Научная статья на тему 'Эпос эвенов в СМИ'

Эпос эвенов в СМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медийное пространство / эвены / эвенский эпос (нимкан) / песенно-прозаический эпос / Media space / Evens / Even epic (nimkan) / song and prose epic

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрова Валентина Алексеевна

Эвены — один из малочисленных народов Севера. Возможно, именно благодаря кочевому образу жизни они сохраняют до настоящего времени свою духовную культуру, хотя за последнее столетие многое изменилось. В данной статье рассматривается эпическая традиция эвенов с целью демонстрации того, каким образом традиция исполнения эпоса бытует в духовной культуре народа и трансформируется во времени и исполнительской среде. Известно, что эвенский эпос обладал развитой специализацией исполнения. Исполнение эпоса было приурочено к определенному месту и времени и было привязано к годовому циклу. Современное состояние эпической традиции позволяет говорить о наличии закономерных трансформаций при сохранении основ традиционного исполнительства. Сохранению эпоса не только эвенов, но и других народов поможет популяризация через СМИ (как это делается в авторской радиопередаче «Голоса тундры и тайги» на радио «Россия»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The epic tradition of the Evens in the media space

Evens is one of the indigenous peoples of the North. Perhaps it is because of their nomadic lifestyle, they retain up to standing time, its spiritual culture, although over the past century, much has changed. This article discusses the epic tradition of the Evens to show how the tradition of performing epic portrayed in the spiritual culture of the people and transformed in time and performing environment. It is known that Even epic had developed the specialization of performance. The performance of the epic was timed to defined time and place, and was tied to the annual cycle. The modern state of epic tradition suggests the existence of natural transformations while maintaining the basics of traditional music. Preservation of the epic is not just Evens, but other nations will help to popularize through the media (as is, in the author’s on a radio show, giving “Voices of tundra and taiga” on radio “Russia”).

Текст научной работы на тему «Эпос эвенов в СМИ»

ЭО!: 10.24411/9999-022А-2020-10348

УДК 398.22

ББК 63.5(2Рос=Эвы)

В. А. Петрова (Якутск) Эпос эвенов в СМИ

Эвены — один из малочисленных народов Севера, издавна ведущий кочевой образ жизни. В культурной традиции эвенов исполнение эпоса (нимкана) было коллективным действом, важным для всей социальной жизни общества, а эпический исполнитель был лицом значимым для всего сообщества в целом. Весь эпос (род), то есть полный жанрово-сюжетный набор всевозможных ним-канов, у эвенов подразделяется на три вида: песенный, песенно-прозаический и прозаический эпос. Но для разграничения песенного, песенно-прозаического и прозаического эпоса эвены употребляют слово нимкан с дополнительными словами-определениями. Эпос, исполняемый песенно, эвены называют икэ-ним-кан (букв. 'песня-нимкан'); песенно-прозаический эпос называют икэлкэн нимкан (букв. 'нимкан с песней'); собственно прозаический эпос называют нимкан, а короткие сказки — урумкун нимкан (букв. 'короткий нимкан') [Петрова 2014а, 15; 2017, 634].

Эпос эвенов, доживший до наших дней преимущественно в прозаической и отчасти песенно-прозаической формах, существовал некогда и в песенной форме, о чем сохраняются свидетельства. Песенно-прозаический эпос (как, видимо, и песенный в более отдаленные времена) исполнялся преимущественно мужчинами и был представлен во взрослой смешанной аудитории, куда допускались и дети. Эпос звучал в кругу семьи или исполнялся для более обширной группы, для всего стойбища. Наиболее известные сказители приглашались также для гостевого исполнения в другие стойбища, но это не распространялось на женщин. Они не участвовали и в соревнованиях сказителей, которые происходили обычно во время больших праздников.

У эвенов практиковалось исполнение эпоса и как факт общественной культурной жизни: во время больших съезжих праздников представители нескольких родов, преимущественно сказители-мужчины, участвовали в специальных профессиональных соревнованиях, где выбирались признанные победители, которые награждались подарками (например, во время праздника появления первого олененка исполнитель, признанный лучшим, получал в подарок олененка, который родился самым первым).

Интересно, что эпос у эвенов особым образом включался в семейно-бытовые поминально-похоронные ритуалы: при прощании с умершими сказителями обязательно исполняли произведения из их репертуара; это был знак уважения и дань памяти усопшему, одновременно момент повторения и запоминания его текстов ближайшими из его окружения людьми, то есть своеобразная попытка таким образом поддерживать и сохранять традицию.

Материалы, находящиеся в нашем распоряжении и рассмотренные в исследованиях наших предшественников, четко подтверждают наличие двух творческих типов сказителей: это сказители-исполнители и сказители-импровизаторы. Ж.К. Лебедева в работе «Архаический эпос эвенов» (пользуясь классификаци-

ЭПИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

432

В. А. Петрова

ей А. М. Астаховой для былинных певцов) выделяет «две категории певцов: сказителей, усвоивших лишь «общий остов» произведения, но потом, путем отбора «типических» мест и свободного создания «переходов» выработавших собственный, постоянный текст, и сказителей творческого типа — импровизаторов» [Лебедева 1981, 88].

Наше исследование практик исполнения подтвердило наличие, как минимум, двух типов исполнителей в эвенской традиции, что четко прослеживается в настоящее время, хотя и в несколько «стертом» виде из-за разрушения самой традиции и значительной трансформации текстов. Сейчас с уверенностью можно сказать, что у эвенов есть сказители-исполнители, которым была свойственна традиционная передача текстов с минимумом варьирования, и сказители-импровизаторы, которых отличал творческий подход к воспроизведению текстов песенного и песенно-прозаического эпоса. Но вопрос о типах исполнителей, их особенностях и количестве типов требует дополнительных разысканий, учитывая, что на материалах русских былин А.М. Астахова и другие специалисты выделили три типа [Астахова 1938, 71-82]. Схожие результаты дало изучение типов исполнителей на материале лиро-эпических и лирических причитаний восточных славян, тексты которых значительно меньше по объему собственно эпических произведений. В. И. Харитонова выделила четыре типа исполнителей [Харитонова 1983, 78-93; 1987, 138-148].

Исполнение песенного и песенно-прозаического эпоса, в отличие от прозаического, требовало внутреннего сосредоточения, оно подчинялось особому ритму, задаваемому самой мелодией. Здесь большую роль играют повторы слов и словосочетаний, используемых в роли анафоры или эпифоры. Частое повторение сказителем слов-рефренов в начале или в конце каждой строки, способствующее ритмизации, вводило не только аудиторию, но прежде всего самого исполнителя в легкие варианты измененных состояний сознания, что уже изучено на примерах иных традиций [Петрова 2014а, 25; 20146, 91-103].

В целом записанный в последние два десятилетия материал позволяет говорить о закономерных трансформациях эпоса, завершающего свое бытование в фольклорной традиции: тексты — в сравнении с записанными ранее другими собирателями эвенского фольклора — стали значительно меньшими по числу используемых эпизодов, сюжеты утрачивают целые сюжетные ходы.

Сейчас запись эпоса в живом естественном исполнении маловероятна в силу нескольких причин. Уже ушли из жизни профессионалы, которые прошли школу эпического сказительства в традиционной обстановке, где передача эпоса осуществлялась через прямое обучение. Нынешние представители старшего поколения, среди которых встречаются хорошие знатоки эпического фольклора, потеряли аудиторию и саму эпическую среду вместе с традиционной обстановкой, благодаря которым и существовала эпическая традиция. В итоге произошел разрыв в передаче эпического знания от старшего поколения к младшему и почти завершилось угасание эпической традиции в целом.

В связи с угасанием эпической традиции большую роль в популяризации эпоса эвенов играет его трансляция в средствах массовой информации, как это делается в радиопередаче автора данной статьи «Голоса тундры и тайги» в ГТРК «Саха». Транслируется эпос (прозаический и песенно-прозаический), записанный от эвенских сказителей А. С. Чирикова (с. Арка, Хабаровский край), Д. М. Осе-ниной (с. Тополиное, Республика Саха (Якутия), А. И. Хабаровской (с. Березовка, Республика Саха (Якутия). Например, сюжет о Деве-Лебеди, записанный от эвен-

IV всероссийский конгресс Фольклористов. том третий

Эпос эвенов в СМИ

433

ских сказителей А. С. Чирикова и Д. М. Осениной, повествует о добыче брачного партнера в лице волшебной девы-оборотня. Его варианты устойчиво сохраняются в эпической традиции эвенов в настоящее время. Записи текстов на этот сюжет были сделаны мной в Республике Саха (Якутия) от А. И. Тарабукиной, Е. И. Тарабукиной, М. И. Дуткина. Но в то же время текстологический анализ демонстрирует, что рассмотренный сюжет «Уиндя», записанный мной от А. И. Тарабукиной в 2005 г., утратил песенные эпизоды, которые существуют в разрушенном виде, и представляет собой трансформированную форму архаического эпоса. Этот процесс объясняется значительными изменениями в жизни народа, особенно в последние два столетия: влиянием современной культуры, утратой прикладных функций песенно-прозаического эпоса [Петрова 2016, 586-600]. А изменения в практике исполнения эпоса можно объяснить, с одной стороны, естественной эволюцией традиции и, с другой стороны, ее трансформациями под воздействием новых реалий современной жизни, видоизменившими традиционный быт настолько, что в нем почти не осталось места сеансам исполнения эпоса в традиционной обстановке.

В целом сложившаяся картина свидетельствует о происходящей трансформации в эпической традиции эвенов. Сохранению эпоса не только эвенов, но и других народов поможет популяризация через СМИ (как это делается в авторской радиопередаче «Голоса тундры и тайги» на «Радио России»). Данная радиопередача вошла в тройку лучших во Всероссийском конкурсе средств массовой информации «СМИротворец» на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений в 2011, 2015 и 2016 гг. Конкурс проводится c 2008 г. по инициативе Гильдии межэтнической журналистики. С 2016 г. конкурс проводится Федеральным агентством по делам национальностей в рамках мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики и ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)».

ЛИТЕРАТУРА

Астахова 1938 - Астахова А. М. Былины Севера. Т. I. М.-Л., 1938. Лебедева 1981 - Лебедева Ж. К. Архаический эпос эвенов. Новосибирск, 1981. Петрова 2014а - Петрова В. А. Эпическая традиция эвенов в контексте духовной культуры и быта кочевого народа (конец XIX — начало XXI в.). Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. Москва, 2014.

Петрова 20146 - Петрова В. А. Эпическая традиция эвенов в контексте духовной культуры

и быта кочевого народа (XIX — начало XXI в.). Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2014. Петрова 2016 - Петрова В. А. Историческая (временная) трансформация текстов песенно-прозаического и прозаического эпоса эвенов (на примере сюжета о Деве-Лебеди) // Oxford Review of Education and Science. 2016. Т. 5. №1 (11). C. 586-600. Петрова 2017 - Петрова В. А. Эвенский эпос (нимкан): дифференциация и терминология //

Language and Literature. 2017. Т. 26. №4 (2). C. 634-639. Харитонова 1983 - Харитонова В.И. Восточнославянская причеть (проблемы поэтики, типологии и генезиса жанра). Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1983. Харитонова 1987 - Харитонова В. И. Восточнославянская причеть и ее исполнители // Фольклор народов РСФСР. Межэтнические фольклорные связи. Уфа, 1987. C. 138-148.

эпическое наследие россии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.