Научная статья на тему 'Эпистемологические дискурсы профессиональной культуры личности'

Эпистемологические дискурсы профессиональной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
124
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PERSON’S CULTURE / EPISTEMOLOGICAL DISCOURSE / CULTURE / PERSONAL VOCATIONAL CULTURE / OCCUPATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Фурса Ирина Анатольевна

Статья посвящена теоретико методологическим аспектам изучения феномена профессиональной культуры личности. Выделены и раскрыты семантический и трансдисциплинарный дискурсы. Феномен профессиональной культуры личности рассматривается в статье с позиции предельного обобщения, для чего проанализированы социально-философские основания изучения категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPISTEMOLOGICAL DISCOURSES OF THE PERSONAL VOCATIONAL CULTURE

The article is concerned with theoretic and methodological aspects of the study dealing with the personal vocational culture. The author distinguishes and analyzes semantic and trans-disciplinary discourses of the personal vocational culture. The phenomenon of the personal vocational culture is considered from the perspective of the utmost generalization, for which purpose the socio-philosophic backgrounds of the category study have been researched.

Текст научной работы на тему «Эпистемологические дискурсы профессиональной культуры личности»

УДК 130.2

Фурса Ирина Анатольевна

аспирант Национального института образования Республики Беларусь, преподаватель Российского государственного социального университета, филиал в г. Минске dom-hors@mail.ru

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ

ДИСКУРСЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Fursa Irina Anatolyevna

PhD student, National Institute of Education, Republic of Belarus, Lecturer, Russian State Social University, branch in Minsk dom-hors@mail.ru

EPISTEMOLOGICAL DISCOURSES OF THE PERSONAL VOCATIONAL CULTURE

Аннотация:

Статья посвящена теоретико-

методологическим аспектам изучения феномена профессиональной культуры личности. Выделены и раскрыты семантический и трансдисциплинарный дискурсы. Феномен профессиональной культуры личности рассматривается в статье с позиции предельного обобщения, для чего проанализированы социально-философские основания изучения категории.

Ключевые слова:

эпистемологический дискурс, культура, культура личности, профессиональная культура личности, профессиональная идентичность.

The summary:

The article is concerned with theoretic and methodological aspects of the study dealing with the personal vocational culture. The author distinguishes and analyzes semantic and trans-disciplinary discourses of the personal vocational culture. The phenomenon of the personal vocational culture is considered from the perspective of the utmost generalization, for which purpose the socio-philosophic backgrounds of the category study have been researched.

Keywords:

epistemological discourse, culture, person’s culture, personal vocational culture, occupational identity.

Определение понятия профессиональной культуры личности - не новая для науки задача. Данный термин всесторонне раскрыт в логике психологии, педагогики и другого отраслевого знания. В то же время возможна постановка вопросов другого рода: что такое профессиональная культура личности с философской точки зрения, то есть с позиции предельного обобщения? Какие аспекты профессиональной культуры личности образуют пласт философских задач? Исследовательские интенции в отношении профессиональной культуры личности отражают семантический и трансдисциплинарный дискурсы феноменологии понятия.

Семантический и трансдисциплинарный дискурсы профессиональной культуры личности. Семантический акцент анализу профессиональной культуры личности придает изучение системообразующих категорий культуры, личности, профессии. Культура представляет собой фундаментальное понятие и имеет множество значений и определений, что демонстрирует емкость и сложность феномена культуры. С позиции предмета данной работы важно подчеркнуть некоторые характеристики культуры: 1) культура сопряжена с деятельностью человека: усваивается и проявляется через деятельность. В этом смысле она всегда предметна; 2) реализация культурных программ происходит только в социальном опыте, в общественной (в противовес природной) плоскости; 3) при этом происходит трансляция социального опыта через приращение, хранение и передачу общественно полезной информации; 4) отмеченная программируемость культурных паттернов, образцов, стереотипов особенно реальна и быстро достижима благодаря современным социальным технологиям медиакультуры; 5) многие исследова-

тели подчеркивают ценностную природу культуры; 6) культура - это сложная система знаний, норм, идеалов, паттернов поведения, образцов деятельности, целей и ценностей; 7) в таком значении культура понимается как установление равновесия между общим и особенным: общечеловеческими ценностными категориями и инвариантами конкретной культуры (национальные и этнические особенности) / конкретно-исторической культуры (исторические особенности) / социально-групповой культуры (субкультура, профессиональная группа и т. д.).

Понимание культуры и личности есть «нулевая точка культуры», по выражению П. Наторпа [1], и характеризуется общими чертами, которые заключаются в возможности транслирования через эти системы как общее и единичное продуктов социальной памяти нации. Культура личности имеет своей отличительной чертой качественный параметр социальной, в том числе профессиональной, деятельности. Культура личности определяется мерой присвоения общечеловеческих ценностей, воспринятых через призму собственной индивидуальности, в процессе саморазвития и самосовершенствования. По мнению О.С. Газмана, это понятие предполагает достижение личностью некоторой гармонии [2]. Исходя из сущности культуры личности, специфичной чертой возможной формы ее перспективного развития - профессиональной культуры - является ее качественная характеристика. Общая культура личности выступает основополагающей для становления профессиональной культуры.

Последнее составляющее комплекса «профессиональная культура личности» - понятие профессии - вполне однозначно определяется в различных источниках. Например, профессия рассматривается как «социально-технологический механизм, который создан обществом для обеспечения своих материальных и духовных потребностей путем локализации его в определенном виде профессиональной деятельности и предназначен для производства определенного вида продукта» [3]. Развитие представлений о профессиональном развитии личности восходит к работам М. Вебера, П. Сорокина.

Результатом интеграции представлений о профессиональном развитии личности и ее ассимиляции в культурном пространстве социума стала проблематизация профессиональной культуры личности в качестве самостоятельного предмета исследований. В научной литературе можно найти различные ракурсы рассмотрения феномена профессиональной культуры. Содержательная сторона профессиональной культуры раскрывается в зависимости от аспекта теоретического анализа. Социологи при описании содержания профессиональной культуры личности используют понятия «труд», «общественные отношения», «профессиональная группа». По мнению Г.Н. Соколовой, профессиональная культура является видовым понятием по отношению к культуре труда, личностным аспектом ее развития [4]. Педагогический взгляд на сущность профессиональной культуры чаще всего предельно предметен. Педагоги показывают объем понятия «профессиональная культура» в тесной связи с конкретной профессиональной областью (профессиональная культура педагога, профессиональная культура студента и т. д.). В педагогических исследованиях наиболее распространена связь данного понятия с категориями деятельности, компетенций, качеств личности. Например, Н.Б. Крылова раскрывает понятие профессиональной культуры как систему социальных качеств, непосредственно обеспечивающую уровень трудовой, профессиональной деятельности и определяющую ее личностное содержание, отношение к труду» [5]. Другой особенностью педагогических определений является их описательный характер, попытка определить содержание через перечисление его элементов.

Таким образом, категориальное определение профессиональной культуры личности в эпистемологическом измерении отражают семантический и трансдисциплинарный дис-

курсы. Семантический аспект исследований определяет профессиональную культуру личности как ментальную единицу, реконструированную вокруг центральных категорий культуры, личности, профессии и, следовательно, наследующую их базовые характеристики. В таком ракурсе профессиональная культура личности представляется программируемой системой профессиональных целей, знаний, ценностей, паттернов поведения, формируемая через приобщение к социальному опыту определенной профессиональной группы, индивидуальное переструктурирование информационных потоков в профессиональной области; имеющая выраженную информационную и ценностную природу качественная характеристика личности, составленная на основе синтеза индивидуально-личностных и индивидуально-групповых черт, усвоения личностью общечеловеческих и профессиональных ценностей и создания на этой основе уникальной комбинации. Трансдисциплинарный континуум профессиональной культуры личности позволяет отразить широту вариативного ряда интерпретаций категории, исходя из предметного ракурса ее рассмотрения.

Социально-философские основания изучения профессиональной культуры личности. Выделению феномена профессиональной культуры личности как области философской рефлексии способствовали фундаментальные исследования И.М. Моделя, в которых профессиональная культура рассматривается как процесс диалектического взаимодействия двух сфер общественной жизнедеятельности - труда и культуры. И.М. Модель присвоил понятию «профессиональная культура личности» категориальный, философский статус [6]. Философские исследования, посвященные проблематике профессиональной культуры, содержат наиболее обобщенные формулировки. При этом профессиональная культура рассматривается в широком контексте, обозначая канву для дальнейшего прикладного анализа. Социально-философский уровень осмысления профессиональной культуры личности предельно абстрагирован взаимосвязью в индивидуальной истории становления профессиональной идентичности личности категорий «общего» (общая культура личности) - «особенного» (профессиональная культура в части принятия личностью стандартов, ценностей профессии и профессиональной группы) - «единичного» (профессиональная культура личности, творчески интерпретирующей и выполняющей свои профессиональные задачи).

В социально-философской рефлексии профессиональная культура личности рассматривается как особая форма мировоззрения в единстве понимания, восприятия и ощущения личностью себя в профессиональном мире. Наиболее острой проблемой в этом ключе является понимание личностной (а также профессиональной) идентичности, адекватное основным направлениям происходящих в обществе перемен. Виртуализация социокультурного пространства, интернационализация культурных различий и другие социокультурные явления в современном мире не сопровождаются потерей личностью возможности обрести идентичность, а лишь определяют кризис идентичности в старом его понимании как постоянной структуры. То есть понимание идентичности в классическом ее виде исчерпало себя. Фрагментарность и мозаичность, ставшие уже, по сути, базовыми характеристиками современного общества, задают направления в рассмотрении феномена личностной идентичности в условиях информационного общества. Мозаичный способ персональной идентичности является естественным ответом - приспособлением на вызовы нестабильного мира с постоянно дрейфующими образцами и стандартами, характерной релятивизацией еще недавно казавшихся незыблемых универсалий.

Профессиональная идентичность личности в современном понимании приобретает ярко выраженный характер открытого проекта. У. Бек в исследовании, актуализирующем космополитическое мировоззрение для современного человека, следующим образом описывает новый образец идентичности, выстроенной, по определению автора, в

логике «включающей дифференциации» (т. е. совмещения несочетаемых элементов): «Человек конструирует свою самобытность, свободно запуская руку в некий набор деталей, словно найденных в конструкторе «Лего», где собраны идентичности, доступные всему миру, и выстраивает из них все более всеохватывающую собственную модель. Итог - горделивое утверждение лоскутной, в чем-то космополитичной, но в то же время и провинциальной идентичности, основной чертой которой выступает отказ от традиционной ответственности» [7].

Таким образом, социально-философские основания изучения профессиональной культуры личности проблематизируются через понятия «профессиональная идентификация», «профессиональная идентичность» в контексте современных тенденций общественного развития.

Ссылки:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995. С. 81.

2. Корепанова М.В. Основы педагогического мастерства. М., 2010. С. 61-64.

3. Модель И.М. Профессиональная культура предпринимателя // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 10-15.

4. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура. Минск, 1980. С. 30.

5. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990. С. 56.

6. Модель И.М. Профессиональная культура (социологический аспект) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Свердловск, 1983. С. 8.

7. Бек У. Космополитическое мировоззрение. М., 2008. С. 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.