Научная статья на тему 'Эпическая музыка Ирана'

Эпическая музыка Ирана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
221
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР / ИСКУССТВО ШАХНАМЕ-ХОНИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бойсинова Беназир Фархадовна

В данной статье рассматривается музы кальная культура Ирана. Эпический жанр народно-профессиональной музыки-дастан, его традиции исполнения. Поэма А. Фирдоуси «Шах-наме». Искусство шахнаме-хони.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпическая музыка Ирана»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ЭПИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ИРАНА

ВЕСТНИК НАУКИ Бойсинова Беназир Фархадовна, Детская школа музыки и искусств №8, г. Ташкент E-mail: [email protected]

И ТВОРЧЕСТВА

Аннотация. В данной статье рассматривается музыкальная культура Ирана. Эпический жанр народно-профессиональной музыки - дастан, его • традиции исполнения. Поэма А. Фирдоуси «Шах - наме». Искусство шахнаме-хони.

Ключевые слова: Иран, эпический жанр, искусство шахнаме-хони.

Восточная музыка занимает одно из ведущих мест в мировой культуре. В современном музыкознании изучение музыкального искусства восточных стран является одной из самых актуальных тем. Свидетельством этого являются проводимые различные форумы, семинары, фестивали, посвященные проблемам музыкальных культур народов Востока.

Одной из таких стран Востока является Исламская Республика Иран, музыкальная культура которой издревле существует в форме устной традиции, как и культура других восточных стран. Иран (древнее название Персия, с 1935 года официально называется Ираном) - одна из интереснейших и загадочных стран мира, привлекающая своей историей, этнографией и культурой, насчитывающей, почти пять тысячелетий. Это страна древней и высокоразвитой цивилизации. Именно с тех времен создавалась письменность, оригинальная культура, которая совершенствовалась в течение многих тысячелетий. Как пишет В.С. Виноградов,- «исторические судьбы народов по ту и другую сторону граничащие с Ираном, их взаимосвязи в разные времена складывались по-разному. Бывало так, что власть персов в течение длительного времени распространялась на значительные территории средней Азии и Закавказья, где насаждались персидские культура и обычаи» [2].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Культурное наследие персидского народа издревле привлекало внимание многих ученых и исследователей. Еще в средневековье такие ученые как Абу Наср аль-Фараби, Абуль Фарадж аль-Исфахани, Сафиуддин Урмави и многие другие отмечали в своих трудах о роли персидской музыки в культуре Востока.

Музыкальное наследие иранского народа, уходящее своими корнями в глубокую древность, продолжает бытовать и в наши дни во всем многообразии жанров, которые отличаются между собой своими локальными и диалектическими особенностями, связанные с:

- географическим пространством;

- древним укладом жизни;

- культурным пространством;

- формированием и наличием музыкальных жанров в определенном районе;

- бытование и распространение музыкального инструментария в конкретном регионе.

Одним из основных жанров иранской народно-профессиональной музыки, занимающий значительное место, является эпическая музыка, которая своими корнями уходит в глубь веков, вбирающая в себя черты фольклорного и • профессионального искусства устной традиции. Этот жанр распространен почти на всей территории Ирана.

Народный эпос - культурное достояние иранского народа. Эпические традиции берут начало в далеком прошлом и продолжают развиваться по сей день. Эпические поэмы - дастаны (с перс. дестан) - понятие широкое, представляет собой букет мелодий, которые собраны в один общий букет. На основе дастанов возникли макамы, дастгахи, мугамы и т.д. Исполнителями дастанов являются сказители, то есть бахши (бахши - народные сказители, музыканты, певцы поэты у народов Средней Азии и Закавказья. Бахши поют народные песни и эпические произведения - дастаны, сопровождая пение игрой на народном струнном музыкальном инструменте). Будучи монументальными по своему сюжету, дастаны требуют большого импровизаторского и музыкально-поэтического дара, основательных навыков и мастерства сказителей. Сложились различные школы сказителей, отличающиеся тематикой, формой дастанов, манерой исполнения, составом исполнителей. Музыка, являясь средством раскрытия душевного мира героев, создает при этом единую композицию дастана. Напевы дастанов создавались на протяжении многих веков и передавались из уст в уста, от одного сказителя к другому. Развиваясь в особых условиях устной традиции их воспроизведение по памяти, связано с творческой импровизацией. По своим формальным особенностям эпическая поэма - дастан состоит из стихотворных партий, чередующихся с соединительными прозаическими отрывками. Каждый дастан начинается инструментальным

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

вступлением, которое вводит нас в атмосферу прошлого времени, сюжета, рассказываемого дастана. Стихи поются под сопровождение народного струнного щипкового музыкального инструмента саза, а иногда и в сопровождении ансамбля. Все зависит от локальных особенностей того или иного региона. Эпические поэмы часто отражают неописанные в книгах события, в жизни того или иного народа, которые сохранились только в виде повестей и легенд. Будучи устными, эти поэмы со временем обрастали всевозможной шелухой, пестрыми деталями и постепенно принимали форму легенд. Эпические поэмы оказывают большую помощь в познании многих культурных, этнических, расовых, обрядовых и социальных особенностей того или иного народа. Количество эпических поэм - дастанов на территории Ирана исчисляется десятками названий, бытующих в различных вариантах у многих народов Востока.

Важнейшим из эпосов, дошедший до нас сквозь столетия, является «Шах-наме», который изначально, создавался в письменном виде.

Поэма Абулькасим Фирдоуси «Шах-наме» - гениальная эпопея, венец всей персидской и таджикской поэзии. «Шах-наме» состоит из описаний 50 • царствований, начиная от легендарных царей заканчивая историческими личностями. А. Фирдоуси подарил вечное произведение иранскому народу и мировой литературе, которое состоит из 60 тысяч бейтов стихотворений, и тема его - история Ирана, с начала и до времени нашествия арабов -мусульман и падения Сасанидов. В основе этого произведения лежит размер бармак и одиннадцатисложный метр - мутакариб, в котором две строчки рифмуются друг с другом. Эта эпическая поэма в истории персидской литературы занимает такое положение, что его считают словарем персидского языка. В этой книге отражены все события, происходящие в то время, это и картина сражений, и народные обычаи, и праздники. Поэтому это произведение имеет большое значение для изучения культуры персов в разные времена. А. Фирдоуси работал над своей поэмой 35 лет и закончил в 401 году хиджры, то есть в 1011 г. Условно эпос «Шах-наме» принято делить на 3 части: мифологическая, героическая и историческая.

Исполнителей или чтецов «Шах-наме» называют Шахнаме-хони. Издревле чтение этого эпоса было распространено в трех манерах:

- наккали (кофейня) или повествование «Шах-наме» без музыкального сопровождения, но исполняющееся с театральным представлением;

- декламация с сопровождением музыкального инструмента или ансамбля;

- чтение нараспев в Зурханах (на специальных аренах) (Зурхоне -спортивная арена для иранских классических спортивных игр).

Манера исполнения накали - повествование дастана несколькими шахнаме

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- хони, в этом виде исполнения повествователи шахнаме-хони воссоздают картины мужественных и благородных богатырей, различные религиозные обряды путем своего воображения. Немалую роль в этих повествованиях играла так называемая кофейная живопись, то есть при исполнении дастана шахнаме-хони вел свой рассказ, стоя рядом с картинами, изображающих богатырей сцены боев или религиозных обрядов.

Второй вид исполнения - декламация дастана, исполнялась на различных торжествах или на сцене. Исполнителями являлись один или двое шахнаме-хони при этом они могли сами играть на музыкальных инструментах или их сопровождал ансамбль.

Третья манера исполнения - чтение на распев в Зурханах, то есть исполнение на специальных спортивных аренах в сопровождении духовых инструментов карнай, сурнай и ударных инструментов, в этом виде повествования шахнаме-хони рассказывал о древних спортивных играх или соревнованиях, о воспитании в спортсменах мужественного характера.

Искусные повествователи «Шах-наме» шахнаме-хони, будучи одновременно поэтами, певцами и музыкантами, внесли огромный вклад в • увековечение этого литературного шедевра.

Самобытность творчества шахнаме-хони выражается и в оригинальной манере пения. Они поют при большом напряжении голосовых связок, как в низком, так, и в высоком регистрах.

Исполнитель дастанов из «Шах-наме» шахнаме-хони привносит в исполнение дастанов свой стиль, свою манеру, так как любое исполнение эпического произведения основывается на импровизации.

Эпическая культура иранских народов очень своеобразна и имеет свои характерные особенности, которые приобрела в эпоху древности и средневековья. Этот жанр музыки и в целом искусство Шахнаме-хони до сих пор остается живым и творческим искусством. Интерес, к которому был всегда не только в Иране, но и в других странах, растущий с каждым днем.

Литература:

1. Абдуллаев Р.С. Обряд и Музыка в контексте культуры Узбекистана Центральной Азии. - Т., 2006.

2. Виноргадов В.С. Классические традиции иранской музыки. - М., 1982.

3. Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. - М.,1980.

4. Фирдовсий А. Шохнома. - Т., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.