Научная статья на тему 'Энергетический аудит и паспортизация многоквартирных домов (методические принципы)'

Энергетический аудит и паспортизация многоквартирных домов (методические принципы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АУДИТ / МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ / ENERGY AUDIT / APARTMENT HOUSE / ENERGY EFFECTIVENESS OF HOUSING STOCK / ENERGY PASSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Талалыкин В. М.

Рассматриваются вопросы энергетического аудита зданий как инструмента при определении энергетической эффективности многоквартирных домов. Подчеркивается, что энергетический аудит здания это не единовременная акция, а мониторинг энергоэффективности в процессе строительства и эксплуатации здания путем ведения энергетического паспорта дома

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Energy audit and passportization of apartment houses (methodological principles)

The article presents the problems of energy audit of buildings as a tool in determining the energy effectiveness of apartment houses. The author focuses on that fact that the energy audit of buildings is not a one-time action but the monitoring of energy effectiveness both during the construction and exploitation of building by conducting the energy passport of house.

Текст научной работы на тему «Энергетический аудит и паспортизация многоквартирных домов (методические принципы)»

В. М. Талалыкин

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ АУДИТ И ПАСПОРТИЗАЦИЯ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ (методические принципы)

Эффективное использование ресурсов в экономике всех стран, особенно энергии и энергоносителей, представляет собой глобальную проблему. Не случайно «Римский клуб» с завидным постоянством публикует доклады о путях развития человечества, где существенное место занимают вопросы ресурсосбережения [1, с. 21].

По прогнозам, потребность в энергоресурсах в мире вырастет к 2025 г. в 1,5 раза, а доля органического топлива как источника энергии превысит к 2030 г. 90%. Растущий спрос на энергию, особенно со стороны развивающихся стран, при дефиците ресурсов обострит конкуренцию на мировых рынках, что существенно скажется на динамике цен и определяющих ее факторах [7, с. 7].

Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) [6] в ст. 15 определены цели и задачи энергетического обследования (аудита):

• получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

• определение показателей энергетической эффективности;

•определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

• разработка перечня типовых общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Законом установлено, что деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО). Создание и функционирование СРО в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Закона и федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».

Энергетическое обследование (аудит) проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с Законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. Энергетическое обследование является обязательным для органов государственной власти, местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, и, что очень важно, для организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Указанные организации обязаны организовать и провести первое энергетическое

обследование в период со дня вступления в силу настоящего Закона до 31 декабря 2012 г., последующие энергетические обследования - не реже одного раза каждые пять лет.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» [5] в состав целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде (разд. 4) включены число жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование, и доля таких домов в общем количестве жилых домов.

В общем случае энергетический аудит здания состоит из последовательности действий, направленных на сбор данных (мониторинг), их обработку и определение

1 Первый заместитель генерального директора госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», E-mail.: fond@fondgkh.ru

энергоэффективности здания и его теплоэнергетических параметров. Результаты аудита являются основой для заполнения энергетического паспорта и сертификации зданий по энергоэффективности.

Различают две разновидности энергетического аудита здания. Первая, условно называемая не инструментальным аудитом, заключается в обработке данных по счетам за израсходованную энергию. Это позволяет быстро получить необходимые данные, однако здесь возможны проблемы при интерпретации собранных данных, например, температуры воздуха внутренних помещений, могут сильно отличаться от нормируемых значений и т. п.

Вторая разновидность, так называемый инструментальный аудит, представляет собой обработку данных регулярных измерений специально установленного оборудования и датчиков. Это позволяет получить, кроме данных по различным видам израсходованной энергии, дополнительные данные, например, значения температуры внутреннего воздуха по помещениям, наружного воздуха, солнечной радиации и др.

Инструментальный энергетический аудит устраняет большинство неопределенностей при интерпретации собранных данных с использованием первой разновидности аудита и позволяет повысить точность конечного результата. Однако и в этом случае не все неопределенности могут быть устранены (речь идет, например, о менталитете потребителей, их безразличии к вопросам энергосбережения и т. п.).

Энергетический аудит здания выполняется в несколько стадий. На первой стадии определяются цели аудита, осуществляется планирование работ, планируются процедура энергетического аудита, объем и периодичность измерений; на второй - выполняются установка комплекса датчиков измерений, измерительного и регистрационного оборудования, наладка и проверка комплекса в работе. На третьей стадии проводится собственно мониторинг путем регулярных измерений и записи результатов. И, наконец, осуществляются обработка и анализ результатов измерений, их интерпретация и подготовка отчета.

Энергетический аудит может выполняться с целью классификации зданий по энергетической эффективности согласно СНиП 23—02 или региональным ТСН. Цель такого аудита для муниципальных органов власти заключается в выявлении групп зданий, требующих срочного реконструирования с энергетической точки зрения. Целью энергетического аудита может быть также энергетическая сертификация здания — определение соответствия эксплуатируемого здания требованиям нормативных документов. Следующий вид энергетического аудита предназначен для выявления отдельных составляющих энергетического баланса здания с целью разработки мероприятий по снижению его энергопотребления. Такой энергоаудит является более трудоемким, поскольку при рассмотрении отдельных конструктивных решений наружных ограждающих конструкций необходимо использовать контактные методы определения теплотехнических характеристик. Иногда энергетический аудит здания выполняют с целью определения эффективности работы оборудования или новых технологий, которые воздействуют на конечное энергопотребление здания. Примерами такого оборудования могут быть устройства поквартирного отопления, крышные котельные, установки искусственного освещения и пр. Аналогичный аудит может выполняться с целью подготовки здания к модернизации.

В процессе эксплуатации зданий должен осуществляться выборочный контроль (энергетический аудит) на предмет соответствия требованиям действующих норм или на предмет планирования реконструкции либо модернизации зданий. Результаты контроля должны отражать технические, энергетические и теплотехнические аспекты, а при необходимости - анализ вариантов реконструкции или модернизации с технической и экономической точек зрения. Выборочный контроль зданий должен выполняться специализированной организацией по решению администрации региона и по заданию управляющей организации либо собственника.

Для устранения методических пробелов рассмотрим термины, используемые в среде энергоаудита.

Энергетическое обследование (согласно Закону) - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об их объеме и показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности - с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

На наш взгляд, практическим реалиям больше соответствует термин, приведенный Ю. А. Матросовым [4]. Энергетический аудит здания — последовательность действий, направленных на оценку фактических нормализованных значений энергетической эффективности здания и его теплозащитных свойств с целью их сопоставления с нормируемыми значениями, а также с целью выявления потенциала энергосбережения и различных энергосберегающих возможностей в здании.

Практическую и методическую ценность представляют следующие термины, сформулированные Ю. А. Матросовым.

Процедура энергетического аудита здания — эксперимент или мониторинг, которые могут быть использованы для энергетического аудита, включающие периодический сбор, регистрацию и анализ данных измерений, их нормализацию к расчетным условиям, определение энергетической эффективности здания и его отдельных частей.

Класс энергетической эффективности здания — обозначение уровня энергетической эффективности здания, характеризуемого нормируемым интервалом значений удельного расхода тепловой энергии на отопление здания за отопительный период.

Нормируемые параметры энергетической эффективности здания — теплотехнические и энергетические параметры, для которых установлены нормируемые значения.

Стандартизация энергетическою аудита здания — стандартизованные процедуры энергетического аудита и обработка результатов измерений.

Мониторинг энергопотребления и теплозащиты здания — периодические измерения потоков энергии, теплопоступлений в здание и параметров внутренней и наружной среды.

Законом (ст. 15) определено, что по результатам энергетического обследования многоквартирного дома проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение обследования. Составленный паспорт подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.

В соответствии с Законом энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

• об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

• об объеме используемых энергетических ресурсов и его изменении;

• о показателях энергетической эффективности;

• о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих их передачу);

• о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов, в натуральном выражении;

• о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Законом установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования; к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, а также правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в федеральный орган исполнительной власти.

В методическом плане энергетический паспорт здания - это документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические показатели зданий, теплотехнические характеристики ограждающих конструкций и устанавливающий их соответствие требованиям нормативных документов. Энергетический паспорт здания является удобным инструментом при разработке проекта здания и контроле соответствия проекта требованиям норм. Он может и должен обеспечивать экономическое стимулирование энергосбережения (льготное налогообложение, кредитование, дотации и др.) и давать возможность для объективной оценки стоимости на рынке жилья.

Массовая энергетическая паспортизация зданий должна привести к созданию базы данных (в настоящее время по эксплуатируемым жилым зданиям такие данные отсутствуют) и стимулировать развитие энергосберегающих технологий. Такой документ позволит сопоставить теплотехнические и энергетические характеристики запроектированного, построенного и эксплуатируемого здания.

Паспорт должен заполняться в процессе архитектурного проектирования здания, обеспечивая информацией последующее проектирование как теплотехническими, так и энергетическими параметрами, которые затем сопоставляются с нормируемыми значениями. Такая информация облегчает проведение экспертизы проектов. По крайней мере через год после начала эксплуатации здания измеряется фактическое энергопотребление и выполняется его нормализация к стандартным условиям для получения фактического удельного энергопотребления. Таким образом, энергетический паспорт устанавливает взаимосвязь между требованиями норм и реализацией эксплуатационных характеристик здания на практике.

Энергетическая паспортизация и полученные обобщенные теплотехнические и энергетические параметры позволяют определить класс энергетической эффективности здания и подготовить рекомендации по экономическому стимулированию его собственника и повышению энергетической эффективности в рамках региональной (муниципальной) программы энергосбережения.

Список литературы

1. Данилевич, Я. Б. Энерго- и ресурсосбережение - условие и фактор экономического возрождения / Я. Б. Данилевич, А. Н. Коваленко // Экономическое возрождение России. -2006. -№ 2(8). - С. 8-15.

2. Ерофеев, П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2006. -№ 2(8) - С. 21-26.

3. Ерофеев, П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики (окончание) / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 3(9). - С. 31-32.

4. Круглик, С. И. Управление жилищной сферой современных городов России / С. И. Круглик // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 2(12). - С. 33-38.

5. Матросов, Ю. А. Энергосбережение в зданиях, проблема и пути ее решения/ Ю. А. Матросов. - М.: НИИСФ, 2008.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

7. Толкачев, О. М. Проблемы развития жилищно-коммунального комплекса и пути их решения / О. М. Толкачев // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3(21). - С. 814.

8. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9. Якутии, Ю. В. Энергетическая безопасность страны в условиях глобализации хозяйственной жизни / Ю. В. Якутин // Экономическое возрождение России. - 2008. -№ 1(15). - С. 7-11.

The list of the literature

1. Danilevich, J. B. Energy- and recourse saving - a condition and the factor of economic revival /J. B. Danilevich, A. N. Kovalenko // Economic revival of Russia. - 2006. - № 2 (8). - P. 815.

2. Erofeev, P. Ju. Features and the basic directions resource savings in the concept of a sustainable development of economy / P. Ju. Erofeev // Economic revival of Russia. - 2006. - № 2 (8). -P. 21-26.

3. Erofeev, P. Ju. Features and the basic directions resource savings in the concept of a sustainable development of economy (the end) / P. Ju. Erofeev // Economic revival of Russia. -2006. - № 3 (9). -P. 31-32.

4. Kruglik, S. I. Department of Housing and scope of modern cities in Russia / Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - P. 33-38.

5. Matrosov, Yu. A. Energy-Saving in Buildings, the Problems and its Solutions/ Yu. A. Matrosov. -М.: НИИСФ, 2008.

6. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 31, 2009 № 1225 «On the Requirements for Regional and Municipal Programs in Energy-Savings and Energy Efficiency».

7. Tolkachev, O. M. Problem of development of a housing-and-municipal complex and a way of their decision / O. M. Tolkachev // Economic revival of Russia. - 2005. - № 3 (21). - P. 814.

8. Federal Law of November 23, 2009 № 261-FZ «On energy-saving and energy efficiency and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation».

9. Yakutin, Y. V. Power safety of the country in conditions of globalization of an economic life /Y. V. Yakutin // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1(15). - Р. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.