ЭО!: 10.24411/9999-022А-2020-10348
УДК 398.22
ББК 63.5(2Рос=Эвы)
В. А. Петрова (Якутск) Эпос эвенов в СМИ
Эвены — один из малочисленных народов Севера, издавна ведущий кочевой образ жизни. В культурной традиции эвенов исполнение эпоса (нимкана) было коллективным действом, важным для всей социальной жизни общества, а эпический исполнитель был лицом значимым для всего сообщества в целом. Весь эпос (род), то есть полный жанрово-сюжетный набор всевозможных ним-канов, у эвенов подразделяется на три вида: песенный, песенно-прозаический и прозаический эпос. Но для разграничения песенного, песенно-прозаического и прозаического эпоса эвены употребляют слово нимкан с дополнительными словами-определениями. Эпос, исполняемый песенно, эвены называют икэ-ним-кан (букв. 'песня-нимкан'); песенно-прозаический эпос называют икэлкэн нимкан (букв. 'нимкан с песней'); собственно прозаический эпос называют нимкан, а короткие сказки — урумкун нимкан (букв. 'короткий нимкан') [Петрова 2014а, 15; 2017, 634].
Эпос эвенов, доживший до наших дней преимущественно в прозаической и отчасти песенно-прозаической формах, существовал некогда и в песенной форме, о чем сохраняются свидетельства. Песенно-прозаический эпос (как, видимо, и песенный в более отдаленные времена) исполнялся преимущественно мужчинами и был представлен во взрослой смешанной аудитории, куда допускались и дети. Эпос звучал в кругу семьи или исполнялся для более обширной группы, для всего стойбища. Наиболее известные сказители приглашались также для гостевого исполнения в другие стойбища, но это не распространялось на женщин. Они не участвовали и в соревнованиях сказителей, которые происходили обычно во время больших праздников.
У эвенов практиковалось исполнение эпоса и как факт общественной культурной жизни: во время больших съезжих праздников представители нескольких родов, преимущественно сказители-мужчины, участвовали в специальных профессиональных соревнованиях, где выбирались признанные победители, которые награждались подарками (например, во время праздника появления первого олененка исполнитель, признанный лучшим, получал в подарок олененка, который родился самым первым).
Интересно, что эпос у эвенов особым образом включался в семейно-бытовые поминально-похоронные ритуалы: при прощании с умершими сказителями обязательно исполняли произведения из их репертуара; это был знак уважения и дань памяти усопшему, одновременно момент повторения и запоминания его текстов ближайшими из его окружения людьми, то есть своеобразная попытка таким образом поддерживать и сохранять традицию.
Материалы, находящиеся в нашем распоряжении и рассмотренные в исследованиях наших предшественников, четко подтверждают наличие двух творческих типов сказителей: это сказители-исполнители и сказители-импровизаторы. Ж.К. Лебедева в работе «Архаический эпос эвенов» (пользуясь классификаци-
ЭПИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ
432
В. А. Петрова
ей А. М. Астаховой для былинных певцов) выделяет «две категории певцов: сказителей, усвоивших лишь «общий остов» произведения, но потом, путем отбора «типических» мест и свободного создания «переходов» выработавших собственный, постоянный текст, и сказителей творческого типа — импровизаторов» [Лебедева 1981, 88].
Наше исследование практик исполнения подтвердило наличие, как минимум, двух типов исполнителей в эвенской традиции, что четко прослеживается в настоящее время, хотя и в несколько «стертом» виде из-за разрушения самой традиции и значительной трансформации текстов. Сейчас с уверенностью можно сказать, что у эвенов есть сказители-исполнители, которым была свойственна традиционная передача текстов с минимумом варьирования, и сказители-импровизаторы, которых отличал творческий подход к воспроизведению текстов песенного и песенно-прозаического эпоса. Но вопрос о типах исполнителей, их особенностях и количестве типов требует дополнительных разысканий, учитывая, что на материалах русских былин А.М. Астахова и другие специалисты выделили три типа [Астахова 1938, 71-82]. Схожие результаты дало изучение типов исполнителей на материале лиро-эпических и лирических причитаний восточных славян, тексты которых значительно меньше по объему собственно эпических произведений. В. И. Харитонова выделила четыре типа исполнителей [Харитонова 1983, 78-93; 1987, 138-148].
Исполнение песенного и песенно-прозаического эпоса, в отличие от прозаического, требовало внутреннего сосредоточения, оно подчинялось особому ритму, задаваемому самой мелодией. Здесь большую роль играют повторы слов и словосочетаний, используемых в роли анафоры или эпифоры. Частое повторение сказителем слов-рефренов в начале или в конце каждой строки, способствующее ритмизации, вводило не только аудиторию, но прежде всего самого исполнителя в легкие варианты измененных состояний сознания, что уже изучено на примерах иных традиций [Петрова 2014а, 25; 20146, 91-103].
В целом записанный в последние два десятилетия материал позволяет говорить о закономерных трансформациях эпоса, завершающего свое бытование в фольклорной традиции: тексты — в сравнении с записанными ранее другими собирателями эвенского фольклора — стали значительно меньшими по числу используемых эпизодов, сюжеты утрачивают целые сюжетные ходы.
Сейчас запись эпоса в живом естественном исполнении маловероятна в силу нескольких причин. Уже ушли из жизни профессионалы, которые прошли школу эпического сказительства в традиционной обстановке, где передача эпоса осуществлялась через прямое обучение. Нынешние представители старшего поколения, среди которых встречаются хорошие знатоки эпического фольклора, потеряли аудиторию и саму эпическую среду вместе с традиционной обстановкой, благодаря которым и существовала эпическая традиция. В итоге произошел разрыв в передаче эпического знания от старшего поколения к младшему и почти завершилось угасание эпической традиции в целом.
В связи с угасанием эпической традиции большую роль в популяризации эпоса эвенов играет его трансляция в средствах массовой информации, как это делается в радиопередаче автора данной статьи «Голоса тундры и тайги» в ГТРК «Саха». Транслируется эпос (прозаический и песенно-прозаический), записанный от эвенских сказителей А. С. Чирикова (с. Арка, Хабаровский край), Д. М. Осе-ниной (с. Тополиное, Республика Саха (Якутия), А. И. Хабаровской (с. Березовка, Республика Саха (Якутия). Например, сюжет о Деве-Лебеди, записанный от эвен-
IV всероссийский конгресс Фольклористов. том третий
Эпос эвенов в СМИ
433
ских сказителей А. С. Чирикова и Д. М. Осениной, повествует о добыче брачного партнера в лице волшебной девы-оборотня. Его варианты устойчиво сохраняются в эпической традиции эвенов в настоящее время. Записи текстов на этот сюжет были сделаны мной в Республике Саха (Якутия) от А. И. Тарабукиной, Е. И. Тарабукиной, М. И. Дуткина. Но в то же время текстологический анализ демонстрирует, что рассмотренный сюжет «Уиндя», записанный мной от А. И. Тарабукиной в 2005 г., утратил песенные эпизоды, которые существуют в разрушенном виде, и представляет собой трансформированную форму архаического эпоса. Этот процесс объясняется значительными изменениями в жизни народа, особенно в последние два столетия: влиянием современной культуры, утратой прикладных функций песенно-прозаического эпоса [Петрова 2016, 586-600]. А изменения в практике исполнения эпоса можно объяснить, с одной стороны, естественной эволюцией традиции и, с другой стороны, ее трансформациями под воздействием новых реалий современной жизни, видоизменившими традиционный быт настолько, что в нем почти не осталось места сеансам исполнения эпоса в традиционной обстановке.
В целом сложившаяся картина свидетельствует о происходящей трансформации в эпической традиции эвенов. Сохранению эпоса не только эвенов, но и других народов поможет популяризация через СМИ (как это делается в авторской радиопередаче «Голоса тундры и тайги» на «Радио России»). Данная радиопередача вошла в тройку лучших во Всероссийском конкурсе средств массовой информации «СМИротворец» на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений в 2011, 2015 и 2016 гг. Конкурс проводится c 2008 г. по инициативе Гильдии межэтнической журналистики. С 2016 г. конкурс проводится Федеральным агентством по делам национальностей в рамках мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики и ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)».
ЛИТЕРАТУРА
Астахова 1938 - Астахова А. М. Былины Севера. Т. I. М.-Л., 1938. Лебедева 1981 - Лебедева Ж. К. Архаический эпос эвенов. Новосибирск, 1981. Петрова 2014а - Петрова В. А. Эпическая традиция эвенов в контексте духовной культуры и быта кочевого народа (конец XIX — начало XXI в.). Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. Москва, 2014.
Петрова 20146 - Петрова В. А. Эпическая традиция эвенов в контексте духовной культуры
и быта кочевого народа (XIX — начало XXI в.). Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2014. Петрова 2016 - Петрова В. А. Историческая (временная) трансформация текстов песенно-прозаического и прозаического эпоса эвенов (на примере сюжета о Деве-Лебеди) // Oxford Review of Education and Science. 2016. Т. 5. №1 (11). C. 586-600. Петрова 2017 - Петрова В. А. Эвенский эпос (нимкан): дифференциация и терминология //
Language and Literature. 2017. Т. 26. №4 (2). C. 634-639. Харитонова 1983 - Харитонова В.И. Восточнославянская причеть (проблемы поэтики, типологии и генезиса жанра). Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1983. Харитонова 1987 - Харитонова В. И. Восточнославянская причеть и ее исполнители // Фольклор народов РСФСР. Межэтнические фольклорные связи. Уфа, 1987. C. 138-148.
эпическое наследие россии