Научная статья на тему 'Энергетический кризис: нефтегазовый товарооборот России в условиях санкционного давления Запада'

Энергетический кризис: нефтегазовый товарооборот России в условиях санкционного давления Запада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / коллективный Запад / Европейская комиссия / энергетическая безопасность / энергетический кризис / газ / нефть / ВИЭ / Russia / the collective West / the European Commission / energy security / energy crisis / gas / oil / renewable energy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овакимян Марианна Сережаевна, Юсупов Герман Эльдарович

В статье рассматривается текущее состояние энергетического диалога между Россией и Западом. Кризис в нефтегазовой сфере меняет привычную картину внешнеторговых отношений России, заставляет европейские страны искать новые пути сотрудничества и трансформирует всемирную торговую паутину. Результат новой экономической политики ЕС уже хорошо чувствуют европейские потребители: Европейская комиссия регулярно предлагает меры по сокращению потребления энергии, новостные издания сообщают о «конце света» зимой в виду отсутствия необходимых запасов газа, а граждане ищут способы сэкономить электричество из-за выросших цен. Европейские страны окутала паника относительно их будущего на фоне энергетического кризиса, а политические элиты Европы пытаются нивелировать последствия отказа от российских энергоносителей. Цель данной статьи – проследить основные этапы развития нынешнего энергетического кризиса, определить причины и возможные сценарии развития конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Energy Crisis: Russia’s Oil and Gas Trade Turnover under Western Sanctions Pressure

The article examines the current state of the energy dialogue between Russia and the West. The oil and gas crisis is changing the usual picture of Russia’s foreign trade relations, forcing the European countries to look for new ways of cooperation and transforming the World trade Web. The result of the new EU policy is already deeply felt by European consumers: the European Commission regularly proposes measures to reduce energy consumption, news outlets report about the “end of the world” in winter due to the lack of necessary gas reserves, and citizens are looking for ways to save electricity due to higher prices. European countries are shrouded in panic about their future amid the energy crisis, and the political elites of Europe are trying to mitigate the consequences of abandoning Russian energy supplies. The purpose of the paper is to trace the main stages in the development of the current energy crisis, identifying the causes and possible scenarios for the conflict.

Текст научной работы на тему «Энергетический кризис: нефтегазовый товарооборот России в условиях санкционного давления Запада»

Энергетический кризис: нефтегазовый товарооборот России в условиях санкционного давления Запада

Марианна Сережаевна ОВАКИМЯН,

кандидат экономических наук, МГИМО МИД России

УДК :338.45:620.9(470); ББК: 65.304.13(2Рос); О31 DOI: 10.24412/2072-8042-2022-10-54-69

(119454, Россия, Москва, просп.Вернадского, 76)

- доцент кафедры мировой экономики, e-mail: m.ovakimyan@my.mgimo.ru; Герман Эльдарович ЮСУПОВ, МГИМО МИД России

(119454, Россия, Москва, просп. Вернадского, 76)

- студент Международного института энергетической политики и дипломатии, e-mail: yusupov.german@list.ru

Аннотация

В статье рассматривается текущее состояние энергетического диалога между Россией и Западом. Кризис в нефтегазовой сфере меняет привычную картину внешнеторговых отношений России, заставляет европейские страны искать новые пути сотрудничества и трансформирует всемирную торговую паутину. Результат новой экономической политики ЕС уже хорошо чувствуют европейские потребители: Европейская комиссия регулярно предлагает меры по сокращению потребления энергии, новостные издания сообщают о «конце света» зимой в виду отсутствия необходимых запасов газа, а граждане ищут способы сэкономить электричество из-за выросших цен. Европейские страны окутала паника относительно их будущего на фоне энергетического кризиса, а политические элиты Европы пытаются нивелировать последствия отказа от российских энергоносителей. Цель данной статьи - проследить основные этапы развития нынешнего энергетического кризиса, определить причины и возможные сценарии развития конфликта.

Ключевые слова: Россия, коллективный Запад, Европейская комиссия, энергетическая безопасность, энергетический кризис, газ, нефть, ВИЭ.

Marianna Serezhaevna OVAKIMYAN,

Candidate of Economic Sciences,, MGIMO - University (Vernadskogo prosp., 76, Moscow, 119454), Department of World Economy - Associate Professor, e-mail: m.ovakimyan@my.mgimo.ru; German Eldarovich YUSUPOV,

MGIMO - University (Vernadskogo prosp., 76, Moscow, 119454) - Student of the International Institute of Energy Policy and Diplomacy; e-mail: yusupov.german@list.ru

Energy Crisis: Russia's Oil and Gas Trade Turnover under Western Sanctions Pressure

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

Abstract

The article examines the current state of the energy dialogue between Russia and the West. The oil and gas crisis is changing the usual picture of Russia's foreign trade relations, forcing the European countries to look for new ways of cooperation and transforming the World trade Web. The result of the new EU policy is already deeply felt by European consumers: the European Commission regularly proposes measures to reduce energy consumption, news outlets report about the "end of the world" in winter due to the lack of necessary gas reserves, and citizens are looking for ways to save electricity due to higher prices. European countries are shrouded in panic about their future amid the energy crisis, and the political elites of Europe are trying to mitigate the consequences of abandoning Russian energy supplies. The purpose of the paper is to trace the main stages in the development of the current energy crisis, identifying the causes and possible scenarios for the conflict.

Keywords: Russia, the collective West, the European Commission, energy security, energy crisis, gas, oil, renewable energy.

Россия занимает лидирующие позиции в мире по уровню добычи и экспорта энергоресурсов, тогда как проблема европейских стран - отсутствие ресурсов для самостоятельного энергообеспечения. Высокая потребность Европы в ресурсах и их огромные запасы в России обеспечивали стабильный энергетический диалог. Многие годы страны ЕС оставались заинтересованы в сотрудничестве с Россией, пока не изменилась европейская энергетическая доктрина.

Прежняя энергетическая стратегия стран Европы строилась на желании европейцев иметь надежные поставки по разумным ценам с минимальными негативными последствиями для окружающей среды. Сегодня европейская энергетическая политика подверглась изменениям, современный мейнстрим - забота об окружающей среде. Ряд европейских документов и программ в области климата определили вектор развития энергетической политики.

Для новой европейской энергетической доктрины характерно стремление к увеличению роли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и сокращению выбросов парниковых газов, постепенный переход к «зеленой энергетике». Стратегия России на энергетическом рынке определяет в качестве одной из важнейших целей - «повышение конкурентоспособности российского энергетического экспорта»1.

Особое место в современной энергетической стратегии ЕС занимает диверсификация импорта энергоресурсов. Европейские политики стали смотреть на высокий уровень импорта российских энергоресурсов как на «зависимость» и угрозу для энергетической безопасности. Под лозунгами преодоления «зависимости от России» скрываются политические цели. Как итог, в энергетическом диалоге Европы и России была заложена мина замедленного действия. Противоречие российских и европейских интересов получило новый импульс после начала специальной военной операции на Украине (СВО).

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

55 Q

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК НАКАНУНЕ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА

Вопреки амбициям и целям европейских политиков значение импорта российских энергоресурсов накануне украинского кризиса оставалось крайне высоким. Еще летом 2021 года европейские страны безуспешно попытались совершить молниеносный энергопереход: сделали ставку на возобновляемую энергетику и тем самым снизили долю российских энергоресурсов. Однако погоня за реализацией «зеленой сделки» провалилась из-за неблагоприятных погодных условий, которые не позволили европейцам восполнить издержки частичного отказа от российского импорта. Произошло падение выработки электроэнергии на основе ВИЭ на 9,6% по сравнению с началом 2021 года, а на фоне снижения импорта ресурсов из России цены на электроэнергию для домашних хозяйств в Европе к концу 2021 года выросли на 15%2.

Общий уровень заполняемости европейских подземных хранилищ газа (ПХГ) с ноября 2021 года по февраль 2022 года сократился на 40%, по данным Gas Infrastructure Europe (см. рисунок 1)3. Цены на газ как наиболее предпочтительный источник энергии в рамках европейской климатической повестки почти ежедневно обновляли исторический максимум и достигли отметки в 2100 долл. за 1 тыс. куб. м. Нехватка газа и его высокая стоимость в Европе зимой 2021/22 годов - показатели первой волны энергетического кризиса.

Рис. 1. Сокращение заполняемости ПХГ, ноябрь 2021 - февраль 2022 гг. Fig. 1. UGS occupancy reduction, November 2021 - February 2022

Источник: составлено авторами на основе данных Gas Infrastructure Europe (GIE), URL: https://agsi.gie.eu/ (дата обращения: 11.08.2022)

^ 56

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

Отличительной чертой первой волны энергетического кризиса является неконтролируемый рост цен на газ, тогда как на рынке нефти повышение цены не было столь скачкообразным. Выходом из кризиса мог бы стать запуск газопровода «Северный поток-2». Уровень потребления природного газа в Европе в 2021 году составил 571 млрд куб. м. Кроме того, открытие двух ниток «Северного потока-2» принесло бы 55 млрд куб. м в год, что позволило бы значительно увеличить объем поставок, заполнить европейские хранилища газа и остановить аномальный рост цен. Однако европейские политики под предлогом «экологической угрозы» отказались сертифицировать «Северный поток-2» с целью не допустить большей зависимости от российского газа. Вместе с тем зависимость европейских потребителей от импорта из России по-прежнему оставалась высокой. Так, поставки российского газа удовлетворяли значительную часть спроса европейцев. Несмотря на постепенное сокращение импорта российского газа в Европу (доля России упала с 42% в 2020 году до 39,2% в 2021 году) безусловное лидерство сохранялось за Россией, а Алжир и Норвегия, ближайшие конкуренты, подкрадывались едва заметными шагами (их доля - 8,2% и 25,1% соответственно). На нефтяном рынке в Европе в 2021 году Россия хотя и занимала менее доминирующее положение, но намного опережала Норвегию и США (24,8% против 9,4% и 8,8% соответственно (см. рисунки 2 и 3) 4.

Импорт природного газа в Европу

■ Россия

| Л 39,20% ■ Норвегия ■ Алжир

1 1 8,20%/ \ j 25,10% А ■ США 41 Великобритания 1 Другие

Рис. 2. Импорт природного газа в Европу, 2021 Fig. 2. Natural gas imports to Europe, 2021

Источники: составлено авторами на основе данных Eurostat, URL: https://ec.europa.eu/ eurostat (дата обращения: 11.08.2022)

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

57 Q

Импорт нефти в Европу

■ Россия

■ Нигерия

■ Великобритания Другие

■США

■ Ливия

■ Казахстан

Норвегия

Рис. 3. Импорт нефти в Европу, 2021

Fig. 3. Petroleum oil imports to Europe, 2021

Источники: составлено авторами на основе данных Eurostat, URL: https://ec.europa.eu/ eurostat (дата обращения: 11.08.2022)

Вывод из оценки доли России в импорте энергоресурсов в Европу вполне однозначный - европейцы не могут молниеносно и безболезненно заменить такого крупного игрока на энергетическом рынке, как Россия. Однако уязвимость является двусторонней: для России потеря европейского рынка не была бы столь болезненной, но все же ощутимой. Европа занимает важную роль в структуре экспорта российских энергетических товаров. В 2021 году на страны ЕС приходилось 38,4% от всего экспорта российской нефти и 50,7% - российского газа5. Прекращение поставок энергоресурсов, действительно, нанесет ущерб российской экономике, но урон для Европы будет существенно выше. Европейская зависимость от российских нефти и газа за последние годы едва ли сократилась. В частности, в 2021 году морской импорт нефти в Европу из России сопоставим с показателем 2018 года, а без российского дизельного топлива европейцам пришлось бы восполнить дефицит в 780 тыс. баррелей в сутки, что выше совокупных поставок из Северной Америки, Ближнего Востока и Азии до пандемии6. Таким образом, накануне украинского кризиса положение Европы на энергетическом рынке было осложнено задачей сократить зависимость экономики от российского импорта в угоду красивой политической картине и вопреки экономическому здравомыслию, тогда как у Рос-

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

сии появилась необходимость в быстрой переориентации рынков сбыта, диверсификации экспорта энергетических товаров. В условиях текущего энергетического кризиса России проще найти альтернативные рынки сбыта или сократить экспорт, чем Европе - восполнить объем поставок российских энергетических товаров.

СОСТОЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА СЕГОДНЯ

После начала СВО 24 февраля 2022 года лидеры «коллективного Запада» попытались ослабить Россию - ограничить экспорт энергетических товаров и таким образом ударить по жизненно важной статье дохода ее федерального бюджета (в 2021 году доля нефтегазовых доходов выросла и составила 34%, согласно докладу Счетной палаты7). Первыми удар нанесли США, 8 марта президент США Джо Байден объявил о запрете поставок нефти, газа и угля из России, а также запретил гражданам США осуществлять инвестиции в российский энергетический сектор. Наиболее решительно действия США поддержали Великобритания, Канада, Австралия, а также Польша и страны Прибалтики. Рынок отреагировал на ограничительные меры существенным повышением цен: к середине 2022 года цены на уголь увеличивались на 76%, а на нефть эталонной марки Brent - 29%; в марте в условиях низких запасов газа в европейских хранилищах на TTF, ключевом газовом хабе Европы, зафиксировали рекордные цены на газ - 3892 долл. за тыс. куб. м8. Несмотря на постепенное падение после мирных переговоров в Стамбуле и ослабления опасений по поводу перебоев поставок из России к июлю цены на газ возобновили рост. Повторный стремительный рост цен на энергоресурсы весной -летом 2022 года свидетельствует о второй волне энергетического кризиса.

В марте Еврокомиссия начала разрабатывать совместную программу действий европейских стран в борьбе с энергетическими товарами из России. 18 мая европейцы приняли план по обеспечению «независимости Европы от ископаемого топлива из России», он предусматривает ускоренный отказ ЕС от российских энергоресурсов и сокращение их доли на две трети уже к концу 2022 года9. Амбициозные цели европейских политиков требовали быстрых и решительных мер. Еврокомиссия предложила компенсировать потерю значительной доли импорта энергоносителей с помощью энергосбережения, диверсификации поставок и ускоренного внедрения ВИЭ.

Еврокомиссия заявляет в качестве «самого быстрого и дешевого способа справиться с нынешним энергетическим кризисом» энергосбережение. Под красивой эгидой «усиления энергоэффективности» подразумевается попытка искусственного снижения спроса на 15% и, тем самым, согласно программе комиссии, европейцы смогут выполнить основную задачу - «подготовиться к зиме». Курс на энергосбережение в преддверии зимы предполагает крайние меры как для домохозяйств, так и промышленных объектов. Европейские политики сегодня часто публикуют

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

59 Q

разъяснительные материалы о том, как следует экономить энергию. Призывы поменять образ жизни - «не слишком долго принимать душ», ездить на велосипедах или снизить отопление на два градуса - не помогут остановить новую волну энергетического кризиса. Более эффективной мерой экономить энергию было бы сокращение работы ряда промышленных объектов, но попытка временно заморозить производство приведет к потери рабочих мест, дефициту основных товаров и резкому росту инфляции. Согласно данным Zukunft Gas, в Германии химическая и пищевая отрасли промышленности особенно нуждаются в газе, без которого существует риск остановки производства важных продуктов10. Крупнейший химический концерн BASF, по словам главного экономиста компании Петера Вестерхай-де, может закрыть заводы в случае прекращения поставок газа из России11. После остановки таких важных промышленных объектов нехватка основных продуктов по всей Европе заметно обострится, экономические последствия кризиса усилятся. Еврокомиссии приходится жертвовать долей потребления газа в промышленности ради комфорта домохозяйств в зимний период, что, в итоге, не облегчит судьбу европейцев.

Энергосбережение носит добровольный характер, но в полномочиях Евроко-миссии ввести обязательное сокращение потребления энергии в случае «экстренной ситуации». К августу европейские страны смогли заполнить ПХГ на 72%, что ниже необходимого уровня в 80% перед зимой в соответствии с постановлением Совета ЕС12. Степень подготовки европейских стран заметно варьируется: в наиболее выигрышном положении находятся Великобритания, Польша, Швеция и Дания (реализован план Совета ЕС); в промежуточной зоне - Франция, Испания и Чехия (достигли отметки в 80% заполнения ПХГ, но рост заполнения невысокий) и в «красной зоне» - большинство европейских стран, в том числе Германия и Италия (ведущие экономики Европы добились заполнения хранилищ немного выше 70%, что в текущих условиях совсем не достаточно, в перспективе приведет к негативным последствиям и в других европейских странах), а также страны Прибалтики, Центральной и Восточной Европы (около 50-60%; критически низкий уровень заполняемости хранилищ этих стран объясняется их традиционно большой зависимостью от поставок энергоресурсов из России (см. рисунок 4)13.

^ 60

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

Заполняемость европейских ПХГ

Великобритания Польша Франция Чешя Еспания Италия Германия Румыния Хорватия Австрия Венгрия Латвия Болгария

0% 10% 20% 30% 40% 50% 00% 70% 30% 90% 100%

Рис. 4. Запасы европейских подземных хранилищ газа, август 2022 г.

Fig, 4. European underground gas storage reserves, august 2022

Источник: составлено авторами на основе данных Gas Infrastructure Europe (GIE), URL: https://agsi.gie.eu/ (дата обращения: 11.08.2022)

На фоне роста потребления энергии после пандемии и восстановления мировой экономики низкие темпы заполнения европейских хранилищ газа вынудят европейцев перейти к ограничительным мерам, в том числе возможно введение нормирования потребления энергии. После сокращения запасов газа в европейских хранилищах в первой половине 2022 года к июлю стоимость электроэнергии в Гер -мании, Франции, Польше, Литве и Латвии выросла более чем в два раза, по данным биржи Nord Pool14. В случае нехватки газа осенью стремительный рост цен на электроэнергию установит новые отметки. Задача - «подготовиться к зиме», заполнить хранилища газа до необходимого уровня перед началом отопительного сезона, приобретает все большее значение. В текущих условиях курс Европы на энергосбережение является приоритетным направлением. Энергосбережение не решит проблемы энергобезопасности и усугубит экономический кризис, так как издержки мер по сокращению спроса нивелируют весь эффект от экономии энергии. Кроме того, это подтверждает невозможность в сжатые сроки безболезненно сократить спрос на львиную долю импорта российских энергоресурсов.

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

61 Q

Кроме политики по энергосбережению, в арсенале Еврокомиссии есть еще один важный инструмент давления на Россию - диверсификация поставок энергоресурсов. Ближайшие конкуренты России на энергетическом рынке Европы - США, Норвегия и Алжир - не в состоянии в ближайшем будущем полностью удовлетворить спрос европейского потребителя. Более того, форс-мажоры, которые недавно произошли в странах-конкурентах России, создают риски для продолжения импорта в прежнем объеме. Так, в июне из-за аварии на техасском заводе экспорт СПГ из США в Европу сократился на 17%, по сведениям Минэнерго США15. В июле после начала забастовок норвежских работников нефтегазового сектора в Европе моментально выросли цены на газ на 9,8%16. В период забастовок оказались закрыты три месторождения, распространение рабочего движения на фоне приостановки Северного потока по техническим причинам всерьез угрожало экономике Европы, а в Германии - вплоть до закрытия промышленных объектов. Сокращение объема поставок газа из традиционных стран-партнеров Европы ставит под угрозу европейскую экономическую стабильность в целом. В других регионах Европы также наметились проблемы: в ноябре 2021 года из-за конфликта вокруг Западной Сахары транзит газа по линии Магриб-Европа из Алжира через Марокко в Испанию прекратился. В июле алжирская нефтегазовая компания Сонатрак заявила о приостановке поставок газа в Испанию по морскому газопроводу «Мед-газ» из-за поломки. В итоге, Россия обогнала Алжир по объемам поставок газа в Испанию и теперь доля российского газа среди прочих составляет 24%17. Здесь зависимость от России в энергетическом секторе вопреки всем планам Еврокомис-сии не только не снизилась, но и значительно выросла. В текущих условиях конкуренты России на европейском рынке, помимо того что не смогут компенсировать объемы поставок российских энергоресурсов, рискуют не выполнить собственные контрактные обязательства.

Еврокомиссия продолжает искать альтернативные источники импорта, способные компенсировать российскую долю нефти и газа. На европейском энергорынке в газовой сфере России может составлять конкуренцию Катар, который является одним из ведущих производителей СПГ. Однако диалог Европы и Катара обречен на провал в нынешней ситуации: европейские политики не намерены заключать долгосрочные контракты в соответствии с их «зеленой сделкой», а катарцы не заинтересованы в краткосрочном сотрудничестве в виду необходимости иметь стабильный экспорт. Даже в случае преодоления основной трудности и появления компромисса - у Дохи нет необходимых свободных объемов СПГ для экспорта в Европу и не появятся до 2027 года. В марте 2022 г. катарский министр энергетики Саад Аль-Кааби признал, что замена российского газа в Евросоюзе невозможна одномоментно, потребуется пять-семь лет18. Очевидно, Катар не может заменить российский газ в ближайшее время. Другим конкурентам России еще сложнее компенсировать ее долю в Европе. Несмотря на меморандум об энергетическом

^ 62

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

сотрудничестве между Азербайджаном и Еврокомиссией заметное увеличение поставок произойдет только к 2027 году, а производство газа в Нигерии ведется далеко не во всю мощность из-за низкого уровня безопасности. В условиях цейтнота попытка Еврокомиссии компенсировать долю российского импорта газа провалится.

На нефтяном рынке Европы ситуация развивается более благоприятно для Ев-рокомиссии. Поставки «черного золота» из Саудовской Аравии и Ирака в Европу заметно увеличились: объемы прокачки нефти почти удвоились по сравнению с 2021 годом19. Может показаться, что Еврокомиссия успешно выполняет план на нефтяном участке фронта. Однако динамика цен на нефть показывает высокий уровень нестабильности. По сравнению с началом 2022 года цена на эталонную марку Brent к июлю выросла на 37%, причем к концу 2022 года в свете повышения мирового уровня спроса на нефть и возможного установления потолка цен на российскую нефть стоит ожидать дальнейший рост цены20. Аналитики справедливо прогнозируют стоимость одного барреля нефти в 380 долл. к концу года, если Россия сократит объемы добычи нефти в ответ на санкции21. В политике диверсификации источников энергии, как и в рамках курса по энергосбережению, заметны определенные трудности, которые к концу 2022 года могут привести к экономической катастрофе.

Заключительное звено энергетической программы Европы - ускоренное внедрение ВИЭ. В июне председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала ЕС не возвращаться к грязному топливу и продолжать увеличивать инвестиции в возобновляемую энергетику, но на практике внедрение ВИЭ проходит не так гладко. Ставка ЕС на возобновляемую энергетику сопряжена с высокими рисками: углеводороды занимают доминирующее положение в энергобалансе, а объем выработки энергии из ВИЭ из года в год колеблется из-за погодных условий. В 2021 году доля ВИЭ в выработке электроэнергии по сравнению с предыдущим годом увеличилась всего на 1%, что показывает противоречие планов Еврокомиссии и настоящего положения дел в развитии ВИЭ22. Несмотря на значительное увеличение инвестиций в возобновляемую энергетику в 2022 году эксперты МЭА признают, что почти половина в общем объеме роста инвестиций - это затраты в строительстве мощностей ВИЭ. Так, с 2020 года по март 2022 года цена на поликремний для солнечных панелей выросла более чем в четыре раза, алюминий подорожал в два раза, сталь - на 50%, медь - на 70%, а транспортные расходы выросли почти в пять раз23. В условиях инфляции и чрезвычайно жаркой погоды в Европе ставка на ВИЭ вновь не оправдывается. В итоге, вместо внедрения ВИЭ начался «угольный ренессанс»: европейские страны реанимируют выведенные из строя угольные ТЭС. Их восстановление - наиболее быстрое решение в текущей ситуации - значительно усложнит реализацию «зеленой сделки» и приведет к переносу ее сроков. Это сви-

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

63 Q

детельствует о провале планов ЕС по ускоренному внедрению ВИЭ, как и других направлений стратегии Европы.

Европейская энергетическая программа преследовала цель - ударить по доходам России и вызвать глубокий экономический кризис. На деле же энергетический кризис выявил проблемы внутри Европы. В рамках европейской политики по энергосбережению предполагался механизм снижения спроса на 15% во всех странах в равной степени, вне зависимости от их конкретной ситуации. Несмотря на принятия программы Еврокомиссии еще в мае, где энергосбережение заявлено как приоритетное направление, к августу некоторые страны изменили позицию. Так, французский министр энергетического перехода Аньес Панье-Рюнаше заявил о том, что Франция выступает против единой для всех европейских стран нормы экономии потребления газа. Польша, Испания, Португалия и Греция также выразили желание самостоятельно решать вопрос экономии газа. В итоге, Совет ЕС согласился на «некоторые исключения» в механизм обязательного снижения спроса. Фронт «объединенной Европы» на энергетическом рынке не случился.

К августу 2022 года европейским странам не удалось добиться успеха в конфликте с Россией на энергетическом рынке. В течение первого полугода нефтегазовый товарооборот России и Европы, действительно, снизился из-за санкций Запада. Однако европейцы продолжают закупать энергоресурсы из России. Так, многие европейские страны согласились на оплату газа в рублях. Итальянская энергетическая компания Eni, германский концерн Uniper и австрийская фирма OMV теперь осуществляют платежи за газ в рублях24. Европейские чиновники выражают надежду, что поставки из России будут сохранены25. Страны, которые выступали против поставок российского газа, сегодня находятся в «красной зоне» и рискуют остаться зимой без газа больше, чем другие европейские страны. Так, Болгария и Латвия к августу достигли заполнения хранилищ газа выше 50%. Закономерно, что болгарский министр энергетики допустил вероятность возобновления закупок российского газа26. Более того, в августе 2022 года была возобновлена прокачка нефти по трубопроводу «Дружба» через Украину в Венгрию и Словакию. Кроме того, Венгрия уже начала получать дополнительные поставки газа по «Турецкому потоку». Это лишний раз подтверждает, что в текущих условиях невозможно заменить российские энергоресурсы.

На фоне энергетического кризиса Россия прикладывает все усилия для переориентации поставок энергоресурсов и минимизировать издержки отказа от европейского рынка. В июне и июле поставки газа Газпрома в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» обновляли исторические рекорды. По данным ОПЕК, Россия начала экспортировать в Китай рекордные объемы нефти по скидкам, обогнала Саудовскую Аравию (ее доля - 17%) и стала лидером по поставкам сырья в Китай (18%)27. Россия «захватила» рынок нефти в Индии, где также потеснила Саудовскую Аравию и теперь уступает только Ираку по объемам поставок (16,5%)28.

^ 64

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переориентация на рынки развивающихся стран Азии и Африки для России является перспективным направлением. Кроме того, на фоне повышения цен на энергоресурсы из-за европейских ограничительных мер российский бюджет не потерял от снижения экспорта в Европу, но даже заработал больше, чем в предыдущие годы. Как утверждает МЭА, ежемесячный доход России от продажи нефти вырос на 50% по сравнению с предыдущим годом29. Прибыль от продажи российских энергоресурсов на европейском рынке компенсирует валютные резервы, замороженные после начала СВО.

В июле 2022 года объем прокачки газа по Северному потоку сократился до 20%, что привело к повторному росту цен на газ. Вероятнее всего, к концу 2022 года в условиях растущего энергетического кризиса цены на газ установят новые рекорды. Энергетическая стратегия Еврокомиссии ударит по уровню жизни европейского потребителя больше, чем по российской экономике.

* * *

Энергетическое противостояние между коллективным Западом и Россией сегодня переживает кульминацию. Европа оказалась в цугцванге на энергетической арене, любое решение Еврокомиссии - это выбор между двух зол. С одной стороны, на чашу весов положено будущее европейской экономики, с другой, политический имидж лидеров Европы. В случае отсутствия политической воли к концу 2022 года Европу ждет экономическая катастрофа. Отказ от российских энергоресурсов, нехватка газа в европейских хранилищах, частичное эмбарго на российскую нефть или установление на нее «предельных цен» приведут к резкому и невиданному ранее повышению цен на энергоресурсы, закрытию не только заводов, но и остановки целых промышленных отраслей, к потере рабочих мест и дефициту продукции первой необходимости. Недовольство европейского потребителя скажется на политической конъюнктуре, продолжится политическая чехарда - раскол внутри европейского сообщества и смена лидеров национальных правительств. Разрушительная энергетическая стратегия Европы вызовет глубокий экономический и политический кризис, который рискует обернуться новыми непредвиденными последствиями.

Европейские лидеры могут пойти по пути преодоления энергетического кризиса, руководствоваться экономической целесообразностью - сегодня еще есть возможность минимизировать негативные последствия от санкционной войны против России.

На наш взгляд, возобновление энергетического диалога с Россией в полной мере позволит оградить европейского потребителя от последствий экономического кризиса, сохранит жизненно важные промышленные объекты в рабочем режиме, снизит темпы падения ВВП и инфляцию. Неспособность европейских стран

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

65 Q

найти замену энергетическому голиафу Газпрому может сподвигнуть начать прокачку газа по «Северному потоку-2». Россия, в этом случае, сможет значительно пополнить бюджет и компенсировать валютные резервы, замороженные в начале 2022 года, а для европейцев пропадет угроза «холодной зимы». Итог конфликта зависит от политической воли европейских лидеров и готовности России к «подарку» Европе.

Вопрос об энергетическом сотрудничестве России и европейских стран всегда выходил за рамки экономического диалога. Сегодня Европа буквально открыла «фронт» в противостоянии с Россией на энергетическом рынке, а возобновление диалога означало бы «потерять лицо». Сценарий развития конфликта, где европейцы принципиально меняют энергетический курс и начинают договариваться с Россией, в ближайшее время маловероятен, но с каждым днем риски для европейских политиков растут, а энергетическая стратегия Еврокомиссии уже не оправдалась. Это, на наш взгляд, вероятнее всего, заставит Европу постепенно идти на компромисс с Россией и делать уступки на энергетической арене, что мы уже начинаем наблюдать.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» / Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.08.2022)

2 Eurostat URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/main/home (дата обращения: 01.08.2022)

3 Gas Infrastructure Europe (GIE) URL: https://agsi.gie.eu/ (дата обращения: 10.07.2022)

4 Eurostat URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/main/home (дата обращения: 01.08.2022)

5 Центральный Банк Российской Федерации (ЦБ РФ) URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 01.08.2022)

Reality check on Russian oil and gas sanctions / Vortexa URL: https://www.vortexa. com/ (дата обращения: 01.08.2022)

7 Счетная палата Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 01.08.2022)

Trading Economics URL: https://ru.tradingeconomics.com/ (дата обращения: 01.08.2022)

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

REPowerEU: affordable, secure and sustainable energy for Europe / European Commission URL: https://ec.europa.eu/info/index_en (дата обращения 01.08.2022)

10 Zukunft Gas URL: https://gas.info/ (дата обращения: 01.08.2022)

11 Russian Gas Cuts Threaten World's Largest Chemicals Hub / The Wall Street Journal URL: https://www.wsj.com/ (дата обращения: 01.08.2022)

12 Gas Infrastructure Europe URL: https://agsi.gie.eu/ (дата обращения: 11.08.2022); European Parliament URL: https://www.europarl.europa.eu/portal/en (дата обращения: 01.08.2022)

13 Gas Infrastructure Europe URL: https://agsi.gie.eu/ (дата обращения: 11.08.2022)

14 Nord Pool URL: https://www.nordpoolgroup.com/en/ (дата обращения: 10.07.2022)

15 The United States Department ofEnergy (DOE) URL: https://www.energy.gov/ (дата обращения: 01.08.2022)

16 European Gas Extends Blistering Rally as Supply Woes Deepen / Bloomberg URL: https://www.bloomberg.com/ (дата обращения: 01.08.2022)

17 Russia Is Spain's No. 2 Gas Supplier as Algerian Flows Drop / Bloomberg URL: https:// www.bloomberg.com/ (дата обращения: 01.08.2022)

18 Минэнерго Катара оценило время, нужное для замены российского газа в ЕС / РИА Новости, 26 марта 2022. URL: https://ria.ru/ (дата обращения: 01.08.2022)

19 Saudi Arabia and Iraq Come to the Aid of Europe's Oil Refiners / Bloomberg URL: https://www.bloomberg.com/ (дата обращения: 01.08.2022)

20 Trading Economics URL: https://ru.tradingeconomics.com/ (дата обращения: 01.08.2022)

21 JPMorgan Sees 'Stratospheric' $380 Oil on Worst-Case Russian Cut / Bloomberg URL: https://www.bloomberg.com/ (дата обращения: 01.08.2022)

22 Энергорынок Европы: ключевые тенденции / Информационный портал «Атомный эксперт». URL: https://atomicexpert.com/ (дата обращения: 01.08.2022)

23 International Energy Agency URL: https://www.iea.org/ (дата обращения: 01.08.2022)

24 Решение Германии и Италии платить за газ в рублях / РБК, 21 мая 2022. URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 01.08.2022); OMV открыла рублевый счет в Газпромбанке / РБК, 20 мая 2022 @@ OMV otkryla rublevy'j schet v Gazprombanke / RBK, 20 maya 2022 URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения 01.08.2022)

25 В Германии выразили надежду, что поставки газа из России не прекратятся / РИА Новости, 15 августа 2022. URL: https://ria.ru/ (дата обращения: 15.08.2022)

26 Глава Минэнерго Болгарии допустил возобновление закупок российского газа / РБК, 10 августа 2022. URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 10.08.2022)

27 Monthly Oil Market Report, July 2022 - OPEC, Vienna URL: https://momr.opec.org/ pdf-download/ (дата обращения: 01.08.2022)

28 Russia becomes India's second biggest oil exporter, trade sources' data show / Reuters URL: https://www.reuters.com/ (дата обращения: 01.08.2022)

29 Russia Oil Revenue Up 50% This Year Despite Boycott, IEA Says / Bloomberg URL: https://www.bloomberg.com/ (дата обращения: 01.08.2022)

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

67 Q

БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES

Боровский Ю.В., Шишкина О.В. Приоритетные цели энергетической политики ЕС / Современная Европа. 2021. №3. С. 117-127 @@ Borovskiy Y.V., Shishkina O.V. Prioritetnyye tseli energeticheskoy politiki ES / Sovremennaya Evropa. 2021. №3. S. 117-127

Волошин В.И., Назарова О.Е. Низкоуглеродное развитие энергетики: угрозы для России и возможности их преодоления / Российский внешнеэкономический вестник. 2022. №2. С. 5-15 @@ Voloshin V.I., Nazarova O.E. Nizkouglerodnoye razvitiye energetiki: ugrozy dlya Rossii i vozmozhnosti ikh preodoleniya / Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. 2022. №2. S. 5-15

Дьякова В.В. Италия без российского газа: возможно ли это? / Российский внешнеэкономический вестник. 2022. №7. С. 109-113 @@ Diakova V.V. Italiya bez rossiyskogo gaza: vozmozhno li eto? / Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. 2022. №7. S. 109-113

Захаров А.Н. Топливно-энергетические комплексы ведущих стран мира (России, США, Франции, Италии): учеб. пособие. - 2-е изд.доп. М.: МГИМО-Университет, 2016.- 177 с. @@ Zaxarov A.N. Toplivno-e'nergeticheskie kompleksy' vedushhix stran mira (Rossii, SShA, Francii, Italii): ucheb. posobie. - 2-e izd.dop. M.: MGIMO-Universitet. 2016.- 177 s.

Захаров А.Н., Старовая Ю.А. Обзор развития электронной торговли в мировой экономике: вызовы и последствия пандемии. Российский внешнеэкономический вестник. 2020. №12. С.18-32 @@ Zaxarov A.N., Starovaya Yu.A. Obzor razvitiya e'lektronnoj torgovli v mirovoj e'konomike: vy'zovy' i posledstviya pandemii. Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. 2020. №12. S.18-32

Кавешников Н.Ю. «Невозможная триада» энергобезопасности Европейского союза / Международные процессы, Т. 13, №4, 2015. С. 74-85 @@ Kaveshnikov N.Y. «Nevoz-mozhnaya triada» energobezopasnosti Evropeyskogo soyuza / Mezhdunarodnyye protsessy. T. 13. №4, S. 74-85

Кравченко Ю.Б. Новые вызовы современной системе международной торговли / Российский внешнеэкономический вестник. 2022. №6. С. 25-37 @@ Kravchenko Y.B. Novyye vyzovy sovremennoy sisteme mezhdunarodnoy torgovli / Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. 2022. №6. S. 25-37

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» / Официальный интернет-портал правовой информации @@ Rasporyazhenie Pravitel'st-va Rossijskoj Federacii ot 09.06.2020 № 1523-r «Ob utverzhdenii E'nergeticheskoj strategii Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda» / Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.08.2022)

Счетная палата Российской Федерации @@ Schetnaya palata Rossijskoj Federacii URL: https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 01.08.2022)

Трусов А.Д., Захаров А.Н. Комплексное использование сырьевых ресурсов: пути повышения экономической эффективности в условиях НТП. - М.: Наука. 1986. - 106 с. @@ Trusov A.D., Zaxarov A.N. Kompleksnoe ispol'zovanie sy'r'evy'x resursov: puti povy'sheniya e'konomicheskoj e'ffektivnosti v usloviyax NTP. - M.: Nauka. 1986. - 106 s.

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

Центральный Банк Российской Федерации (ЦБ РФ) @@ Centralnyj Bank Rossijskoj Federacii (CzB RF) URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 01.08.2022)

Шуйский В.П. Сдвиги в мировой экономике и российский экспорт энергоносителей / Российский внешнеэкономический вестник. 2022. №3. С. 7-17 @@ Shujskij V.P. Sdvigi v mirovoy ekonomike i rossiyskiy eksport energonositeley / Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. 2022. №3. S. 7-17

Шуранова А.А., Петрунин Ю.Ю. Энергетический кризис 2021-2022 гг. в отношениях России и Европейского союза / Государственное управление электронный вестник. 2022. №90. С. 74-88 @@ Shuranova A.A., Petrunin Y.Y. Energeticheskiy krizis 2021-2022 gg. v ot-nosheniyakh Rossii i Evropeyskogo soyuza / Gosudarstvennoye upravleniye elektronnyy vestnik. 2022. №90. S. 74-88

Энергорынок Европы: ключевые тенденции / Информационный портал «Атомный эксперт» @@ E'nergory'nok Evropy': klyuchevy'e tendencii / Informacionnyj portal «Atomny'j e'kspert» URL: https://atomicexpert.com/ (дата обращения: 01.08.2022)

Eurostat URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/main/home (дата обращения: 01.08.2022) Gas Infrastructure Europe (GIE) URL: https://agsi.gie.eu/ (дата обращения: 10.07.2022) International Energy Agency URL: https://www.iea.org/ (дата обращения: 01.08.2022) REPowerEU: affordable, secure and sustainable energy for Europe / European Commission URL: https://ec.europa.eu/info/index_en (дата обращения 01.08.2022)

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

69 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.