© В.В. Карлова, 2008 УДК 616.5-002615.28.9
ЭРАДИКАЦИя HELICOBACTER PYLORI
КАК ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЙ МЕТОД
В ТЕРАПИИ РОЗАЦЕА
В.В. Карлова
Ставропольская государственная медицинская академия
Розацеа относится к дерматозам, локализующимся в области лица, с хроническим и стадийным течением. Хронические дерматозы с преимущественным поражением открытых участков кожи зачастую сопровождаются расстройствами нервной системы в виде различных форм депрессий и существенно ограничивают возможность профессиональной деятельности и социальной активности пациентов [4]. Изучению патогенеза данного дерматоза посвящены многочисленные исследования, но до сих пор терапия розацеа представляет трудную задачу, так как все предлагаемые методы оказывают лишь временный эффект или оказываются неэффективными. Это приводит к развитию более тяжелых форм дерматоза с частыми рецидивами. Поэтому поиск оптимального метода терапии розацеа продолжает оставаться актуальным.
Определенную роль в патогенезе розацеа отводят сосудистым нарушениям, обусловленным многочисленными факторами, такими как, перепады внешних температур, инсоляция, употребление горячей пищи, острых, пряных продуктов, а также злоупотребление алкоголем и длительное применение наружных кортикостероидных средств [1]. Установлено участие в развитии заболевания вегето-сосудистой дистонии, астено-невротического синдрома, вегетативной неустойчивости [2, 4]. У больных розацеа выявлены изменения со стороны иммунной системы и системы гемостаза [5]. Обнаружена активация калликреин-ки-ниновой системы плазмы крови, которая, возможно, является «эффектором розацеа» [3].
Изучено влияние гормональных нарушений, которые могут служить основанием для торпидного течения дерматоза и частых его рецидивов [10].
Обращено внимание на клеща-железницу (Demodex folliculorum), который выявляется при розацеа в 80% случаях и чаще на более поздних стадиях процесса (папулезной, пустулезной, инфильтратив-но-продуктивной) [9]. Однако считается, что Demodex folliculorum не является этиологическим фактором, а лишь усугубляет течение дерматоза, так как клещ нередко обнаруживается и у совершенно здоровых людей.
Большое внимание уделено роли микроорганизма Helicobacter pylori (H.pylori) в формировании розацеа, определяющее значение которого доказано в гастро-
дуоденальной патологии. Эту взаимосвязь предположительно объясняют опосредованным влиянием хронической инфекции Н.ру1оп на чувствительность кожи к сосудорасширяющим агентам за счет увеличения секреции различных медиаторов воспаления в системный кровоток из слизистой желудка [13]. По некоторым данным, Н.ру1оп обнаруживают у 84% пациентов с розацеа [12]. Описано исчезновение или уменьшение клинических симптомов дерматоза, после эрадикации Н.ру1оп [15,16]. Исследованиями было установлено повышение уровня антител к Н.ру1оп и их нарастание в период обострения розацеа [1].
Помимо розацеа выявлено влияние Н.ру1оп и на другие заболевания кожи. Например, отмечена связь
Н.ру1оп с идиопатической хронической крапивницей и гнездной алопецией [11,17]. Кроме того, имеются экспериментальные и клинические работы, посвященные эффектам Н.ру1оп в патогенезе ишемической болезни сердца, тромбоцитопенической пурпуры, железодефицитной анемии, печеночной энцефалопатии и отмечена необходимость при этих заболеваниях эрадикации Н.ру1оп [6, 7, 8, 14].
Эрадикационная терапия Н.ру1оп осуществляется согласно рекомендациям Маастрихта и известна как «тройная терапия» первой линии. Она основана на применении ингибитора протонного насоса с кларитромицином в сочетании с амоксициллином или метронидазолом в стандартных дозах дважды в сутки коротким семидневным курсом. Указанная комбинация нашла свое отражение в имеющемся на фармацевтическом рынке комбинированном препарате «Пилобакт» производства «Ранбакси», который содержит омепразол 20 мг, кларитромицин 250 мг, тинидазол 500 мг.
Целью настоящего исследования было определение связи Н.ру1оп с розацеа и изучение возможности, а также эффективности лечения больных розацеа схемами эрадикационной терапии Н.ру1оп в том числе с использованием комбинированного препарата «Пилобакт».
Материал и методы. Под наблюдением находилось 105 пациентов с розацеа в возрасте от 15 до 72 лет. Из них 46 (43,8%) мужчин и 59 (56,2%) женщин. У 27 (25,7%) пациентов установлена эритематозная форма дерматоза; у 48 (45,7%) - папулезная, характеризующаяся большим количеством угреподобных папул на фоне стойкой эритемы; у 30 (28,6%) паци-
И оригинальные исследования. внутренние болезни
ентов выявлена пустулезная форма, проявляющаяся инфильтрацией кожи, пустулами и папулами. Все больные отмечали напряжение и зуд кожи лица. Ранее лечение по поводу розацеа получал 71 (67,6%) больной, количество рецидивов в течение года у большинства составило от 2 до 4. Эрадикационную терапию получили 65 пациентов.
Для лечения применяли комбинированный препарат «Пилобакт» и сравнивали его эффективность с протоколом «тройной терапии», состоящей из трех отдельных препаратов разных фирм производителей. Для этого были созданы две группы пациентов. Первая группа (Г-1) состояла из 45 больных и получала семидневный курс «Пилобакта» по 3 капсулы 2 раза в сутки. Вторая группа (Г-2) - 20 больных, получала наиболее часто используемый протокол эрадикацион-ной терапии Н.ру1оп: омепразол (20 мг 2 раза в сутки) + кларитромицин (500 мг 2 раза в сутки) + амоксицил-лин (1000 мг 2 раза в сутки) в течение 7 суток.
Для выявления патологии со стороны желудочнокишечного тракта всем больным провели фиброгастроскопическое обследование с прицельной биопсией слизистой оболочки желудка из трех отделов (антрального отдела, из угла и тела желудка по большой кривизне). В процессе эндоскопического исследования проводили визуальную оценку состояния слизистой оболочки желудка, двенадцатиперстной кишки. Повторную, заключительную биопсию выполняли через 4 - 6 недель после окончания терапии. Ин-фицированность Н.ру1оп определяли с помощью гистологического исследования и быстрого уреазного теста промышленного производства («Хелпил-тест
ООО «АМА», Санкт-Петербург). Для гистологического исследования биоптатов готовились срезы с последующей окраской по модифицированному методу Гимзы азурИ-эозином, препараты изучались под иммерсионным увеличением х630. Н.ру!оп-положитель-ными считались те пациенты, у которых хотя бы один из двух тестов был положительным.
Этиологическую эффективность эрадикационной терапии оценивали на основании отсутствия Н.ру1оп через 4 - 6 недель после окончания курса лечения. Клиническую эффективность лечения определяли на основании динамики симптомов заболевания при визуальном осмотре и субъективных расстройств через неделю после окончания терапии. Клиническое выздоровление констатировали при полном регрессе элементов, инфильтрации, отечности; значительное улучшение - при регрессе более половины элементов и условии отсутствия свежих высыпаний; улучшение - при уменьшении количества элементов на 1/2-1/3; отсутствие эффекта - при сохранении или незначительном регрессе клинической картины дерматоза.
Результаты исследования обрабатаны методом вариационной статистики. Достоверность различий между изучаемыми показателями (р) определяли с учетом числа наблюдений (п) и величины t по таблице Стьюдента. Различия как достоверные расценивали при ^2, р<0,05-0,01.
Результаты и обсуждение. По данным эндоскопического исследования, только у 5 (4,8%) обследованных пациентов отсутствовали изменения со стороны слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки, из них четверо пациентов были с эритематозной формой розацеа и один пациент - с папулезной. У остальных больных выявлены различные формы гастродуоденальной и гастроэзофагеальной патологии.
Как и предполагалось, наиболее информативным методом являлся гистологический. Н.ру1оп выявлен у 93 (88,6%) пациентов. У четырех пациентов, с поверхностным гастритом и у двух с поверхностным дуоде-
нитом, страдающих эритематозной формой розацеа, а также у 1 пациента с папулезной формой розацеа и рубцовой деформацией двенадцатиперстной кишки Н.ру1оп не был выявлен ни одним из методов.
Результаты терапии были следующие: клиническое выздоровление констатировано в Г-1 у 23 (51,1%) пациентов, в Г-2 у 11 (55%) пациентов; значительное улучшение в Г-1 у 13 (28,9%) пациентов, Г-2 у 8 (40%); улучшение наблюдалось в Г-1 у 7 (15,6%) и в Г-2 у 1 (5%) пациента с пустулезной формой розацеа.
В группе Г-1 частота эрадикации Н.ру1оп составила 79,5%, а в Г-2 - 88,9% (р>0,05).
С целью контроля эффективности терапии осуществляли наблюдение за больными на протяжении
1 года. В Г-1 ремиссия сохранялась в течение всего периода наблюдения у 77,8% пациентов, а в Г-2 у 75% больных, причем возникающие рецидивы отличались доброкачественным течением и имели менее распространенный характер, чем до лечения.
Из результатов обследования следует, что розацеа часто сочетается с патологией желудочно-кишечного тракта, ассоциированной с Н.ру1оп (у 88,6% пациентов), что нельзя не учитывать в терапии дерматоза. Отсутствие эффекта от традиционной терапии розацеа и достижение положительных клинических результатов при использовании эрадикационной терапии Н.ру1оп может свидетельствовать о влиянии микроорганизма на развитие и течение дерматоза.
При анализе результатов лечения можно прийти к заключению, что, применяя в практике лечения розацеа комбинированный препарат «Пилобакт» или «тройную терапию» с целью эрадикации Н.ру1оп, можно добиться выраженного клинического эффекта. Важным преимуществом «Пилобакта» является удобство его применения, более низкая стоимость курсового лечения, которое позволяет существенно повысить комплаентность больных и эффективность лечения.
Таким образом, разработанное нами лечение больных розацеа препаратом «Пилобакт» сокращает сроки терапии, удлиняет период ремиссии. Оно доступно для амбулаторной практики и может быть использовано дерматологами любого звена.
Несмотря на то, что отсутствует статистически достоверная разница в клинической эффективности терапии розацеа между «Пилобактом» и «тройной терапией», эффективность в эрадикации Н.ру1оп схемы с использованием амоксициллина больше. Скорее всего это связано с резистентностью к производным нитроимидозола в нашем регионе.
Для решения этой проблемы фирма-производитель «Ранбакси» выпустила комбинированный препарат «Пилобакт нео». Комбинация его компонентов соответствует протоколу «тройной терапии», состоит из омепразола 20 мг, кларитромицина 500 мг и ампициллина 1000 мг. Следовательно, данный препарат также можно применять в дерматологической практике при лечении розацеа.
Выводы
1. Получены свидетельства причинно-следственной связи между Н.ру1оп и розацеа у большинства пациентов. Это необходимо учитывать при обследовании и выборе терапии.
2. Эрадикация Н.ру1оп позволяет достичь положительного клинического эффекта, сохраняющегося в течение длительного времени.
3. В дерматологической практике для лечения пациентов с розацеа возможно применение комбинированного препарата «Пилобакт», повышающего комплаентность больных и позволяющего достичь высокого процента полной ремиссии в течение 1 года.
Литература
1. Потекаев, Н.Н. Розацеа / H.H. Потекаев. - М. - Спб., 2000.
- 144 с.
2. Силина, Л.В. Совершенствование метода лечения розовых угрей / Л.В. Силина, С.А Андронова // Актуальные вопросы дерматовенерологии и косметологии. - Владивосток, 1999. - С. 178-179.
3. Сницаренко, О.В. Вазоактивные полипептиды при розацеа / О.В. Сницаренко // Вестник дерматологии и венерологии. - 1989. - №9. С. 42 - 44.
4. Черкасова, М.В. Эглонил в патогенетической терапии розацеа / М.В. Черкасова, Ю.В. Сергеев // Вестник дерматологии и венерологии. - 1995. - №4. - С. 40-43.
5. Черкасова, М.В. Состояние системы гемостаза и показателей иммунитета у больных розацеа / М.В. Черкасова, Ю.В. Сергеев // Вестник дерматологии и венерологии. - 1999. - №6. - С. 28 - 30.
6. Choe, Y.H. Effect of Helicobacter pylori eradication on sideropenic refractory anaemia in adolescent girls with Helicobacter pylori infection / Y.H. Choe, J.E. Lee, S.K. Kim // Acta Paediatr. - 2000. - Vol. 8, №2. - P. 154 -157.
7. Demirturk, L. The effect of Helicobacter pylori eradication on gastric juice and blood ammonia concentrations and on visual evoked potentials in cirrhotics / L. Demirturk, Y Yazgan [et al.] // Helicobacter. - 2001. - Vol. 6, №4. - P. 325 - 330.
8. Emilia, G. Helicobacter pylori eradication can induce platelet recovery in idiopathic thrombocytopenic purpura / G. Emilia,
G. Longo, M. Luppi [et al.] // Blood. - 2001. - Vol. 97, №3.- Р 812 - 814.
9. Forton, F. Density of Demodex Folliculorum in rosacea: a case-control study using standardized skin-surface biopsy / F. Forton, B. Seys // Br. J. Dermatol. - 1993. - P. 650 - 659.
10. Kalioujnaya, L.D. Assesment of metabolic homeostasis in stomach mcer patients with rosacea / L.D. Kalioujnaya, N.E. Gorodilowsky // Sebaceour Grand, Acne and Rel. Disord. Intern. Dermat. Symp. - Berlin, 1997. - P. 95.
11. Radenhausen, M. Frequent of H elicobacter pylori infection in chronic urticaria / M. Radenhausen, J-D. Schulzke [et al.] // Acta. Derm. Venerol. - 2000. - №80. - Р 48 - 49.
12. Rebora, A. Helicobacter pylori in patients with rosacea [ letter ] / А. Rebora, F. Dragо [et al.] // Am. J. Gastroenterol.
- 1994. - Vol. 89, №9.- P 1603-1604.
13. Rebora, A. May Helicobacter pylori be important for dermatologists? / А. Rebora, F. Dragо, A. Parodi //Dermatology. -1995.- Vol. 191, №1. - Р 6 - 8.
14. Singh, R.K. Prospective analysis of the association of infection with CagA bearing strains of Helicobacter pylori and coronary heart disease / R.K. Singh, A.D. McMachon, H. Patel [et al.] // Heart.- 2002.- Vol. 88, №1. - P. 43 - 46.
15. Shiotani, A. Beneficial effect of Helicobacter pylori eradication in dermatologic diseases / A. Shiotani, K. Okada [et al.] // Helicobacter. - 2001. - Vol. 6, №1. - P 60 - 65.
16. Szlachcic, A. The linc between Helicobacter pylori infection and rosacea / A. Szlachcic // J. Eur. Acad. Dermatol. Venerol. - 2002 - Vol.16, №4 - P 328 - 333.
17. Tosti, A. Helicobacter pylori and skin diseases / A.S. Tosti, S. Pretolani [et al.] // Gastroenterol. - 1997.- Vol. 10 (suppl 1).
- P 37 - 39.
ЭРАДИКАЦИя HELICOBACTER PYLORI
КАК ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЙ
МЕТОД В ТЕРАПИИ РОЗАЦЕА
В.В. КАРЛОВА
Целью настоящего исследования было определение связи H.pylori с розацеа и изучение возможности и эффективности лечения больных розацеа протоколами эрадикационной терапии H.pylori в том числе с применением комбинированного препарата «Пилобакт».
Проведено обследование 10Б пациентов с розацеа.
H.pylori выявлен у 88,6% пациентов. Проведена эрадикаци-онная терапия: семидневным курсом препаратом «Пилабакт» по З капсулы 2 раза в день и тремя отдельными препаратами в соответствии с протоколом «тройной терапии».
В обоих случаях получен положительный клинический эффект, сохраняющийся в течение длительного времени. Сравнивая препарат «Пилобакт» с одним из протоколов «тройной терапии» статистически достоверной разницы в клинической эффективности терапии розацеа не выявлено, поэтому целесообразно его применение в дерматологической практике.
Ключевые слова: розацеа, эрадикация H.pylori, «Пило-бакт»
ERADICATION OF HELICOBACTER PYLORI
AS THE PATHOGENICALY PROVED METHOD
IN ROSATSEVA THERAPY
KARLOVA V.V.
The purpose of the present research was definition of connection H. pylori with rosacea and studying of an opportunity and efficiency of treatment of patients with rosacea by eradication therapy protocols of H. pylori including application of combined preparation “Pylobact”.
Inspection of 105 patients with rosacea is carried out. H. pylori is revealed in 88,6 % of patients. Eradication therapy is carried out with a seven-days course of taking “Pylobact” 3 capsules 2 times a day and three separate preparations according to the «triple therapy» protocol.
In both cases, the positive clinical effect kept for a long time is received. Comparing preparation “Pylobact” with one of protocols of «triple therapy», statistically authentic difference in clinical efficiency of rosacea therapy is not revealed, its application in der-matological practice therefore is expedient.
Key words: rosacea, eradication of H. pylori, “Pylobact”