Научная статья на тему 'Энциклопедия культур народов Юга России / Под ред. Ю.А. Жданова. Ростов н/Д, 2005'

Энциклопедия культур народов Юга России / Под ред. Ю.А. Жданова. Ростов н/Д, 2005 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
288
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энциклопедия культур народов Юга России / Под ред. Ю.А. Жданова. Ростов н/Д, 2005»

Энциклопедия культур народов Юга России / Под ред. Ю.А. Жданова. Ростов н/Д, 2005

Вышел в свет вводный том этого 9-томного издания. В нем представлено свыше 200 статей о народах, племенных и этнических группах, проживавших на юге России с древнейших времен и создавших этнокультурное пространство региона на рубеже тысячелетий. Раскрывается этногенез, этническая история и основные достижения этнической культуры народов юга России.

В редакционный совет и редколлегию энциклопедии вошли видные ученые и организаторы науки юга России и всей страны.

Вступительная статья «Векторы этнокультурных процессов на юге России», авторами которой являются директор Института Кавказа СКНЦ ВШ Н.С. Авдулов и замдиректора ИППК РГУ В.В. Черноус, написана на основе исторических источников и новейших исследований. Достаточное место отведено изучению древних цивилизаций, степного мира и этногенетических процессов на юге России, связям с русской культурой и интеграции в российскую социокультурную систему. Подчеркивается, что в условиях кризиса и модернизационных процессов в России возросло значение традиционных форм культуры народов Северного Кавказа.

В вышедшем томе отражены результаты этнографических (в том числе краеведческих), исторических, археологических, а также лингвистических и фольклорных исследований последних десятилетий. Включены научные материалы и сведения по основным вопросам этнографии, географии, этнодемографии народов юга России; роли в развитии хозяйства природно-географических условий, географического разделения труда и обменных связей, общественно-политической истории. Сделана попытка отразить в генезисе элементов культуры, с одной стороны, роль природно-хозяйственных факторов, с другой - инерционно-традиционных и этнических, включая этногенетические истоки и этнокультурные контакты и взаимовлияния.

Показано, как одинаковые природные условия порождали у этносов (или их частей, групп) сходные хозяйственные традиции, способствовали сложению внеэтниче-ских хозяйственно-культурных ареалов и возникновению вынужденной хозяйственной интеграции разных этнических общностей через обмен продукцией и рабочей силой; иллюстрируется общность исторических судеб, проявления единства, сопричастности и патриотизма, особенно обострявшиеся в периоды чужеземных вторжений, а также этническая толерантность.

Историко-этнографические очерки охватывают все народы и этнические группы, исторически проживающие здесь и составляющие самостоятельные этнические массивы, осознающие свою самобытность. Рассматриваются культурно-языковая отличительность и этническое самосознание небольших этнических общностей независимо от глубины происходящих в них процессов национальной консолидации с родственными и многочисленными народами. Включены данные об отдельных группах, не относящихся к северокавказскому этносу, но постоянно про-

живающих на юге России. Ряд статей посвящен народам и племенам античного и средневекового периодов истории.

На фоне природно-географических, социально-экономических и общественно-политических условий, этно-демографической ситуации в очерках освещены наиболее важные аспекты гражданской и этнической истории, культуры народов (название, самоназвание, территориальное расслоение, численность, природно-географические условия, язык и диалекты, государственные образования, социальная организация и движения, экономика, хозяйственно-культурная и духовная жизнь, поселения и жилище, одежда, система питания, семья и семейная обрядность, общественный быт, народное образование, медицина и педагогика, нормы права и этикета).

Показано богатство культуры народов, отражено многообразие национальных особенностей. Одновременно замечено, что многие проявления и феномены культуры народов, воспринимаемые как этноспецифические, по сути представляют собой дериваты, местные варианты общих моделей, имеющих общекавказский характер.

Авторы преодолели лингво-этнокультурную направленность понимания и рассмотрения этносов, игнорирующую факторы и обстоятельства, способствующие сложению общих черт в культуре: общие генетические корни, сходные условия экологической ниши и хозяйственных занятий, общность исторических судеб, этнокультурные контакты, общение и взаимодействие на почве хозяйственно-экономических (взаимный отгон скота го-ры-равнина, сельскохозяйственные отход с гор, обмен продукцией и др.), культурных и военно-оборонительных интересов.

Рассматриваются и противоречивые процессы экономического и культурного роста, с одной стороны, и определенного нигилизма в отношении традиционной народной культуры, горского менталитета - с другой, прослеживаемые в советское время.

Прогрессивные изменения в этот период - рост благосостояния, урабанизационных процессов, унификации нивелировки, внедрение промышленных стандартных предметов и изделий, освоение новых форм русской и европейской культуры - объективно способствовали сближению современных форм культуры и быта народов юга России. Вместе с тем идеологическая политика из-за отождествления народных традиций и обычаев с пережитками феодально-патриархальной культуры и быта вызвала угасание и исчезновение многих элементов народной культуры, подрывала сложившиеся веками устои.

В этом же томе затронута проблема сохранности этнической самобытности и консолидации, ассимиляции и деформации. Этническая пестрота - объективная реальность юга России, хотя для каждого этноса важно сохранение своего этнонима, самоназвания, языка, наиболее характерных (выделяющих их) элементов традиционно-бытовой культуры, а также возможности определенного представительства в органах управления и власти.

К недостаткам, отмеченным в рецензируемом издании, можно отнести поверхностное рассмотрение вопросов этнической консолидации разных групп народов, тем более, что в советское время в этой области имели место перегибы, поспешность и директивность. Отдельные статьи тома не охватывают всего круга поставленных проблем. Не всегда выдерживается единый принцип и стиль изложения, единые методологические подходы. Встречается несоответствие уже сложившемуся мнению, например, о том, что горские евреи и таты - одна народность,

известная как таты. Однако им посвящены отдельные очерки как разным этническим группам.

В целом же, несмотря на указанные недочеты, книга оставляет самое благоприятное впечатление. Она будет полезна для самого широкого круга читателей - учащихся, студентов, аспирантов, учителей, преподавателей вузов, научных работников, всех, интересующихся историей и этнографией юга России и всей страны, а также для читателей других стран.

Х.Х. Рамазанов, И.Г. Ибрагимов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.