Научная статья на тему 'ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б.В. Верихов, О.Ю. Устинова, Н.В. Зайцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is a steady tendency for musculoskeletal abnormalities to increase in children and adolescents in the Perm Territory. In 75% of the towns of the Perm Territory and in half of the rural areas, the prevalence of musculoskeletal abnormalities, revealed during the 2002-2005 All-Russian clinical examination of children, was 1.03-3.9 times as high as the official morbidity rates. Among locomotor diseases, there was a preponderance of lower extremity deformities, kyphosis, lordosis, and scoliosis. Osteodensitometric studies demonstrated that osteopenia is more common in urban dwellers than in villages. The osteopenic syndrome develops in the girls earlier than in boys and it is mostly associated with the onset of puberty.

Текст научной работы на тему «ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ность, доступность и эффективность создаваемой системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях.

Создание системы профилактики, диагностики и лечения экологически обусловленных заболеваний у населения является составной частью обеспечения экологической безопасности Нижнего Тагила наряду с предотвращением и сокращением загрязнения окружающей среды, охраной и восстановлением природных комплексов города. Работа по всем этим направлениям перспективна и требует системных решений и комплексного подхода, а также участия и взаимодействия законодательной и исполнительной власти всех уровней, бизнеса, промышленных предприятий и надзорных органов и широкого освещения в средствах массовой информации. Совершенствование программы на последующие годы мы видим в расширении групп риска, включенных в реабилитацию (беременные и дети всех возрастов), перечня экологически-обу-словленных заболеваний, внедрении новых технологий ранней диагностики, биопрофилактики, лечения и реабилитации. Для дальнейшего расширения программы реабилитации необходимо более заинтересованное и ответственное участие промышленных предприятий в мероприятиях с привлечением дополнительных финансовых средств на условиях социального партнерства. Для этого, на наш взгляд, необходимо более четко законодательно определить роль бизнеса в сохранении здоровья населения.

Опыт Нижнего Тагила по созданию системы профилактики, диагностики и лечения экологиче-ски-обусловленных заболеваний у населения, по

нашему мнению, может быть интересен для крупных промышленных городов с напряженной экологической обстановкой.

Литература

1. Кузьмин С. В., Гурвич В. Б., Никонов Б. И. и др. // Медицинские и эколого-гигиенические проблемы аллергических заболеваний кожи и респираторного тракта у детей и подростков: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. — Сочи, 2006. — С. 60—65.

2. Кузьмин С. В., Никонов Б. И., Гурвич В. Б. и др. // Гигиеническая безопасность и здоровье населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. — Екатеринбург, 2006. - С. 40-41.

3. Кузьмин С. В., Привалова Л. И., Бармин Ю. Я. и др. // Медицинские и эколого-гигиенические проблемы аллергических заболеваний кожи и респираторного тракта у детей и подростков: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. — Сочи, 2006. — С. 71-73.

4. Селезнева Е. А., Гурвич В. Б., Кузьмин С. В. и др. // Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздравсоцразвития РФ. — М., 2005. — С. 468— 470.

Поступила 07.12.06

Summary. By using a large industrial center as an example, the authors consider the results of environmental and epidemiological studies applying the techniques of assessing a human health risk and the environment, which could establish the priority problems in morbidity, identify risk factors and environmental contributors, and rank urban areas by the sanitary and epidemiological situation and by the risk to the population's health in order to optimally solve the problems in the implementation of rehabilitation programs for the general population, including children.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ 2007

УДК 613.95:616.71/.74-053.2]:312.6(470.53)

Б. В. Верихов, О. Ю. Устинова, Н. В. Зайцева

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Пермское областное государственное учреждение здравоохранения Пермский научно-исследовательский клинический институт детской экопатологии

Анализ статистических данных динамики и структуры заболеваемости детей и подростков в Пермской области с 1992 по 2005 г. свидетельствует о существенном росте заболеваний костно-мышеч-ной системы. В 1992 г. показатель распространенности этого вида патологии среди детей и подростков составлял 8,5%о, и в общей структуре заболеваемости болезни костно-мышечного аппарата занимали 13-е место, в то время как в 2005 г. показатель достиг уровня 102,1%о (61 617 человек), и в общей структуре эта патология занимает уже 7-е место среди 19 классов болезней. В 2005 г. заболевания опорно-двигательного аппарата впервые были диагностированы у 32 297 (53,5%о) детей, а на диспансерном учете по месту жительства состояло 13 962 (23,13°/оо) ребенка.

Результаты Всероссийской диспансеризации детского населения свидетельствуют о широкой вариабельности частоты регистрации различных видов костно-мышечной патологии у детей Перм-

ской области, при этом доминируют варусно-валь-гусная деформация нижних конечностей, плоская стопа, кифозы, лордозы и сколиозы, на долю которых на различных территориях приходится от 76 до 96% всех случаев костно-мышечной патологии. Наиболее часто патология нижних конечностей и плоская стопа регистрируются в Перми (95,3%о), Кунгуре (87,7?6о), Ильинском (78,8%о), Бардымском (76,0%о), Уинском районах (73,9%о). Максимально часто кифозы и лордозы диагностируются в Березниках (302,5%о), Сивинском районе (73,8%о), Перми (54,7%о), Чайковском (23,1%о), Кунгурском районе (12,1%о), сколиозы — в Осинском (154,1%о), Бардымском (130,9%о) районах, Лысьве (96,6%о), Верещагинском районе (95,6%о) и Чусовом (84,4%о). В целом в 2/3 городов и в половине сельских административных территорий Пермской области общий показатель патологии костно-мышечной системы у детей и подростков в 1,03—3,9 раза превышает среднеобластной уровень (102,06%о), дос-

тигая максимума в Чусовом (401,6%о). Кроме того, следует отметить, что средний уровень заболеваемости детей и подростков в городах с высокими показателями костно-мышечной патологии в 1,4 раза превышает аналогичный в сельской местности (253,9%о против 177,8%о).

Кластерный анализ показателей отдельных видов патологии костно-мышечной системы у детей и подростков показал, что широкая распространенность патологии нижних конечностей сочетается с высоким уровнем дорсопатий у детей. В то же время при низком уровне выявления варусно-валь-гусных деформаций и плоской стопы реже регистрируются дорсопатии. Методом кластерного анализа также было установлено, что высокий уровень сколиозов сочетается с высокими показателями приобретенных деформаций грудной клетки.

Анализ данных официальной статистики показал, что количество детей с различными формами остеопенических состояний, проживающих в городах, в 1,6 раза превышает численность аналогичной группы сельских жителей. При этом следует отметить, что диагноз "нарушение структуры и плотности кости" ставится городским жителям в 1,95 раза чаще, чем сельским.

Денситометрические исследования дистатьного отдела костей предплечья, проведенные в Пермском областном центре денситометрии, позволили выявить различия в частоте встречаемости остеопенических состояний у девочек и мальчиков, наиболее выраженные в возрасте 12—14 лет: у 12-летних девочек остеопении различной степени тяжести выявлялись в 60,7%, в то время как у мальчиков — в 22,2% случаев, в возрасте 14 лет эта закономерность сохранялась и остеопении диагностировались в 51,1 и 45% случаев соответственно.

При исследовании распространенности остеопенических состояний у детей в зависимости от территории проживания установлено, что у городских детей эти показатели несколько выше, чем у сельских, — 44,7 и 36,5% соответственно. Наиболее часто остеопенический синдром регистрировался у детей Александровска (65,5%), Гремячинска (62,1%), Оханского района (69,2%), Чусового (51,48%), Горнозаводска (50%) и Верещагинского района (50%).

В связи с полученными данными о распространенности остеопенических состояний у детей Пермского края был проведен анализ детского травматизма, сопряженного с нарушениями целостности костной ткани.

Анализ частоты регистрации переломов у детей Пермского края за период с 2002 по 2004 г. показал, что она колеблется от 86,85 до 113,19%о, составляя в среднем 96,03 ± 8,17%0, при этом на 41,7% городских территорий она существенно выше (среднегородской показатель 101,15 ± 9,23%0). За анализируемый период в Лысьве исследуемый показатель составил 175,25 ± 12,34%о, в Соликамске — 163,76 ± 14,51%о, в Березниках - 128,23 ± 13,77%», в Перми — 128,34 ± 21,07%о, в Чусовом -116,21 ± 19,42%о. В то же время ни на одной сельской территории уровень травматизма, связанного с переломами, не превышал среднеобластных показателей и составлял в среднем 54,49 ± 1б,08%о. Реже всего переломы за анализируемый период регистрировались в Частинском (28,78%о) и Сивин-ском районах (37,67%о).

Анализ статистических данных показал, что переломы чаще выявляются у мальчиков, чем у девочек (125,70 ± 17,39%о против 68,41 ± 9,85%о), как в городе (133,38 ± 19,53%о против 71,22 ± 7,96%о), так и на сельских территориях (72,75 ± 6,31%о против 39,92 ± 7,11%о). Обращает на себя внимание тот факт, что частота переломов у мальчиков относительно девочек как в городе, так и на селе в среднем в 1,87—1,82 раза выше.

Структура переломов у городских и сельских детей не имеет принципиальных различий. Наиболее часто происходят переломы верхних конечностей (8,97%о) и дистальных отделов нижних конечностей (3,74%о); переломы позвоночника (0,55%о), костей черепа (0,94%о) и бедра (0,08%о) регистрируются существенно реже.

Максимально часто переломы верхних конечностей диагностируются в Лысьве (22,24%о), Березниках (15,42%о), Чусовом (14,04%о), аналогичная ситуация складывается и по переломам дистальных отделов нижних конечностей — в Лысьве (22,22%о), Березниках (6,20%о), Чусовом (5,24%о). Переломы бедра, костей свода черепа и лицевой кости чаще всего регистрируются в Лысьве (0,52 и 2,32%о соответственно, а переломы позвоночника — в Лысьве (2,84%о) и Чусовом (1,56%о).

Большая часть травм, связанных с нарушением целостности костной ткани как у городских, так и у сельских детей и подростков, носит бытовой характер, значительно реже встречаются спортивные и школьные травмы.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод об актуальности изучения роли остеопенических состояний в формировании костно-мышеч-ной патологии у детей, проживающих на промыш-ленно-развитых территориях.

Выводы. 1. В Пермском крае прослеживается устойчивая тенденция роста патологии костно-мы-шечной системы у детей и подростков.

2. Наиболее высокие темпы роста костно-мышечной патологии характерны для городских территорий.

3. Частота патологии опорно-двигательного аппарата, выявленная в ходе Всероссийской диспансеризации детского населения в 2002—2005 гг., существенно превышает данные официальной статистики.

4. В 75% городов Пермского края и на половине сельских территорий распространенность костно-мышечной патологии, выявленная в ходе Всероссийской диспансеризации детского населения, в 1,03—3,9 раза превышает официальные показатели заболеваемости.

5. Самыми распространенными видами патологии опорно-двигательного аппарата являются деформации нижних конечностей, кифозы, лордозы и сколиозы.

6. В ходе остеоденситометрических исследований установлено, что остеопенические состояния чаще встречаются у городских жителей, чем у сельских.

7. Остеопенический синдром у девочек формируется раньше, чем у мальчиков, и связан чаще всего с началом пубертатного периода.

Поступила 18.12.06

Summary. There is a steady tendency for musculoskeletal abnormalities to increase in children and adolescents in the Perm Territory. In 75% of the towns of the Perm Territory

and in half of the rural areas, the prevalence of musculoskeletal abnormalities, revealed during the 2002-2005 All-Russian clinical examination of children, was 1.03-3.9 times as high as the official morbidity rates. Among locomotor diseases, there was a preponderance of lower extremity deformities, ky-

phosis, lordosis, and scoliosis. Osteodensitometric studies demonstrated that osteopenia is more common in urban dwellers than in villages. The osteopenic syndrome develops in the girls earlier than in boys and it is mostly associated with the onset of puberty.

Методы гигиенических исследований

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2007 УДК 614.72:001.891.7(470+571)

С. А. Воронин, Б. А. Кацнельсон, Е. А. Селезнева

ОРГАНИЗАЦИЯ ФРАКЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ВЗВЕШЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В РОССИИ

Медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпрсдприятий, Территориальное управление Роспотребнадзора по Свердловской области, Екатеринбург

К важнейшим отличиям методологии мониторинга загрязнения атмосферного воздуха населенных мест и регламентации допустимых уровней этого загрязнения, принятых в США и странах ЕЭС, от тех, которые были приняты в СССР и унаследованы Российской Федерацией, следует отнести несовпадение подходов к оценке содержания в нем твердых (пылевых) частиц. Если в России обязательный мониторинг по-прежнему ведется лишь по суммарной массовой концентрации атмосферной пыли, которая и нормируется в зависимости от содержания свободного диоксида кремния в пылеобразующем материале, то на Западе в основу мониторинга и соответствующего нормирования положено выделение и взвешивание относительно тонких фракций. Здесь обязательным является измерение концентрации частиц с аэродинамическим диаметром до 10 мкм (РМ10 от "particulate matter"), которую только и нормируют в Европе, а фракцию с аэродинамическим диаметром до 2,5 мкм (РМ2 5) в некоторых странах до недавнего времени, как правило, не выделяли. Однако в последние годы в связи с установлением для нее в США самостоятельного норматива выделение РМ25 становится все более общепринятым. Химический же состав частиц при нормировании РМ не учитывается вовсе, хотя его значение и подтверждается все большим числом эпидемиологических исследований, а анализ этого состава все шире внедряется в систему мониторинга РМ.

Международная гармонизация подходов к оценке загрязнения атмосферного воздуха населенных мест и тем самым к оценке связанных с ним рисков для здоровья населения стала актуальной задачей,

Методы мониторинга РМ10 и РМ2 s

в связи с чем Европейское бюро ВОЗ подготовило в 2006 г. и передало для обсуждения и использования "Рамочный план организации мониторинга взвешенных веществ в атмосфере в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии". Согласно этому документу, методы мониторинга РМ10 и РМ25 классифицируются следующим образом (табл. 1).

Наш собственный опыт, который получен только при проведении мониторинга одним из вариантов эталонного ("ручного") метода, свидетельствует, что фракционный мониторинг вполне осуществим и в условиях России, но требует специального аппаратурного обеспечения и оценка пылевой экспозиции населения на основе такого мониторинга позволяет установить в принципе те же самые существенные связи этой экспозиции с неблагоприятными эффектами со стороны популяционного здоровья, которые обнаруживались в целом ряде эколого-эпидемиологических исследований (ЭЭИ) западных авторов. Мы полагаем, что это делает возможным рассматривать фракционный мониторинг в качестве вполне приемлемой основы гармонизации российских и западных подходов к оценке рисков для здоровья населения, связанных с загрязнением атмосферы пылевыми частицами.

Впервые в России мониторинг содержания пылевых фракций РМ|0 и РМ2 5 в атмосферном воздухе мы осуществили в 1998—1999 гг. на 12 постах в 9 городах Свердловской области (Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Красноуральске, Березовском, Верхней Пышме, Среднеуральске, Кушве, Сысерти) и на двух постах в Череповце (Вологодская область) в рамках Проекта управления

Таблица 1

Метод мониторинга

Качество

Комментарии

А — Ручной отбор проб и гравиметрия

Эталонный метод

Требуется ежедневная ручная замена фильтра. Передача данных в режиме online невозможна.

В — Автоматическая замена фильтров с гра- Эквивалентный гравиметрический метод Автоматическая замена фильтров. Персда-виметрией ча данных в режиме on-line невозможна.

С — Автоматическое устройство непрерыв- Прибор для непрерывного измерения с Возможна передача данных в режиме оп-ного измерения локальным поправочным коэффициентом line.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.