НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
нию с клещами I. ricinus (в 2,1 раза). Исследование 212 сывороток крови лихорадящих больных, имевших в анамнезе укус клеща, показало, что у 64 пациентов (30,2 %) были получены положительные результаты. Чаще всего выявлялись антитела к ЛБ - 52 (24,5 %) пациента, реже к вирусу клещевого энцефалита - 4 (3,2 %) пациента. У 15 (7,1 %) больных определялись антитела к гранулоцитарному анаплазмозу человека (ГАЧ), что в 2,2 раза выше по сравнению с находками антител к КЭ. Антитела к вирусу КЭ были выявлены у 12 % больных. В 26 случаях в сыворотках крови больных обнаружены одновременно антитела к вирусу КЭ и Borrelia garinii, в 7 случаях - антитела к B.garinii и Anaplasma phago-cytophilum, т. е. клещевые микст-инфекции, протекающие более тяжело по сравнению с моноинфекциями. В 2009 г. в Брестской области зарегистрирован случай летального исхода с микст-инфекцией КЭ + ЛБ, наблюдались также случаи заболеваний с парезами конечностей (Свислочский район Гродненской обл.).
В целом среди 64 больных клещевыми инфекциями удельный вес Лайм-боррелиоза составлял 70,3 %, ГАЧ - 23,4 %, КЭ - 6,3 % .
Наибольший интерес для практического здравоохранения Беларуси представляет выявление новой для республики инфекции - ГАЧ. Антитела к ГАЧ чаще всего (18,2 %) обнаруживались в сыворотках крови хронических больных с поражением нервной системы, которые отмечали в анамнезе присасывание клеща, а также у больных, переносящих Лайм-боррелиоз (13,5 %). У одного больного были выявлены ранние антитела (^М), у трех больных - одновременно ^М и IgG, у остальных регистрировались только антитела класса IgG.
Антитела к моноцитарному эрлихиозу человека не выявлены.
Таким образом, выявление в организме одного клеща нескольких возбудителей, а у лихорадящих больных - заболевания микст-инфекциями (КЭ + ЛБ, ЛБ + ГАЧ) не только резко меняет наши представления об этиологическом составе болезней, возникающих после укусов иксодовых клещей в Беларуси, но и делает клещевые микст-инфекции важной для республики практической проблемой, требующей всестороннего изучения.
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЫМСКОЙ ГЕМОРРАГИЧЕСКОЙ ЛИХОРАДКИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.В. Малецкая, А.П. Бейер, Н.Ф. Василенко, Д.М. Бамматов*, Г.А.-Х. Муртазалиева*, Е.И. Пашнева**, А.Н. Куличенко
ФГУЗ «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт» Роспотребнадзора,
*ФГУЗ «Дагестанская противочумная станция» Роспотребнадзора, **Ставропольская государственная медицинская академия
Эпидемиологическое наблюдение в природном очаге крымской геморрагической лихорадки (КГЛ) за 12 лет его активного периода позволило суммировать полученные сведения и определить особенности КГЛ на территории Российской Федерации в современных условиях. КГЛ - трансмиссивная природно-очаговая инфекция человека, вызываемая вирусом крымской-Конго геморрагической лихорадки (вирусом ККГЛ), принадлежащим к роду Nairovirus семейства Bunyaviridae.
Единый природный очаг КГЛ расположен на юге европейской части Российской Федерации на территории пяти субъектов Южного и пяти субъектов СевероКавказского федеральных округов (ЮФО и СКФО).
Состав иксодовых клещей, зараженных вирусом ККГЛ, на данной территории представлен 18 видами: Hyalomma marginatum marginatum (Koch, 1844), Rhipi-cephalus rossicus (Yakimov et Kohl-Yakimova, 1911), Der-macentor marginatus (Sulzer, 1776), H. scupense (Schulze, 1918), R. sanguineus (Latreille, 1806), Boophilus annula-tus (Say, 1821) (=B. calcaratus, Burula, 1895), Ixodes ricinus (Linnaeus, 1758), Haemaphysalis punctata (Cane-strini et Fanzaqo, 1878), D. reticulates (Fabricius, 1794) (= D. pictus, Hermann, 1894), Haem. parva (Neumann,
1897) (= H. otophila, Schulze, 1918), R. turanicus (B. Pom., 1940), D. niveus (Neuman, 1897) (= D. daghestanicus, Ole-nev, 1929), R. bursa (Canestrini et Fanzaqo, 1877), H. ana-tolicum anatolicum (Koch, 1844), H. detritum (Schulze, 1919), R. schulzei (Olenev, 1929), R. pumilio (Schulze, 1922), I. laguri (Olenev, 1931).
В целом они распространены мозаично с доминированием некоторых видов в зависимости от погодно-климатических условий и ландшафтно-географических особенностей тех территорий, которые они населяют. Наибольшее количество видов вирусофорных клещей выявлено на территории Ставропольского края и Республики Дагестан (по десять видов). Обращает на себя внимание распространенность вирусофорных клещей H. marginatum на территории всех субъектов Российской Федерации, входящих в зону природной очаговости КГЛ.
Эпидемические проявления КГЛ за период с 1999 по 2010 г. зарегистрированы в восьми субъектах ЮФО и СКФО. Общее количество выявленных больных составило 1401 человек. В течение периода наблюдения регистрировались от 38 в 1999 г. до 233 в 2007 г. случаев заболевания этой инфекцией в год. Анализ рядов динамики выявления больных КГЛ в Российской Феде-
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
рации показал, что наибольшая интенсивность роста количества больных была зарегистрирована в 2000 г., когда цепной и базисный темпы роста составили 223,7 %. Показатель темпов прироста в этом же году достиг 123,7 %. В 2008-2010 гг. наблюдался спад заболеваемости КГЛ (212, 116 и 69 случаев соответственно) . В целом среднегодовой темп прироста заболеваемости КГЛ с 1999 по 2010 г. составил 10,8 %.
Наиболее неблагополучной по показателю заболеваемости КГЛ на 100 тыс. населения (средний многолетний) являются Республика Калмыкия (8,3), Ставропольский край (1,6) и Астраханская область (1,0), а затем Ростовская (0,5) и Волгоградская (0,4) области. Случаи заболевания КГЛ на территориях остальных субъектов СКФО составляют незначительную долю в общей заболеваемости.
Анализ территориального распределения больных КГЛ с 1999 по 2009 г. свидетельствует о постепенном и значительном расширении нозоареала КГЛ. Практически ежегодно в ЮФО и СКФО выявлялись новые районы с эпидемическими проявлениями этой инфекции. Эпидемически активная территория природного очага КГЛ к настоящему времени занимает площадь около 284,5 тыс. км2, что составляет 48,3 % всей территории ЮФО и СКФО, и охватывает всю Астраханскую область, 25 административных районов Ставропольского края, десять районов Волгоградской области, 22 района Ростовской области, 11 районов Республики Калмыкия, десять районов Республики Дагестан, два района Республики Ингушетия и один район Карачаево-Черкесской республики.
Проведенный анализ внутригодового распределения заболеваемости КГЛ, рассчитанный на основании суммации данных о количестве больных для каждого месяца за все годы рассматриваемого периода времени, подтверждает выраженную весенне-летнюю сезонность. Первые больные КГЛ зарегистрированы в первой декаде апреля. Рост числа больных начинается со второй декады апреля, достигая своего максимума в третьей декаде мая. По декадам июня отмечается лишь незначительное снижение заболеваемости, но в целом за месяц суммарное количество больных является наибольшим. Индекс сезонности в этот период составляет 283. С третьей декады мая по третью декаду июня удельный вес больных находится на уровне 62 % от всей совокупности количества больных КГЛ. В июле наблюдается отчетливая тенденция к снижению заболеваемости (индекс сезонности 96 %). В августе, сентябре и октябре выявляются единичные случаи заболевания. Продолжительность эпидсезона в среднем составляет 137,8±1,3 дня. Длительность сезонного подъема - 65,1±1,4 дня. Продолжительность сезонного спада заболеваемости - 65,8±1,2 дня. В целом на про-
тяжении всего периода наблюдений распределение заболеваемости по месяцам на всех очаговых по КГЛ территориях имеет одинаковую закономерность.
В подавляющем большинстве случаев (59,6 %) заражение людей вирусом ККГЛ происходило при укусе клещом, в 10,5 % случаев - при снятии и раздавливании клещей, в 0,5 % случаев - при контакте с больным КГЛ. 5,3 % больных в анамнезе отмечали «напол-зание» клеща, в 24,1 % случаев путь передачи инфекции установить не удалось. Большинство больных (42,8 %) подвергалось заражению вирусом ККГЛ при уходе за сельскохозяйственными животными на частных подворьях. В меньшей степени, но практически с одинаковой частотой люди заражались вирусом ККГЛ при уходе за сельскохозяйственными животными в общественном секторе, во время полевых работ и отдыха на природе (18,2 %, 18,0 % и 16,1 % соответственно). Имело место заражение людей в медучреждениях.
Несмотря на тот факт, что количество случаев заболевания КГЛ среди мужчин значительно превышает количество заболевших женщин, анализ таблиц сопряженности показал отсутствие существенной статистической связи между количеством больных КГЛ и полом (р>0,05). Средний возраст больных составил 42,5 ±0,9 лет, хотя заболеваемость КГЛ регистрировалась во всех возрастных группах населения. Наибольший удельный вес больных КГЛ отмечался среди неработающего населения, включая пенсионеров (46,7 %), в основном занимающегося содержанием и уходом за поголовьем сельскохозяйственных животных на частных подворьях или выращиванием сельскохозяйственных культур. Причем наибольшему риску заражения КГЛ подвержены безработные (34,6 %), так как они в основном привлекаются к сезонным сельскохозяйственным работам, а также к периодическому уходу за животными по найму. Заболеваемость сельского населения превышает заболеваемость городского в девять раз.
Проведение двухфакторного дисперсионного анализа без повторений с целью определения наиболее влияющих факторов на количество больных КГЛ и оценку этого влияния на изменение уровня заболеваемости КГЛ на территории природного очага позволило установить, что наиболее значимыми факторами риска являются «профессиональная принадлежность», «возраст больного», «место проживания» и «условия заражения». Имеет значение также фактор риска «пребывание на эндемичной территории».
Результаты эпидемиологического анализа КГЛ за период активизации ее природного очага на Юге России позволили совершенствовать тактику рационального планирования и проведения профилактических мероприятий как стратегического, так и тактического характера.