Известия ТРТУ Тематический выпуск
6. Бутенкое С.А., Холодное АЛ., Ястребов B.C., Каркшценко AM. Применение гранулированных вычислений в задачах САПР машиностроения. Известия ТРТУ, 2004, №3,
- С. 66-73.
7. Горя иное ЮЛ., Алтунин А.Е., Рябов В.Я. Автоматизированная система сбора, передачи и обработки оперативной информации по капитальному строительству объектов газовой промышленности Тюменской области. В сб.: "Теория и практика разработки газовых месторождений Западной Сибири". - М.: ВНИИГАЗ, 1985. - С.142-146.
8. Горя иное ЮЛ., Алтунин А.Е. Рябое В.Я. Автоматизированная система контроля за капитальным строительством. "Г^овая промышленность", 1987, №7, - С.34-35.
9. . ., . .
. , - , 2004, 2.
10. . . . - .: Просвещение, 1970. - 140 с.
11. L. N. Vicente, P. H.Calamai. Bilevel and Multilevel Programming: A Bibliography Review, Journal of Global Optimization, 1994, Vol. 6, - pp. 1-16.
12. . . . -ный университет, 1986. - 211 с.
13. . ., . . -
ях. - Тюмень: Тюменский ГУ, 2000. - 367 с.
14. Yazenin A.V., WagenknechtM. Possibilistic Optimization - A measure-based approach. Ak-tuelle Reihe 6/96. Brandenburgische Tecnische Universitat, Cotbus, Germany, 1996. - 48 p.
15. . . - .: , 1978. - 280 .
Э.В. Чекрыгин, A.B. Маргелов, A.A. Кулаков
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПОДДЕРЖАНИЯ БОЕГОТОВНОСТИ МФК РЭП НА БАЗЕ САПР
Рассматривается проблемно-полная методология создания видимости реальных боевых действий на море на базе математико-программно-аппаратной системы автоматизированного проектирования (САПР). Приводится математикопрограммный аппарат формирования РЭС-обстановок как элементов РЭБ и отражается роль персонала в обеспечении эффективного функционирования МФК РЭП.
Анализ результатов исследования оперативно-тактических операций локальных конфликтов отмечает, что одно из ведущих мест защиты кораблей ВМФ занимает своевременное обнаружение сил и средств нападения, определение их , , -тронных средств (РЭС) [1]. При этом отмечается возрастающая роль человеческо-
( ).
твердые знания оператором специфики объектов воздушной операции, их возмож-
, - , -дачи адекватного освещения обстановки и использования средств многофункционального комплекса (МФК) РЭП определяют эффективность противодействия. Необходимым условием подготовки оператора является создание видимости реальных боевых действий в акватории надводного корабля.
Целью данной работы является разработка инструмента, который позволяет моделировать воздушные операции, приближенные к действительности. Види-
мость реальной воздушной обстановки обеспечивать планированием РЭП, согласованной с тактикой ведения воздушных операций (ВО).
Предложенный инструмент моделирования ВО против кораблей ВМФ может быть использован в качестве основы в обучении операторов РЭБ при решении задачи борьбы со средствами воздушного нападения противника.
Синтез моделей ВО осуществляется с помощью математи-
ко-программно-аппаратной системы автоматизированного проектирования (САПР), в состав которой входят следующие автономные компоненты: "шаблон" (бИ); первичного проектирования (у); коррекции моделей (х); разворота во времени (7); разворота во времени с выводом структурных параметров ^_и); разворота во времени с выводом годографов движения всех объектов ВО (ю) и разворота во времени с выводом годографов и структурных параметров (ю_и).
Компонент бИ демонстрирует маски всех объектов, участвующих в моделях
ВО. Каждому объекту приписывается тип ] = 0, М] -1, где М] - число возможных типов, тип штатного РЭС геБ = 0, Мг, где Мг - число типов РЭС по каталогу и своя
( ) . 0 - -чения факта отсутствия на объекте РЭС.
Компонент у обеспечивает первичный синтез модели ВО. В его состав входят модули: МаБка(), 8ш81а1(), 8шикаБ(), 81п№бп() и модуль вывода файла модели. Модуль МаБка() представляет собой банк масок типов объектов, с которого покрываются (маскируются) объекты в динамике движения. Модуль 8ш81а1() обеспечивает синтез статической картины модели ВО в предстартовом состоянии. Модуль 8шикаБ() обеспечивает ввод указаний характерных точек траекторий движения объектов [2]. Модуль 8шКаБп() обеспечивает ввод типов РЭС каждому из объек-, . осуществляется модулем вывода файла. Работа компонента у начинается с ввода имени будущей модели ВО и заканчивается выводом файла под присвоенным именем в банк моделей. В первичном синтезе оператор в графическом интерфейсе " - " , -ные параметры и характерные точки траекторий движения по своему усмотрению.
На данном этапе являются определенными: пространственное рассредоточение объектов перед стартом; рассредоточение своих сил и сил противника на оперативном поле в процессе разворота модели ВО во времени; временные параметры и пространственные характерные точки траекторий всех объектов. Неопределенным является качество модели в связи с трудностью предсказания согласуе-мости действий объектов при первой попытке проектирования.
Компонент х обеспечивает коррекцию типового и количественного составов модели; временных параметров, характерных точек траекторий движения и назначений РЭС объектов. Цель коррекции - достижение такого качества модели, которое порождало бы планируемые РЭС - обстановки. Для этого оператор вводит корректируемую модель из банка по ее имени; на основе результатов пробного разворота осуществляет коррекцию структурных, временных и пространственных параметров и выводит файл в банк моделей по тем же или новым именем. Компо-х . -
фическом интерфейсе в интерактивном взаимодействии оператора с ЭВМ. Никаких дополнительных операций не осуществляется.
Известия ТРТУ Тематический выпуск
Компонент ъ обеспечивает разворот модели ВО в машинном времени с ге-
- . - -( ) ( ), ( ), -( ) ( ) .
При формировании форматов данных учитывается состояние прие-мо-передатчика; протяженность горизонта, мощность передатчика и диаграммы направленности антенны (ДНА) бортовой РЭС. Кроме этого, в компоненте ъ производится переназначение признаков свой-чужой и дифференциальные назначения параметров излучаемых сигналов. Последнее особо важно для отражения многообразия тактических ситуаций и состояний бортовых РЭС. Например, позволяет
- -, -ров сигналов в любых пределах. На экран монитора выводится динамически развивающаяся картина ВО. Объект, относительно которого идет формирование
- , . стартстопный принципы разворота. Во втором случае оператору предоставляется возможность с пульта многократно останавливать и вновь пускать модель или разворачивать ее посекундно.
В состав компонента ъ входят модуль МаБка(); модуль Б1ШаБп() - ди ффе-ренциальных назначений; банк модулей описаний фрагментов траекторий; модули
-, -, - - -
.
ъ_и
выводом параметрического описания модели ВО в динамике разворота. На экран монитора, помимо картины модели, выводятся: имя (1) и тип (]) объекта; высота (И) над уровнем моря; горизонт ^ог); амплитуда (А) сигнала; дальность (Я) относительно отмеченного объекта; числа (пЯЬ) и (пЯТ) источников с игналов в РЛ- и РТ-каналах соответственно, а также время (Т) сечения модели. Это позволяет при развороте в стартстопном или посекундном режимах снимать "карту" динамики , , , входа в зоны видимости и т. д. По этим данным оператор выносит суждения о корректировке параметров движения объектов модели. Данный компонент выполняет учебные функции в смысле корректировки ее качества.
ъ_и ъ,
.
ъ, -
храняет годографы движения всех объектов модели. Это необходимо для документирования общей картины разворота модели ВО. Снятые схемы моделей собираются в альбом, по которым впоследствии определяются задания персоналу АСУ в .
В состав компонента ю входят все модули компонента ъ и модуль формирования годографов движения объектов. Последние выводятся пикселами посекундно. В разрыве годографа каждого объекта изображается его маска.
Компонент ю_и обеспечивает выполнение всех функций компонента ъ_и, но с выводом годографов движения всех объектов. Разворачивая модель в стартстопном режиме, оператор может снять карту состояний параметров сигналов, соотнесенную к зафиксированной картине модели.
САПР решает не только задачи синтеза поведения моделей ВО с наперед заданными структурными параметрами. В нем решаются также и задачи формирова-- ,
.
( ) :
- , . мьаи = 0; ГРакеЖТ.М = 0;
- достижение точки зоны; МЬ^Г] = 1; ГРакеШТ.М = 0; РЛС включена в режиме обзора;
- разворот УдСм до курса атаки и движение до захвата цели РЛ-прицел ом; МЬОД = 1; ГРакеЖТ.М = 1; РЛС включена в режиме сопровождения;
- выход на рубежи ударов с пуском ракет типа воздух-поверхность. МЬОД = 1; ГРакеЖТ.М = 1; РЛС включена в режиме сопровождения;
- разворот на курс в ыхода из зоны ПВО; МЬ^г] = 0; ГРакеШТ.М = 0; РЛС выключена;
- выход в точку привода на посадку и посадка на палубу; МЬОД = 0; ГРакеШТ.М = 0; УдСм исключается из состава объектов модели, где МЬОД и ГРакеШТ.М - признаки включения РЛС и ее состояния соответственно; Г - имя
.
В описанной схеме достоверно принимается решение только о включении и выключении бортовой РЛС (признак МЬ^Г]). Формат пакета данных требует определения амплитуды сигнала (ГРакеШТ.М.А). Последняя определяется из условий: дальности до цели; пребывания в зоне радиогоризонта и пребывания цели в зоне сектора обзора РЛС (или пребывания УдСм в ракурсе активности относительно ).
Исчисление РЭС-обстановок. САПР построен так, что не накладывет ограничений на выбор объекта анализа. Принципиально объектом анализа, т. е. объектом, относительно которого планируется РЭС-обстано вка, может быть любой объ-.
Коррекция РЭС-обстановок. В процессе первичного синтеза определены структура и тактики ведения операций всеми объектами ВО. С другой стороны, по условию задачи известны тактические ситуации и связанные с ними
- , . -водятся на первом этапе создания модели. Задачей второго этапа является коррекция временных отношений до достижения видимости согласованных действий с
- .
Заключение. В настоящее время особо остро стоит проблема создания энергосберегающих технологий поддержания боеготовности средств РЭП.
В связи с тем, что предложенный аппарат содержит полный базис элементов: постановку задачи; САПР; методологию достижения заданного качества ВО и связанных с ними РЭС-обстановок, то можно говорить о создании проблемнополной методологии поддержания боеготовности МФК РЭП, удовлетворяющей условиям экономической целесообразности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Корсаков А. Американская концепция "воздушно-морская операция" //Зарубежное военное обозрение. -1990. №2. - С. 7-18.
Известия ТРТУ Тематический выпуск
2. . // военное обозрение.-1992. № 1. - С. 41-43.
В.М. Глушань, А.В. Далекин, Р.В. Иванько, И.Ю. Косов
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ НА ЛОКАЛЬНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
СЕТЯХ*
В работе [1] рассмотрено применение сетевых технологий для решения задач конструкторского проектирования. В качестве примера рассматривались задачи компоновки и размещения, обосновывалась эффективность указанного подхода. , -, -ности в целом конструкторского проектирования на основе применения сетевых технологий. Некоторое продвижение в этом направлении дано в работе [2]. Однако, эта работа носит в основном концептуальный характер, хотя в ней и рассматривается помимо задач компоновки и размещения задача трассировки, остаются невыясненными некоторые частные вопросы такие, как: зависимость времени решения этих трех задач от числа компьютеров в сети; времени передачи информации
- - . -принята попытка по устранению этого недостатка.
1. Варианты распределения задач конструкторского проектирования между сервером и компьютерами сети. Для упрощения будем рассматривать задачу проектирования печатной платы с одногабаритными элементами. Исходя из
, , -, . задач компоновки и трассировки на сервере, а размещение компонентов выполнять на компьютерах-клиентах. Во втором способе предлагается задачу компоновки решать на сервере, затем всю информацию о частях схемы (печатной платы) передать на компьютеры-клиенты сети. Задачу размещения и трассировки решать на
- . -формацию о каждой части платы необходимо последовательно передать с каждого клиентского компьютера на сервер. При этом на каждой части платы вероятнее
( ), , т.е., будут проходить по разным платам. Поэтому сервер должен объединить все , - , -полнить окончательную трассировку цепей, расположенных на разных частях.
2. Подготовка информации, необходимой для решения задач конструкторского проектирования на ЛВС. Первая подготовительная задача - это разбиение исходной схемы на определенное количество частей (задача компоновки) в зависимости от числа клиентских компьютеров и с учетом того, что эти пла-
( ), их практически невозможно будет объединить в одну общую плату.
Классическим случаем разбиения схемы на части является использование графовых или гиперграфовых моделей схем. Однако, эти модели хороши только для решения задач компоновки и размещения. Для решения задачи трассировки необходима информация о том - какие выводы элементе в соединяются между со-
* Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 03-01-00336