Научная статья на тему 'Энергетическая безопасность России: правовые вопросы'

Энергетическая безопасность России: правовые вопросы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
556
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / энергетическая безопасность / энергетические ресурсы / возобновляемые и невозобновляемые источники энергии / угрозы энергетической безопасности / энергосбережение и энергоэффективность / технические регламенты / экология / national safety / security of energy supply / energy resources / renewable and non-renewable energy sources / threatening of security of energy supply / energy saving and energy efficiency / technical regulations / ecology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Розенфельд Владимир Григорьевич, Небольсина Ирина Ивановна

В статье проведен анализ сущности понятия «энергетическая безопасность», которая является составной частью национальной безопасности России, отмечается, что в современных условиях говорить об энергетической безопасности России как состоянии защищенности ее топливно-энергетического комплекса, потребителей энергоресурсов и экономики в целом от неблагоприятного развития событий невозможно вне проблематики глобальной энергетической безопасности. В статье анализируются нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы энергетической безопасности в РФ и ряде иностранных государств, подчеркивается важность данной темы в условиях продолжающегося реформирования энергетики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY OF ENERGY SUPPLY OF RUSSIA: LEGAL MATTERS

There is an analysis of the essence of the concept Security of Energy Supply in the article. This concept is a component part of national safety of Russia. It is pointed out that it is impossible to talk about protectability of energy supply of Russia as the condition of security its fuel-energy complex, consumers of energy supply and economy in whole from unfavourable further developments beyond the subject matter ofglobal security of energy supply. The normative legal acts regulating matters of security of energy supply in the Russian Federation and in the number offoreign countries are analyzed, and the importance of this problem in the conditions of continuing restructuring ofpower engineering in Russia is emphasized in the article.

Текст научной работы на тему «Энергетическая безопасность России: правовые вопросы»

УДК 621.31

В. Г. Розенфельд, доктор юридических наук, профессор И.И. Небольсина, аспирант (г. Воронеж)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук, доцентом Д.В. Уткиным, кандидатом юридических наук, доцентом В.А. Сиринько.

Аннотация. В статье проведен анализ сущности понятия «энергетическая безопасность», которая является составной частью национальной безопасности России, отмечается, что в современных условиях говорить об энергетической безопасности России как состоянии защищенности ее топливно-энергетического комплекса, потребителей энергоресурсов и экономики в целом от неблагоприятного развития событий невозможно вне проблематики глобальной энергетической безопасности. В статье анализируются нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы энергетической безопасности в РФ и ряде иностранных государств, подчеркивается важность данной темы в условиях продолжающегося реформирования энергетики России.

Ключевые слова: национальная безопасность, энергетическая безопасность, энергетические ресурсы, возобновляемые и невозобновляемые источники энергии, угрозы энергетической безопасности, энергосбережение и энергоэффективность, технические регламенты, экология.

V.G. Rozenfeld, Ph.D (Law Scince), professor I.I. Nebolsina, Post-graduate student (Voronezh)

SECURITY OF ENERGY SUPPLY OF RUSSIA: LEGAL MATTERS

Abstract. There is an analysis of the essence of the concept Security of Energy Supply in the article. This concept is a component part of national safety of Russia. It is pointed out that it is impossible to talk about protectability of energy supply of Russia as the condition of security its fuel-energy complex, consumers of energy supply and economy in whole from unfavourable further developments beyond the subject matter ofglobal security of energy supply. The normative legal acts regulating matters of security of energy supply in the Russian Federation and in the number offoreign countries are analyzed, and the importance of this problem in the conditions of continuing restructuring ofpower engineering in Russia is emphasized in the article.

Key words: national safety, security of energy supply, energy resources, renewable and non-renewable energy sources, threatening of security of energy supply, energy saving and energy efficiency, technical regulations, ecology.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» [1] безопасность —это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Понятие «жизненно

важные интересы!», приведенное в данном Законе, включает в себя совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

Рассматриваемый Закон не содержит определения термина «национальная безопасность», в то время как значительное количество нормативный правовых актов оперируют этим термином. Так, например, этот термин употребляется в Законе Российской Федерации «Об электроэнергетике» [2], Федеральном законе «Об общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 [3] и др.

Термин «национальная безопасность» раскрывается в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года от 12 мая 2009 г. № 537 [4], где указывается, что «под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». Однако Стратегия национальной безопасности, по нашему мнению, не раскрывает всей сути понятия, системы и структуры национальной безопасности государства.

Исследователи предлагают различные определения термина «национальная безопасность», хотя в общем виде его можно раскрыть как защищенность национальных интересов общества от различных угроз.

Исходя из анализа положений Стратегии национальной безопасности, а также специальной научной литературы, можно сделать вывод о том, что понятие «национальная безопасность» является многоэлементным и многоуровневым. Дифференциация понятия осуществляется по различным основаниям и аспектам национальной безопасности - международная, экономическая, экологическая, финансовая, демографическая, ядерная, продовольственная, энергетическая безопасность и т.д. [5].

Жизнедеятельность любого государства, независимо от исторической эпохи, всегда была неразрывно связана с наличием стратегических ресурсов [6], способный обеспечивать поступательное развитие нации и гарантировать ее безопасность. Причем так называемый пакет ресурсов, стратегически необходимых каждому государству, постоянно эволюционировал во времени и изменялся в контексте мирового научного прогресса [7].

В XIX и особенно в XX веке важную стратегическую окраску прогрессивно начинают

приобретать энергетические ресурсы. Потребление энергии в мире с 1900 по 2000 г. увеличилось почти в 15 раз - с 21 до 320 экоДж.[8]. Потребление энергии неравномерно по разным странам и группам населения [9] и всего четверть населения мира потребляет почти всю производимую энергию. Так потребление энергии в индустриально-развитых странах в тоннах нефтяного эквивалента (тнэ) на душу населения в год составляет [10]:

- США - 8,7 тнэ/(чел/ год),

- Япония - 4,3 тнэ/(чел/ год),

- Германия - 4,3 тнэ/(чел/ год),

- Великобритания - 4,0 тнэ/(чел/ год),

- Россия - 2,2 тнэ/(чел/ год).

Из приведенных данных видно, что житель России потребляет в 2 раза меньше энергии, чем житель Европы, Японии. Хотя Россия вывозит большую часть своих энергоносителей, а Европа (за исключением Великобритании, Норвегии, Румынии, имеющих нефть, и Германии, Польши, имеющих уголь). Япония и Южная Корея практически не имеют их и все потребляемые энергоносители ( нефть, газ, уголь, уран) ввозят.

Реформирование энергетики зарубежных стран, либерализация отношений на внутреннем европейском энергетическом рынке, изменения в законодательстве, направленные на усиление государственного регулирования энергетики, и как следствие, поэтапное открытие свободного выхода потребителей на рынок энергоресурсов, экономическая эффективность их производств, энергосбережение позволяют странам оплачивать импорт дорожающих энергоносителей.

Несмотря на предпринимаемые усилия в области энергообеспечения, дефицит энергии для развитых стран становится все очевиднее и может стать тормозом дальнейшего развития. В результате этой тенденции появляется и приобретает всемирное распространение термин «энергетическая безопасность».

В общем контексте под энергетической безопасностью следует понимать деятельность государства, связанную с гарантированным обеспечением нации всеми необходимыми энергетическими ресурсами. В западной литературе энергетическую безопасность часто отождествляют с проблемой внешней энергетической

134

зависимости и вытекающей из нее задачи создания гарантированных источников энергии как внутри страны, так и за ее пределами (security of supply) [11]. Как раз в таком ключе «энергетическая безопасность» трактуется в ряде американских научных трудов, например, монографии Патрика Клоусона «Энергетика и национальная безопасность в 21 веке» [12] и коллективном труде «Энергетика и безопасность. К новой внешнеполитической стратегии» под редакцией Д. Калики и Д. Голдвина [13].

В ряде случаев энергетическую безопасность увязывают с безопасностью энергетической инфраструктуры: атомных станций, нефтяных и газовых трубопроводов и других жизненно важных объектов.

В последнее десятилетие в юридической литературе активно обсуждается проблема экономической и в том числе энергетической безопасности государства как одного из весьма значимых элементов системы национальной безопасности.

По этому вопросу опубликованы монографии, научные статьи [14], однако основой исследований по этой тематике выделяются экономические факторы, влияющие на обеспечение энергетической безопасности [15]. В то же время теоретическим проблемам и правовым аспектам государственного регулирования энергетики в период мирового экономического кризиса и продолжающегося реформирования отрасли, выявлению пробелов и коллизий в законодательстве, напрямую влияющих на состояние энергетической защищенности страны и ее граждан, общества, государства от угроз надежному энергообеспечению, энергосбережению, установлению предельных тарифов и расценок на электрическую и тепловую энергию не уделяется должного внимания.

Интересное определение рассматриваемому понятию энергетической безопасности предлагает З.М. Фаткутдинов, подчеркнувший, что энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Для своевременной и адекватной реакции государства на возникающую угрозу энергетической безопасности, анализа состояния безопасности регионов Рос-

сии на этапе реализации Энергетической стратегии предусматриваются разработка и реализация системы оперативны« и долгосрочный мер по предупреждению и нейтрализации внутренней и внешней угрозы, создание системы мониторинга и механизмов, позволяющих стабилизировать ситуацию [16].

Однако в предложенном З.М. Фаткутдино-вым определении не содержится положений о правовом регулировании энергоэффективности, энергосбережения и установления предельных тарифов и расценок за поставляемую электрическую и тепловую энергию потребителям. Понятие эффективности энергетической безопасности в научных публикациях юристов обычно отсутствует, вместе с тем, в РФ энергетическая составляющая ВВП намного превышает соответствующие показатели в США, в странах Европейского союза, Австралии, Японии, Китае и других [17].

Наконец размер тарифов и расценок на электрическую и тепловую энергию после различных наценок (надбавок) производителями приводит к тому, что производимая отечественная продукция отличается не только низким качеством, но и высокой ценой, вследствие чего оказывается не конкурентоспособной как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Кроме того, участившиеся аварии, в связи с износом и незаменой отработавшего свой ресурс оборудования на энергообыектах требуют включить в определение энергетической безопасности соблюдение технических требований, законодательно установленных государством.

Представляется целесообразным в законодательстве сформулировать понятие энергетической безопасности следующим образом: энергетическая безопасность - это комплекс мер, осуществляемый государством по обеспечению защищенности страны, ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению с учетом себестоимости выпускаемой продукции и состояния материального обеспечения большинства российских граждан.

Энергетическая безопасность РФ должна характеризоваться наличием возможных нево-зобновляемых и возобновляемых источников

энергетических ресурсов, обеспечением их надлежащего освоения и в полной мере комплексного использования, увеличением использования наиболее дешевых возобновляемых гидроресурсов и термальных источников энергии, морских приливов, энергию ветра, солнца, а также АЭС, особенно в районах, где отсутствуют собственные запасы нефти, угля и газа, наконец плановая замена оборудования и применение нанотехнологий на действующих электрических станциях с использованием газа, мазута, угля, торфа и т.д. с целью обеспечения регулярной поставки энергии и снижения ее стоимости. Наконец в понятие энергетической безопасности входит обеспечение энергосбережения и снижения до минимума потерь как в энергосетях, при производстве, так и при потреблении энергии. Естественно, что понятие энергетической безопасности должно включать государственное регулирование предельных тарифов и цен отпускаемой потребителям и реализуемой поставщикам электрической и тепловой энергии, не допуская превышение расценок, действующих в развитых странах мира, таких как США, Канаде, в странах Европейского союза, ибо в противном случае производимая в нашей стране продукция окажется неконкурентоспособной как внутри страны, так и за рубежом.

Данное определение хотя и весьма емкое, но охватывает основные аспекты обеспечения энергоресурсами в РФ.

Основная сложность в определении энергетической безопасности состоит в том, что перед странами мира ввиду их неодинакового энергетического потенциала стоят различные, порой диаметрально противоположные задачи. Основная причина отличий - импортная или экспортная энергетическая ориентация того или иного государства. Определенную специфику добавляют и транзитные возможности ряда государств, непременно учитываемые в региональной геополитике. Наряду с этим понимание энергетической безопасности может также зачастую выходить за рамки национальных трактовок и распространяться на действия целой группы заинтересованных государств, объединенных в блоки. Примером здесь могут быть Европейский Союз и ОПЕК.

Приведенные доводы свидетельствуют о том, что понимание энергетической безопасности может носить весьма ощутимый субъективный для различнык стран характер. Потому, дать определение энергетической безопасности, приемлемое для каждого государства мира, невозможно. Сделать это можно путем идентификации и научной расшифровки универсальных составляющих энергетической безопасности, касающихся в той или иной мере всех стран мира. В связи с этим интересно мнение Боровского Ю.В., относящего к таким универсальным составляющим: минерально- сырьевую; ценовую приемлемость; развитость и устойчивость национальной энергосистемы;энергосбереже-ние; зарубежное энергоприсутствие; транзит и экологию [18].

Россия располагает возможностями эффективно использовать все известные современной цивилизации виды источников энергии (энергоносителей).

Минеральные ресурсы являются главной составляющей частью национального богатства страны, которое оценивается специалистами, как минимум, в 340 трлн. долл. Основная часть этих ресурсов приходится на долю топливно-энергетических ресурсов - до 268 трлн. долл. [19].

Россия была и остается традиционным, надежным и важным поставщиком энергоносителей в европейские страны. Так в страны Европейского союза поступает 53% российского экспорта нефти, что составляет 16% всего потребления нефти в ЕС и 62% российского экспорта природного газа, что составляет 20% общего потребления природного газа в ЕС.

Поэтому весьма важна позиция главы российского правительства, высказанная во время работы Всемирного экономического форума в Давосе, состоявшегося в январе 2009 года:

«По нашему мнению, особенно важно разработать стратегию обеспечения глобальной энергетической безопасности. Она должна быть основана на долгосрочных, надежных и экологически устойчивых поставках энергоресурсов по ценам, доступным как для стран-экспортеров, так и для потребителей. Дополнительно к примирению интересов сторон, участвующих в глобальном энергетическом взаимодействии,

136

нам придется определить практические меры, нацеленные на обеспечение устойчивого доступа мировой экономики к традиционным источникам энергии, а также на реализацию программ энергосбережения и на развитие альтернативных источников энергии».

Россия предлагает построить новую правовую основу международного сотрудничества в сфере энергетики, об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая 22 декабря 2009 года в Университете мировой экономики и дипломатии МИД Узбекистана. «Актуальная для всех тема - глобальная энергетическая безопасность, - подчеркнул министр. - Значение энергетики возрастает, она стала важнейшей составляющей экономической и в целом национальной безопасности, реальной движущей силой социально-экономического прогресса, оказывающей самое непосредственное воздействие на жизнь людей. Вот почему Россия как мировой лидер в добыче нефти и газа сделала энергобезопасность одной их ключевых тем своего председательства в "Группе восьми", где удалось согласовать документы, фактически представляющие собой стратегию устойчивого развития мировой энергетики и план ее реализации. Впервые утверждены принципы баланса интересов и равной ответственности поставщиков, транзитеров и потребителей энергоресурсов. Россия предложила подумать о том, чтобы с опорой на указанные принципы построить новую правовую основу международного сотрудничества в сфере энергетики. Сегодня всем надо признать неделимость безопасности и процветания в современном мире, а энергетика имеет прямое отношение и к тому, и к другому».

Одним из определяющих в теории энергетической безопасности является понятие «угроза». Существуют различные определения понятия угроза энергетической безопасности. Так, можно привести определение, данное Г.Б. Славиным и М.Б. Чельцовым - под угрозой энергетической безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих экстремальные ситуации в системах топливо- и энергоснабжения потребителей, представляющих опасность для нормального функционирования этих систем и затрагивающих жизненно важные

интересы личности, общества и государства [20]. Данное определение по существу повторяет приведенное в Федеральном законе «О безопасности» в первом разделе (ст. 1 и ст. 2) определение угрозы - это совокупность условий и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам личности общества, государства.

По нашему мнению, заслуживает внимания определение, данное В.И. Рясиным, который считает, что

под угрозой энергетической безопасности следует понимать совокупность условий и факторов, которые могут привести к прекращению или существенному ограничению предоставления услуг по топливо- и энергоснабжению: промышленных предприятий, организаций и служб, жилого сектора, что нанесет ущерб экономике и населению [21].

Как правило, в работах, посвященных вопросам энергетической безопасности, классификация угроз проводится в контексте рассматриваемых вопросов, либо увязывается с результатами исследований некоторой узкой сферы деятельности. До сих пор отсутствует достаточно полный анализ этого вопроса с учетом специфики различных видов угроз с позиций энергетической безопасности региона, что затрудняет формирование стратегии обеспечения энергетической безопасности, решение вопросов правового обеспечения энергетической безопасности.

Одной из важнейших причин, по которой мы вынуждены обратиться к проблеме определения угроз энергетической безопасности, является факт реформирования энергетики. Ибо начавшийся процесс преобразований не только не устраняет многие угрозы энергетической безопасности, существовавшие до последнего времени, но и порождает появление новых угроз, т.к. предусмотренная в законодательстве в краткосрочном плане либерализация отношений в энергетике за счет более широкого вовлечения в ее финансирование частного бизнеса и усиление конкуренции в условиях экономического кризиса во многом оказалась не реальной и более того конкурирующие компании с целью скорейшего увеличения прибылей по-прежнему не внедряют нанотехно-логий и нередко не производят ремонта оборудования и замену агрегатов, что приводит к серьез-

ным авариям, свидетельством чему послужило отключение 25 июня 2005 г. электроэнергии в Москве в результате аварии на одной из энергетических установок, авария на Саяно- Шушенской ГЭС в августе 2009 года и др.

Отсюда можно сделать вывод, что приватизация таких систем, как энергетика, требует не только создания правового механизма приватизации, но и определения правовых критериев готовности отрасли к переходу в частную собственность.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что правовое регулирование, направленное на поддержание необходимого уровня энергетической безопасности, должно сочетать публично- и частноправовые подходы. Иными словами, безопасность может быть лишь плодом совместный усилий государства и частного сектора экономики. В связи с этим целесообразно выделить несколько наиболее важных групп угроз:

- сырьевые угрозы, анализ которык включает правовые формы и средства контроля государства за деятельностью топливно-энергетического комплекса, включая добычу природных ресурсов, их переработку и транспортировку; правомочия государственной власти по определению характера и содержания этой деятельности, в т.ч. в условиях наступления чрезвыгаайнык ситуаций;

- энергосбережение и энергоэффективность предусматривает правовые аспекты энергосбережения и роли государства в экономии энергоресурсов, правовые средства стимулирования энергосбережения;

- угрозы в сфере экономики и финансов, нормативные возможности государства по регулированию уровня цен на энергоносители прямым или косвенным образом; правовые последствия несоблюдения коммерческими организациями требований государственной политики цен; их ответственность за убытки, причиненные в результате завышения цен на реализуемую продукцию;

-технические угрозы, состояние и уровень правовой регламентации создания и поддержания в рабочем режиме резервный возможностей энергетической системы России, включая дублирующие мощности, стратегические запасы и т.п.;

- экологические угрозы, государственное регулирование рационалыного исполызования природнык ресурсов и охраны окружающей среды.

На основании вышеизложенного полагаем возможным отметиты следующее: энергетическая безопасность. - важнейшая составляющая националыной безопасности России. Усиление значимости целенаправленной деятелыности по правовому регулированию в этой области должно определятыся всеми коренными политическими и экономическими преобразованиями, которые произошли и происходят за последние годы в России. Факторы, сдерживающие развитие ТЭК, одновременно являются источником угроз энергетической безопасности России (и ее регионов). Поэтому перспективы энергетики зависят от решения многочисленных задач, связанных со сферой энергетической безопасности.

Примечания:

1. ФЗ РФ от 05.03.1992 г. №2446-1 «О безопасности» (в ред. от 26.06.2008 г.) // Российская газета. 1992. - № 103. - 6 мая.

2. ФЗ от 26 марта 2003г. (в ред. 23.11.2009г.) № 35-Ф3

«Об электроэнергетике» // СЗ РФ, 31.03.2003, № 13. - Ст.1177.

3. ФЗ РФ «Об общественной палате РФ» от 4 апре-

ля 2005 г. № 32-Ф3// СЗ РФ, 11.04.2005, № 15. -Ст. 1277.

4. Указ Президента РФ «О стратегии националыной безопасности РФ до 2020 года» от 12.05.2009 г. № 537 // СЗ РФ, 18.05.2009, № 20. - Ст.2444.

5. Актуальные проблемы националыной безопасности России на современном этапе// Аналитический вестник №1 (221). Совет Федерации Феде-ралыного Собрания РФ.М., 2007. - С. 6.

6. Исполызуемое понятие «ресурсы» не равнознач-

но понятию «природные ресурсы», а трактуется автором в более широком контексте - как источник формирования националыного потенциала.

7. Эволюцию стратегических ресурсов в исторической ретроспективе приводит известный американский исследователы Пол Кеннеди. См. подробнее: Kennedy P. Rise and fall of The Great Powers, Economic Change and Military Conflict from 1500 to 2000. -London: Fontana Press, 1989.

138

8. Манаев, О.И. Динамика и структура энергетики /О.И. Манаев // Энергобезопасность и энергоэффективность. № 2. - 2008. - С.9.

9. Потребление индустриальной энергии по странам и группам населения (6 млрд. человек):

- 33% ( 2 млрд. человек - беднейшие) 0%;

- 45% (2,7 млрд. человек - бедные) 13%;

- 22% (1,3 млрд. человек - средние и богатые) 87%. // Энергобезопасность и энергоэффективность. № 2. 2008.С.8.

10. Нигматулин, Р. Как обустроить экономику и власть в России/ Р. Нигматулин // М.: Экономика, 2008. - С.460.

11. Достаточно привести названия энергетических стратегий ЕС и США, чтобы эта тенденция стала очевидной: Зеленая книга ЕС от 29 ноября 2000 года «В направлении европейской стратегии безопасности энергетического снабжения(«Towards a European strategy for the security of energy supply»), Национальная энергетическая политика США от мая 2001 г.«Надежная, доступная и экологичная энергия для будущего Америки («National Energy policy Reliable, Affordable, and Environmentally Sound Energy for America's Future»).

12. Clawson, P.L. Energy and National Security in the 21st Century// University Press of the Pacific, 2002,200 pp

13. Energy and Security. Toward a New Foreign Policy Strategy/ edited by Jan II, Kalicki and David L. Goldwyn //Woodrow WHson Center Press, 2005,640 pp.

14. Клеандров, М.И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права/ М.И. Клеандров. - Новосибирск, 1999; Салиева, Р. Н. Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики/ Р.Н. Салиева. - Новосибирск, 2001; Захаров, Ю. Ю. Правовые аспекты реформирования электроэнергетики/ Ю.Ю. Захаров. - М., 2001; Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об электроэнергетике» / Под общ. ред. В. Ю. Синюгина. М., 2003; Казиахме-дов, Г. М. Демонополизация рынка топливно-энергетического комплекса России/ Г.М. Казиах-медов. - М., 2004; Жанэ, А. Д. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об электроэнергетике»./ А.Д. Жанэ. - М., 2005; Кудряшов, Е. В. Административно-правовое регулирование в сфере электроэнергетики РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук/ Е.В. Кудряшов. - М., 2004; Курбанов, Р. А. Правовое регулирование иност-

ранных инвестиций нефтяной и газовой промышленности/ P.A. Курбанов. - М., 2005; Матнящук, С. В. Особенности правового регулирования отношений, связанных с функционированием оптового рынка электрической энергии/ С.В. Матнящук. - Иркутск, 2005; Лах-ио, П. Г. Энергия, энергетика и право/ П.Г. Лах-ио. - Энергетическое право. 2006. - № 1(6). - С. 2-16.

15. Рясин, В.И. Диссертация д.э.н. Энергетическая безопасность региона в условиях реформирования электроэнергетики/ В.И. Рясин. - Иваново, 2006; Гаджимагомедое, И.М. Диссертация к.э.н. Повышение устойчивости и эффективности системы управления обеспечением энергетической безопасности/ И.М. Гаджимамедов. - М., 2006; Лейба, С.Ш. Диссертация к.э.н. Государственное регулирование энергосферы как основы экономической безопасности России/С.Ш. Лейба. - М., 2004; Иеаноеа, М.В. Диссертация к.э.н. Инструменты обеспечения энергетической безопасности региона в современных условиях/ М.В. Иванова. - М., 2006; Орсоееа, М.В. Диссертация к.э.н. Энергетическая безопасность как фактор устойчивого развития региона/ М.В. Ор-соева. - Иркутск, 2005.

16. Салиееа, Р.Н Круглый стол «Проблемы правового обеспечения экологической и промышленной безопасности в топливно-энергетическом комплексе»/ Р.Н. Салиева. // Энергетическое право. - 2008. - № 2.

17. Россия занимает 12-е место в мире по энергорасточительности и даже, несмотря на то, что в последние годы энергоемкость уменьшалась. Данные Международного энергетического агентства (МЭА), Энергосбережение. 2009.-№1. - С. 15.

18. Бороеский, Ю.В. Энергетическая безопасность РФ в рамках СНГ. - Автореферат диссертации к.и.н./ Ю.В. Боровский. - М. - 2006.

19. Моисеее, Н.Н., Лъеое, Д.С., Петрое, A.A., Питерский, В.М. Укрепление российской государственности: экономика, ресурсы, геополитика/ Н.Н. Моисеев, Д.С. Львов, A.A. Петров, В.М. Питерский. - М.: Геоинформарк, 2000. - С. 74 - 75.

20. Слаеин, Г.Б., Челъцое, М.Б. Энергетическая безопасность: Термины и определения / Г.Б. Славин, М.Б. Чельцов / Под ред. Н.И.Воропая; ИСЭМСО РАН. Препр. №4. - Иркутск, - 2005.

21. Рясин, В.И. Диссертация д.э.н. Энергетическая безопасность региона в условиях реформирования электроэнергетики / В.И. Рясин. - Иваново, -2006. - С.112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.