Научная статья на тему 'ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ» И ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ ПУШКИНСКОГО ДОМА'

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ» И ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ ПУШКИНСКОГО ДОМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ / ПУШКИНСКИЙ ДОМ / ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО СОБРАНИЯ / ЗАБЫТЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ / КОЛЛЕКЦИЯ / ЭКСПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агамалян Лариса Георгиевна

В статье отмечается значимость создания энциклопедии «Литературные музеи России» для написания истории феномена литературного музея в целом и каждого музея в отдельности. Словник, предложенный составителями, представляет результат своеобразной инвентаризации ЛМ. Работа над статьями энциклопедии позволила систематизировать и актуализировать библиографию, включив в нее новейшие исследования и публикации по истории и современной жизни музеев. Создание энциклопедии литературных музеев дало возможность вспомнить и воскресить забытые имена их создателей, а также растворившиеся в других или утраченные литературные музеи. В состав Литературного музея Пушкинского Дома влились собрания Пушкинского музея при Императорском Александровском лицее, Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище, Толстовского музея в Петербурге, Пушкинского музея А. Ф. Онегина (Отто) в Париже, Музея русских литераторов в Петербурге, созданного Ф. Ф. Фидлером. Пушкинский Дом входит в систему учреждений Академии наук, и его музей является ведомственным на протяжении всего существования, что определило его сложную историю. Автор рассказывает о работе над статьями для энциклопедии, о специфике и истории Литературного музея Пушкинского Дома, задачей которого стало создание «особого литературного пантеона, где бы собирались и хранились реликвии русских писателей XIX в.». Обширность задачи определила структуру его собрания и тематику экспозиции первого музея истории русской литературы. Этим, в свою очередь, обусловлено содержание 13 статей для энциклопедии. Его экспозиция стала первым и уникальным опытом иллюстрирования литературного процесса в едином пространстве. В статье подчеркнута роль Пушкинского Дома в формировании системы литературных музеев России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENCYCLOPEDIA LITERARY MUSEUMS OF RUSSIA AND THE PUSHKIN HOUSE LITERARY MUSEUM

The article notes the importance of creating the Encyclopedia “Literary Museums of Russia” for writing the history of the phenomenon as a whole and each museum separately. The dictionary proposed by the compilers is the result of a certain inventory of the Literary Museum. Work on the articles of the Encyclopedia made it possible to systematize and update the bibliography, including the latest research and publications. The creation of the encyclopedia facilitated recalling and resurrecting the forgotten names of their creators, as well as museums that have merged with others or have been lost. The Pushkin House Literary Museum includes the collections of the Pushkin Museum at the Imperial Alexander Lyceum, the Lermontov Museum at the Nicholas Cavalry School, the Tolstoy Museum in St. Petersburg, the Pushkin Museum of A. F. Onegin (Otto) in Paris, the Museum of Russian Writers in St. Petersburg created by F. F. Fiedler. The Pushkin House is part of the system of institutions of the Academy of Sciences and its museum has been departmental throughout history, which has determined its complex history. The article recounts the work on articles for the encyclopedia as well as specifics and history of the Literary Museum of the Pushkin House, which sought to create “a special literary pantheon where the relics of Russian writers of the XIX century would be collected and stored.” The vastness of the task determined the structure of its collection and the theme of the exhibition - the first museum of the history of Russian literature. This, in turn, determined the content of 13 articles for the encyclopedia. The exhibition was the first unique experience of illustrating the literary process in a single space. The article highlights the role of the Pushkin House in the formation of the system of literary museums in Russia.

Текст научной работы на тему «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ» И ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ ПУШКИНСКОГО ДОМА»

2021

ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ

Т. 12. Вып. 2

МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВО

УДК 069:82(031)(470)+069:[001.32:821.161.1]

Энциклопедия «Литературные музеи России» и Литературный музей Пушкинского Дома

Л. Г. Агамалян

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Российская Федерация, 199043, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4

Для цитирования: Агамалян Л. Г. 2021. Энциклопедия «Литературные музеи России» и Литературный музей Пушкинского Дома. Вопросы музеологии 12 (2): 279-286. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.210

В статье отмечается значимость создания энциклопедии «Литературные музеи России» для написания истории феномена литературного музея в целом и каждого музея в отдельности. Словник, предложенный составителями, представляет результат своеобразной инвентаризации ЛМ. Работа над статьями энциклопедии позволила систематизировать и актуализировать библиографию, включив в нее новейшие исследования и публикации по истории и современной жизни музеев. Создание энциклопедии литературных музеев дало возможность вспомнить и воскресить забытые имена их создателей, а также растворившиеся в других или утраченные литературные музеи. В состав Литературного музея Пушкинского Дома влились собрания Пушкинского музея при Императорском Александровском лицее, Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище, Толстовского музея в Петербурге, Пушкинского музея А. Ф. Онегина (Отто) в Париже, Музея русских литераторов в Петербурге, созданного Ф. Ф. Фидлером. Пушкинский Дом входит в систему учреждений Академии наук, и его музей является ведомственным на протяжении всего существования, что определило его сложную историю. Автор рассказывает о работе над статьями для энциклопедии, о специфике и истории Литературного музея Пушкинского Дома, задачей которого стало создание «особого литературного пантеона, где бы собирались и хранились реликвии русских писателей XIX в.». Обширность задачи определила структуру его собрания и тематику экспозиции первого музея истории русской литературы. Этим, в свою очередь, обусловлено содержание 13 статей для энциклопедии. Его экспозиция стала первым и уникальным опытом иллюстрирования литературного процесса в едином пространстве. В статье подчеркнута роль Пушкинского Дома в формировании системы литературных музеев России.

Ключевые слова: энциклопедия, литературный музей, Пушкинский Дом, история музейного собрания, забытые литературные музеи, коллекция, экспозиция.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

Создание энциклопедии литературных музеев (ЛМ) позволяет в определенной степени прояснить многие понятия, связанные с самим феноменом литературного музея: его специфику, широту явления, задачи, особенности экспозиции, аудиторию, методы и приемы показа и рассказа и др. Словник, предложенный составителями, представляет результат (промежуточный, конечно) своеобразной инвентаризации ЛМ. Промежуточный в том смысле, что совершенно понятно — он не закрыт. Однако не менее важна возможность описать историю феномена в целом и каждого музея в частности, а также вспомнить имена их создателей.

Многие ЛМ насчитывают десятилетия своего существования, однако современные экспозиции редко включают в себя разделы, посвященные истории рождения и жизни музея. Это задачи юбилейных выставок. Может быть, основной массе посетителей это не нужно, но это необходимо для новых поколений музейных работников, которые должны осознавать, какую традицию они продолжают, должны сохранять и развивать.

Работа над статьями энциклопедии позволила систематизировать и актуализировать библиографию, включив в нее новейшие исследования и публикации по истории и современной жизни музеев.

Литературные музеи возникли в России в конце XIX в., прежде всего, как музеи, посвященные тому или иному писателю. Таковы, например, Пушкинский музей Императорского Александровского лицея, Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище. В 1911 г. появился первый Толстовский музей в Петербурге, несколькими месяцами позднее — в Москве.

ЛМ Пушкинского Дома (ПД) — первый музей истории русской литературы. До 1934 г. он был единственным в России музеем историко-литературного профиля. Его экспозиция — первый и уникальный опыт иллюстрирования русского литературного процесса в едином пространстве.

История музея началась в 1899 г. с торжеств по случаю 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина и с юбилейной выставки в Императорской Академии наук, на которую было собрано 703 экспоната от частных лиц и различных учреждений. В процессе работы комиссии, созданной в том же 1899 г. для обсуждения вопроса о возведении памятника А. С. Пушкину в Петербурге, 15 декабря 1905 г. было решено создать памятник в виде «особого музея» — «Дома имени Пушкина, особого литературного пантеона, где бы собирались и хранились реликвии русских писателей XIX в.». Этот день считается датой основания ПД1. 14 июля 1907 г. Положение о ПД было «высочайше утверждено» и опубликовано2.

Обширность задачи, поставленной перед ПД, определила структуру его собрания и тематику экспозиции. Этим, в свою очередь, обусловлено содержание статей для энциклопедии. Первоначально предполагалось включить в нее 10 статей, однако по мере работы их количество увеличилось до 13.

Сейчас это статьи:

— Пушкинский Дом;

— Литературный музей Пушкинского Дома;

1 Пушкинский Дом. Основан в 1905 году. 1925. Л.: Изд-во Акад. наук.

2 Положение о Пушкинском доме. 3 ПСЗ. Т. 27. № 29406. Собрание узаконений. 1907. 2 октября. Отд. I. Ст. 1221.

— Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище;

— Толстовский музей в Санкт-Петербурге;

— Толстовского музея в Санкт-Петербурге общество (Общество имени Л. Н. Толстого; Общество Толстовского музея);

— Музей русских литераторов Ф. Ф. Фидлера в Петербурге;

— Пушкинский музей А. Ф. Онегина в Париже.

Биографические статьи в алфавитном порядке:

— Бильдерлинг Александр Александрович (1846-1912) — генерал от кавалерии, начальник Николаевского кавалерийского училища (1878-1890), инициатор и основатель Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище;

— Котляревский Нестор Александрович (1863-1925) — академик, один из создателей и первый директор Пушкинского Дома (1910-1925);

— Малышев Владимир Иванович (1910-1976) — археограф, собиратель древних рукописей, основатель Древлехранилища ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН;

— Модзалевский Борис Львович (1874-1928) — член-корреспондент РАН и АН СССР, один из создателей и старший ученый хранитель Пушкинского Дома;

— Онегин-Отто Александр Федорович (1845-1925) — собиратель материалов, связанных с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, основавший в своей квартире в Париже первый в мире музей Пушкина;

— Фидлер Федор Федорович (1859-1917) — коллекционер, создатель Музея русских литераторов в Петербурге, значительная часть его коллекции хранится в Пушкинском Доме.

Статья о ПД содержит справку о его основании, основных направлениях деятельности до и после 1917 г.3 Специфика учреждения заключается в том, что ПД входит в систему учреждений Академии наук и его музей, являясь ведомственным на протяжении всей истории, в своей деятельности ориентируется на актуальные задачи, стоящие перед учредителем и руководителями ИРЛИ. Это определило его сложную историю4.

Собрание ПД вначале было единым. Понятие «музей» традиционно подразумевало единый комплекс рукописей, иконографии, книг, мемориальных вещей, предметов декоративно-прикладного искусства. Однако после революции, 8 марта 1919 г., были приняты подготовленные Б. Л. Модзалевским «Общие положения о Пушкинском Доме Академии наук», где он определен как «научно-просветительское учреждение» и где была официально закреплена сложившаяся структура ПД: рукописное, музейно-иконографическое и книжное отделения. Заявленная цель: «облегчать ученым и исследователям изучение истории жизни и литературной деятельности Пушкина и других художников слова и служить образовательным и учебным потребностям вообще и школы в частности». В 1930 г. ПД становится Институтом новой русской литературы (ИНЛИ, с 1931 г. ИРЛИ) с заново сформу-

3 Баскаков,1980.

4 Агамалян, 2005. С. 354-370.

лированными Академией наук задачами. Одним из отделов института становится ЛМ. Его задачей является деятельность научно-популярного характера, в том числе организация постоянных и временных выставок. Жизнь ЛМ ПД включает закрытия и возобновления, полную смену тематики экспозиций, а история собрания — богатые пополнения и невосполнимые утраты.

Создание энциклопедии дало возможность воскресить забытые, растворившиеся в других или утраченные литературные музеи.

В 1909 г. для ПД за счет казны был куплен парижский Пушкинский музей А. Ф. Онегина (Отто). Музей А. Ф. Онегина в квартире коллекционера по адресу ул. Мариньян, 25, был хорошо известен в Париже. Его активно посещали русские путешественники. Сведения о музее публиковались в парижских газетах, материалы собрания Онегин предоставлял для публикаций. Осознавая значимость своих коллекций для русской культуры, Онегин в 1909 г. заключил договор с Российской Академией наук, по которому материалы музея оставались в пожизненном владении коллекционера, а после его смерти переходили в собственность Академии. В 1922 г. договор по инициативе коллекционера был возобновлен. После смерти Онегина собрание музея в 1928 г. поступило в Пушкинский Дом5. Оно включало рукописные, иконографические, книжные материалы, мемориальные предметы и предметы декоративно-прикладного искусства. Впервые после передачи коллекции музея были показаны на выставке в Пушкинском Доме в 1930 г.6 В 1995 г. в ПД, а в 1997 г. в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве проходила выставка «"Тень Пушкина меня усыновила..." Рукописи, книги, изобразительные материалы, памятные вещи из музея А. Ф. Онегина»7. Материалы музея широко представлены в постоянной экспозиции музея.

В 1917 г. собрание ПД пополнилось коллекцией Пушкинского музея при Императорском Александровском лицее8. 4 марта 1917 г. заведующий музеем П. Е. Рейн-бот обратился к Б. Л. Модзалевскому с просьбой принять требующий спасения музей в Академию наук и ПД. В 1925 г. в ведение ПД перешла последняя квартира Пушкина на Мойке. В 1927 г. в ней был развернут мемориально-литературный музей на основе исторически корректной научной концепции9. В 1934 г. к ПД был присоединен Пушкинский заповедник. В 1949 г., к 150-летию Пушкина, ЛМ ПД открыл две экспозиции в Царском Селе: в Александровском дворце и в Актовом зале бывшего Императорского лицея. В 1953 г. эти экспозиции, как и Музей-квартира Пушкина, Пушкинский заповедник в Михайловском, вместе с богатейшим пушкинским собранием были переданы в ведение Министерства культуры СССР. В ПД остались библиотека и рукописи поэта.

В том же 1917 г. ПД принял собрание Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище10. Он был основан в 1883 г. по инициативе начальника учи-

5 Краснобородько, 1997. С. 28-32.

6 Выставка собраний А. Ф. Онегина. Л.: Изд. АН СССР. 1930.

7 Бердникова Т. С. и др. (авт.-сост.); Некрасов С. М. (отв. ред). 1997. «Тень Пушкина меня усыновила...»: рукописи, книги, изобразительные материалы, памятные вещи из музея А. Ф. Онегина: каталог выставки. СПб — Болонья — Кембридж: Изд. Эдитриче Композитори.

8 Аснаш С. М., Яхонтов А. Н. (сост.), Шляпкин И. А. (ред.). 1899. Описание Пушкинского музея Александровского лицея. СПб.: Изд. воспитанников Александровск. лицея. 1899.

9 Беляев, Платонов, 1927.

10 Агамалян, 2014. С. 24-30.

лища генерал-майора А. А. Бильдерлинга. Собрание музея включало значительное количество рукописей Лермонтова, в том числе собрание А. А. Краевского, важнейшие документы к биографии поэта, а также «около 600 единиц материалов музейного значения»11. Здесь были собраны живописные работы и графика самого Лермонтова, множество рукописей, документов, реликвий, книг с автографами поэта и его друзей, почти все прижизненные портреты Лермонтова, его родных, друзей и знакомых. В 1917 г. в связи с упразднением училища собрание музея было почти полностью передано в Пушкинский Дом Академии наук. Коллекция музея Николаевского кавалерийского училища составляет важнейшую часть Лермонтовского фонда ПД, который «является наиболее полным по содержанию и значительным по объему из всех существующих собраний лермонтовских материалов». Значительная и важнейшая их часть демонстрируется в Лермонтовском зале постоянной экспозиции. В 2014 г. ЛМ подготовил и опубликовал полный сводный каталог лермонтовских материалов собраний ПД, включающий около 2500 статей12.

В 1930 г. в ПД вошел петербургский Толстовский музей. Справочник «Музеи АН СССР», выпущенный в 1930 г., сообщает, что «Институт новой русской литературы объединил б[ывший] Пушкинский Дом с "Последней квартирой Пушкина" и б[ывший] "Толстовский музей"»13. Он начал складываться еще при жизни писателя. Музею предшествовала петербургская «Выставка для устройства музея им. Л. Н. Толстого», открытая в 1909 г. Обществом имени Л. Н. Толстого (Обществом Толстовского музея)14. Оно было создано в 1909 г. Заявленная цель — создание Толстовского музея, а шире — «служение славе Льва Николаевича Толстого и изучение его жизни и творений». 27 марта 1911 г. музей был открыт15. В 1919 г. по ходатайству вице-президента Общества Толстовского музея и хранителя музея В. И. Срезневского был принят на вечное хранение при Библиотеке АН с условием сохранения его самостоятельности, доступности и неотчуждаемости коллекций. 7 марта 1929 г. в Ленинграде комиссия под председательством директора Пушкинского Дома академика П. Н. Сакулина приняла постановление, согласно которому Толстовский музей в Академии наук становился «учреждением, филиально соединенным с Пушкинским Домом», как однородный с ним по своим научным зада-чам16. Часть богатейшего собрания петербургского Толстовского музея ушла в Москву. Прежде всего это коснулось автографов Л. Н. Толстого, его обширной переписки. Однако благодаря этому же решению значительная часть коллекции осталась в Ленинграде, влилась в состав фондов ПД, сохранилась в собрании Библиотеки Академии наук: живопись, графика и скульптура И. Е. Репина, Л. О. Пастернака, Н. Н. Ге, Е. Е. Лансере, П. П. Трубецкого, И. Я. Гинцбурга, Л. Л. Толстого; замечательное собрание фотографий, юбилейные материалы 1908 г., уникальная подборка

11 Бильдерлинг А. (сост.) 1883. Лермонтовский музей Николаевского кавалерийского училища. СПб.: Тип. В. С. Балашева.

12 Агамалян Л. Г. и др (авт.-сост.). 2014. М. Ю. Лермонтов. Сводный каталог материалов из собраний ИРЛИ РАН. СПб.: Изд-во Пушкинского дома.

13 Музеи Академии наук Союза Советских Социалистических Республик. 1930. Л.: Изд. АН наук СССР. С. 20.

14 Мастеница, 1997. С. 187-198.

15 Срезневский В. И., Тукалевский В. Н. (сост.) 1912. Толстовский музей в Санкт-Петербурге. СПб.: Тип. А. Ф. Дресслера,

16 Агамалян, 2012. С. 114-128.

печатных материалов за последнее десятилетие жизни великого писателя, библиотека Толстовского музея. Лучшая часть этого собрания составляет содержание Толстовского зала постоянной экспозиции ЛМ ПД. В 2010 г., в преддверии 100-летия открытия музея Л. Н. Толстого в Петербурге, ЛМ подготовил выставку, представив на ней все наиболее интересное из хранящегося в запасниках музея и Библиотеки Академии наук.

Еще один забытый сегодня литературный музей — созданный Ф. Ф. Фидле-ром Музей русских литераторов в Петербурге17, который, по мнению современников, мог стать фундаментом будущего всероссийского литературного музея. В 1920-1930-е гг. в ПД поступили сохранившиеся материалы фидлеровского музея: это фотографии и книги с дарительными автографами почти всех представителей русской литературы рубежа веков, творческие рукописи и письма, личные вещи; альбомы, заведенные Фидлером на разный случай («В гостях», «В ресторане», «Товарищеские обеды» и др.), в которых оставили свои экспромты и рисунки Л. Н. Андреев, Ф. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, А. И. Куприн, К. Чуковский, В. Э. Мейерхольд, И. Е. Репин и др. Дневник Фидлера — своеобразная летопись литературной жизни Петербурга конца XIX — начала XX в. — был частично опубликован К. М. Азадовским в 2008 г.18 В 2010 г. ЛМ ПД открыл выставку «"Лампада перед иконою русской литературы". Памяти Ф. Ф. Фидлера», где экспонировалась значительная часть этого уникального собрания.

Работа над статьями для энциклопедии шла непросто, несмотря на казавшуюся, на первый взгляд, изученность истории музея и его собраний. Лаконичные формулировки энциклопедических статей скрывают обширные страницы истории литературных музеев России.

Роль ПД в формировании системы литературных музеев России переоценить невозможно. На протяжении многих десятилетий почти все мемориальные писательские музеи в стране создавались при участии, консультациях и помощи ПД и его Литературного музея. Была оказана помощь в создании экспозиций мемориальным музеям М. Ю. Лермонтова в Пятигорске, И. С. Тургенева в Орле и Спас-ском-Лутовинове, А. П. Чехова в Таганроге и Ялте, Ф. М. Достоевского в Москве и в Петербурге, А. Н. Островского в Костромской области, Глеба Успенского в Чудове, И. И. Гончарова в Ульяновске и др. В 1946 г. в помещении бывшей квартиры поэта на Литейном проспекте в Петербурге был открыт Музей Н. А. Некрасова (сегодня — филиал ВМП). Инициатива и главная роль в подготовке и воплощении мемориальной экспозиции принадлежит ученым — сотрудникам Пушкинского Дома: Владиславу Евгеньевичу Евгеньеву-Максимову, Ольге Владимировне Ломан и Матвею Матвеевичу Калаушину. Мемориальная часть экспозиции Музея-квартиры А. А. Блока в Петербурге, официально являющейся филиалом Музея истории Санкт-Петербурга, построена на материалах, переданных ПД в 1940 г. С. М. Алян-ским и Л. А. Дельмас и принадлежащих ЛМ ПД. Содействие ПД рождению этих музеев нашло отражение в статьях, включенных в энциклопедию.

17 Либрович С. Ф. 1908. Фидлеровский музей русских литераторов: портреты, карикатуры, автографы рус. писателей, собр. Ф. Ф. Фидлером. СПб.: Тип. «Труд и польза».

18 Азадовский, 2008. С. 5-28.

Богатейшие коллекции ЛМ ПД очень востребованы и сегодня делают почти непременным его участие в создании экспозиций новых литературных музеев и в серьезных межмузейных выставочных проектах.

Литература

Агамалян Л. Г. 2005. Литературный музей. Пушкинский Дом: материалы к истории. 1905-2005.

СПб.: изд. «Дмитрий Буланин»: 354-370. Агамалян Л. Г. 2012. Судьба музея: к столетию открытия первого музея Л. Н. Толстого в России (по архивным материалам). Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2011 г. СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин»: 114-128. Агамалян Л. Г. 2014. Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище: из истории

собрания. Наше Наследие 111: 24-30. Азадовский К. М. 2008. Рыцарь русской литературы. Ф. Ф. Фидлер. Из мира литераторов: Характеры и суждения. М.: Новое литературное обозрение: 5-28. Баскаков В. Н. 1980. Пушкинский Дом. 1905 — 1930 — 1980: исторический очерк. Л.: Наука. Беляев М. Д., Платонов А. А. 1927. Последняя квартира Пушкина в ее прошлом и настоящем. 18371927. Л.: Изд. АН СССР.

Краснобородько Т. И. 1997. Пушкинский дом Онегина: судьба парижского музея и собрания

А. Ф. Онегина. 1845-1925. Наше наследие 41: 28-32. Мастеница Е. Н. 1997. Толстовский музей в Петербурге — Петрограде — Ленинграде. Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. СПб.: изд. ГМИ СПб. 2: 187-198.

Статья поступила в редакцию 8 июня 2021 г.; рекомендована к печати 20 сентября 2021 г.

Контактная информация:

Агамалян Лариса Георгиевна — канд. культурологии, ст. науч. сотр.; l_agamalian@mail.ru

Encyclopedia Literary Museums of Russia and the Pushkin House Literary Museum

L. G. Agamalyan

Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences,

4, nab. Makarova, St. Petersburg, 199043, Russian Federation

For citation: Agamalyan L. G. 2021. Encyclopedia Literary Museums of Russia and the Pushkin House Literary Museum. The Issues of Museology 12 (2): 279-286. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.210 (In Russian)

The article notes the importance of creating the Encyclopedia "Literary Museums of Russia" for writing the history of the phenomenon as a whole and each museum separately. The dictionary proposed by the compilers is the result of a certain inventory of the Literary Museum. Work on the articles of the Encyclopedia made it possible to systematize and update the bibliography, including the latest research and publications. The creation of the encyclopedia facilitated recalling and resurrecting the forgotten names of their creators, as well as museums that have merged with others or have been lost. The Pushkin House Literary Museum includes the collections of the Pushkin Museum at the Imperial Alexander Lyceum, the Lermontov Museum at the Nicholas Cavalry School, the Tolstoy Museum in St. Petersburg, the Pushkin Museum of A. F. Onegin (Otto) in Paris, the Museum of Russian Writers in St. Petersburg created by F. F. Fiedler. The Pushkin House is part of the system of institutions of the Academy of Sciences and its museum has been departmental throughout history, which has determined

its complex history. The article recounts the work on articles for the encyclopedia as well as specifics and history of the Literary Museum of the Pushkin House, which sought to create "a special literary pantheon where the relics of Russian writers of the XIX century would be collected and stored." The vastness of the task determined the structure of its collection and the theme of the exhibition — the first museum of the history of Russian literature. This, in turn, determined the content of 13 articles for the encyclopedia. The exhibition was the first unique experience of illustrating the literary process in a single space. The article highlights the role of the Pushkin House in the formation of the system of literary museums in Russia.

Keywords: encyclopedia, literary museum, Pushkin House, history of the museum collection, forgotten literary museums, collection, exposition.

References

Agamalyan L. G. 2005. Literary Museum. Pushkinskii Dom: materialy k istorii. 1905-2005. St. Petersburg:

Dmitry Bulanin Publ.: 354-370. (In Russian) Agamalyan L. G. 2012. The fate of the museum: on the centenary of the opening of the first Leo Tolstoy Museum in Russia (according to archival materials). Ezhegodnik Rukopisnogo otdela Pushkinskogo Doma na 2011 g. St. Petersburg: Dmitry Bulanin Publ.: 114-128. (In Russian) Agamalyan L. G. 2014. Lermontov Museum at the Nikolaev Cavalry School: from the history of the collection. Nashe Naslediye 111: 24-30. (In Russian) Azadovsky K. M. 2008. Knight of Russian literature. F. F. Fidler. Iz mira literatorov: Kharaktery i suzhdeniia.

Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ.: 5-28. (In Russian) Baskakov V. N. 1980. Pushkin House. 1905 — 1930 — 1980: historical essay. Leningrad: Nauka Publ. (In Russian)

Belyaev M. D., Platonov A. A. 1927. Pushkin's last apartment in its past and present. 1837-1927. Leningrad:

AN SSSR Publ. (In Russian) Krasnoborodko T. I. 1997. Pushkin's House of Onegin: the fate of the Paris Museum and the collection of

A. F. Onegin. 1845-1925. Nashe Naslediye 41: 28-32. (In Russian) Mastenitsa E. N. 1997. Tolstovsky Museum in St. Petersburg-Petrograd-Leningrad. Trudy Gosudarstvennogo muzeya istorii Sankt-Peterburga 2: 187-198. (In Russian)

Received: June 8, 2021 Accepted: September 20, 2021

Author's information:

Larisa G. Agamalyan — PhD in Culturology, Senior Researcher; l_agamalian@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.