А.А. ШИРОВ
A.A. SHIROV
УДК 338.2 (470+571)
Александр Александрович ШИРОВ -
заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д.э.н., e-mail: [email protected]
Alexander A. SHIROV -
Deputy Director at the Institute for National Economic Forecasts of the Russian Academy of Sciences, Leading Researcher of the Economic Faculty at the Lomonosov Moscow State University, Doctor of Economics, e-mail: [email protected]
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ В КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
ENERGY STRATEGY INTHE CONTEXT OF ACHIEVING GOALS OF RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT
Наличие развитого энергетического сектора России было и останется в будущем важнейшим конкурентным преимуществом отечественной экономики. Во-первых, при любых конъюнктурных изменениях он полностью обеспечивает экономику доступными первичными ресурсами, поддерживая, таким образом, энергетическую независимость России. Во-вторых, энергетический сектор формирует необходимый объем экспортных доходов, что позволяет финансировать необходимые потоки импорта и обеспечивать в среднесрочной перспективе приемлемую стабильность платежного баланса, а, следовательно, и валютного курса. В-третьих, в силу своего масштаба энергетический сектор непосредственно влияет на уровень инвестиционной активности в экономике, формирует значительную часть спроса на высокотехнологичную продукцию.
Abstract
The formation of an economic policy focused on the medium and long term outlook implies developing an energy strategy integrated into the overall plan of economic development. The article analyzes the possibilities of the energy sector to accelerate economic dynamics and improve the quality of growth. The scenario of economic dynamics acceleration using the opportunities of the Russian power industry is described
Keywords: Russian economy development, energy strategy, fuel and energy complex, economic growth, key scenarios, GDP dynamics
Аннотация Формирование экономической политики, ориентированной на средне- и долгосрочную перспективу, предполагает выработку энергетической стратегии, встроенной в общий замысел развития экономики. В статье анализируются возможности энергетического сектора по ускорению экономической динамики и повышению качества её роста. Описывается сценарий ускорения экономической динамики за счет возможностей российской энергетики
Ключевые слова: развитие экономики России, энергетическая стратегия, ТЭК, экономический рост, ключевые сценарии, динамика ВВП
Ключевая особенность заключается в том, что доходы нефтегазового и угледобывающего секторов позволяют обеспечивать расширенное воспроизводство без прямого использования бюджетных ресурсов. Именно эта особенность энергетического сектора позволяет рассматривать его в качестве одного из немногих механизмов запуска активного экономического роста и модернизации экономики. Для повышения темпов и качества экономического роста нужны дополнительные доходы, источником которых может стать как непосредственное расширение объемов производства и экспорта в энергетическом секторе, так и широкий набор косвенных эффектов, порождаемых его связями внутри экономики. Наши расчеты показывают, что в условиях 2017 г. российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) обеспечивал прямой вклад в формирование ВВП на уровне 23%, а с учетом мультипликативных эффектов спроса на продукцию других видов деятельности до 32%. Соответственно, столь крупный сектор экономики неизбежно будет оказывать влияние практически на все направления экономического развития в средне- и долгосрочной перспективе.
Все многообразие вариантов развития энергетического комплекса России можно сгруппировать в два ключевых сценария.
1. Поддерживающий - предполагающий поддержание производства в энергетическом секторе вблизи текущих объемов с постепенной модернизацией производственной базы. Применительно к стратегии развития страны данный сценарий означает, что ключевая задача сектора - формирование базовых доходов, прежде всего бюджетных.
2. Интенсивный - предполагающий лидирующий характер энергетического сектора в процессе повышения темпов и качества экономического роста как минимум в среднесрочной перспективе. Данный сценарий означает, что доходы от развития энергетики не просто формируют базу для стабильного состояния экономики, но и становятся ключевым драйвером роста.
На первый взгляд, второй вариант является предпочтительным. По сути, это попытка повторения модели развития с высокими темпами роста, которая наблюдалась в нашей стране в 2000-2008 годы. Именно постоянный рост доходов от торговли энергетическими ресурсами обеспечил в этот период среднегодовые темпы роста свыше 7%.
Однако ситуация с тех пор сильно изменилась как в российской, так и мировой экономике. Существенные ограничения развития сформировались и в энергетическом секторе.
Главной проблемой является то, что в 2000-2008 гг. сложилась уникальная ситуация, при которой в течение достаточно длительного периода времени росло как производство ключевых энергетических ресурсов в России, так и мировые цены на них.
Но помимо этого выросла и сама российская экономика. В результате экономического роста 2000-х годов она по объему ВВП стала в два раза больше. Понятно, что на фоне столь существенно увеличившейся базы сравнения демонстрировать высокий рост труднее. Тем более за счет одного, пусть и очень важного, сектора экономики. Здесь уместно напомнить, что несмотря на нахождение России в группе лидеров по добыче и экспорту энергетических ресурсов, в расчете на душу населения наша страна существенно уступает по обеспеченности ресурсами большинству стран-лидеров энергетического мира (например, подушевая обеспеченность добываемой нефтью в нашей стране в 3,7 раза хуже, чем в Саудовской Аравии и в 4,4 раза хуже чем в Норвегии). Из этого можно сделать вывод о том, что развитие с опорой исключительно на энергетические ресурсы для нашей страны не имеет перспективы. Этим же в экспертном сообществе мотивируется необходимость формирования несырьевой модели развития и даже ущербности энергетического сектора как такового.
Какой рост доходов необходим для значительного экономического роста видно из рис. 1. В частности, удвоение ВВП сопровождалось ростом стоимостной оценки добываемой нефти более чем в 9 раз. Рост доходов от внешней торговли энергетическими ресурсами стал важнейшим инструментом повышения темпов и роста качественных характеристик российской экономики. Проблема состояла в том, что на его основе не была произведена технологическая перестройка базовых секторов российской экономики - сохранилось отставание в уровне технологического развития и чрезмерная зависимость от импорта. В такой экономике, при сохраняющемся технологическом отставании, каждый дополнительный пункт роста приводит к опережающему увеличению спроса на импортируемую продукцию, сдерживает который только состояние платежного баланса. Неоднократные циклы ослабления курса рубля, наблюдавшиеся в недавней российской истории, позволяли нормализовать сальдо торговых потоков, но не решали проблему с конкурентоспособностью российской экономики, с точки зрения пропорций внешнеторгового обмена ситуация даже ухудшалась.
Рис. 1. Накопленная динамика ВВП и стоимостной оценки добытой нефти (долл. США)
Рост ВВП
■Стоимостная оценка добытой нефти (правая шкала)
Источник:
Росстат, расчеты ИНП РАН
Примечание: 1999 г. = 1
Когда речь заходит о несырьевой модели развития, то всегда на первый план выходит вопрос о том, где взять дополнительные ресурсы для ее формирования. И вот здесь возникают серьезные проблемы. Российская экономика выстроена таким образом, что свободные ресурсы государства существенно ограничены. Достаточно сказать, что совокупный объем всех расходов консолидированного бюджета России не превышает 30% от ВВП, а вклад государственного потребления в экономический рост менее 20%. При этом большая часть государственных расходов является обязательной и не может быть перенаправлена на цели развития без существенной перестройки системы государственных финансов.
В то же время значительные средства, имеющиеся в распоряжении банковского сектора и все тех же экспортеров сырьевых ресурсов, в последнее время в должной мере не используются на цели расширения и модернизации производства. Достаточно сказать, что в последние несколько лет произошло существенное увеличение отношения выплачиваемых публичными компаниями дивидендов к инвестициям. Крупный российский частный бизнес в условиях экономической стагнации перешел к стадии простого воспроизводства основного капитала, при котором происходит использование имеющихся производственных мощностей, а полученные с их помощью доходы в значительной степени выводятся из бизнеса, в том числе за рубеж.
Нет сомнений в том, что сложившаяся ситуация является результатом неблагоприятной макроэкономической среды, которая сдерживает инвестиционный процесс и развитие экономики. Требуется переломить данную ситуацию, сформировать положительный взгляд на развитие экономики как у бизнеса, так и у населения. Решение этой задачи невозможно без ускорения темпов экономического роста.
И вот здесь интенсивный сценарий в отношении развития нефтяного сектора может оказаться вполне уместным. Только
Когда речь заходит о несырьевой модели развития, то всегда на первый план выходит
вопрос о том, где взять дополнительные
ресурсы для ее формирования. И вот
здесь возникают серьезные проблемы
товаров стал единственным инструментом долгосрочного развития, а о том, чтобы за счет конкурентных преимуществ России в энергетической сфере было обеспечено ускорение темпов экономического роста до таких значений, когда бы в экономике был запущен механизм расширенного воспроизводства, предполагающий расширение производственных мощностей и потенциала увеличения доходов.
Рациональность стратегии увеличения вклада энергетического сектора в формирование экономической динамики на стадии ускорения темпов экономического роста объясняется прежде всего возможностью быстрой мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Как же могут быть выстроены механизмы задействования энергетических ресурсов для интенсификации экономического роста? Прежде всего следует сказать о том, что главной задачей здесь может быть увеличение объемов производства и экспорта энергетических ресурсов. С учетом высокой зависимости экономической динамики от новых доходов речь должна идти о том, что в среднесрочной перспективе рост производства в энергетическом секторе должен составлять не менее 2% в год.
Одной из проблем текущей модели развития являются ограничения на значимое наращивание объемов сырьевого экспорта, которое связано с усложнением геолого-технологических условий добычи полезных ископаемых и производственными ограничениями по их переработке. В части энергетических полезных ископаемых это отражается в росте приростной капиталоемкости добычи нефти, газа и угля. Если посмотреть на текущую статистику, то видно, что основные характеристики капиталоемкости добычи нефти в России существенно выросли (см.таблицу).
В то же время следует учитывать, что рост приростной капиталоемкости добычи достаточно тесно связан с динамикой цен на нефть [1]. Поэтому целесообразно обращать внимание
речь должна идти не о том, чтобы экспорт энергетических на требования, предъявляемые к физическому объему работ
Рис. 2. Отношение дивидендов к инвестициям в российских публичных компаниях, %
70,0
%
60,0
50,0
40,0
30,0
20,0
10,0
0,0
43,0
39,1
32,2
35,2
25,2 25,4
27,9
23,0 22,9
17,4
13,8
.11
31,3
62,6
50,1
Источник:
отчетность компаний, расчеты ИНП РАН.
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ■ Государственные Частные ■ Все
в процессе добычи нефти. Здесь необходимо отметить, что за последние годы произошло упрощение и удешевление ряда важнейших нефтедобывающих технологий, что и стало причиной роста добычи трудноизвлекаемых запасов нефти [2].
В этих условиях можно говорить о том, что российский энергетический сектор вполне может развиваться темпами, необходимыми для того, чтобы он формировал импульс к ускорению экономической динамики в период до 2024 года. Для этого, по нашим оценкам, достаточно, чтобы добыча нефти к концу этого периода была выше 600 млн т (среднегодовые темпы прироста добычи около 1,5%), добыча природного газа превысила бы 800 млрд м3 (среднегодовые темпы прироста добычи около 2,0%), добыча угля достигла бы 550 млн т (среднегодовые темпы прироста добычи около 3,8%).
Рост добычи энергоресурсов сформирует необходимый объем доходов, позволяющий обеспечить модернизационные мероприятия в базовых секторах российской экономики при сохранении условий макроэкономической стабильности. При реализации такой политики в отношении энергетики существуют и определенные риски, которые следует учитывать. Главный из них состоит в том, что повышение добычи и экспорта энергетических ресурсов в России может быть фактором нестабильности на мировых товарных рынках. Действительно, риск снижения цен на сырьевые ресурсы в условиях роста экспорта возникает, однако он, на наш взгляд, не будет слишком высоким. Во-первых, приведенные выше темпы роста добычи энергетических полезных ископаемых не являются чрезмерно высокими и в целом соответствуют росту спроса на соответствующих внешних рынках. Во-вторых, что касается цен на нефть, то их динамика в среднесрочной перспективе с высокой вероятностью будет находиться в коридоре, верхняя граница которого определяется капиталоемкостью добычи сланцевой нефти, а нижняя уровнем инвестиционной привлекательности вложений в развитие традиционных ме-
сторождений нефти. Условно границы этого коридора можно обозначить как 40-80 долл./баррель. В-третьих, риски ценовой нестабильности в среднесрочной перспективе нужно соотносить с долгосрочными рисками изменения параметров спроса на энергетические ресурсы. Как показывают расчеты специалистов ИНП РАН, даже при существенных изменениях технологического характера в энергетике и на транспорте пик спроса на нефть не может наступить ранее 2035-2040 гг. [3].
Таким образом, как минимум в среднесрочной перспективе имеется окно возможностей для использования потенциала энергетического сектора для ускорения экономической динамики. С учетом давления на энергетические рынки в рамках процесса декарбонизации и долгосрочных технологических сдвигов не следует исключать, что эта возможность повышения темпов и качества экономического роста за счет прямого использования текущих конкурентных преимуществ России в энергетической сфере - последняя.
На доходы от энергетического сектора могла бы опираться политика устранения технологического отставания промышленности, развития конкурентоспособных производств в несырьевом секторе экономики, которые могли бы расширить российский экспортный потенциал. Такие производства могут быть созданы в энергетическом машиностроении, нефтехимическом
...в среднесрочной перспективе имеется окно возможностей для использования потенциала энергетического сектора для ускорения экономической динамики. С учетом давления на энергетические рынки в рамках процесса декарбонизации и долгосрочных технологических сдвигов не следует исключать, что эта возможность повышения темпов и качества экономического роста за счет прямого использования текущих конкурентных преимуществ России в энергетической сфере - последняя
и химическом производстве, авиастроении, фармацевтике, оказании услуг в области цифровых технологий и т. д. Соответственно, потребуются развитые каналы финансирования технологической модернизации, предполагающие использование как традиционных банковских каналов, так и расширение инструментов специализированного финансирования, а также развития инструментов финансового рынка.
Развитие сырьевого потенциала предполагает вовлечение в разработку новых месторождений, внедрение новых современных технологий добычи и переработки сырьевых ресурсов, удлинение технологических цепочек переработки сырья. Это потребует значительных инвестиционных вложений. Не менее затратным выглядит развитие новых производств в несырьевых секторах экономики. Потребуется увеличение вложений в НИОКР, обучение персонала, формирование новых производств, закупки импортного оборудования.
Расширение экспортного потенциала невозможно без создания соответствующей транспортной инфраструктуры. В связи с этим очевидным приоритетом данного сценария станет вложение средств в развитие дорожной сети, портового хозяйства, трубопроводной системы, железных дорог. Здесь
следует заметить, что эти вложения могут быть использованы и для решения других задач, в частности, развития транзитного потенциала России в целях использования выгодного географического положения нашей страны.
Решение этих задач предполагает существенный рост нормы накопления основного капитала до 26-28% от ВВП. Инвестиционный характер подобного сценария предполагает постепенное снижение уровня фискальной нагрузки (прежде всего в сырьевых отраслях), так как лидировать в инвестиционном процессе будут средства бизнеса. Опережающие темпы роста инвестиций в основной капитал будут сдерживать рост доходов населения и потребительского спроса. В то же время, в условиях общего повышения темпов экономического роста, уровень доходов населения будет устойчиво расти, что позволит преодолеть последствия длительного периода снижения уровня жизни в 2014-2018 годах. В рамках данного сценария государство будет концентрировать свои усилия на развитии инфраструктуры, поддержке научных исследований в приоритетных секторах экономики, цифровой экономики.
Потребность в современном технологическом оборудовании и сохранение точечного роста в промышленности предпо-
Основныехарактеристики усложнения условий добычи сырой нефти в 2003-2017 гг.
Показатели 2003 г. 2007 г. 2017 г. 2017 г. к 2003 г., раз
Добыча сырой нефти (без газового конденсата), млн т 395 470 509 1,3
Доля новых скважин в эксплуатационном фонде, % 2,8 3,7 4,7 1,7
Добыча нефти на новых скважинах, % 5,7 7,5 8,6 1,5
Капиталоемкость добычи нефти в постоянных ценах, 2003 = 1 1 2,1 2,3 2,3
Проходка в эксплуатационном бурении, тыс. м 8576 13761 27648 3,2
Проходка в горизонтальном бурении, тыс. м 958 1552 11233 11,7
Источник: Росстат, ЦДУ ТЭК, расчеты ИНП РАН.
лагает сохранение высокой доли импорта на внутреннем рынке (особенно в сегменте товаров инвестиционного назначения) на стадии модернизации производства.
Экспортная ориентация экономики (со значительной сырьевой составляющей) и необходимость закупок импортного оборудования предполагают постепенное укрепление курса рубля, что будет отражать улучшение параметров покупательной способности России на мировых рынках.
Основная идея данного сценария - максимизация экспорта сырьевых ресурсов при одновременном распределении доходов в пользу модернизации высокотехнологичных производств, обладающих высоким экспортным потенциалом, развитие которых в условиях последующего замедления роста в энергетическом секторе может обеспечить устойчивость роста экономики.
Следует подчеркнуть, что описанный сценарий не противоречит тем мерам экономической политики, которые уже реализуются в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 г., а дополняют их. Как показывают наши расчеты, весь сформированный набор из 12-ти национальных проектов и плана по развитию магистральной инфраструктуры потенциально способен ускорить темпы экономического роста в период 2019-2024 гг. примерно на 0,7-0,9 процентных пункта. Если исходить из того, что в условиях сформировавшихся финансовых и спросовых ограничений базовые темпы роста ВВП в России составляют примерно 1,5%, то за счет реализации национальных проектов можно получить ускорение экономической динамики примерно до 2,2-2,4%. То есть только эти мероприятия не позволяют решить задачу по ускорения темпов роста ВВП до среднемировых значений.
Реализация стратегии развития, предусматривающей ускорение темпов роста экономики на базе энергетического сектора, позволит обеспечить дополнительное ускорение темпов роста ВВП в 2019-2024 гг. еще не менее чем на 1,0-1,3 процентных пункта. Таким образом, речь может идти о том, что совокупное действие мероприятий в области реализации национальных проектов и развития энергетики позволить
расширить потенциал экономического роста до 3,2-3,7%. Фактически в данном случае будет реализован вариант, при котором государственные расходы будут дополнены необходимыми действиями со стороны сырьевого бизнеса. В результате в механизм экономического роста будут вовлекаться все новые и новые сектора экономики.
Процентные пункты прироста ВВП это не просто статистика. За ними стоят вполне конкретные доходы. Например, ускорение среднегодовых темпов роста ВВП в 2019-2024 гг. с 1,5 до 3,2% будет означать, что только государство получит за этот период около 15 трлн руб. бюджетных доходов (в ценах 2018 г.). Если предположить, что хотя бы треть из них будет израсходована на социальную политику, то это обеспечит рост ВВП за счет увеличения спроса населения еще на 0,8 процентных пункта. Иначе говоря, произойдет дальнейшее повышение среднесрочного потенциала экономического роста.
Ключевые достоинства реализации данного сценария:
1) максимальное задействование ресурсного потенциала для целей ускорения экономического роста и модернизации экономики;
2) расширение потенциала экспорта;
3) концентрация на развитии ключевых секторов экономики;
4) развитие транзитного потенциала;
5) рост относительного уровня доходов населения и экономики в целом на фоне укрепления валютного курса;
Ключевые недостатки реализации данного сценария:
1) сохранение низких характеристик эффективности в базовых отраслях промышленности;
2) узкая специализация экономики на развитии ограниченного числа экспортоориентированных производств;
3) потребность в существенных объемах технологического импорта;
4) необходимость значительного роста нормы накопления;
5) сохранение высокой зависимости экономики от внешнеэкономической конъюнктуры.
Таким образом, активная энергетическая стратегия предполагает использование возможностей топливно-энергетического комплекса, прежде всего как инструмента формирования дополнительных доходов, позволяющих обеспечить в среднесрочной перспективе запуск масштабной модернизации российской экономики, предполагающей значительный рост эффективности базовых производств и формирование фундамента устойчивого развития в долгосрочной перспективе. В дальнейшем ключевой задачей ТЭК будет формирование базы экономического роста и поддержание конкурентоспособности ключевых секторов российской экономики при любых сценариях изменения ситуации на внешних рынках.
Литература
1. Синяк Ю. В., Колпаков А.Ю. Анализ динамики и структуры затрат в нефтегазовом комплексе России в период 2000-2011 гг. и прогноз до2020 г. // Проблемы прогнозирования.2014.№ 5 (146). С. 15-38.
2. Крюков В. А., Кирова Д.А. О роли экономики знаний в процессе освоения новых источников углеводородов//Интерэкспо Гео-Сибирь. 2018. Т. 3. № 1. С. 225-231.
3. KolpakovА. Electric vehicles: impact on the world economy and energy sector.-URLhttp://www. inforum. umd. edu/papers/conferences/2018/ russia_kolapkov_2018_slides. pdf