ТВОРЦЫ РОССИЙСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Северо-Кавказский юридический вестник. 2024. № 2. С. 167-172 North Caucasus Legal Vestnik. 2024;(2):167-172
Творцы российской юриспруденции
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.22394/2074-7306-2024-1-2-167-172
Энциклопедист права - Евгений Николаевич Трубецкой
Леонид Владимирович Акопов1, Алексей Евгеньевич Курилов2
1Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
2Каменск-Шахтинский, Россия
Автор, ответственный за переписку:
Леонид Владимирович Акопов, [email protected]
Аннотация. В статье идет речь о существенном вкладе известного российского правоведа и философа Е. Н. Трубецкого в юридическую науку, анализируются его теоретические взгляды на происхождение и понимание права и государства, его отношение к ряду концепций позитивистского и естественнонаучного правопонимания, обосновывается актуальность отдельных выводов и предложений этого подлинного энциклопедиста.
Ключевые слова: государство, конституция, личная свобода, нормативная система, нравственность, объективное право, ограничения в праве, права человека, правовое общение, правовые ценности, правопорядок, смысл жизни, субъективное право, теория интересов, философия права, функции права, энциклопедия права
Для цитирования: Акопов Л. В., Курилов А. Е. Энциклопедист права - Евгений Николаевич Трубецкой // Северо-Кавказский юридический вестник. 2024. № 2. С. 167-172. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2024-1-2-167-172. EDN QORYYS
The Creators of Russian Jurisprudence
Original article
Encyclopedist of jurisprudence - Evgenii N. Trubetskoy
Leonid V. Akopov1, Alexey E. Kurilov2
1Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia 2Kamensk-Shakhtinsky, Russia
Corresponding author: Leonid V. Akopov, [email protected]
Abstract. This article deals the significant contribution of the famous Russian jurist and philosopher E.N. Trubetskoy to legal science. His theoretical views on the origin and understanding of law and state, his attitude to a number of concepts of positivist and natural science legal theories are analyzed, the relevance of certain conclusions and recommendations of this genuine encyclopedist of jurisprudence is substantiated.
Keywords: encyclopedia of law, constitution, objective law, subjective law, restrictions in law, human rights, regulatory system, state, law and order, philosophy of law, theory of interests, personal freedom, morality, meaning of life, legal values, legal communication, functions of law
For citation: Akopov L. V., Kurilov A. E. Encyclopedist of jurisprudence - Evgenii N. Trubetskoy. North Caucasus Legal Vestnik. 2024;(2):167-172. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2074-7306-2024-1-2-167-172. EDN QORYYS
© Акопов Л. В., Курилов А. Е., 2024
EDN QORYYS
В конце XVIII - начале XIX веков в Российском государстве приступили к преподаванию курса «Энциклопедия права», под названием которого подразумевался краткий обзор- конспект юридических наук. Впоследствии энциклопедия права получила характер самостоятельной дисциплины, имеющей своей задачей выяснение общих связей различных разделов (отраслей) права. Первым печатным изданием этого курса стало в 1831 году сочинение Дегая «Пособия и правила изучения российских законов или материалы к энциклопедии, методологии и истории российского права» (название здесь приводится в современной транскрипции). Однако, только после утверждения в 1885 году университетского Устава энциклопедия права была введена в число обязательно преподаваемых предметов, при этом она понималась как «общее обозрение систем законоведению»1.
В тот период известным профессором энциклопедии права был П. Г. Редкин, издавший семь выпусков «Из лекций по философии права» (1889-1891 гг.). В 1888 г. была напечатана «Энциклопедия права» Н. М. Коркунова. С конца XIX - начала XX веков широкую аудиторию в Российском студенчестве получили учебники по энциклопедии права К. Неволина, Г. Чичерина и Е. Трубецкого. Как верно отмечено Е. А. Фроловой во многих печатных курсах этого времени под названием «Энциклопедия права» авторы стремились изложить общетеоретические проблемы права и государства, в связи с чем она упоминает работы Н. С. Суворова, М. Н. Капустина и «Лекции по энциклопедии права» Е. Н. Трубецкого [2].
Как известно, Евгений Николаевич Трубецкой родился 23 сентября (5 октября) 1863 г. Укажем здесь на неточность, допущенную в заслуживающем внимания автореферате диссертации Н. А. Овчинниковой, защищенной в 2009 г., в котором фигурирует в качестве даты рождения - 19 февраля того же года [3, c. 16].
После окончания в 1881 г. Калужской гимназии Е. Н. Трубецкой поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. В апреле 1886 г. им была защищена диссертация pro veria legendi*^ то время - специальное сочинение, дающее право преподавания в учебном заведении, - Л. А., А. К.) на тему «О рабстве в Древней Греции», после чего в июле того же года он приступил к чтению лекций на кафедре энциклопедии права Демидовского лицея в должности приват-доцента. Весьма интересно, что со временем, вспоминая о своей работе в названном учебном заведении, Е. Н. Трубецкой писал следующее: «Помню, как ... директор Лицея убеждал меня, чтобы я бросил философию права и вместо нее занялся правом гражданским - «Что Вам стоит перейти на другую кафедру, - увещевал он, -ведь цивилисты же гораздо нужнее философов». Когда я ему объяснил, что к философии с юных лет испытываю влечение, он меня просто не понял ... Он недоумевал, как я могу отказываться от предложения столь выгодного. Цивилистов в то время был в самом деле большой недостаток, и в университетах. они начали зашибать огромные гонорары»2.
В ноябре 1892 г. Е. Н. Трубецкой защитил в Императорском Московском университете магистерскую диссертацию «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание Блаженного Августина», а в мае 1897 г. там же защитил диссертацию «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Божеского Царства у Григория VII и публицистов - его современников», за которую он был удостоен степени доктора государственного права. В июле того же года он получил должность ординарного (то есть, штатного) профессора Киевского университета.
С момента создания в октябре 1905 г. партии Кадетов (конституционно-демократической партии России) он вошел в ее состав и был избран в ее Центральный комитет. С 1906 г. Е. Н. Трубецкой - профессор энциклопедии и истории философии права в Московском университете, позднее заведует в нем же кафедрой философии. В 1907 - 1908 и с 1915
1 Подробнее об этом: [1, с. 839].
2 Из воспоминананий Е.Н. Трубецкого. Воспроизводится по: predanie. clients- cdnnow.ru.
Творцы российской юриспруденции
Акопов Л. В., Курилов А. Е. Энциклопедист права - Евгений Николаевич Трубецкой
по 1917 гг. был членом Государственного Совета Российской Империи. Отметим также, что еще в 1911 г. он солидарно с группой профессоров покинул Московский университет в знак несогласия с нарушением правительством принципов университетской автономии. В 1917 -1918 гг. состоял членом Всероссийского Поместного Собора и в Высшем Церковном Совете. В мае 1918 г. выступал как официальный оппонент на защите диссертации Ивана Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».
От весьма краткого и неполного обзора этапов жизнедеятельности Е. Н. Трубецкого перейдем к изложению целевой установки настоящей статьи, а именно к анализу теоретического наследия и философско-правового учения Е. Н. Трубецкого, обоснованного в его трудах, на примере «Лекций по энциклопедии права», а также глубочайшей монографии «Смысл жизни». Мы разделяем в этом контексте ту оценку Е. Н. Трубецкого как глубокого, оригинального мыслителя и методолога, которую дала Г. Ф. Гараева, написавшая, что актуальность понимания сущности права и особенностей его взаимосвязи с государством, нравственностью, мерой свободы человека в обществе в концепции Е. Н. Трубецкого все более очевидна в свете современных проблем цивилизационного развития [4, с 347].
«Первая и основная задача юридической энциклопедии, - писал Е. Н. Трубецкой, -заключается в определении самого понятия права. При отсутствии удовлетворительного определения права не могут быть проведены ясные границы между правоведением и другими науками»1. В качестве первого и самого общего определения права Е. Н. Трубецкой предложил следующее: «Право есть порядок, регулирующий отношения отдельных лиц в человеческом обществе» [5, с 5]. И далее: «Во всяком праве свобода лица в смысле не стесненной другими лицами возможности осуществлять те или другие цели, составляют настолько существенный признак, что с уничтожением его уничтожается само право» [5, с 7]. Существо права в его концепции выражается (воплощается) в двуединстве основных его проявлений или функций: «с одной стороны, оно предоставляет, отводит лицу известную сферу свободы, с другой стороны, оно ограничивает эту сферу рядом предписаний, рядом обязательных правил» [5, с 7].
Что касается государства, то оно, по мнению Е. Н. Трубецкого, есть «прежде всего правовая организация, союз людей, связанных между собой общими началами права, следовательно...понятие государства уже предполагает понятие права.., поэтому вводить в определение права понятие государства - значит определять право правом» [5, с 12].
Как отмечает Н. А. Овчинникова: «В учении Е. Н. Трубецкого смысловым центром и ядром правового общения выступает не властно-приказное волеизъявление со стороны государства, а добровольное взаимное признание субъектами социального взаимодействия меры возможного и меры должного поведения (субъективных прав и обязанностей), основанное на понимании участниками взаимодействия необходимости поддержания и воспроизводства социальных связей» [3, с 11]. Вместе с тем мы не разделяем точку зрения данного автора в ракурсе причисления Е. Н. Трубецкого к представителям «правового плюрализма» [3, с 10].
Формулируя собственное определение права, Е. Н. Трубецкой подверг тщательному критическому осмыслению господствовавшие в его время в науке подходы к определению права, а именно: официальную теорию (Иеринга), естественно-правовые и историко-право-вые концепции Гроция, Савиньи, Пухты, Гуго, Новгородцева и других авторов, теорию принуждения, идеи позитивистского права, нравственно-религиозные учения (Г. Еллинека, Шопенгауэра, Вл. Соловьева), теорию Петражицкого.
Учение о праве Е. Н. Трубецкого включает в себя трактовки Права как в объективном смысле, так и в его субъективном понимании. Под объективным смыслом права им подразумевается совокупность всех юридических норм, тогда как право в субъективном смысле
1 См.: [5, е. 3]. (Примечание: далее цитируется по этому изданию). Северо-Кавказский юридический вестник. 2024. № 2
по его мнению есть та сфера внешней свободы, которая предоставляется человеческой личности нормами объективного права [3]. В этом контексте М. П. Авдеенкова и Ю. А. Дмитриев подчеркнули, что: «Выдающийся российский теоретик права Е. Н. Трубецкой отмечал, что под субъективным правом следует понимать «ту сферу внешней свободы, которая предоставляется человеческой личности нормами объективного права» (Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. Киев, 1906, с. 70)»1.
Утверждая изначальное и неотъемлемое право человеческой личности, представляющее несомненную ценность, Е. Н. Трубецкой подчеркивает вместе с тем, что все писаные и неписаные кодексы права могут претендовать на обязательное значение только во имя естественного права человеческой личности. «Как только личность, - пишет он, - перестанет быть для нас ценною, весь правовой порядок тем самым падает в прах» [5, c. 7].
К объективному, общественному элементу права Е. Н. Трубецкой относит правило поведения, то есть норму, ограничивающую свободу отдельного лица, в качестве существенного признака права, как и самой свободы.
Анализируя проблемы правопонимания в учениях российских юристов начала ХХ в., М. Н. Марченко отмечал, что «когда проблемы правопонимания пытались одновременно решать с позиций позитивного и естественного, точнее - обновленного естественного права, основной акцент ставился не только на взаимоотношениях права и государства, но и на характере взаимосвязей права и общества», сославшись в этой связи на Е. Н. Трубецкого, который утверждал, что в зависимости от того, «чем обусловливается обязательность правовых норм», все они подразделяются на две различные группы, «причисленные к двум основным формам права», а также и вывод Е. Н. Трубецкого касательно того, что все те правовые нормы, «коих обязательность обусловливается санкцией того или другого внешнего авторитета (например ,государства. церкви), суть нормы права позитивного, или положительного», напротив, «все те правовые нормы, коих обязательность не обусловливается каким-либо внешним авторитетом, а требованиями разума, суть нормы права естественного»2
Примечательно, что, ссылаясь на «Лекции по энциклопедии права» Е. Н. Трубецкого, изданные в 1913 г., Г.В. Мальцев назвал его активным противником теории интереса в качестве источника субъективного права [8, c. 345].
И действительно, критикуя концепцию Иеринга о праве в его субъективном смысле как защищенном интересе, Е. Н. Трубецкой писал: «Можно привести целый ряд случаев, когда интерес и право лица далеко не совпадают и даже прямо противоречат друг другу. Положим, что я получаю в наследство имущество, обремененное долгами. В этом случае я заинтересован не в сохранении, а в прекращении права собственности... Да и кроме наследования есть различные способы приобретения прав, не имеющих ничего общего с нашими интересами, или даже прямо отяготительных. Так, напр., вместе с правом на купленное мною имение я приобретаю право на болото, которое своими гнилостными испарениями отравляет воздух и вредно влияет на мое здоровье, но за которое мне, может быть, приходится платить налог в казну. Наконец, и в сфере чисто личных прав сплошь да рядом встречаются права, несогласные с интересами тех, кому они принадлежат. Далеко не всегда напр., муж заинтересован в своих супружеских правах, отец - в родительских. Если бы интерес составлял сущность правомочия, то прекращение интереса непременно влекло бы за собой уничтожение права. В действительности мы этого, однако, не видим. Как бы муж ни желал прекращения своих супружеских прав они, если ему не удастся добиться развода, продолжают существовать вопреки его интересу» [9, c. 161-162].
1 Воспроизводится по: [6, с. 31].
2 Воспроизводится по: [7, c. 409-410].
Творцы российской юриспруденции
Акопов Л. В., Курилов А. Е. Энциклопедист права - Евгений Николаевич Трубецкой
Весьма впечатляюще и злободневно выглядят выводы Е. Н. Трубецкого в его глубокой монографии «Смысл жизни» о ценностной значимости государства и обязанности его защищать, как то: «Кто хочет, чтобы жизнь человеческая когда-нибудь, хотя бы за пределами земного, претворилась в рай, тот должен благословлять ту силу, хотя бы внешнюю, которая до времени мешает миру превратиться в ад. С этой точки зрения заслуживает осуждения не только антигосударственное, анархическое настроение в собственном смысле слова, но и безучастное, равнодушное отношение к государству. Раз государство признается положительною, хотя бы и относительной ценностью с христианской точки зрения, всякий христианин обязан за него бороться. Чем сильнее и настойчивее попытки превратить его в царство зверя, выходящего из бездны, тем больше мы, христиане, должны стремиться удержать государство в наших руках, сделать его служебным орудием в борьбе против звериного начала в мире. Так понимали задачу государства и его ценность величайшие святые. Как поступил св. Сергий, когда Россия стонала под татарским владычеством? Признавал ли он слабость, а тем более крушение христианского государства за благо? Нет, он благословил вождя русской рати против татар: он обратился к Дмитрию Донскому с призывом: Иди смело против безбожников и победишь!.. Христианское государство находит себе в церкви не осуждение, а точку опоры, источник силы и крепости»1.
Еще в самом начале ХХ в. Е.Н. Трубецкой убеждал слушателей своих лекций в том, что «прогресс, то есть поступательное движение права к добру, возможен лишь постольку, поскольку над правом положительным есть высшее нравственное или естественное право, которое служит ему основою и критерием», утверждая при этом, что в истории права идея естественного права играла и играет «роль мощного двигателя», дающего человеку силу подняться над его исторической средой и спасающего его «от рабского преклонения перед существующим» [11, с. 51].
Именно у Е. Н. Трубецкого встречается такое «одухотворенное» понимание демократии, которое он сам охарактеризовал следующим образом: «Другое понимание демократии кладет в основу народовластия незыблемые нравственные начала, и прежде всего - признание человеческого достоинства, безусловной ценности человеческой личности как таковой. Только при таком понимании демократии дело свободы стоит на твердом основании, ибо оно одно исключает возможность низведения личности на степень средства и гарантирует ее свободу независимо от того, является ли она представительницей большинства или меньшинства в обществе»2.
Несомненно, труды Е. Н. Трубецкого представляют собой завоевание (аквизит) философии права. Князь Е.Н. Трубецкой умер в 1920 г. в Новороссийске от тифа. Как справедливо отмечал С. А. Левицкий: «Нет сомнения, что будь дольше его жизненный путь, он дал бы русской мысли еще немало ценного» [13, с. 14].
Список источников
1. Лисовский Н. М. Философия и энциклопедия права // Энциклопедический словарь «Росая», Издатели: Ф. А. Брокгаузъ, И. А. Ефронъ. С.- Петербургъ, 1898.
2. Фролова Е. А. Теоретико-правовая наука: преемственность и перспектива развития в XXI веке // Государство и право. 2023. № 10. C. 17-25.
3. Овчинникова Н. А. Правовые и политические взгляды Е. Н. Трубецкого. Автореферат дисс. к.ю.н. 12.00.01. Санкт-Петербург, 2009.
4. Гараева Г. Ф. Философско-правовые идеи Е. Н. Трубецкого: основное содержание и историческое значение // Теория и практика общественного развития. 2010. № 2.
1 Воспроизводится по: [10, с. 384-386].
2 Воспроизводится по: [12, с. 303].
5. Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М.: Т-во тшографии А.И. Мамонтова, 1917. 227 с.
6. Авдеенкова М. П., Дмитриев Ю. А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. Издание 2-е перераб. и дополн. Часть 1. М.: ООО «Полиграф ОПТ», 2004.
7. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 784 с.
8. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007. 800 с.
9. Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1913. 226 с.
10. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. 396 с.
11. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права (Изд. по запискам студентов). Киев, 1906. 224 с.
12. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Сост. А. П. Полякова, П. П. Апрышко. М.: Республика, 1994. 432 с.
13. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Т. 2. Франкфурт-на-Майне, 1968.
References
1. Lisovsky N. M. Philosophy and encyclopedia of law. In: Encyclopedic dictionary «Rossiya», Publishers: F.A. Brockhaus, I.A. Ephron. Saint Petersburg; 1898. (In Russ.)
2. Frolova E. A. Theoretical and Legal Science: Continuity and Perspective of Development in the 21st Century. The State and Law. 2023;(10):17-25. (In Russ.)
3. Ovchinnikova N. A. Legal and political views of E. N. Trubetskoy. Autoabstract diss. Cand. Sci. (law). Saint Petersburg; 2009. (In Russ.)
4. Garayeva G. F. Philosophical and legal ideas of E. N. Trubetskoy: main content and historical significance. Theory and practice of social development. 2010;(2).
5. Trubetskoy E. N. Lectures on the encyclopedia of law. Moscow; 1917. 227 p. (In Russ.)
6. Avdeenkova M. P., Dmitriev Y. A. Constitutional Law of the Russian Federation. Course of lectures. Edition 2 revised. and completed. Part 1. Moscow; 2004. (In Russ.)
7. Problems of the theorya of the State and Law: textbook. M.N. Marchenko (ed.). 2nd edition. Moscow: Norm: INFRA-M; 2012. 784 p. (In Russ.)
8 Maltsev G. V. Social grounds of law. Moscow: Norma; 2007. 800 p. (In Russ.)
9. Trubetskoy E. N. Lectures on the encyclopedia of law. Moscow; 1913. 226 p. (In Russ.)
10. Trubetskoy E. N. Meaning of life. Moscow: ACT: Astrel: Polygraphisdat; 2011. 396 p. (In Russ.)
11. Trubetskoy E. N. Encyclopedia of Law (Ex. on notes of students). Kiev, 1906. 224 p. (In Russ.)
12. Trubetskoy E. N. Meaning of life. Sop. A. P. Polyakova, P. P. Apryshko. Moscow: Republic; 1994. 432 p. (In Russ.)
13. Levitsky S. A. Essays on the history of Russian philosophical and social thought. Vol. 2. Frankfurt am Main; 1968. (In Russ.)
Информация об авторах
Л. В. Акопов - доктор юридических наук, профессор, факультет "Юридический" ДГТУ. А. Е. Курилов - кандидат юридических наук.
Information about the authors L. V. Akopov - Dr. Sci. (Law), Professor, Faculty of Law, Don State Technical University. A. E. Kurilov - Cand. Sci. (Law).
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 25.04.2024; одобрена после рецензирования 13.05.2024; принята к публикации 14.05.2024.
The article was submitted 25.04.2024; approved after reviewing 13.05.2024; accepted for publication 14.05.2024.