Rob. Sacc.), парша (Stigmina hip-pophaes A. Zukov).
Сезонная динамика заболеваний изменяется по годам. Из пяти лет наблюдений (1996-2000) максимальное развитие болезней отмечалось в годы с повышенной влажностью, когда количество выпавших осадков превышало многолетние данные в 23 раза и более. Развитие возбудителей болезней изменялось также в различных фитоценозах произрастания облепихи. Например, на сенокосных угодьях в условиях их полива в период заражения растений эпи-фитотический процесс проявлялся в большей степени, чем на других участках. Умеренное развитие ринхо-спориоза (21-30 %) зафиксировано один раз в два года, фомопсиса -один раз в три года, коринеумового некроза - один раз в пять лет. Интенсивное развитие септориоза и парши (31-60 %) бывает практически ежегодно.
На пораженных септориозом листьях появляются пятна с черными пикнидами,листовая пластина частично или полностью желтеет. В случае эпифитотии парши поражаются не только листья, но и ветви, побеги, плоды.
Из вредителей облепихи наиболее распространены следующие виды: сибирская кобылка (Gompho-cerus sibiricus L.), облепиховая медяница (Psylla hippophaeana Cl.), облепиховая листовертка (Archips hippophaeana Heyd.), облепиховый галловый клещ (Eriophyes hippo-phaeanus Nal.), облепиховая муха (Rhagoletes batava obscuriosa Hering), южный серый долгоносик (Tanymecus dulaticollis Gyll.), непарный шелкопряд (Ocneria dispar L.).
Численность облепиховой листовертки и облепиховой мухи ежегодно превышает ЭПВ, облепиховой медяницы, сибирской кобылки, непарного шелкопряда - периодически, в то время как облепиховый галловый клещ и южный серый долгоносик не причиняли существенного вреда. Максимальной вредоносностью отличается облепиховая муха. Она зимует в фазе куколки в пупарии
на глубине 1,5-10 см. Пупарий закрытого типа, бочонковидный, с выпяченными передними дыхальцами, светло-коричневый, с 9-10 поперечными сегментами.
Имаго вылетает во второй декаде мая, откладка яиц отмечена в июле, а отрождение личинок - в августе. Личинки причиняют наибольший вред в первой половине августа (фаза роста плодов). Между численностью облепиховой мухи и повреждением плодов отмечена тесная корреляция: г = 0,77±0,03. Этот фитофаг в большей степени заселяет кусты на возвышенностях, около водосточных канав в изреженных насаждениях без травянистого покрова. В местах с густым травостоем около кустов облепихи он не обнаруживается или встречается в меньшей численности. Энтомофаги играют значительную роль в регуляции численности вредителя на поливных сенокосах и пастбищах, где произрастают клевер, люцерна, люпин и другие нектароносы.
Необходимо обеспечивать снижение исходной численности мухи ниже ЭПВ (5-7 мух/куст или 12 % поврежденных личинками плодов). При наличии на 1 м2 почвы 90-100 пупариев следует ожидать, что урожай плодов будет поврежден более чем на 50 %.
При высокой численности облепиховой мухи мы испытали инсектициды актеллик* (1 л/га) и децис* (0,5 л/га). Их биологическая эффективность при однократном применении составляла 54,2-68,2 %. Прибавка урожайности плодов достигала 3,6 т/га, или 33,6 %, прибыль возрастала в среднем на 12,1 %.
Для оптимизации фитосанитарного состояния насаждений облепихи необходим строгий подбор сортов. Умеренной устойчивостью и выносливостью к вредным организмам обладают сорта селекции НИИ садоводства Сибири имени М.А. Лиса-венко: Витаминная, Чуйская, Масличная, Дар Катуни. Потенциальная урожайность этих сортов достигает 14-24 кг/куст.
* В России на культуре не зарегистрирован.
УДК 632.937
Энтомофаги злаковых тлей в Узбекистане
Э.И. ХАЙИТОВ, Д.Б. ДАМИНОВА,
З.А. ПУЛАТОВ
Культурные злаки в Узбекистане до начала 90-х годов прошлого столетия выращивали на богаре и только в последние 10-15 лет они введены в интенсивное землепользование. В настоящее время площади под пшеницей в республике занимают второе место после хлопчатника.
По мере насыщения пшеничного агробиоценоза различными видами фитофагов приобретает актуальность изучение трофических взаимоотношений в нем. Между тем видовой состав энтомокомплексов агробиоценозов зерновых культур в республике не изучен.
Исследования проводили на пшеничных полях в 1980-1985 гг на богаре Джизакской и Кашкадарьин-ской областей и в 2000-2002 гг. на поливных посевах Ташкентской и Бухарской областей.
В Узбекистане на зерновых культурах зарегистрировано 6 видов злаковых тлей, наносящих вред листьям, стеблям и колосьям (обыкновенная злаковая, большая злаковая, ячменная, сорговая, черемуховая, розанная). Они многочисленны весной и осенью. Появляются в начале марта, начиная со всходов численность тлей возрастает и достигает максимума (до 300-400 экз/20 стеблей) в апреле, в период молочной спелости.
Увеличение численности тлей сопровождается заселением посевов энтомофагами (переходящими с соседних стаций или перезимовавшими на этих полях). Всего на посевах злаковых культур выявлено 25 видов энтомофагов из 4 отрядов и 6 семейств. Больше всего афидофагов обнаружено на пшенице - 18 видов, ячмене - 14, овсе - 10, кукурузе - 8, меньше всего на ржи - 5 и сорго -3 вида.
Во всех стациях обитания злаковых тлей вокруг зерновых полей отмечали присутствие кокцинеллид, мух-журчалок, хризоп и других видов. При миграции тлей с одних посевов на другие, например, ЗгїоЬіоп ауепае с озимой пшеницы на ячмень, наблюдается некоторая идентичность видового состава афидо-фагов.
Первыми на полях появляются кокцинеллиды, затем мухи-сирфи-ды, галлицы, левкописы, златоглазки. Доминируют степные виды, характерные на травянистых растениях: мухи-сирфиды Sphaerophoria всгіріа, S. гиірреііі, S. еогоііае, златоглазка СПігувора сагпеа и др.
Исследования, проведенные в поливной зоне (Галляарал), показали, что состав афидофагов на пшеничных полях в лугостепных ландшафтах (богаре) намного богаче, чем в поливных агробиоценозах. Это объясняется как богатством флористического состава окружения полей, так и оптимальными условиями возделывания (естественный рост, не нарушаемый обработкой почвы, поливом и др.). Так, на диких злаках вокруг полей обнаружен еще ряд хищных видов мух-сирфид: Рагадив ПаетоггПюив, Р. сотреСгїив, Меіаповіота шеііі-пит, МеІавугрПиБ пиЬа шіеС, Syr-ріпив гиЬевіі.
В середине апреля формирование фауны членистоногих заканчивается, агробиоценоз зерновых насыщен и тлями, и их энтомофага-ми.
Почти на всех этапах развития пшеницы соотношение афидофагов и тлей не менялось и составляло в среднем 1:14-17. Но в период выхода в трубку, колошения, восковой и полной спелости культуры плотность афидофагов увеличивалась (1:4-6), что позволяло сдерживать вредителей на относительно безопасном уровне.
УДК 634.13:632.3
Вирусные болезни на груше
М.Т. УПАДЫШЕВ,
заведующий отделом
защиты растений Всероссийского
селекционно-технологического
института садоводства
и питомниководства
По результатам наших предыдущих исследований,деревья груши, зараженные вирусом бороздчатости древесины и хлоротической пятнистости листьев яблони, характеризовались на 21 % более низкой вегетативной продуктивностью по сравнению со здоровыми. Насаждения культуры оказались пораженными вирусами в среднем на 17-21 %, отдельные сорта (Москвичка) - до 73 %. Целью настоящих исследований явилось изучение распространенности, вредоносности и особенностей диагностики латентных вирусов на груше.
В 2003-2006 гг. учитывали распространенность триховирусахлоротической пятнистости листьев яблони (ACLSV), капилловируса бороздчатости древесины яблони (ASGV), фовивируса ямчатости древесины яблони (ASPV) и иларвируса мозаики яблони (ApMV) в опытных и промышленных насаждениях груши в Московской области. Тестирование на вирусы осуществляли методом ИФА в модификации Флегга и Кларка. Оценку вредоносности - путем определения вегетативной и генеративной продуктивности опытных и контрольных деревьев груши.
Наиболее часто встречающимися из числа изученных оказались вирусы бороздчатости и ямчатости древесины яблони - ими было заражено соответственно 36 и 41 % деревьев груши. Вирус хлоротической пятнистости листьев яблони встречался в среднем у 29 %, вирус мозаики яблони - у 22 % деревьев. На некоторых участках число заражен-
Таблица 1
Вегетативная продуктивность деревьев груши в зависимости от пораженности __________________латентными вирусами (в среднем за 3 года)_____________________
Сорт Наличие вирусов Суммарная длина побегов (м) Число побегов Средняя длина побега (м)
Кокинская - 58,1 60,5 1,0
ASPV + ASGV + А^У 54,4 58,5 1,0
Велеса - 39,4 45,2 0,9
ASGV + А^У 43,0 48,8 0,9
Москвичка - 39,8 41,6 1,0
А^У 33,1 36,7 0,8
Чижовская - 37,8 51,0 0,7
А^У 23,9 36,2 0,6
Таблица 2
Зараженность деревьев груши вирусами в зависимости от расположения листьев на побеге, в единицах Ао/Ак*
Сорт ASGV ASPV ApMV
в** С О в С О в С О
Велеса 1,6 1,2 1,2 2,1 1,2 2,0 1,7 1,2 1,8
Чижовская 1,0 1,9 1,3 1,3 1,2 2,9 1,2 1,4 1,8
Иволистная 1,8 2,0 1,4 1,4 1,4 1,5 1,3 1,3 1,2
Нарядная Ефимова 1,5 2,0 2,7 2,1 1,1 4,9 1,4 1,3 2,1
Венера 1,0 1,8 1,7 2,4 1,3 2,2 1,4 1,2 1,3
Среднее 1,4 1,8 1,7 1,9 1,2 2,7 1,4 1,3 1,6
Зараженность (%) 0 40 20 60 0 80 0 0 20
* Ао/Ак — отношение оптической плотности образца к сероотрицательному контролю: при Ао/Ак > 2,0 образец считается зараженным вирусом.
** В — листья с верхушечной части побега, С — листья со средней части побега,
О — листья с основания побега.
Узбекским НИИ защиты растений, Институт зоологии АН РУз