ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 347 ББК 67.304
ЕЩЕ ОДИН ШАГ В ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРНОГО МЕХАНИЗМА В ЕС
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА КОНДРАТ,
доцент кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МИУ МГИМО (У) МИД России, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.04 — финансовое право; налоговое право;
бюджетное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется формирование единого банковского надзорного механизма ЕС, функционирование которого будет обеспечивать Европейский Центральный Банк. Новая структура призвана обеспечить контроль за деятельностью европейских банков и содействовать созданию институтов страхования банковских рисков. Характеризуются основные этапы формирования и дальнейшего укрепления Экономического и монетарного союза ЕС, призванного улучшить управление экономической и финансовой политикой еврозоны за счет сокращения полномочий национальных правительств; исследуется правовая база, регулирующая банковский надзор в ЕС.
Ключевые слова: банковская система ЕС, банковский надзор, Европейский центральный банк, банковский союз, бюджетная стабильность, надзорный механизм, банковский регулятор.
Annotation. The article analyzes the formation of a single Bank Supervisory mechanism of the EU, the functioning of which will provide the European Central Bank. The new structure is designed to ensure control over the activities of European banks and promote the establishment of institutions for the insurance of banking risks. The article characterizes the main stages of formation and further strengthening of Economic and monetary Union, the EU, designed to improve the management of economic and financial policy of the Euro area by reducing the powers of national governments, the legal framework for banking supervision in the EU.
Keywords: EU's banking system, banking supervision, European Central Bank, Bank Soyuz, fiscal stability, Supervisory mechanism banking regulator.
С марта 2014 г. в ЕС действует единый банковский надзорный механизм, функционирование которого обеспечивается Европейским Центральным Банком.
Новая структура призвана обеспечить контроль за деятельностью европейских банков и содействовать созданию институтов страхования банковских рисков.
Главная задача Единого банковского надзорного механизма — постоянный мониторинг деятельности европейских банков, выявление и пресечение кризисных тенденций и бизнес-практик с высоким уровнем системного риска. Функции Единого механизма банковского надзора будет выполнять Европейский центробанк /ЕЦБ/ во взаимодействии с национальными надзорными органами стран-членов Банковского союза, в который войдут все государства зоны евро, а также к нему по желанию могут присоединиться отдельные страны Евросоюза, не входящие в монетарный союз.
Внутри ЕЦБ создан специальный департамент банковского надзора, который будет полностью отделен от всех монетарных функций центробанка. Решения этой структуры могут блокироваться решением Совета управляющих ЕЦБ.
Еще одна европейская структура, которая уже создана, но пока не нашла своего точного места в быстро меняющемся банковском мире Европы — Европей-
ское банковское агентство / EBA — European Banking Authority/ будет продолжать работу во взаимодействии с ЕЦБ по разработке единых правил и норм банковской деятельности в ЕС.
Введение в действие системы банковского надзора открывает возможность завершить создание Банковского союза к концу 2015 г. [1].
Единый механизм надзора в банковском секторе Европы является первым из ключевых шагов на пути к формированию банковского союза в еврозоне.
Этот механизм нацелен на то, чтобы сделать надзор за банками и их спасение в случае необходимости задачей европейских институтов, а не национальных регуляторов. Крупные потери банков в прошлом влекли за собой огромный ущерб для финансов государств еврозоны, что вынудило, в частности, Ирландию и Кипр обращаться за помощью к международным кредиторам.
Единый европейский банковский регулятор будет осуществлять надзор за 150 крупнейшими банками Европы, на долю которых приходится порядка 80% банковских активов в 17 странах еврозоны. Страны-члены Евросоюза, не входящие в еврозону, в будущем смогут присоединиться к этому механизму [2].
В декабре 2013 г. Еврокомиссия совместно с Ев-
94
Вестник Московского университета МВД России
№ 4/2015
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ропарламентом и Советом Евросоюза утвердили схему функционирования другого ключевого элемента Европейского Банковского Союза наряду с Единым европейским механизмом банковского надзора — Единого механизма ликвидации/ оздоровления проблемных банков (Single Resolution Mechanism, SRM). Механизм SRM действует с 1 января 2015 г. и пока охватывает 17 стран еврозоны с возможностью входа для других стран-членов ЕС. Основными элементами SRM является Единый совет (Single Resolution Board, SRB), принимающий решения по процедуре оздоровления/ ликвидации проблемных банков после уведомления ЕЦБ, и Единый фонд (Single Resolution Fund, SRF).
Последний будет сформирован за счет средств самих банков (на начальном этапе возможно использование средств европейского стабилизационного механизма European Stabilization Mechanism, ESM) и будет действовать вместе с Фондом гарантирования вкладов. Размер Единого Фонда будет составлять 1% от всех обеспеченных депозитов государств-членов банковского союза (примерно 55 млрд евро) [3].
Фонд SRF начнет функционировать с 2016 г. и получит все полномочия либо с момента наполнения Фонда, либо с 2026 г. До этой даты будут параллельно работать действующие сейчас национальные схемы реструктуризации.
После уведомления со стороны ЕЦБ о том, что тот или иной банк испытывает финансовые трудности, Единый совет приступает к разработке процедуры оздоровления/ ликвидации проблемного банка и определению инструментов и объемов финансирования [4].
Россия не остается в стороне от международных усилий по повышению качества банковского надзора. ЦБ РФ проводит значительную работу по реализации международных подходов, направленных на повышение финансовой устойчивости кредитных организаций и финансового рынка в целом, в первую очередь документов Базельского комитета по банковскому надзору.
В целях доведения до кредитных организаций рекомендаций БКБН изданы письма Банка России:
• от 06.02.2012 № 14-Т «О рекомендациях Ба-зельского комитета по банковскому надзору «Принципы совершенствования корпоративного управления»;
• от 21.03.2012 № 38-Т «О рекомендациях Ба-зельского комитета по банковскому надзору «Методики корректировок вознаграждений с учетом рисков и результатов деятельности»;
• от 16.05.2012 № 69-Т «О рекомендациях Ба-зельского комитета по банковскому надзору «Принципы надлежащего управления операционным риском» [4].
В целях выполнения обязательств, принятых Российской Федерацией в рамках «Группы 20» по реализации Принципов и Стандартов СФС, Банком России издано Указание Банка России от 01.10.2012 № 2894-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 30 апреля 2008 г. № 2005-У «Об оценке экономическо-
го положения банков», которое содержит методологию оценки систем оплаты труда в банках на предмет их соответствия рекомендациям СФС, направленным на снижение стимулов ответственных работников банков к принятию чрезмерных рисков. Оценка систем оплаты труда в банках встроена в методологию оценки экономического положения банков, осуществляемую Банком России в надзорных целях.
В 2013 г. и в начале 2014 г. ЦБ обнародовал Указание: Банка России от 25 октября 2013 г. N 3089-У «О порядке осуществления надзора за банковскими группами»[21]; Указание Банка России от 25 октября 2013 г. N 3083-У «О составлении и представлении в Банк России информации о рисках банковского холдинга»; Положение Банка России от 25 октября 2013 г. N 408-П «О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Информацию Банка России от 24 января 2014 г. «О консультативном документе Ба-зельского комитета по банковскому надзору о расчете показателя чистого стабильного фондирования (Базель III)» и ряд других [4].
Таким образом, Россия все активнее учитывает опыт зарубежных государств по совершенствованию функционирования системы финансового обзора и банковской деятельности в целом. Результаты этого должны сказаться в стабилизации банковской системы России.
Литература
1. http: // itar-tass.com / ekonomika / 690959 (дата обращения 17.02.2015)
2. ЕЦБ возьмет на себя роль единого банковского регулятора в еврозоне: http: // www.rosbalt.ru / business / 2013 / 09 / 13 / 1175290.html (дата обращения 17.02.2015)
3. http: // bankir.ru/novosti / s / fond-garantirovaniya-vkladov- fizlits- v- stranakh- es- sostavit- 0- 8- depozitov-10063134 / (дата обращения 17.02.2015)
4. http: // www.cbr.ru / analytics / fin_stab // MPR_13Q3-4.pdf (дата обращения 17.02.2015)
References
1. http: // itar-tass.com / ekonomika / 690959 (accessed 17.02.2015)
2. ECB voz'met na sebja rol' edinogo bankovskogo reguljatora v evrozone: http: // www.rosbalt.ru / business / 2013 / 09 / 13 / 1175290.html (accessed 17.02.2015)
3. http: // bankir.ru / novosti / s / fond-garantirovaniya-vkladov- fizlits- v- stranakh- es- sostavit- 0- 8- depozitov-10063134 / (accessed 17.02.2015)
4. http: // www.cbr.ru / analytics / fin_stab // MPR_13Q3-4.pdf (accessed 17.02.2015)
№ 4/2015
Вестник Московского университета МВД России
95