этих видов составляет 80% от общего количества выявленных нематод у крупного рогатого скота. Как правило, у одного животного обнаруживали по 36 видов нематод.
Заключение. Распространение основных нематодозов у крупного рогатого скота различается в разных зонах региона. Максимальная инвазированность крупного рогатого скота нематодами установлена в пойменной и лесостепной зонах при стойлово-пастбищной технологии содержания.
Литература: 1. Асадов С.М. Гельминтофауна жвачных животных СССР и ее эколого-географический анализ. Изд. АН Азер. ССР. - 1960. - 511 с. 2. Дурдусов С.Д. Эколого-эпизоотологическая характеристика гельминтозов и кокцидиозов крупного рогатого скота в условиях аридной зоны юга России: Автореф. дис. ... докт. вет. наук. - М. - 1999. - 47 с. 3. Ивашкин В.М., Мухамадиев С. Определитель гельминтов крупного рогатого скота. - М. - 1981.
- 323 с. 4. Никитин В.Ф. //Ветеринария. - 1982. - № 5. - С. 38-40. 5. Скрябин К.И., Шихобалова Н.П., Шульц Р.С. Основы нематодологии. - М.: Изд. АН СССР. - 1954. - Т. 3. - 683 с. 6. Степанов И.А. //Труды Всес. ин-та гельминтол.
- 1962. - Т. 9. - С. 120-124.
Zonal prevalence of the main nematodoses of cattle in the Central Region of Russia. Radionov A.V., Grigorjev Yu.E., Archipov I.A. All-Russian K.I. Skryabin Scientific Research Institute of Helminthology.
Summary. The prevalence of the most important nematodoses in cattle vary in different zones of a region. The maximum nematodose rates among cattle have been recorded in blood-plain and forest steppe zones at stable-pasture management of animals.
ЭПИЗООТОЛОГО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЭХИНОКОККОЗА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Разиков Ш.Ш., Адылова М.Х., Зиёев О.М.
Таджикский аграрный университет им. Ш.Шотемура
Социально опасные болезни, передаваемые от животных человеку и вызывающие у него потерю здоровья, а иногда заканчивающиеся летально, составляют важнейшую проблему здравоохранения во всем мире.
В Международной номенклатуре (в том числе по линии ВОЗ) термин зоонозы утвердился в понимании болезней, общих животным и человеку где главенствующая роль в передаче возбудителей принадлежит животным. Таким образом, наибольшую значимость (и ответственность) в борьбе с зоонозами имеют противопаразитарные мероприятия по линии ветеринарии.
305
Эхинококкоз относится к антропозоонозным болезням и поэтому успех борьбы с ним зависит от координированного изучения и строго спланированных мероприятий медицинских и ветеринарных учреждений.
Эхинококкоз принадлежат к числу весьма патогенных гельминтозов, наносящих огромный ущерб, как здоровью населения, так и экономике народного хозяйства.
Ларвоцисты (личиночная стадия) эхинококка, локализуясь у человека в самых различных органах и тканях, могут быть причиной его смерти.
Чаще всего ими заражаются дети. Гельминты вредно действуют на их здоровье, задерживают умственное и физическое развитие детей, снижают их сопротивляемость другим заболеваниям. Пораженность эхинококковыми пузырями, отмечена у мелкого и крупного рогатого скота, свиней, лошадей и мулов, а также человека, поэтому борьба с инвазиями имеет большое народнохозяйственное и социальное значение.
В Таджикистане половозрелые формы эхинококка, также обнаружены у собак и волков.
Литературные данные показывают, что в Таджикистане процент зараженности эхинококкозом сельскохозяйственных животных и человека в настоящее время не снижен по сравнению с уровнем восьмидесятых годов прошлого столетия, а наоборот, в некоторых районах имеет тенденцию к увеличению.
Многолетние исследования показали, что за последние годы в результате широкого внедрения в практику научно-обоснованных средств и методов борьбы с возбудителями эхинококкоза в ряд областей республики Таджикистан, добились значительного снижения заболеваемости и падежа животных от этой инвазии. Однако ларвальные цестодозы имеют еще значительное распространение среди сельскохозяйственных животных, регистрируются во всех природно-климатических зонах. Исследования по изучению эхинококкоза в районах республики нами были начаты в 1991 и проводились до 2010 года.
Изучение распространенности эхинококкоза среди овец за последние 10 лет, проводилось путем сбора и анализа, данных ветеринарной отчетности о заболеваемости и гибели животных в крупных овцеводческих хозяйствах, статических данных ветеринарно-санитарной экспертизы
мясоперерабатывающих предприятий, а также гельминтологических вскрытий животных, поступающих на мясокомбинаты из различных хозяйств для убоя.
Установлено, что в овцеводческим хозяйствах инвазированность эхинококками составляет от 33 до 94% при отгонном содержании. Зараженность крупного рогатого скота составляет от 5 до 47%, наиболее интенсивно инвазироваными являются овцы и крупный рогатый скот старше трех лет.
Исследованиями Разикова Ш.Ш., Бабаевой М.К. в течение 2000 - 2005 гг. установлено, что особое место в эпизоотологии гельминтов отводится приотарным, беспородным, дворовым и бродячим собакам, и с этой целью нами изучалась гельминтофауна бродячих и приотарных собак, а также
306
городских собак, поступивших в СББЖ для дегельминтизации и лечения. Установлено, что инвазированность приотарных собак эхинококками, мультицепсами, тениями гидатигена составляет от 2 до 33%. Сельские бродячие собаки инвазированы цестодами от 2 до 15%, а в отдельных населенных пунктах - 9-17%.
Человек эхинококками часто заражается алиментарным путем. Так, с шерсти или языка собаки онкосферы могут попасть человеку в рот через руки и пищу, а также с языка собаки при облизывании лица человека. Ухаживая за больной собакой, лаская ее, человек может загрязнять руки яйцами эхинококка и перенести их в рот. Особенно легко могут заразиться дети, которые не только ласкают, но и целуют собак. Зараженная собака может из доброго друга превратиться в опасного врага человека. Источниками эхинококкоза могут явиться также зелень с огорода, любая пища, загрязненная экскрементами больной эхинококкозом собаки. Инвазии в детском возрасте способствует ряд факторов: ползание детей по земле, игра с животными. Видимо, с этими поведением детей связаны одинаковая частота заражения эхинококками мальчиков и девочек дошкольного возраста и некоторое преобладание частоты заболевания мальчиков более старшего возраста.
При проглатывании яиц вместе с травой или водой, какие-либо травоядные животные (промежуточные хозяева) в их желудочно-кишечном тракте из яиц выходят онкосферы, которые проникают в кровеносные сосуды и с током кровы или лимфогенным путем заносится в печень и легкие, реже в другие органы, где и превращаются в пузырчатую форму эхинококка. Рост эхинококкового пузыря продолжается несколько лет.
Анализируя данные Республиканского центра тропических болезней, нами установлено, что на протяжении 2000-2008 гг. случаи эхинококкоза у населения выявлялись постоянно, но заболеваемость по годам распределялась неравномерно.
По официальном данным статистики уровень заболеваемости населения Республики Таджикистан за 2000-2008 гг. эхинококкозами остается высоким (1701 случаев за 9 лет; в среднем 190 случаев в год).
Уровень заболеваемость эхинококкозом в областях республики и г. Душанбе на 100 тыс. населения таковы: районы республиканского подчинения (до 10,3 случая); в Хатлонская область (до 3,57); городе Душанбе (до 32,5); Согдийской области (до 49,4); в Горно-Бадахшанская автономной области (до 77,0 на 100 тыс.); по республике ( до 23,6 на 100 тыс.).
В последние годы отмечены тенденции нарастание числа выявленных случаев эхинококкоза. Наиболее вероятное объяснение этого факта связано с повышением уровня клинической, инструментальной и иммунологической диагностики болезни. Из числа выявленных случаев эхинококкоза 50% приходится на долю городского населения, причем наибольшее количество от общего числа зарегистрированных случаев приходится на г. Душанбе, Худжанд в которых расположены лечебно-профилактические и санитарноэпидемиологические центры, занимающиеся диагностикой эхинококкоза. Среди жителей сельских районов, наибольшее число случаев болезни выявлено
307
в пригородных районах, примыкающих к г. Душанбе, вследствие чего жители этих районов имеют большую возможность обследоваться в республиканских медицинских центрах.
Среди других, неблагополучных по эхинококкозу территориях, следует отметить Горно-Бадахшанскую автономную область, где число зарегистрированных случаев среди сельского населения достигает 11% от общего числа выявленных случаев эхинококкоза. При этом можно считать, что в ряде областей и городов республики эти сведения явно занижены, видимо, из-за плохого учета число больных, поскольку учитывались, как правило, лишь случаи хирургического вмешательства, что искажает общую картину эпидемиологической ситуации по эхинококкозу. В качестве примера можно привести Хатлонскую область, традиционно неблагополучную по эхинококкозу населения, где за период 1962-1972 гг. ежегодно, по данным литературы отмечено в среднем 147 больных эхинококкозом (Полищук, 1976). Согласно данным ЦСУ за 9 лет (2000 - 2008 гг.) в Хатлонской области зарегистрировано лишь 92 случая эхинококкоза человека, что явно не согласуется с этим.
Таким образом, эхинококкоз обнаружен во всех районах республики, не зависимо от их ландшафтно-географической характеристики. И борьба с ларвальными эхинококкозами должны быть направлена на разрыв биологической цепи, что приведет к предотвращению заражения сельскохозяйственных животных и человека ларвальной стадией, и воздействия на яйца цестод, находящихся во внешней среде и предотвращения их попадания в организм промежуточных хозяев.
Литература: 1. Разиков Ш.Ш., Бабаева М.К.//Мат. научно-практ. конф., посвященной 60-летию Тадж. НИВИ.- 2003.- С. 13 - 14. 2. Полищук В.И. //Тр. НИВИ г. Душанбе 1976.- Т. 6. - С 89-91.
Epizootologic-epidemiological monitoring of Echinococcosis of the person and animals in the Republic of Tajikistan. Razikov Sh.Sh, Adilova M.Kh., Ziyoev O.M. Tajik Agrarian University named after Sh. Shotemu.
Thus, echinococcosis is found in all areas of the republic isn't dependent on them the landscape and geographical characteristic and fight against larvaceous echinococcosis impacts on eggs cestoidean, being in environment and prevention of their hit have to be sent to an organism of intermediate owners in violation of a biological chain of activators directed on prevention of infection of agricultural animals and the person by a larvaceous stage.
МОЛЕКУЛЯРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ DIROFILARIAIMMITIS И DIROFILARIA REPENS ПРЯМЫМ МЕТОДОМ ПЦР В КОМАРАХ МОСКОВСКОЙ И НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТЕЙ
Ракова В.М.
308