Научная статья на тему 'Энергосбережение и снижение эмиссии парниковых газов - политика двойного выигрыша'

Энергосбережение и снижение эмиссии парниковых газов - политика двойного выигрыша Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН / ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробова Ольга Сергеевна

Приведен опыт развитых стран по осуществлению мероприятий, стимулирующих внедрение энергосберегающих технологий. Предложен механизм снижения эмиссии парниковых газов региона, рассмотрены интересы субъектов данного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергосбережение и снижение эмиссии парниковых газов - политика двойного выигрыша»

© О.С. Коробова, 2012

УЛК 577.4 О.С. Коробова

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ Н СНИЖЕНИЕ ЭМИССИИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ - ПОЛИТИКА ДВОЙНОГО ВЫИГРЫША

Приведен опыт развитых стран по осуществлению мероприятий, стимулирующих внедрение энергосберегающих технологий. Предложен механизм снижения эмиссии парниковых газов региона, рассмотрены интересы субъектов данного процесса. Ключевые слова: энергосбережение, парниковые газы, опыт развитых стран, интересы участников.

После бурных дискуссий, развернувшихся на климатическом саммите в Копенгагене в декабре 2009 г., наблюдаются некоторые реальные положительные результаты: подготовлено решение ООН по прекращению сведения и деградации тропических лесов; крупнейшие развитые страны1 объявили о выделении средств на срочные действия, связанные с климатическими изменениями в 2010—2012 гг2. Однако, пока остается неясным, будет ли достигнут консенсус между странами при выработке нового соглашения без изъятия уже озвученных численных целей и количественных показателей (см. табл. 1). Ведь, не смотря на опубликованные как международными экспертами утверждение о том, что глобальное потепление с вероятностью не менее 90 процентов связано с деятельностью человека3, так и российскими учеными признание способно-

1 Основными донорами являются Япония, ЕС, США.

2 В 2010 г. выщелена сумма порядка 10 млрд долл.

3 Climate Change 2007: The Physical Science

Basis Summary for Policymakers Contribution

of Working Group I to the Fourth Assessment

Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change, 2007, р. 3.

сти антропогенного фактора оказывать воздействия на климатическую систему, приводящие к значимым, в первую очередь неблагоприятным и опасным для человека и окружающей среды, последствиям4, в обществе и научной среде все еще продолжаются дискуссии о причинах климатических изменений [1].

Тем не менее, не зависимо от наличия мирового консенсуса, снижение эмиссии парниковых газов для нашей страны является политикой двойного выигрыша [2, 3, 7], поскольку достигается в основном за счет внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий — приоритетных направлениями модернизации экономики 5 (см. табл. 2).

По оценке ведущих российских экспертов, энергоемкость ВВП нашей страны, при расчете по паритету покупательной способности валют, составляет 0,78 ту.т/1000 долл.США и превышает аналогичный среднемировой показатель в 2,3 раза, стран

4 Климатическая доктрина Российской Федерации, раздел 1, п. 4.

5 Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Обязательства по снижению выбросов парниковых газов участников климатического саммита

Страна (группа стран) Обязательства ло саммита в Копенгагене Обязательства после саммита в Копенгагене

ЕС 20 % 35 %

США* 7—20 % 30%

Россия 10—15 % 22—25 %

Китай 0—5 % 0—5 %

Индия 0—5 % 0—5 %

"Оставили за собой право пересмотра обязательств

ЕС — в 3,2 раза. (см. рис. 1, по данным Минпромэнерго России, 2008 г.)6. Приведенный показатель — макроэкономический, но если говорить о потреблении ресурсов на уровне отдельного человека, то и здесь цифры подчеркивают высокую расточительность отечественного потребителя: расход воды, который можно рассматривать в качестве своеобразного индикатора ресурсно-энергетической культуры, в Англии составляет около 80 литров в сутки на человека, в Германии — 100, в России согласно строительным нормам и правила — 280, а по факту — более 400 (не редко до 700) литров в сутки. Как следствие, наша страна обладает высоким потенциалом ресур-со- и энергосбережения, оцениваемым специалистами на уровне 39— 47 % существующего годового потребления энергии (или 360—430 млн ту.т к 2020 г.), 33 % которого сосредоточено в топливно-энергетических отраслях, 32 % — в промышленности, 26 % — в ЖКХ.

Известно, что объем и эффективность использования энергии являют-

6 Данные Международного энергетического агентства еще менее утешительны: энергоемкость ВВП России в 11 раз выше, чем в Германии, в 6 раз выше, чем в Канаде, в 4 раза выше, чем в Польше.

ся одними из основных не только экономических, но и социальных показателей, во многом определяющих уровень жизни людей. С одной стороны, эффективность использования энергии и топливных ресурсов напрямую влияет на конкурентоспособность экономики. Так, доля электроэнергии в структуре ВВП в развивающихся странах на порядок выше мировых и нередко превышает 50 %, в то время как в развитых странах — около 5 %, что является одной из основных причин более высокой конкурентоспособности продукции развитых стран. 7 С другой стороны, энергосбережение позволяет снизить антропогенную нагрузку на все элементы биосферы. Самый укрупненный расчет, учитывающий потенциал энергосбережения, структуру топливного баланса и удельные выбросы загрязняющих веществ при сжигании органического топлива8, показывает возможность сокращения поступления загрязняющих веществ в атмосферу: 910 тыс. т диоксида серы, 377 тыс.т. оксидов азота, 294 тыс. т пыли.

7 В мировом рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 58-е место из 75.

8 Сжигание 1 ту.т угля сопровождается выбросом 30 кг диоксида серы; 4,57 кг оксидов азота; 10 кг пыли, 2,76 т диоксида углерода. При производстве 1 кДж теплоты до 4 кДж поступает в окружающую среду.

Примеры энергосберегающих и энергоэффективных технологий в электроэнергетике

Существующие технологии Инновационные технологии

• внедрение регулируемого электропривода; • сооружение малых ГЭС, ветроустановок; • замена питательных насосов котлов на более эффективные; • внедрение турбодетандеров; • нанесение высокоэффективной изоляции на теплопроводы и иные объекты; • проведение режимных мероприятий по снижению потерь пара, теплоты; • внедрение АСУ ТП котлов/блоков, гидроагрегатов; • утилизация отходов, биотоплива в энергоустановках; • развитие и совершенствование систем теплофикации и централизованного теплоснабжения; • внедрение автоматизированных систем учета поставок тепла и электроэнергии потребителям (АСКУЭ, теплосчетчики и т.п.); • утилизация сбросного тепла и низкопотенциальных ресурсов ТЭС; • внедрение газотурбинных надстроек; • сооружение мини-ПГУ и ГТУ-ТЭЦ; • внедрение высокоэффективных горелочных устройств и другие локальные усовершенствования технологии. • внедрение парокомпрессор-ной теплонасосной установки (ТНУ) (выработка тепловой мощности станции увеличится на 15 %); • внедрение газотурбинного блока, работающего по технологии впрыска пара (STIG - Steam Injection) ( позволит экономить до 30 % топлива); • сооружение солнечнык энергетических установок.

Кроме того, экономия топливных и энергетических ресурсов позволяет снизить антропогенную нагрузку на климатическую систему. Обозначенный потенциал энергосбережения сокращает выбросы парниковых газов в промышленности — на 360 млн т. СО2-экв., в ТЭК е — немногим более 300 млн т. СО2-экв., в ЖКХ — около 170 млн т. СО2-экв. Соблюдение Россией международных требований секретариата РКИК ООН, так называемых критериев приемлемости, могли привлечь в проекты повышения энергоэффективности (ст.6 Киот-ского протокола), дополнительные целевые инвестиции, которые вследствие ряда административных барь-

еров следует считать упущенной для нашей страны финансовой выгодой.9

При разработке и осуществлении мероприятий, стимулирующих внедрение энергосберегающих технологий полезно использовать опыт развитых стран, осознавших, что экономия и рациональное использование топлива и энергии является наиболее надежным и экономически приемлемым путем повышения энергетической независимости экономики, а также реальным инструментом достижения экологической безопасности. [4, 5, 6].

9 При цене единицы сокращения выбросов парниковых газов 8—10 евро/СО2 экв. объем инвестиций мог превысить 1,5 млрд евро в первый бюджетный период действия Протокола.

Правительственная поддержка мероприятий по повышению эффективности использования топлива и энергии в США, Японии, странах ЕС

Страна Мероприятие

Япония, США, страны ЕС Япония, США, Франция, Греция, Нидерланды, Великобритания Япония, США, страны ЕС Япония, США, Франция, Германия, Ирландия Япония, США, Дания, Германия, Греция, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания Япония, США, Бельгия, Дания, Ирландия, Нидерланды, Великобритания Разработка информационных и консультативных программ по энергосбережению Поддержка образовательных программ в области энергосбережения Поддержка внедрения новых энергетически эффективных технологий посредством финансирования НИОКР в области энергосбережения. Налоговые льготы для компаний и частных лиц, занимающихся разработкой, внедрением и использование энергосберегающего оборудования Субсидии и льготные займы на разработку и внедрение энергетически эффективных технологий Влияние государственных структур на частные энергосберегающие компании с целью повышения эффективности использования энергии

Установление государственных нормативов потребления для:

Япония, США, страны ЕС Зданий и сооружений

Япония, США, Италия, Бельгия, Португалия Электробытовых приборов

Япония, США Транспортных средств

Причем определяющая роль в разработке основных направлений энергосберегающей политики, а также финансово-налоговых и законодательных механизмов, стимулирующих энергосбережение в различных сферах экономики принадлежит государственным органам (табл. 3).

Практически во всех странах ведется разработка информационных и консультативных программ по энергосбережению. Внедрена практика использования так называемых «демонстрационных эффектов», подразумевающих строительство на государственные средства показательных предприятий, использующих энергоэффективные, экологически чистые и другие прогрессивные технологии. В Японии, США, Франции,

Великобритании и ряде других стран активно поддерживаются образовательные программы в области энергосбережения. Стала традиционной организация тренировочных курсов для персонала различных компаний по широкому кругу проблем, связанных с энергосбережением. Таким образом, государственные органы во всех без исключения промышленно развитых странах активно способствуют продвижению идеи «энергосберегающего» стиля жизни во все социальные слои общества.

Широко внедрена поддержка новых энергетически эффективных технологий посредством финансирования научных исследований в области энергосбережения.

Существует также практика проведения фундаментальной стадии исследований из бюджетных средств с последующей передачей результатов частному бизнесу для проведения самостоятельных прикладных разработок на стадии получения готовых технологий. Возможен вариант передачи уже готовых технологических разработок частному бизнесу. При этом частные расходы на научные исследования в области энергосбережения, осуществляемые в результате добровольных соглашений с правительством в рамках смешанных исследовательских проектов, сопоставимы с бюджетными затратами на соответствующие научные исследования. Удельный вес бюджетных ассигнований на научные исследования в области энергосбережения в структуре бюджетных расходов на НИОКР в энергетике в большинстве стран не превышают 10 %, что объясняется доминирующей ролью частного сектора в этой области. Однако, существенную часть средств государственные органы направляют на поощрение научно-исследовательских работ частного сектора опосредованным путем: налоговыми льготами, кредитами, субсидиями и пр. Поэтому финансовые средства, которыми управляет правительство с целью осуществления научно-технической политики в области энергетики, как правило, в 3—4 раза больше видимых бюджетных расходов на эти цели. Налоговые льготы распространяются также на компании и частные лица, занимающиеся разработкой, внедрением и использованием энергосберегающего оборудования. Так, на территории объединенной Германии владельцы индивидуальных домов в течение ряда лет могут 10 % суммы налогов расходовать на меры по

энергосбережению, в частности на улучшение теплоизоляции.

Здания и сооружения в США, Японии и странах ЕС являются одними из основных объектов для введения различных стандартов по энергопотреблении. В Великобритании, например, все здания разделены на 6 основных типов (промышленные, коммерческие, больницы и поликлиники, отели, учебные заведения и объекты соцкультбыта), для которых существуют удельные нормативы энергопотребления в зависимости от площади, превышение которых финансово наказуемо. Наиболее распространенные стандарты на энергопотребление — освещенность и расход тепла на единицу площади. В большинстве стран государственные нормативы потребления установлены также на электробытовые приборы и транспортные средства.

С целью повышения эффективности использования энергии государственные структуры могут влиять на частные энергосбытовые компании. Так, большинство энергосбытовых компаний США под давлением правительства стремятся сгладить «пики и провалы» спроса на электроэнергию. Кроме того, в США эти компании стали одним из основных источников финансирования мер по повышению эффективности использования энергии (ежегодные вложения более 3 млрд. долл.).

В Нидерландах правительство обязало компании — распределители энергии предоставлять потребителям финансовые льготы для инвестиций в энергосберегающие технологии, проводить общественные кампании по пропаганде передовых достижений в области рационального использования топлива и энергии.

Систематизация направлений деятельности по снижению эмиссии парниковых газов региона и интересы субъектов процесса

Субъекты Характеристика интересов Направления леятельности

Регио-наль-ная власть 1. Своевременное достижение обязательств по снижению выбросов парниковых газов и энергосбережению. 2. Минимизация затрат на выполнение достижение заявленных целей. 3. Привлечение инвестиций в экономику региона для внедрения инновационных технологий, снижающих эмиссию парниковых газов и повышающих энергоэффективность. 1. Разработка и реализация региональных целевых программ. 2. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы с учетом климатического фактора. 3. Разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности, повышающей энергоэффективность; внедрение ВИЭ. 4. Внедрение рыночных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в регион. 5. Создание регионального климатического фонда, стимулирующего разработку и реализацию наиболее эффективных проектов, направленных на сокращение парниковых газов.

Про-мыш-лен-ность 1. Максимизация дохода. 2. Оптимизация налогообложения. 3. Повышение конкурентоспособности. 4. Создание благоприятного имиджа. 1. Внедрение новых технологий. 2. Расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции. 3. Снижение себестоимости продукции. 4. Использование низкоуглеродных видов топлива.

НПО 1. Информирование общественности о проблемах, связанных с изменением климата. 2. Обеспечение контроля за деятельностью промышленных предприятий и внедрением новых технологий. 3. Обеспечение взаимодействия стейкхолдеров: власть-бизнес-население 1. Создание независимых СМИ и центра эко-лого — климатичекой культуры и информации. 2. Составление климатических рейтингов предприятий. 3. Распространение опыта инновационных технологий. 4. Проведение конференций, совещаний, круглых столов с участием всех заинтересованных сторон.

Население 1. Удовлетворение потребности в качественной окружающей среде. 2. Получение полной и объективной информации о состоянии ОПС. 3. Реализация права на общественный контроль за деятельностью региональных органов власти и предприятий 1. Формирование платежеспособного спроса на низкоуглеродную продукцию. 2. Выполнение требований по энергосбережению в быту и на рабочем месте. 3. Создание независимых общественных организаций, обеспечивающих контроль и распространение достоверной информации. 4. Проведение общественных мероприятий.

Механизм снижения эмиссии парниковых газов региона

В нашей стране ведущую роль в процессе внедрения энергосберегающих мероприятий играют российские регионы. Согласно Федеральному закону N 184 — ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям регионов относится организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Целый ряд российских регионов участвует в проектах по повышению энергоэффективности, энергосбережения, использованию альтернативных источников энергии, т.е в тех мероприятиях, которые позволяют снижать потребление ископаемых видов топлива и выбросы парниковых газов.

Разработка стратегии снижения региональных выбросов предполагает создание соответствующего механизма (см.рисунок), а также исследование интересов субъектов, участвующих в данном процессе. Укрупненный перечень заинтересованных лиц включает региональные власти, промышленные предприятия, неправительственные организации, население, систематизация направлений деятельности и характеристика интересов которых представлены в табл. 4.

Первый уровень реализации механизма предполагает разработку стратегической цели регионального снижения выбросов парниковых газов, согласование поэтапного ее достижения; разработку региональных программ снижения эмиссии парниковых газов, энергосбережения и повышения энергоэффективности. Региональные власти обеспечивают гармонизацию регионального законодательства с учетом климатического

фактора, создание банка данных инновационных технологий, содействуют внедрению инновационных технологий и возобновляемых источников энергии; создают условия для разработки институциональной базы для региональной торговли квотами на выбросы ПГ и внедрения рыночных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в регион. На этом этапе производится оценка региональной ситуации на соответствие комплексному показателю углеродо-емкости региона. Для стимулирования разработки и реализации наиболее эффективных проектов, направленных на сокращение парниковых газов, создается региональный климатический фонд.

Второй уровень реализации механизма предполагает проведение инвентаризации выбросов парниковых газов, оценку потенциала их снижения промышленными предприятиями. Менеджмент предприятия разрабатывает перечень мероприятий, способствующих снижению эмиссии парниковых газов, и производит проверку по критерию экономико-математической модели.

Третий уровень реализации механизма предполагает создание в регионе центра эколого-климатической культуры и информации, который выполняет функции связующего звена между населением, неправительственными организациями, властью и бизнесом, обеспечивая распространение достоверной информации о исследуемой проблеме и методах смягчения антропогенного воздействия на климатическую систему. Население участвует в формировании платежеспособного спроса на низкоуглеродную продукцию, реализует экономическую заинтересованность в выполнении требований по энергосбережению в быту и на рабочем месте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Емельяненко В. Продавцы воздуха, как заработать на климате? // Русский мир, февраль 2010. — С. 22—27.

2. Порфирьев Б.Н. Экономика климатических изменений. — М.: Анкил, 2008.

3. Башмаков И.А. Низкоуглеродная Россия: 2050 г. — М.: Авис Оригинал, 2009.

4. Опыт стран Европы и Азии в энергосбережении // «Новости теплоснабжения», март 2007. № 3 (79).

5. Александровская Н.Д., Арянин А.Н., Кобяков А.Б., Молодцов С. Д. Сравнитель-

ный анализ приоритетов энергетической и научно-технической политики США, стран ЕЭС и Японии: прил. к науч.-техн. журналу «Экономика топливно-энергетического комплекса России». — М.: ВНИИОЭНГ, 1994.

6. Энергосбережение: взгляд со стороны государства // Энергетика и промышленность России, апрель 2004 г. № 4 (44).

7. Федоров Ю.Н., Сафонов Г.В., Баги-ров А. Т. Низкоуглеродная экономика России: тенденции, проблемы, возможности. — М„ 2009. Е2Е

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Коробова Ольга Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры Прикладной экологии, Российский университет дружбы народов.

А

- ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ

ГОРНОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО БЮЛЛЕТЕНЯ

(ПРЕПРИНТ)

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Бабасов Алихан Гайнуллаевич, Басилая Акакий Георгиевич, Попов Михаил Сергеевич -

аспиранты,

Бурцев Сергей Викторович, Тихонский Алексей Владимирович, Филимонов Андрей

Юрьевич - соискатели,

Стоянова Инна Анатольевна, доцент, кандидат экономических наук,

Московский государственный горный университет,

Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

Исследованы экологические и экономические проблемы природопользования, представлены направления обеспечения экологической безопасности на предприятиях и в регионах.

Ключевые слова: окружающая среда, ущерб, природоохранные мероприятия, экономические риски.

Babasov A.G., Basilaya A.G., Burcev S.V., Popov M.S., Stoyanova I.A., Tihonskiy A.V., Fili-monov A.U. ECOLOGICAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF NATURE

The ecological and economic problems of nature, represented by the direction of environmental safety in enterprises and regions.

Key words: environment, a damage, nature protection actions, ekonomi-cheskie risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.