Научная статья на тему 'Литературный музей Кубани: штрихи к истории'

Литературный музей Кубани: штрихи к истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
600
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРАСНОДАР / КУБАНЬ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ КУБАНИ / ДОМ КУХАРЕНКО / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОСТРОЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / KRASNODAR / KUBAN / KUBAN MUSEUM OF LITERATURE / HOUSE OF KUKHARENKO / EXHIBITION ACTIVITY / EXPOSITION CONSTRUCTION / ENLIGHTENER PROJECTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Неподоба Елена Николаевна

В сентябре 2018 г. общественность края отмечала 30-летие Литературного музея Кубани. Автор на основании собственного опыта работы в начале 1980-х и руководства музеем в 1998-2007 гг., 1980-х и в 1998-2007 гг., освещает предысторию музея, особенности формирования его фондов, основной экспозиции и выставок. Перечислены имена многих людей, причастных к созданию этого культурного учреждения. Музей уникален тем, что располагается в доме наказного атамана Кубанского казачьего войска Я. Г. Кухаренко одном из наиболее старых и, несомненно, выдающихся образцов городской застройки Екатеринодара (первая четверть XIX в.). Кухаренко известен как историк, этнограф, первый на Кубани писатель, оставивший произведения на русском и украинском языке, друг и единомышленник великого кобзаря Т Г. Шевченко. Автор делится своими воспоминаниями о значительных событиях в истории музея, о людях, помогавших в организации и проведении выставок, о научных конференциях, проходивших под эгидой Литературного музея Кубани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Kuban Museum of Literature: Strokes to the History

In September 2018 the public of our region celebrated the 30-th anniversary of the Kuban Museum of Literature. The author, basing on her own experience of museum managing at the end of 1980-th and in 1998-2007, describes the prehistory of the museum, the specific features of collecting of its funds, of its main expositions and exhibitions. The names of many people who were involved in the process of establishment are listed. The museum is unique in a way that it is located in the house of Kuban Cossack Ataman Yakov Kukharenko, one of the outstanding ancient buildings of Ekaterinodar (the first quarter of 19th century). Kukharenko is famous as a historian, ethnographer and writer who wrote both in Russian and Ukrainian. He was also a friend and adherent of great Kobzar Taras Shevchenko. The author shares his memories of significant events in the history of the museum, about people who helped in organizing and holding exhibitions, about scientific conferences held under the auspices of the Kuban Literary Museum.

Текст научной работы на тему «Литературный музей Кубани: штрихи к истории»

НЕПОДОБА Елена Николаевна

независимый исследователь Краснодар, Россия Elena N. NEPODOBA Independent Researcher Krasnodar, Russia [email protected]

Литературный музей Кубани: штрихи к истории

The Kuban Museum of Literature: Strokes to the History

В сентябре 2018 г. общественность края отмечала 30-летие Литературного музея Кубани. Автор на основании собственного опыта работы в начале 1980-х и руководства музеем в 1998-2007 гг., 1980-х и в 1998-2007 гг., освещает предысторию музея, особенности формирования его фондов, основной экспозиции и выставок. Перечислены имена многих людей, причастных к созданию этого культурного учреждения. Музей уникален тем, что располагается в доме наказного атамана Кубанского казачьего войска Я. Г. Кухаренко - одном из наиболее старых и, несомненно, выдающихся образцов городской застройки Екатеринодара (первая четверть XIX в.). Кухаренко известен как историк, этнограф, первый на Кубани писатель, оставивший произведения на русском и украинском языке, друг и единомышленник великого кобзаря Т Г. Шевченко. Автор делится своими воспоминаниями о значительных событиях в истории музея, о людях, помогавших в организации и проведении выставок, о научных конференциях, проходивших под эгидой Литературного музея Кубани.

Ключевые слова: Краснодар, Кубань, Литературный музей Кубани, дом Кухаренко, выставочная деятельность, построение экспозиции, просветительские проекты.

In September 2018 the public of our region celebrated the 30-th anniversary of the Kuban Museum of Literature. The author, basing on her own experience of museum managing at the end of 1980-th and in 1998-2007, describes the prehistory of the museum, the specific features of collecting of its funds, of its main expositions and exhibitions. The names of many people who were involved in the process of establishment are listed. The museum is unique in a way that it is located in the house of Kuban Cossack Ataman Yakov Kukharenko, one of the outstanding ancient buildings of Ekaterino-dar (the first quarter of 19th century]. Kukharenko is famous as a historian, ethnographer and writer who wrote both in Russian and Ukrainian. He was also a friend and adherent of great Kobzar Taras Shevchenko. The author shares his memories of significant events in the history of the museum, about people who helped in organizing and holding exhibitions, about scientific conferences held under the auspices of the Kuban Literary Museum.

Keywords: Krasnodar, Kuban, Kuban Museum of Literature, house of Kukharenko, exhibition activity, exposition construction, enlightener projects.

НЯСЛСДИЕ ВЕКОВ 2018 № 3

1 сентября 1988 г. жители окрестных домов Краснодара, расположенных на перекрестке улиц Тельмана (ныне Постовая) и Октябрьской, наблюдали большое стечение народа. Здесь в старинном здании открывался Литературный музей, первый в городе.

Дом этот, памятник русского деревянного зодчества на Кубани, на момент его возведения в начале XIX в. был одним из лучших в Ека-теринодаре. Каменный фундамент, металлическая кровля, фасад с верандой, обрамленной красивым резным как кружево карнизом, - ни одна другая жилая постройка в войсковом граде тогда не имела таких архитектурных достоинств. Принадлежал дом войсковому атаману Якову Герасимовичу Кухаренко (1799-1862), потомственному воину, сыну воина (его отец привел на Кубань колонну казаков-запорожцев), участнику 44 сражений [4, с. 39], прошедшему путь от рядового казака до генерал-майора. Переписка о награждениях, хранящаяся в фондах Краснодарского исторического музея, свидетельствует о пожаловании храброму офицеру орденов св. Владимира IV степени, св. Станислава I степени, св. Станислава II степени с императорской короной, св. Владимира III степени и знака отличия за 25-летнюю беспорочную службу в офицерских чинах.

Жизнь Я. Г. Кухаренко была отмечена многолетней задушевной дружбой с великим украинским поэтом Тарасом Григорьевичем Шевченко, которого он величал в письмах «родным братом», «верным другом» и даже «любимым отцом», хотя был пятнадцатью годами старше поэта. И кобзарь ценил своего «друга единственного», характеризуя его как «истинно благородного человека», как «замечательное явление между людьми себялюбивыми» [7]. Демократически настроенный общественный деятель, историк, этнограф Кухаренко был и первым на Кубани писателем, создававшим произведения как на русском, так и на украинском языке. До нашего времени из его творений дошли драма «Черноморский быт на Кубани между 1794-1796 годами», «Чабанский словарь» и этнографические очерки «Пластуны», «Чабаны и овцы в Черномории», «Казак Мамай», «Вороной конь».

Вот почему, когда встал вопрос о здании для Литературного музея, идея разместить

экспозицию именно в доме атамана Кухаренко оказалась самой убедительной и плодотворной. Она давно витала в воздухе и волновала умы краснодарской интеллигенции.

И вот 31 августа 2018 г. под крышей ку-харенковского дома общественность Краснодара отметила уже 30-летний юбилей со дня основания Литературного музея Кубани. Это достойный повод с благодарностью вспомнить о тех, кто прилагал усилия к его созданию. Тем более что почти столько же длилась предыстория открытия музея: потребовались усилия многих и многих людей, чтобы идея наконец-таки обрела свой реальный облик.

В 1975 г. В. П. Бардадым делился с кубанцами своими задушевными мечтами: «Проходя мимо <...> старинного рубленого дубового дома, я каждый раз думаю: как хорошо было бы в нем устроить <...> литературный музей <...> хотя бы на общественных началах, молодежь могла бы узнать из его экспонатов о дружбе Т. Г. Шевченко с хозяином дома <...> о пребывании в нашем крае А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, князя Одоевского и других декабристов <...> И, возможно, недалек тот день, когда старинный дом <...> гостеприимно распахнет двери как музей и обретет свою вторую жизнь - жизнь полезную, вечную» [1]. Среди материалов, переданных на постоянное хранение из Союза писателей в историко-архео-логический музей-заповедник, есть запись от 5 октября 1977 г. - напутственное пожелание от Георгия Садовникова и Анатолия Пристав-кина: «Литературный музей - затея добрая, трогательная и нужная. Создателей ждут хлопоты, но им воздастся!» [6].

Когда я в 1979 г. начала работать в историческом музее как научный сотрудник литературного отдела, мне писал из Николаева В. Н. Орёл, краевед, страстно любивший родную Кубань: «Во дворе пединститута по улице Октябрьской сохранился его [Кухарен-ко - Е. Н.] собственный дом <...> Вот бы и организовать в этом доме литературно-мемориальный музей. Воссоздать там кубанскую обстановку и прочее. Вы не представляете, как бы это было замечательно. Сыграйте, что ли, на патриотизме, ведь негоже нам не иметь своего литературного музея» [5]. Что Василий Николаевич ратовал за это благое дело с само-

го начала 1960-х гг., свидетельствует его переписка с частными лицами, представителями власти и организациями, опубликованная Л. Г. Орёл в сборнике «Четвертые Кухаренковские чтения» (2010).

Возникшая еще в 1950-х мысль об организации литературного музея в Краснодаре принадлежала старшему поколению кубанских писателей, таких как Павел Кузьмич Иншаков, Николай Федорович Веленгурин, Владимир Алексеевич Монастырёв, Василий Алексеевич Попов, Иван Федорович Варав-ва, Виталий Борисович Бакалдин. Вначале, планируя открыть музей при Краснодарской краевой писательской организации, энтузиасты на первых порах собирали материалы, но отсутствие помещения для экспозиции и другие постоянно возникавшие трудности тормозили и без того не очень-то бурную деятельность. Время шло, собранные материалы приходили в негодность, терялись. Так ушли в песок результаты деятельности советов, возглавлявшихся Кузьмой Филипповичем Ката-енко, Иваном Григорьевичем Федоренко. Попытка последнего организовать экспозицию о литературной жизни Кубани в помещении отделения Союза писателей была пресечена.

В 1974 г. по инициативе П. К. Иншакова бюро писательской организации рассмотрело вопрос об организации «музейного уголка» и нового совета для «создания нулевого цикла будущего Кубанского литературного музея», с тем чтобы в дальнейшем можно было ходатайствовать перед вышестоящими советскими и партийными органами о выделении помещения под музей и об утверждении его официального статуса. В постановлении бюро писательской организации от 6 марта 1974 г. значилось: «Создать Совет музейного уголка в составе: Иншаков П. К. - председатель Совета, Веленгурин Н. Ф. и Савченко И. И. - члены Совета» [6, с. 1-2]. Протокол подписал ответственный секретарь краевой писательской организации С. А. Маркосьянц. Деятельность по сбору экспонатов для будущего музея пошла активнее, и к 1977 г. их стало более 2000.

В ноябре 1977 г. бюро Краснодарской писательской организации обратилось к председателю Краснодарского крайиспол-

кома Г. П. Разумовскому с ходатайством, подписанным зам. отв. секретаря Краснодарской писательской организации А. В. Стрыгиным и секретарем партбюро В. А. Поповым:

«Давно назрела необходимость официального открытия Кубанского литературного музея при Краснодарской писательской организации.

<...> В 1974 г. <...> принято решение о создании Совета литературного музея <...> в задачу которого входила обязанность - создание нулевого цикла будущего Кубанского литературного музея <...>

С того времени прошло три года. Литературный музей, размещающийся в комнатушке складского типа, насчитывает уже более двух тысяч экспонатов, в том числе:

а) рукописи известных советских писателей;

б) письма писателей Москвы и Кубани;

в) книги известных советских писателей с автографами;

г) писательские досье с материалами;

д) пленки с записями голосов писателей Кубани;

е) журналы разных издательств с произведениями кубанских авторов;

ж) монтажи о творчестве писателей Кубани, об истории писательской организации, о журнале "Кубань";

з) портреты русских писателей, побывавших на Кубани;

и) альманах «Кубань» с № 1 1945 по № 10 1977 г.;

к) фотографии портретные и групповые - более 800;

л) альбомы с редкими фотографиями;

м) рекламы творческих встреч писателей с читателями;

н) подборки материалов о Неделе кубанской литературы в Москве в 1961 г. и о Днях советской литературы на Кубани в 1971 и 1976 гг., о писателях-фронтовиках, посетивших Кубань в 1975 г., и другие документальные материалы.

Подобные литературные музеи не новинка в Союзе писателей СССР. Такие музеи, освещающие литературную жизнь края, области, не считая московских, имеются у писателей Орловщины, Татарии, областной Тамбовский

НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ 2018 № 3

литературный музей, Горьковский, Свердловский и др.

<...> Краснодарская писательская организация убедительно просит исполком Краснодарского краевого Совета народных депутатов узаконить своим решением существование Кубанского литературного музея при Краснодарской писательской организации» [6, с. 5].

В 1978 г. по ходатайству писательской организации, музея-заповедника, ВООПИК и Управления культуры крайисполкома вышло распоряжение за подписью Г. П. Разумовского о создании литературного отдела при КГИ-АМЗ. Решено было передать музею-заповеднику для литературного отдела здание - дом войскового атамана Черноморского казачьего войска. С 1979 г. дом взят под охрану государства. Таким образом, решающей ступенью в истории Литературного музея Кубани стало государственное закрепление за домом Я. Г. Кухаренко статуса памятника архитектуры первой четверти XIX в.

Помимо писательской организации, огромная заслуга в том, что дело сдвинулось с мертвой точки, принадлежит Инессе Васильевне Шевченко, тогда генеральному директору КГИАМЗ, заслуженному работнику культуры РСФСР. Именно ей пришлось решать ключевые вопросы по созданию литературного отдела и расселению жильцов из дома, где планировалось создавать музей. Ее стараниями во многом и свершилось столь значимое для культуры и истории нашего города дело. С марта 1979 г. началась интенсивная работа по созданию экспозиции будущего Литературного музея: реставрация дома Я. Г. Кухаренко, сбор экспонатов, концептуальное обоснование сценарного, структурного и тематического планов.

Назовем сотрудников литературного отдела, вложивших много сил и таланта в построение экспозиции Литературного музея Кубани. Валерия Алексеевна Гаранина (зав. отделом; награждена медалью II степени «За выдающийся вклад в развитие Кубани»; в 1994 г. ей присвоено звание Заслуженный работник культуры РСФСР, в том числе и за строительство экспозиции литературного музея). Сергей Викторович Овчинников (зав. сектором

- ныне о. Сергий, священник Краснодарского Свято-Троицкого храма), его роль в создании научной концепции и в построении экспозиции музея значима и весома. Старшие научные сотрудники Галина Кронидовна Постарнак и Ольга Николаевна Танащук. Почетного звания Заслуженный работник культуры РСФСР был удостоен в 1994 г. и Иван Иванович Борзило -генеральный директор КГИАМЗ (с 1987 г.), завершивший работу по созданию Литературного музея Кубани.

Автор статьи работала в музее-заповеднике с 5 марта 1979 г. и была первым сотрудником литературного отдела, на тот момент единственным. Одним из первых шагов на этом поприще стало знакомство с фондами музейного уголка при краевом отделении Союза писателей. Комнатка, где хранились материалы, собранные литераторами, ютилась между первым и вторым этажами в старом здании на углу ул. Красной и Пашковской. В маленьком непроветриваемом помещении с единственным окном, выходившим на закрытую веранду, экспонаты лежали в шкафах, пылились на столе и полках, стопами высились в углах комнаты. Но хранитель уголка - завхоз Союза писателей Иван Иванович Савченко -быстро, четко ориентировался в этих залежах. Он не без гордости показывал фотографии, памятные подарки, сувениры, сопровождая это многочисленными рассказами о писателях и советами, к кому обратиться за помощью. Давал адреса и телефоны - словом, помогал, как мог.

Рассказ о начальных страницах истории музея будет неполон, если не вспомнить людей, чьими стараниями строилась первая экспозиция, не отдать должное их увлеченности делом. Помимо профессиональных литераторов и научных сотрудников музея-заповедника, чтобы музей когда-нибудь состоялся, много сделали люди, не являвшиеся членами Союза писателей: Кузьма Филиппович Катаенко, Иван Иванович Савченко, Иван Григорьевич Федоренко, Василий Николаевич Орёл, Григорий Титович Чучмай, а также Виталий Петрович Бардадым. (В. П. Бардадым был принят в члены СП России в 1996 г; в 2007 г. удостоен звания Почетный гражданин города Краснодара и при вручении медали «За преданность

содружеству зодчих» избран почетным членом Союза архитекторов РФ).

Музей - самая замечательная пора в моей трудовой биографии. Какими же интересными и многообразными событиями, с постоянным узнаванием чего-то нового, наполнены трудовые будни музейщика! Кто это знает, может перефразировать ставшие крылатыми слова «неистового» Виссариона Белинского: «Идите в музей, живите и умрите в нем, если можете!»

В первые годы работы в музее я побывала в доме Кухаренко, тогда представлявшем собой коммуналку на семь семей, в темных закоулках и перегородках которой пришедший не мог ориентироваться без проводника. Бедственное положение обитателей усугублялось ужасающим состоянием самого здания-памятника.

Сначала нужно было решить нелегкую задачу: расселить жильцов, дать им квартиры (компетенция городских властей), вывести дом из жилого фонда. Капитальный ремонт здания, его реставрация, обустройство территории и, наконец, создание экспозиции - вся эта хлопотная, но невероятно интересная работа была впереди. Отмечу попутно, что собранные (как в писательской организации, так и в музее) материалы литературной тематики в основном относились к периоду Великой Отечественной войны и послевоенному времени. А этого было явно недостаточно: хронологически экспозицию следовало начинать от времен переселения Черноморского казачества на кубанские земли (конец XVIII в.).

В фондах музея-заповедника имелся только комплекс материалов Я. Г. Кухаренко, но, согласно научной концепции, был необходим еще сбор экспонатов по темам: «Литература Кубани конца XVIII - середины XIX в.», «Литература Кубани во второй половине XIX -начале XX в.», «Литературная жизнь Кубани в период становления и утверждения Советской власти» [2]. Особое внимание следовало уделить приобретению подлинной литературы, предметов быта, прижизненных изданий многих авторов.

В начале ноября 1987 г., к 70-летию Октябрьской социалистической революции, реставрационные работы были завершены и

дом Я. Г. Кухаренко сдан в эксплуатацию. В нем развернули временную выставку из фондов музея-заповедника, отражавшую быт екате-ринодарцев XIX столетия. Это помогло заново обжить старые стены - дух и направление будущей музейной деятельности определялись путем воссоздания уюта в старинном деревянном домике-особняке. В феврале-марте 1988 г. архитектор-проектант Краснодарского художественного творческо-производственного комбината Степан Матеосович Чикнаварьян представил эскизный проект, по которому научные сотрудники музея и художник комбината Алексей Иванович Шишков приступили к строительству собственно литературной части экспозиции.

Так, стараниями многих - писателей, музейных работников, историков, филологов, краеведов, архитекторов, художников, реставраторов, строителей - удалось осуществить мечту, к которой краснодарская интеллигенция шаг за шагом приближалась несколько десятилетий. Музей получил прописку под крышей одного из самых красивых и самых в культурном смысле значимых зданий краевого центра. Дом Я. Г. Кухаренко обрел новую жизнь, призванную все более полно и осмысленно служить памяти человека, вполне заслужившего благодарность потомков. Перед работниками Литературного музея встала ответственная задача сделать порученный им кров кухаренковского особняка светочем для многих людей, любящих свой город и свою историю. И Литературный музей Кубани начал жить своей неповторимой и непохожей на других жизнью - «большого, просторного мира маленьких размеров» [3].

Не имея возможности рассказать обо всех интересных выставках за весь период его существования, упомяну лишь о самых запомнившихся. Дело в том, что по судьбе мне пришлось в начале 1980-х покинуть горячо любимое учреждение. Однако сотрудники музеев редко становятся «невозвращенцами»: если прикипели душой, не упускают возможность вернуться к любимой работе. Так случилось и со мной - в конце 1990-х я уже снова работала в Литературном музее на должности заведующей, вплоть до его закрытия на капитальный ремонт в 2006 г.

Не могу забыть невероятно красивую картину: заснеженный Краснодар, огромные сугробы лежат, неделю не тая (что не так уж часто бывает в нашем городе), дворик и дом Кухаренко похожи на кадры из сказки Роу. В домике светло, тепло и уютно. Канун православного Рождества. Девушки -студентки Краснодарского университета культуры (воспитанницы кафедры народного прикладного творчества, возглавляемой Е. Г. Ва-куленко) в традиционных костюмах, плетут на коклюшках кружева и вышивают... Так торжественно и фантастически красиво происходило открытие выставки «Свет православия», рассказывавшей о народных обрядах и обычаях, связанных с христианской верой.

Или вот другая картинка. За небольшим письменным столом сидит подполковник милиции Сергей Александрович Гончар. Перед ним кипа карандашей разных размеров и расцветок: железные, серебряные, деревянные, пластиковые, завязывающиеся в узел, с украшениями и строгие, в изысканных футлярах и без, карандаши-великаны и карандаши-малютки. Это его собственная коллекция, и мы обсуждаем, как ее представить наилучшим образом. Замечу, что помимо карандашей в выставке «участвовали» ручки разного времени производства, различной формы и материалов. Их предоставила Инна Валерьевна Гончарова, бывший сотрудник литературного музея. Добрую улыбку вызывало созвучие фамилий коллекционеров. Изюминкой собрания И. В. Гончаровой были брендовые ручки, в свое время считавшиеся большой редкостью, «крутым» подарком, который не так-то просто достать. Это сейчас офисные аксессуары легко заказать и растиражировать, а тогда

Сергей Александрович Гончар знакомит со своей коллекцией

Центральная витрина выставки «Необыкновенные истории обыкновенных вещей» (весна 2001 г., коллекция карандашей, собранная С. А. Гончаром и ручек из собрания И. В. Гончаровой)

Корифеи краевой радиожурналистики Надежда Шаповалова и Ирина Путилина

подобные письменные принадлежности могла себе позволить лишь очень солидная фирма. Выставка получилась на удивление красивой и зрелищной. Сколько детей и взрослых побывало на ней! Мы знакомили посетителей с историей ручки и карандаша, используя много интересной познавательной информации: чем и на чём писали, из чего и как изготавливались чернила. А потрясающий рассказ о почти фантастической истории открытия графита - с разразившейся бурей, громом и молнией - просто захватывал воображение наших посетителей...

Еще один штрих - повествование в документах, фотографиях, технических экспонатах о развитии радио и телевидения на Кубани - экспозиция, которой мы отметили два юбилея: 75 лет краевого радио и 50 лет Краснодарского телевещания. На открытии с приветственным словом выступали В. В. Рунов (руководитель ГТРК «Кубань») и генеральный директор краевого музея-заповедника И. И. Борзило. Присутство-

вавшие звезды кубанской радио- и тележурналистики Н. Шаповалова, М. Игнатьева, Л. Якимова, Н. Деняк, Т. Павловская, И. Путилина, Г. Гиберт вспоминали интересные, не только серьезные, но иногда и смешные, истории из творческой жизни коллектива краевого радио и телевидения.

В серии выставок «Реликвии. Коллекции. Судьбы» особенно помню экспозицию «.И граммофона звук забытый». Граммофоны, патефоны, проигрыватели, редкие пластинки с записями голосов Шаляпина, Собинова, Козловского изумительно слушались в интерьере комнат старинного особняка, вызывая у тех, кто помладше, восторг и удивление, у людей старшего поколения - ностальгию. Из подобных коллекций (крупных всего две в России) одна, самая большая, - у бывшего артиста цирка Владимира Дерябки-на из Санкт-Петербурга, вторая - в Краснодаре у Алексея Васильевича Ерыгина. И она уникальна: почти все ее экспонаты действующие.

И. И. Борзило и В. В. Рунов на открытии выставки к юбилею кубанского телерадиовещания

Научные сотрудники музея в 2006 г. Н. Ламосова, И. Перерва, Е. Неподоба, Л. Владимирова

Алексей Васильевич передал на выставку также музыкальные шкатулки, в том числе и старинную, времен Екатерины II, и легендарный «фонограф Эдисона» - звукозаписывающий прибор, каких во всем мире остались единицы.

Обычно названия выставок мы придумывали сообща, используя методику так называемого «мозгового штурма», но взять строчку в духе старого городского романса предложила зав. сектором, старший научный сотрудник Л. В. Владимирова. Об отношении Лины Владимировны к разработке просветительских акций музея говорит и такой пример. Готовя лекцию для учащихся начальных классов «Тайна школьного портфеля», она принесла из дома много редких теперь уже предметов - школьные принадлежности 50-60-х гг. А кое-что и сама изготовила, например, дневник гимназиста дореволюционной школы, являвший собой точную копию подлинного.

И, конечно, множество выставок было посвящено литературе - поэзии и прозе, сельскому и городскому фольклору, классическим произведениям, современным писателям, поэтам, их творческому наследию. К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, разумеется, постарались показать его кубанские и кавказские маршруты. Мечтали привлечь в экспозицию подлинные предметы и личные вещи поэта и Натальи Николаевны из фондов петербургского музея, но предварительная

договоренность сорвалась, и нашей мечте не суждено было сбыться. Однако и без этого выставка вызвала самый душевный отклик и неподдельный интерес: посетителей волновали подробности путешествия Пушкина по Черному морю и побережью с семьей Раевских, другие посещения Юга, Кубани, «войскового града Екатеринодара», и легенды, связанные с этими событиями. Оформлявший выставку главный художник краевого музея-заповедника Александр Иванович Тюрин без излишеств, сдержанно и тактично отобразил дух того времени, романтичного и героического одновременно.

Экспозицию мы развернули в выставочном зале. А в коридоре музея, продолжая тему, разместили работы Светланы Петровны Нов-городовой (линогравюры этой краснодарской художницы, заслуженного деятеля искусств Кубани украшают и центральные пушкинские музеи). Она подарила нам шесть произведений из цикла под общим названием «Пиковая дама» и провела несколько мастер-классов для учащихся общеобразовательных и специализированных школ.

Экспонировалась в Литературном музее и уникальная коллекция миниатюрных книг, собранная старейшим краснодарским журналистом Иваном Павловичем Лотыше-вым. Показ самого впечатляющего раздела из этого собрания - книг-малюток «Пушкинианы» (миниатюрных изданий произведений А. С. Пушкина и литературы о нем) - мы тоже приурочили к 200-летию великого поэта. В коллекции И. П. Лотышева, содержащей более 2000 миниатюрных книг, особо интересны малотиражные издания. Одно из них - «Книга о Москве»: 36-я строфа VII главы из «Евгения Онегина» «Москва ... как много в этом звуке...» напечатана в ней на 46 языках народов России и мира. Другое - из раздела «Раритетная Пушкиниана» - издание под названием «Чудо

67 Наследие векш

www.heritage-magazine.com 2018 № 3

Перед закрытием Литературного музея на капитальный ремонт, 28.12.2006 г.

из чудес», с золотым обрезом. Оно состоит из двух книжечек: книга-мама (30x45 мм) и книга-дочка (6x9 мм). В особом футляре, где они лежат, есть еще маленькое увеличительное стеклышко, позволяющее читать текст книжки-дочки. Третье - роман «Евгений Онегин», выпущенный в Омском издательстве тиражом 100 экз. (илл. художника А. Коненко), имеет размер 33x23 мм. Четвертое - вышедшая тиражом 30 экз. в Михайловском музее-заповеднике рукописная книжечка «Вновь я посетил.» (55х 35 мм) работы художника Э. Насибулина.

Фронтовик, журналист, краевед И. П. Ло-тышев был членом местной секции Русского географического общества более 50 лет. В 1971 г. стал секретарем Краснодарского краевого отделения Союза журналистов России. Я познакомилась с Иваном Павловичем в 1979 г., тогда он передал краевому музею на хранение уникальные предметы и документы по исто-

рии краснодарской журналистской организации. В феврале 2018 г. мы простились с ним. Светлая ему память!

Вернусь к рассказу о выставках, посвященных Пушкину. В мае 2004 г. Литературный музей Кубани принимал эстафету передвижной выставки «А. Мицкевич и А. Пушкин: поэты двух народов». Эту экспозицию сотрудники Литературного музея им. Адама Мицкевича (Варшава) подарили центру «Полония» (Абакан, респ. Хакасия), и из Сибири она начала путешествие по городам России. Представляя ее краснодарцам, председатель Польского центра А. И. Селицкий сделал интересное сообщение о польских и русских этнических стереотипах начала XIX столетия. На открытии экспозиции выступал ансамбль старинной музыки под управлением Н. Д. Макаренко. Передвижную экспозицию удачно дополнили предметы и редкие издания книг из личных коллекций членов Польского центра (г. Краснодар). Интересный факт: экскурсия по выставке проводилась на русском и польском языках.

Некоторые выставки организовывались совместно с Государственным архивом Краснодарского края. Одна - к 150-летию со дня рождения автора «Истории Кубанского казачьего войска» Ф. А. Щербины (1849-1936). Помимо материалов, принадлежавших Щербине, и экспонатов, повествующих о нем, на выставке была представлена его посмертная маска. Другая выставка знакомила со старопечатными книгами из фондов музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына и Краевого государственного архива. Одной из жемчужин коллекции явилось Евангелие, отделанное «серебром и каменьями с позолотою», «большое на александрийской бумаге, печатанное, выходу 1759 году». Как сказано в старинном реестре, его «дал укладом в Войсковую сечевую Запорожскую Покрова Святой Богоматери церковь войсковой судья Петр Калнишевский 1763 году Октября 1 дня».

Хочу рассказать еще об одном мероприятии, довольно масштабном для нашего небольшого коллектива - Первых литературных Кузнецовских чтениях (2006 г.), посвященных 65-летию со дня рождения нашего земляка, выдающегося поэта, лауреата Государствен-

ной премии Ю. П. Кузнецова. Критика называет его творческое наследие наиболее сложным и наиболее значимым явлением отечественной литературы конца XX века. Чтения готовились совместно с краевым отделением СП России, проходили в течение трех дней и включали в себя научную конференцию, несколько Круглых столов (беседа ректора Литинститута Б. Н. Тарасова со студенческой молодежью, творческие встречи гостей и участников с читателями в Краснодаре и на выезде). Кто готовил подобного рода мероприятия, знает, каких душевных и физических сил требует их организация, тем более что коллектив научных сотрудников музея тогда, кроме меня, составляли еще два человека: Наталья Вячеславовна Ламосова и Ирина Владимировна Перерва.

Продолжу рассказ о серии выставок «Реликвии. Коллекции. Судьбы». Совместно с Краснодарским художественным музеем им. Ф. А. Коваленко мы делали выставку «Сердце Африки пенья полно и пыланья», вдохновленную образом Африки в стихах Николая Степановича Гумилёва. Канву экспозиции составила коллекция африканских масок, собранная уроженцем Екатеринодара акад. Леонидом Федоровичем Ильичёвым, а также предметы

из этнографической коллекции Африканского континента, подаренные музею им. Коваленко Фондом культуры.

В Книге отзывов Литературного музея немало памятных мне записей, в том, числе, сделанных потомками А. С. Пушкина и другими известными людьми. Слова на русском, английском и других иностранных языках полны тепла и благодарности за приобщение к прекрасному и вечному. Сбылось доброе напутствие Г. Садовникова и А. Приставкина, уже приведенное в начале статьи.

Оглянувшись в прошлое, не могу не думать о будущем. Литературному музею Кубани - единственному в нашем крае - 30 лет. По человеческим меркам (не говоря об исторических) это время, когда наступает зрелость. Музей - не только собрание предметов материальной культуры, а квинтэссенция духовной жизни народа. При создании новых экспозиций важно помнить, что экспонаты, живые и подлинные, служат крепкой связующей нитью времен, поколений. Музей не дает забыть, откуда мы родом. Напоминая о прошлом, он порождает духовность настоящего - нравственную опору жизни современников и потомков.

Использованная литература:

1. Бардадым В. П. Дом у затона // Советская Кубань. 1975. 7 июня. С. 4.

2. Записка к экспозиции Кубанского литературного музея. Краснодар, 1985 (машинопис. рук., коп.). С. 10.

3. Книга отзывов посетителей Литературного музея Кубани. Зап. от 26 мая 1997 г., сделанная членом Общества охраны памятников истории и культуры города Москвы А. О. Байрамян.

4. Орёл В. Н. Атаман Кухаренко и его друзья / науч. ред. В. К. Чумаченко. Краснодар: Тимпани, 1994.

5. Орёл Л. Г. «Помогите там славному наказному атаману Кухаренко...» // Четвертые Кухаренковские чтения (Краснодар, 7 декабря 2009 г.): материалы / науч. ред. В. К. Чумаченко. Краснодар: Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств, 2010. С. 61-68.

6. Савченко И. И. К истории создания Кубанского литературного музея. 1970-1984 гг. [Пояснительная записка к материалам, переданным на постоянное хранение из Союза писателей в историко-археологический музей-заповедник. Машинопис. рук., коп.].

7. Шевченко Т. Г. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 5. М.: Государственное изд-во худ. лит., 1949. С. 54.

References:

1. Bardadym, V. P., Dom u zatona [House at the Backwater], Sovetskaya Kuban', July 07, 1975, p. 4.

2. Zapiska k ekspozitsii Kubanskogo literaturnogo muzeya. Krasnodar, 1985 [Note to the Exposition of the Kuban Literary Museum]: typewriting, p. 10.

3. Kniga otzyvovposetiteley Literaturnogo muzeya Kubani [Guestbook of the Kuban Literary Museum]. Writing of May 26, 1997, Made by a Member of the Society for the Protection of Monuments of History and Culture of the City of Moscow, A. O. Bayramyan.

4. Oryol, V. N., Ataman Kukharenko i ego druz'ya [Ataman Kukharenko and His Friends], Chumachenko, V. K., Ed., Krasnodar: Timpani, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Oryol, L. G., "Pomogite tam slavnomu nakaznomu atamanu Kukharenko..." ["Help There to the Glorious Appointed Ataman Kucharenko..."], in Chetvertyye Kukharenkovskiye chteniya: Proc. (Krasnodar, December 7, 2009), Chumachenko, V. K., Ed., Krasnodar: Krasnodarskiy gosudarstvennyy universitet kultury i iskusstv, 2010, pp. 61-68.

6. Savchenko, I. I., K istorii sozdaniya Kubanskogo literaturnogo muzeya. 1970-1984 gody (Poyasnitel'naya zapiska k materialam, peredannym na postoyannoye khraneniye iz Soyuza pisateley v istoriko-arkheologicheskiy muzey-zapovednik) [To the History of the Kuban Literary Museum. 1970-1984 (Explanatory Note to the Materials Transferred for Permanent Storage from the Writers' Union

to the Historical and Archaeological Museum-Reserve)]: typewriting.

7. Shevchenko, T. G., Sobraniye sochineniy [Collected Works], in 5 vols, vol. 5. Moscow: Gosudarstvennoye izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1949, p. 54.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Неподоба, Е. Н. Литературный музей Кубани: штрихи к истории [Электронный ресурс] / Е. Н. Неподоба // Наследие веков. - 2018. - № 3. - С. 60-70. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2018/10/2018_3_Nepodoba.pdf (дата обращения дд.мм.гг).

Full bibliographic reference to the article:

Nepodoba, E. N., Literaturnyy muzey Kubani: shtrikhi k istorii [The Kuban Museum of Literature: Strokes to the History], Nasledie Vekov, 2018, no. 3, pp. 60-70. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2018/10/2018_3_Nepodoba.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.