Научная статья на тему '«English for Busy People»'

«English for Busy People» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««English for Busy People»»

56 Высшее образование в России • № 7, 2005

М. КИОСЕ, канд. филол. наук

В настоящее время на рынке образовательных услуг находят своего потребителя разнообразные учебно-методические комплексы, нацеленные на формирование у студентов навыков в области владения английским языком. Одни предлагают авторские методики преподавания, другие специализируются на определенных возрастных категориях учащихся, некоторые делают ставки на быстрые результаты обучения или же низкую стоимость языкового курса. Выбор остается за потребителем!

Международный институт менеджмента ЛИНК предлагает комплексную систему обучения английскому языку — «English for Busy People», которая разработана специалистами кафедры английского языка с учетом всех перечисленных факторов, требований рынка, а также интересов различных групп студентов, обращающихся к нам. Этот учебно-методический комплекс используется не только на языковых курсах, но и как компонент высшего образования, подготовки управленческих кадров и других программ. В соответствии с этим мы выделяем направления работы кафедры английского языка МИМ ЛИНК:

«English for Busy People»

по программам для взрослых и старшеклассников. Результативность методики доказана числом наших студентов, успешно сдающих Международные кембриджские экзамены (97%), поступивших в престижные вузы, использующих английский язык в своей трудовой деятельности.

Можно выделить следующие основные особенности учебно-методического комплекса (УМК) «English for Busy People»:

1) полудистанционная модель обучения;

2) коммуникативные, активные методы обучения;

3) обращение к традициям языковых школ;

4) участие студентов в диалоге культур;

5) поурочное аудио- и видеосопровождение.

Полудистанционная модель обучения позволила нам добиться эффективных результатов, предоставить максимальную свободу студенту в планировании своего учебного времени.

Коммуникативные технологии в сочетании с традиционно четким и систематизированным обучением - следующая основ-

В 2003-2004 учебном году в нашей сис- ная особенность построения учебного протеме прошло обучение более 1500 человек цесса. Само создание учебных материалов

Из жизни вуза

57

основывается на этом принципе. Новаторский подход к использованию традиционных методик преподавания английского языка помог приблизить нас к нашей цели - преподнести в доступной и увлекательной форме устойчивые знания и реальную практику общения. Коммуникативные методики, использование игровых моментов на занятии, введение грамматических и лексических материалов через речь - все эти вопросы основные в нашей работе.

Эффективность коммуникативного подхода при обучении иностранному языку вряд ли кто-нибудь будет сейчас оспаривать. Программа «English for Busy People» составлена с учетом его основных требований. Но, несомненно, самую большую роль в достижении поставленных целей играет преподаватель, его знание и умение применять коммуникативные методики, поэтому к квалификации и опыту преподавателей мы предъявляем очень высокие требования. При построении учебного процесса мы исходим из основного правила теории коммуникативного обучения: необходимо не только дать реальные знания студентам, но и способствовать их личностному совершенствованию и индивидуальному развитию. Для этого важно, чтобы студенты и преподаватель составляли вместе единую общность, готовую к взаимной поддержке. Учителю отводится роль советчика, помощни-

ка, где-то даже сподвижника в достижении поставленных целей. Его задача - с помощью внешней мотивации создать внутреннюю мотивацию, воспитывая у студентов положительное отношение к процессу обучения и к иностранному языку вообще.

Хотелось бы отметить, что наша методическая задача состоит не только в обучении практическому владению английским языком, но также в социокультурном развитии обучающегося, его активном участии в диалоге культур.

УМК «English for Busy People» постоянно совершенствуется с учетом развития современных технологий. Интеграция возможностей аудио- и видеообучения и творческое использование традиционных технологий, разработанных российской методологической школой, позволили нам создать перспективную обучающую систему.

Программа «Английский язык для взрослых» предназначена для тех, кто стремится повысить свою языковую компетенцию, а соответственно и квалификацию, до уровня, соответствующего современным международным требованиям. Программа также ориентирована на корпоративное обучение сотрудников различного уровня. Состоит она из четырех модулей (Beginner - Intermediate), на изучение каждого из которых отводится 80 часов аудиторного времени.

После пятого и шестого модулей студентам предлагается сдать Международные кембриджские экзамены и получить сертификат, подтверждающий их знание языка (FCE, ACE).

Программа нацелена одновременно на изучение общего и делового компонентов английского языка. Это позволяет нашим студентам сразу начать использовать язык в своей профессиональной деятельности.

Программа «Английский язык для старшеклассников» предназначена как для школьников, готовящихся к поступлению в вузы, так и для тех, кто хочет получить глубокие знания по английскому языку на школьной скамье. Еще до поступления в

58 Высшее образование в России • № 7, 2005

институт учащиеся могут сделать первый шаг в своей профессиональной карьере, получив Кембриджский сертификат, свидетельствующий о высоком уровне владения английским языком.

Мы предлагаем тот же комплекс пособий, который используется для обучения взрослых, но не включающий в себя компонент делового английского. Вместо этого особый акцент ставится на речевых навыках, грамматике, дополнительном чтении, обращении к различному тестовому материалу. Именно такое обучение старшеклассников показало себя целесообразным (им надо подготовиться к экзаменам в школе, к вступительным экзаменам в вуз, а наряду с этим получить реальные знания в области иностранного языка).

Содержание учебных материалов соответствует поставленным целям обучения. Подпрограмма общего английского обеспечивает расширение словарного запаса и активное усвоение новых слов (500-550 единиц за один модуль обучения), коммуникативное изучение грамматики, развитие навыков аудирования и чтения. Подпрограмма делового английского обучает студента ориентироваться в мире деловой лексики, что позволяет чувствовать себя свободно при участии в конференциях, в подготовке докладов и выступлений на языке, в деловой переписке, а также в деловых и туристических поездках.

Комплекс разработанных учебных пособий для каждого модуля включает в себя:

• Учебник-самоучитель и видео- и аудиоматериалы курса BBC «Look Ahead». Причин для выбора кафедрой этого курса как базового несколько. Во-первых, курс создан для русскоязычного слушателя. Во-вторых, это один из самых полных на настоящий момент аутентичных видео- и аудиокурсов. Каждый урок курса «Look Ahead» содержит аудио- и видеочасти, которые четко структурированы и позволяют отработать каждую новую грамматическую структуру и лексическую единицу. Урок включает в себя аутентичные тексты, диа-

логи, мультфильмы, интервью, отрывки из фильмов документального характера. В-третьих, слушатели знакомятся с английским и американским вариантами языка, формальной и неформальной лексикой, участвуют в различных ситуациях общения.

• Учебное пособие «Practice Book», использующееся для подготовки студента к аудиторным занятиям и при работе в группе. Оно состоит из двадцати уроков, каждый из которых построен в соответствии с уроком в видео- и аудиокурсе. К уроку дается активный словарь, упражнения на его отработку, объяснение грамматических явлений и их отработка, речевые упражнения, языковые игры, домашнее и индивидуальное чтение, статьи. Урок включает в себя две части: домашнюю предварительную подготовку к аудиторному занятию (изучение новой лексики и грамматики и их первоначальная отработка в сопровождении видео- и аудиоматериалов) и аудиторные упражнения (отработка и закрепление учебного материала, ознакомление с которым состоялось дома).

• Рабочую тетрадь студента «Workbook», служащую для закрепления полученных навыков путем выполнения домашних заданий. К каждому уроку подготовлено около 15 упражнений, а также справочные материалы. Таким образом, каждый урок получает свое логическое завершение в форме письменной домашней работы студента.

• Два прогресс-теста для каждого из уровней и один финальный тест (+ аудиоматериалы к финальному тесту). Структура каждого теста предопределена структурой и форматом Международных кембриджских экзаменов. Тесты состоят из множества заданий, проверяющих знание активной лексики и грамматики каждого модуля. Каждый из тестов состоит из следующих разделов: Reading, Grammar / English in Use + Writing, Speaking and Listening.

• Книгу дополнительных заданий (Maximizer) для дополнительной отработки материала каждого урока. Maximizer

Из жизни вуза

59

позволяет сделать обучение более индивидуально направленным, т.к. содержит разные по сложности упражнения, а преподаватель, ориентируясь на свою группу, может выбрать то, что нужно студентам.

• Книгу для учителя. Она разработана не только для начинающих, но и для тех преподавателей, которые знакомятся с по-лудистанционными и коммуникативными методиками ведения образовательного процесса. Кроме методических указаний по планированию каждого занятия, она знакомит с системой в целом, режимами учебной работы, оценкой знаний студентов, игровыми моментами и их использованием, то есть

предоставляет обширный материал к размышлению для преподавателя.

• Раздаточные материалы (Resource Pack). Используются для дополнительной практики активной лексики и грамматики на занятии. Карточки и игры, безусловно, способствуют повышению мотивации студентов.

Особенность этого комплекса - адаптация аутентичных аудио- и видеоматериалов к использованию в нашей стране с учетом особенностей ситуации общения и разработка материалов для дистанционной модели работы с ними. Обучение может вестись с любого уровня знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.