Научная статья на тему 'Эрозионная стойкость смазок при изготовлении отливок из алюминиевых сплавов методом литья под давлением'

Эрозионная стойкость смазок при изготовлении отливок из алюминиевых сплавов методом литья под давлением Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
269
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ / СМАЗКИ / ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОТЛИВОК / АЛЮМИНИЕВЫЕ СПЛАВЫ / МЕТОД ЛИТЬЯ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Михальцов А. М., Пивоварчик А. А.

In work studied influence of technological modes of moulding under pressure on an erosion resistance of lubricant courses most frequently used dividing mattings on various sites of foundry fitting-out at manufacture ofcasts from aluminum alloys.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Михальцов А. М., Пивоварчик А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Erosion resistance of lubrications at production of castings of aluminium alloys by means of casting under pressure

In work studied influence of technological modes of moulding under pressure on an erosion resistance of lubricant courses most frequently used dividing mattings on various sites of foundry fitting-out at manufacture ofcasts from aluminum alloys.

Текст научной работы на тему «Эрозионная стойкость смазок при изготовлении отливок из алюминиевых сплавов методом литья под давлением»

/тггттг^ rr mtjjwrr.fi / дт

- 2 (46). 20081 HI

ИТЕЙНОЕД W ПРОИЗВОДСТВО

In work studied influence of technological modes of moulding under pressure on an erosion resistance of lubricant courses most frequently used dividing mattings on various sites of foundry fitting-out at manufacture of casts from aluminum alloys.

А. М. МИХАЛЬЦОВ, А. А. ПИВОВАРЧИК, БИТУ

УДК 621.74.043:669.746.012

ЭРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ СМАЗОК ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ОТЛИВОК ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ МЕТОДОМ ЛИТЬЯ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Использование смазок (разделительных покрытий) в технологическом процессе изготовления отливок литьем под давлением является непременным условием [1, 2]. Удовлетворительная работа смазки, прежде всего, связана с эрозионной стойкостью смазочных слоев, образующихся на поверхности пресс-формы после нанесения разделительных покрытий.

Эрозионная стойкость смазок — одно из важнейших свойств разделительных покрытий: она определяет вероятность приваривания заливаемого металла к литейной оснастке, уменьшение теплового удара; от нее зависит и качество отливки, так как смываемая смазка, попадая в «тело» отливки, ведет к ухудшению внешнего вида и увеличению пористости [3, 4].

На поверхность пресс-формы разделительные покрытия наносят вручную либо с использованием распылителей различных конструкций. При этом толщина слоя смазки зависит от способа нанесения, времени распыления смазки, скорости ее перемеще-

ния, состава и свойств смазочного материала и может варьировать от нескольких до 400—500 молекулярных слоев, а в зависимости от размера молекул может составлять 0,5—0,8 мкм [1]. Предпочтение следует отдавать распылителям эжекционного типа, которые обеспечивают требуемое качество распыления и получение слоя оптимальной толщины.

Цель данной работы — исследование влияния технологических режимов литья под давлением на эрозионную стойкость смазок.

Для сравнительной оценки использовали смазку фирмы «Петрофер» (Германия), составы водоэмульсионных смазок, приготовленные на основе нефтепродуктов (минерального масла Вапор и гидрофобизатора ГФК-1), горного воска, смазку на основе кремнийорганических соединений и смазки на жировой основе, содержащие в своем составе порошкообразные наполнители — графит и алюминиевую пудру.

Состав и физические свойства испытываемых смазок приведены в таблице.

Состав и физические свойства испытываемых смазок

Смазка Основа, % ПАВ, % Наполнитель, % Вода, % Плотность смазки, кг/м3 Вязкость по вискозиметру ВЗ-4 при температуре 20°С, с

На основе масла Вапор 20 2,5 - Остальное 982 14

На основе гидрофобизатора ГФК-1 20 2,5 — Остальное 950 13

На основе горного воска 20 2,5 - Остальное 915 12

Фирмы «Петрофер» (Германия) — — — 925 12

На основе кремнийорганических соединений 20 2,5 Остальное 915 12

На основе минерального масла с добавкой графита 82 10 8 - 985 -

На основе минерального масла с добавкой алюминиевой пудры 80 10 10 1120

до / ЛГГТТг^ г готштгпш

ЧО / 2 (46), 2008 -

Исследования по определению эрозионной стойкости смазок проводили на машине литья под давлением мод. СШО 250/25-В2 с холодной горизонтальной камерой прессования с использованием сплава АК12. Сплав приготавливали из силумина марки АК12ч и возврата собственного производства (до 50%) в индукционной тигельной печи с графито-шамотным тиглем емкостью 0,4 м3. Перегретый до температуры 720 °С расплав обрабатывали покровно-рафинирующим флюсом производства ОДО «Эвтектика» (Республика Беларусь) в количестве 0,10% от объема расплава, после чего охлаждали вместе с печью до температуры заливки.

Контроль и поддержание температуры заливки металла производили с помощью хромель-алюмелевой термопары погружения и регулирующего потенциометра КСП-3. Температура заливаемого металла составляла 620±10 °С. Указанное колебание температуры заливаемого сплава связано с тепловой инертностью печи.

Контроль температуры поверхности пресс-формы осуществляли посредством хромель-алю-мелевых термопар с диаметром электродов 0,2 мм и специального прибора, погрешность измерения которого составляет ±0,1 °С.

Разогрев пресс-формы !ао рабочей температуры, составлявшей 150-165 °С, производили по средствам 15—20 запрессовок.

Шероховатость поверхности формообразующей вставки в пресс-форме составляла 0,4 Яа.

Время выдержки запрессованного расплава до извлечения отливки из полости пресс-формы во всех случаях контролировали с помощью реле времени.

Перед нанесением исследуемые водоэмульсионные смазки разбавляли технической водой в соотношении 1:20 и наносили при помощи пистолета-распылителя на поверхность пресс-формы с расстояния 0,2 м при давлении воздуха в сети 2,5 • 105 Па в течение 5 с. Смазки на жировой основе перед использованием подогревали в специальной таре на раздаточной печи и наносили на поверхность оснастки с помощью квача.

Прессующий поршень смазывали минимально необходимым количеством жировой смазки на основе гидрофобизатора ГФК-1 с добавкой горного воска в соотношении 4:1.

При проведении экспериментов исследовали влияние времени выдержки отливки в пресс-форме и скорости впуска металла в полость формы на эрозионную стойкость смазочного слоя на различных участках литейной оснастки.

Измерение толщины образовавшегося слоя смазки до и после запрессовки жидкого металла осуществляли с помощью радиоволнового толщиномера марки ТМ-300, изготовленного в Институте прикладной физики НАЛ Беларуси. Принцип действия прибора основан на измерении фазы электромагнитной волны сверхвысокой частоты, отраженной от тонкой диэлектрической пленки на поверхности пресс-формы. Он предназначен для измерения толщины лакокрасочных, оксидных, теплозащитных и иных неметаллических покрытий в лабораторных и

промышленных условиях. Толщиномер ТМ-300 обеспечивает измерение толщины покрытий от 1 до 300 мкм. Индикация результатов измерений — цифровая. Предел допускаемой основной погрешности измерения толщины покрытия равен ±0,03 Г, где Т — измеряемая величина. Прибор обеспечивает сохранение во встроенном энергонезависимом запоминающем устройстве до 500 значений результатов измерений в виде 10 блоков (файлов) по 50 результатов в каждом и выдачу сохраненных результатов на цифровое табло по команде оператора. На рис. 1 показан общий вид данного прибора.

Рис. 1. Общий вид прибора для измерения толщины разделительных покрытий

Замеры толщины слоя разделительного покрытия, образовавшегося в результате смазывания литейной оснастки, а также после раскрытия пресс-формы и удаления отливки, производили в районе литника (зона 4, рис. 2) и на формообразующей

Рис. 2. Схема измерения толщины смазки в рабочих зонах пресс-формы /, 2, 3 и в зоне 4 (вблизи питателя)

2 (46). 2008

/49

поверхности в трех точках 7, 2, 3. Для каждой смазки выполнили пять экспериментов с замером толщины образующихся слоев. В районе литника (зона 4) толщину смазочного слоя измеряли в одной точке.

Результаты измерений в виде диаграмм приведены на рис. 3-6.

Из рисунков видно, что после смазывания пресс-формы водоэмульсионными разделительными покрытиями на основе нефтепродуктов толщина слоя смазки минимальна по сравнению со слоями, образованными остальными разделительными покрытиями. Очевидно, это связано с низкой адгезионной способностью смазочных веществ, входящих в состав названных выше смазок [5]. Кроме того, термическая стойкость используемых материалов для приготовления данной смазки невысокая и, как следствие, возможна существенная термическая деструкция смазки при заливке жидкого металла [6].

Промежуточные значения показали водоэмульсионные смазки на основе горного воска, зарубежная смазка фирмы «Петрофер», а также на основе кремнийорганических соединений. Использование указанных разделительных покрытий позволяет получать более толстый смазочный слой. Это происходит благодаря высокой термической стойкости материалов, входящих в состав смазок, и большей адгезионной способности по сравнению со смазками на основе нефтепродуктов [5].

Максимальные значения толщины смазочного слоя получены при использовании жировых смазок, содержащих в своем составе порошкообразные добавки графита и алюминиевой пудры. Полученный результат прежде всего можно объяснить тем, что данные смазки наносили на литейную оснастку с помощью квача. Кроме того, в состав смазок входят порошкообразные наполни-

С мазка

Рис. 3. Толщина слоя, образовавшегося после нанесения смазок на поверхность пресс-

формы

Щ Время выдержки 5с

Щ Время выдержки Юс II Время выдержки 15с

Смазка

Рис. 4. Изменение толщины слоя смазок после различной выдержки отливок в форме

Н Скорость впуска гшп

Скорость впуска medium

>s

ъ. 1 X »s а> 1 3 CL

-е- 1 0) с: II ST О и Q. >з: о bi * »S Ш О га со ю а> о s

2 5 а. s 0 11 ч о са lO о et О et I oi 2 с; го

Смазка

Рис. 5. Изменение толщины слоя смазок при различных скоростях впуска сплава в пресс-форму (после извлечения отливки)

тели, которые после нанесения на поверхность пресс-формы формируют достаточно толстый разделительный слой.

Установлено, что после удаления отливки толщина слоя, образованного после нанесения разделительных покрытий, уменьшается на 40—60% при использовании всех исследуемых составов как водоэмульсионных, так и жировых.

ЛГГТТгГ^ГГ Г^^ГГГ^/чТРГТГГГ

2 (46), 2008 -

а. <0 »S S

1 о о Ъ. • X >s <в п 3

2 ф (2 <а 5 го 25 о о X а. Ф -е- a & з: х X s ^ % о X £-8 S. -8-ш е- ш о

ш о 5 2 £ £ с 3 g й О S 'о ш Ю 4) О S er X

о (О X о X о о го X о X о о <0 X 2 CL X 0 Смазка о £ о I ГО X X «J CL о ю о er О Ol 2 п; го

Рис. 6. Толщина слоя исследуемых смазок в зоне литника после изготовления отливки

Увеличение толщины смазочного слоя при последующих нанесениях разделительного покрытия на пресс-форму за счет накопления смазки отмечено лишь при использовании разделительных покрытий на основе горного воска (20%), смазки фирмы «Петрофер» (10%), а также смазки на основе кремнийорганических соединений (15%). Дальнейший рост толщины смазочного слоя, по-видимому, ограничен невысокой когезионной прочностью веществ, входящих в состав смазок.

Необходимо отметить, что трехкратное увеличение времени выдержки отливки в пресс-форме перед извлечением от 5 до 15 с ведет к незначительному уменьшению толщины смазочного покрытия в среднем на 15—20%. Это связано с тем, что время заполнения формы расплавом невелико и происходит за считанные доли секунды, при этом температура расплава быстро снижается вследствие высокой теплопроводности пресс-формы и, как следствие, деструкция смазки тормозится. Кроме того, в полости пресс-формы нет достаточного количества кислорода, необходимого для выгорания смазки. Дефицит кислорода обусловлен вытеснением последнего через вентиляционные каналы при заполнении полости пресс-формы расплавом и протеканием реакции с жидким алюминием.

Наиболее высокую устойчивость при изменении времени выдержки отливки в пресс-форме показала смазка на основе кремнийорганических соединений. Полученный результат объясняется высокой термической стойкостью веществ, входящих в состав данного разделительного покрытия [7]. Худший показатель у покрытия на основе гидрофобизатора и масла Вапор вследствие отно-

сительно низкой термической стойкости нефтепродуктов.

Установлено, что существенное влияние на эрозионную стойкость смазочных слоев исследуемых разделительных покрытий оказывает скорость впуска расплава в полость пресс-формы. Так, при минимальной скорости впуска металла толщина смазочного слоя снижается на 30—50%, при средней — на 50—60%, максимальной — 75—85% от толщины слоя разделительного покрытия, полученного после нанесения смазки. Полученный результат объясняется тем, что с увеличением скорости впуска струя жидкого металла более интенсивно смывает смазочный слой с поверхности пресс-формы.

Установлено также, что максимальный смыв смазки происходит в зоне литника. Независимо от скорости впуска и используемых составов смазок толщина слоя разделительного покрытия в зоне литника снижается на 90—95%. Это связано с тем, что в данной зоне затвердевание металла происходит в последнюю очередь и пресс-форма на данном участке испытывает наиболее сильное и длительное тепловое воздействие со стороны расплава.

Литература

1. Белопухов А.К. Технологические режимы литья под давлением. М.: Машиностроение, 1985.

2. Зеле но в В.Н., Кисиленко Л.Е. Смазка пресс-форм литья под давлением. М.: Машиностроение, 1983.

3. Рыжиков A.A., X р а м о в С.С. О смываемости смазочных покрытий форм литья под давлением // Литейное производство. 1982. №7. С. 26-27.

4. Архипенков Ю.В., Тимофеев Г.И. Смывае-мость разделительных смазок форм литья под давлением // Литейное производство. 1984. №3. С. 22—23.

5. Михальцов A.M., Пивоварчик A.A. Исследование адгезионной способности смазок на основе кремнийорганических полимеров для литья под давлением алюминиевых сплавов // Литье и металлургия. 2007. №1. С. 131134.

6. Матвеевский P.M. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. М.: Машиностроение, 1971.

7. Матвеевский P.M., Лашхи В.Л., Буяновс-кий И.А., Фукс И.Г., Бадыштова K.M. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний. М.: Машиностроение, 1989. С. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.