2012, Т. 2, № 1-2
Новые и возвращающиеся паразитозы
ками членистости, лентовидной формы, головка в виде пуговицы со щелевидной присоской — ботри-ей, напоминает цестоду. Данный паразит идентифицирован как Sparganum (личинка Spirometra erinacei europei). Результат исследования подтвержден в па-разитологической лаборатории Роспотребнадзора Удмуртской Республики.
Из эпиданамнеза известно, что пациентка проживает в Ижевске в частном доме, есть кошка и собака. Личную гигиену соблюдает. Пьет некипяченую воду из колодца. Колодец расположен во дворе дома, благоустроен. Употребление мяса диких животных отрицает, ела шашлык из свинины за 2—3 недели до заболевания. Мясо покупала на рынке. В семье все здоровы, питаются вместе. Купалась в пруду 3 года назад. За пределы республики не выезжала.
Заключение. В Удмуртии заболевание встречается редко, возможны случаи местного заражения спарганозом.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Н.С. Малышева, Н.А. Самофалова, Д.Г. Григорьев, А.С. Елизаров, А.Н. Борзосеков, В.А. Кудинов, С.П. Логинов
Институт паразитологии при ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск
В современных условиях особую значимость приобретает оптимизация, пересмотр и корректировка существующих подходов к профилактике паразитарных болезней. Обоснование, разработка и внедрение новых методологических приемов в профилактической работе на основе сбалансированного научно-образовательного комплекса и внедрения современных компьютерных технологий является одним из приоритетных научных направлений в Курском государственном университете. Организацию научно-методического обеспечения работы по экологическому и гигиеническому воспитанию детей и молодежи с целью профилактики паразитарных болезней осуществляет научно-образовательный центр (НОЦ) «Паразитология», который был сформирован в 2009 г. на базе научно-исследовательской лаборатории. За период функционирования НОЦ продемонстрировал возможности как для проведения совместных научных исследований специалистов разных профилей по наиболее актуальным проблемам паразитологии, так и для эффективного внедрения результатов исследований в практику и в образовательный процесс.
В 2011 г. в соответствии с перспективным планом развития Курского университета при активной поддержке ректората НИЛ «Паразитология» была преобразована в научно-исследовательский институт паразитологии, Одним из направлений работы института является внедрение инновационных технологий в практику профилактической работы, направленной на снижение потенциального риска заражения паразитозами.
Повышению эффективности работы по профилактике паразитарных болезней способствует создание принципиально-новых имитационно-моде-лирующих обучающих систем на базе технологии дополненной реальности, созданных паразитологами НОЦ «Паразитология» совместно со специалистами межрегионального научно-методического центра высоких технологий КГУ. Программно-аппаратные
образовательные комплексы при изучении вопросов паразитологии позволяют: моделировать естественные эксперименты на основе технологии комбинирования аспектов цифрового и реального мира; оперировать абстрактными данными, характеризующими процессы, протекающие в малых и больших экосистемах, и представлять их в графической, наглядной форме; моделировать и демонстрировать динамику протекания сложных для понимания биологических процессов, осуществляя при этом диалог с пользователем.
Обучающие системы на основе технологии дополненной реальности наглядно демонстрируют особенности взаимодействия между паразитом и хозяином в естественных условиях с учетом особенностей окружающей среды путем свободного выбора значений определенных параметров и анализа получаемых результатов, осуществляя диалог с пользователем.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ЭХИНОКОККОЗА В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
М.Н. Марамзина, Н.В. Дехтерева, Т.Н. Рохина
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», г. Киров
Эхинококкозы (Э) — тяжелейшие гельминто-зы — цестодозы человека, представляющие большую опасность для его здоровья и жизни. Тревожным сигналом является ежегодная регистрация в Кировской области (в 2007—2011 гг. на 14 административных территориях — 35%) этих опасных паразитарных заболеваний.
Значительная численность волков, лисиц, лосей, обилие мелких грызунов, высокая плотность популяций домашних и безнадзорных собак в населенных пунктах, развитый охотничий промысел способствуют формированию смешанных очагов инвазии, что подтверждается ежегодными данными ветеринарно-санитарной экспертизы.
В период с 2007 по 2011 гг. среди населения выявлено 28 случаев Э, удельный вес в структуре биогель-минтозов 6,9%. Регистрируются 39,3% однокамерного (цистного) и 60,7% многокамерного (альвеолярного) Э. Заболело 71,4% женщин и 28,6% мужчин. Возраст заболевших: от 18 до 27 лет (21,4%); от 36 до 49 лет (35,7%); от 51 до 71 года (42,9%). Прооперированы по поводу Э внутренних органов 96,4% больных; 3,6% — оперативное лечение не проводилось из-за распространенности процесса и наличия дальних очагов отсева. Диагностика Э комплексная: серологические исследования (ИФА), ФГ, УЗИ, КТ, МРТ. У больных с множественными и генерализованными формами проводилась курсовая противопаразитар-ная химиотерапия альбендазолом по стандартной методике. По поражению внутренних органов: I место — Э печени 67,8%; II место: сочетанный (поражение печени и поджелудочной железы, или легких; селезенки; лимфатических узлов) — 25,0%; III место: по 3,6% селезенки и легких. Все диагнозы подтверждены результатами морфологических исследований операционного материала. Заразилось на территории области 96,4% больных, 3,6% — 1 случай завозной из Армении. В 85,7% Э выявлен при обращении за медицинской помощью; 10,7% — при профоб-следовании; 3,6% — случайно в результате хирургического вмешательства по поводу ДТП (подозрение на разрыв печени). Социальный сос-тав: рабочие
Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
(35,7%); служащие (28,6%); неработающие — (25,0%); пенсионеры (7,1%); студенты (3,6%). Среди заболевших профконтакт (контакт с дикими пушными зверями) выявлен в 3,6%; охотники — любители составили 21,4%; содержание и уход за собаками — 32,1%; сбор дикоросов — 42,9%.
С учетом комплексности проблемы противоэпидемические и профилактические мероприятия борьбы с эхинококкозами должны проводиться ветеринарной, медицинской, санитарной службами с обязательным участием органов исполнительной и муниципальной власти, и других заинтересованных ведомств с соответствующим финансированием.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Г.М. Мартыновская, Н.В. Дубовицкая, Т.С. Остапова, Ж.Г. Шевчук, Г.А. Евтушок
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»
Паразитарные заболевания в Красноярском крае, как и в Российской Федерации являются наиболее массовыми после гриппа и острых вирусных респираторных инфекций. Важной составляющей в системе эпидемиологического надзора за паразитозами является выявление больных паразитарными болезнями и обеспечение социально-гигиенического мониторинга по контаминации объектов окружающей среды паразитарными патогенами. В настоящее время паразитологические исследования выполняются в 17 лабораторных подразделениях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае». На территории края в настоящий период реализуются Программы Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» по биогель-минтозам, предусматривающие проведение мониторинга за дезинвазией сточных вод и исследование рыбы в водоемах края.
Ежегодно в лабораториях исследуется 150 тысяч проб биологического материал и 35 тысяч проб из объектов окружающей среды. За последние 5 лет увеличился удельный вес исследований проб воды (в 1,5 раза), пищевых продуктов (в 1,4 раза), сточных вод (в 3 раза), что важно для оценки санитарно-эпидемиологической обстановки и проведения комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Установлено, что наибольшее количество проб не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам выявлено при исследовании почвы (2,58—2,81%), сточных вод (7,55%), воды открытых водоемов (1,1%). Ежегодно из водоемов края исследуется до 1000 проб рыбы на возбудителей описторхоза и дифиллоботри-оза,% положительных проб составил 1,1%.
При профилактических обследованиях населения возбудители дифиллоботриоза выявлены у 26,5%, описторхоза у 6,6%. Впервые в Красноярском крае в 2011 г. лабораторно диагностирован случай дирофиляриоза с местным случаем заражения.
Учитывая, что в последние годы малярия в крае не теряет своей актуальности, нами уделяется особое внимание лабораторной диагностике контингентов «риска». С этой целью ежегодно обследуется на малярию 250—300 человек, в 2010—2011 гг. выявлены ранее нерегистрируемые случаи завоза возбудителей овале и четырехдневной малярии.
Для дальнейшего обеспечения надзора и мониторинга за паразитарными заболеваниями, в целях расширения номенклатуры исследований и повышения качества лабораторной диагностики, проводится укрепление материально-технической базы лабораторий, соответствующая подготовка специалистов на центральных базах страны.
АНИЗАКИДОЗ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
А.С. Метелица1, З.И. Лукина2, О.В. Корчинская2, Л.В. Абрамова3
'ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области», г. Магадан; 2Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, г. Магадан; 3МОГБУЗ «Поликлиника № 1»
Анизакидоз — биогельминтоз, характеризующийся разнообразным поражением желудочно-кишечного тракта, вследствие паразитирования личиночных стадий нематод семейства Anisakidae в организме человека, при употреблении в пищу сырой, недостаточно просоленной, термически обработанной рыбы, инвазированной анизакидами.
Рыбная отрасль по значимости и объемам производства занимает второе место в экономике Магаданской области. Несмотря на то, что около 70% промысловых рыб Охотского моря (кета, горбуша, сельдь, мойва) поражены анизакидами, а рыба и морепродукты являются основой пищевого рациона населения, особенно в период летней путины, заболеваемость анизакидозом в Магаданской области практически не регистрируется. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием специфических методов диагностики данного гельминтоза.
За весь период наблюдения в области было зарегистрировано 2 случая анизакидоза у жителей г. Магадана. Наиболее интересным, представляется случай, имевший место в 2011 г.
Гражданка Б., 48 лет, имеющая в анамнезе хронический гастрит и язву луковицы двенадцатиперстной кишки, 08.08.2011 г. обратилась на прием к участковому терапевту с жалобами на тошноту, сухость во рту, воздушную отрыжку, острую боль в эпигастральной области. За несколько дней до заболевания, гражданка Б. употребляла слабосоленую красную рыбу, приготовленную в домашних условиях. При объективном осмотре: язык обложен белым налетом, живот несколько вздут, болезненный в эпигастральной области, левом подреберье и по ходу кишечника. Был установлен предварительный диагноз: Обострение хронического гастрита.
На фоне проводимого лечения (антибактериальная и симптоматическая терапия) положительной динамики не было, у больной сохранялись боли в эпигастральной области, усиливающиеся ночью, тяжесть в желудке, тошнота, изжога. Клинический анализ крови, в день обращения больной, выглядел следующим образом: гемоглобин — 158 г/л, РОЭ — 34 мм/ч, лейкоциты — 5,7 х 109/л, эозинофилы — 3, па-лочкоядерные — 16, сегментоядерные — 51, лимфоциты — 22, моноциты — 8.
12.08.2011 г. при проведении фиброгастродуо-деноскопии в антральном отделе желудка, по большой кривизне, был обнаружен единичный круглый гельминт до 3,0 см. длиной, который был фиксирован к слизистой и не смывался водой. Гельминт был идентифицирован как личинка анизакиды. Таким образом диагноз «Анизакидоз» был установлен только при обнаружении личинки паразита.