Научная статья на тему 'Эпоха Г. Р. Державина и тамбовский театр'

Эпоха Г. Р. Державина и тамбовский театр Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1440
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Неофилология
Область наук
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПОЭТ-ГРАЖДАНИН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ / ГУБЕРНАТОР / ТАМБОВ / ТЕАТР / ENLIGHTENMENT / THEATRICAL ART / POET-CITIZEN / STATESMAN / GOVERNOR / TAMBOV / THEATRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сазонова Валентина Александровна

Гаврила Романович Державин виднейший поэт и государственный деятель эпохи Просвещения, внесший огромный вклад в развитие культуры и просвещения народа. Дан общий анализ развития русского театрального искусства второй половины XVIII века во времена правления Екатерины II. Рассматриваются основные этапы биографии Г.Р. Державина: детство, военная служба, административная деятельность на посту советника Правительствующего Сената. Силой своего поэтического дара он обличал коррупцию, казнокрадство, лесть, угодничество вельмож. Отмечены главные черты его личности: смелость, честность, справедливость, борьба за укрепление государственности на основе соблюдения законов. Подробно раскрыта деятельность Г.Р. Державина в должности губернатора Тамбовского наместничества. Отмечены не только его достижения в организации делопроизводства и законности, градопланирования и градостроительства, благоустройства города, но и забота о нравственном просвещении и образовании молодежи, ее эстетическом воспитании. Отмечены роль Г.Р. Державина и его жены в появлении первого театра в Тамбове, непримиримая борьба против нарушителей закона, подчеркнуто значение деятельности поэта-гражданина для потомков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EPOCH OF G.R. DERZHAVIN AND TAMBOV THEATRE

Gavrila Romanovich Derzhavin is an outstanding poet and statesman of the Enlightenment epoch; he contributed a lot to the development of culture and people’s education. We present the general analysis of the Russian theatrical art development in the second half of the 18th century during the reign of Catherine the Great. We consider the milestones of G.R. Derzhavin’s biography: childhood, military service, civil service during his tenure as counselor of the Governing Senate. With his poetic talent G.R. Derzhavin condemned corruption, peculation, flattery, servility of noblemen. We note his main personality traits: courage, honesty, fairness, his struggle for consolidation of statesmanship on the foundations of law. We reveal in details G.R. Derzhavin’s service as the governor of the Tambov Viceroyalty. We note not only his achievements in the organization of clerical duties and legitimacy, urban planning and town-building, provision of urban amenities, but his care of moral awareness and youth’s education, especially their aesthetic education. The impact of G.R. Derzhavin and his spouse on the development of the first theatre in Tambov and his radical struggle against law violations are highlighted, the significance of poet-citizen’s activities for the descendants is emphasized.

Текст научной работы на тему «Эпоха Г. Р. Державина и тамбовский театр»

DOI: 10.20310/2587-6953-2018-4-14-72-85 УДК 82-1+792.03

ЭПОХА Г.Р. ДЕРЖАВИНА И ТАМБОВСКИЙ ТЕАТР

Валентина Александровна САЗОНОВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]

Аннотация. Гаврила Романович Державин - виднейший поэт и государственный деятель эпохи Просвещения, внесший огромный вклад в развитие культуры и просвещения народа. Дан общий анализ развития русского театрального искусства второй половины XVIII века во времена правления Екатерины II. Рассматриваются основные этапы биографии Г.Р. Державина: детство, военная служба, административная деятельность на посту советника Правительствующего Сената. Силой своего поэтического дара он обличал коррупцию, казнокрадство, лесть, угодничество вельмож. Отмечены главные черты его личности: смелость, честность, справедливость, борьба за укрепление государственности на основе соблюдения законов. Подробно раскрыта деятельность Г.Р. Державина в должности губернатора Тамбовского наместничества. Отмечены не только его достижения в организации делопроизводства и законности, градопланирования и градостроительства, благоустройства города, но и забота о нравственном просвещении и образовании молодежи, ее эстетическом воспитании. Отмечены роль Г.Р. Державина и его жены в появлении первого театра в Тамбове, непримиримая борьба против нарушителей закона, подчеркнуто значение деятельности поэта-гражданина для потомков.

Ключевые слова: Просвещение; театральное искусство; поэт-гражданин; государственный деятель; губернатор; Тамбов; театр

Деятельность Г.Р. Державина, одного из виднейших просветителей на Тамбовской земле, пришлась на вторую половину XVIII века - время эпохи Просвещения.

Просветители и в Западной Европе, и в России выдвинули идею прогресса, приносимого наукой, критическим разумом. Наука, знание, разум стали для Просвещения сильнейшим оружием против старого феодального общества и устоев. Просветители верили, что просвещенный человек, достигший гармонии разума и чувства, будет видеть жизненную цель в служении общему благу, а не своей корысти.

В борьбе против старого общества просветители уделяли огромное внимание театру. XVIII век - одна из великих эпох развития этого вида искусства. Театр Просвещения выразил и содержанием своим, и методом тот взгляд на мир, который был наиболее адекватен эпохе.

Передовые деятели русской культуры XVIII века принимали непосредственное участие в жизни театра, боролись за утверждение прогрессивной драматургии. Театр был самым демократичным видом искусства, доступным широкому зрителю, лишенному

возможности читать книги, газеты. Актуальность тематики пьес, стремление к многожанровому репертуару, самобытности актерского искусства - все это способствовало быстрому росту русской театральной культуры. Передовые умы России боролись за театр широкого зрителя, против сословной замкнутости, придворного театрального зрелища, учитывая опыт народного театра.

Во второй половине XVIII века в центре репертуара лидировала народная драма «Лодка», в которой рассказывалось о том, как плавающие по Волге и Дону разбойники во главе с есаулом расправлялись с жестокими помещиками и вершили над ними праведный суд. Спектакли «Охочих комедиантов» способствовали утверждению актерской профессии, приобщали широкие массы к театральному искусству.

В противовес этому правительство решило открыть официальные «Народные театры», артистами которых были любители, получающие плату за выступления от государства. Надзор за этими театрами и репертуаром был поручен полиции. Дозволялось играть народные интермедии и безобидные комедии Ж.-Б. Мольера. Но, опасаясь боль-

© Сазонова В.А., 2018 ISSN 2587-6953. Неофилология. 2017. Т. 4, № 14

шого скопления простого люда на спектаклях народных театров, в 1770 г. правительство запретило их.

В 1756 г. в Санкт-Петербурге императрицей Елизаветой был учрежден первый публичный «Русский для представления трагедий и комедий театр». Директором его был назначен А.П. Сумароков. Это был платный и общедоступный театр, посещать его могли широкие слои населения.

Основу труппы публичного театра составляли Ф.Г. Волков, его брат И. Дмитриевский и другие актеры Ярославского театра, которые были приглашены в Санкт-Петербург и показали спектакли «Хорев», «Синав и Трувор» А.П. Сумарокова придворным зрителям. Увидев «превеликие способности» ярославцев, по распоряжению императрицы их отправили в Шляхетский корпус для изучения театрального дела и различных наук, а по окончании ими учебы и был учрежден государственный публичный театр.

А.П. Сумароков многое сделал для становления первого русского профессионального театра. Многократно он обращался к правительству с письмами, в которых требовал поддержки и внимания к театру, резко обвинял чиновников в бездушии. Но в 1781 г. он был уволен, и во главе театра встал Ф.Г. Волков, первый русский актер. Отказавшись от высокого правительственного поста и дворянского звания, предложенного Екатериной II, Ф.Г. Волков предпочел театр, актерскую деятельность, которым отдал весь свой великий талант.

Вторая половина XVIII века богата открытиями театров не только в Санкт-Петербурге, но ив Москве. Если петербургские театры находились под строгим контролем двора, то московские развивались под сильным воздействием просветительских идей, в их создании участвовала нарождающаяся разночинная интеллигенция.

В 1756 г. был открыт Университетский театр, при котором начали функционировать классы для обучения драматическому искусству. Первая московская профессиональная труппа была создана в 1759 г. и стала называться Русским театром. Руководили театром И.А. Дмитриевский, а затем А.П. Сумароков. Успешно продолжал свою деятельность Театр Воспитательного дома. Особую роль в разви-

тии московского театрального дела сыграл Петровский театр, открывшийся в 1780 г., под руководством англичанина М. Медокса. Это был общедоступный театр, вмещавший около тысячи зрителей. На репертуар театра, творческие принципы, манеру исполнения оказал влияние Московский университет, представители передовой общественной мысли. На сцене театра шли отечественные и зарубежные драмы, комедии, трагедии, оперы, комические оперы: «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, ставились пьесы Г.Э. Лессинга, Я.Б. Княжнина, Н.П. Николева.

Во второй половине XVIII века получили развитие не только театры Санкт-Петербурга и Москвы, но и провинциальные, и крепостные театры. Провинциальные театры были открыты в городах Харьков, Казань, Саратов, Нижний Новгород, Иркутск и Бого-родицк. В основном в этих театрах ставили комедии отечественных авторов. Провинциальный театр способствовал широкой профессионализации актерского творчества.

При Екатерине II появилось желание посещать театры во всех сословиях. Передвижные труппы актеров стали появляться на ярмарках, в большие праздники в крупных городах. Балаганщики, фокусники, комедианты разъезжали повсюду и показывали народу представление, разбив палатку на рынке и соорудив места для зрителей.

Не желали отставать от императорского двора и русские помещики - владельцы крепостных. При своих усадьбах они сооружали роскошные театры, картинные галереи. Крепостные театры Шереметевых (Кусково и Останкино), князя Н.Б. Юсупова (в Архангельском под Москвой) по широте репертуара, одаренности актеров, сценической технике, роскоши костюмов соперничали с императорской сценой. При них содержались драматические, оперные, балетные труппы, оркестры, штат декораторов и учителей актерского искусства. Из среды провинциальных и крепостных актеров вышло много одаренных мастеров сцены, в том числе великий М.С. Щепкин, П.И. Жемчугова, трагическая крепостная актриса графа Н.П. Шереметева.

Во второй половине XVIII века репертуар русского театра был жанрово разнообразен. Это и сатирическая комедия, политиче-

ская трагедия, «мещанская» драма и «слезная» комедия, комическая опера.

«Слезная» комедия и «мещанская» драма представляли на русской сцене новое литературное направление - сентиментализм. Теме разума и гражданского долга - ведущей теме классицизма - сентиментализм противопоставляет внимание к внутреннему миру человека, его чувствам, его праву на личное счастье.

Значительное место в репертуаре русского театра занимала комическая опера, возникшая в начале 70-х гг. XVIII столетия. Комическая опера была связана с крестьянской тематикой, тема участи крепостных становилась актуальной и злободневной в период усиления антифеодального движения в конце века. Герои комических опер - крестьяне и разночинцы, способные на благородные поступки, на борьбу за свои права. Комическая опера представляла собой драму, включающую в себя различные вокальные номера, сольные и хоровые танцы. Но главное место отводилось драматическому жанру. Популярность комической оперы у демократического зрителя обеспечивали актуальность тематики, сочетание в одном спектакле различных сценических искусств, живость и яркость представления. Представителями этого жанра были М.И. Попов (1742-1790), Я.Б. Княжнин, И.А. Крылов и Н.П. Николев, в произведениях которых («Анюта» М.И. Попова, «Розана и Любим» Н.П. Николева) рассказывается об участи крепостных, страдающих от барской прихоти. Комическая опера А.А. Аблесимова (1748-1783) «Мельник, колдун, обманщик и сват» надолго вошла в репертуар русского театра. Комические оперы писала и Екатерина II. Она идиллически изображала крестьян радостными, счастливыми, бесконечно веселящимися на лоне природы, любящими отцов-помещиков, разрешающих все конфликты. Спектакли по ее пьесам ставились как феерические представления.

Таков был общий характер русского театрального искусства во второй половине XVIII века, во времена правления Екатерины II, в которой многие просветители надеялись увидеть пособницу просвещению, развитию искусств. Держа репутацию просвещенной государыни, Екатерина II задалась целью создать «новую породу людей»: сме-

лых, благородных, истинных патриотов Отечества. Дворянство - элита общества, и воспитанию отпрысков голубых кровей следовало уделить особое внимание. Они - опора трона. Екатерина II справедливо считала, что если воспитанию ребенка уделять внимание с детства, он вырастет талантливым человеком и востребованным обществом, что принесет ему неоценимую пользу.

В это время в среде знатного и богатого дворянства считалось хорошим тоном заводить в своем имении театральную труппу, иметь собственных художников, музыкантов.

В имениях наиболее просвещенных тамбовских помещиков также возникали крепостные театры. Например, помещица Е.К. Ни-лова, талантливая переводчица драматургии, у себя в имении имела крепостной театр, где «крепостные девки и парни разыгрывали слезные комедии с песнями и танцами». В имении князей Гагариных был крепостной роговой оркестр. Родоначальником тамбовского театра принято считать Г. Р. Державина, так как до него театра в городе не было.

Г.Р. Державин происходил из бедной дворянской семьи (14 июля 1743 - 8 июля 1816). Его детство прошло в провинциальной глуши под Казанью. Он рано лишился отца и, проучившись три года в гимназии, был отправлен в Санкт-Петербург в лейб-гвардии Преображенский полк для службы Отечеству, где оказался в солдатской казарме бок о бок с крепостными. «Служба в гвардейских полках при Петре III была тяжелой, состояла из постоянной муштры и смотров. Отдушину Г.Р. Державин находил в чтении книг и сочинении собственных стихов», - пишет исследователь деятельности Г.Р. Державина Н.С. Цинцадзе [1, с. 28]. Хотя казенное содержание было скудным, юный Г.Р. Державин не унывал: «Едя хлеб с водой, марал стихи при слабом свете полушечной сальной свечки», - вспоминал он позднее [2, с. 285].

Военная карьера Г.Р. Державина складывалась не лучшим образом. В 1763 г. он был произведен в капралы и переведен в дворянские казармы. Многие офицеры «ценили его умение копировать гравюры и эстампы, практически ничем не отличавшиеся от оригиналов, а также за составление прошений на имя императрицы для обиженных по службе... Писательский талант Г.Р. Державина

был востребован и полковым начальством, которое привлекало его к составлению отчетов и докладов и прочих официальных бумаг» [1, с. 28]. Только через девять лет, в 1772 г., Г.Р. Державин получил первый офицерский чин прапорщика, а в мае 1774 - поручика. Г.Р. Державин добросовестно исполнял свои служебные обязанности, в свободное время занимался поэзией. В чине офицера Г.Р. Державин принимал участие в подавлении Пугачевского бунта. После окончания военной службы Г.Р. Державин вышел в отставку в чине коллежского чиновника, получил за службу 300 душ в Белоруссии. Молодой, горячий Г.Р. Державин во что бы то ни стало стремился выбиться в люди. Он действительного многого достиг: начав жизненный путь простым солдатом, в 34 года служил в Правительствующем Сенате, состоял личным секретарем у императрицы Екатерины II, возглавлял государственное казначейство и министерство юстиции, был генерал-прокурором.

«Державин, - писал поэт В.Ф. Ходасевич, - был одним из сподвижников Екатерины не только в насаждении просвещения, но и в области устроения государственности. Во дни Екатерины эти две области были связаны между собой теснее, чем когда бы то ни было. Всякая культурная деятельность, в том числе и поэтическая, являлась прямым участием в создании государства. Необходимо было не только вылепить внешние формы России, но и вдохнуть в них живой дух культуры. Державин-поэт был таким же непосредственным строителем России, как и Державин-администратор» [3, с. 22].

Г.Р. Державиным написаны множество стихотворений, в которых он выразил, по его собственным словам, «глагол времен», оды, комическая опера «Глупая для чужих, умная для себя». Ему, познавшему нужду, хотелось роскоши и почестей, но быть царедворцем претило его честной и благородной натуре. По мнению Г.Р. Державина, вельможа должен «змеей пред троном не сгибаться, стоять - и правду говорить». Он высмеивал бездарных людей, пытавшихся выслужиться и выдвинуться в приближение к императрице:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами:

Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами [4, с. 88].

Г.Р. Державин дорожил государственной службой и считал ее главным делом в своей жизни. Поэзия была его «хобби», когда выпадали свободные минуты: в опале, в дороге, в поездках по имениям. Сначала он пишет в школе классицизма, но быстро, в 36 лет, создает свои произведения в поэзии повседневной жизни. Он стал отцом поэзии русской жизни во всех ее проявлениях.

Воспевая «царицу счастья» - Фелицу, «которая законы пишет, любовью к народу дышит», он создал образ идеального правителя России, который «ходит пешком», питается простой пищей, много читает, хранит обычаи, обряды, никого не обижает и не оскорбляет.

Дурачествы сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного; Проступки снисхожденьем правишь, Как волк овец, людей не давишь, Ты знаешь прямо цену их. Ты здраво о заслугах мыслишь, Достойным воздаешь ты честь, Пророком ты того не числишь, Кто только рифмы может плесть [4, с. 9].

Г.Р. Державин считал, что богатая сановная знать должна беззаветно, верой и правдой служить государю и Отечеству.

Вельможу должны составлять

Ум здравый, сердце просвещенно;

Собой пример он должен дать,

Что звание его священно,

Что он орудье власти есть,

Подпора царственного зданья;

Вся мысль его, слова, деянья

Должны быть - польза, слава, честь [4, с. 213].

Г.Р. Державин видел задачу вельможи в самоотверженной поддержке не только монарха, но и народа, в стремлении быть совестливым, великодушным, правдивым.

Он сердцем царский трон объемлет, Душой народным нуждам внемлет, И правду между их хранит; Отечеству он верно служит, Монаршу волю свято чтит, А о себе никак не тужит. Не ищет почестей лукавством,

Мздоимным не прельщен богатством,

Не жаждет тщетно сан носить;

Но тщится тем себя лишь славить,

Что любит он добро творить

И может счастие доставить.

Закону божию послушен,

Чувствителен, великодушен,

Не горд, не подл и не труслив,

К себе строжае, чем к другому,

К поступкам хитрым не ревнив,

Идет лишь по пути прямому.

Не празден, не ленив, а точен;

В делах и скор, и беспорочен... [4, с. 107-108].

Почти все стихи Г.Р. Державина о человеке и человеческом достоинстве. Многогранно и глубоко понимание им сущности человека:

Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб - я червь - я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? - безвестен; А сам собой я быть не мог. Твое созданье я, создатель! Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ податель, Душа души моей и царь! Твоей то правде нужно было, Чтоб смертну бездну преходило Мое бессмертно бытие; Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! - в бессмертие твое [4, с. 116].

Неизменная тема творчества Г.Р. Державина - любовь к России. Преисполненный гордости за великие дела знаменитых соотечественников, он обращается со словами благодарности и признания к Екатерине II, М.В. Ломоносову, А.П. Сумарокову.

Се Пиндар, Цицерон, Вергилий - слава россов, Неподражаемый, бессмертный Ломоносов. В восторгах он своих где лишь черкнул пером, От пламенных картин поныне слышен гром

[4, с. 249].

Однако, отдавая должное успехам и достижениям тогдашней России, Г.Р. Державин

не только восхвалял свой век просвещения и науки, но и клеймил человеческие пороки.

«По любви к отечественному слову, -писал Г.Р. Державин, - желал я показать его гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежных чувствований, какие в других языках вряд ли находятся» [2, с. 285].

На слова Г.Р. Державина «Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс!» композитор О. Козловский сочинил в 1791 г. полонез для оркестра и хора, который был до 1816 г. национальным гимном России.

Положение Г.Р. Державина в свете укрепилось не только благодаря службе в Правительствующем Сенате, но и женитьбе на дочери бывшего императорского камердинера Е.Я. Бастидон, ставшей ему верным другом, помощницей во всех благотворительных и культурных начинаниях.

Но в 1784 г. Г.Р. Державин был уволен с должности финансового советника Сената, где он впервые воочию столкнулся с грубейшими нарушениями закона, наглыми утайками и открытым воровством государственных денег, приписками и махинациями в составлении государственных отчетов [1, с. 34]. Смело, не взирая на высокие должности, он боролся с беспорядками, предлагая конкретные меры по их устранению, проявив принципиальность и неподкупность.

Императрица Екатерина II, уважая честность и деловые качества чиновника-поэта, назначила его губернатором в далекую Олонецкую губернию. Г.Р. Державин ревностно приступил к наведению порядка в губернии, проявив незаурядные администраторские способности. Но его принципиальность и нравственный максимализм вызвали резкое неприятие местного чиновничества. Последовали письма-доносы, в которых клеветнически утверждалось, что «наш пиит к управлению не пригоден».

По приказу Екатерины II от 15 декабря 1785 г. Г.Р. Державина переводят начальником наместничества в Тамбов, что было внешне представлено как повышение по службе, хотя больше походило на почетную ссылку. Здесь он пробыл почти три года с марта 1786 г. по январь 1789 г.

4 марта 1786 г. Г.Р. Державин вступил в должность губернатора Тамбова.

В письмах к друзьям в Казань и Петрозаводск он, полный радужных надежд, считает себя счастливым, потому что встретил корректные замечания генерал-губернатора, «умеренность в изъяснениях, предоставление должной власти наместническому правлению». Г.Р. Державин был доволен своим назначением в Тамбов, ему нравился и дом, и общество, и доброжелательность, и единодушие.

Тамбовское наместничество было открыто в 1779 г. В него входило 13 уездных городов: Тамбов, Моршанск, Козлов, Шацк, Лебедянь и др. Губернский город Тамбов имел неприглядный вид и, по замечанию известного краеведа И.И. Дубасова: «Походил на большое черноземное село. Присутственные места развалились без ремонта, частные здания строились как попало... Почти все дома его крыты были соломою, а болотистые улицы выложены фашинником, изрыты ямами и пересечены сорными буграми... на главной улице весной и осенью протекал широкий тенистый ручей, на западных окраинах города стояли болота, поросшие лесом и кустарником, богатым дичью, на базарной площади расстилалось большое озеро, в котором в летнюю пору тамбовские обыватели купались» [3, с. 22].

Как видим, Тамбов второй половины XVIII века представлял собой захолустный провинциальный город, застроенный деревянными неказистыми домами, крытыми тесом, а зачастую и соломой. Дороги были ужасными. Каменных зданий было немного. Поистине город соответствовал тому облику, который нарисовал позже М.Ю. Лермонтов в «Тамбовской казначейше»:

Там есть три улицы прямые,

И фонари и мостовые...

Там зданье лучшее острог.

Градостроительство более упорядоченное началось по велению Екатерины II в 1782 г., 1784 г. - Петропавловская церковь перенесена на кладбище. В 1784 г. был построен мост через р. Студенец, каменный почтовый двор -в 1785 г.

До приезда Г.Р. Державина в Тамбове была Духовная семинария для детей и духовенства и батальонная школа, где обучали детей солдат основам грамоты, некоторым

армейским дисциплинам (И.Д. Булдаков окончил ее, сумел дослужиться до чина полковника). В школах обучали детей неимущих дворян, за обучение которых Приказ общественного призрения регулярно выплачивал определенные денежные суммы.

Состоятельные дворяне отдавали детей в 1778 г. в частное училище Я. Ружу, преподававшему латинский, немецкий и французский языки, арифметику, геометрию, артиллерию, историю, географию, физику, философию, политику, логику. За каждого ученика брал по 15 руб. в год. Занимались до обеда и после обеда. Некоторые жили за особую плату в его доме. Но при Г.Р. Державине этого училища уже не было.

В крае действовала только одна гарнизонная школа, учитель которой С. Петров сам был невеждой.

В Тамбове за шесть лет сменились четыре губернатора. Г.Р. Державин застал губернию в полном расстройстве.

Непосредственным начальником Г.Р. Державина стал генерал-фельдмаршал И.В. Гудо-вич, довольно образованный человек с университетским (Лейпцигским, Кенигсберг-ским, Галльским) образованием.

Г.Р. Державин активно принялся за дело во многих направлениях организации делопроизводства и законности, градопланирова-ния и градостроительства, благоустройства города.

Наведение порядка Г.Р. Державин начал со срочных мер по улучшению положения колодников, содержащихся в тюрьмах, приказал освободить многих арестантов и приступить к постройке новых тюрем и острогов. Строгий блюститель закона, он столкнулся со многими неожиданностями. В городе не было ни одной книги собрания законов, сотни чиновников управляли губернией по своему произволу. Г.Р. Державину пришлось обратиться с просьбой к родственнику И.М. Арсеньеву прислать из Москвы списанные, но верные собрания законов. Он добился непрерывности в сборе податей и недоимок, искоренил беспорядочное хранение казны, увеличил доходы приказа. Положил начало сиротскому дому, больнице, дому для умалишенных. Положил начало судоходству на р. Цна.

«Лучшая эпоха жизни Г.Р. Державина, -утверждает И.И. Дубасов, - это его тамбовское губернаторство. Державин был самым неутомимым и просвещенным администратором своего времени и в этом отношении он имеет только одного современного ему соперника, известного новгородского губернатора Я.Е. Сиверса. Г.Р. Державин - человек неподкупной честности, и потому его губернаторство отличалось систематическим и неумолимым преследованием казнокрадства» [3, с. 27].

«Державин, - по словам В.М. Ходасевича, - обнаружил за это время несомненный административный дар, желание вникнуть в местные нужды, обстоятельства, умение действовать смело и широко, но обдуманно» [5, с. 108].

Не меньшие трудности выпали и в связи с организацией просвещения в крае, прежде всего, отсутствие денег. Г.Р. Державин обращается к дворянам и купцам с просьбой о пожертвовании в пользу училища. С целью сбора средств «по церквям было разослано 25 кружек, на обеде в честь открытия училища в Тамбове объявили подписку. Г.Р. Державин внес 100 рублей, богатые купцы больше 2-5 рублей не давали...» [2, с. 16].

5 августа 1786 г. императрица утвердила «Устав народным училищам в Российской империи». В нем предписывалось «в каждом Губернском городе быть одному главному народному училищу, состоявшему из 4-х разрядов или классов» [3, с. 192]. В нем приводился перечень предметов, которым должны обучать учеников каждого класса, определялись функции директора, смотрителей училищ и преподавателей.

Екатерина II пожелала открыть тамбовское училище 22 сентября 1786 г., а также открыть училища в Козлове и Лебедяне. На открытие училищ нужны были деньги. И Г.Р. Державин обратился к дворянам с призывом сделать «доброхотные подаяния». Тамбовское училище открылось в доме (каменном) купца И.П. Бородина. Однако там-бовчане не спешили отдавать своих детей в училище, и Г.Р. Державину, по мнению историка И.И. Дубасова, пришлось идти на крайние меры: «По распоряжению Г.Р. Державина мальчиков забирали в классы насильно, через полицию. Дворянских детей,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конечно, не трогали, и поэтому большинство учеников принадлежали к мещанскому и од-нодворному сословиям. Немало было в училищах и дворовых детей» [3, с. 197].

Ко дню рождению Г.Р. Державина в списке был 51 человек, большей частью 8-9-летних. К концу года в училище насчитывались 100 учеников, а через год - 200.

И вот через год, 22 сентября 1786 г., училище было открыто: «По священнодействии Божественной литургии просвещенным Феодосием, епископом Тамбовским и Пензенским в соборной Казанской церкви, - писал Г.Р. Державин генерал-губернатору, -при многочисленном собрании здешних чиновников, дворянства, граждан и простого народа, и по сказании проповедником приличного торжественному дню и знаменитому случаю поучительного слова, отправлено было полным священным Собором за высочайшее Ее Императорского Величества и Их Императорских Высочеств здравие, ко всевышнему благодарственное молебствие. При возглашении многолетия ее Императорскому Величеству и всему Августейшему дому производилась пушечная пальба. Потом всем собранием следовали в изготовленный дом для училища, где его же преосвященством учинено было водоосвящение, окроплен святою водой дом и приведенные для обучения дети, коим простирается число до 73 и кои были порядком поставлены за учебными столами. После окончании сей духовной церемонии паки возглашено многолетие Ее Императорскому Величеству, причем еще проводилась пушечная пальба, слышно было вокруг дома народное восклицание, радостный восторг, изъявляющее обыкновенным словом: ура» [3, с. 199].

Двадцать человек детей доставались в день открытия из самых бедных поселений.

Занятия же в училище начались к началу зимы, так как к открытию еще не были подобраны преподаватели. На открытии училища пламенную речь произнес поэт-самоучка П.М. Захарьин, до слез доведя толпу зрителей, отцов и матерей.

Состав учащихся был разнообразен: дети мещан, солдат, небогатых купцов и обедневших дворян. После открытия главного училища Г.Р. Державин взялся за организа-

цию малых народных училищ в уездных городах Лебедяни, Козлове, Елатьме.

Большим событием для культурной жизни Тамбова было открытие типографии в ноябре 1787 г. Типография выпускала «Губернские новости», которые информировали читателей о ценах на хлеб и другие товары, о проходе воинских команд и т. д. «Губернские новости» стали прообразом первой провинциальной газеты в России. Газета выходила регулярно.

Поэт, прежде всего, заботился о нравственном просвещении, о чем заявляет в стихах, сочиненных экспромтом и оттиснутых в типографии, посвященных владыке Феофи-лу, назначенному в 1788 г. епископом в Тамбовскую епархию:

На память твоего, Феофил, к нам прихода.

Бессмертью здесь твое мы имя предадим, -

И должно ли молчать учителю народа!

Рассыпь свой бисер нам: мы свет обогатим

[6, с. 19].

Г.Р. Державин, однако, был озабочен строительством дома для народного училища. В январе 1787 г. на деньги, пожертвованные епископом Феодосием, после его кончины по завещанию был куплен дом купца Ознобишина в деревне и перевезен в Тамбов (за 1200 руб.: 1000 руб. - по завещанию, 200 руб. -заняты). Г.Р. Державин не только вникал в финансовые и технические вопросы строительства училища, но и сам участвовал в проведении экзаменов зимой. Благодаря стараниям директора Тамбовского училища А.А. Жохова учителя исправно получали жалованье, экзаменами губернатор был доволен, чего нельзя было сказать о положении учителей в г. Козлов. Например, жалование выдавали нерегулярно и частями. Новый училищный дом был построен в 1788 г. на Астраханской улице близ церкви Покрова Богородицы.

Однако детей дворян в училище было мало. В основном малый процент среди учащихся составляли дети бедных дворян. Г.Р. Державин решил самолично заняться делом дворянского образования.

К 1787 г. губернаторский дом представлял собой некое подобие частного полупансионата. «Не только одни увеселения, но и самые классы для молодого юношества были

учреждены поденно в доме губернатора, -писал в записках Г.Р. Державин, - таким образом, чтобы преподавать, учение дешевле стоило и способнее, и заманчивее было для молодых людей» [3, с. 206]. Для преподавания танцев, грамматики, арифметики и геометрии были «приглашены за умеренные цены учителя из народных училищ, у которых считалось за непристойное брать уроки девицам в публичной школе. Дети и учителя были обласканы, довольствованы всякий раз чаем и всем нужным, что их чрезвычайно утешало и ободряло соревнованием друг против друга» [5].

Дом Г.Р. Державина, находившийся на берегу Цны (на месте Академии детства), с большим вместительным залом и крытыми галереями вскоре стал культурным центром города.

Г.Р. Державин заботился не только о нравственном просвещении и образовании молодежи, но и ее эстетическом воспитании. Он быстро убедился в том, что молодые дворяне Тамбова необразованны и невоспитанны, не умеют общаться. Вместе с супругой они устраивали в своем доме балы и праздники, видя в них средство образования тамбовской дворянской молодежи, неотесанной, не владеющей этикетом благородного человека.

Как и многие просветители XVIII века Г.Р. Державин считал важнейшим средством просвещения театр как средство, обращенное к разуму и эмоциям человека.

Первые ростки тамбовского профессионального театра связаны с театральными начинаниями Г.Р. Державина и его супруги. В доме губернатора вскоре был открыт небольшой театр, «на котором, - пишет в мемуарах Г.Р. Державин, - юноши и девицы представляли разные нравоучительные драмы и комедии» [7]. Тексты представлений зачастую сочинял сам Г.Р. Державин. Кроме того, в доме губернатора ежедневно были открыты классы для детей и молодежи, куда приглашались учителя, велись занятия два раза в неделю - танцами и уроки хороших манер, обучение основам наук.

Душой губернаторских начинаний была его верная помощница Е.Я. Державина. Известный тамбовский театровед А.Н. Смирнов в книге «Театр и вся жизнь» приводит отзыв

писателя И.И. Дмитриева о губернаторше, характеризуя ее как замечательную личность: «Екатерина Яковлевна <...> с пригожеством лица соединяла образованным ум и прекрасные качества души, так сказать, любовной и возвышенной. Она пленялась всем изящным и не могла скрывать отвращения своего ото всего низкого. Воспитание ее было самое обыкновенное, какое получали тогда в приватных учебных заведениях, но она, при выходе в замужество, пристрастилась к лучшим сочинениям французской и отечественной словесности. В обществе друзей своего супруга она приобрела верный вкус о красотах и недостатках сочинения, <...> получила основательные сведения о музыке и архитектуре. Кроме того, Екатерина Яковлевна была мастерица рисовать, была искусная рукодельница» [6, с. 20].

Е.Я. Державина руководила всем воспитательным и постановочным процессом театра, фактически выполняла обязанности режиссера-педагога. Для налаживания постановочной техники из Санкт-Петербурга был приглашен театральный механик Бразанти.

28 июня 1786 г. в доме Г.Р. Державина был дан спектакль в честь восшествия на престол Екатерины II и гостившего Рязанского и Тамбовского генерал-губернатора И.В. Гудо-вича. Сперва шло сочинение Г.Р. Державина -представление аллегорического характера «Торжество восшествия на престол императрицы Екатерины II» с музыкой итальянского композитора Дж. Паизиелло, где артистами предстали семьи Свечиных, Беклемишевых, Хвощинских, Мелиных. Действие происходило в храме, где являлись фебы и гении, были гирлянды шествия юношей и девушек с венками и цветами - все как в Афинах. Закончили праздник балом с иллюминацией. Спектакль гостю понравился, и Г.Р. Державин получил разрешение от своего начальника строить профессиональный театр в Тамбове. После получения финансовой поддержки «для строительства театра был выписан каменных дел мастер» итальянец Луки-ни. Театр был построен на улице Театральной, ныне там находится спортивный магазин (рядом с гостиницей «Державинская»). Г.Р. Державину удалось добиться «суммы в 1000 руб. на его постройку и столько же бы-

ло отпущено на ежегодное содержание театра» [2, с. 34].

Первые театральные представления состоялись в конце 1786 г. Зрители увидели лучшие пьесы русских драматургов: «Недоросль» Д.И. Фонвизина, трагедии А.П. Сумарокова, на сцене ставились французские оперы и комедии.

24 ноября 1786 г. в Тамбове официально открылся постоянный театр. Строительство театра еще не было окончательно завершено, и поэтому «Пролог на открытие в Тамбове благородного театра и народного училища» игрался в доме губернатора. В «Прологе» в аллегорической образной форме рассказывалось о необходимости образования, содержался призыв зрителей к просвещению. Была показана борьба Петра I за распространение просвещения в России, искусства и науки. Петр I изображен в виде пустынника, прорубающего в темном лесу дорогу к свету. Под темным лесом Г.Р. Державин подразумевал невежество тамбовского общества. В заключительный монолог Талии поэт вложил свои заветные мечты об искоренении невежества и несправедливости. Он обличает в монологе:

Обманщиков, лжецов, ханжей и пустословов, Хулителей, льстецов, язвителей, злословов, Кокеток, игроков, неправедных судей, И в прозе, и в стихах безграмотных вралей, Безмозглых стихотворцев, Безчестных крючкотворцев, Кащеев, гордецов, И пьяниц, и мотов, Господ немилосердных... И в то же время он прославляет хвалою тех: Кто будет нравами благими удивлять, Себе и обществу окажется полезен -Будь барин, будь слуга, но будет мне

любезен [4, с. 98].

Г.Р. Державин обладал обостренным чувством справедливости. Всякая несправедливость сильным образом как болезнь даже физически поражала его, так писал он о себе.

Действующие лица и исполнители «Пролога»: Гений - девица А.Г. Бибикова, Пустынник - Беклемишев, Мельпомена -М. Орлова, воспитанница классов Е.Я. Державиной, впоследствии продолжившая ее дело в собственном театре мужа, купца Мас-лова. «Кроме того, в представлении участвовали двадцать мальчиков и девочек, испол-

нявшие танцы, два хора подростков обоего пола, хор певчих помещика Сатина и музыкантов помещика Свечина» [6, с. 21].

По завершению «Пролога» игралась нравоучительная комедия М.И. Веревкина, учителя Г.Р. Державина по Казанской гимназии «Так и должно». Представление имело огромный успех и являлось достойным подражанием для других помещиков, воспылавших любовью к театру и устраивающих спектакли у себя.

Когда же театр был построен и на его сцене стали постоянно идти отечественные и переводные произведения современных драматургов, победа была полной.

Наконец в Тамбове появился театр, главная цель которого - воспитание зрителей и участников. Театр, в котором систематически и регулярно шли представления, грамотно подготовленные по всем компонентам: музыка, движение, речь, декорация, актерское исполнение. Репертуар театра составляли пьесы, присланные из Санкт-Петербурга другом губернатора, известным общественным деятелем И. Новиковым.

Служба Г.Р. Державина на посту губернатора была при внешнем благополучии непростой. Губернатор, свято исполнявший свой гражданский долг, честный, не берущий взяток, твердо придерживающийся законов, пекущийся о просвещении и благе не только дворян, но и простого люда, стал неугоден многим местным чиновникам. Вновь посыпались доносы, как и на предыдущей службе, обострились взаимоотношения с генерал-губернатором И.В. Гудовичем, который хотел видеть в наместнике послушного подчиненного, а не самостоятельного новатора, борца за правду, доставлявшего «головную боль», как в случае с купцом И.П. Бородиным. Г.Р. Державин, планируя ремонт зданий в городе, распорядился купить у купца 1140500 штук кирпича, заплатив за них 3400 руб. Но за взятку купец доставил лишь половину некачественного кирпича, непригодного для строительства. В письме к И.В. Гудовичу Г.Р. Державин потребовал сурового наказания взяточника и мошенника. Но И.В. Гудо-вич не предпринял никаких мер по пресечению незаконных операций купца, фактически оказав ему покровительство, несмотря на доказательство его мошенничества.

Это привело к конфликту Г.Р. Державина с генерал-губернатором, который желал теперь избавиться от «неуживчивого и строптивого» наместника, не умеющего и не желающего закрывать глаза на беспорядки в крае. Сплетней и клеветой было запятнано доброе имя Е. Я. Державиной, якобы на балу она «била опахалом» одну из тамбовских дам.

Как только представилась возможность, И.В. Гудович постарался избавиться от Г.Р. Державина, обвинив его в превышении власти, в «нецелевом расходовании средств». 18 декабря 1788 г. Екатерина II утвердила доклад об отрешении Г.Р. Державина от губернаторства, вскоре он предстал перед судом, где был оправдан не без помощи графа Г.А. Потемкина.

После оправдания в 1791 г. Г.Р. Державин был назначен кабинет-секретарем при императрице Екатерине II, рассчитывающей сделать Г.Р. Державина своим лейб-поэтом. Убедившись, что он не желает исполнять эту роль, Екатерина II постепенно отстранила его от участия в решении важных государственных вопросов.

В дальнейшем Г.Р. Державин занимал должность президента Коммерц-коллегии, возглавлял министерство юстиции. Г.Р. Державин видел залог справедливости и порядка в свято соблюдаемых законах. Злоупотребления, взяточничество и другие пороки общества, по его мнению, возникали из-за нарушения законов. Он все же был сторонником монархии.

Последние годы жизни Г.Р. Державин провел в своем имении, в Званке, на берегу Волхова в Новгородской области, где 8 июля 1816 г. умер и похоронен на кладбище Ху-тынского монастыря. После Великой Отечественной войны останки Г.Р. Державина перенесены на территорию Новгородского кремля.

Г.Р. Державин - один из крупнейших государственных деятелей России, просветитель XVIII века. Прямой, честный человек, Г.Р. Державин не терпел взяточничества, мошенников и их покровителей, борясь с ними, требовал соблюдения законов. Противодействия сильным мира сего, конфликты с вельможами, взлеты и падения, искренняя вера в то, что просвещенный человек будет

бескорыстно услужить Отечеству - таков облик этого благороднейшего человека и поэта, государственного деятеля [8; 9].

За несколько дней до смерти он сочинил последние стихи:

Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То в вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы [4, с. 360].

Прошло более двух столетий, как не стало Г.Р. Державина. Но река времен не унесла в забвение его дела. Общественные и культурные начинания Г.Р. Державина, в том числе и театральные, продолжились в будущем: в театральных начинаниях купца Мас-лова, в антрепризах Н. Голощапова и др. Несмотря на то, что регулярные спектакли после отъезда Г.Р. Державина в тамбовском театре прекратились, но крепостные помещицы Е.К. Ниловой и помещика Елагина изредка выступали на этой сцене. Наиболее заметными были спектакли любителей из числа воспитанников Державинского театра.

Начинания Г.Р. Державина продолжили впоследствии М. Маслова и ее супруг, купец, страстно влюбленный в театр. Он построил городской театр, который был доступен и простому люду, а бывшая воспитанница Е.Я. Державиной М. Орлова-Маслова продолжила традиции, начатые Г.Р. Державиным в качестве режиссера: распределяла роли, руководила подготовкой всех компонентов спектакля, формировала репертуар, учитывая возможности актеров, и сама выступала в классических трагедиях: «Поликсена», «Ксения и Темир», «Сорена и Замир», играя величественных героинь и почетных матрон [10; 11].

К сожалению, как театр на Театральной улице, сгоревший в один из пожаров, так и масловский, прекратил и свое существование. Но в начале 40-х гг. XIX века началась пора антрепризного театра, продолжавшаяся до XX века, начатая Н. Голощаповым, который добился постановки «Горе от ума» в г. Тамбов. На сцене его театра игрались водевили Ф. Кони и Д. Ленского. Труппа

Н. Голощапова была достаточно профессиональной. Именно с этой труппой играли знаменитые столичные актеры П. Мочалов, В. Самойлов, В. Живокини. Впоследствии на тамбовской сцене играли Н.Х. Рыбаков, приезжали такие великие гастролеры, как А. Олд-ридж, актриса Малого театра Г. Федотова. Тамбов стал культурным центром края, а начало этому положил Г.Р. Державин.

Г.Р. Державин, по утверждению В.Г. Белинского, «для себя не имел ничего образцом... Он один был свободным и торжественным выражением своего любимого народа и своего дивного времени, а потому - народен в высшей степени» [7, с. 10].

В заключение хотелось бы привести одно из стихотворений Г.Р. Державина, очень точно передающее его суть.

Признание

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид;

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Если я блистал восторгом,

С струн моих огонь летел,

Не собой блистал я - богом;

Вне себя я бога пел.

Если звуки посвящались

Лиры моея царям, -

Добродетельми казались

Мне они равны богам.

Если за победы громки

Я венцы сплетал вождям, -

Думал перелить в потомки

Души их и их детям.

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть в слух, -

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, Отчизне друг.

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен, -

Признаюся, красотою

Быв плененным, пел и жен.

Словом: жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек [4, с. 113].

Вклад Г.Р. Державина в жизнь г. Тамбов весьма значителен. Все его начинания: открытие улиц, строительство и основание театра, типографии, газеты - способствовали просвещению и развитию культуры. Тамбов помнит имя своего замечательного губернатора, увековечив его в названии улицы Дер-жавинской и гостиницы. Тамбовский государственный университет носит имя Гавриила Романовича. Все это - дань памяти выдающемуся человеку, поэту и просветителю, за все что он сделал для жителей Тамбова.

Список литературы

1. Цинцадзе Н.С. Гавриил Романович Державин: на службе у трех императоров. Ч. 1. Государственная деятельность в царствовании Екатерины II. Тамбов, 2014.

2. Авдощенко Е.В. Поэт Г.Р. Державин в Тамбове. Тамбов, 1962.

3. Мещеряков Ю.В. Гавриил Романович Державин. Тамбовский период деятельности. 17861788. Тамбов: ООО «Юлис», 2006. 446 с.

4. Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957. 468 с.

5. Курилов А.С. Поэзия русской жизни // Москва. 2003. № 7. С. 177-185.

6. Смирнов А.Н. Театр и вся жизнь. Тамбов: ООО «Юлис», 2005. 409 с.

7. Курилов А.С. Народен в величайшей степени // Литература в школе. 1993. № 5. С. 4-10.

8. Егорошилов Л. К отечеству любовь. 250 лет со дня рождения Г.Р. Державина // Библиотека. 1993. № 4. С. 62-63.

9. Курилов А.С. «Ода к Фелице» Г.Р. Державина: Поэзия русской жизни XVIII века // Русская словесность. 2003. № 5. С. 5-11.

10. Левенштейн О.Г. Г.Р. Державин на государственной службе. К 250-летию со дня рождения // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 1999. № 6. С. 3-11.

11. Державин Г.Р. Стихотворения. Проза. Воронеж, 1980. 215 с.

Поступила в редакцию 14.02.2018 г. Отрецензирована 25.03.2018 г. Принята в печать 26.04.2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

Сазонова Валентина Александровна, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный работник культуры РФ, научный консультант специальности «Актерское искусство». Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Для цитирования

Сазонова В.А. Эпоха Г.Р. Державина и тамбовский театр // Неофилология. 2018. Т. 4, № 14. С. 72-85. БОТ: 10.20310/2587-6953-2018-4-14-72-85.

DOI: 10.20310/2587-6953-2018-4-14-72-85

THE EPOCH OF G.R. DERZHAVIN AND TAMBOV THEATRE

Valentina Aleksandrovna SAZONOVA

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. Gavrila Romanovich Derzhavin is an outstanding poet and statesman of the Enlightenment epoch; he contributed a lot to the development of culture and people's education. We present the general analysis of the Russian theatrical art development in the second half of the 18th century during the reign of Catherine the Great. We consider the milestones of G.R. Derzhavin's biography: childhood, military service, civil service during his tenure as counselor of the Governing Senate. With his poetic talent G.R. Derzhavin condemned corruption, peculation, flattery, servility of noblemen. We note his main personality traits: courage, honesty, fairness, his struggle for consolidation of statesmanship on the foundations of law. We reveal in details G.R. Derzhavin's service as the governor of the Tambov Viceroyalty. We note not only his achievements in the organization of clerical duties and legitimacy, urban planning and town-building, provision of urban amenities, but his care of moral awareness and youth's education, especially their aesthetic education. The impact of G.R. Derzhavin and his spouse on the development of the first theatre in Tambov and his radical struggle against law violations are highlighted, the significance of poet-citizen's activities for the descendants is emphasized.

Keywords: Enlightenment; theatrical art; poet-citizen; statesman; governor; Tambov; theatre

References

1. Tsintsadze N.S. Gavriil Romanovich Derzhavin: na sluzhbe u trekh imperatorov. Ch. 1. Gosudarstvennaya deyatel'nost' v tsarstvovanii Ekateriny II [Gavriil Romanovich Derzhavin: in the Service of Three Emperors. Part 1. Civil Service During the Reign of Catherine the Great]. Tambov, 2014. (In Russian).

2. Avdoshchenko E.V. Poet G.R. Derzhavin v Tambove [Poet G.R. Derzhavin in Tambov]. Tambov, 1962. (In Russian).

3. Meshcheryakov Y.V. Gavriil Romanovich Derzhavin. Tambovskiy period deyatel'nosti. 1786-1788 [Gavriil Romanovich Derzhavin. Tambov Period of Activity. 1786-1788]. Tambov, LLC "Yulis", 2006, 446 p. (In Russian).

4. Derzhavin G.R. Stikhotvoreniya [Poems]. Leningrad, 1957, 468 p. (In Russian).

5. Kurilov A.S. Poeziya russkoy zhizni [Poems of the Russian life]. Moskva [Moscow], 2003, no. 7, pp. 177-185. (In Russian).

6. Smirnov A.N. Teatr i vsya zhizn' [Theatre and Lifetime]. Tambov, LLC "Yulis", 2005, 409 p. (In Russian).

7. Kurilov A.S. Naroden v velichayshey stepeni [Patritotic in the highest degree]. Literatura v shkole [Literature in School], 1993, no. 5, pp. 4-10. (In Russian).

8. Egoroshilov L. K otechestvu lyubov'. 250 let so dnya rozhdeniya G.R. Derzhavina [Love to the Fatherland. To the 250th anniversary of G.R. Derzhavin]. Biblioteka [Library], 1993, no. 4, pp. 62-63. (In Russian).

9. Kurilov A.S. «Oda k Felitse» G.R. Derzhavina: Poeziya russkoy zhizni XVIII veka ["Ode to Felica" by G.R. Derzhavin: Poems of the Russian life of the 18th century]. Russkaya slovesnost' - Russian Literature, 2003, no. 5, pp. 5-11. (In Russian).

10. Levenshteyn O.G. G.R. Derzhavin na gosudarstvennoy sluzhbe. K 250-letiyu so dnya rozhdeniya [G.R. Derzhavin in the civil service. To the 250th anniversary]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8: Istoriya - Moscow State University Bulletin. Series 8. History, 1999, no. 6, pp. 3-11. (In Russian).

11. Derzhavin G.R. Stikhotvoreniya. Proza [Poems. Prose]. Voronezh, 1980, 215 p. (In Russian).

Received 14 February 2018 Reviewed 25 March 2018 Accepted for press 26 April 2018

Information about the authors

Sazonova Valentina Aleksandrovna, Candidate of Art Criticism, Professor, Honoured Worker of Culture of Russian Federation, Research Adviser of "Acting Art" Specialty. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

For citation

Sazonova V.A. Epokha G.R. Derzhavina i tambovskiy teatr [The epoch of G.R. Derzhavin and Tambov theatre]. Neofi-lologiya - Neophilology, 2018, vol. 4, no. 14, pp. 72-85. DOI: 10.20310/2587-6953-2018-4-14-72-85. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.