_________________________Ветеринария 'У
ЭПИЗООТОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЦИРКОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ СВИНЕЙ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
и. м. донник, J
доктор биологических наук, профессор,
академик Россельхозакадемии, ректор, 6200у5 _ Екатеринбург
О. Г. ПЕТРОВА, уЛ ^ Либкнехта, д. 42; доктор ветеринарных наук, профессор, тел.: 8 (343) 257-82-63;
Уральская государственная сельскохозяйственная академия, e-mail: info@mail.ru
А. Г. ИСАЕВА, старший научный сотрудник, 620061, г. Екатеринбург, Уральский научно-исследовательский институт Россельхозакадемии, ул. Главная, д. 21
А. В. АБРАМОВ, кандидат ветеринарных наук, доцент,
В. Р. КАЛИМУЛЛИНА,
аспирант, Уральская государственная сельскохозяйственная академия
Положительная рецензия представлена Н. А. Верещак, доктором ветеринарных наук, профессором Уральского научно-исследовательского ветеринарного института Россельхозакадемии.
В последние годы, в связи с активным развитием свиноводства, большое значение приобретают заболевания, ранее не зарегистрированные на территории Российской Федерации.
Одной из наиболее серьезных проблем в свиноводстве является заболеваемость и падеж всего поголовья, который среди поросят-сосунов составляет 10-20 % от всего приплода, при этом наибольший отход происходит в первые десять дней жизни. В свиноводческих хозяйствах нередко возникают ситуации, когда погибает почти весь приплод, что приводит к нарушению воспроизводства стада, со всеми вытекающими последствиями. Меры по предотвращению падежа часто не дают желаемого результата, поскольку они не основаны на точной диагностике и знании причин, его обусловивших.
Кратковременность течения, малая информативность и схожесть клинического проявления порой затрудняют прижизненную диагностику болезней новорожденных поросят.
Результаты проведенных эпизоотологических исследований свидетельствуют о широком распространении цирковирусной инфекции не только в зарубежных странах, но и в России.
Особенно значимой проблемой на промышленных свинокомплексах стала цирковирусная инфекция свиней.
Цель работы — эпизоотологическое обследование свинопоголовья хозяйств, выявление причин возникновения цирковирусной инфекции свиней.
Материалы и методы.
Работа выполнена на кафедре инфекционной и незаразной патологии ФГБОУ ВпО Уральской ГСХА.
Материалом для проведения данной научно-исследовательской работы являлись свиньи, содержащиеся во всех типах хозяйств Уральского экономического района.
Исследования проводились по 18 инфекционным болезням, которые регистрировались среди свинопо-головья. Была определена этиологическая структура инфекционных болезней, заболеваемость и долевое распределение этих показателей по наиболее часто регистрируемым болезням с использованием «Рекомендаций по методике эпизоотологического исследования» (Бакулов И. А. и др., 1975).
Данные об эпизоотической ситуации в Уральском экономическом районе были взяты из сводных эпизо-отологических журналов и сводных журналов по учету профилактических мероприятий, а также из форм ветеринарной отчетности.
Эпизоотологический мониторинг осуществлялся в соответствии с «Методикой эпизоотологического исследования» (Бакулов И. А. и др., 1975), «Проявление эпизоотического процесса и оценка его интенсивности» (И. А. Бакулов и др., 1979), «Методы эпизоотологического исследования и теория эпизоотического процесса» (Джупина С. И., 1991).
Серологическиеисследованиясывороткикровикцир-ковирусной инфекции свиней 2-го типа (ЦВС-2), бактериологические исследования биоматериала были проведены в областных и республиканских ветеринарных лабораториях Уральского экономического района.
Цифровые данные эпизоотологических и лабораторных исследований обработаны методами математической статистики, принятыми в биологии и медицине с использованием компьютерной программы Microsoft Excel 2007.
Результаты исследований.
За период мониторинга (2005-2012 гг.) у свиней было зарегистрировано 18 инфекционных болезней в Уральском экономическом районе (Свердловская, Челябинская, Пермская области, Удмуртская Республи-
Уралъский экономический район
9
%Фф
Ветеринария "V
Таблица 1
Этиологическая структура бактериальных болезней свиней в сельскохозяйственных предприятиях
Уральского экономического района
Наименование болезни Положительный результат из числа исследованных проб, %
Колибактериоз 21,9
Гемофилезный полисерозит 21,2
Сальмонеллез 13,7
Пастереллез 10,9
Дизентерия 10,3
Микоплазмоз 4,5
Псевдомоноз 4,5
Отечная болезнь поросят 4,3
Стрептококкоз 4,1
Стафилококкоз 4,1
Лептоспироз 1,3
Хламидиоз 1,2
Рожа 0,5
ка): стафилококкоз, стрептококкоз, РРСС, дизентерия, хламидийные инфекции, цирковирусная инфекция, колибактериоз, лептоспироз, пастереллез, псевдомо-ноз, рожа, сальмонеллез, микоплазмоз (энзоотическая пневмония), парвовирусная болезнь, ротавирусная инфекция, отечная болезнь поросят, гемофилезный полисерозит, трансмиссивный гастроэнтерит.
Наличие цирковирусной инфекции свиней (ЦВС-2) у свиноматок в хозяйствах, как правило, связано с особенностями формирования взрослого поголовья из ремонтных животных, а также с высокой концентрацией животных (рис. 2).
Ряд болезней являются эпизоотически опасными, к ним следует отнести 9 инфекционных болезней, в том числе бактериозы (дизентерия, колибактериоз, леп-тоспироз, пастереллез, рожа, сальмонеллез) и вирозы (РРСС, цирковирусная инфекция, хламидийные инфекции). Эти болезни представляют наибольшую эпизоотическую опасность.
На долю указанных болезней в Уральском экономическом районе пришлось 426 неблагополучных пунктов (49,6 %), 97196 заболевших животных (61,7 %).
Во всех обследованных хозяйствах отмечен рост заболеваемости колибактериозом и гемофилезным полисерозитом (21,9 и 21,2 %). Это происходило на фоне
Рисунок 2 Скученность животных
100 %-ной вакцинации маточного поголовья государственной вакциной против колибактериоза и гемофи-лезного полисерозита.
Вспышки заболевания регистрировались как среди поросят под матками (возраст 1-20 дней), так и среди животных старшего возраста. Среди поросят группы доращивания болезнь отмечалась практически во всех обследованных хозяйствах.
Сальмонеллез свиней (13,7 %) имел широкое распространение и регистрировался ежегодно. За последние 3 года показатели эпизоотического процесса значительно уменьшились, однако эпизоотическая опасность сальмонеллеза сохраняется. На возрастной период 55-70 дней приходилось и клиническое проявление заболевания поросят сальмонеллезом. Зачастую, болезнь возникала в хозяйстве на фоне 100 %-ной иммунизации маточного поголовья и нарождающегося молодняка против паратифа. Установлено, что возникновению болезни способствовало появление послеотъемных гастроэнтеритов, и сальмонеллез протекал подостро или хронически.
Пастереллез свиней (10,9 %) был широко распространен и являлся одной из самых эпизоотически опасных болезней. Болезнь проявлялась ежегодно с разной интенсивностью.
В 2010-2012 гг. по свиноводческим хозяйствам Уральского экономического района прокатилась волна пастереллеза. При этом в эпизоотический процесс было вовлечено 9 товарных ферм. Как показали результаты проведенного анализа, основной причиной возникновения указанной болезни явились достаточно грубые нарушения ветеринарно-санитарного режима сотрудниками свиноводческих предприятий. При этом пик заболеваемости приходился на возраст 85-110 дней.
С 2005 г. эпизоотии дизентерии (10,3 %) ежегодно уменьшаются, этому в определенной мере способствовало сокращение поголовья и плотность посадки свиней в промышленных комплексах, и, конечно, сказывался приобретенный опыт борьбы с данной инфекцией.
Как видно из табл. 1, наиболее распространенные бактериальные болезни составили 10 нозологических единиц. Чаще всего выделялся возбудитель колибактери-оза — в 21,9 % случаев, гемофилезный полисерозит — 21,2 % случаев, сальмонеллез — 13,7 % случаев, пастереллез — 10,9 % случаев.
По данным областных и республиканских лабораторий, методом ИФА цирковирусная инфекция выявлена
• »#
Таблица 2
Этиологическая структура вирусных болезней свиней в сельскохозяйственных предприятиях
Уральского экономического района
Наименование болезни Положительный результат из числа исследованных проб, %
Цирковирусная инфекция 20,2
РРСС 6,5
Ротавирусная инфекция 4,7
Парвовирусная инфекция 4,5
Трансмиссивный гастроэнтерит 4,5
среди свиней в ассоциации с трансмиссивным гастроэнтеритом, парвовирусным энтеритом (20,2, 4,5 и 4,5 %).
Рост заболеваемости и распространения цирковирусной инфекции свиней приходился на период широкого внедрения промышленных технологий в свиноводстве
Пик отхода животных от перечисленных болезней приходился на март-апрель и октябрь-ноябрь (переходные периоды).
Анализ выявления возбудителей инвазионных болезней проявлялся в стойкой их циркуляции среди свиней. Был подтвержден высокий уровень поражения свиней возбудителями инвазионных заболеваний, такими как аскариоз, метастронгилез, трихоцефалез, эзофа-гостомоз.
Ретроспективный анализ паразитологической ситуации в свиноводческих хозяйствах Уральского экономического района на основании отчетов районных ветеринарных, областных, республиканских лабораторий, проведенных у свиней из сельскохозяйственных предприятий неблагополучных по цирковирусной инфекции, показал значительное распространение кишечных инвазий. Наиболее распространенными гельминтозами в свиноводческих хозяйствах являются аскариоз, строн-гилятозы и трихоцефалез. Результаты копрологических исследований выявили аскариоз в 15,5 % случаев от числа исследованных, 9,13 % — стронгилятоз, 5,67 % — трихоцефалез. Из протозоозов наибольшее распространение имел эймериоз — 9,8 % от общего числа исследованных.
У животных паразитозы встречались в различных ассоциациях и в виде моноинвазий. Так, экстенсивность аскариоза составила 28,9 %, эзофагостомоза — 18,5 %, трихоцефалеза — 4,9 % и эймериоза — 9,7 %.
В остальных случаях регистрировали ассоциации паразитов. Было выявлено 5 основных паразитоцено-зов:
— аскариоз + трихоцефалез (10,2 %);
— аскариоз + эзофагостомоз (2,1 %);
— эзофагстомоз + эймериоз (6,9 %);
— аскариоз + эймериоз (10,3 %);
— аскариоз + трихоцефалез + эймериоз (7,2 %).
Все остальные варианты ассоциаций паразитов в сумме занимали не более 1 % от числа инвазированных животных.
Можно отметить, что у свиней чаще встречается аскариоз в виде моноинвазий — 28,9 %, ассоциация 3 видов паразитоза отмечена у 7,2 % инвазированных животных. Всего моноинвазии составляют 62 %, оставшиеся 38 % занимают ассоциации паразитов.
Несмотря на то, что 2/3 зараженных животных с моноинвазиями, ассоциации паразитов представляют большой интерес, так как до конца не выяснены вопросы синергизма и антогонизма между различными видами паразитов при цирковирусной инфекции свиней. Это направление необходимо разрабатывать для прогнозирования клинического проявления цикровирусной инфекции, так как, по нашим наблюдениям, моноинвазии при цирковирусной инфекции протекают значительно тяжелее по сравнению с ассоциативными паразитарными заболеваниями.
Совместное течение аскариоза, трихоцефалеза и эзофагостомоза при цирковирусной инфекции является не простым механическим сложением гельминтов, а динамическим заболеванием с резким расстройством пищеварительной, дыхательной систем, высокой температурой тела и нарушением деятельности кишечных ферментов.
Патогенное влияние гельминтов при цирковирусной инфекции свиней усугубляют простейшие. Отмечается высокая заболеваемость свиней кокцидиозами (100 %), которые протекают в различных ассоциациях с эзофаго-стомозом, аскариозом и трихоцефалезом. Такие сочетания при цирковирусной инфекции свиней вызывали не только сильное заболевание свиней с потерей продуктивных качеств, но и гибель животных.
Таким образом, на основании эпизоотологических данных, сделан вывод о том, что к разряду основных болезней можно отнести колибактериоз, гемофилезный полисерозит, сальмонеллез, пастереллез, цирковирусную инфекцию свиней.
Литература
1. Бакулов И. А. Методика эпизоотологического исследования. М., 1975. С. 21.
2. Бакулов И. А. Проявление эпизоотического процесса и оценка его интенсивности. М., 1979. С. 12.
3. Джупина С. И. Методы эпизоотологического исследования и теория эпизоотического процесса. М., 1991. С. 27.
4. Крысенко Ю. Г. Серологический мониторинг РРСС, ЦВИС и ПВИС в Удмуртской Республике // Ветеринарный врач. 2007. № 2. С. 7-9.
5. Петрова О. Г. Цирковирусная инфекция свиней : матер. VII-й международной науч.-практ. конф. «Бъедещето въпроси от света на науката». София, 2011. Т. 25.