УДК 130.2
Фурса Ирина Анатольевна
аспирант Национального института образования Республики Беларусь, преподаватель Российского государственного социального университета, филиал в г. Минске dom-hors@mail.ru
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ
ДИСКУРСЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Fursa Irina Anatolyevna
PhD student, National Institute of Education, Republic of Belarus, Lecturer, Russian State Social University, branch in Minsk dom-hors@mail.ru
EPISTEMOLOGICAL DISCOURSES OF THE PERSONAL VOCATIONAL CULTURE
Аннотация:
Статья посвящена теоретико-
методологическим аспектам изучения феномена профессиональной культуры личности. Выделены и раскрыты семантический и трансдисциплинарный дискурсы. Феномен профессиональной культуры личности рассматривается в статье с позиции предельного обобщения, для чего проанализированы социально-философские основания изучения категории.
Ключевые слова:
эпистемологический дискурс, культура, культура личности, профессиональная культура личности, профессиональная идентичность.
The summary:
The article is concerned with theoretic and methodological aspects of the study dealing with the personal vocational culture. The author distinguishes and analyzes semantic and trans-disciplinary discourses of the personal vocational culture. The phenomenon of the personal vocational culture is considered from the perspective of the utmost generalization, for which purpose the socio-philosophic backgrounds of the category study have been researched.
Keywords:
epistemological discourse, culture, person’s culture, personal vocational culture, occupational identity.
Определение понятия профессиональной культуры личности - не новая для науки задача. Данный термин всесторонне раскрыт в логике психологии, педагогики и другого отраслевого знания. В то же время возможна постановка вопросов другого рода: что такое профессиональная культура личности с философской точки зрения, то есть с позиции предельного обобщения? Какие аспекты профессиональной культуры личности образуют пласт философских задач? Исследовательские интенции в отношении профессиональной культуры личности отражают семантический и трансдисциплинарный дискурсы феноменологии понятия.
Семантический и трансдисциплинарный дискурсы профессиональной культуры личности. Семантический акцент анализу профессиональной культуры личности придает изучение системообразующих категорий культуры, личности, профессии. Культура представляет собой фундаментальное понятие и имеет множество значений и определений, что демонстрирует емкость и сложность феномена культуры. С позиции предмета данной работы важно подчеркнуть некоторые характеристики культуры: 1) культура сопряжена с деятельностью человека: усваивается и проявляется через деятельность. В этом смысле она всегда предметна; 2) реализация культурных программ происходит только в социальном опыте, в общественной (в противовес природной) плоскости; 3) при этом происходит трансляция социального опыта через приращение, хранение и передачу общественно полезной информации; 4) отмеченная программируемость культурных паттернов, образцов, стереотипов особенно реальна и быстро достижима благодаря современным социальным технологиям медиакультуры; 5) многие исследова-
тели подчеркивают ценностную природу культуры; 6) культура - это сложная система знаний, норм, идеалов, паттернов поведения, образцов деятельности, целей и ценностей; 7) в таком значении культура понимается как установление равновесия между общим и особенным: общечеловеческими ценностными категориями и инвариантами конкретной культуры (национальные и этнические особенности) / конкретно-исторической культуры (исторические особенности) / социально-групповой культуры (субкультура, профессиональная группа и т. д.).
Понимание культуры и личности есть «нулевая точка культуры», по выражению П. Наторпа [1], и характеризуется общими чертами, которые заключаются в возможности транслирования через эти системы как общее и единичное продуктов социальной памяти нации. Культура личности имеет своей отличительной чертой качественный параметр социальной, в том числе профессиональной, деятельности. Культура личности определяется мерой присвоения общечеловеческих ценностей, воспринятых через призму собственной индивидуальности, в процессе саморазвития и самосовершенствования. По мнению О.С. Газмана, это понятие предполагает достижение личностью некоторой гармонии [2]. Исходя из сущности культуры личности, специфичной чертой возможной формы ее перспективного развития - профессиональной культуры - является ее качественная характеристика. Общая культура личности выступает основополагающей для становления профессиональной культуры.
Последнее составляющее комплекса «профессиональная культура личности» - понятие профессии - вполне однозначно определяется в различных источниках. Например, профессия рассматривается как «социально-технологический механизм, который создан обществом для обеспечения своих материальных и духовных потребностей путем локализации его в определенном виде профессиональной деятельности и предназначен для производства определенного вида продукта» [3]. Развитие представлений о профессиональном развитии личности восходит к работам М. Вебера, П. Сорокина.
Результатом интеграции представлений о профессиональном развитии личности и ее ассимиляции в культурном пространстве социума стала проблематизация профессиональной культуры личности в качестве самостоятельного предмета исследований. В научной литературе можно найти различные ракурсы рассмотрения феномена профессиональной культуры. Содержательная сторона профессиональной культуры раскрывается в зависимости от аспекта теоретического анализа. Социологи при описании содержания профессиональной культуры личности используют понятия «труд», «общественные отношения», «профессиональная группа». По мнению Г.Н. Соколовой, профессиональная культура является видовым понятием по отношению к культуре труда, личностным аспектом ее развития [4]. Педагогический взгляд на сущность профессиональной культуры чаще всего предельно предметен. Педагоги показывают объем понятия «профессиональная культура» в тесной связи с конкретной профессиональной областью (профессиональная культура педагога, профессиональная культура студента и т. д.). В педагогических исследованиях наиболее распространена связь данного понятия с категориями деятельности, компетенций, качеств личности. Например, Н.Б. Крылова раскрывает понятие профессиональной культуры как систему социальных качеств, непосредственно обеспечивающую уровень трудовой, профессиональной деятельности и определяющую ее личностное содержание, отношение к труду» [5]. Другой особенностью педагогических определений является их описательный характер, попытка определить содержание через перечисление его элементов.
Таким образом, категориальное определение профессиональной культуры личности в эпистемологическом измерении отражают семантический и трансдисциплинарный дис-
курсы. Семантический аспект исследований определяет профессиональную культуру личности как ментальную единицу, реконструированную вокруг центральных категорий культуры, личности, профессии и, следовательно, наследующую их базовые характеристики. В таком ракурсе профессиональная культура личности представляется программируемой системой профессиональных целей, знаний, ценностей, паттернов поведения, формируемая через приобщение к социальному опыту определенной профессиональной группы, индивидуальное переструктурирование информационных потоков в профессиональной области; имеющая выраженную информационную и ценностную природу качественная характеристика личности, составленная на основе синтеза индивидуально-личностных и индивидуально-групповых черт, усвоения личностью общечеловеческих и профессиональных ценностей и создания на этой основе уникальной комбинации. Трансдисциплинарный континуум профессиональной культуры личности позволяет отразить широту вариативного ряда интерпретаций категории, исходя из предметного ракурса ее рассмотрения.
Социально-философские основания изучения профессиональной культуры личности. Выделению феномена профессиональной культуры личности как области философской рефлексии способствовали фундаментальные исследования И.М. Моделя, в которых профессиональная культура рассматривается как процесс диалектического взаимодействия двух сфер общественной жизнедеятельности - труда и культуры. И.М. Модель присвоил понятию «профессиональная культура личности» категориальный, философский статус [6]. Философские исследования, посвященные проблематике профессиональной культуры, содержат наиболее обобщенные формулировки. При этом профессиональная культура рассматривается в широком контексте, обозначая канву для дальнейшего прикладного анализа. Социально-философский уровень осмысления профессиональной культуры личности предельно абстрагирован взаимосвязью в индивидуальной истории становления профессиональной идентичности личности категорий «общего» (общая культура личности) - «особенного» (профессиональная культура в части принятия личностью стандартов, ценностей профессии и профессиональной группы) - «единичного» (профессиональная культура личности, творчески интерпретирующей и выполняющей свои профессиональные задачи).
В социально-философской рефлексии профессиональная культура личности рассматривается как особая форма мировоззрения в единстве понимания, восприятия и ощущения личностью себя в профессиональном мире. Наиболее острой проблемой в этом ключе является понимание личностной (а также профессиональной) идентичности, адекватное основным направлениям происходящих в обществе перемен. Виртуализация социокультурного пространства, интернационализация культурных различий и другие социокультурные явления в современном мире не сопровождаются потерей личностью возможности обрести идентичность, а лишь определяют кризис идентичности в старом его понимании как постоянной структуры. То есть понимание идентичности в классическом ее виде исчерпало себя. Фрагментарность и мозаичность, ставшие уже, по сути, базовыми характеристиками современного общества, задают направления в рассмотрении феномена личностной идентичности в условиях информационного общества. Мозаичный способ персональной идентичности является естественным ответом - приспособлением на вызовы нестабильного мира с постоянно дрейфующими образцами и стандартами, характерной релятивизацией еще недавно казавшихся незыблемых универсалий.
Профессиональная идентичность личности в современном понимании приобретает ярко выраженный характер открытого проекта. У. Бек в исследовании, актуализирующем космополитическое мировоззрение для современного человека, следующим образом описывает новый образец идентичности, выстроенной, по определению автора, в
логике «включающей дифференциации» (т. е. совмещения несочетаемых элементов): «Человек конструирует свою самобытность, свободно запуская руку в некий набор деталей, словно найденных в конструкторе «Лего», где собраны идентичности, доступные всему миру, и выстраивает из них все более всеохватывающую собственную модель. Итог - горделивое утверждение лоскутной, в чем-то космополитичной, но в то же время и провинциальной идентичности, основной чертой которой выступает отказ от традиционной ответственности» [7].
Таким образом, социально-философские основания изучения профессиональной культуры личности проблематизируются через понятия «профессиональная идентификация», «профессиональная идентичность» в контексте современных тенденций общественного развития.
Ссылки:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995. С. 81.
2. Корепанова М.В. Основы педагогического мастерства. М., 2010. С. 61-64.
3. Модель И.М. Профессиональная культура предпринимателя // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 10-15.
4. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура. Минск, 1980. С. 30.
5. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990. С. 56.
6. Модель И.М. Профессиональная культура (социологический аспект) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Свердловск, 1983. С. 8.
7. Бек У. Космополитическое мировоззрение. М., 2008. С. 6-7.