Научная статья на тему 'Энергоаудит как фактор обеспечения энергетической безопасности страны'

Энергоаудит как фактор обеспечения энергетической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОАУДИТ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андронова Инна Витальевна

Энергоаудит является первичным элементом реализации энергоэффективной политики государства. Изложены результаты анализа мирового опыта проведения энергоаудита, анализа российской практики энергоаудита. Выявлены проблемы, с которыми сталкивается российская политика энергосбережения и сформулированы предложения по их устранению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андронова Инна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергоаудит как фактор обеспечения энергетической безопасности страны»

© И В. Андронова, 2012

УДК 339.97(470+571) И.В. Андронова

ЭНЕРГОАУДИТ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Энергоаудит является первичным элементом реализации энергоэффективной политики государства. Изложены результаты анализа мирового опыта проведения энергоаудита, анализа российской практики энергоаудита. Выявлены проблемы, с которыми сталкивается российская политика энергосбережения и сформулированы предложения по их устранению.

Ключевые слова: энергоаудит, энергетический менеджмент, экономическая безопасность, энергетическая безопасность.

Вся деятельность современных государств направлена, прежде всего, на защиту своих национальных экономических интересов, которые чаще всего официально сформулированы в Стратегии или Концепции экономической безопасности страны. В этом же документе обычно выделены и опасности и угрозы экономической безопасности. Эти угрозы внутренние и внешние касаются социально-экономического положения страны. Но тенденцией последних десятилетий, в связи с развитием техники, технологии, появлением экологических и других проблем связанных с ускоренным промышленным развитием, стало выделение из категории экономической безопасности отдельного вида безопасности — энергетической безопасности страны. Понятно, что в зависимости от наделе-ённости энергетическими ресурсами, цели энергетической политики стран разные. Тем не менее, независимо от принадлежности страны к той или иной группе, есть одна цель, которая является общей для энергетической политики всех стран мира — это снижение энергозатратности экономики.

Современное состояние российской экономики в части энер-

гозатратности. Энергозатратность российской экономики на сегодняшний день приобрела характер реальной угрозы. По энергозатратности Российская Федерация находится среди мировых «лидеров». Хуже этот показатель только у Туркменистана, Украины и Казахстана. Энергозатратность российской экономики почти в 3 раза выше, чем у стран — лидеров по внутреннему валовому продукту США и Китая и в среднем по миру. При этом, с одной стороны, по мнению экспертов, потенциал энергоэффективности страны составляет 30—40 %. С другой стороны, по расчетам специалистов страна оказалась на пороге масштабного дефицита электроэнергии. К сентябрю 2006 года прирост электропотребления по стране составил беспрецедентные 4,8 %, притом, что прежде спрос увеличивался в среднем на 1,7 % в год, а прогноз Правительства РФ на 2011 год составляет 10 %. И это в условиях, когда износ основных фондов в энергетической отрасли, по разным оценкам, составляет от 50 до 80 %. В связи с этим происходит сокращение производства энергии. По прогнозам ИНЭИ РАН, к 2020 году потребность в генерирующих мощностях достигнет примерно —

300-317 млн.кВт, тогда как сейчас установленная мощность работоспособных энергоблоков составляет 210,4 млн.кВт.

Нехватка энергии может стать существенным фактором сдерживания экономического роста страны, а так же привести к еще более динамичному росту спроса на энергоресурсы внутри страны. Запасов нефти и газа в России достаточно, однако увеличение объемов добычи углеводородов и развитие транспортной инфраструктуры требуют значительных инвестиций.

Меры по снижению энергоемкости, проводимые правительством начиная с середины 1990-х годов оказались недостаточными для того, чтобы остановить динамичный рост спроса на энергию и мощность. Рост спроса на газ и на электроэнергию оказался выше предусмотренных «Энергетической стратегией России» значений.

В такой ситуации существует два варианта ослабления существующей угрозы энергетической безопасности страны. Первый это наращивать производственные мощности по производству энергии, второй — повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. В идеале необходим симбиоз первого и второго вариантов с несомненным приоритетом энергоэффективности. Однако чтобы говорить об энергоэффективности и энергосбережении необходимо первоначально провести комплексное обследование российских промышленных объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства и других, наиболее важных с точки зрения энергопотребления объектов, т.е. энергоаудит для принятия дальнейших управленческих решений в этой области и создание системы энергетического менеджмента.

Роль государства. Насколько серьезно создавшееся в России поло-

жение с энергопотреблением и энергосбережением свидетельствует подписанный Президентом РФ 23 ноября 2009 г. федеральный закон (ФЗ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а так же еще 12 Федеральных законов и 43 закона об энергосбережении региональных органов власти, принятых ранее. В чем принципиальное отличие нового закона, от предыдущих? В нем ставятся конкретные задачи, в частности:

1. Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде.

2. Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры.

3. Сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры.

4. Повышение уровня оснащенности приборами учета и с пользуемых энергетических ресурсов.

5. Увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии.[1]

Очевидно, что для выполнения поставленных правительством задач необходимо первоначально провести ревизию состояния каждого конкретного объекта энергетической политики с целью принятия дальнейших стратегических решений. Для стимулирования этой работы правительство РФ в указанном выше ФЗ прописало

необходимость проведения энергетического обследования.

Энергетические обследования могут проводиться как специалистами предприятий, так и приглашенными консалтинговыми компаниями, которые специализируются на относительно новом для России бизнесе — энергоаудите.

Само понятие экоаудит относительно новое для российской науки понятие. Оно пришло в страну в начале 1990-х годов главным образом благодаря программам ТАС1Б и иБАГО, а так же Российско-Датскому институту, который в первые в России организовал массовое обучение по новой специальности. В России до этого энергообследования решали только отдельно взятую проблему, а не комплексно задачу эффективности энергопотребления предприятием, как это происходит при проведении энергоаудита.

Энергоаудит: вопросы теории. Энергоаудит находится на стыке таких специальностей как энергетика, экономика, технологии и, конечно, экология. Энергоаудит — это техническое инспектирование энергогенерирования и энергопотребления предприятия с целью разработки и технико-экономического обоснования комплексной программы повышения энергетической эффективности. Отсюда задачами энергоаудита являются:

• Выявление источников нерациональных энергозатрат и неоправданных потерь энергии;

• Разработка на основе технико-экономического анализа рекомендации по ликвидации нерациональных энергозатрат и неоправданных потерь энергии, разработка программы по экономии энергоресурсов и рациональному энергопользованию и предложений по очередности реализации предлагаемых мероприятий с учетом объемов затрат и сроков окупаемости.

Мировой опыт показывает, что классический энергоаудит состоит из семи этапов.

1. Ознакомление с предприятием, сбор и анализ необходимой информации, изучение общей структуры производства и распределения энергоресурсов, составление программы обследования. Как правило, по результатам данного этапа определяются объемы, стоимость и сроки выполнения работ.

2. Обследование предприятия, в том числе: первичный энергоаудит: сбор общей документальной информации по годовому потреблению за базовый и текущий периоды, наличию систем коммерческого и внутреннего учета расхода энергоресурсов и прочее; инструментальный энергоаудит: проведение необходимых приборных обследований и режимов эксплуатации оборудования. Разработка подробных балансов по всем ресурсам, выявление основных потребителей и мест экономии ресурсов.

3. Разработка энергосберегающих проектов и их объединение в единую программу повышения эффективности.

При разработке программы, должны быть соблюдены основные принципы энергосбережения:

• Рациональность. Выбирать источники энергии оптимального качества (не выше необходимого).

• Комфортность. Образ жизни должен соответствовать устойчивому развитию и безопасности.

• Бережливость. Получать больше энергии с меньшими затратами. Ранжировать многообразные меры.

• Эффективность. Использование энергии в максимальной степени на полезную работу и ни на что другое.

Сам же документ «Программа повышения эффективности» должен содержать следующие разделы:

Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа. В разделе должны быть отражены сведения и данные, количественно и качественно отражающие положение дел в организации, перечень и анализ причин недостатков, предлагаемые направления и варианты решения проблемы и их обоснование.

Основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей. В разделе должно содержаться развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей с учетом их соответствия компетенции государственного заказчика (специфичности), достижимости, возможности проверки (измеримости), привязки результата к конкретному сроку. Кроме того, даваться обоснование сроков решения задачи реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Перечень программных мероприятий. Раздел должен содержать информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. В случае необходимости программа может содержать отдельное приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов на уровне организации или вышестоящего государственного органа.

Обоснование ресурсного обеспечения программы. Раздел должен включать консолидированную оценку размера и сроков финансирования, а также разбивку по отдельным источникам и описание механизмов привлечения этих средств.

Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы. В разделе должно даваться описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, оценка эффективности расходования бюджетных средств. Оценка осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации программы.

4. Отчет и презентация результатов работы.

5. Реализация энергосберегающих мероприятий.

6. Мониторинг энергопотребления на заданном уровне после внедрения рекомендаций. По мере исполнения мероприятий и адресных проектов социально-экономический и экологический эффект должен учитываться нарастающим итогом по показателям:

• сокращения объема первичных углеводородных ресурсов по видам;

• снижения единицы стоимости электрической и тепловой энергии;

• сокращения объема потребляемой электрической и тепловой энергии.

7. Организация системы энергетического менеджмента. Современный энергетический менеджмент - команда специалистов, способных не только решать оперативные задачи, связанные с исправностью отдельных систем, но и рационально управлять энергетическим хозяйством, используя в качестве критерия энергетическую составляющую себестоимости продукции. В итоге, энергоменеджмент должен стать неотъемлемой частью системы модернизации предприятия.

Таким образом, проводимые предприятиями и организациями меры по энергосбережению должны, в конечном счете, снизить угрозу энергетической безопасности страны в целом. Оценка эффективности программ энергосбережения на государственном уровне, согласно Указу Прези-

дента Российской Федерации от 13 мая 2010 года № 579, должна проводиться по следующим показателям:

Энергоемкость валового регионального продукта.

Доля энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ), расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории субъекта Российской Федерации.

Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах

Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. [2]

Однако, мировой опыт, мировым опытом, а российская практика показывает, что энергоаудит на российских предприятиях заканчивается на четвертой стадии. То есть на стадии презентации полученных результатов и разработанных проектов. Внедрение же этих проектов остается на усмотрении руководства предприятия, которое выделяет или не выделяет средства на его воплощение. В больше чем половине случаев большинство этих проектов и мероприятий так и остаются на бумаге. Чаще всего причина такого положения кроется в отсутствии собственных финансовых возможностей и отсутствии поддержки со стороны государства.

Государство, обязав предприятия пройти энергетическое обследование и иметь энергетический паспорт, к сожалению, остановилось и не сделало второго важного шага, направленного на стимулирование руководителей предприятий к внедрению энергосберегающих технологий и проведению энергосберегающей политики. Речь идет об отсутствии целевого финансирования.

Статья 27 «Формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает лишь следующие меры государственной поддержки:

• возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

• софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

• возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов.

Более того, в ФЗ прописано, что предусмотрено:

• сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, ор-

Таблица 1

Степень износа основных фондов 1992—2010 (на начало года; в процентах)

1992 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009

Все основные фонды 40,6 42,8 44,3 45,4 45,9 45,3 45,3 47,1

Добыча полезных иско- 55,4 53,2 53,0 53,3 50,9 49,6 51,1

паемых

Обрабатывающие произ- 47,9 47,7 47,4 46,8 45,6 45,7 46,1

водства

Производство и распреде-

ление электроэнергии, га- 55,4 52,3 50,3 51,4 51,2 50,7 51,1

за и воды

Составлено по www.gks.ru

ганов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах.

• Увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. [1]

Остается только вопрос, откуда предприятия возьмут эти внебюджетные средства. Дело в том, что проблема российских предприятий заключается не только и не столько в нерациональном использовании энергии. Проблема носит гораздо боле глубокий и структурный характер. Это, прежде всего, моральный и физический износ основных фондов.

Общая оценка износа всех основных фондов страны составляет 47,1 %. При этом степень износа в нефтепереработке составляет порядка 80 %. [3] Вложения же в энергоэффективные и экологические программы рассматриваются сегодня многими отечественными предприятиями как затраты и безвозвратные

потери, препятствующие развитию предприятия. Тогда как в теории, это капиталовложения, позволяющие вывести производство на качественно новый технологический уровень, снизить объем потребляемых ресурсов, повысить производительность труда.

На западе эта проблема решается следующим образом. Предприятия выводят энергоактивы из структуры бизнеса и передают на управление энергосервисным компаниям. Данная схема позволяет экономить ресурсы компании на управление энергетикой крупной промышленной структуры. Энергосервисная компания решает не только вопрос управления, энергоэффективности производства, взаимодействия со всеми контролирующими органами, но и технического обслуживания энергосистемы в целом. А главное для проведения своих мероприятий энергосервисная компания находит и привлекает средства.

В Российской Федерации уже создано довольно большое число компаний, которые предлагают свои услуги по проведению энергоаудита предприятиям. Но ни одна из них не берет на себя обязательства по привлечению необходимых средств для финансирования энергосберегающих мероприятий. Специалисты выделяют как минимум четыре причины такого положения дел.

1. Нет методических и нормативных материалов по получению экономии денежных средств при реализации энергосберегающих проектов;

2. Нет практики доказательного мониторинга экономии денежных средств после внедрения проектов;

3. Нет правил бухгалтерской проводки получаемой экономии на систематической основе, ее дифференцированного учета и аккумуляции;

4. Отсутствуют принятые и юридически обеспеченные правила по определению периода начисления экономии, определения базы сравнения.

Отсюда вытекает, что ни у предприятий, ни у потенциальных инвесторов нет заинтересованности в энергосбережении, так как на данный момент невозможно извлечь доход от внедрения энергосберегающих проектов.

Выводы и предложения. Таким образом, в условиях экономического кризиса энергосбережение становится приоритетной государственной зада-

1. www.kremlin.ru. Указ Президента РФ 23 ноября 2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. www.kremlin.ru.Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 года № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энерго-

чей. Россия располагает масштабным недоиспользуемым потенциалом энергосбережения, который по способности решать проблему обеспечения экономического роста страны сопоставим с приростом производства всех первичных энергетических ресурсов.

В России подготовлена довольно обширная правовая база, направленная на повышение эффективности государственной энергосберегающей политики. Введены элементы энергоаудита, в части обязательного энергетического обследования. Однако недостаточная проработка мер государственного стимулирования и финансирования внедрения энергосберегающих технологий до сих пор тормозит внедрение разработанных в результате энергоаудита программные мероприятия. Очевидно, что без решения данной проблемы невозможно решить более системную государственную задачу обеспечения энергетической безопасности страны.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

сбережения и повышения энергетической эффективности».

3. http://www.minprom.gov.ru — Сайт Минпромторга России

4. Л. Гительман, Б. Ратников. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2002.

5. http://www.energosovet.ru — портал по энергосбережению

6. http://minenergo.gov.ru/activity/energoef fektivnost/audit/ — раздел «энергосбережения и энергоэффективность» сайта Министерства энергетики Российской Федерации И

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Андронова Инна Витальевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международных экономических отношений» экономического факультета Российского университета дружбы народов, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.