Научная статья на тему 'Епископ Порфирий (Успенский) как предвестник миссии Императорского Православного Палестинского Общества'

Епископ Порфирий (Успенский) как предвестник миссии Императорского Православного Палестинского Общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Порфирий Успенский / Русская Духовная Миссия в Иерусалиме / Императорское Православное Палестинское Общество / религия / православная духовная миссия / просвещение / образования / богословие / наука / религиозные организации / православие / межрелигиозный диалог / Русская православная церковь / Porfiry Uspensky / Russian Spiritual Mission in Jerusalem / Imperial Orthodox Palestine Society / religion / Orthodox spiritual mission / enlightenment / education / theology / science / religious organizations / Orthodoxy / inter-religious dialogue / Russian Orthodox Church

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ивакин Г.А., Иванников С.И.

В статье рассматривается биография основателя Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Порфирия Успенского. Реализация стратегии Св. Синода церковного присутствия России в ближнеи дальневосточных регионах через призму деятельности Порфирия Успенского и его помощников. Организация и развития Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Церковно-государственные отношения, межрелигиозное и межхристианское взаимодействие в рамках деятельности Русской Духовной Миссии и ее первых сотрудников. Научный и богословский вклад Порфирия Успенского в изучении ближневосточного региона и христианства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bishop Porfiry (Uspensky) as a harbinger of the Imperial Orthodox Palestine Society mission

The article deals with the biography of Porfiry Uspensky, the founder of the Russian Spiritual Mission in Jerusalem. The implementation of the strategy of the Holy Synod Church Presence of Russia in the Middle and Far East regions through the prism of the activities of Porfiry Uspensky and his assistants. The organization and development of the Russian Spiritual Mission in Jerusalem. Church-state relations, inter-religious and inter-Christian interaction within the framework of the activities of the Russian Spiritual Mission and its first employees. The scientific and theological contribution of Porfiry Uspensky to the study of the Middle East region and Christianity.

Текст научной работы на тему «Епископ Порфирий (Успенский) как предвестник миссии Императорского Православного Палестинского Общества»

Ивакин Г.А.

Доктор исторических наук, доцент, заместитель директора ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований», г. Москва.

Иванников С.И.

Кандидат богословия, ректор Барнаульской духовной семинарии, митрополит Барнаульский и Алтайский - глава Алтайской митрополии, член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (2004-2006), г. Барнаул.

Епископ Порфирий (Успенский) как предвестник миссии Императорского Православного Палестинского Общества*

Аннотация. В статье рассматривается биография основателя Русской Духовной Миссии в иерусалиме Порфирия Успенского. Реализация стратегии св. синода - церковного присутствия России в ближне- и дальневосточных регионах через призму деятельности Порфирия Успенского и его помощников. организация и развития Русской Духовной Миссии в иерусалиме. Церковно-государственные отношения, межрелигиозное и межхристианское взаимодействие в рамках деятельности Русской Духовной Миссии и ее первых сотрудников. научный и богословский вклад Порфирия Успенского в изучении ближневосточного региона и христианства.

Ключевые слова: Порфирий Успенский, Русская Духовная Миссия в иерусалиме, императорское Православное Палестинское общество, религия, православная духовная миссия, просвещение, образования, богословие, наука, религиозные организации, православие, межрелигиозный диалог, Русская православная церковь.

Ivakin G.A.

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Deputy Director of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", Moscow.

Ivannikov S.I.

Candidate of Theology,

Rector of the Barnaul Theological Seminary, Metropolian of Barnaul and Altai - Head of the Metropolis of Altai, Member of the Russian Spiritual Mission in Jerusalem (2004-2006), Barnaul.

Bishop Porfiry (Uspensky) as a harbinger of the Imperial Orthodox Palestine Society mission

Abstract. The article deals with the biography of Porfiry Uspensky, the founder of the Russian Spiritual Mission in Jerusalem. The implementation of the strategy of the Holy Synod - Church Presence of Russia in the Middle and Far East regions through the prism of the activities of Porfiry Uspensky and his assistants. The organization and

* © ивакин Г.А., иванников с.и., 2024.

Епископ Порфирий (Успенский) как предвестник миссии императорского Православного Палестинского общества

development of the Russian Spiritual Mission in Jerusalem. Church-state relations, inter-religious and inter-Christian interaction within the framework of the activities of the Russian Spiritual Mission and its first employees. The scientific and theological contribution of Porfiry Uspensky to the study of the Middle East region and Christianity.

Key words: Porfiry Uspensky, Russian Spiritual Mission in Jerusalem, Imperial Orthodox Palestine Society, religion, Orthodox spiritual mission, enlightenment, education, theology, science, religious organizations, Orthodoxy, inter-religious dialogue, Russian Orthodox Church.

В 1882 году, при активной поддержке императора Александра III и выдающихся представителей русского общества, было создано Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО). Эта организация появилась с целью осуществления разносторонней деятельности в священных землях Палестины, придерживаясь православных принципов. С годами ИППО стало значимым символом солидарности и важного фактора для укрепления социально-культурных связей между Россией и Палестиной.

С тех пор культурные и духовные традиции Общества, а также память о его царственных основателях и исторических деятелях, внесших вклад в дело миссии Общества, неизменно хранятся и популяризируются в России и на международной арене посредством деятельности международных и региональных отделений ИППО.

Многие ключевые имена русских людей, сыгравших определяющую роль в развитии ИППО, бережно запечатлены, в частности, в почетных знаках Общества. Действительно, среди главных наград Общества ряд почетных знаков посвящены памяти таких исторических личностей с мировым именем, как Великий Князь Сергий Александрович и его супруга преподобномученица Елисавета феодоровна, инициатор создания Общества и его первый секретарь Василий Николаевич Хитрово, ученый-византинист и археолог архимандрит Антонин (Капустин), археолог и литургист

Алексей Афанасьевич Дмитриевский и русская благотворительница и попечительница святых мест Палестины Мария Михайловна Киселева и, конечно же, сам император Александр III.

Однако, в истории русской миссии на Святой Земле есть еще одна фигура славного XIX века, чей вклад в дело, получившее впоследствии систематическое развитие посредством активной деятельности членов ИППО, трудно переоценить и безусловно следует засвидетельствовать, но чей жизненный путь завершился практически одновременно с созданием Общества. Речь идет о епископе Порфирии (Успенском), который к моменту учреждения ИППО был уже очень пожилым и больным человеком, и его участие в создании общества имело уже скорее символический, чем практический характер. Почётный член Общества, епископ Порфирий скончался уже вскоре, в 1885 году, и был похоронен в Новоспасском монастыре Москвы.

Данная статья имеет целью показать, насколько многогранна его личность и насколько разносторонен его вклад как в историю Русской Церкви и всего мирового Православия, так и в становление русского присутствия на Святой Земле.

Особенно важной становится такая инициатива в свете предстоящих юбилеев: в 2024 году исполняется 220 лет со дня рождения епископа Порфирия, а в 2025 году - 140 лет со дня его кончины. Однако не следует забывать, что этот

труд уже имеет обширную и результативную историю обсуждений в контексте вклада Порфирия в жизнь Общества. Важно отметить, что пять лет назад, председатель Императорского Православного Палестинского Общества С.В. Степашин, в своем приветственном выступлении на Научной конференции «Историк Христианского Востока. К 125-летию со дня кончины епископа Порфирия (Успенского)», подробно рассмотрел основные направления деятельности Преосвященнейшего Пор-фирия, подчеркнув его духовную связь с миссией ИППО.

По словам Председателя ИППО, преосвященный владыка «глубоко осознавал историческую неразрывность духовной связи России с православным Востоком и сыграл решающую роль в становлении русского присутствия в Святой Земле, в странах библейского региона, в организации русского паломничества к святыням Православия». С.В. Степашин подчеркнул, что «научные труды епископа Порфирия [...] открывают духовные сокровищницы Палестины, древних Патриархатов Востока»: По его словам, собственные труды и сочинения Порфирия по церковной истории, а также собранные им рукописи, иконы и документы, возбуждают интерес и страсть к христианскому Востоку и к священным памятникам библейской древности. Эти источники являются знаковыми свидетелями духовной и исторической насыщенности ближневосточного региона, обращая внимание исследователей на богатство и глубину его религиозного наследия. наконец, Степашиным было затронуто и миссионерско-педагоги-ческое измерение деятельности Пор-фирия, который «по велению души и сердца [...] вел огромную духовно-просветительскую работу, способствовал

открытию греко-арабских школ и богословских училищ в Палестине и Сирии, первой типографии в Иерусалиме, в которой печатались книги на арабском и греческом языках, заботился о православном арабском населении»1.

Приглашая этими словами к все более и более тщательному осмыслению результатов обширного служения епископа Порфирия (Успенского), председатель ИППО выражает общее настроение почетных, действительных и ассоциированных членов Общества и всех людей, связанных с традицией русского присутствия в Палестине, согласно которому в служении Преосвященного Порфирия, как в капли воды отразился весь последующий коллективный труд русских любителей Святой Земли.

Значимость Русской духовной миссии в Иерусалиме, инициатором и первым главой которой был епископ (тогда

- архимандрит) Порфирий, в истории межгосударственных и межхристианских отношений, обозначает его как в действительности исторического церковного и государственного деятеля. Иерусалимская Миссия РПЦ - не только старейший институт внешних связей Русской церкви, сохраняющий свою актуальность на протяжении вот уже трех эпох российской государственности, но и один из ключевых центров диалога современного Православного мира.

Вместе с тем епископ Порфирий

- выдающийся церковный ученый ли-тургист и византолог, чей вклад в светскую науку Российской империи также трудно переоценить. Его палеографические, археологические и текстологические открытия и исследования внесли

1 Приветствие Председателя ИППО С.В. Степашина. В Москве прошла научно-церковная конференция «Историк Христианского Востока. К 125-летию со дня кончины епископа Порфирия (Успенского)». // URL: http://www.pa-triarchia.ru/db/text/1141713.html

значительный вклад как в русское востоковедение, так и в развитие мировой науки того времени.

Работая с вновь открытыми им же на Ближнем Востоке и на Афоне христианскими первоисточниками, епископ Порфирий явил себя одним из отцов могучей русской дореволюционной школы критического подхода к изучению библейских, литургических и исторических памятников. Кроме того, критический метод не был лишь калькирован епископом Порфирием с опыта западных богословов того времени. В традиции русских богословских школ епископ Порфирий выступил носителем творческого синтеза критического подхода к тексту и православной экзегезы, пропитанной деятельным опытом монашеско-литургической традиции осмысления Священного Писания.

Кроме того, укорененность в созерцательную традицию русского ученого монашества, не препятствовали Пор-фирию, уже в молодые годы, показать себя мудрым устроителем и администратором. Основанная им, Одесская духовная семинария, действует и поныне, будучи и во времена Российской империи и даже в эпоху Советской власти одним из ключевых учебных заведений Русской Церкви. Вкупе с просветительской и издательской деятельностью в столичном Петербурге, Москве, Киеве, а также Мерусалиме и Дамаске, Порфирий как просветитель своего времени выходит далеко за конфессиональные и национальные рамки и без того огромной Церкви и империи, которым он принадлежал и которых славил своими трудами.

В этой связи, следует отметить особую личную убежденность Порфирия, во многом опередившую его время, в том, что христианские церкви Востока - в особенности Армянская, Сиро-яко-

витская, Эфиопская и Коптская, разделенные во-многом сложностью геополитических обстоятельств генезиса Вселенской Церкви - должны искать и находить пути взаимного узнавания, диалога, сотрудничества и потенциального воссоединения на основе единодушного и одинаково понимаемого исповедания святой Православной веры.

Далее мы проследим как, сквозь вехи биографии Преосвященного Пор-фирия (Успенского), все перечисленные нами грани его личности и дела, раскрывались и утверждались силою пытливого ума и горячего сердца русского архипастыря.

Происхождение и церковное становление: Кострома - Одесса - Вена

Будущий епископ Порфирий родился в Костроме в 1804 году. Благодаря автобиографическим воспоминаниям Порфирия, о его происхождении и детских годах его жизни нам известны не только сухие факты, но и сама атмосфера, в которой происходило становление будущего архипастыря. В своих записках Порфирий, в частности, упоминал о своем отце, Александре Матвеевиче. Он был человеком не большого достатка, так как занимал невысокое положение в церковном клире. При этом, сохранившиеся в воспоминаниях строки, написанные епископом Порфирием, повествуют о том, что отец «никогда не был нищим»2, имел собственный домик с небольшим садом и небольшое довольствие от прихода.

Вместе с тем епископ Порфирий всегда подчеркивал важность духовного воспитания, воспринятого им от его матери, Дарьи Степановны. Она была

2 Книга бытия моего: Дневники и авто-биогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. III (с I января 1846 г. по 20 марта 1850 г.). - СПб.: 1896. С. 56.

благочестивой женщиной, которая с самого раннего детства приучила своего сына к искренней молитве и нравствен-ности3. Из записок епископа Порфирия мы узнаем о том, как его мать, крайне благочестивая женщина, с самого раннего детства воспитывала его в духе твердой веры. Она научила его молиться с такой же искренностью и благоговением, как и сама она это делала. Для молодого Порфирия молитва становилась сладостью для сердца, оставляя в душе глубокий след4.

Преосвященный епископ описывает в своих записях, как его мать, Дарья Степановна, часто посещала монастыри, всегда взяв с собой его, тогда еще молодого Константина. Он вспоминает, что его мать каждый год с неослабевающим рвением отправлялась в Росто-во-Яковлевский монастырь, где неизменно препоручала юного Константина покровительству святого Димитрия чу-дотворца5. Преосвященный епископ отмечает, что в юности он с большой радостью также сопровождал свою мать в паломничествах и в другие монастыри. «Мы с матерью наслаждались посещением этих монастырей и продолжали проявлять свою преданность Богу», - говорит он6.

3 Сравни: Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. IV (с 18 марта 1850 г. по 3 апреля 1853 г.). - СПб.: 1896. С. 189-190.

4 Книга бытия моего: Дневники и авто-биогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. VIII (часть 1861 и 1862-1864; 1865-1878; 1878-1884; 1885). -СПб.: 1902. С. 325.

5 Книга бытия моего: Дневники и авто-биогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. VIII (часть 1861 и 1862-1864; 1865-1878; 1878-1884; 1885). -СПб.: 1902. С. 533.

6 Книга бытия моего: Дневники и авто-

биогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург:

В повседневной жизни любовь и строгость матери выражались в привитии Константину подлинно христианского образа жизни и привычек. Преосвященный описывает, например, что, если он ронял крошки хлеба на пол, это не оставалось незамеченным. Мать немедленно наставляла его и иногда даже наказывала, чтобы он помнил о благодати Божией, явленной даже в самом малом7.

Таким образом, образ Дарьи Степановны и ее роль в воспитании своего сына оставили неизгладимый след в жизни епископа Порфирия, который всегда ощущал глубокую благодарность к своей матери за ее преданность Богу и наставления.

Дальнейший путь развития Пор-фирия пролегал в отдаленной от его родной Костромы Одессе. В июле 1831 года Константин становится магистром богословия и начинает преподавать богословие, церковную историю и церковное право в Ришельевском лицее этого города, исполняет обязанности цензора в Одесском цензурном комитете. В течение этого периода Порфирий вступает в монашеский сан и принимает священничество, а в 1834 году он становится настоятелем Успенского монастыря в Одессе, а также повышается до сана архимандрита.

В 1838 году Порфирий занимает должность ректора вновь открывшейся Херсонской духовной семинарии. Однако уже 15 ноября 1840 года его путь лежит за границей - он назначается настоятелем Русской посольской церкви в Вене, где пробудет до 1842 года. Во время своего венского перио-Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. IV (с 18 марта 1850 г. по 3 апреля 1853 г.). - СПб.: 1896. С. 346.

7 Сравни: К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) (комментарий в свете веры) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Porfirij_Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdeni-ja-episkopa-porfirija-uspenskogo-kommentar-ij-v-svete-very/

да архимандрит Порфирий осваивает немецкий язык и инициирует научную экспедицию в Далмацию с целью исследования культуры и письменности славян юго-запада, включая изучение памятников хорватской глаголицы.

Первая командировка на Святую Землю и открытие Синайского кодекса

Способность Порфирия свободно владеть греческим языком и успешный опыт взаимодействия с православными общинами за рубежом в Вене были высоко оценены руководством Церкви. В результате, в 1842 году Синод принял решение отправить архимандрита в Иерусалим для оказания духовной поддержки православной общине в этом регионе.

Находясь в Иерусалиме, Порфирий погрузился в изучение жизни христиан Палестины и Сирии, углубляясь в уникальный духовный контекст этих местностей. С одной стороны, вспоминая о своем прибытии в Иерусалим 20 декабря 1843 года, епископ Порфирий пишет: «Тогда мне еще не подоспел сороковой год от рождения... Душа моя жаждала новых познаний, точных и многосторонних, и вместе с тем была полна вдохновенною уверенностью в успехе моего любознательного странствия по неведомому Востоку» (ТКДА, 1867, ч. 2, с. 346). Но уже вскоре - Порфирий в пути, в исследовательской экспедиции на Синай.

Путешествие через безлюдную и безжизненную Синайскую пустыню стало для Порфирия истинным испытанием, потребовавшим максимума физических сил и умственной выдержки. Но все эти трудности оказались оправданными, поскольку в результате, в монастыре, им был найден уникальный артефакт неоценимого научного значения - Синайский кодекс. Этот рукописный свод Библии IV века содержал отрывки

из Ветхого Завета, полный Новый Завет, послание апостола Варнавы и часть «Пастыря» Ермы.

На Западе открытие этого уникального документа обычно приписывается немецкому библеисту Тишендорфу. Хотя последний, неоспоримо, сыграл важнейшую роль в публикации кодекса, как и в последующих текстологических исследованиях, связанных с ним, слава первооткрывателя безусловно должна быть адресована русскому богослову Порфирию (Успенскому). Нужно признать, что изначально, данный памятник древнехристианской письменности, теперь известный как Codex Sinaiticus, был изучен и проанализирован именно архимандритом Порфи-рием, непосредственно в монастыре святой Екатерины. Таким образом, Порфирий создал полное палеографическое описание кодекса и предварительно определил его возраст.

Экспедиция на Афон и критический пересмотр данных его святой истории

В 1845 году, после своего путешествия на Синай и в Египет, архимандрит Порфирий направился на Афон - священную гору, которая на протяжении более тысячи лет является хранителем наследия Православия. В ходе своего научного исследования на Афоне Порфирий проявил непревзойденную упорность и решимость. Его исследования охватывали широкий спектр исторических документов, включая императорские грамоты на греческом, русском, сербском, болгарском, валах-ском и молдавском языках, грамоты патриархов Константинополя, древние акты и монастырские уставы.

Русский богослов и археолог внимательно изучал надписи на зданиях монастырей, крестах и иконах, исследовал архитектуру церквей, скульптуру и ико-

нопись. Параллельно он собирал данные о церковном пении, внеся ценный вклад в исследование этой области.

Стоит отметить, что в афонской экспедиции архимандрит Порфирий сформировал свой индивидуальный подход к анализу исторических материалов. Методология Порфирия вобрала в себя как черты характерного для XIX века метода критического анализа источников, так и черты традиционной для святоотеческого православия эзе-гезы. Таким образом, строгий анализ афонских преданий и рассказов обнажает истинно иноческий уклад личности Порфирия и показывает его ярким представителем традиции русского ученого монашества.

Порфирий не соглашается обманываться громкими именами и поразительными историями некоторых монахов-афонитов и даже находит основания сомневаться в официальных повествованиях об истории, как отдельных монастырей, так и всего Афона.

Действительно, при тщательном рассмотрении, его критика не ищет умалить значение Святой горы, ни подвергнуть сомнению благодатный Покров Пресвятой Богородицы над монахами ее обителей. Однако, как писал сам Преосвященный, «[н]емало сказок написано об Афоне торопливыми посетителями этой горы, доверчиво слушавшими тамошних рассказчиков, которые верят в себя как святую истину, но никогда ничем не поверяют своих рассказов». «Но ведь жаль, - продолжает Порфирий, - что такое священное место как Афон оболгано, а при такой жалости сильно хочется сказать о нем правду, ту самую правду, которая кроется в архивах афонских...»8.

8 Порфирий (Успенский; еп.). история Афона: в 2 томах: [12+] / Порфирий (Успенский; еп.) ; науч. ред. П.В. Кузенков. - Москва: Даръ, 2007. - Том 1. Ч.1.Афон языческий. С. 33-34.

Пласт исследований, произведенных Порфирием на святой горе Афон, заслуживает отдельного внимания, как и другие труды Преосвященного Владыки. В контексте этой статьи отметим, что данному вопросу ИППО уделает внимание уже многие годы. В частности, в 2012 году на сайте Общества была опубликована статья прото-ирея Алексия Марченко на тему «Епископ Порфирий (Успенский) - критик афонских преданий».

Детально освещая то, как Порфи-рий критикует различные изученные им афонские сказания, автор статьи, вторя Порфирию, характеризует его экспедицию как борьбу с «благочестивой ложью». Отец Алексий приходит к выводу, что критический анализ афонских преданий, проведенный епископом Порфирием, остается актуальным и в наших современных условиях. По его мнению, грубое мифотворчество и искажение подлинных преданий продолжают активно сопровождать современные паломнические практики9. В продолжение этой мысли Марченко, а также с учетом особого значения, которое иППО предает развитию паломнической деятельности на Святой Земле, подобный подход архимандрита Пор-фирия мог бы быть изучен более детально. Действительно, просветительское измерение священной истории Палестины должно выражаться, в том числе, в выработке критериев, позволяющих отделить вымысел от вечной правды, надуманность от мистического прочтения Промысла Божиего в исторических фактах и событиях. В случае критики архимандрита Порфирия, данный подход находит свое по-настояще-

9 Марченко Алексий (прот.) Епископ

Порфирийский (Успенский) - критик афонских преданий. // URL: https://www.ippo.ru/ipporu/arti-cle/episkop-porfiriy-uspenskiy--kritik-afonskih-pre-dan-200600#7

му православное выражение в духе монашеской учёности и смирения.

После года пребывания на Афоне, с небольшим перерывом на лечение в Константинополе, архимандрит Пор-фирий решает оставить Святую Гору и вернуться на Родину с багажом тщательно собранных материалов.

Петербург: от холодного приема к снаряжению Миссии

Вернувшись в Россию после года пребывания на Афоне в 1845-1846 годах, архимандрит Порфирий охвачен идеей создания Русской Миссии в Иерусалиме. Именно ему, как уже было подчеркнуто в начале статьи, принадлежит инициатива и, собственно, основание этой миссии.

В летний период 1846 года, возвращаясь в Петербург, Порфирий сделал остановку в Одессе, где когда-то служил. Его маршрут проходил через Молдавию и Валахию. В Одессе он сделал дар Одесскому обществу истории и древностей - коллекцию из 550 монет различного происхождения, а также египетские артефакты. Завершив свой визит в Одессе, Порфирий продолжил путь в столицу.

Однако прибытие в Петербург поначалу не оказалось радостным для архимандрита. В столице воодушевленного полученными сведениями исследователя поначалу встречают холодным безразличием. Кроме того, первое время после приезда было трудным для отца Порфирия и с бытовой точки зрения: у него не оказалось ни подходящего места для работы с собранными материалами, ни достаточных средств к самообеспе-чению10. Всё это сильно ограничивали

10 Сравни: Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. III (с I января 1846 г. по 20 марта 1850 г.). - СПб.: 1896. С. 113.

возможности и планы архимандрита.

Однако вскоре Святейший Синод вмешался и решил материальные проблемы Порфирия, обеспечив все необходимое для труда по систематизации и организации привезенных материалов. Вместе с тем Синод выражает заинтересованность в информации о жизнедеятельности Восточных Церквей и о возможном участии в ней Русской Церкви. Таким образом, Порфирий погружается в разностороннюю и интенсивную работу, связанную как с научным анализом собранных текстов, так и с подготовкой информационных отчетов по актуальному положению Церквей на Ближнем Востоке и перспективах создания там Русской Миссии.

Идея создания миссии созревала в уме Порфирия в течение всего его пребывания в Иерусалиме, на Синае и на Афоне. В 1844 году, находясь в Иерусалиме, Порфирий впервые записывает мысль о создании Миссии в своем дневнике11. Развивая эту идею, он отмечает, что миссия была бы полезна в качестве заступника за православное сообщество, образца духовной жизни и вдохновителя для народных школ12. В рамках этого предложения Порфирий рассматривает идею организации при миссии семинарии, школы иконописа-ния13 и академического курса для подготовки пастырей, проповедников и

11 Книга бытия моего: Дневники и авто-биогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. I (с 3 мая 1841 г. по I мая 1844 г.). - СПб.: 1894. С. 361-362.

12 Книга бытия моего: Дневники и авто-биогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. I (с 3 мая 1841 г. по I мая 1844 г.). - СПб.: 1894. С. 420.

13 Книга бытия моего: Дневники и авто-

биогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. I (с 3 мая 1841 г. по I мая 1844 г.). - СПб.: 1894. С. 359-360.

учителей для иерусалимской Церкви14. Эти идеи были аккуратно проработаны и систематизированы Порфирием в течение трех лет, с 1844 по 1847 год.

На основе этих размышлений Пор-фирий подготовил документ, который был представлен на рассмотрение императору о необходимости создания Русской Духовной Миссии в иерусалиме. Это предложение, согласованное с обер-прокурором Святейшего Синода Протасовым и представленное государственным канцлером графом Нессельроде 11 февраля 1847 года, получило высочайшее одобрение от Николая I15. В том же году, летом, Синод решил отправить Порфирия в иерусалим вместе с командой из четырех человек.

Таким образом, сам Порфирий получает пост начальника Миссии. В группу его помощников входят студенты столичной духовной академии: иеромонах Феофан (Говоров), будущий святитель-затворник, а также П. Соловьев и Н. Крылов.

Как свидетельствуют дневники Пор-фирия, новоназначенный начальник Миссии был восхищен подобной ин-ституционализацией своего проекта и воспринял новое служение с должной ответственностью и с полной самоотдачей: «Еще раз Господь зовет меня на дело святое в иерусалиме, дело немалое, большое и лучшее того дела, которое я мог бы производить в нашем духовном ведомстве по сану и званию своему. иду туда, иду с радостью, с самоотвержени-

14 К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) (комментарий в свете веры) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_ Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episko-pa-porfirija-uspenskogo-kommentarij-v-svete-very/

15 Книга бытия моего: Дневники и авто-биогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. III (с I января 1846 г. по 20 марта 1850 г.). - СПб.: 1896. С. 140-141.

ем, с упованием на помощь Божию»16.

Вторая поездка на Святую Землю в качестве главы Российской духовной миссии

В 1847 году началась деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме. Назначенный первым руководителем Миссии, архимандрит Порфирий, столкнулся с реальностью ограниченности ресурсов и размера штата миссии. Это внесло коррективы в его стратегическое видение, и он вынужден был сосредоточиться в основном на научных исследованиях прежде реализации каких-либо практические действия.

Сведения о работе миссии в то время мы находим в дневниках отца Пор-фирия. Так, его молодой ассистент, будущий святитель Феофан Затворник, занимался изучением новогреческого и французского языков, переводом патриарших грамот, относящихся к Синайскому монастырю. Студент Петр Соловьев создавал короткие биографии мучеников Палестинской Церкви, переводил литургические тексты си-ро-яковитов и исторические документы, относящиеся к представительству различных Поместных Церквей в Иерусалиме. Еще один участник миссии, Николай Крылов, занимался переводами и исследованиями по Александрийской Церкви и коптской литургии17.

Сам архимандрит Порфирий также

16 Книга бытия моего: Дневники и авто-биогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. VII (часть 1854 и 1855-1857; часть 1858, 1859-1861). - СПб.: 1901. С. 49.; К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) (комментарий в свете веры) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_ Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episko-pa-porfirija-uspenskogo-kommentarij-v-svete-very/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Книга бытия моего: Дневники и авто-биогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. III (с I января 1846 г. по 20 марта 1850 г.). - СПб.: 1896. С. 362-363.

активно изучал восточные православные патриархаты и церкви, включая Грузинскую, Синайскую и Коптскую. Исследуя историю и богословие этих церквей, отделившихся от Вселенского Православия, он укреплял свое стремление к возможному воссоединению их с Православной Церковью. Эти усилия к содействию церковного единства обнаруживаются, например, в его переговорах с армянским патриархом Захарией18. В свете этих размышлений, за время своего начальства в Миссии, Порфирий также знакомится с традициями Коптской и Эфиопской Церквей. Данный интерес развивается на фоне все новых научных экспедиций. Из Иерусалима Порфирий вновь отправляется в путешествие на Афон, а по возвращении, вторично посещает монастырь Синайский монастырь. Здесь в монастыре Святой Екатерины Пор-фирий обнаруживает еще несколько уникальных памятников христианской письменности, среди них: Синайская Псалтырь, Синайский евхологий и Синайский служебник. После посещения монастыря Святой Екатерины Порфи-рий решает продолжить свое путешествие и отправляется в Александрию, Каир и коптские монастыри.

Позже, Порфирий совершает еще одну поездку в Египет и посещает в том числе обители святых Антония Великого и Павла Фивейского. Именно здесь Порфирий развивает идею о том, что и Коптская Церковь, наряду с Армянской и Сиро-яковитской, близка к Православной по уставам, обрядам и даже догматам, за исключением некоторых аспектов веры.

Порфирий пишет: «Во время путешествия я заметил, что вероучение и

18 К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского). // URL: https://sedmitza. ru/text/400434.html

порядок служб коптов схож с нашим, что побудило меня основательно изучить их богословие, богослужение, церковное право, историю и духовную литературу. Чем больше я погружался в эти темы, тем больше убеждался, что эти христиане сохраняют наш способ интерпретации Священного Писания и проповеди, наши апостольские и отеческие предания, правила первых трех Вселенских Соборов, сущность и состав древних литургий и молитвословов, уважение к ангелам и святым, почитание икон, посты и внутреннее устройство храмов, похожее на наше».

Вследствие своих рассуждений и исследований, Порфирий пишет монументальный труд «Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов)». Текст завершён в Иерусалиме в 1854 году и опубликован в 1856 году в Петербурге.

Как было отмечено, вместе с интересом к Коптской Церкви растет интерес Порфирия и к Церкви Эфиопской. В частности, все так же история и литургическое наследие в центре внимания Порфирия, на этот раз по отношению к христианству в Эфиопии. Во время своего посещения Синайского монастыря Порфирий обнаруживает интересную деталь. Он вспоминает, в частности, что обнаружил иконы «негров с татуировками на их темных лицах». Ссылаясь на древнерусские источники, Порфирий полагает, что на иконах таким образом изображены африканские христиане, а также христиане с тихоокеанских островов, активно осуществлявшие паломничества в монастырь святой Екатерины в конце V-VI веках н. э.

Развивая тему, Порфирий поручает все тем же своим помощникам П. Соловьеву и Н. Крылову перевести на русский язык работы западных исследователей,

которые содержали информацию об Эфиопской Церкви. Продолжая таким образом углубляться в традицию Эфиопской Церкви, архимандрит Порфи-рий обдумывает форматы выстраивания взаимодействия между Эфиопской Церковью и Православным миром. Порфи-рий полагал, что Синайский монастырь в честь святой Екатерины мог бы стать местом начала этого сложного процесса. Он считал, что именно оттуда может распространиться свет Православия в некогда православную Абиссинию: «Недаром она (Синайская обитель) стоит на рубеже Африки и Азии. Из нее со временем может пролиться свет Православия в царство Абиссинское... где некогда прославилось Имя Христово. Нигде, кроме сей обители, нет лучше места, как для учреждения училища благовестников, долженствующих воскресить Православие в Египте, Абиссинии и далее, так и для принятия и руководства иноков из этих стран»19.

По идее Порфирию, Синайский монастырь должен был бы стать ключевым центром для подготовки и обучения как миссионеров для Африки, так и монахов из африканских стран. В развитии и институционализации на базе монастыря святой Екатерины подобной миссионерско-просветительской действительности, архимандрит Порфирий видел значительные возможности не только для духовного единения Русского мира с христианской Африкой, но и практические перспективы для проповеди Евангелия среди жителей удаленных уголков африканского континента.

Подробные планы Порфирия, сколь бы не представлялись они малореали-зуемыми в тот исторический момент и в тех геополитических обстоятельствах,

19 К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского). // URL: https://sedmitza. ru/text/400434.html

представляются теперь весьма провидческими, как в свете усилий ИППО на поприще межправославных отношений, так и в свете учреждения Патриаршего Экзархата Африки Русской Православной Церкви.

Интересно, что в августе 1856 года, рассуждая в одном из своих писем, затрагивающем тему всероссийского празднования в 1862 году 1000-летия образования Русского государства, архимандрит Порфирий писал: «Сознавая важность времени, в которое мы живем, и помня, что оканчивается первое тысячелетие русского царства, я желал бы слышать апокалипсис, то есть откровение Воли Божией, на второе тысячелетие оного». В свойственной ему манере сопрягать слышание голоса Божиего с критическим анализом фактических данных, Порфирий предпринимает попытку достаточно точного прогноза грядущих цивилизационных сдвигов. В частности, отец Порфирий точно предвидел освобождение балканских народов от османского управления. По его мнению, подобное ослабление османского влияния на Ближнем Востоке оказало бы существенное влияние на христианское возрождение и межконфессионвальное сближение Древних Восточных и Православных Церквей. Устранение сдерживающих политических обстоятельств рассматривалось им как залог выстраивания дальнейшего конструктивного диалога с неправославными церквами Кавказа, Ближнего Востока и Африки.

Возвращение в России и третья, заключительная, поездка в Палестину

Работа Русской миссии в Иерусалиме была прервана Русско-турецкой войной, начавшаяся в октябре 1853 года. Положение, сложившееся во время Крымской войны, остро подняло вопрос

безопасности. Проведя шесть плодотворных лет в Иерусалиме, 8 мая 1854 года архимандрит Порфирий вынужден покинуть Палестину, чтобы вернуться в Петербург.

С Ближнего Востока в Россию Пор-фирий везет значительное количество древних книг и рукописей, включая такие ценные документы, которые позднее получили наименования «Евангелие Успенского», «Порфирианский кодекс», «Кодекс 080». Кроме того, в коллекцию были включены несколько икон из Синайского монастыря Святой Екатерины, датируемых доиконобор-ческой эпохой. Порфирий передал эти предметы в церковно-археологический кабинет Киевской духовной академии. Впоследствии эта часть наследия Преосвященного Порфирия вошла в коллекцию Киевского музея западного и восточного искусства.

С 1854 по 1858 год Порфирий находится в России и занимается изучением собранного им на Востоке материала. Однако уже в 1858 году он изыскивает возможность отправиться в третий раз на Восток для продолжения своих научно-исторических и археологических исследований.

Перед отъездом Порфирий встречается с действующим на тот момент обер-прокурором Синода А.П. Толстым, чтобы обсудить возможность дальнейшего сближения с Коптской Церковью. Порфирий хотел придать этому процессу общецерковный характер, подчеркивая необходимость согласования действий с Константинопольским Синодом. В итоге, в 1858 году, Синод принимает решение, согласно которому Порфирию благословляется восстановить связь с коптским духовенством в Египте, с которым он уже завязал отношение во время своей пре-

дыдущей поездки в 1850 году20.

Третья экспедиция отца Порфирия в Святую Землю представила определённые трудности. Решение поставленных задач оказалось затруднительным. В своих записях он выразил недовольство препятствиями, поставленными перед ним самими соотечественниками-дипломатами, находившимися на Ближнем Востоке. Порфирий связывал их сдержанную позицию с непониманием значимости религиозных верований в этом регионе, оказывающих, по его мнению, значительное влияние на политическую обстановку. В своих записях Порфирий подчёркивал, что практически каждый российский дипломат, независимо от его ранга и места службы, будь то Петербург, Константинополь, Бейрут или Каир, демонстрирует весьма бедное представление о доктринах, вере, учениях и политическом влиянии таких ближневосточных и африканских групп, как несториане, яковиты, копты, изиды, курды, друзы и другие21.

В этой связи, завершая свою ближневосточную командировку уже в 1860 году, Порфирий испытывает определенное разочарование. Но, вместе с тем, присущий ему на протяжении жизни мокшанский дух смирения и упования не оставляет его. Порфирий пишет: «Мне суждено было возобновить наши отношения с коптами, но не суждено было объединить их с нашей Церковью. Однако я надеюсь, что это важное дело будет продолжено... другими просвещенными и ревностными духовными лицами».

Возвращение в Россию и последние годы служения

20 К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского). // URL: https://sedmitza. ru/text/400434.html

21 К 200-летию со дня рождения епископа

Порфирия (Успенского). // URL: https://sedmitza.

ru/text/400434.html

В 1860 году архимандрит Порфирий приезжает в одессу. окончательная транспортировка его коллекций и архивов - частично уже перевезенных в Россию и нашедших свое место в духовных школах одессы и Киева - в центре внимания Порфирия.

Ему приходится приложить значительные усилия, чтобы добиться права провоза своих рукописей, книг и икон через таможню. Кроме того, немало времени и усилий уходит на то, чтобы найти подходящее место для хранения коллекции. Но как только ему удалось расположить свою библиотеку в доме одесского архиерея, Порфирий испытывает потребность вернуться на Афон для завершения работы, начатой во время предыдущих поездок. он подает прошение и получает разрешение на выезд на Афон на три месяца22. Порфи-рий эффективно проводит эту завершающую его междунарордные экспедиции командировку и 13 августа 1861 года окончательно возвращается на Родину23.

С 1861 по 1865 годы Порфирий жил в Петербурге, где проводил научную экспертизу для Святейшего Синода и различных государственных органов. Параллельно он продолжал работать над переводами и исследованиями. В частности, он переводил с греческого «Ерминию, или наставление в живописном искусстве», составленную в начале XVIII века иеромонахом и художником Дионисием Фурноаграфиотом. Вместе с тем, настоящей проблемой для отца Порфирия стало обилие научных мате-

22 К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) (комментарий в свете веры) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_ Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episko-pa-porfirija-uspenskogo-kommentarij-v-svete-very/

23 К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) (комментарий в свете веры) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_ Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episko-pa-porfirija-uspenskogo-kommentarij-v-svete-very/

риалов, собранных им на Востоке. Он говорил о том, что едва успевает систематически обрабатывать эти материалы, что заметно затрудняло его работу24.

Значительным событием в жизни Порфирия стало его посвящение в епископа Чигиринского в 1865 году. Ответственное служение, на этот раз в качестве викарного архиерея, означает для Порфирия новый этап в жизни, сопряженный с большой пастырской и административной ответственностью в обширной Киевской епархии. В письме своему товарищу по академии, епископу софонии25, Порфирий, как и по случаю прежних своих назначений, выражает благодарность Богу за свою судьбу. На новом поприще епископ Порфирий становится соработником своего земляка и бывшего семинарского наставника митрополита Арсения26.

В течение тринадцати лет, проведенных в Киеве в сане епископа, Порфирий завершает свое становление в качестве знаменитого и заслуженного ученого и литератора. Он публикует множество работ в академическом журнале «Труды Киевской духовной академии», включая перевод книги Дионисия фурноагра-фиота (Труды Киевской духовной академии, 1868, кн. II, III, VI, XII) и другие труды, в частности, по истории христианской гимнографии (Труды Киевской духовной академии, 1878, кн. IV-VI).

24 К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) (комментарий в свете веры) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_ Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episko-pa-porfirija-uspenskogo-kommentarij-v-svete-very/

25 К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) (комментарий в свете веры) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_ Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episko-pa-porfirija-uspenskogo-kommentarij-v-svete-very/

26 К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) (комментарий в свете веры) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_ Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episko-pa-porfirija-uspenskogo-kommentarij-v-svete-very/

В 1878 году Порфирий приглашен работать в Москве в Синодальной конторе, и после переезда обосновывается в Новоспасском монастыре. Однако из-за болезни, уже в том же году, он вынужден уйти на покой. Но и в это время, епископ продолжает работать и успевает завершить свои мемуары «Книга бытия моего», которые будут опубликованы уже после его смерти.

Наконец, в 1883 году, уже пожилой владыка был особо утешен в своей немощи. Его коллекция, к собиранию и сохранению которой на любимой им Родине Порфирий приложил столько усилий, нашла свой надёжный приют в России. Его собрание рукописей было куплено Петербургской Государственной публичной библиотекой.

19 апреля 1885 года, в возрасте 81 года, епископ Порфирий (Успенский) скончался. Он ушел из жизни, сидя в кресле и держа в руках кипарисовый крест. Рядом с ним находился монастырский послушник Федор Радин, державший зажженную свечу, и иеромонах феодор, который произносил молитву. Порфирий был одет в белое архиерейское облачение, украшенное синей шелковой лентой.

Интеллектуальное наследие епископа Порфирия

На страницах этого описания невозможно представить ни в полном объеме, ни даже в значительной мере интеллектуальное наследие Порфирия. Однако отметим ряд ключевых, на наш взгляд, работ, обозначивших важные направления исследованиях, продолжение которых представляется актуальным и по сей день.

В области церковной истории первостепенное научное значение имеют такие оригинальные труды Порфирия как «Восток Христианский: Афон», в

трех частях (Киев, 1887), «Первое путешествие в Синайский монастырь» (СПб., 1856), «Первое путешествие в афонские монастыри и скиты» (Киев, 1877; М., 1881), «Второе путешествие в афонские монастыри и скиты» (М., 1880), «Афонские книжники» (М., 1885), «Христианский Восток: Египет и Синай - виды, очерки, планы и надписи» (1857) и многие другие.

Заметный вклад в систематизацию литургических и иконографических памятников Православного Востока внесла работа Порфирия над литургическим сборником «Богослужение Константинопольской Церкви». Этот сборник стал результатом длительного изучения обрядов, проводимых в коптской, греческой и сирийской Церквах. Порфирий, автор этого многопланового произведения, собрал значительное количество материалов и переписал множество церковных обрядов из восточных рукописей. К сожалению, издание этой обширной работы не было завершено27.

Также стоит отметить Греческий Евхологион конца VII века, который содержит 13 уникальных заамвонных молитв литургии святого Василия Великого. Среди других значимых произведений можно выделить Ирмологий-ные последования VII века, синайского и сицилийского происхождения, найденные в библиотеке монастыря Есфиг-мени на Афоне, а также Греческий Нотный обиход, переложенный епископом Порфирием на итальянские ноты и опубликованый во второй части его «Первого путешествия по Афону».

Епископ Порфирий представил важную предсмертную статью «Зогра-

27 Порфирий (Успенский, Константин Александрович; 1804-1885). Второе путешествие по святой горе Афонской архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов афонских. - Москва: тип. и лит. Ефимова, 1880. VIII. С. 206.

фическая летопись Афона и мое суждение о тамошней живописи», которая является исключительным результатом его многолетнего стремления описать историю иконописания на Востоке28.

Помимо трудов по церковной истории, литургике и византологии, важный пласт сочинений Порфирия посвящен библейским переводам и исследованиям. В этой связи следует отметить работы Порфирия по греческому переводу Священного Писания Ветхого Завета с еврейского подлинника, сделанному святым мучеником Лукианом в конце III века и обнаруженному Владыкой в афонских библиотеках Протата, Вато-педа, Пантократора в Кутлумуше. Безусловно, необходимо снова отметить Синайский кодекс Священного Писания, основанный на текстах V века, который был обнаружен Порфирием в Синайском монастыре в 1845 году.

Подчеркнем и тот факт, что епископ Порфирий (Успенский) был активным участником процесса перевода Ветхого Завета на русский язык, особый комитет для которого был создан в 1860 году. Восприняв появляющиеся части синодального перевода и другие версии, Порфирий также занимался переводом ветхозаветных книг.

Переводная деятельность включала в себя большие сложности, включая закрытие Российского библейского общества и споры о том, следует ли использовать Септуагинту или ивритский текст, как исходный для перевода. Несмотря на все эти препятствия, полный перевод был опубликован в 1876 году. Отметим, что мнение о переводе с иврита как исходного текста, поддерживаемое святителем Московским Филаретом (Дроздовым), оказалось преобладающим в Святейшем Синоде.

28 Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1884. № 9-10. С. 217-255.

Однако у этого вопроса были сторонники и на другой стороне. Некоторые утверждали, что ивритский текст Ветхого Завета был искажен «злонамеренными врагами христианства». Святитель Феофан Затворник и епископ Порфирий (Успенский) были известны, как сторонники перевода с септуагинты.

Хотя страхи перед ивритским текстом были весьма распространены в XIX веке, они были сильно преувеличены. С тех пор были сделаны Кумран-ские находки, которые показали, что ивритский текст дошел до нас практически неискаженным.

Перевод епископа Порфирия включал в себя книги Бытия (1-18 главы), Притчи Соломона, Песнь песней (1-8), Псалтырь, Есфирь и три книги Мак-кавейских, включая Четвертую книгу Маккавеев, отсутствующую в славянском и русском переводах.

Епископ Порфирий существенно преобразовал русский перевод Ветхого Завета, при этом опираясь на разнообразные источники. В частности, Псалтирь Порфирий перевел с греческой Псалтири 862 года, и, несмотря на тщетные попытки переиздать рукопись в России, она была издана отдельной книгой в Петербурге. Четыре книги Маккавейские и книга Есфири были также переведены Порфирием с использованием издания Септуагинты 1821 года и греческой рукописи 1021 года соответственно.

Епископ также перевел паремии с греческого Паремийника 1054 года, хотя перевод не был полным и ограничивался паремиями на великие церковные праздники.

В своих библейских переводческих работах Порфирий заложил основы для анализа и сравнения текстов, создавая критерии для последующей методологии, актуальные и в настоящее время.

Возвращаясь к причине, побудившей нас к написанию данного очерка, представляется важным, в преддверии юбилейных дат, связанных с земной жизнью столь яркого святителя Церкви Христовой и столь деятельного гражданина своего отечества, почтить его труды и осветить его служение.

Удивительно, как звание почетного члена Императорского Православного Палестинского общества, будучи присвоено епископу Порфирию в самые последние годы его жизни, стало наименованием, способным по-настоящему охватить его уникальный вклад в историю Российской империи и Русской Церкви. обозначая опыт и авторитет Преосвященного Порфирия, звание почетного члена ИППО, объединяет и весь масштаб его деятельности - научной, просветительской, дипломатической и административной.

Вместе с тем оно подчёркивает тот факт, что вся эта деятельность была, с одной стороны, сфокусирована на служении миссии межхристианского и межкультурного диалога на Святой Земле, а, с другой стороны, оказалась способна оставить после себя эффективные и действующие инструменты и институты для реализации этой высокой миссии.

Наконец, звание почетного члена ИППО Порфирия (Успенского), обязывает Императорское Общество, в его современном виде, обратиться с благодарным вниманием к своему легендарному деятелю и предтече и сделать его имя еще более видимым символом и знаком Миссии Общества.

Актуализируя память епископа Порфирия, данная статья, имеет целью, в том числе, внести вклад в дело запе-чатления его славного имени в плеяде тех основателей и небесных покровителей ИППО, чьи имена отображены в памятных знаках и наградах Общества.

References

[1] Greetings from the Chairman of the IOPS S.V. Stepashi-

na. A scientific and church conference "Historian of the Christian East. To the 125th anniversary of the death of Bishop Porfiry (Uspensky)." // URL: http://www.patn-archia.ru/db/text/1141713.html

[2] The Book of My Genesis: Diaries and Autobiography.

Bishop's notes Porfiry Uspensky / Ed. [Polychrony] A. Syrku. - St. Petersburg: Type. Imp. Academician Sciences, 1894-1902. T. III (from January 1, 1846 to March 20, 1850). - St. Petersburg: 1896. P. 56.

[3] Compare: The Book of My Genesis: Diaries and Autobi-

ography. Bishop's notes Porfiry Uspensky / Ed. [Poly-chrony] A. Syrku. - St. Petersburg: Type. Imp. Academician Sciences, 1894-1902. T. IV (from March 18, 1850 to April 3, 1853). - St. Petersburg: 1896. P. 189-190.

[4] The Book of My Genesis: Diaries and Autobiography. Bish-

op's notes Porfiry Uspensky / Ed. [Polychrony] A. Syrku.

- St. Petersburg: Type. Imp. Academician Sciences, 18941902. T. VIII (part 1861 and 1862-1864; 1865-1878; 1878-1884; 1885). - St. Petersburg: 1902. P. 325-533.

[5] The Book of My Genesis: Diaries and Autobiography.

Bishop's notes Porfiry Uspensky / Ed. [Polychrony] A. Syrku. - St. Petersburg: Type. Imp. Academician Sciences, 1894-1902. T. IV (from March 18, 1850 to April 3, 1853). - St. Petersburg: 1896. P. 346.

[6] Compare: To the 200th anniversary of the birth of Bishop

Porfiry (Uspensky) (commentary in the light of faith) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija -episkopa-porfirija-us-penskogo-kommentarij-v-svete-very/

[7] Porfiry (Uspensky; bishop). History of Athos: in 2 vol-

umes: [12+] / Porfiry (Uspensky; ep.); scientific ed. P. V. Kuzenkov. - Moscow: Dar, 2007. - Volume 1. Part 1. Pagan Athos. P. 33-34.

[8] Marchenko Alexy (prot.) Bishop of Porfiry (Uspensky)

- critic of Athonite legends. // URL: https://www.ippo. ru/ipporu/article/episkop-porfiriy-uspenskiy--kritik-afonskih-predan-200600#7

[9] Compare: The Book of My Genesis: Diaries and Autobi-

ography. Bishop's notes Porfiry Uspensky / Ed. [Poly-chrony] A. Syrku. - St. Petersburg: Type. Imp. Academician Sciences, 1894-1902. T. III (from January 1, 1846 to March 20, 1850). - St. Petersburg: 1896. P. 113.

[10] The Book of My Genesis: Diaries and Autobiography. Bishop's notes Porfiry Uspensky / Ed. [Polychrony] A. Syrku. - St. Petersburg: Type. Imp. Academician Sciences, 1894-1902. T. I (from May 3, 1841 to May 1, 1844). - St. Petersburg: 1894. P. 361-362, 420, 359-360.

[11] To the 200th anniversary of the birth of Bishop Por-firy (Uspensky) (commentary in the light of faith) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episkopa -porfirija-us-penskogo-kommentarij-v-svete-very/

[12] The Book of My Genesis: Diaries and Autobiography. Bishop's notes Porfiry Uspensky / Ed. [Polychrony] A. Syrku. - St. Petersburg: Type. Imp. Academician Sciences, 1894-1902. Vol. III (from January 1, 1846 to March 20, 1850). - St. Petersburg: 1896. P. 140-141.

[13] The Book of My Genesis: Diaries and Autobiography. Bishop's notes Porfiry Uspensky / Ed. [Polychrony] A. Syrku. - St. Petersburg: Type. Imp. Academician Sciences, 1894-1902. T. VII (part 1854 and 1855-1857; part 1858, 1859-1861). - St. Petersburg: 1901. P. 49; To the 200th anniversary of the birth of Bishop Porfiry (Uspen-sky) (commentary in the light of faith) // URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episkopa-porfirija-uspenskogo-

kommentarij-v-svete-very/

[14] The Book of My Genesis: Diaries and Autobiography. Bishop's notes Porfiry Uspensky / Ed. [Polychrony] A. Syrku. - St. Petersburg: Type. Imp. Academician Sciences, 1894-1902. T. III (from January 1, 1846 to March 20, 1850). - St. Petersburg: 1896. P. 362-363.

[15] To the 200th anniversary of the birth of Bishop Porfiry (Uspensky). // URL: https://sedmitza.ru/text/400434.html

[16] To the 200th anniversary of the birth of Bishop Por-firy (Uspensky) (commentary in the light of faith) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episkopa -porfirija-us-penskogo-kommentarij-v-svete-very/

[17] Porfiry (Uspensky, Konstantin Alexandrovich; 18041885). The second journey through the holy Mount Athos of Archimandrite, now bishop, Porfiry Uspensky in the years 1858, 1859 and 1861 and a description of the monasteries of Athos. - Moscow: type. or T. Efimova, 1880. VIII. P. 206.

[18] Readings in the Society of Lovers of Spiritual Enlightenment, 1884. № 9-10. P. 217-255.

[19] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. "The subject field of public administration in the system of political sciences" // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.

[20] Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

[21] Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[22] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.

[23] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks: experience of comparative research // Cossacks. 2022. № 62 (5). P. 42-50.

[24] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

[25] Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

[26] Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

[27] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.

[28] Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethno-socium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). P. 9-19.

[29] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). P. 45-54.

[30] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. 80 years of the parade on Red Square: historical, cultural and geopolitical meanings of the parades // Cossacks. 2021. № 57 (7). P. 9-18.

[31] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

[32] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

[33] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a

gate) // The power of history and the history of power.

2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

[34] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

[35] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

[36] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.

[37] Rybakov S.V., Ryabova E.L. On the issue of the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.

[38] Suleymanova Sh.S., Ryabova E.L. Internet communications - a modern tool for dialogue // Ethnosociety and interethnic culture. 2019. № 3 (129). P. 9-25.

[39] Ryabova E.L. International round table on the topic "Russian Foreign Policy in the Conditions of Aggravation of the International Situation" // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 5 (167). P. 52-55.

[40] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea.

2022. № 31. P. 61-72.

[41] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Orthodox foundations of self-identification of the Russian Cossacks: history and modernity // Cossacks. 2019. № 38 (2). P. 35-44.

Список литературы

[1] Приветствие Председателя ИППО С.В. Степашина.

В Москве прошла научно-церковная конференция «Историк Христианского Востока. К 125-летию со дня кончины епископа Порфирия (Успенского)». // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1141713.html

[2] Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. записки

еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. III (с I января 1846 г. по 20 марта 1850 г.). - СПб.: 1896. С. 56.

[3] Сравни: Книга бытия моего: Дневники и автобиогр.

записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [По-лихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. IV (с 18 марта 1850 г. по 3 апреля 1853 г.). - СПб.: 1896. С. 189-190.

[4] Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. записки

еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. VIII (часть 1861 и 1862-1864; 18651878; 1878- 1884; 1885). - СПб.: 1902. С. 325-533.

[5] Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. записки

еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. IV (с 18 марта 1850 г. по 3 апреля 1853 г.). - СПб.: 1896. С. 346.

[6] Сравни: К 200-летию со дня рождения епископа Пор-

фирия (Успенского) (комментарий в свете веры) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episkopa-porfirija-uspenskogo-kommentarij-v-svete-very/

[7] Порфирий (Успенский; еп.). История Афона: в 2 томах: [12+] / Порфирий (Успенский; еп.) ; науч. ред. П.В. Кузенков. - Москва: Даръ, 2007. - Том 1. Ч.1.Афон языческий. С. 33-34.

[8] Марченко Алексий (прот.) Епископ Порфирийский

(Успенский) - критик афонских преданий. // URL: https://www.ippo.ru/ipporu/article/episkop-porfiriy-uspenskiy--kritik-afonskih-predan-200600#7

[9] Сравни: Книга бытия моего: Дневники и автобиогр.

записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [По-лихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. III (с I января 1846 г. по 20 марта 1850 г.). - СПб.: 1896. С. 113.

[10] Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. I (с 3 мая 1841 г. по I мая 1844 г.). -СПб.: 1894. С. 361-362, 420, 359-360.

[11] К 200-летию со дня рождения епископа Порфи-рия (Успенского) (комментарий в свете веры) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episkopa-porfirija-uspenskogo-kommentarij-v-svete-very/

[12] Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. III (с I января 1846 г. по 20 марта 1850 г.). - СПб.: 1896. С. 140-141.

[13] Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. VII (часть 1854 и 1855-1857; часть 1858, 1859-1861). - СПб.: 1901. С. 49.; К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) (комментарий в свете веры) // URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episkopa-porfirija-uspenskogo-

kommentarij-v-svete-very/

[14] Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. записки еп. Порфирия Успенского / Под ред. [Полихрония] А. Сырку. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1894-1902. Т. III (с I января 1846 г. по 20 марта 1850 г.). - СПб.: 1896. С. 362-363.

[15] К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского). // URL: https://sedmitza.ru/text/400434.html

[16] К 200-летию со дня рождения епископа Порфи-рия (Успенского) (комментарий в свете веры) // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/k-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-episkopa-porfirija-

uspenskogo-kommentarij-v-svete-very/

[17] Порфирий (Успенский, Константин Александрович; 1804-1885). Второе путешествие по святой горе Афонской архимандрита, ныне епископа, Порфи-рия Успенского в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов афонских. - Москва: тип. и лит. Ефимова, 1880. VIII. С. 206.

[18] Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1884. № 9-10. С. 217-255.

[19] Рябова Е.Л., Терновая Л.О.«Предметное поле государственного управления в системе политических наук» // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.

[20] Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

[21] Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

[22] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.

[23] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования // Казачество. 2022. № 62 (5). С. 42-50.

[24] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

[25] Рябова Е.и., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

[26] Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

[27] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

[28] Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Эт-носоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.

[29] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.

[30] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. 80-лет парада на красной площади: историко-культурный и геополитический смыслы парадов // Казачество. 2021. № 57 (7). С. 9-18.

[31] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

[32] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

[33] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

[34] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

[35] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

[36] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

[37] Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. К вопросу об инновационном компоненте молодежной политике в российской федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.

[38] Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. интернет-коммуникации - современный инструмент диалога // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 3 (129). С. 9-25.

[39] Рябова Е.Л. Международный круглый стол на тему «Внешняя политика России в условиях обострения международной обстановки» // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 5 (167). С. 52-55.

[40] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

[41] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Православные основы самоидентификации российского казачества: история и современность // Казачество. 2019. № 38 (2). С. 35-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.