздаяснийской веры осознана, и мудрые могут с убежденностью утверждать ее в мире путем обсуждения. Но деятельность выдаю-

щегося проводника веры и мудреца должны направлять не столько рассуждения, сколько чистота его мыслей, слов и действий, руководство им Благого Духа, его искреннее послушание Святому Слову и почитание богов. Истинно, такого [человека] мы посчитаем мобедом Ахура-Мазды (Ahura Mazdā), благодаря которому нам будет явлена возможность постигать духовный мир» (Dk. IV21-22).

При Хусраве Парвизе (590-628 гг.) было проведено уточнение текста, который, по мнению Й. Маркварта, по существу, стал новой редакцией «Авесты» [29, 103].

Сасанидская редакция – это собрание тех же частей, но расположенных в ином порядке, имеющем целью не чтение при богослужении, а систематическое изучение. Авестийский текст в этой редакции, разбитый по книгам, главам и строфам, сопровождается комментированным переводом на среднеперсидском языке, записанным пехлевийским алфавитом. Название этого перевода-комментария «Зенд», т.е. «текст и толкование». Так, Сасанидская редакция «Авесты» получила название «Зенд-Авеста».

Таким образом, политическая цель Сасанидов – установление «союза престола и алтаря», т.е. светской власти и религии была достигнута. Как показал анализ Четвертой главы «Денкарда», процесс этот был длительным и завершился фактически накануне пришествия арабов.

Еще одним пунктом религиозной реформы Ардашира I Папакана являлся зороастрийский календарь. Согласно реформе, к обычному году из 360 дней прибавили пять дней, назвав их «днями Гат» по пяти группам гимнов Заратуштры. Теперь календарный год состоял из 365 дней. Названия пяти «Гат» стали использовать в качестве имен дней во время богослужений в эти дни. До этого обращались к соответствующему божествуязата данного дня. В результате реформы, возникла проблема с празднованием «дней фраваши», которых, согласно реформе, должно быть пять. Население продолжало отмечать их десять дней (с 25-го Спэндармадо по 1-е Фравардина). Бируни, хорошо знавший зороастрийские источники, писал, что люди были очень обеспокоены этим обстоятельством, «ибо оно является одним из столпов их веры, а также из осторожности, ибо они не могли установитьэто между собой в точности...» [2, 236].

Реформа касалась и даты празднования Навруза, Его стали отмечать осенью, а не как прежде – весной.

Зороастризм сасанидского периода отличался от первоначального учения пророка Заратуштры, зафиксированного в «Гатах», древнейших частях «Авесты». В основу учения вошла дуалистическая идея борьбы сил добра или светлого начала в образе Ахура-Мазды (ср.-перс. Ормазд) и зла или темного начала в образе АнгхроМайнью-AngraMainiiu (ср. -перс. Ахриман). Все земные существа и даже стихии делятся на творения Ормазда и творения Ахримана. Эти представления связаны с множеством обрядов и предписаний, исполнение которых спасет верующего от осквернения и от общения с темными силами. Исполнение всех этих обрядов и предписаний, как и сложный и детально разработанный культ божеств – Ормазда, Михра, Анахиты, Зурвана, а также стихий и сил природы (солнца, огня, звезд) было возложено на служителей зороастрийской церкви – мобадов и хербадов. Местами культа были храмы, где постоянно горел огонь, и совершались обряды и ритуалы, сопровождаемые песнопениями и чтением священных текстов. Из надписи Картира на «Каабе Зороастра» в Накши Рустаме мы узнаем, что уже при Шапуре I в каждом городе был храм и, что «многие огни и маги были государственно установлены» (NKZ 2) [10]. В то время функционировали три больших храма огня, которые предназначались для трех сословий общества (pēshag). Первые храмы посещали только священники, вторые – воины, третьи – ремесленники и народные массы.

Были также и маленькие храмы огня в селах и небольших городах [25, 189].

В Сасанидском Иране зороастрийские храмы наряду с представителями царского рода и представителями земельной аристократии владели обширными землями, им делали богатые приношения. Кроме того, храмы получали доходы за исполнение обрядов и ритуалов. Доходы храмов пополнялись и за счет многочисленных штрафов с населения за несоблюдение религиозных правил и обрядов, вольное или невольное осквернение стихий, осквернения себя соприкосновением с нечистыми существами и предметами.

Зороастрийские священники – мобеды (mobadān) принимают активное участие во всех церемониях сасанидского двора. Так, согласно Табари, «мобед мобедов» (mo-badān mobad) – главный зороастрийский священник, надевает корону сасанидскому царю во время его коронации [14, 566]. Зороастрийская церковь принимает решения не только по религиозным вопросам, но и по светским. Зороастрийская религия способствовала укреплению власти не только сасанидских царей, но и персидской земельной аристократии, дав ей все полномочия на закабаление крестьян.

Канонизация зороастризма в Сасанидском Иране связана с именами двух зороастрийских священников Тосара и Картира. Придя к власти, Ардашир I Папакан сразу же поручил осуществить религиозную реформу своему духовному наставнику Тосару, который издал следующий указ «Отныне для меня только те откровения верны, которые исходят из маздаяснийской веры, потому что теперь нет недостатка в точном знании («информации и знании») относительно них»» (Dk. IV. 18).

Религиозную реформу продолжил Картир (Kerdir). Если Тосар отвечал за кодификацию «Авесты» и ее письменное засвидетельствование, то Картир основал зороастрийскую церковь, канонизировал «Авесту», унифицировал систему верований, определил доктрину общей ритуальной практики и установил религиозную иерархию, а также заложил основы права. Все свои идеи он воплощал через царскую власть и главной своей задачей считал осуществление институционализации религии и сделать ее оплотом государства [32, 24].

О Картире и его религиозной реформе мы узнаем из его четырех надписей, составленных на среднеперсидском языке. Они высечены на «Каабе Зороастра», на скале в «Накш-и Рустаме», напротив «Каабы Зороастра», в Накш-и Раджабе» и на горном склоне в местности Сар-Мешхед, к югу от Казеруна. По содержанию все надписи Картира практически идентичны и являются важным источником по истории становления ортодоксального зороастризма и государственной церкви в Сасанидском Иране.

Из «Каабы Зороастра» мы узнаем, что свои деяния по реформе Картир начал проводить при Шапуре I (241-272), продолжил при Хормизде (272-273) и Бахраме-

Варахране I (273-276), а завершил при Бахраме-Варахране II (276-293) (NKZ 17-18).

В надписи Картира упоминаются три его церковных сана. Так, при Шапуре I в государственных записях и книгах, которые велись при дворе и по всей стране, он именуется как «Картир хербед» (NKZ 3). А при сыне Шапура I – Хормизде ему был вручен кулах и камар , дано более высокое место и власть, при дворе, в каждом шахре, каждом месте, во всем государстве, в отношении богоугодных деяний царь царей сделал более авторитетным и могущественным и дал имя «Картир мобед Ахура-Мазды» по имени бога Ахура-Мазды (NKZ 4). При Варахране II Картир получил более высокое место, он пожаловал ему ранг и власть бузургов (великих), сделав его при дворе, каждом шахре, по всей стране в отношении богоугодных дел более авторитетным и могущественным, так как он был первым, сделал его во всей стране мобедом и судьей, владыкой и распорядителем храма огня Анахит-Ардашир и Анахит-госпожи в Стахре, дав ему имя «Картир, хранитель души Варахрана, мобед Ахура-Мазды». (NKZ 7-8).

Надпись Картира и сочинение Табари дают нам сведения о жреческой иерархии в Сасанидском Иране. Так, Тосар носил титул хербед (hērbad) – «жрецнаставник» [22, 173-174; 21, 5-11]. Табари называет всех зороастрийских священников хербедами [14, 665], а главного зороастрийского священника – «мобед мобедов» [14,556]. Рассуждая о значении титулов мобед и хербед, Р. Фрай отмечает, что вопрос о функциях хербеда до сих пор не может считаться решенным. Ученый полагает, что в сасанидской державе мобедом называли всех зороастрийских жрецов, так что его первоначальное значение («глава магов») стерлось, а слово «маг» (moγ) превратилось, в конце концов, в обозначение любого зороастрийца. Слово хербед имело, вероятно, более узкое и специальное значение нежели мобед; титул hērbadān hērbad («хербедхер-бедов»), который мы встречаем позднее, был, очевидно, только почетным званием [17, 299, сн. 30].

Заметим, что при Шапуре I Картир был просто хербедом и мобедом, а при Хормузде его уже называют «мобедом Ахура-Мазды». Этот церковный сан впервые упоминается с именем Картира. При Варахране II он уже становится «великим мобедом» и его называют «Картир, хранитель души Варахрана, мобед АхураМазды» и он уже входит в число высшей знати, став главой религии и верховным судьей. У Картира появляются новые обязанности, теперь он является попечителем царского огня в Истахре, в имперском святилище Анахиты. Скорее всего, хербеды были жрецами в маленьких храмах в небольших городах и селах, мобеды (магупаты) – в больших храмах. Помимо проведения всех религиозных обрядов и предписаний в обязанности хербедов и мобедов входило также исполнение авестийских гимнов и поддержание огня. Верховный жрец мобед мобедов (магупата могупатов) являлся главным сановником у царского трона и во многом определял политику Сасанидского государства.

С деятельностью мобеда Адубада Махрспанда (Атурпат Махрспанд) была связана реформа зороастрийской церкви – магустана. Верховный жрец, как мы отмечали, получает титул мобед мобедов, а при дворе Сасанидов появляются несколько жрецов из разных областей Ирана. При первых Сасанидах было запрещено использование изображений при богослужении. Из храмов убрали статуи, а вместо них установили священные огни. В IV в. уже начинают строить новый тип зороастрий-

ских храмов – открытые со всех сторон павильоны, которые сильно отличаются от святилищ ахеменидского периода и раннесасанидской эпохи.

Надписи Картира дают нам важные сведения о том, что в период правления Варахрана II было покончено со всеми религиозными течениями, и зороастризм упрочил свое господство в Сасанидском Иране. Так, при Варахране II в каждом шахре, в каждом месте во всей стране деяния Ахура-Мазды и богов возвысились, и маздаяснийская вера и маги в стране получили великое господство, а Ахриман и дэвы натолкнулись на великий удар и мучения и вера Ахримана и дэвов изгнана из страны, и неверие… и иудеи, и буддийские жрецы и брамины, и назареи, и христиане и мандеи и зиндики в стране были разбиты, и (их) идолы разбиты убежища дэвов разрушены, обители богов (Храмы) воздвигнуты. И в каждом шахре, и в каждом месте многие религиозные деяния возросли, было установлено много Варахрановых огней, и многие маги стали довольными и преуспевающими (NKZ9-

10).

Важно отметить, что под влиянием Картира, Варахран II объявляет его духовным лидером во всем государстве. Как отмечает Т. Дар`ёи: «При ранних Сасанидах религия не была монополизирована государством, наоборот – она монополизировала государство [24, 292]. Следует добавить, что зороастрийская церковь взяла полностью под свой контроль не только государство, но и царскую власть. При Варахране II Картир также получает судебную власть, основу которой составило зороастрийское право.

Картир отмечает также, что он стал насаждать зороастрийскую веру на вновь завоеванных землях. Об этом священник пишет следующее: «И я, Картир, с самого начала ради богов, владык и своей души, претерпел много труда и забот, и многие огни и магов в иранской стране я сделал преуспевающими. И также в странах неиранских огни и маги, что были в странах неиранских, которых достигли кони и люди царя царей: Антиохия, Сирия, Киликия, Каппадокия, Греция, Армения, Иберия, Албания, по приказу царя царей тех магов и огней, что были в тех странах, я упорядочил…, и я привел их в свою страну, и я веру маздаяснийскую и хороших магов сделал превосходными и почитаемыми. А еретиков и утративших веру людей… я наказал. …И при поддержке богов и царя, я установил в Эраншахре много храмов Варахранова огня… и много людей, которые были неверующими, стали верующими (NKZ 11-114). Таким образом, в конце III в. зороастризм становится господствующей религией на всей территории Сасанидского Ирана.

Итак, анализ источников показал, что роль Картира была велика не только в Сасанидском дворе, но и во всем государстве. А. Панаино анализируя деятельность Картира, справедливо отмечает, что, несмотря на то что Картир находился под властью Сасанидских царей, его религиозный авторитет принес ему власть во внутренней политике, что дало ему возможность осуществлять свои тайные планы [31, 53]. Возможно, завоевание правового поля было одним из объектов этих тайных планов. Так, о важной роли зороастрийской религии в определении основы права в Сасанидском государстве свидетельствует «Книга тысячи судебных решений» (Mādayānī hazār dādestān), вошедшая в историю под названием «Сасанидский су-

дебник» [12], который был составлен около 620 г. при царствовании Хосрова II. Судебник не является кодексом, но при последних Сасанидах использовался в качестве руководства для судебной практики. Многие предписания, отмеченные в «Сасанидском судебнике», базируются на «Авесте», в том числе и предписания относительно вступающих в брак. Данный документ является важным источником по изучению вопросов семьи и брака, а также положения рабов, дарения, клятв и клятвенных обещаний, поручительства в связи с должниками и заимодавцами, наследства, штрафах, арендной платы, организации суда и его верховной инстанции в Сасанидском Иране.

Следует отметить, что жрецы были создателями, опекунами и исполнителями права, а значит и авторами «Сасанидского судебника». Правовыми вопросами занимались жрецы-законоведы (dādwarān) [13, 26].

Особенно ощутимым было влияние зороастрийской религии в вопросах брака и семьи, о чем свидетельствует не только «Сасанидский судебник» (36.12-16), но и «Пехлевийский брачный контракт» [11, 70-71], составленный в 651 г., где обговаривались все вопросы, касающиеся прав и обязанностей обоих супругов вплоть до развода.

Таким образом, анализ доступных нам исторических источников показал, что влияние зороастрийской церкви проникло во все сферы жизни сасанидского общества.

Следует отметить, что на территории Сасанидского Ирана прижились и другие религии, и религиозные течения: манихейство, христианство, маздакизм, буддизм, индуизм и другие верования.

Ардашир I Папакан был убежденным зороастрийцем и принял все меры для того, чтобы догмы зороастризма стали единственной идеологией в Сасанидском Иране. Другие религии и верования были для него неприемлемы. В отличие от своего отца Шапур I при своем дворе держал и верховного зороастрийского жреца Картира, и пророка Мани. Оба прилагали все усилия, чтобы Шапур I выбрал именно их религию в качестве идеологии страны. Картир настаивал на обращении завоеванных народов в зороастризм и жестоком подавлении не только иной веры, но и любых течений в самом зороастризме. Пророк Мани предлагал объединить религии завоёванных народов в одну общую, для которой главное – вера в единого бога, пусть и под разными именами. Свои идеи он изложил в сочинении «Шапуракан» («Книга Шапура»), подаренном им Шапуру I при встрече, которая состоялась вскоре после коронации последнего и после возвращения Мани из Индии (апрель 242 г.) [18, 266-267]. О том, что Мани написал, книгу, посвященную Шапуру I известно от Бируни, который пишет, что в начале своей книге Мани говорил: «Мудрость и знание время от времени приносились человечеству посланцами Бога. Так, в одно время они были принесены в Индию посланцем (Бога) по имени Будда; в другое (время) в Персию Заратустрой; а в другое (время) на Запад Иисусом. И вот это откровение, это пророчество в последний век пришло в Вавилон через меня, Мани, посланца бога Истины» [2,211]. Таким образом, Мани провозглашает себя пророком новой веры, призванной объединить все существующие религиозные учения в единую мировую религию. В историю новое религиозное учение вошло по имени ее основателя. В основе манихейства лежит изначальный дуализм (гностицизм) – некая разновидность христианства схожая с элементами зороастризма (борьба светлого/добра/ и темного /зла/) и буддизма (учение о переселении душ), а также некоторые постулаты античной философии и различных мистических религиозных течений.

Мани считал, что в создании новой религии его заслуга состоит в том, что в отличие от своих предшественников он был первым, кто сам записал свое учение и установил канон своих сочинений, к которому больше ничего нельзя добавить. Об этом он пишет: «…моя церковь превосходит (другие) в мудрости… Эту [великую] мудрость написал я в своих святых книгах, а именно: в Великом [Евангел] и в других сочинениях, чтобы она [после меня] не подверглась искажению… Ведь а[постол]ы, мои братья, которые приходили до меня, не [записали] свою мудрость в книгах, как записал ее я, и [не] изобразили ее в образе, как я ее изобразил… Моя церковь и в этом пункте превосходит (все) предыдущие церкви» [7, 312].

Шапур I покровительствовал Мани, о чем свидетельствуют его писания: «А в том году, когда Ардашир царь умер и его сын Шапур стал царем, он [послал за мной?]. Я отправился из страны индийцев в землю персов… Я явился царю Шапуру, и он принял меня с великой честью. Он позволил мне ходить [по его землям] и проповедовать слово жизни. Следующие годы я провел в [его] свите… [7, 306]. Однако, несмотря на лояльное отношение Шапура I к Мани, в Сасанидском Иране в это время наблюдается баланс между двумя соперничающими религиями, а сам шахиншах исповедовал зороастризм, о чем свидетельствует его надпись в «Каабе Зороастра», где он пишет: «Я – поклоняющийся Мазде, владыка Шапур, царь Ирана и не-Ирана, происходящий от богов, сын поклоняющегося Мазде владыки Ардашира, царя царей Ирана, происходящего от богов, внук владыки Папака, царя. Ягосподин Ираншахра» (ŠKZ) [15].

Ф. Крейенбрук полагает, что усиление влияния Картира при Шапуре I связано с его победой в противостоянии с Мани [28, 12]. Однако Мани продолжал свою проповедь и при Хормизде. Ситуация изменилась при Варахране I. Бируни отмечает, что [Бахрам] искал [Мани], пока не нашел его, и [тогда] сказал: «Этот человек выступил с призывом разрушить мир; поэтому нам необходимо начать с того, чтобы разрушить его самого, прежде чем ему удастся что-либо из того, что он хотел» [2, 209]. Г. Ньоли считает, что причиной тому, что в проповеди Мани видели угрозу, являлось то, что деятельность Картира не контролировалась сасанидскими царями [27, 171]. Мы не можем не согласиться с мнением ученого, так как уже при Варахране II c Мани и с его учением было покончено, что подтверждается надписью Картира (NKZ 9-10).

История проникновения христианства на территорию Сасанидского государства берет начало со II в. до н.э., когда у власти стояли Аршакиды [19, 924-925]. Заметим, что отличительной особенностью религиозной политики парфян от Сасанидов является их веротерпимость по отношению к различным религиозным течениям. Парфянские цари не вмешивались в духовную жизнь народов и общин, проживающих на территории Парфии.

В III-IV вв. христианство уже стало распространяться в Иране. О христианстве в Сасанидском Иране Бируни пишет следующее: «Персы исповедовали религию магов, которую принес Заратуштра. Они не разделялись на секты и не расходились во мнениях, пока не возвысился Иисус, и не разошлись его ученики по различным странам для проповеди, а когда они разошлись по странам, то некоторые из них попали в землю персов. Ибн Дайсан и Маркион принадлежали к числу тех, кто внял словам Иисуса и прислушался к ним; они взяли часть [своего учения] от него, а часть – из того, что услышали от Заратуштры. Каждый из них вывел из слов того и другого [свое] вероучение, содержащее догмат о вечности двух начал, и оба выпустили по Евангелию, возводя его к Мессии и объявляя ложным другие [Евангелия]. Ибн Дайсан, [например], утверждал, что в его сердце снизошел божественный свет. Однако расхождение [с Евангелием Христа] не дошло до того, чтобы [Маркиона и Ибн Дайсана] с их последователями можно было исключить из числа христиан. Их Евангелия не расходятся с христианским Евангелием во всех вещах; в них попадаются только добавления и сокращения» [2, 210-211]. Из приведенного отрывка следует важный вывод о том, что в отличие от зороастризма внутри христианства изначально были противоречия, которые впоследствии вылились в различные течения и секты. С проникновением христианства на территорию других стран оно подвергалось влиянию местных религиозных воззрений. Так, в Сасанидском Иране на христианство оказал некоторое влияние зороастризм.

Следует отметить, что положение христиан во многом зависело от состояния отношений Сасанидского Ирана с Римской империей, так как они постоянно соперничали за влияние на Ближнем Востоке. При императоре Константине I в 325 г. христианство становится официальной религией Рима, что и явилось причиной преследования христиан в Сасанидском Иране. При Шапуре II соперничество между двумя державами усилилось, что отразилось на положении христиан, хотя иудеи, жившие в Иране, не подвергались гонениям. При Йездигерде I, сыне Шапура II, враждебное отношение к христианам ослабло. При Йездигерде II положение христиан ухудшилось, так как было покончено с войнами с Римской империей, и царь стремился обратить всех подданных своего государства в зороастрийскую религию. Так, о том, как армян обращали в зороастризм, подробно описывает в своем сочинении Елишэ , который отмечает следующее: «В нем [Йездигерде II] дьявол нашел себе приспешника и излил в [него] накопленный яд и наполнил его, как колчан, отравленными стрелами. И стал он неистовствовать в своей нечестивости, рассылая бурю на все четыре стороны света. И представлял нас, верующих во Христа, как своих врагов и противников, и, притесняя, устрашал своим мятежным нравом… [4, 195]. Дал также повеление отбирать имущество и достояние христиан, которые жили в самой стране персов. … И приходил в ярость при одном имени Христа, когда слышал, что, мол, он был мучим, был распят, умер и был погребен»

[4, 199].

Положение христиан улучшилось при Хормузде IV (579-590) и Хосрове II (590-628). Отмечается участие христиан в политической и хозяйственной жизни страны. Две жены Хосрова II были христианками [6, 451].

Кроме манихейства и христианства, в Сасанидском Иране существовали и другие религиозные течения. Так, «головной болью» для зороастрийской церкви являлось учение маздакизма, вышедшее из среды манихейства. Основателем этого религиозного учения был Зарадушт-и Хурракан из провинции Фарс. Поэтому маздакизм имеет второе название – «зардуштакан» [33, 995]. Изначально течение имело религиозный характер. Оно впитало в себя догмы зороастризма, манихейства, христианства и античных философских учений. В отличие от манихеев маздакиты наделяли царство света (добра) качествами воли и разума, а царство тьмы (зла) – качествами стихийности и неразумности [5, 116]. Маздак родился в 450 г. в семье зороастрийского жреца и был учеником и последователем Зарадушт-и Харракана. В 491 г. он возглавил религиозное течение, в основу которого вошла извечная доктрина борьбы добра со злом, и со временем оно было направлено против сасанидской аристократии. Фактически оно становится первым антифеодальным движением, так как в основу маздакизма вошли идеи о необходимости взаимопомощи и равенстве имущества. Призывая к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со «злом» и противопоставлявшегося «добру», в конце V в. маздакизм становится идеологией движения крестьян и городской бедноты в государстве Сасанидов. Так, Бируни пишет, что при правлении Кобада (Ковад I, 488531) Маздак был мобедом мобедов и проповедовал [существование] двух [начал], но расходился с Заратуштрой во многих [чертах] его учения. Он объявил, что люди должны сообща владеть [всем] имуществом и женщинами, и за ними пошли несметные толпы… [2, 213]. По словам Табари, Маздак и его последователи провозглашали, что бог «создал блага на земле для того, чтобы люди их поделили между собой… Необходимо обязательно взять у бедных, так чтобы сравнять их в собственности» [14, 582]. Отсюда следует, что маздакизм имеет две концепции – религиозную и социальную.

Сасанидские цари видели угрозу в маздакизме и поэтому с целью расправы над ним в 528 г. Кавад I пригласил Маздака на якобы религиозный диспут с зороастрийскими жрецами. Маздак принял приглашение, но так и не сказал ни слова, его тут же схватили и казнили [34, 408]. Маздакитское движение было обезглавлено и как религиозное течение уже не представляло угрозы для государственной религии.

Что касается буддизма, то вопрос о его проникновении в Иран остается открытым. Скорее всего, его идеи проникли в Сасанидский Иран двумя путями. Первый, при правлении Йездигерда II (440-458), когда часть Тохаристана, одна из областей Кушанской державы была отвоевана Сасанидами и недолгое время была частью Сасанидской империи. В это время буддизм был официальной религией Кушан. Второй, буддистские постулаты мог принести Мани. Известно, что манихеизм впитал в себя много элементов Буддизма, под впечатлением которого Мани был во время его путешествия в северо-западную Индию через Кушанское государство.

До прихода к власти Йездигерда II в Сасанидском Иране свободно жили и приверженцы иудаизма, которые чувствовали себя здесь комфортно и при Аршакидах.

Большие общины иудеев отмечены в Исфагане, Вавилоне и Хорасане. Известно, что мать Шапура II, была еврейкой, и царь даже дружил с вавилонским раввином по имени Раба.

При правлении Шапура I было заключено некое соглашение с раввином Самуилом, которое определяло правила жизни иудеев в Сасанидском Иране. Согласно этим правилам в иудейских судах должны соблюдаться персидские законы, иудеи должны платить налоги в соответствии персидского налогового законодательства, должны соблюдаться также правила землевладения и т.д. [30, 914].

При Йездигерде II положение иудеев, как и других религиозных конфессий изменилось. Иудеи, как и христиане, преследовались. В 455 г. Йездигерд II своим указом запретил проводить Шаббат, а в 467-468 гг. закрыл иудейские школы, казнил раввинов и экзиларха . Вплоть до прихода арабов положение иудеев оставалось продолжаться тяжелым, поэтому они приветствовали их приход [30, 916].

В Сасанидском Иране также наблюдаются и другие религиозные течения. Это индуизм, зурванизм и различные античные религиозно-философские учения, которые не оказывали никакого влияния на идеологию государства.

Таким образом, проведенный нами анализ исторических источников (письменных и эпиграфических), а также доступных нам научных публикаций, показал, что Сасаниды были истинными приверженцами зороастрийской религии. При этом отмечается их прагматизм в религиозной политике в отношении иноверцев, который выражается то в их преследовании, то приближении ко двору и даже брачных связях с ними. Такая политика следовала политическим и экономическим интересам Сасанидов.

ЛИТЕРАТУРА

1.Авеста в русских переводах (1861-1996). Сост., общ. ред., примеч., справочный раздел И.В. Рака. – СПб.: «Журнал Нева, «Летний Сад», 1998. – 480 с.

2.Бируни, Абу Рейхан. Избранные произведения. Т. I. Памятники минувших поколений. Пер. и примеч. М.А. Салье / Абу Рейхан Бируни. – Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1957. – 485 с.

3.Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии: элементы народнопоэтического творчества в памятниках древней и средневековой письменности. Отв. Ред. Б.Н. Заходер, И.С. Брагинский /И.С. Брагинский. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – 496 с.

4.Елишэ. Слово о войне армянской. Пер. И.А. Орбели. Текст воспроизведен по изданию: Юзбашян К.Н. Армянская эпопея V века: От Аварайрской битвы к соглашению в Нуарсаке/ Елише. – М., 2001. – С.195. См. Электронный ресурс: https://www.vostlit.info/Texts/rus/Elische/frametext1.htm

(Дата доступа: 19.10.2022)

5.История стран зарубежной Азии в средние века. Отв ред. А.М. Голдобин, Д.И. Гольдберг, И.П. Петрушевский. – М.: Наука, 1970. – 638 с.

6.Колесников А.И. Сасанидский Иран: История и культура /А.И. Колесников. – СПб.: НесторИстория, 2012. – 520 с.

7.Копские тексты. Кефалайя//Хосроев А.Л. Кефалайя//Хосроев А.Л. История манихейства (Prolegomena) / А.Л. Хосроев. – СПб.: Филологический факультет СПБГУ, 2007. – С. 301-314. 8.Луконин В.Г. Культура Сасанидского Ирана. Иран в III-V вв. Очерки по истории культуры //

В.Г. Луконин. – М.: Гл. ред. Вост.лит., 1969. – 250 с.

9.Масъудӣ, Алӣ ибни Ҳусайнӣ. Муруҷу-з-захаб. Ҷ.1. Чопи ҳафтум. Тарҷумаи А. Поянда/Алӣ ибни Ҳусайни Масъудӣ. – Теҳрон, 1382 г.ш. – 785 с.

10.Надпись Картира на «Каабе Зороастра» в Накш-и Рустаме. Пер. С.Ю. Касумовой. Текст воспроизведен по изданию: Азербайджан в III-VII вв. (Этнокультурная и социально-экономическая исто-

// . 14-28.

рия). – Баку: Элм, 1993. См. Электронный ресурс: https://www. vostlit.info/Texts/ Dokumenty/ Persien/ III/Aufschrift_ Kaaba_zoroastr/text.phtml?id=7513(Дата доступа: 26.10.2022).

11.Периханян А.Т. Образец Пехлевийского брачного контракта/А.Т. Периханян//Советская этнография, 1960. – № 5. – С. 67-76.

12.Сасанидский судебник. «Книга тысячи судебных решений». Пер. А.Т. Периханян. – Ереван: Издво АН Армянской ССР, 1973. – XXXI -572 с.

13.Священные книги зороастризма. Транслит., транскрип., коммент. Перевод трех пехлевийских текстов. Подготовлено к изданию А.И. Колесниковым. – СПб.: Наука, 2019. – 187 с.

14.Табарӣ, Муҳаммад ибни Ҷарирӣ.Таъриху-р-русулива-л-мулук. Тарҷума аз арабӣ, мутарҷим А. Поянда. Бо таҳрири умумии Н. Амиршоҳӣ. Китоби 1 (ҷилдҳои 1, 2 ва аввали ҷилди 3) /А. Табарӣ. – Душанбе: Сарредаксияи илмии Энсиклопедияи Миллии Тоҷик, 2014. – 756 с.

15.Трехъязычная надпись Шапура I в «Каабе Зороастра». См. Электронный ресурс: http:// pahlavi.ru/ library/shapuhr.html (Дата доступа: 07.11.2022).

16.Фрагмент из Четвертой книги «Денкарда» об истории зороастрийских текстов в древнем Иране// Священные книги зороастризма. Транслит., транскрип., коммент. Перевод трех пехлевийских текстов. Подготовлено к изданию А.И. Колесниковым. – СПб.: Наука, 2019. – С.131-136.

17.Фрай Р. Наследие Ирана / Р. Фрай. – М.: Гл. ред. вост. лит. Изд-ва «Наука», 1972. – 468 с.

18.Хосроев А.Л. История манихейства (Prolegomena) / А.Л. Хосроев. – СПб.: Филологический факультет СПБГУ, 2007. – 480 с.

19.Asmussen J.P. Christians in Iran/J.P. Asmussen//The Cambridge History of Iran. Vol. 3 (2). The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods. Ed. by E. Yarsharter. - Cambridge: Cambridge University Press, 1983. -P. 924-948.

20.Avesta. См. Электронный ресурс: http://titus.uni-frankfurt.de/texte/etsc/iran/airan/ avesta/avest. htm (Дата доступа: 18.05.2022).

21.Boyce M. The Letter of Tansar/M. Boyce//Instituto Italiano per il Medio ed Estremo Oriente. Serie Orientale. – Roma, 1968. – Vol. XXXVIII. – 78 p.

22.Chaumont M.L. Recherches sur le clergé zoroastrien: Le Hērbad (deuxième article / M.L. Chamount // Revue de l’histoire des religions. –1960. – T. 158/2. – P. 161-179.

23.Christensen A. L’Iran sur les Sassanides/A. Christensen. –Copenhague: Ejnar Manksgaard, 1944. 560 p.

24.Daryaee T. Negāhī be Bed’atgarārī dar Dovry-ye Sasaniyān/T. Daryaee//Īrān Nāmeh,1378/1999. – 17.2. – S. 291-295.

25.Daryaee T. The Sasanian Empire/T. Daryaee//The Oxford Handbook of Iranian History. Ed. By T. Daryaee. – Oxford – New-York: Oxford University Press, 2012. – P. 187-206.

26.Denkard. Book 4. Cм. Электронный ресурс: www.avesta.org/denkard/dk4.html (Дата доступа: 08.09.2022).

27.Gnoli G. The Idea of Iran. An Essay on its Origin / G. Gnoli // Serie Orientale Roma, LVII. – Rome: Instituto Italiano per il Medio ed EstremoOriente, 1989. – 216 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28.Kreyenbroek P.G. How Pious was ShapurI ?: Religion, Church and Propaganda under the Early Sasanians’/P.G. Kreyenbroek//The Sasanian Era: The Idea of Iran. Vol. 3. Eds. V.S. Curtis, S. Stewart. – London and New-York: I.B. Tauris, 2008. – P. 7-16.

29.Marquart J. Ērānšāhrnach der Geographie des Ps. Moses Xorenaci/J. Marquart. – Berlin:Weidmann, 1901. –

358 s. (Abhandlungen der Kgl. Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, Philologisch-Historische Klasse, N.F., III, 2).

30.Neusner J. Jews in Iran/J. Neuner. –The Cambridge History of Iran. Vol. 3 (2). The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods. Ed. by E. Yarsharter. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. – P. 909-923.

31.Panaino A. Kirder and Re-organization of Persian Mazdeism/A. Panaino//The Parthian and Early Sasanian Empires: adaption and Expansion. Eds. V.S. Curtis, E.J. Pendleton, M. Alarm and T. Daryaee. – Oxford and Philadelphia: Oxbow Books, 2016. – P. 110-120.

32.Payne R.E. A State of Mixture: Christians, Zoroastrians, and Iranian Political Culture in Late Antiquity/ R.E. Payne. – Berkeley: University of California Press, 2016. – 320 p.

33.Yarshater E. Mazdakism//The Cambridge History of Iran Vol. 3 (2): The Seleucid, Parthian and Sasanid Period. Ed. by E. Yarshater/E. Yarshater. – Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1983. – Р. 991-1024.

34.Wiesehöfer J. Kawad, Khusro I and the Mazdakites: A New Proposal/J.Wiesehöfer// Trésorsd’orient. Mélanges offert à Rika Gyselen. Èd. Par. Ph. Gibnoux, Chr. Jullien, F. Jullien. – Paris: Peeters, 2009. – P. 391-409 (Studia Iranica, 42).

// . 14-28.

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О РЕЛИГИИ В САСАНИДСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Автор статьи предлагает вновь вернуться к вопросу религии в Сасанидском государстве. Анализируя письменные источники и эпиграфический материал, автор приходит к выводу, что зороастризм стал основным инструментом упрочения власти Сасанидских царей и воссоздания новой персидской империи. Ардашир I Папакан – основатель Сасанидского государства, сделал религию своим главным орудием в управлении государством.

При Сасанидах была проведена вторая редакция Авесты – священной книги зороастрийской религии. Теперь зороастризм становится единой для всего государства религией, а зороастрийское жречество – опорой власти сасанидских царей, наблюдается влияние зороастрийской церкви – храмов не только в области идеологической, но и в области экономической. В результате политическая цель Сасанидов – установление «союза престола и алтаря», т.е. светской власти и религии была достигнута.

Канонизация зороастризма в Сасанидском Иране связана с именами двух зороастрийских священников Тосара и Картира.

На территории Сасанидского Ирана прижились и другие религии, и религиозные течения:

манихейство, христианство, маздакизм, буддизм, индуизм и другие верования.

Ключевые слова: Сасанидское государство, Сасаниды, зороастризм, Ардашир I Папакан, Шапур I, Тосар, Картир, письменные источники, эпиграфический материал, Кааба Зороастра.

БОРИ ДИГАР ДАР МАВРИДИ МАСЪАЛАИ ДИН ДАР ДАВЛАТИ СОСОНИЁН

Нависандаи мақола пешниҳод мекунад, ки дубора ба мавзуи дин дар давлати Сосонӣ бозгардем. Нигоранда бо таҳлили манобеи хаттӣ ва эпиграфӣ ба ин натиҷа мерасад, ки ойини зардуштӣ абзори аслии таҳкими қудрати шоҳони Сосонӣ ва бозофаринии шоҳаншоҳии ҷадиди Эрон шудааст. Ардашери аввали Попакон, бунёдгузори давлати Сосонӣ динро абзори аслии худ дар идораи давлат қарор дод.

Дар замони Сосониён вероиши дувуми Авасто, китоби муқаддаси дини зардуштӣ анҷом ёфта, дини зардуштӣ табдил ба як дини воҳид барои кулли давлат гардида ва мубадони зардуштӣ ба пуштивонаи қудрати подшоҳони Сосонӣ табдил ёфтанд, нуфузи маобиди зардуштӣ на танҳо дар заминаи идеологӣ, балки дар заминаи иқтисодӣ низ мушоҳида мегардад. Дар натиҷа ҳадафи сиёсии Сосониён эҷоди «иттиҳоди тоҷу тахт ва меҳроб», яъне ҳокимияти дунявӣ ва дин ба даст омад.

Тақаддуси дини зардуштӣ дар Эрони Сосонӣ бо номи ду мубади зардуштӣ - Тосар ва Картир иртибот дорад.

Адён ва ҷашнҳои мазҳабии дигар, мисли монавӣ, масеҳият, маздакӣ, буддоӣ, ҳундуизм ва боварҳои дигар дар қаламрави Эрони сосонӣ реша давонида буданд.

Калидвожаҳо: давлати Сосониён, Сосониён, зардуштия, Ардашери I Бобакон, Шопури I, Тосар, Картир, маъхазҳои хаттӣ, маводи эпиграфӣ, Каъбаи Зардушт.

AGAIN TO THE QUESTION OF RELIGION IN THE SASANIAN STATE

The author of the article suggests to return to the issue of religion in the Sasanian state. Analyzing written sources and epigraphic material, the author comes to the conclusion that Zoroastrianism became the main instrument for consolidating the power of the Sasanian kings and recreating the new Persian empire. Ardashir I Papakan, the founder of the Sasanian state, made religion his main tool in the governance of the state.

The second edition of the Avesta, the sacred book of the Zoroastrian religion, was carried out under the Sassanids. Now Zoroastrianism is becoming a single religion for the whole state, and the Zoro-

// . 14-28.

astrian priesthood is the mainstay of the power of the Sasanian kings, the influence of the Zoroastrian church – temples is observed not only in the ideological field, but also in the economic field. As a result, the political goal of the Sassanids – the establishment of a «union of the throne and the altar», i.e. secular power and religion was achieved.

The canonization of Zoroastrianism in Sasanian Iran is associated with the names of two Zoroastrian priests, Tosar and Kartir.

Other religions and religious movements have taken root on the territory of Sasanian Iran: Manichaeism, Christianity, Mazdakism, Buddhism, Hinduism and other beliefs.

Key words: Sasanian state, Sassanids, Zoroastrianism, Ardashir I Papakan, Shapur I, Tosar, Kartir, written sources, epigraphic material, the Kaaba of Zoroaster.

Сведения об авторе: Ходжаева Наргис Джомиевна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории древности, средневековья и новейшей истории Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана. Адрес: Республика Таджикистан, 734025, Душанбе, проспект Рудаки, 33. Тел.: (+992) 918 64 91 85; Электронная почта: rangha@mail.ru.

Information about the authors: Khojaeva Nargis Jomievna - Doctor of History, Leading Researcher of the Department of Ancient, Mediaeval and New History of the A. Donish Institute of History, Archaeology and Ethnography, National Academy of Sciences of Tajikistan. Address: Republic of Tajikistan, 734025, Dushanbe, 33 Rudaki Ave. Tel.: Тел.: (+992) 918 64 91 85; E-mail: rangha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.