ББК 65.04-983 УДК 332.1
Д 64
М.М. Долгиев
Аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного
университета, г. Майкоп. Тел.: (8772) 59 39 52.
Энергетический потенциал как важнейший фактор обеспечения региональной экономической безопасности
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается понятие региональной экономической безопасности, важнейшим элементом которой является экономический потенциал региона. В структуре регионального экономического потенциала в настоящее время особое место занимает энергетический потенциал. Высокая энергозависимость регионов от внешних поставок энергоносителей предопределяет необходимость широкомасштабных работ по энергосбережению во всех секторах экономики региона с учетом значительных территориальных различий и особенностей муниципальных образований.
Ключевые слова: регион, экономическая безопасность региона, экономический потенциал региона, энергетический потенциал региона, энергозависимость, энергоэффективность региональной экономики
M.M. Dolgiev
Post-graduate student of Economy and Management Department, Adyghe State University,
Maikop. Ph..: (8772) 59 39 52.
Energy potential as the most important factor of ensuring regional economic security
Abstract. This work deals with the concept of regional economic security, the most important element of which is the economic potential of the region. At present, the energy potential occupies special place in structure of the regional economic potential. High energy dependence of regions upon outer fuel deliveries predetermines necessity of wide-range works on energy conservation in all sectors of the region economy, taking into account considerable territorial differencies and specific features of municipalities.
Keywords: region, regional economic security, economic potential of the region, energy potential of the region, energy dependence, energy efficiency, regional economy.
В рамках развития концепции национальной безопасности РФ ее основными приоритетами считаются сохранение территориальной целостности государства, повышение экономического благосостояния населения и конкурентоспособности отечественной продукции, налаживание взаимовыгодных отношений с другими государствами. В рамках данного подхода термин «региональная безопасность» употребляется применительно к внешним аспектам национальной безопасности [1].
При этом как в Концепциях национальной безопасности 1997 и 2000 гг., так и в действующей Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. практически ничего не сказано о внутригосударственных составляющих региональной безопасности.
В условиях же Российской Федерации вопрос обеспечения безопасности регионального развития приобретает важнейшее значение. Как отмечает И.В. Юрченко, в связи с многосоставным характером российского общества важен не только
общенациональный, но и региональный уровень безопасности [2]. Кроме того, большие различия регионов России в экономической, природно-географической, климатической, социально-демографической и других областях исключают возможность использования унифицированного подхода к решению данной проблемы [3].
При этом осознание системной сущности категории «регион» в настоящее время можно считать общепринятым. В частности, В.А. Лобковский отмечает, что регион является целостной системой со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения [4].
Постоянство фактора риска, вызванное непрерывностью взаимодействия региональной хозяйственной системы и внешней среды ее функционирования, обусловливает настоятельность построения системы обеспечения региональной экономической безопасности посредством упорядочения параметров данного взаимодействия [5]. Понятие региональной безопасности в этой связи трактуется как состояние защищенности социальнотерриториальной системы, представляющей собой часть страны, отличающуюся от других совокупностью естественных и исторически сложившихся экономических, социальных, культурных связей и особенностей, которое обеспечивает их достаточно надежное существование и устойчивое развитие [6].
Важнейшим элементом, на котором строится эффективная концепция обеспечения региональной экономической безопасности, является умелое управление экономическим потенциалом субъекта Федерации, который включает все компоненты воспроизводственного процесса на региональном уровне с учетом возможности его интенсификации в будущем.
Экономический потенциал региона, по мнению В.В. Мищенко, выступает как совокупность основных макроэкономических показателей, отражающих обеспеченность территории следующими составляющими: природно-ресурсным потенциалом, населением и трудовыми ресурсами, производственным потенциалом [7]. В свою очередь, О.А. Гришанова характеризует региональный экономический потенциал как совокупность экономических ресурсов региона, способных обеспечить максимально возможный уровень производства товаров и услуг [8].
С точки зрения В.В. Кузьменко и Е.В. Жоглиной, компоненты регионального экономического потенциала можно представить следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1. Структура регионального экономического потенциала [9]
В современных условиях все более значимым элементом регионального экономического потенциала и, как следствие, системы обеспечения региональной безопасности является энергетический потенциал региона. Данное понятие включает в себя такие элементы, как природные ресурсы и природная среда, мощности по добыче, переработке и транспортировке энергии. При этом данный потенциал имеет дуалистическую природу, являясь составной частью как природно-ресурсного, так и производственного потенциала региона.
Характеризуя его значимость как фактора обеспечения региональной экономической безопасности, следует отметить, что абсолютное большинство субъектов РФ не обеспечивает существующую на их территории потребность в энергоресурсах за счет собственных источников, что обусловлено неравномерным распределением энергетических ресурсов по территории государства. Усредненный разрыв энергообеспеченности регионов Российской Федерации составляет около 20%, в связи с чем в принятой в 2009 году Энергетической стратегии государства сглаживание данного разрыва названо одной из важнейших задач энергетической политики в ее региональном аспекте [10].
По мнению специалистов, существуют два основных направления решения данной проблемы, являющейся одним из важнейших препятствий на пути обеспечения региональной энергетической безопасности: развитие региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры и повышение уровня самообеспеченности энергодефицитных регионов [11]. В этой связи, по нашему мнению, важнейшим элементом регионального энергетического потенциала в условиях дефицита энергетических ресурсов становится комплекс институтов и инструментов, нацеленных на снижение энергоемкости региональной экономики.
В полной мере это относится и к проблеме обеспечения энергетической безопасности Краснодарского края. Высокая энергозависимость региона от внешних поставок энергоносителей предопределяет необходимость широкомасштабных работ по энергосбережению во всех секторах экономики региона с учетом значительных территориальных различий и особенностей муниципальных образований.
Отметим, что ключевые проблемы обеспечения энергетической безопасности края предопределяются такими основными аспектами, как высокая энергозависимость экономики от внешних поставок ТЭР, износ основных фондов энергоисточников и сетей, отсутствие достаточных резервов энергетических мощностей для реализации перспективных программ развития отраслей экономики края.
В связи с этим обеспечение энергетической безопасности Краснодарского края через повышение энергоэффективности региональной экономики возможно только на основе комплексного подхода, позволяющего охватить процессом энергосбережения все сферы экономики, объединив усилия органов власти и самоуправления, предприятий, общественных организаций и населения.
Для реализации данного подхода была принята долгосрочная краевая целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Краснодарского края на период 2011-2020 гг.», к основным задачам которой отнесены:
- снижение доли энергетических издержек за счет масштабного использования нового энергоэффективного оборудования, снижения нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему, обеспечения населения высококачественными энергетическими услугами;
- формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности за счет развития новых институтов ее обеспечения;
- запуск механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
- снижение выбросов парниковых газов и прочих вредных веществ и укрепление на этой основе здоровья населения региона.
В программе заложено снижение энергоемкости регионального ВРП в течение 10 лет на 8-9% за счет энергосбережения в экономической сфере и на 6-7% за счет активного развития возобновляемой энергетики. При этом реализация программно-целевой методологии является основой для интеграции комплекса разработанных инициатив, позволяющей обеспечить мультипликативный эффект для развития региональной экономики и обеспечения энергетической безопасности Краснодарского края.
Примечания:
1. Казакова М.Н. Региональная безопасность в системе национальной безопасности России // Регионология. 2011. № 3.
2. Юрченко И.В. Национальная и региональная безопасность как политическая стратегия современной России: автореф. дис. ... д-ра полит, наук. Ставрополь, 2009. С. 5.
3. Лаврикова В.Н. Региональная политика в управлении природной и техногенной безопасностью // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И . Герцена. 2009. № 99. С. 291.
4. Лобковский В.А. Дефиниция понятия «регион» в контексте регионального природопользования // Природопользование. 2011. № 1. С. 147.
5. Матюгина Э.Г. Роль институционального инструментария в управлении рискованностью функционирования современной хозяйственной системы // Страховое дело. 2008. № 6. С. 29.
6. Алханов РШ. Понятие «региональная безопасность» // Закон и право. 2007. № 10.
С. 75.
7. Мищенко В.В. Экономика региона. Барнаул: Изд-во АГУ, 2003. С. 168.
8. Гришанова О.А. Сбалансированность бюджета субъекта РФ и пути повышения его доходов. Иваново: Ивановский госуд. ун-т, 2004. С. 41.
9. Кузьменко В.В., Жоглина Е.В. Организационные аспекты управления экономическим потенциалом территории. URL: http://www. science.ncstu.ru/articles.
10. Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ № 1715-р от 13 ноября 2009 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.
11. Лукашов Г.А. Методические подходы в оценке энергетического потенциала региона // Нефтегазовое дело. 2011. № 2. С. 351.
References:
1. Kazakova M.N. Regional security in system of national security of Russia // Regionologiya. 2011. No. 3.
2. Yurchenko I.V National and regional security as a political strategy of modern Russia: Author’s Summary of Dissertation for Doctor of Political Sci. degree. Stavropol, 2009. P. 5.
3. Lavrikova V.N. Regional policy in management of natural and technogenic safety // Izvestiya of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. 2009. No. 99. P. 291.
4. Lobkovsky V.A. Definition of the concept of “region” in a context of regional environmental management // Environmental Management. 2011. No. 1. P. 147.
5. Matyugina E.G. A role of institutional tools in management of riskiness of functioning of contemporary economic system // Insurance Business. 2008. No. 6. P. 29.
6. Alkhanov R.Sh. Concept “regional security” // Law and Right. 2007. No. 10. P. 75.
7. Mishchenko V.V. Region economy. Barnaul: AGU Publishing House, 2003. P. 168.
8. Grishanova O.A. Budget balance of the subject of the Russian Federation and ways of income increase. Ivanovo: Ivanovo State University, 2004. P. 41.
9. Kuzmenko V.V., Zhoglina E.V. Organizational aspects of management in economic capacity of the territory. URL: http: // www.science.ncstu.ru/articles.
10. About Power Strategy of Russia for the period till 2030: the order of the Government of
the Russian Federation No. 1715-R of November 13, 2009 // Collection of the Legislation of the Russian Federation. 2009. No. 48. Art. 5836.
11. Lukashov G.A. Methodical approaches in an assessment of an energy potential of the region // Oil and Gas Business. 2011. No. 2. P. 351.