Научная статья на тему 'ЭНТУЗИАСТЫ И ИМИТАТОРЫ ПЕРЕД ЛИЦОМ ПРОГРЕССА, МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СВОБОДЫ (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ВЫПУСКАЮЩЕГО РЕДАКТОРА)'

ЭНТУЗИАСТЫ И ИМИТАТОРЫ ПЕРЕД ЛИЦОМ ПРОГРЕССА, МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СВОБОДЫ (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ВЫПУСКАЮЩЕГО РЕДАКТОРА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / RELEASE MATERIALS / HEALTH PSYCHOLOGY / EVOLUTIONARY PSYCHOLOGY / PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY / PSYCHODIAGNOSTICS / SELF-REALIZATION / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хохлов Н.А.

Статья выпускающего редактора по содержанию представленного читателям очередного выпуска журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Материалы номера рассмотрены через противопоставление энтузиастов и имитаторов в науке. Обсуждается важность интеллектуальной свободы, анализируются общественные явления, приводящие к её ограничению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хохлов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTHUSIASTS AND IMITATORS IN THE FACE OF PROGRESS, PEACEFUL COEXISTENCE, AND INTELLECTUAL FREEDOM (EDITORIAL)

The editorial is on the content of the journal “Bulletin of Pedagogy and Psychology of Southern Siberia”. The materials of the issue are considered through the opposition of enthusiasts and imitators in science. The importance of intellectual freedom is discussed; social phenomena leading to its restriction are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЭНТУЗИАСТЫ И ИМИТАТОРЫ ПЕРЕД ЛИЦОМ ПРОГРЕССА, МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СВОБОДЫ (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ВЫПУСКАЮЩЕГО РЕДАКТОРА)»

Вступительная статья

УДК 159.99+001.89

ЭНТУЗИАСТЫ И ИМИТАТОРЫ ПЕРЕД ЛИЦОМ ПРОГРЕССА, МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СВОБОДЫ (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ВЫПУСКАЮЩЕГО РЕДАКТОРА)

Н.А. Хохлов

Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (Москва, Россия); Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия); ORCID: 0000-0003-0748-7547

Аннотация. Статья выпускающего редактора по содержанию представленного читателям очередного выпуска журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Материалы номера рассмотрены через противопоставление энтузиастов и имитаторов в науке. Обсуждается важность интеллектуальной свободы, анализируются общественные явления, приводящие к её ограничению.

Ключевые слова: материалы выпуска, психология здоровья, эволюционная психология, педагогическая психология, психодиагностика, самореализация, информационное общество

UDC 159.99+001.89

ENTHUSIASTS AND IMITATORS IN THE FACE OF PROGRESS, PEACEFUL COEXISTENCE, AND INTELLECTUAL FREEDOM (EDITORIAL)

N.A. Khokhlov

Centre for Testing and Development "Gumanitarnye Tekhnologii" [Humanitarian Technologies] (Moscow, Russia); Lomonosov Moscow State

University (Moscow, Russia); ORCID: 0000-0003-0748-7547

Abstract. The editorial is on the content of the journal "Bulletin of Pedagogy and Psychology of Southern Siberia". The materials of the issue are considered through the opposition of enthusiasts and imitators in science. The importance of intellectual freedom is discussed; social phenomena leading to its restriction are analyzed.

Keywords: release materials, health psychology, evolutionary psychology, pedagogical psychology, psychodiagnostics, self-realization, information society

Мы все носим маски, и приходит время, когда мы не сможем снять их, не затронув собственной кожи.

André Berthiaume

В четвёртом номере журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» за 2020 год опубликованы 7 статей, из которых 5 входят в рубрику «Психологические науки» и 2 - в рубрику «Педагогические науки».

Пользуясь случаем, хотел бы извиниться за неточность, допущенную во вступительной статье к выпуску журнала PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2019. № 4 [31]. Рассказывая про презентацию С.А. Белковским его книги, я написал следующее: «В своём выступлении он отметил, что 10 февраля 2008 года началась Эра Водолея, которая продлится 2148 лет» [31, с. 10]. На самом деле С.А. Белковский сказал, что Эра Водолея началась 10 февраля 2003 года. Конечно, среди астрологов нет единого мнения в отношении этой даты, а сам С.А. Белковский в другом выступлении1 говорил, что «не все в это верят, в наличие эр, по одним данным эры (эоны) развития человечества продолжаются 2160 лет, по другим - 2148» (0:14 - 0:26).

1 https://www.youtube.com/watch?v=8Mxwck-rWg4

Но С.А. Белковский назвал именно 2003 год, так что считаю важным исправить свою ошибку. По правде говоря, за прошедший год никто из читателей этого не заметил.

В 2021 году исполняется 100 лет со дня рождения советского физика и правозащитника, лауреата Нобелевской премии мира за 1975 год, Андрея Дмитриевича Сахарова (1921-1989). Название данной вступительной статьи отсылает к работе А.Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968). Приведу не теряющую своей актуальности цитату из этой работы: «человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода - свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли -единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами, которые в руках коварных лицемеров-демагогов легко превращаются в кровавую диктатуру. Это единственная гарантия осуществимости научно-демократического подхода к политике, экономике и культуре» [23, с. 72].

Предлагаю читателям рассмотреть материалы этого номера, противопоставляя деятельность имитаторов и энтузиастов в науке. На мой взгляд, настоящему учёному интересно, чем он занимается: он получает непосредственное удовольствие от процесса научного поиска, чувствует азарт и радость совершения открытий. Возьмём для примера мнение Бертрана Рассела о Готлобе Фреге: «В письме к историку математической логики Жану ван Хейенорту от 23 ноября 1962 года [Бертран] Рассел так отзывался о [Готлобе] Фреге: "Когда я думаю о благородстве и честности, то понимаю, что не знаком ни с кем, что мог бы сравниться с Фреге в стремлении к поиску истины. Фреге заканчивал труд всей своей жизни, большая часть его трудов была проигнорирована, а предпочтение было отдано людям бесконечно менее компетентным, чем он. Второй том уже был готов к публикации, и когда Фреге понял, что его фундаментальная гипотеза была ошибочной, он отреагировал на это с интеллектуальным удовольствием, подавив всякое разочарование. Это было чем-то почти сверхчеловеческим и

являло собой признак того, на что способны люди, которые посвятили себя творчеству и знанию, а не отчаянной погоне за властью и славой"» (цит. по: [28, с. 46]). Очевидно, что учёный-энтузиаст должен обладать критическим мышлением, подвергать сомнению сложившиеся в науке представления, перепроверять их, не принимая на веру слова своих учителей. Именно такие исследователи создают новые направления в науке и открывают феномены, которые до них никто не замечал. Вот как сейчас вспоминают о профессиональном становлении одного из самых влиятельных психологов XX века Б.Ф. Скиннера: «Даже будучи молодым студентом, он бунтовал против романтической, на его взгляд, идеи о том, что поступки человека были результатом его внутренних эмоций, мыслей и стимулов ("души"). Скорее, как показывали работы Павлова, человека следует анализировать как животное, взаимодействующее с окружающей средой. Тем не менее, в своей теории "оперантного поведения" Скиннер пошёл намного дальше Павлова. Люди представляют собой не просто думающие машины, утверждал он, они наделены способностью изменять свои действия в зависимости от последствий своего поведения» [2, с. 547]. Что касается имитаторов, то они могут иметь все формальные признаки учёного - учёную степень, учёное звание, занимать научно-педагогическую должность в вузе или научном учреждении. Но их глаза загораются лишь при получении очередных премий или почётных грамот. Вместо внутренней мотивации исследователей ими движет внешняя мотивация околонаучных функционеров. Имитаторы нередко вынуждены писать научные статьи только для повышения статуса своего структурного подразделения или в интересах руководителя, движущегося по карьерной лестнице. Истинный результат научных исследований никого не интересует, главное вовремя написать отчёт по гранту и пройти аттестацию. Таким людям крайне трудно менять свою позицию, т.к. они зависят от окружающей их научной школы, традиций, принятой в их организации парадигмы. Здесь мне вспоминается цитата из программы Ю.Л. Латыниной «Код доступа»2, вышедшей 16.05.2020 г.: «...свободный человек меняет свою точку

2 https://www.youtube.com/watch?v=X49V8syzZMM

зрения в зависимости от входящей информации. А раб, или идеолог, или член партии жуликов и воров (это, в принципе, однокоренные слова), -его точка зрения зависит не от входящей информации, а от пожеланий начальства» (1:04:44 - 1:04:58). Отдельной проблемой является погоня за наукометрическими показателями [30]. Наукометрию применяют для формальной оценки успешности учёного и выделения соответствующего финансирования. До определённой степени применение наукометрических оценок полезно, т.к. позволяет объективно измерить вклад учёного в науку и ограничивает распространение псевдонаучных идей. Однако далее увлечение наращиванием наукометрических показателей подменяет собственно научную деятельность. Стремление опубликовать статью в журнале с высоким импакт-фактором оказывается выше желания решить научную проблему.

Статья Л.В. Козловой и А.А. Костригина «Стресс, вызванный угрозой заражения коронавирусом, и преобладающие копинг-стратегии у молодёжи» посвящена проблеме психологической реакции на глобальную пандемию респираторной инфекции COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2. В эмпирическом исследовании были задействованы 102 человека в возрасте от 17 до 26 лет. Показано, что эмоциональная устойчивость выше у людей с психологической защитой по типу рационализации, использующих копинг-стратегию «решение задачи».

Комментируя эту работу, хотел бы выразить своё отношение к сложившейся ситуации. В новейшей истории человечество не раз сталкивалось с различными эпидемиями и пандемиями (малярия, тиф, холера, оспа, различные виды гриппа, лихорадка Эбола, лихорадка Зика и др.), однако только сейчас борьба с инфекцией оказала такое заметное влияние на все сферы общественной жизни. Известна приписываемая советскому кардиологу В.Н. Виноградову (1882-1964) врачебная максима «Никогда лекарство не должно быть горше болезни». Сегодня же мы видим, что психологическое состояние людей практически не принимается в расчёт при введении ограничительных мер. Пандемия коронавируса дополняется «пандемией страха», негативные последствия которой будут проявляться ещё долгие годы после того, как

мир справится с самой инфекцией. Возможно, читателю будет интересно ознакомиться со стенограммой эфира программы А.Г. Гордона «Диалоги» от 19.03.2003 г. (№ 231), где А.Ш. Тхостов и П.Д. Тищенко обсуждали роль страха в культуре [8, с. 233-252]. Кроме того, на эту тему недавно вышла статья А.Ш. Тхостова и Е.И. Рассказовой [26]. Предполагаю, что в скором времени мы будем говорить о массовой ятрогении - индуцированных психосоматических расстройствах на фоне систематической ипохондризации. Манипуляции со статистикой, несправедливые и непоследовательные действия властей приводят к накоплению недоверия и злобы, возникшие обстоятельства становятся катализатором социальных напряжений по всему миру. Кажется, что самые разные политические силы воспользовались ситуацией для отработки приёмов информационной войны и воздействия на общественное сознание. К чему это может привести в будущем, можно только гадать. К сожалению, немногие смогли рационально и взвешенно среагировать на происходящее (не последним фактором стало отсутствие вероятностного мышления у большинства населения). Некоторые стали агрессивно сопротивляться любым попыткам бороться с пандемией, другие же принялись покорно выполнять любые, в том числе самые абсурдные, распоряжения. Особую радость испытали властолюбцы, почувствовавшие себя вправе указывать окружающим, как нужно себя вести. Теперь каждый вахтёр считает себя врачом и вирусологом. Требуя от посетителей измерять температуру и надевать маску при входе в здание, он аррогантным тоном объясняет любому усомнившемуся в эффективности принятых мер, как передаётся коронавирус, и при какой температуре тела переносчика инфекции можно отличить от здорового человека. Правда, иногда случаются казусы. Один раз при входе в здание охранник потребовал от меня поднести запястье к бесконтактному термометру. Температура моего тела составила 35,8 °С. Охранник усомнился в том, что я правильно измерил температуру, и решил показать на себе. Температура его тела -37,4 °С. В другом месте я по привычке поднёс к термометру запястье, но охранник стал объяснять, что в его учреждении принято иначе - нужно подносить лоб. После этого он «с учёным видом знатока» поведал мне о

том, как температура лба позволяет выявить заболевшего, а температура запястья - нет. Через пять минут мимо этого охранника в здание вошли несколько человек без масок, не измерившие температуру при входе. В ответ на моё недоумение охранник уверенно заявил, что эти сотрудники утром уже измеряли температуру, поэтому до конца текущего дня они по инструкции считаются здоровыми. Могу лишь согласиться с одним из отцов-основателей США Бенджамином Франклином, который 11 ноября 1755 года в письме губернатору Томасу Уортону от Ассамблеи Пенсильвании писал: «Those who would give up essential Liberty, to purchase a little temporary Safety, deserve neither Liberty nor Safety» [39, p. 4113].

Введённые ограничения нанесли большой ущерб учёным-энтузистам, которым требовалось регулярно присутствовать в лабораториях, контактировать с испытуемыми, ездить на конференции. Пострадали представители коммерческих организаций, основным видом деятельности которых являются научные исследования и разработки. Но нашлись и те, кому самоизоляция и удалённый режим работы оказались выгодны. Особенно обрадовались сотрудники бюджетных организаций, которые продолжили получать за вынужденное ничегонеделание ту же зарплату, которую ранее получали за имитацию бурной деятельности. Интересно, как на пандемию отреагировали учёные-психологи. Опрос, который провели Д.В. Ушаков, А.В. Юревич и М.А. Юревич [27], показал, что единого мнения в профессиональном сообществе нет. Вместе с тем у авторов исследования «не остаётся сомнений и в том, что кризис, вызванный коронавирусом, выходит далеко за пределы медицины, включая, в частности, социально-психологический аспект» [27, с. 151]. Психологи, специализирующиеся в медицинской психологии и психологии здоровья, получили возможность изучать давно интересовавшие их проблемы на новом обширном материале. Такова, например, работа авторского коллектива факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова [21]. Эта статья хорошо дополняет исследование Л.В. Козловой и А.А. Костригина. Однако многие научные работники бросились изучать психологические вызовы пандемии не по своему желанию, а в связи с распоряжением руководства. По-видимому,

у них не было магистральных тем, которыми они были бы увлечены, поэтому они согласились заняться новой для них областью психологии. Возникла своеобразная мода на исследования психологических эффектов пандемии. Некоторые научные журналы стали временно принимать к публикации только материалы на тему коронавируса. Например, все статьи в Национальном психологическом журнале, 2020. № 3 (39) посвящены ситуации пандемии, а специальный выпуск журнала Psychology in Russia: State of the Art, 2020. Vol. 13 (4) называется «COVID-19: psychological challenges» (справедливости ради отмечу, что в этом тематическом номере отдельно опубликованы две статьи по психологии развития).

Меня очень заинтересовала статья В.Г. Морогина «Компьютерная система ценностно-потребностной тахистоскопической диагностики антропо-психологической идентификации и антропо-психологической идентичности "Антропо-Психологическая Диагностика"». В работе описана авторская методика диагностики антропо-психологических типов, разработанная на основе теории палеопсихологических этапов антропогенеза. По моему мнению, эволюционный подход к анализу созревания головного мозга [18] является ключом к решению психофизиологической проблемы. В настоящее время мы можем проследить, для решения каких адаптационных задач возникли те или иные структуры нервной системы в филогенезе, и оценить их биологическую целесообразность в современных условиях. Человеческий мозг является продуктом длительной эволюции живых организмов и сравнительно небольшого периода искусственного отбора в человеческом сообществе. Мне показалось, что В.Г. Морогин несколько вольно трактует накопленные в антропологии сведения об эволюции человека, в статье много спорных утверждений. Вероятно, это связано с тем, что автор опирается только работы А.В. Маркова и Б.Ф. Поршнева, считая, что «все иные теории происхождения человека так или иначе апеллируют к акту творения». Я бы рекомендовал читателям дополнительно ознакомиться с книгами Ю.Г. Шевченко [35], А.В. Константинова [17], В.В. Бунака [5], Й. Хамори [29], А.Г. Невзорова [19], А.Б. Соколова [24], Д. Деннета [11], С.В.

Дробышевского [12], С.В. Савельева [22], Т. Юнкера [37]. Некоторые из этих авторов критикуют друг друга, но именно сравнение между собой разных позиций даёт возможность внимательному читателю сформировать своё мнение о предмете обсуждения. Вместе с тем общее направление научного поиска В.Г. Морогина представляется мне очень перспективным. Автор предлагает различать причины и атрибуции поведения, принимая во внимания несовпадение врождённых потребностей и общественных ценностей. Интересно, что выявленные автором восемь ценностных зон в чём-то похожи на семь субличностей, описанные Д. Кенриком и В. Гришкевичусом [16]: избегание физического ущерба, избежание болезней, установление дружественных отношений с себе подобными (аффилирование), приобретение статуса, привлечение партнёра, удержание партнёра, забота о семье. Я думаю, что неполное соответствие между этими перечнями объясняется тем, что В.Г. Морогин использовал только языковой материал. Советские психологи вслед за Л.С. Выготским были склонны преувеличивать роль речи в развитии психических функций. Некоторые сомнения в состоятельности этой теории обычно появляются после попытки сложить кубик Рубика с помощью речевого мышления. При желании каждый из нас может вспомнить множество видов деятельности, в которых речь или вообще не нужна, или была нужна только на начальном этапе знакомства с этой деятельностью. Современные исследования эмоционального и когнитивного бессознательного показывают, что многие психические процессы постоянно протекают в фоновом режиме без участия речи. Полагаю, что В.Г. Морогину не удалось выявить те базовые человеческие потребности, которые сформировались в эволюции до появления речи или независимо от её развития, но продолжают на неосознаваемом уровне ежедневно оказывать влияние на наше поведение. При этом мне понравилось предложение автора использовать тахистоскопические методы для «объективной психодиагностики настоящих, а не декларируемых при опросах, побуждений». Думаю, модификация методики путём замены вербального стимульного материала на невербальный могла бы ещё больше снизить влияние второсигнального контроля. Рекомендую в

будущем применять аналогичную методику для проведения психологической диагностики лиц, претендующих на занятие научных должностей, чтобы сразу отделять энтузиастов от имитаторов.

В теоретической статье Я.Д. Пряничниковой «Что из себя представляет психолого-педагогическое сопровождение в школе?» обсуждаются основные задачи и функции школьного психолога. Автор справедливо отмечает что «психолог в школе - это административная единица, которая вместе с директором и завучами школы правильно организовывает учебный и воспитательный процесс». Замечу, что современные школьники не готовы доверять свои психологические проблемы «административной единице». Ко мне в частный психологический центр на консультации регулярно приходят дети и подростки в возрасте от 4 до 17 лет. Школьники нередко рассказывают о том, что не хотят обращаться к школьному психологу, потому что «другие дети говорят, что к психологам ходят только психи», «классный руководитель угрожала отправить к школьному психологу, если я буду себя плохо вести», «психолог будет говорить, как важно слушаться учителей». Дети приводят многочисленные примеры нарушения конфиденциальности - школьные психологи пересказывают учителям то, чем с ними поделился школьник, и эта информация затем используется для оказания психологического давления и манипуляций. Ученики не доверяют школьным психологам, т.к. чувствуют, что те пытаются сделать их удобнее для школьной администрации, но не стремятся помочь им разобраться со своими проблемами. При возникновении конфликтов между школьниками и учителями психологи часто сразу же принимают сторону учителя, не пытаясь объективно разобраться в ситуации. В расчёт не берётся тот факт, что учителя могут допускать действия и высказывания, унижающие человеческое достоинство учеников, а ученики не способны справиться с ситуацией самостоятельно и зависят от своих учителей. Я полагаю, что школьный психолог должен уделять большое внимание психологическому состоянию учителей, выявлять случаи профессионального выгорания, предотвращать негативное влияние на учеников эмоциональных срывов учителей, заниматься психологическим просвещением школьных

работников. К сожалению, учитель в массовой школе - это продукт отрицательного отбора3. Хорошо, если ученик не боится своего учителя, а считает его примером для подражания. Редкие энтузиасты, которым нравится работать с детьми, обычно не выдерживают давления школьной системы, после чего уходят работать в частные школы и негосударственные образовательные центры или меняют профессию. Плохое знание учителями педагогической психологии не позволяет им эффективно управлять мотивацией учащихся, поддерживая у них интерес к предмету. Уже в начальной школе из любознательных детей делают имитаторов, для которых получение хороших отметок и грамот за успехи в учёбе становится важнее, чем сам процесс познания. А дальше всё происходит как в известной притче, которую любят рассказывать специалисты по мотивации: «Под окнами дома одного пожилого человека повадились играть дети. Каждый вечер они собирались на лужайке перед домом, бегали и шумели, чем сильно нарушали его спокойствие. Никакие просьбы и уговоры играть подальше от дома не помогали. И тогда он придумал - он вышел к детям и сказал: "Вы очень здорово сегодня бегали, резвились и кричали - за это каждый из вас получит сегодня по 1 доллару". Представляете себе реакцию детей? Мало того, что они получили удовольствие от игры, они получили ещё и деньги. Дети были очень довольны. На следующий день хозяин дома вышел к играющим детям и сказал: "Знаете, дети, сегодня мои обстоятельства изменились, и я могу вам дать лишь по 50 центов". Дети взяли деньги, но играли и кричали уже с меньшим энтузиазмом. На следующий день этот мудрый человек роздал детям по 20 центов и сказал: "Приходите завтра, я вам дам по 5 центов", - на что дети ответили: "Вот ещё! Будем мы играть и кричать за 5 центов!". Так этот

3 В частности, на это обратил внимание проректор РАНХиГС И.В. Федотов, выступивший в рамках дискуссии о современных образовательных технологиях на XXIII Петербургском международном экономическом форуме (6-8 июня 2019 г.): https://topdialog.ru/2019/06/07/prorektor-ranhigs-uchitelya-otvratitelnye-neudachniki-kotorye-ne-mogut-nichemu-nauchit/.

пожилой человек избавился от шума и крика под своими окнами» [33]4.

Психологам, желающим работать в школе, я бы посоветовал сначала изучить отечественные работы: учебник И.А. Зимней [15], учебное пособие Б.П. Бархаева [1] и учебное пособие под редакцией Л.А. Регуш, А.В. Орловой [20]. Затем сравнить прочитанное с американским учебником по педагогической психологии Б.У. Такмана [25] и книгой Дж. Варгас5 [6]. Возможно, кому-то из читателей захочется ознакомиться с историей школьной психодиагностики [10]. Если после этого энтузиазм сохранится, можно прочитать книгу Дж. Боулер [4], обратив особое внимание на отношение учителя к ошибкам и выстраивание обратной связи. Дополнительно рекомендую свежую работу Е.А. Ямбурга [38], книгу Дмитрия Чернышёва «Вертикальный прогресс» [34], а также все книги Димы и Наташи Зицер (эти авторы сами просят называть их именно так). Любителям нестандартных психолого-педагогических подходов будет интересно посмотреть лекцию Д.Л. Быкова «Дмитрий Быков о школе и подростках» (2018)6 и интервью Григория Антимони с А.Г. Невзоровым «Великий провокатор Александр Невзоров и свободный человек Саша Невзоров» (2018)7.

Статья Л.Ф. Чупрова и Т.А. Фотековой «Психодиагностическая триада. К тридцатилетию диагностического инструмента» посвящена истории создания комплекса методик для исследования умственного развития младших школьников. Батарея «Психодиагностическая триада», также известная как «Психодиагностический комплекс методик» (ПДК), была создана Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой и Л.Ф. Чупровым в 1990 году. Данная разработка заняла достойное место в арсенале педагогических и клинических психологов, изучающих нормальное и аномальное развитие детей. Обсуждая историю модификаций методик,

4 С некоторыми модификациями этот текст встречается на разных Интернет-сайтах, однако мне не удалось установить его достоверный первоисточник. Текущий вариант цитируется по книге И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных «Психология управления» (глава 7).

5 Профессор Университета Западной Виргинии (США) Джулия Варгас - дочь Б.Ф. Скиннера.

6 https://www.youtube.com/watch?v=MYgpfgCu0Xk

7 https://www.youtube.com/watch?v=hLMFU3FMKSM

входивших в первоначальную версию комплекса, Л.Ф. Чупров и Т.А. Фотекова обращают внимание на то, что некоторые авторы создали своего рода психодиагностических «кентавров», объединив стимульный материал из одной методики с процедурой обработки и оценки результатов из другой методики. Конечно, многообразие методик в известной степени обогащает психодиагностику (модификация может оказаться лучше исходного варианта). Вместе с тем несоблюдение прав на интеллектуальную собственность подрывает энтузиазм добросовестных разработчиков. Авторам методик следует предоставлять потенциальным пользователям полную информацию об истории разработки психодиагностического инструмента, его надёжности, валидности, процедуре проверки достоверности и репрезентативности тестовых норм. Для методик, ориентированных на работу с детской популяцией, желательно также регулярно обновлять возрастные нормативы. Тогда контрафактные публикации, о которых пишут авторы статьи, можно будет легко отличить от первоисточника по качеству представленного материала. Пока ещё далеко не все понимают, насколько трудоёмкой является процедура создания профессиональной психодиагностической методики. Имитаторам не хочется тратить на это время, поэтому они берут чужую методику, слегка меняют название и стимульный материал, после чего начинают зарабатывать на распространении и использовании якобы новой методики. Автора исходной версии часто об этом даже не информируют. Считаю, что на такие случаи нужно специально обращать внимание экспертного сообщества, а также приводить соответствующие примеры на занятиях со студентами. Даже те студенты-психологи, которые не собираются заниматься разработкой тестов, должны ориентироваться в современных психодиагностических стандартах и психометрике, чтобы в будущем выбирать для своей работы наиболее подходящие методики.

В статье Е.Н. Шутенко и А.И. Шутенко «Психологические механизмы самореализации студентов как факторы их личностного роста и благополучия в образовательной сфере вуза» описано исследование, проведённое по результатам социально-психологического опроса студентов НИУ БелГУ и БГТУ им. В.Г. Шухова. Данная работа

продолжает цикл исследований самореализации и психологического благополучия студентов, одно из которых [36] я комментировал в прошлом году [31]. В текущей статье также есть немало дискуссионных моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Во введении авторы критикуют цифровизацию образования, отмечая следующее: «Речь идёт о тенденциях и рисках исключения личностных и межличностных механизмов обучения в связи с передачей части обучающих функций от преподавателя современным информационно-коммуникационным технологиям, то есть о буквальном массовом программирования сознания с минимальным личностным участием». Не вижу принципиальных отличий от программирования сознания учителями в школе и преподавателями в вузе при очной форме обучения. Дело здесь не в форме, а в содержании обучения и готовности студентов самостоятельно сравнивать между собой разные источники информации. Авторы настойчиво и упорно продолжают поучать молодого читателя: «Под влиянием искажённых постмодернистских образцов самореализации (тиражируемых СМИ, информационными технологиями и пр.) и ценностей культуры массового потребления у молодых людей формируются пассивно-иждивенческие модели жизнедеятельности как зависимых потребителей-пользователей, как объектов действия внешних сил, лишённых способности к самостоятельному мышлению и созиданию». Рекомендую читателям ознакомиться с книгой Ж. Бодрийяра «Общество потребления» [3] и самостоятельно сделать вывод о пользе или вреде постмодернистского дискурса. Вообще, самореализация возможна только в ситуации свободы выбора, иначе её приходится имитировать. Упоминание в середине статьи теории самоопределения (самодетерминации) Э. Деси и Р. Райана позволяет надеяться, что авторы готовы менять своё мнение при поступлении новой информации. Обсуждая персоноцентрический механизм самореализации, Е.Н. Шутенко и А.И. Шутенко пишут: «Реализация данного механизма требует преодоления формализма, шаблонных форм общения и обучения, безразличия и равнодушия, а также всего, что ведёт к деперсонализации обучения, выхолащиванию личностных начал в образовании». Вот это уже

внушает оптимизм! Далее авторы делают вывод о том, что персоноцентрический механизм «выступает как ведущий, корневой механизм обеспечения самореализации в вузовской подготовке, подпитывая и обуславливая действие других механизмов». На мой взгляд, это надо обосновывать математически. Хорошо бы провести кластерный и факторный анализ собранных данных и посмотреть, как выделенные механизмы самореализации соотносятся между собой. Опираясь на результаты своих исследований, могу предположить, что за ними стоят два основных латентных измерения, - общественная и познавательная области самореализации. В качестве положительного момента работы также хочу выделить исследование степени идентификации студентов с преподавателями. Авторы справедливо отмечают, что «в современном вузе происходит ослабление одного из важных формирующих личность механизмов, а именно механизма персональной идентификации студентов с преподавателями, очевидно в силу разных причин, в том числе и по причине снижения профессионального мастерства и компетентности последних». Было бы интересно выяснить, какие качества преподавателей способствуют росту познавательного энтузиазма, а какие, наоборот, побуждают студентов имитировать согласие с преподавателем для успешной сдачи экзамена или зачёта.

Статья Б.В. Мартынова «Областной методологический центр цифровизации личности как ценностно-смысловое пространство управления региональными процессами цифровой трансформации» была прислана в наш журнал Л.В. Ахметовой. Автор пишет: «управлять процессами цифровой трансформации на региональном и муниципальном уровнях довольно проблематично и формирование цифровых региональных и муниципальных экосистем необходимо, как представляется, начинать с формирования цифрового сознания населения, прежде всего, молодёжи». В отсутствие чёткого определения понятия «цифровое сознание» попробую предположить, что здесь имеется в виду. Если речь идёт о навыках работы с компьютером, умении осваивать новые компьютерные программы и ориентироваться в Интернете, то начинать нужно не с молодёжи. Я уже как-то описывал

свой опыт проведения занятий по компьютерной грамотности для лучших учителей-предметников, победивших в конкурсе «Учитель года» [32]. Вынужденный переход на удалённое обучение в очередной раз высветил насущность этой проблемы. Выяснилось, что многие вузовские преподаватели не могут самостоятельно освоить онлайн-сервисы для дистанционного обучения. У некоторых даже не оказалось дома компьютера (остаётся загадкой, как все эти годы они писали статьи без опоры на современные базы данных научных публикаций). Студентам пришлось обучать своих преподавателей пользоваться компьютером для проведения занятий. Если же автор имеет в виду осознание людьми трансформации их психических функций при освоении новых средств коммуникации, то это особая исследовательская проблема, над которой большинство дилетантов даже не задумываются. Желающие могут ознакомиться с докторской диссертацией В.А. Емелина «Философско-методологический анализ трансформации идентичности человека в условиях развития технологий информационного общества» [13], а также с книгой В.А. Емелина и А.Ш. Тхостова [14]. Далее Б.В. Мартынов указывает, что «конечным продуктом областного методологического центра цифровизации личности является разработка методологии формирования цифрового сознания населения для определения оптимальных моделей управления процессами цифровой трансформации посредством создания проектно-исследовательской коллаборации всех заинтересованных групп влияния». Не уверен, что в меняющемся мире можно создать единую методологию цифровой трансформации всех участников социально-экономических отношений. Конечно, можно проводить научно-популярные мероприятия, открывать новые кружки и курсы информационной грамотности, но вряд ли здесь требуется централизованное управление. Эффективнее это сделают энтузиасты, которым самим интересно заниматься различными аспектами информационно-коммуникационных технологий. Впрочем, на сайте Южного университета (Института управления, бизнеса и права)8 есть информация о том, что Областной методологический центр

8 https://iubip.ru/news/12.10.20/1

цифровизации личности в ИУБиП создан совместно с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области по гранту от Российского федерального агентства по делам молодёжи. Время покажет, окажется ли этот проект очередной кормушкой для имитаторов, или создаст условия для воплощения в жизнь оригинальных и творческих задумок энтузиастов.

Статья Н.К. Юрьева и С.А. Вершининой «Итоги года и памятные даты психологической науки и практики в Хакасии и Черногорске» посвящена истории работы Психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) в городе Черногорске. Авторы отмечают, что «за время своего недолгого функционирования (1995-2001 гг.) ПМПК превратилась в своеобразный научный центр Хакасии». Я вижу здесь прекрасный пример интеграции науки и практики. Нередко приходится сталкиваться с психологами-практиками, не владеющими научным типом мышления, равно как с психологами-учёными, годами переписывающими старые учебники и оторванными от реальности. Здесь же специалисты получили возможность собирать актуальные эмпирические данные, обобщать их в научных публикациях и сразу же внедрять в практику новые разработки. Полагаю, что ведущую роль в организации этой работы сыграл энтузиазм Леонида Федоровича Чупрова, сотрудничество с которым в настоящее время оставляет у меня самые приятные впечатления. Желаю коллегам из Хакасии и дальше радовать нас высоким уровнем научно-организационной активности и интересными публикациями!

В завершение статьи хотел бы отметить, что проведённый анализ - это не столько инвектива в адрес имитаторов, сколько призыв задуматься над причинами возникновения этого явления и приложить усилия к развитию интеллектуальной свободы. Вряд ли можно осуждать людей, вынужденных заниматься имитаторством из-за тяжёлых жизненных обстоятельств. В условиях ограниченных ресурсов это может быть единственным способом сохранить жизнь и здоровье. Человек не всегда может прекратить заниматься бессмысленной работой, если от него зависят его родственники, сотрудники, студенты, аспиранты и т.п. Но нельзя самому начинать верить в то, что это правильно. Нужно

прикладывать все усилия к тому, чтобы вырваться из этого состояния и начать заниматься любимым делом. В нашей культуре очень сильны патерналистские и эйджистские настроения. Ребёнок с раннего возраста вынужден имитировать согласие с мнением взрослых даже в тех случаях, когда он твёрдо знает, что они не правы. Взрослые же склонны оценивать других по формальным признакам, а не по реальным достижениям. Очень хорошо по этому поводу сказал С.В. Савельев в своём выступлении «Ответы на вопросы № 7 "Настурция и сыр"»9 от 22.07.2020 г.: «Люди, скажем так, с ограниченными интеллектуальными усилиями сильно легчают мозгом к концу своей жизни. Поэтому мудрые старики - это те, кто пользовался мозгом, а не те, кто долго прожил. Как говорила Софья Борисовна Дзугаева, известный анатом середины XX века, произнося тост, она всегда говорила так: "Молодой дурак станет старым дураком, молодой мудрец станет старым мудрецом. Давайте выпьем за молодых мудрецов!". К сожалению, она права. Возраст ума не добавляет. Он позволяет более изысканно маскировать собственную дурость, что, собственно говоря, и хорошо заметно» (5:06 - 5:51). Родители нередко хотят, чтобы дети были похожи на них по своим способностям, увлечениям и ценностям. Но это невозможно как из-за культурно-исторических различий, так и по причине негенетической детерминации развития головного мозга. Нельзя ругать детей за отсутствие жажды познания. Они необязательно должны реализовывать себя в интеллектуальной сфере. Желательно показывать и недирективно предлагать разные виды деятельности и смотреть, что из этого вызовет у ребёнка искренний интерес. Возможно, он будет сначала увлекаться разными занятиями, затем бросать их и переключаться на что-то новое. В какой-то момент он сам почувствует, что ему подходит. Помочь в этом поиске может профориентация [7]. Вообще, с первобытных времён человеческое общество выживает за счёт поддержания разнообразия. Даже при ограниченных возможностях здоровья у ребёнка можно найти какой-либо талант. В своё время на меня произвело большое впечатление творчество людей с

9 https://www.youtube.com/watch?v=ESSqJA5fD-Q

особенностями психического развития, представленное на международном фестивале «Нить Ариадны»10. Дети с неврологическими и психическими заболеваниями могут создавать такие предметы культуры и искусства, которые вряд ли сможет сделать вузовский профессор. Каждый должен заниматься своим делом, а для этого он должен иметь возможность без давления извне понять, что у него хорошо получается. В отношении воспитания я солидарен с Д.Л. Быковым, который в интервью украинскому журналисту Д.И. Гордону сказал следующее: «Знаете, только что в Москву приезжал Джонни Депп, и его спросили: "Как вы заботитесь о воспитании?". Ответил он так: "Я забочусь о пропитании. Иногда, - добавил, - могу с ними поговорить голосом того или иного персонажа". По его мнению, это лучшее воспитание, ну а я принципиально забочусь о том, чтобы у детей перед глазами был хороший пример. Это единственное, что в моих силах, -всё-таки как потомственный учитель скажу вам: воспитать никого нельзя. Можно не дать развиться плохим задаткам и посодействовать развитию хороших - вот это делать я и стараюсь» [9].

Литература:

1. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2009. 448

с.

2. Батлер-Боудон Т. 50 великих книг по психологии: пер. с англ. М.: Эксмо, 2012. 608 с.

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления: пер. с франц. М.: Издательство АСТ, 2020. 320 с.

4. Боулер Дж. Математическое мышление. Книга для родителей и учителей: пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 352 с.

5. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция / Отв. ред. А.А. Зубов. М.: Наука, 1980. 329 с.

10 https://www.ariadnafest.ru

6. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения успеваемости: пер. с англ. М.: Оперант, 2015. 480 с.

7. Воробьев Г.Г. Ищи свой талант. М.: Мол. гвардия, 1983. 208 с.

8. Гордон А.Г. Диалоги 4. М.: Предлог, 2006. 303 с.

9. Гордон Д.И. Ни дня без строчки (писатель, поэт и журналист Дмитрий Быков). Часть II [электронный ресурс] // Бульвар Гордона, 2011. № 39 (335). ига.: https://www.bulvar.com.ua/gazeta/archive/s39_64933/7081.html (дата обращения: 30.12.2020).

10. Даниличева Н.А. Очерки истории школьной психодиагностики. СПб.: «Гуманистика», 2004. 144 с.

11. Деннет Д. Опасная идея Дарвина: эволюция и смысл жизни: пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 784 с.

12. Дробышевский С.В. Эволюция мозга человека: Анализ эндокраниометрических признаков гоминид. 4-е изд., стереотип. М.: ЛЕНАНД, 2020. 176 с.

13. Емелин В.А. Философско-методологический анализ трансформации идентичности человека в условиях развития технологий информационного общества: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.08. М., 2017. 435 с.

14. Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Идентичность и символический хронотоп: монография. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. 304 с.

15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2001. 384 с.

16. Кенрик Д., Гришкевичус В. Рациональное животное. Как эволюция повлияла на развитие мозга: пер. с англ. СПб.: Питер, 2017. 272 с.

17. Константинов А.В. Основы эволюционной теории. Минск: «Вышэйшая школа», 1975. 384 с.

18. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. 400 с.

19. Невзоров А.Г. Происхождение личности и интеллекта человека. Опыт обобщения данных классической нейрофизиологии. СПб.: Анатомия и Физиология, 2012. 488 с.

20. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов по направлению 050700 «Педагогика» / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2020. 496 с.

21. Первичко Е.И., Митина О.В., Степанова О.Б., Конюховская Ю.Е., Дорохов Е.А. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года [электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология, 2020. Т. 9. № 2. С. 119-146. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2020/n2/Pervichko_et_al.shtml (дата обращения: 28.12.2020).

22. Савельев С.В. Возникновение мозга человека: В 2 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВЕДИ, 2020. 240 с.

23. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе (июнь 1968 г.) // Сахаров А. Тревога и надежда. Т. 1. М.: Время, 2006. С. 67-130.

24. Соколов А.Б. Мифы об эволюции человека. 4-е изд. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 506 с.

25. Такман Б.В. Педагогическая психология. От теории к практике: пер. с англ. М.: ОАО Издательская группа «Прогресс», 2002. 572 с.

26. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия, 2020. Т. 28. № 2. С. 70-89.

27. Ушаков Д.В., Юревич А.В., Юревич М.А. Экспертный опрос о психологическом контексте коронавирусной эпидемии [электронный ресурс] // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, 2020. Т. 5. № 2 (18). С. 115-153. URL: http://soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/n2020/t5-2/п20-02-04.м|т|| (дата обращения: 28.12.2020).

28. Фресан Х. Сон разума. Математическая логика и её парадоксы: пер. с исп. // Мир математики: в 40 т. Т. 22. М.: Де Агостини, 2014. 144 с.

29. Хамори Й. Долгий путь к мозгу человека: пер. с венг. / Под ред. Д.А. Сахарова. М.: Мир, 1985. 150 с.

30. Хохлов А.Н. Как наукометрия стала самой важной наукой для исследователей любых специальностей // Вестник Московского университета. Серия 16. Биология, 2020. Т. 75. № 4. С. 195-199.

31. Хохлов Н.А. На пути от иерархических структур к сетевым структурам (вступительная статья выпускающего редактора) [электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2019. № 4. С. 9-29. URL: http://pem.esrae.ru/26-275 (дата обращения: 27.12.2020).

32. Хохлов Н.А., Краюхина Д.А. Психологическое сопровождение образовательного процесса на разных этапах школьного курса в условиях реализации системы профильного обучения // Transformation of approaches to education in Russia and CIS states. Vol. 2. / Ed. by K. Reiss. Stuttgart: ORT Publishing, 2013. Pp. 223-240.

33. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 608 с.

34. Чернышёв Д. Вертикальный прогресс: как сделать так, чтобы дети полюбили школу. М.: Альпина Паблишер, 2020. 304 с.

35. Шевченко Ю.Г. Эволюция коры мозга приматов и человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 463 с.

36. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И., Сидорчук К.В. Аттрактивные сферы самореализации студентов в вузовском обучении как составляющие пространства их психологического здоровья [электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2019. № 4. С. 79-108. URL: http://pem.esrae.ru/26-266 (дата обращения: 27.12.2020).

37. Юнкер Т. Эволюция человека: пер. с нем. Минск: Дискурс, 2020. 192 с.

38. Ямбург Е.А. Искусство просвещать. Практическая культурология для педагогов и родителей. М.: Бослен, 2020. 416 с.

39. Pennsylvania Archives: eight series. Vol. V (October 15, 1753 - Sept. 24, 1756). / Edited by G. MacKinney; under the direction of J.N. Rule, J.R. Hood. Harrisburg: Harrisburg Publishing Company, 1931. Pp. 3619-4380.

References:

1. Barhaev B.P. Pedagogicheskaja psihologija. SPb.: Piter, 2009. 448

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

P.

2. Batler-Boudon T. 50 velikih knig po psihologii: per. s angl. M.: Jeks-mo, 2012. 608 p.

3. Bodrijjar Zh. Obshhestvo potreblenija: per. s franc. M.: Izdatel'stvo AST, 2020. 320 p.

4. Bouler Dzh. Matematicheskoe myshlenie. Kniga dlja roditelej i uchite-lej: per. s angl. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2019. 352 p.

5. Bunak V.V. Rod Homo, ego vozniknovenie i posledujushhaja jev-oljucija / Otv. red. A.A. Zubov. M.: Nauka, 1980. 329 p.

6. Vargas Dzh. Analiz dejatel'nosti uchashhihsja. Metodologija pov-yshenija uspevaemosti: per. s angl. M.: Operant, 2015. 480 p.

7. Vorob'ev G.G. Ishhi svoj talant. M.: Mol. gvardija, 1983. 208 p.

8. Gordon A.G. Dialogi 4. M.: Predlog, 2006. 303 p.

9. Gordon D.I. Ni dnja bez strochki (pisatel', pojet i zhurnalist Dmitrij Bykov). Chast' II [jelektronnyj resurs] // Bul'var Gordona, 2011. № 39 (335). URL: https://www.bulvar.com.ua/gazeta/archive/s39_64933/7081.html (data obrashhenija: 30.12.2020).

10. Danilicheva N.A. Ocherki istorii shkol'noj psihodiagnostiki. SPb.: «Gumanistika», 2004. 144 p.

11. Dennet D. Opasnaja ideja Darvina: jevoljucija i smysl zhizni: per. s angl. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2020. 784 p.

12. Drobyshevskij S.V. Jevoljucija mozga cheloveka: Analiz jendokrani-ometricheskih priznakov gominid. 4-e izd., stereotip. M.: LENAND, 2020. 176 p.

13. Emelin V.A. Filosofsko-metodologicheskij analiz transformacii iden-tichnosti cheloveka v uslovijah razvitija tehnologij informacionnogo obshhest-va: dissertacija ... doktora filosofskih nauk: 09.00.08. M., 2017. 435 p.

14. Emelin V.A., Thostov A.Sh. Identichnost' i simvolicheskij hronotop: monografija. M.: Kanon+ ROOI «Reabilitacija», 2021. 304 p.

15. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija: Uchebnik dlja vuzov. 2-e izd., dop., ispr. i pererab. M.: Logos, 2001. 384 p.

16. Kenrik D., Grishkevichus V. Racional'noe zhivotnoe. Kak jevoljucija povlijala na razvitie mozga: per. s angl. SPb.: Piter, 2017. 272 p.

17. KonstantinovA.V. Osnovy jevoljucionnoj teorii. Minsk: «Vyshjejshaja shkola», 1975. 384 p.

18. Marjutina T.M., Ermolaev O.Ju. Vvedenie v psihofiziologiju. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, Flinta, 2001. 400 p.

19. Nevzorov A.G. Proishozhdenie lichnosti i intellekta cheloveka. Opyt obobshhenija dannyh klassicheskoj nejrofiziologii. SPb.: Anatomija i Fiziologi-ja, 2012. 488 p.

20. Pedagogicheskaja psihologija: uchebnoe posobie dlja vuzov po napravleniju 050700 «Pedagogika» / Pod red. L.A. Regush, A.V. Orlovoj. 2-e izd., dop. SPb.: Piter, 2020. 496 p.

21. Pervichko E.I., Mitina O.V., Stepanova O.B., Konjuhovskaja Ju.E., Dorohov E.A. Vosprijatie COVID-19 naseleniem Rossii v uslovijah pandemii 2020 goda [jelektronnyj resurs] // Klinicheskaja i special'naja psihologija, 2020. T. 9. № 2. Pp. 119-146. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2020/n2/Pervichko_et_al.shtml (data obrash-henija: 28.12.2020).

22. Savel'ev S.V. Vozniknovenie mozga cheloveka: V 2 t. T. 1. 3-e izd., pererab. i dop. M.: VEDI, 2020. 240 p.

23. Saharov A.D. Razmyshlenija o progresse, mirnom sosushhestvovanii i intellektual'noj svobode (ijun' 1968 g.) // Saharov A. Trevoga i nadezhda. T. 1. M.: Vremja, 2006. Pp. 67-130.

24. Sokolov A.B. Mify ob jevoljucii cheloveka. 4-e izd. M.: Al'pina non-fikshn, 2019. 506 p.

25. Takman B.V. Pedagogicheskaja psihologija. Ot teorii k praktike: per. s angl. M.: OAO Izdatel'skaja gruppa «Progress», 2002. 572 p.

26. Thostov A.Sh., Rasskazova E.I. Psihologicheskoe soderzhanie tre-vogi i profilaktiki v situacii infodemii: zashhita ot koronavirusa ili «porochnyj krug» trevogi? // Konsul'tativnaja psihologija i psihoterapija, 2020. T. 28. № 2. Pp. 70-89.

27. Ushakov D.V., Jurevich A.V., Jurevich M.A. Jekspertnyj opros o psihologicheskom kontekste koronavirusnoj jepidemii [jelektronnyj resurs] // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naja i jekonomicheskaja psihologija, 2020. T. 5. № 2 (18). Pp. 115-153. URL: http://soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/n2020/t5-2/n20-02-04.html (data obrashhenija: 28.12.2020).

28. Fresan H. Son razuma. Matematicheskaja logika i ejo paradoksy: per. s isp. // Mir matematiki: v 40 t. T. 22. M.: De Agostini, 2014. 144 p.

29. Hamori J. Dolgij put' k mozgu cheloveka: per. s veng. / Pod red. D.A. Saharova. M.: Mir, 1985. 150 p.

30. Hohlov A.N. Kak naukometrija stala samoj vazhnoj naukoj dlja issle-dovatelej ljubyh special'nostej // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 16. Biologija, 2020. T. 75. № 4. Pp. 195-199.

31. Hohlov N.A. Na puti ot ierarhicheskih struktur k setevym strukturam (vstupitel'naja stat'ja vypuskajushhego redaktora) [jelektronnyj resurs] // PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2019. № 4. Pp. 9-29. URL: http://pem.esrae.ru/26-275 (data obrashhenija: 27.12.2020).

32. Hohlov N.A., Krajuhina D.A. Psihologicheskoe soprovozhdenie obra-zovatel'nogo processa na raznyh jetapah shkol'nogo kursa v uslovijah real-izacii sistemy profil'nogo obuchenija // Transformation of approaches to education in Russia and CIS states. Vol. 2. / Ed. by K. Reiss. Stuttgart: ORT Publishing, 2013. Pp. 223-240.

33. Cherednichenko I.P., Tel'nyh N.V. Psihologija upravlenija. Rostov-na-Donu: Feniks, 2004. 608 p.

34. Chernyshjov D. Vertikal'nyj progress: kak sdelat' tak, chtoby deti pol-jubili shkolu. M.: Al'pina Pablisher, 2020. 304 p.

35. Shevchenko Ju.G. Jevoljucija kory mozga primatov i cheloveka. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1971. 463 p.

36. Shutenko E.N., Shutenko A.I., Sidorchuk K.V. Attraktivnye sfery samorealizacii studentov v vuzovskom obuchenii kak sostavljajushhie pros-transtva ih psihologicheskogo zdorov'ja [jelektronnyj resurs] // PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2019. № 4. Pp. 79-108. URL: http://pem.esrae.ru/26-266 (data obrashhenija: 27.12.2020).

37. Junker T. Jevoljucija cheloveka: per. s nem. Minsk: Diskurs, 2020. 192 p.

38. Jamburg E.A. Iskusstvo prosveshhat'. Prakticheskaja kul'turologija dlja pedagogov i roditelej. M.: Boslen, 2020. 416 p.

39. Pennsylvania Archives: eight series. Vol. V (October 15, 1753 - Sept. 24, 1756). / Edited by G. MacKinney; under the direction of J.N. Rule, J.R.

Hood. Harrisburg: Harrisburg Publishing Company, 1931. Pp. 3619-4380.

— • —

Сведения об авторе

Никита Александрович Хохлов, кандидат психологических наук, психолог-разработчик научно-методического отдела Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»; докторант кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва,

Россия). E-mail: nkhokhlov@psychmsu.ru

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.