10. Глазунова Л.А., Домацкий В.Н., Глазунов Ю.В. Особенности телязиозной инвазии у крупного рогатого скота в Тюменской области // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - 11Р1_: http://www.science-education.ru/108-9078 (дата обращения: 07.05.2013).
11. Павлов С.Д. Защита крупного рогатого скота от мокрецов - переносчиков вируса блутанг // Сиб. вестн. с.-х. науки. - 2009. - № 12. - С. 73-80.
12. Интегрированная система противопаразитарных мероприятий для крупного рогатого скота мясных пород / В.Н. Домацкий, Л.А. Глазунова, Ю.В. Глазунов [и др.] // Достижения науки и техники АПК. -2013. - № 12. - С. 46-48.
УДК 619:616:591.531.213:595.7 А.А. Никонов, Л.А. Глазунова
ЭПИЗООТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПО ОСНОВНЫМ ЭНТОМОЗАМ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА МЯСНЫХ
ПОРОД В ЗАУРАЛЬЕ
В результате исследований выявлено, что крупный рогатый скот, импортированный из Франции, подвержен заболеванию следующими энтомозами: гиподерматоз (ЭИ 0,4+0,22%), бовиколез (ЭИ 17,1+4,66%), сифункулятоз (ЭИ 15,1+3,71%) и вольфартиоз (ЭИ 1,3+0,67%).
Ключевые слова: мясной скот, энтомозы, гиподерматоз, сифункулятоз, бовиколез, вольфартиоз, экстенсивность инвазии.
A.A. Nikonov, L.A. Glazunova
EPIZOOTIC SITUATION ON THE MAIN ENTHOMOSIS OF THE MEAT BREED CATTLE IN TRANSURALS
The studies revealed that the cattle imported from France is susceptible to the following enthomosis: hypo-dermatosis (EI 0,4+0,22%), bovicolosis (EI 17,1+4,66%), siphunculatosis (EI 15 1 + 3.71%) and wohlfahrtiosis (E11,3 +0,67%).
Key words: meat cattle, enthomosis, hypodermatosis, siphunculatosis, bovicolosis, wohlfahrtiosis, exten-siveness of infestation.
Введение. Доминирующей отраслью животноводства в нашей стране является скотоводство, специализирующееся на разведении крупного рогатого скота с целью получения молока, говядины, кожевенного сырья. Тюменская область занимает лидирующие позиции в стране по развитию сельского хозяйства, здесь развито как молочное, так и мясное направление деятельности скотоводческих хозяйств. В конце прошлого столетия, когда поголовье сельскохозяйственных животных по всей стране стремительно снижалось, в Тюменском регионе вкладывались в развитие мясного скота. Так, для возрождения отрасли мясного скотоводства в 1996 году из соседних областей были ввезены животные герефордской породы, а в 2002 году была импортирована первая партия скота из Франции [1]. На сегодняшний день поголовье мясного скота насчитывает около 10 тысяч. Показатели экономической эффективности данной отрасли зависят не только от содержания, кормления животных, но и от наличия в хозяйствах болезней различной этиологии. Среди инвазионных болезней, которым подвергается крупный рогатый скот, встречаются гельминтозы, энтомозы и ака-розы [2-8]. Ущерб, причиняемый данными инвазиями, складывается из значительных потерь животноводческой продукции, дополнительного расходования кормов на восполнение упитанности животных, затрат на проведение ветеринарно-санитарных мероприятий по их ликвидации, ухудшения состояния здоровья и понижения сопротивляемости организма к различным заболеваниям [9]. Так, по данным А.А. Непоклонова (2011), заболевание животных гиподерматозом снижает качество заготовленных шкур на 8 %, от заболевшей коровы недополучают 80-200 литров молока, а от теленка 13-18 кг мяса. Паразитирование личинок третьего возраста приводит к повреждению мышц, что требует их зачистки, при которой теряется от 0,2 до 7 кг
ВестникКрасГАУ. 2014. № 12
мяса [10]. Помимо этого, паразиты в процессе жизнедеятельности образуют токсины, которые могут попадать в пищу человеку как конечному потребителю животноводческой продукции и оказывать негативное влияние на его здоровье [11].
В связи с этим целью наших исследований явилось изучение распространения заболеваний, возбудителями которых являются насекомые в Зауралье, так как отсутствие этих данных усложняет планирование и проведение противопаразитарных мероприятий.
Материалы и методика исследований. Обследование крупного рогатого скота на наличие возбудителей энтомозов проводилось на мясоперерабатывающих предприятиях и в хозяйствах юга Тюменской области путем прижизненных и посмертных методов. На наличие личинок гиподерм II-III возрастов проводили клиническое обследование животных методом осмотра и пальпации спины от холки до крестца. Посмертную диагностику проводили по методу неполного гельминтологического вскрытия по К.И. Скрябину.
Изучение распространения бовиколеза, сифункулятозов и вольфартиоза проводили методом визуального осмотра животных. Для лучшего обнаружения бовикол применяли электролампы, используя термотропизм насекомых. За период с 2006 по 2013 год сотрудниками института было обследовано 43 252 головы крупного рогатого мясного направления.
Результаты исследований. Обследование хозяйств в Тюменской области, содержащих крупный рогатый скот мясного направления, показало, что, значительную долю среди всех паразитозов занимают заболевания, возбудителями которых являются насекомые - представители класса Insecta, а именно гиподерма-тоз, бовиколез, сифункулятоз и вольфартиоз. Возбудителями подкожно-оводовой инвазии крупного рогатого скота являются личинки Hypoderma bovis и Hypoderma lineatum. Сифункулятозы возникают при паразитиро-вании на теле животных вшей отряда Siphunculata. На крупном рогатом скоте в Тюменской области наиболее часто встречается Linognathus vituli. Бовиколез вызывают власоеды Bovicola bovis. Возбудителем вольфартиоза служили личинки мухи Wohlfahrtia magnifica.
Многолетние наблюдения показали, что количество животных, инвазированных личинками гиподерм, планомерно снижается. Так, в 2006 г. инвазированность составляла 0,7 %, через два года показатель снизился до 0,4 %. В 2009 году произошло увеличение инвазированности скота до уровня 1,2 %. В последние годы больных гиподерматозом животных выявляют крайне редко, за последние четыре года этот показатель не поднимался выше 0,1 %, что показывает эффективность применяемых мер против этого заболевания. Колебания в показателях инвазирования животных гиподерматозом очень часто зависят от ответственности животноводов. Перегруппировка животных без разрешения ветеринарного врача, продажа или покупка скота, не подвергнутого ранней химиотерапии против гиподерматоза, провоцировали возникновение заболевания в ранее благополучном хозяйстве.
Показатели экстенсинвазированности животных бовиколезом за период исследований варьировали от 2,7 до 29,5 %. Аналогично снижению заболеваемости скота гиподерматозом, с некоторыми колебаниями (2008, 2011 годы), отмечается тенденция и к уменьшению числа животных, больных бовиколезом.
Сифункулятозная инвазия за период проведенных нами исследований колебалась в широких пределах - от 1,35 до 31,1 %, однако за последние два года (2012-2013) животных, инвазированных представителями отряда Siphunculata, не выявлено.
Очень часто бовиколез и сифункулятоз встречались в виде ассоциации в осенне-зимний период, чему благоприятствовало несоблюдение зоогигиенических параметров микроклимата помещения, где содержались животные. Высокая влажность, недостаточная вентиляция, отсутствие дезинсекции и моциона приводили к снижению резистентности животных, располагали к возникновению этих болезней [12].
Вольфартиоз является сезонным заболеванием и встречается только в теплое время года. В силу того, что животные мясного направления практически половину своей жизни проводят на пастбище, вероятность травмирования достаточно высока, вследствие чего вольфартова муха откладывает своих личинок в свежую рану. В течение периода наблюдения число животных, подвергшихся заболеванию вольфартиозом, варьировало от 0,3 до 1,6 %.
Для терапии и профилактики заболеваний, вызываемых насекомыми, ветеринарная промышленность предлагает большое количество инсектоакарицидов, относящихся к различным химическим группам. В основном это препараты на основе макроциклических лактонов (абивертин, абиктин, аверсект-2, ганамектин, дектомакс, ивермаг, ивермек, иверсект, ивертин, ивомек, новомек, гиподектин-Н и др.) и препараты из группы синтетических пиретроидов на основе циперметрина (биорекс-ГХ, 2,5- и 5%-й эмульгирующийся концен-
трат - э.к.; бриз, 25% э.к.; ветерин, 20% э.к.; циперил, 5% э.к.) и дельтаметрина (бутокс, 5% э.к.; дельцид, 4% э.к.) [13-17]. Несмотря на огромный ассортимент химиотерапевтических средств, необходимо своевременно и грамотно подходить к лечебно-профилактическим мероприятиям, направленным на ликвидацию арахноэн-томозов. Так, для борьбы с подкожно-оводовой инвазией Министерством сельского хозяйства РФ в 2004 году были разработаны и утверждены «Правила по борьбе с подкожными оводами и профилактике гипо-дерматоза крупного рогатого скота», что, на наш взгляд, благоприятно отразилось на снижении количества инвазированных животных [18]. Помимо рекомендованных и общепринятых мероприятий, одним из факторов, способствующих снижению пораженности скота энтомозами, являются систематические инсектицидные обработки крупного рогатого скота в пастбищный период. С этой целью предложены препараты из группы синтетических пиретроидов, водные эмульсии которых необходимо наносить на волосяной покров животных с помощью специальной опрыскивающей аппаратуры: ШГРЦУ - штанггоризонтальных распылительных цельнотрубных универсальных и ОПРГПУ - опрыскивателей портативных ранцевых гидропневматических универсальных, разработанных во ВНИИВЭА профессором Сергеем Дмитриевичем Павловым [19]. Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм на животноводческих предприятиях, снижение факторов, вызывающих травматизм животных, заинтересованность ответственных лиц в проведении ветеринарных мероприятий также являются фактором, способствующим снижению количества инвазированных животных.
Заключение. Установлено, что среди крупного рогатого скота мясных пород в Зауралье широко распространены заболевания, вызываемые насекомыми. Среди энтомозов преобладающими являются бовико-лез и сифункулятозы: 50,5 и 44,5 % соответственно. К редким заболеваниям можно отнести вольфартиоз и гиподерматоз: 3,8 и 1,2 % от всех энтомозов соответственно (рис.). Средние многолетние показатели экстенсивности инвазии энтомозами крупного рогатого скота импортной селекции значительно отличались. В наименьшей степени скот был инвазирован гиподерматозом (ЭИ 0,4%+0,22) и вольфартиозом (ЭИ 1,3+0,67%), гораздо чаще встречались заболевания, вызванные вшами и власоедами. Так, экстенсивность инвазии бо-виколезом составила 17,1+4,66 %, а сифункулятозами 15,1+3,71 %. В последние годы отмечено снижение показателей инвазированности энтомозами, скорее всего это связано с тем, что мясной скот находится под пристальным вниманием властей и ветеринарных специалистов, для этих животных специально разработана система защиты от их паразитов. Несмотря на это, проблема борьбы с данными болезнями не теряет своей актуальности, так как отсутствие и несвоевременное проведение лечебно-профилактических мероприятий ведет к увеличению численности паразита и способствует повышению пораженности животных, что в свою очередь препятствует эффективному и устойчивому развитию животноводства.
Процентное соотношение энтомозов у крупного рогатого скота мясных пород в Зауралье
Вестник^КрасТЯУ. 2014. № 12
Литература
1. Шевелёва О.М., Бахарев А.А. Формирование отрасли мясного скотоводства с использованием французских пород в условиях Северного Зауралья II Аграрный вестник Урала. - 2G13. - № 8 (114). - С. 23-25.
2. Интегрированная система противопаразитарных мероприятий для крупного рогатого скота мясных пород I В.Н. Домацкий [и др.] ИДостижения науки и техники АПК. - 2G13. - № 12. - С. 46-48.
3. Глазунов Ю.В. Некоторые аспекты фенологии иксодовых клещей на юге Тюменской области II Современные проблемы науки и образования. - 2G13. - № 6. - С. 746.
4. Распространение гельминтозов среди импортного скота в Тюменской области I Л.А. Глазунова [и др.] II Агропродовольственная политика России. - 2G12. - № 9. - С. 59.
5. Глазунов Ю.В., Столбова О.А., Подшивалов Д.А. Распространение и сезонная динамика псороптоза крупного рогатого скота в Тюменской области II Вестник Новосиб. гос. аграр. ун-та. - 2G11. - Т. 3. -№ 19. - С. 78-81.
6. Глазунова Л.А.., Сибен А.Н. Гельминтофауна крупного рогатого скота породы салерс в Северном Зауралье II Вестник ветеринарии. - 2G14. - № 2 (69). - С. 30-33.
7. Никонов А.А., Глазунова Л.А., Сибен А.Н. Формирование эпизоотической ситуации по гиподерматозу крупного рогатого скота в Тюменской области и оценка факторов, влияющих на уровень заболеваемости животных II Современные проблемы науки и образования. - 2G13. - № 3. - С. 458.
8. Мониторинг энтомозов крупного рогатого скота в хозяйствах юга Тюменской области I А.А. Никонов [и др.] II Проблемы энтомологии и арахнологии: сб. науч. тр. ВНИИВЭА. - 2G11. - № 51. - С. 152-15б.
9. Бреев К.А., Гоунин К.Я. О размерах потерь кожи, мяса и молока, причиняемых подкожными оводами крупного рогатого скота II Тез. докл. 4-го съезда Всерос. энтомол. общества. - 1959. - № 1. - С. 204-2G5.
1G. Непоклонов А.А., Прохорова И.А., Маврин Н.А. Борьба с подкожными оводами и профилактика гипо-дерматоза крупного рогатого скота в России и за рубежом II Ветеринария Кубани. - 2G11. - № 5.
11. Ono S. Studies of hypodermatoxin obtained from the larvae of Hypoderma sp. et the oesophageal stage // Jap., Soc. Vet. Sci. - 1932. - Vol. 11. - P. 53.
12. Маслова Е.Н., Сидорова К.А., Жакупбаев Н.Х. Изучение воздействия внешних факторов на распространение псороптоза животных II Вестник КрасГАУ. - 2G14. - № 2. - С. 143-14б.
13. Апалькин В.А., Понамарев Н.М. Эффективность ивомека при паразитозах жвачных животных II Эпизоотология, диагностика, профилактика и меры борьбы с инфекционными болезнями животных. -Новосибирск, 1992. - С. 11-114.
14. Alvinerie M. and Galtier P. Comparative pharmacokinetic properties of moxidectin and ivermectin in different animal species // Veterinary Pharmacology and Therapeutics. - 1997. - Vol. 2G. - № 1. - P. 74.
15. Coles G.C. Drug resistance in oestertagiasis // Vet. Parasitol. - 1988. - Vol. 27. - № 1-2. - P. 89-9б.
16. Защита животных от вредных насекомых: метод. рекомендации I С.Д. Павлов [и др.]. - Тюмень, 2010. - 52 с.
17. Павлов С.Д., Павлова Р.П. Препараты для защиты крупного рогатого скота от гнуса и зоофильных мух II Ветеринария. - 1999. - № 3. - С. 30.
18. Правила по борьбе с подкожными оводами и профилактике гиподерматоза крупного рогатого скота: Приказ № 514 от 16.11.2004 г. I Министерство сельского хозяйства РФ.
19. Патент на изобретение RUS 2369442 06.12.2007. Устройство для распыления жидкостей I Павлов С.Д.