безопасности. Проект Крейнина Е.В. с соавторами предполагает сжигание части углеводородного сырья на месте залегания.
В свою очередь метан — ценный продукт химических технологий для получения из него, хлороформа, топлива, различных масел и смазок, синтетического каучука, пластмассы, моющих средств, спиртов, гербицидов, взрывчатых веществ, медицинских препаратов и других продуктов. Рассмотрены технологические методы получения продуктов из газогидратов: термический, термобарический, абсорбция (с вымораживанием и без вымораживания) и другие.
Морозов A.A.
ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДАХ
Нефтепроводом принято называть трубопровод, предназначенный для перекачки нефти и нефтепродуктов (при перекачке нефтепродукта иногда употребляют термин нефтепродуктопровод) [1]. По своему назначению нефте- и нефтепродуктоттроводы можно разделить на следующие группы: промысловые; магистральные; технологические [1, 2]. Магистральные нефтепроводы (МН) предназначены для транспортировки товарной нефти и нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и бензина) из районов их добычи (от промыслов) производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива в цистерны, нефтеналивных терминалов, отдельных промышленных предприятий и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)). Они характеризуются высокой пропускной способностью^ диаметром трубопровода от 219 до 1400 мм и избыточным давлением от 1,2 до 10 МПа [1]. Магистральный нефтепровод, в общем случае, состоит из следующих комплексов сооружений: подводящие трубопроводы; головная и промежуточные нефтеперекачивающие станции (НПС); конечный пункт; линейные сооружения [2].
Щй * SgBw GsHs
Рис. 1, Состав сооружения магистрального нефтепровода (по Г.Г. Васильеву, A.A. Коршаку и др., 2005):
1 - подводящий трубопровод; 2 - головная НПС; 3 - промежуточная НПС; 4 - конечный пункт; 5 -линейная часть; 6 - линейная задвижка; 7 - дюкер; 8 - надземный переход; 9 - переход под автодорогой; 10 - переход под ж/д дорогой; 11 - СКЗ; 12 - дренажная установка: 13 - дом обходчика; 14 - линия связи; 15 - вертолетная площадка; 16 - вдольтрассовая дорога.
Процесс наполнения и хранения нефти и нефтепродуктов в резервуарах, а также погрузки танкеров сопровождаются выбросом газов легких газообразных углеводородов в атмосферу. Потери легких фракций углеводородов от нефтяных резервуаров приходится главным образом на «большие» (при наполнении) и «малые» (при хранении) дыхания. В среднем состав паровоздушной смеси, выдыхаемой из резервуаров, включает 32% массовой доли углеводородов метанового ряда, 12%
бензиновых фракций и 56% воздуха. Такие выбросы приводят к загрязнению окружающей среды, создают пожаровзрывоопасную ситуацию в районе нефтебаз и морских терминалов, а также приводят к прямым потерям нефтепродуктов, которую в свою очередь влекут за собой экономические и экологические убытки [3]. Потери нефти происходят при перекачке нефти по магистральному нефтепроводу, на всем его протяжении, самопроизвольно или для технологических нужд производства, и достигают показателя в 15 - 20%. При этом расход энергии на единицу промышленной продукции в России в 2,5 - 5 раз выше, чем в индустриально развитых странах мира. Поэтому выгоднее экспортировать первичное топливо, а не конечную энергоемкую продукцию. Сохранение современного уровня энергоемкости промышленного производства делает Российскую продукцию неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем рынке, поощряя тем самым импорт потребительских товаров и экспорт сырья. Поэтому проблема энергоресурсосбережения на магистральных нефтепроводах особо актуальна не только для нефтегазовой промышленности, но и для экономики России в целом, т.к. экспорт углеводородов является важной статьей дохода в бюджет страны, а каждый процент экономии энергоресурсов дает прирост национального дохода на 0,35 - 0,4% [4].
К основным ресурсосберегающим мероприятиям относят:
• применение (в зависимости от способа перекачки) резервуаров с плавающей крышей (понтоном);
• применение теплоизоляционных покрытий нефтепроводов;
• расчет нефтепровода на нестационарные режимы работы [5];
• полное сжигание топлива для подогрева высоковязких нефтей;
• полная утилизация тепла продуктов сгорания;
• экологически чистая утилизация продуктов сгорания;
• своевременное обновление оборудования ГНПС и ПНПС и резервуарных парков при
них;
• защита от коррозии и других разрушающих факторов и т.д.
Комплексное и грамотное применение этих методов позволит сократить убытки от потерь нефти, улучшить экологическую обстановку, а так же будет являться мощным стимулом роста экономики страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Трубопроводный транспорт нефти/Г.Г. Васильев, Т.Е. Коробков, A.A. Коршак и др.; Под ред. С.М. Вайнштока: Учеб. для вузов: В 2 т. - 2-е стер. изд. -М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2006. -407 с.
2. Основы нефтегазового дела/А.А. Коршак, A.M. Шаммазов: Учебник для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - Уфа.: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2005. - 528 с.
3. Васильев А.О., Хачатуров Ю.Ю. Мониторинг углеводородов в воздухе по интегральным инфракрасным спектрам поглощения/ Тезисы 63-й Студенческой научной конференции «НЕФТЬ И ГАЗ - 2009», 13-16 апреля 2009 г. - РГУ нефти и газа им. Губкина. http://sno.gubkin.ru/doklads/ng2009/04_Himiya/MONITORING_UGLEVODORODOV_V_VOZDUKHE_ PO_rNTEGRALNYM_INFRAKRASNyM_SPEKTRAM_POGLOSCHENIl.doc
4. Основы ресурсо-энергосберегающих технологий углеводородного сырья/ Е.В. Глебова, Л.С. Глебов, H.H. Сажина: Изд. 2-е исправленное и дополненное - М,:ФГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005. - 184 с.
5. Гаррис H.A.. Гаррис Ю.О., Глушков A.A. Построение динамической характеристики магистрального трубопровода (модель вязкопластичной жидкости) // Электронный научный журнал "Нефтегазовое дело", 2008. http://www.ogbus.ru/auThors/Gan-is/Garris_4.pdf
öS