Научная статья на тему 'Энергетический комплекс: настоящее и будущее'

Энергетический комплекс: настоящее и будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрий Тихонович Усманский

В последние годы в России наблюдается активизация деятельности, направленной на энергосбережение. Правительством приняты два закона: "Об энергосбережении" и "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию". Впервые в истории страны заложены правовые, экономические и организационные основы государственной политики в энергосбережении. Аналогичный закон "Об энергосбережении" разработан и в Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрий Тихонович Усманский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетический комплекс: настоящее и будущее»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: НАСТОЯЩЕЕ И

БУДУЩЕЕ

В последние годы в России наблюдается активизация деятельности, направленной на энергосбережение. Правительством приняты два закона: "Об энергосбережении" и "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию". Впервые в истории страны заложены правовые, экономические и организационные основы государственной политики в энергосбережении. Аналогичный закон "Об энергосбережении" разработан и в Омской области.

О перспективах энергетического комплекса нашего региона рассказывает один из участников подготовки этого закона -начальник производственно-технического отдела акционерной компании "Омскэнерго" Юрий Тихонович Усманский.

В Омской области нет первичных энергоресурсов: угля и нефти. Топливо в основном привозное, поэтому строительство крупных тепловых электростанций невозможно. В то же время в городе Омске сконцентрирован большой промышленный потенциал, включающий энергоемкое нефтехими-ческое производство, на фоне жилищного и культурно-бытового строительства. В силу этих обстоятельств в областном центре получила развитие теплофикация как высшая форма централизованного теплоснабжения на основе комбинированного производства тепловой и электрической энергии омскими ТЭЦ, позволяющая снизить завоз топлива до 20-25 процентов. Таким образом, решение вопросов энергосбережения является для нашей области главной проблемой, от которой зависит жизнедеятельность всего региона.

Программы развития омской энергетики формировались по пятилеткам. В прошлой пятилетке удалось снизить основной показатель - удельный расход топлива - на 13,4 пункта и сэкономить около 100 тысяч тонн условного топлива. На текущую пятилетку также разработана с учетом вхождения АК "Омскэнерго" в третье тысячелетие программа энергосбережения, в которой определены следующие цели и задачи: повышение эффективности и рентабельности энергопроизводства, конкурентоспособности компании на рынках энергоносителей, обеспечение взаимовыгодных условий энергосбережения как при производстве и распределении электрической и тепловой энергии, так и при потреблении обоих видов энергии. В соответствии с программой намечены различные мероприятия. Есть и специальная программа газификации омских ТЭЦ.

В настоящее время на ТЭЦ-2 осуществляется газификация - три котла из девяти уже работают на голубом топливе. В 1999 году эта станция будет полностью переведена на природный газ. Учитывая важность этого теплоисточника для развития города Омска в южном направлении, мы ведем разработку проектной документации по замене 6 котлов, которые себя уже давно изжили (работают с 40-х годов), на три современных водогрейных котла. То есть станция станет новой. Трудно переоценить значение этих мероприятий в поднятии культуры энергопроизводства.

На ТЭЦ-3 газификация уже завершена. На этой станции запланировано строительство замещаемой мощности с использованием газотурбинной установки фирмы "ABB" в составе трех газовых турбин общей мощностью 150 мВт. Это позволит демонтировать устаревшую первую очередь (ее агрегаты работают с начала 50-х годов) и за счет повышения эффективности использования природного газа сэкономить до 15 процентов топлива с приближением показателей по экологии к уровню мировых норм и стандартов. По подсчетам специалистов выбросы вредных веществ в атмосферу в Омске уже сократились в 4-5 раз.

На ТЭЦ-4 предстоят работы по переводу на газ, техническому перевооружению и установке нового энергооборудования. В настоящее время прорабатывается предложение Тюменского Газпрома по строительству газопровода на ТЭЦ-5 и внутриплощадочных газопроводов на ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 (к ТЭЦ-4 магистральный газопровод уже проложен). Руководство нашей области откликнулось на предложение, готовится программа по обеспечению тюменским газом, она позволит в значительной мере

сократить завоз твердого топлива. Мы ведем замену 21 агрегата на этих двух ТЭЦ, поэтому полная замена оборудования и переход на газ произойдут в течение ближайших 5-6 лет. Конечно, город очень выиграет в улучшении экологической обстановки при полной газификации ТЭЦ. Не будет выбросов в атмосферу золы, серы. Газификация имеет и большой социальный смысл. На ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 большие золоотвалы, которые "наступают" на близлежащие села.

Запланирован опережающий ввод в действие парогазовой установки мощностью 450 мВт фирмы '^¡тепэ" на строящейся ТЭЦ-6. Здесь за счет использования природного газа можно экономить до 20 процентов топлива.

Многие знакомы со статьей в газете "Коммерческие вести" профессора Омского университета путей сообщения В.М. Лебедева, в которой он говорит о нецелесообразности строительства ТЭЦ-6. Эту точку зрения мы не разделяем. Частично его идеи по раздельному способу производства - тепло вырабатывать в котельной, а электроэнергию получать из энергосистемы "Сибирь" - мы принимаем. В сельской местности это можно осуществлять. Там нет крупных электростанций, можно обойтись современными котельными. Но если рассматривать эти предложения в рамках интересов региона, получение электроэнергии по линии электропередач, а не производство ее здесь, в области, означает опять зависимость от кого-то. Сейчас РАО ЕЭС России строит ЛЭП-500 Барабинск- Омск. Линия должна быть введена в конце 1998 года. Это позволит нам получать более дешевую энергию и оптимизировать режим работы энергосистемы области. Но по расчетам специалистов пропускной способности этой линии будет недостаточно. Поэтому нам нужно создавать свои генерирующие мощности, в частности ТЭЦ-6, и производить электроэнергию на газотурбинных установках. Иметь такую мощность - значит иметь гарантию энергетической независимости региона.

Виталий Матвеевич Лебедев недооценивает фактор старения основных фондов. Например, ТЭЦ-2 работает с 1941 года, она себя уже изжила. ТЭЦ-3 минуло 48 лет, ТЭЦ-4 - более 30 лет. Котельные строящейся ТЭЦ-6 служат 25 лет. Оборудование стареет. Чтобы оценить резервы, надо учесть и моральный, и физический износ.

Производство газотурбинной техники в России находилось на низком уровне. В последние годы ведется работа по созданию совместных предприятий для ее производства. В Санкт-Петербурге при участии вышеуказанных фирм налажен выпуск газовых турбин. Согласно решению правительства мы можем закупать оборудование не в Германии, а именно на этом совместном предприятии, так кактам созданы рабочие места,туда вложены средства. А вот газотурбинные установки малой мощности 3-5-10 мВт планируется изготавливать на заводе имени П.И. Баранова.

Мы уделяем внимание внедрению другого

оборудования и новых технологий, таких как частотно-регулируемый электропривод, позволяющий сокращать расход электроэнергии до 50 процентов, полиуретановая изоляция, автоматизация регулирования и учет тепловой энергии и др. Привлекаем к проблемам энергосбережения отраслевую и вузовскую науку. В настоящее время ВНИПИэнергопром разрабатывает инвестиционные проекты по перевооружению энергосистемы. Мы сотрудничаем с кафедрой теплоснабжения университета путей сообщения, вели тематику совместно с учеными аграрного университета. Проводим работу с Омским отделением Инженерной академии СО РАН. Тесный контакт установлен с учеными технического университета. Ими осуществляется анализ всех потоков распределения тепловой энергии и теплопотерь от омских ТЭЦ до потребителей. Уже выдан первый отчет о проделанной работе. Ожидается упорядочение тепловых и финансовых потоков, их оптимизация с немалой экономией топлива и средств.

Но на воплощение всех этих мероприятий в жизнь потребуются немалые средства, а по энергосберегающим инвестиционным проектам ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 - привлечение инвестиций со стороны. Ограниченность денежных средств заставляет энергетиков концентрировать усилия на ключевых направлениях. Уже определено, что источниками формирования целевых средств являются собственные средства, ассигнования из бюджетов разных уровней, средства, полученные в результате экономии от выполнения энергосберегающих мероприятий потребителями и применения экономических санкций к ним, инвестиции российских и зарубежных юридических и физических лиц, кредиты и др.

Немалое значение имеет организация демонстрационных зон высокой энергоэффекгивности с привлечением бюджетных и заемных инвестиций. Например, северо-западный промышленный узел и коммунальное хозяйство Советского округа, в котором самое энергоемкое производство можно превратить в такую демонстрационную зону. Под руководством областной комиссии по энергосбережению расписать все нововведения, мероприятия по срокам, затратам. Все вложенные средства очень быстро окупаются ввиду большой экономической эффективности мероприятий. Смысл демонстрационной зоны состоит в комплексном подходе: участвуют в энергосбережении и производители, и потребители. Пока наш миллионный город явно отстает от других (Самара, Тула, Калининград и т.д.). Необходимо усилить работу по привлечению федеральных средств на эти цели.

В рыночных условиях появились совершенно новые взгляды и подходы к осмыслению места и роли производителя энергии в процессе энергосбережения. Назрела необходимость в разработке экономических механизмов, стимулирующих как производителей

энергии, так и их потребителей. Можно надеяться, что новая президентская программа и наши региональные законы по энергосбережению позволят сгладить противоречие интересов обеих сторон, а также местных органов власти в целях налаживания их партнерского взаимовыгодного сотрудничества. Пока же существует острый антагонизм, вызванный взаимным непониманием и отсутствием экономической заи нтересован ности.

В решении всех этих проблем большие надежды энергетики возлагают на президентскую программу "Энергосбережение России на 1983-2003 годы", которая сейчас в стадии утверждения. В ней конкретизированы цепи и задачи на ближайшие 5 лет.

Ред.: Николай Петрович, каково состояние городских теплосетей? Какие проблемы стоят перед Вами?

Н.П.: Износ теплосетей - более 65 процентов. И он будет увеличиваться. Когда-то протяженность труб составляла 6 километров, а сейчас 80. Перед нами стоит главная задача - создать, усовершенствовать систему теплоснабжения, чтобы жил мегаполис - город с населением свыше полутора миллионов человек. Существуют рекомендации, наработки ученых. В организации теплоснабжения мы идем проторенным путем, взяв за основу ленинградский вариант, работаем по нему на протяжении двадцати лет. Другая задача

Особенность этой программы - увязка ее задач с ТЭК и другими направлениями. Поэтому наша программа энергосбережения должна быть пересмотрена в части усиления решения экономических задач и удовлетворения спроса на энергоресурсы по мере подъема экономики региона, а также улучшения социальных условий применительно к требованиям новой российской программы энергосбережения. Энергосбережение Омской области - это решающий фактор выживания, и только комплексный подход к его проблемам и общие усилия помогут нам наладить производство дешевого тепла и электроэнергии, улучшить экологическую обстановку.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ РАЧИТЕЛЬНО

связана с тем, что мы входим в рынок, теплоисточникам-монополистам необходимо создавать альтернативные муниципальные теплоисточники. И они будут созданы во всех городах с населением свыше миллиона.

Государство проводит политику "хотите жить -умейте заработать". С 1993 года мы не получаем ни одного дотационного рубля, за исключением той составляющей, что заложена в тарифе. Настанет момент, когда нам скажут, что тариф должен быть таков, чтобы горожанин был социально защищен. Поэтому приходится думать о том, чтобы выработка тепла осуществлялась с минимальными затратами,

В жизни генерального директора ПТСК Николая Петровича Паршукова 1998 год ознаменован не только юбилейной датой, но и напряженным ритмом трудовых будней, приближением больших, принципиальных перемен в работе предприятия.

Этот разговор состоялся в разгар январских морозов, из-за чего актуальность "теплой" тематики резко возросла, а рассказ о состоянии и перспективах развития омских теплосетей заставлял учащенно биться сердце. Еще бы! В зимнее время в некоторых аудиториях ОмГТУ температура достигала + 3 °С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.