Научная статья на тему 'ЭНЕРГОПОЛИТИКА США ПОСЛЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА: ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СЛАНЦЕВОЙ ИНДУСТРИИ'

ЭНЕРГОПОЛИТИКА США ПОСЛЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА: ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СЛАНЦЕВОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК НЕФТИ / СЛАНЦЕВАЯ НЕФТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салихов Марсель Робертович, Курилов Виктор

В статье проведен анализ последствий заявленной энергетической политики нового президента США Джо Байдена для сланцевой индустрии. Несмотря на продвижение «зеленой повестки», политика новой администрации вряд ли приведет к значительному ухудшению положения сланцевых производителей США на горизонте до 2030 г. Негативные эффекты будут более сильными в 2030-2050 годах, но и в условиях падающего мирового спроса на нефть сланцевая добыча будет востребована, благодаря своей гибкости и короткому инвестиционному циклу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US ENERGY POLICY AFTER THE PRESIDENTIAL ELECTION: POSSIBLE IMPLICATIONS FOR THE OIL SHALE INDUSTRY

The article analyzes the consequences of the declared energy policy of the new US President Joe Biden for the oil shale industry. Despite the advancement of the Green Agenda, the policy of the new administration is unlikely to lead to a significant deterioration in the position of US shale producers on the horizon until 2030. The negative effects will be stronger in 2030-2050, but in the face of falling global oil demand, shale production will be in demand due to its flexibility and short investment cycle.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГОПОЛИТИКА США ПОСЛЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА: ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СЛАНЦЕВОЙ ИНДУСТРИИ»

УДК 622.276:339.9

DO110.46920/2409-5516_2020_12154_22

Энергополитика США после выборов президента: возможные последствия для сланцевой индустрии

US energy policy after the presidential

election: possible implications

for the oil shale industry

Марсель САЛИХОВ Президент и главный директор по экономическому направлению Фонда «Институт энергетики и финансов», к. э. н. e-mail: m_salihov@fief.ru

Marcel SALIKHOV

President, Principal Director on Economic Studies, Head of the Economic Department e-mail: m_salihov@fief.ru

Виктор КУРИЛОВ

Заведующий сектором «Моделирование» экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов» e-mail: v_kurilov@fief.ru

Viktor KURILOV

Head of the Economy Modelling Sector, Economic Department e-mail: v_kurilov@fief.ru

Джо Байдена традиционно ассоциируют с «зеленой» энергетикой

Источник: SodeLVIadyslav/Depositphotos.com

< V

с;

о

< V

Аннотация. В статье проведен анализ последствий заявленной энергетической политики нового президента США Джо Байдена для сланцевой индустрии. Несмотря на продвижение «зеленой повестки», политика новой администрации вряд ли приведет к значительному ухудшению положения сланцевых производителей США на горизонте до 2030 г. Негативные эффекты будут более сильными в 2030-2050 годах, но и в условиях падающего мирового спроса на нефть сланцевая добыча будет востребована, благодаря своей гибкости и короткому инвестиционному циклу.

Ключевые слова:рынокнефти, сланцевая нефть, энергетическая политика, выборы.

Abstract. The article analyzes the consequences of the declared energy policy of the new US President Joe Biden for the oil shale industry. Despite the advancement of the Green Agenda, the policy of the new administration is unlikely to lead to a significant deterioration in the position of US shale producers on the horizon until 2030. The negative effects will be stronger in 2030-2050, but in the face of falling global oil demand, shale production will be in demand due to its flexibility and short investment cycle. Keywords: oil market, shale oil, energypolicy, elections.

//

Победа Байдена отражает тренд, набирающий силу в развитых странах и по всему миру: новые поколения людей в большей степени обеспокоены проблемой изменения климата. По результатам опросов PEW Research, в США из молодых поколений (родившихся после 1981 г.) 51 % респондентов считают, что «глобальное потепление представляет серьезную угрозу в течение их жизни», в то время как среди людей старшего поколения (родившихся до 1964 г.) так считают лишь 29 % респондентов. Можно ожидать, что с течением времени тема борьбы с изменением климата будет усиливаться в политическом поле: политики будут пытаться предложить программный ответ на запрос новых поколений.

Заявленные шаги

Байдена во внутренней

и внешней политике несут не только негативные, но и позитивные эффекты

для сланцевой индустрии

По предварительным данным, победу на выборах президента одержал Джо Байден, что рассматривается как негативный сценарий для нефтегазовой отрасли США. В сфере энергетической политики предвыборные программы Джо Байдена и Дональда Трампа были противоположными. Трамп, как и в период своего президентства, делал ставку на поддержку традиционных отраслей промышленности -сталелитейной, угольной и нефтегазовой. В то же время команда Байдена пообещала кардинально изменить политику в пользу возврата к Парижскому соглашению по климату и достижения целей «зеленой повестки». Образ Байдена в медиапро-странстве ассоциируется с неизбежным снижением роли углеводородов в энергетическом балансе США.

Значительное влияние политика администрации Байдена окажет на рынок нефти. Позитивные факторы для сланцевых производителей с большой вероятностью будут реализованы уже в краткосрочной перспективе:

Последствия победы Байдена на выборах 2020 г. для сланцевой индустрии

Однако при детальном рассмотрении заявленные шаги Байдена во внутренней и внешней политике несут различные -не только негативные, но и позитивные -эффекты для сланцевой индустрии и нефтегазовой отрасли США в целом.

Нефтехимический комплекс, США

Источник: sepavone/Depositphotos.com

< v

с;

о

< V

• новый пакет помощи экономике США в условиях пандемии C0VID-19;

• снижение напряженности в «торговой войне» с Китаем;

• потенциальное введение новых санкций против России и Саудовской Аравии.

По оценкам Rystad Energy, новый пакет помощи экономике США на 1 трлн долл. может вызвать увеличение спроса на 0,4 млн барр./сут. уже в 2021 г. Изменение направления внешней политики США в сторону глобализации постепенно приведет к увеличению мирового ВВП на 1-2 % к 2025 году, мировой спрос на нефть увеличится на 0,5 млн барр./сут. в среднем обе-

Байден обещает отменить ограничения на экспорт нефти Ирана и Венесуэлы. Это может привести к возвращению на рынок нефти 2,4-2,9 млн б/с. Однако вряд ли это будет быстро реализовано

спечит прирост спроса на 100 тыс. барр./ сут. в год в 2021-2025 годах.

Ожидается ухудшение отношений США с Россией, так как представители демократической партии давно намеревались ввести санкции из-за вмешательства в выборы США, с Саудовской Аравией - из-за убийства журналиста Джамаля Хакаджи и других нарушений прав человека. Трудно оценить, какие количественные эффекты это произведет на рынке нефти. Но стоит ожидать усиления партнерских отношений России и Саудовской Аравии в рамках ОПЕК+. Ограничительная политика ОПЕК+ вкупе с сокращением инвестиций на рынке нефти по мере восстановления спроса после кризиса СОУЮ-19, как ожидается, приведет к сокращению коммерческих запасов нефти. По текущим прогнозам, в 2022-2023 годах возможен даже всплеск цен на нефть до 70 долларов за баррель и выше.

Негативный эффект от заявленных решений новой администрации для сланцевой индустрии США складывается из следующих факторов:

• отмена ограничений наэкспорт нефти из Ирана и Венесуэлы;

• ужесточение экологических ограничений на добычу нефти и газа и на строительство транспортной

инфраструктуры в нефтегазовой сфере в США;

• отмена выдачи разрешений на добычу нефти и газа на землях и в акваториях, находящихся в ведении федеральных властей США;

• программа развития электромобилей и ВИЗ в США - субсидирование производства и продаж за счет повышения налогов.

Реализация негативных эффектов скорее будет растянутым во времени.

Байден обещает изменить подход администрации Трампа к отношениям США с Венесуэлой и Ираном и отменить ограничения на экспорт нефти против этих стран. Это может привести к возвращению на рынок предложения в размере 2,4-2,9 млн барр./сут. к 2025 году. Однако вряд ли эти меры будут быстро реализованы. Можно ожидать, что переговоры с Ираном начнутся не раньше выборов президента страны, намеченных на июнь 2021 года. До введения санкций в мае 2018 года добыча в Иране составляла 4,5 млн барр./ сут., а сейчас снизилась до 2,5 млн барр./ сут. Известно, что иранские производители проделали большую работу, чтобы иметь возможность запустить остановленные месторождения в производство в будущем. К концу 2022 года можно ожидать роста добычи в Иране на 1,2 млн барр./ сут. до 3,7 млн барр./сут. В Венесуэле же спад добычи начался задолго до санкций, введенных Трампом в отношении национальной компании РОУБА. Добыча в Венесуэле сократилась уже до 320 тыс. барр./ сут. в октябре 2020 года, в базовом сценарии можно ожидать медленного роста добычи до 700 тыс. барр./сут. к 2025 году.

Отсутствие контроля над верхней палатой конгресса со стороны демократической партии скорее не позволит Байдену ввести жесткие экологические ограничения на добычу нефти и газа. Реалистичным сценарием ограничительных мер может стать запрет на выдачу лицензий на бурение и добычу на землях и в акваториях, находящихся в ведении федеральных властей США. По оценкам WoodMackenz¡e, введение запрета окажет понижающий эффект на добычу нефти в США в размере 1,3 млн барр./сут. к 2025 г. Также власти могут препятствовать строительству нефтепроводов и газопроводов на территории федеральных земель, примером таких ограничений является затянувшееся на годы согласо-

вание нефтепровода Keystone XL. Однако в текущих условиях понижения уровня и прогнозов по добыче в США, нехватка нефтепроводов ограничит, прежде всего, импорт тяжелой канадской нефти в США.

Более того, новая администрация президента США может и не дойти до жестких ограничений по отношению к собственной сланцевой индустрии за отведенные четыре года, если пойдет на ухудшение отношений с Россией и Саудовской Аравией. Сланцевая индустрия тяжело переживает текущий кризис, что ограничивает возможности властей по ужесточению регулирования в ближайшие годы. В 2022-2023 годы же ожидается рост цен на нефть

Гидроразрыв (фракинг) пласта на месторождении, США Источник: gifteclipse.com

до 60-70 долларов за баррель в результате восстановления мирового спроса из-за преодоления пандемии. В этот период жесткие шаги в виде запрета гидроразрыва пласта или отмены выдачи новыхлицензий на бурение и добычу в США также выглядят маловероятными из-за риска дополнительного повышательного давления на нефтяные котировки.

Ключевую роль в «зеленой повестке» команды Байдена играет программа по развитию сектора электромобилей и ВИЗ стоимостью 2 трлн долларов с целью достижения «углеродной нейтральности» в энергетическом секторе США к 2035 году. За счет повышения налогов на прибыль государство будет субсидировать производ-

< v

о

< V

Даже при реализации «зеленой» программы Байдена сложно ожидать, что сланцевая отрасль окажется на грани банкротства. Недоинвестирование в добычу будет ограничивать предложение нефти

ство и продажи электромобилей. Второй компонентой программы станет изменение регулирования (в том числе, федеральной комиссии по энергетике FERC) в пользу стимулирования ВИЗ и электромобилей. Однако значительного эффекта на спрос на нефть и газ от программы стоит ожидать не в ближайшей перспективе, а после 2030 года. По оценкам Wood Mackenzie, в результате реализации программы количество электромобилей в автопарке США к 2030 году окажется на 60 % больше, чем в сценарии без государственного стимулирования. Ноив этом «высоком» сценарии

парк электромобилей оценивается на уровне 4млн единиц, что составит лишь 1,5 % от общего автопарка США в 2030 г.

Даже в условиях реализации «зеленой» программы Байдена сложно ожидать, что сланцевая отрасль США окажется на грани банкротства на горизонте до 2030 года. Во-первых, на рынке нефти недоинвестирование в добычу в 2020-2022 гг. будет ограничивать предложение во второй половине 2020-х годов, поэтому цены на нефть даже в безуглеродных сценариях будут на уровне 50 долларов за баррель и выше. Во-вторых, сланцевая индустрия США обладает высокой гибкостью и коротким инвестиционным циклом. В 2025 2030 годах можно ожидать, что гибкие производители США и Ближнего Востока будут заполнять потенциальные разрывы между спросом. Гибкость производственных процессов, вероятно, обеспечит жизнеспособность сланцевой индустрии и в более длительной перспективе. В период ожидаемого в 2030-2050 годах снижения мирового спроса на нефть инвестиции в традиционную добычу с длительным сроком окупаемости станут крайне рискованными, поэтому гибкие сланцевые проекты могут быть по-прежнему востребованы для покрытия спроса.

Рис. 1.

Прогнозы добычи нефти в США

Источник: ИЭФ по данным Минэнерго США (EIA) и оценкам Wood Mackenzie

< v

о

< V

16

14

12

10

млн барр./сут.

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

США - прогноз с учетом новых ограничений Байдена

США - текущий прогноз

США - текущий прогноз до 00УЮ-19

8

100

90

80

70

60

млрд фут3 / сут.

$/ млн БТЕ

2016

2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-1—

2018

■Добыча

2019

2020

2021

Цена на Henry Hub (прав. ось)

- 4

- 3

- 2

- 1

2022

Рис. 2. Прогнозы добычи и цен природного газа в США

Источник: ИЭФ по данным и прогнозам Минэнерго США (Е1А)

В то время, как в секторе автотранспорта значимых изменений можно ожидать не раньше второй половины 2020-х годов, то значительным прорывом в достижении целей «зеленой повестки» в США в 2020-2024 гг. может стать (!) замещение угля в структуре энергобаланса за счет сланцевого газа (2) при одновременном увеличении утилизации объемов сжигаемого сейчас попутного нефтяного газа на сланцевых плеях. По прогнозам Минэнерго США, новая администрация вопреки своей «зеленой повестке» может столкнуться с увеличением потребления угля в 2021 г. Рост потребления угля прогнозируется в ответ на увеличение цен на газ из-за межтопливной конкуренции. В свою очередь рост внутренних цен на природный газ в США происходит в результате сокращения предложения, связанного с кризисом в сланцевой отрасли и спадом добычи сланцевой нефти.

Администрация может усилить давление на угольную отрасль за счет экологических ограничений. Дополнительным фактором в пользу проведения такой политики является потенциальный рост предложения сланцевого газа в результате запуска новых газопроводов в Техасе и Северной Дакоте. Новые газопроводы позволят утилизировать

попутный нефтяной газ на сланцевых бассейнах вместо сжигания.

Негативный эффект на производство сланцевого газа в США политика Байдена окажет в долгосрочном плане, в 20302050 годах. В частности, большие стимулы при новой администрации может получить оффшорная ветроэнергетика. При президентстве Трампа проекты в ветроэнергетике сталкивались с регуляторными ограничениями, в частности, был наложен запрет на строительство ветровых электростанций на атлантическом побережье от Флориды до Вирджинии.

Новая администрация вопреки своей «зеленой повестке» может столкнуться с увеличением потребления угля в 2021 г., что станет ответом на увеличение цен на газ из-за межтопливной конкуренции

< v

о

< V

0

1 200

1 000

800

600

400

200

млн т

1 084

1121

889

918

688

587 589 484

Электроэнергетика

Рис. 3.

Прогнозы по потреблению угля в США

I Другие сектора

Источник: ИЭФ по данным и прогнозам Минэнерго США (EIA)

Заключение

Несмотря на продвижение «зеленой повестки» со стороны Джо Байдена, основные эффекты его политики окажут влияние на сланцевых производителей в долгосрочной перспективе. До 2030 года эффект новой энергетической политики США на сланцевую индустрию будет нейтральным или умеренно-

негативным. В том числе, можно ожидать продвижения сланцевого газа как источника энергии взамен угля в энергобалансе США. При этом развитие электромобилей и ВИЗ вряд ли приведет к быстрому ухудшению положения сланцевых производителей, так как сланцевая добыча как гибкий источник поставок будет востребована даже при снижающемся спросе на нефть в 2030-2050 годах.

Использованные источники

< V

о

< V

Drilling Productivity Report (DPR) // EIA ноябрь, 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа https:// www.eia.gov/petroleum/drilling/ (дата обращения 13.04.2020).

Short-Term Energy Outlook (STEO) Il EIA ноябрь, 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.eia.gov/outlooks/steo/archives/nov20. pdf (дата обращения 10.11.2020). US Elections: Biden win brings new approach to energy markets II S&P Global Platts, 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа https:// www.spglobal.com/platts/en/oil/refined-products/ jetfuel/110920-us-elections-biden-win-brings-new-approach-to-energy-markets (дата обращения 09.11.2020).

US election and oil: A Trump win may make prices great again while Biden effect more mixed II Rystad Energy, 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rystadenergy.com/newsevents/ news/press-releases/us-election-and-oil-a-trump-win-may-make-prices-great-again-while-biden-effect-more-mixed/ (дата обращения 03.11.2020). Five consequences of a Biden administration for US energy II Wood Mackenzie, 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.woodmac. com/press-releases/five-consequences-of-a-biden-administration-for-us-energy/ (дата обращения 07.11.2020).

0

Ветровая энергетика, Калифорния, США Источник: ре1еггауёа / Depositphotos.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.