Научная статья на тему '"Эрасто-сан". К вопросу о возможности существования образа "положительно прекрасного человека" в современной российской литературе'

"Эрасто-сан". К вопросу о возможности существования образа "положительно прекрасного человека" в современной российской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б. АКУНИН / ЭРАСТ ФАНДОРИН / СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДЕТЕКТИВ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦИКЛ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ / ИДЕАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ / ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сафронова Е.В.

Поисками положительного героя современной и текущей русской литературы озабочены сегодня как идеологи, государственные мужи, так и деятели литературные критики и сами писатели. Но большинство сходится на том, что такого героя российская литература нулевых не выработала. Автор статьи считает возможным заявить, что в современной русской литературе все жё действует один, говоря известными словами Достоевского, «положительно прекрасный человек». Это герой цикла исторических детективов Б. Акунина Эраст Фандорин. При всей «идеальности» образа, персонаж не лишен человеческих чёрточек, делающих его образ психологически убедительным. Фандорин идеально продолжает линию героев мировой приключенческой классики мира, а разовые неудачи на сыщицком поприще избавляют образ от сусальности и ходульности: герой, никогда не терпящий поражений, неправдоподобен. Во всех «фандоринских» повестях чётко обозначена высокая идея: противостояние Добра и Зла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Эрасто-сан". К вопросу о возможности существования образа "положительно прекрасного человека" в современной российской литературе»

УДК 821.161.1

«ЭРАСТО-САН». К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБРАЗА «ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Е. В. Сафронова

Литературный журнал Союза писателей Москвы «Кольцо А», интернет-журнал. Редактор рубрики «Проза, критика, публицистика», член Русского ПЕН-центра (Москва), прозаик, литературный критик-публицист, тел. 8-910618-47-78, e-mail: saphelen@mail.ru

Аннотация. Поисками положительного героя современной и текущей русской литературы озабочены сегодня как идеологи, государственные мужи, так и деятели литературные — критики и сами писатели. Но большинство сходится на том, что такого героя российская литература нулевых не выработала. Автор статьи считает возможным заявить, что в современной русской литературе все жё действует один, говоря известными словами Достоевского, «положительно прекрасный человек». Это герой цикла исторических детективов Б. Акунина Эраст Фандорин. При всей «идеальности» образа, персонаж не лишен человеческих чёрточек, делающих его образ психологически убедительным. Фандорин идеально продолжает линию героев мировой приключенческой классики мира, а разовые неудачи на сыщицком поприще избавляют образ от сусальности и ходульности: герой, никогда не терпящий поражений, неправдоподобен. Во всех «фандоринских» повестях чётко обозначена высокая идея: противостояние Добра и Зла.

Ключевые слова: Б. Акунин, Эраст Фандорин, современная литература, детектив, литературный цикл, литературный образ, идеальный герой, идея.

Великий русский писатель Фёдор Достоевский, описывая свою творческую задачу в романе «Идиот», говорил так: «Изобразить положительно прекрасного человека». Не секрет, что поисками положительного героя современной и текущей русской литературы озабочены сегодня как идеологи, государственные мужи, так и деятели литературные - критики и сами писатели. Но большинство сходится на том, что персонажа, о каком грезил Достоевский, российская литература нулевых не выработала (подробнее о проблеме отсутствия в ней положительного героя см.: [2]).

© Е. В. Сафронова, 2015

Считаю возможным заявить, что в современной русской литературе все жё действует один «положительно прекрасный человек». Обосновывая свою точку зрения, буду обращаться к читателям от лица практика - литературного критика, а не теоретика-литературоведа. Как мудро заметил известный критик и литературовед Владимир Новиков, относящий себя к обоим этим цехам, но признающийся, что для каждого дела «пишет разными перьями»: «Литературоведов - тысячи! Критиков - единицы! Литературовед супротив критика - это все равно что плотник супротив столяра». Воздадим должное профессиональному чувству юмора критика Владимира Новикова, великолепно обыгравшего хрестоматийную цитату (сравнение взято из чеховской «Каштанки», так столяр Лука говорил своей собачке: «Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра...» [5, с. 431]).

Итак, литературному критику очевидно, что в современной русской прозе есть один настоящий герой в том же понимании слова, что у Достоевского. При всей «идеальности» образа персонаж не лишен человеческих чёрточек, делающих его образ психологически убедительным.

Это герой цикла исторических детективов Б. Акунина Эраст Петрович Фандорин. Цикл, начатый романом «Азазель», сегодня представляет собой 12 романов, один сборник малой прозы - «Нефритовые чётки» и один сборник повестей «Планета Вода».

Цикл изображает жизненный путь молодого человека из обедневшего дворянского рода, начинавшего рядовым чиновником в полицейском управлении, а к концу жизни ставшего гениальным сыщиком и весьма значительной персоной в царской России. Каждый роман Акунина - это история одного раскрытого преступления или серии. Выражаясь современным медийным языком, фан-доринскому циклу присуща «сериальность», каждый следующий роман в его структуре содержит новые приключения одних и тех же героев. Главных сквозных персонажей два - Эраст Фандорин и его слуга (впрочем, значащий для господина намного больше, чем прислуга, порой единственный друг) японец Маса. Масе принадлежит вынесенное в заголовок вежливое обращение к Фандорину на японский манер «Эрасто-сан».

Все, кроме Масы, представители окружения Фандорина появляются в романах от случая к случаю, иногда через несколько книг. Так, хитровский мальчишка Сенька Скорик из романа «Любовник

смерти» «вернулся» в цикл в романе «Весь мир театр» мсье Симоном, кинематографическим продюсером.

Эраст Фандорин и «фандоринский» цикл не обделены вниманием критики. В первом издании романа-диптиха «Особые поручения» есть послесловие Льва Данилкина о феномене «фандорин-ской» прозы [1]. Правда, в статье Данилкина почти ничего нет о Фандорине-герое, критика больше занимает литературная игра, которую начал с читателем создатель «Эрасто-сана». Напомню, что когда выходили первые романы за подписью Б. Акунина, их автор был инкогнито - никто в широкой публике не знал, что это Григорий Чхартишвили, журналист, японист, главный редактор журнала «Иностранная литература». Это ведал только узкий круг посвященных, в том числе Данилкин, который заигрывал с читателем и заставлял напрягать мысль - кто же автор? Когда уже инкогнито раскрылось, критики периодически возвращались к творчеству Акунина, в том числе и в связи с его литературными мистификациями - Анной Борисовой (якобы «авторшей» современной городской фантастики) и Анатолием Брусникиным (от его лица писатель создавал историко-приключенческие эпопеи).

Но нас интересует образ Эраста Фандорина как современное воплощение «положительно прекрасного героя». А об этом аспекте вряд ли есть солидные исследования.

Даже авторитет Данилкина, критика весьма известного, многие в литературоведческих и научных кругах ставят под сомнение, вменяя критику в вину то, что он занимается рецензированием книг «масскульта» и популярность обрёл, работая в коммерческом журнале «Афиша». Точка зрения, что настоящий художник или настоящий учёный не может «снисходить» до работы в коммерческом издании и с коммерческими изданиями, довольно живуча, хотя внятной аргументации её не приходилось слышать. Это нечто из области шаблонов.

Но в феномене Эраста Фандорина многое «замешано» на стереотипах. К примеру, фандоринской прозе меньше места уделено в текущей критике, не говоря уж о литературоведении, чем этот пласт заслуживает. Возможно, рецепционная установка, что детектив -это не литература (в лучшем случае, «не совсем литература»), помешала образу Эраста Фандорина быть полноценно рассмотренным критикой и литературоведением и выдвинутым на пустое «свято место» положительного героя русской текущей литературы. Рада подчеркнуть, что такой подход не разделяют некоторые серьёзные

авторы. Например, в Центре новейшей русской литературы при Институте филологии и истории РГГУ, директором которого является видный российский современный литературовед и критик Дмитрий Бак, в 2010 году состоялся круглый стол под названием «Герой современной прозы». В нём принял участие писатель и критик Павел Басинский, который высказал точку зрения, что герой обязан быть не литературным артефактом, а живым человеком, требующим сопереживания, и он не видит в современной литературе подлинных героев, за одним исключением: «Разве что Эраст Фандорин из книг Бориса Акунина - вполне зримый и идеологически наполненный персонаж» [4]. (Выделение моё, так как положительная оценка Басинского коррелирует с моим видением. - Е. С)

Многие уважаемые филологи серьёзно, как к заслуживающим внимания и изучения объектам, относятся к фандоринскому циклу вообще и фигуре литературного персонажа Эраста Фандорина в частности. А уж что говорить о широкой публике!.. Она Фандорина уважает. Скажем, на портале «Лучшие люди страны» [3] наряду с реальными гражданами, живущими (Алсу, Станислав Садальский, Лена Ленина) или жившими (Алексей Саврасов, генерал Лебедь, Евгений Леонов) в России, создана страничка и для Эраста Петровича Фандорина, где подробнейше изложена его биография.

В биографии книжного героя есть некая загвоздка, связанная с незавершённостью серии романов о Фандорине. Хронологически и концептуально на сегодня последними романами цикла является дилогия «Весь мир театр» и «Чёрный Город». Это истории 1911 и 1914 годов соответственно. В настоящее время «точка» в цикле стоит на моменте убийства Эраста Петровича. Началась Первая мировая война, изменившая понятия о чести, и одиночку-детектива, впутавшегося в огромную политическую игру, устранили физически. Так кончается «Чёрный Город».

Однако нельзя забывать, что Борис Акунин - писатель, склонный к розыгрышам и загадкам. Одна из фандоринских загадок ныне - является ли «Чёрный Город» последним томом цикла, а «предвоенная» по времени действия сюжета «Планета Вода» (события 1913 года), вышедшая позже «Чёрного Города», - предпоследним по логике повествования, а по факту - заключительным произведением цикла. Акунин всячески способствовал раздуванию флёра тайны вокруг своего детища, давая литературным изданиям интервью и делая заметки в собственном ЖЖ. После выхода «Чёрного Города» он говорил, что ожидается ещё две книги о Фандори-

не. Сейчас называет «Планету Вода» последним изданием цикла. Хотя развитие сюжета буквально вопиет о том, что должен быть написан и выпущен финальный роман, в котором Фандорин чудом останется жив и уедет из России - допустим, с белой эмиграцией. На такой исход его жизни намекает и цикл романов о наследниках Эраста - прибывшем в Москву 2000-х из Англии внуке Николасе Фандорине, герое дилогии «Алтын-Толобас» и «Ф. М.», родителе мальчика Ластика и девочки Гели. Ластик стал центральным персонажем акунинской «Детской книги для мальчиков». К слову, не от специалистов - педагогов, филологов или своих коллег, а от рядовых потребителей литературы, родителей подростков я слышала, что «Детскую книгу» ребята охотно читают - это при нынешнем-то падении интереса к чтению у юношества!..

Существует и «Детская книга для девочек», где главная героиня - девочка Геля, правнучка Эраста Петровича, но её автором значится некая Глория Му, а Борис Акунин якобы только создатель сценарной «канвы» для романа Глории. Но, памятуя, какой Аку-нин «шутник», мы вполне можем предположить, что Глория Му -его очередная маска. После прочтения «Детской книги для девочек» и хотя бы беглого, визуального стилистического анализа текста подозрение это укрепляется. Быть может, «зарубежное» продолжение приключений Фандорина будет просто подписано другим именем?..

Но вернёмся к основному для нашей статьи вопросу: почему Эраст Фандорин является в глазах автора современным образчиком «положительно прекрасного человека»?

По нашему мнению, Фандорин идеально продолжает линию героев приключенческой классики мира. Недаром в сборнике «Нефритовые чётки» есть реминисценция на тему «Записок о Шерлоке Холмсе» Конан Дойла и «Похождений Арсена Люпена» Мориса Леблана - «Узница башни». В ней гениальный вор Арсен Люпен «обставил» двух знаменитых детективов - Холмса и Фандорина. Помимо забавного «пародирования» основ детективного жанра, в сближении персонажей Фандорина и Холмса наблюдается нравственная перекличка. Оба сыщика стоят на страже правосудия, то есть, в прочтении Акунина, на страже Добра. Арсен Люпен, при всем своем уме и обаянии, олицетворяет Зло. В данном случае Зло победило, но Добро искренне пыталось его одолеть, и посрамленные положительные герои не оставляют надежд побороть Люпена. Рабиндранат Тагор писал: «Зло не может позволить себе роскоши

№ 1 (31), 2015, вопросы русской литературы быть побежденным. Добро может». Цепочка культурных аллюзий фандоринского цикла (к мировой философии, русской и зарубежной литературе, кинематографу и т. п.) выглядит бесконечной.

Борис Акунин вывел формулу оптимального расклада для современного романа с убедительно положительным героем. Долгая любовь публики к фандоринскому циклу служит самым веским доказательством «жизнеспособности» этого образа. Разовые неудачи, просчёты на сыщицком поприще (как в «Узнице башни») избавляют образ Фандорина от сусальности и ходульности: герой, никогда не терпящий поражений, неправдоподобен. Зато во всех «фандоринских» повестях чётко обозначено противостояние Добра и Зла, а какая идея выше?

Сопоставим образы Фандорина и Холмса. Холмс волей своего создателя является частным детективом, то есть никто ему не даёт задания, он борется со злом по собственному выбору и превращает это в профессию (в этом Шерлок Холмс «положительнее» Фандо-рина, потому он и базовый образ в системе координат мировой приключенческой классики). Статус Фандорина сложнее. Порой он человек на службе системы, за что и получает упреки от других персонажей. В «Статском советнике» (романе о «боевой группе», противостоящей на словах самодержавию, но на деле сеющей кровавую бурю, причиняющую зло невинным людям), где наш герой -чиновник особых поручений при московском генерал-губернаторе, любовница Эсфирь прямо называет Эраста «сатрапом», так как сама симпатизирует бунтовщикам. Фандорин отвечает словами о вечной российской беде: злу (революции) служат порядочные и чистые сердцем люди, добро (законность, правопорядок, покой в государстве) охраняют мерзавцы. На нелицеприятные краски в адрес других чиновников автор не скупится, они карьеристы, интриганы, злоупотребители властью, особенно на фоне Фандорина, и государева служба для них - источник личных выгод. А для Фандорина - идеология жизни. Дело чести. Кстати, именно в «Статском советнике» Акунин остро ставит вопрос о правомерности позиции «Цель оправдывает средства». В романе «Статский советник» главным злодеем, осведомителем «бомбистов», был высокий полицейский чин князь Пожарский. Он подкидывал информацию о полицейских операциях «бомбистам», выдавал «бомбистов» жандармам, а объяснял это всё просто: «Третий радующийся». В российской экранизации книги (Никитой Михалковым, сыгравшим главного злодея) позиция Пожарского выражена грубее и яснее: «Сожрите

друг друга». В ходе повествования Фандорин, выданный Пожарским террористам, чуть не погиб, но в итоге подставил под удар и гибель самого князя. Оказалось, императорская фамилия негласно поощряла высокопоставленного негодяя, зная о его неблаговидных методах. Выяснив всё это, Фандорин отказывается оставаться на прежней должности при новом московском генерал-губернаторе Великом князе Семёне Александровиче.

Итак, Фандорин не всегда остаётся рабом системы. «Выходка» Эраста Петровича, отказавшегося занять место, на которое прочили Пожарского, представляется ещё одной чертой «человечности» образа Фандорина. Вообще, образ Фандорина продуман и прописан его создателем так, чтобы у персонажа были заметны небольшие слабости, превращающие его в живого человека, а не плакатного героя.

У нашего героя есть характер и собственная система ценностей. Он не может предать свои убеждения, даже ради карьеры, даже ради возможности продолжать деятельность во благо Отечества.

Отказавшись от места, Фандорин будет действовать как частное лицо в «Коронации», а в тандеме «Любовница смерти» и «Любовник смерти» инкогнито, но читатель, конечно же, узнает его под именами Гэндзи и Неймлесс. Да и в «Весь мир театр» он будет человеком «на покое», оказывающим полиции услуги. Но в рамках «консультирования» он сделает больше, чем полиция, и совершит натуральный подвиг - спасёт труппу театра от взрыва, отлично подготовленного маньяком. Конечно, эти «подвиги по расписанию» - элемент приключенческого жанра, потому могут выглядеть нарочитыми, а также веским контраргументом нашим словам о том, что Фандорин - персонаж живой, точнее, жизненный. Наверное, здесь вступает в силу закон, что приключенческая книга обязана быть увлекательной. И всё-таки без очередных достижений Фандо-рина «положительная прекрасность» его образа была бы неполной.

Напрашиваются и «претензии» к образу Эраста Фандорина. Со своими изысканными манерами, галантностью и гипертрофированным понятием о чести Эраст Петрович - однозначно персонаж «не нашей» эпохи, как говорится, уходящая натура. Борис Акунин это отлично понимает и обыгрывает общественное мнение о деде и внуке Фандориных. Эраст Петрович в дореволюционной России -уважаемый человек, предмет вожделения женщин и зависти мужчин. Все окружающие смотрят на него с восхищением. Николас

Фандорин (весьма похожий на героического деда) в современной России - «чудик» не от мира сего, который выживает только благодаря жене Алтын, хваткой и практичной даме. Иными словами, годится ли Эраст Фандорин не на «мёртвую» роль «положительно прекрасного человека», но и на деятельный статус героя, на которого можно равняться?

Мы полагаем, что годится, и в следующих тезисах постараемся объяснить, почему.

«Историчность» образа Фандорина можно (и даже нужно) трактовать как знак преемственности современных россиян их героическим предкам. Человечество устроено так, что «Золотой век» и «золотых людей» ищет в прошлом, которое склонно романтизировать и приукрашивать. В наши дни в России очень сильны тенденции «укоренить» патриотические чувства современных молодых людей в блестящем славном прошлом (тут наблюдаются некоторые «перегибы», но не о них речь). В эту концепцию великолепно укладывается литературный герой предреволюционной - славной, сильной, богатой - Российской империи: Эраст Фандорин.

Но даже если «умерить пыл» и не прибегать к столь выспренним аргументам, Эраста Фандорина есть за что уважать (и чему подражать) и с точки зрения наших дней.

Фандорин одарен сверхъестественной способностью не проигрывать в азартные игры. Это единственная его мистическая черта. Все прочие сверхспособности - невероятная физическая сила, выносливость, спортивность, логический склад ума - имеют материалистическое объяснение: они плод долгих усилий, тренировок, тяги к новым знаниям, иначе - результаты неустанной работы над собой. Заметим, что техникой морального самосовершенствования Фандорина Борис Акунин щедро делится с читателями, описывая, как он проводит медитацию, ведёт дневник, концентрируется на нужной мысли. То есть книги о Фандорине - ещё и практические пособия по психологии и формированию позитивного мышления.

Если нам нужен современный герой-наставник для юношества, самосовершенствование Фандорина - веский козырь в его пользу.

Эраста Петровича любят женщины, ибо он очень интересный мужчина. Чуть ли не единственный настоящий мужчина в текущей русской прозе, не побоимся этого умозаключения. Фандорин демонстрирует истинно рыцарское отношение к женщинам: защищает, оберегает, жертвует собой (в «Чёрном Городе» бросается спасать жену, хотя давно её разлюбил, и попадает в ловушку: на ры-

царство его и поймали враги). Он честен со своими возлюбленными: всегда предлагает дамам руку и сердце или, когда не может дать женщине счастья, или не замечает взаимности, «отпускает» её. Никогда не мстит женщинам, но всегда готов прийти им на помощь.

Но Фандорин не сверхчеловек. У него ряд запоминающихся черт, которые можно принять и за «ахиллесовы пяты»: заикается (следствие перенесённого в юности стресса, описанного в романе «Аза-зель»), зависит от вещей (щегольской одежды, бытового комфорта, своих любимых нефритовых чёток). Ловя преступников, он иногда совершает провокации - принимает чужие личины, злоупотребляет доверием. Но Добро не может твориться в белых перчатках. В образе положительного героя не может не быть психологических «развилок» и моральных коллизий. В затруднительных случаях Фандорин действует по соображениям собственной чести, а не по общепринятым меркам. Честь привела его к гибели, описанной в «Чёрном Городе». Финал романа - казнь Фандорина его противниками - построен мастерски: возможно и продолжение, и «дальнейшее - молчанье». Именно поэтому давним поклонникам Эраста Фандорина так хочется верить, что Борис Акунин «оживит» нашего любимого героя и «увезёт» его из страны, которой не стало...

Но, увы, возможно, Борис Акунин хотел поставить фандоринс-кому циклу эффектную точку, и в этом смысле «Чёрный Город» -идеальное решение. Точка литературно и концептуально может объясняться тем, что ушло время «гениальных одиночек», борцов со злом с открытым забралом. Вспомним, ведь и цикл о Шерлоке Холмсе заканчивается тем, что старый детектив признает свою неуместность в новом мире. Пришло время сражений армий, в том числе и на «невидимом фронте». О невидимом фронте, о внешней разведке и «штатном» разведчике Алёше Романове следующий цикл Акунина - роман-фильма «Смерть на брудершафт» в восьми книгах. Он примитивнее, но и зрелищнее фандоринского цикла (не зря жанр его автор определил так кокетливо - «роман-фильма»). Но об Алёше Романове стоит написать отдельную статью.

Простимся же с Эрастом Фандориным на трогательном признании, что он пока лучший положительный герой и уникальный настоящий мужчина, которого породила современная российская проза.

Список использованных источников

[1] Данилкин Л. Убит по собственному желанию // Акунин Б. Особые поручения: Роман. М.: Захаров, 2000. С. 317-318.

[2] Сафронова Е. «Герои нашего времени» [Электронный ресурс] // Кольцо А. 2015. № 84-85. URL: http://soyuzpisateley.ru/ publication.php?id=530 (дата обращения 02.08.2015).

[3] Портал «Лучшие люди страны» [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Erast-Fandorin/bio/ (дата обращения 27.08.2015).

[4] Сайт Центра новейшей русской литературы [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnrl.ru/index_news_15.html_(дата обращения 27.08.2015).

[5] Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Соч.: В 18 т. Т. 6. М.: Наука, 1985. 736 с.

«ERASTO-SAN». TO THE PROBLEM ABOUT THE POSSIBILITY OF EXISTENCE OF AN IMAGE OF A «POSITIVELY BEAUTIFUL MAN» IN MODERN RUSSIAN LITERATURE

E. V. Safronova

Literary magazine of the Moscow Union of Writers «Ring A», an online journal. Editor of rubric «Prose, criticism, journalism», member of the Russian PEN Center (Moscow), novelist, literary critic and publicist, tel. 8-910-618-47-78, e-mail: saphelen@mail.ru

Summary. The article is devoted to the search for a positive hero of modern and current Russian literature. The most part of critics and writers finds a consensus that this hero was not produced by modern Russian literature. The author of the article declares, nevertheless, that one «positively beaut iful man» (in Dostoevsky's words) acts in the modern Russian literature. This is Erast Fandorin, the hero of the cycle of historical detective stories by B. Akunin. Although the image is «ideal», the character has human features due to which his image is psychologically convincing. Fandorin ideally continues the trend of heroes of the world adventure classics, and occasional failures in the detective work prevent Fandorin from .sugary and stilted image: a never unbeaten hero is far from credibility. A high idea of good / evil opposition is distinctly emphasized in all «Fandorin's» novels.

Keywords: B. Akunin, Erast Fandorin, modern literature, detective story, literature cycle, literature image, ideal hero, idea.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.