DOI: 10.48647ZICCA.2022.89.53.040
Л.А. Печищева
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРОСТРАНСТВЕ ШОС: НОВЫЕ ИДЕИ И ПОДХОДЫ
Аннотация. Рассмотрена энергетическая безопасность в рамках ШОС в XXI веке. Энергетическая безопасность как часть национальной безопасности стала одним из приоритетных направлений политики большинства стран в XXI в., в особенности таких государств, как Индия и КНР, испытывающих проблемы с энергоресурсами. Еще одной из ключевых задач, стоящих перед странами — членами ШОС, является формирование единого энергетического пространства. Китайское правительство, заинтересованное в расширении сотрудничества с Центрально-Азиатским регионом (ЦАР) в энергетике, учитывает национальные интересы Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана при реализации энергетических проектов в рамках ШОС, тем самым повышая конкуренцию на энергорынках постсоветского пространства. Создав Энергетический клуб ШОС как платформу для обсуждения актуальных проектов в энергетике и также законодательных инициатив, страны-члены Организации могли бы эффективнее его использовать, чтобы привлечь к работе и других крупных производителей и потребителей энергии. Для того, чтобы активизировать энергетическое сотрудничество, необходимо трансформировать и программу действий в этом направлении, включающую и создание единой электроэнергетической системы, и повышение энергоэффективности экономики, и продвижение проектов «зеленой» энергетики в рамках ШОС. Большинство стран-членов и наблюдателей ШОС придерживаются «мягкой тактики» в энергетической сфере, когда они не только извлекают из этой отрасли экономические выгоды, но и укрепляют свой имидж за рубежом. Беспере-
Экономика
153
бойное энергообеспечение для стран-членах ШОС — один из основополагающих факторов устойчивого развития, экономической и политической стабильности, социального благополучия, энергетической и экологической безопасности евразийского пространства.
Ключевые слова: ШОС, Россия, Индия, Китай, энергетическая безопасность, энергетика.
Автор: Печищева Людмила Александровна, к.и.н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ. E-mail: [email protected]
Pechishcheva L.A.
Energy security in the SCO: new ideas and approaches
Abstract. The paper analyzes energy security within the SCO in the 21st century. Energy security as a part of national security has become one of the priority policy directions of most countries in the 21st century, especially states such as India and China, facing problems with energy resources. Another key task of the SCO member states is the formation of a single energy space. The Chinese government, interested in expanding cooperation with Central Asia in the energy sector, takes into account the national interests of Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Uzbekistan when implementing energy projects within the SCO, thereby increasing competition in the post-Soviet energy market. By creating the SCO Energy Club as a platform for discussing current energy projects and legislative initiatives, the Organization's member countries could use it more effectively to attract other major energy producers and consumers. In order to improve energy cooperation and security, it is necessary to transform the program of actions in this direction, including the creation of a unified electric power system, improving energy efficiency and energy conservation, and promoting green energy projects within the SCO. Most of the SCO member states and observers adhere to "soft power" in the energy sector, when they not only extract economic benefits from this realm, but also strengthen their image abroad. Trouble-free and well-functioning energy supply in the SCO is one of the fundamental factors of the sustainable development, economic and political stability, social well-being, energy and environmental security of the Eurasian region.
Keywords: SCO, Russia, India, China, energy security, power industry.
Author: Liudmila A. PECHISHCHEVA, Ph.D. (History), Associate professor, Department of Foreign Area Studies and Foreign Affairs, Faculty of International Relations, Political Studies and Foreign Area Studies, Institute for History and Archives, Russian State University for the Humanities (RSUH) (e-mail: [email protected]).
154
Экономика
Введение
Энергетика стала одной из приоритетных сфер геополитики XXI века и инструментом конкуренции ключевых акторов современной системы международных отношений. Азия находится в стадии роста экономики, демографических показателей и урбанизации, что напрямую означает более высокое региональное потребление энергии в ближайшие десятилетия, особенно в Китае и Индии. Согласно Прогнозу развития мировой энергетики Международного энергетического агентства на 2004—2030 гг., потребление энергии в Северо-Восточной Азии составит 3,5 млрд т нефтяного эквивалента к 2030 г., увеличившись примерно на 1,5 млрд т в течение следующих 25 лет ^еп, 2007, р. 156]. Китай несет основную ответственность за такой стремительный рост потребления энергоресурсов. Спрос на энергоресурсы в Восточной Азии — без учета Китая, Японии и Южной Кореи — по прогнозам экспертов, увеличится до 1,4 млрд т в 2030 г. За тот же период значительно возрастёт потребление энергоресурсов и в Индии. Ожидается, что к 2030 г. Индия будет потреблять столько же энергии, сколько Япония и Южная Корея вместе ^еп, 2007, р. 157]. Спрос и предложение энергетических ресурсов и оказывают непосредственное влияние на экономическое и политическое развитие Азиатского региона в целом, но энергетическое сотрудничество между крупными странами зачастую сталкивается с серьёзными внутренними и внешними вызовами.
Энергетическая безопасность крайне актуальна для Азии и оказывает большое влияние на поведение правительств стран региона. Для ШОС как неотъемлемой части большого евразийского пространства энергетическая безопасность всегда стояла на одном из первых мест. Изначально проблемы энергетических рынков стран — членов ШОС находились больше в экономическое поле и рассматривались с точки зрения региональной энергетической безопасности. Так, 23 сентября 2003 г. страны — члены ШОС подписали рамочное соглашение об укреплении экономического сотрудничества. И только с 2005 г. в ШОС уделяется особое внимание совместным энергетическим проектам, включая нефтегазовый сектор, разведку новых запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов [Шанхайская организация сотрудничества. Досье].
Энергетическая безопасность Индии в рамках ШОС
Динамично развивающаяся экономика, промышленность, инфраструктура Индии требуют больших энергозатрат. Однако факти-
Экономика
155
ческая зависимость от импорта угля в Индии составляет 26 %, нефти — 84 %, газа — 47 %. Таким образом, для бесперебойных поставок энергетического сырья и природных ресурсов Индии, ставшей, как и Пакистан, в 2017 г. полноценным страной — членом ШОС, необходимо расширять круг поставщиков. Индии достаточно сложно конкурировать с Китаем в реализации большинства экономических и энергетических проектов в рамках ШОС, поскольку КНР активно использует инструменты своей инициативы «Новый Шёлковый путь». Поэтому индийское правительство заинтересовано в развитии сотрудничества со странами ЦАР, а также странами-наблюдателями ШОС, такими как Иран или Афганистан. В 2016 г. было подписано соглашение между Индией, Ираном и Афганистаном о транзите товаров через иранский юго-восточный порт Чабахар [Agreement on The Establishment of an International Transport...], что способствовало укреплению политики Индии в Центральной Азии как части индийской политики «Взгляд на Восток», открыв новые торговые пути стране в обход Пакистана. Благодаря этому соглашению Индия надеется уменьшить гегемонию Китая в Центральной Азии, особенно в сфере энергетической дипломатии. В 2009 г. в эксплуатацию был введён газопровод протяженностью 1800 км, соединивший Туркменистан и Китай через все страны Центральной Азии [Vaid]. Этот трубопровод, как и трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, также нарушил монополию России в области регионального энергетического транзита.
Обсуждение вопроса сотрудничества в рамках «Энергетического клуба» ШОС с целью объединения региональных производителей и потребителей имеет стратегическое значение для Индии, испытывающей дефицит энергии. В первую очередь, «Энергетический клуб» ШОС нацелен на углубление энергетического сотрудничества между государствами-членами Организации, но эта структура также способствует и институционализации многостороннего сотрудничества, формируя общую нормативно-правовую базу. Однако работа стран — членов ШОС в этом клубе не всегда представляется эффективной, поскольку у стран-членов Организации нет единого мнения по осуществлению ряда энергетических проектов, кроме того, Китай не столь заинтересован в создании и развитии регионального энергетического центра, стремясь к единоличному укреплению своих позиций.
Интересно, что экономическая дипломатия, проводимая сегодня индийским правительством Н. Моди в рамках ШОС, сосредоточена не столько на России, Китае и Пакистане, сколько на странах Центральной Азии. Так, товарооборот Индии с центральноазиатскими
156
Экономика
государствами в рамках ШОС вырос с 1,4 млрд долл. в 2017—2018 гг. до 2,7 млрд долл. в 2019—2020 гг. [БЬаИа], даже несмотря на разразившуюся и внесшую свои коррективы пандемию СОУТО-19. Касательно российско-индийского энергетического сотрудничества в рамках ШОС, необходимо отметить развитие совместных проектов «мирного атома». Индия, сталкивающаяся с экологическими вызовами, участвует в реализации проектов «зеленой» энергетики. Сотрудничество Индии и стран ШОС в продвижении ВИЭ способствует не только диверсификации энергоресурсов, но и помогает защитить окружающую среду, сократив вредоносные выбросы в атмосферу, в особенности из-за использования угля в промышленности.
Китай и Россия:
энергетический вектор в рамках ШОС
Энергетическая дипломатия Китая стала частью новой «большой игры» в Азии, которая привела к неоднозначным результатам в отношениях КНР со своими соседям. В то время как стремительно развивается сотрудничество Китая с центральноазиатскими странами и государствами материковой части Юго-Восточной Азии, не утихают разногласия по спорным территориям в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
Из-за периодических перебоев в поставках энергоресурсов из стран Ближнего Востока и Африки, негативно влияющих на энергетическую безопасность Поднебесной, китайское правительство в качестве одной из приоритетных задач в энергетике выдвинуло увеличение поставок энергоресурсов из России и Центральной Азии (ЦА). В рамках ШОС Казахстан и Узбекистан представляют наибольший интерес для китайских компаний благодаря обширным запасам нефти и газа. Казахстан как одна из приоритетных стран ЦА активно включен в орбиту китайской инициативы «Один пояс — один путь». Обладающий богатыми природными ресурсами Туркменистан, который не является членом ШОС, также находится в фокусе внимания. Россию можно рассматривать как главного конкурента КНР в Центрально-Азиатском регионе, так и надежным поставщиком энергоресурсов в Китай.
После окончания холодной войны Центральная Азия превратилась в новое и отдельное геополитическое пространство [Магке1оБ, 2008, р. 7]. В плане энергетической безопасности страны Центральной Азии для Китая имеют крайне важное значение. Во-первых, запасы нефти и газа в Центрально-Азиатском регионе составляют око-
Экономика
157
ло 4 % от всех мировых запасов первичной энергии. Во-вторых, Центральная Азия обеспечивает стабильный доступ к источникам энергии по причине географической близости; в-третьих, продвижение тесного сотрудничества с Центральной Азией через энергетические проекты поможет Китаю избежать угрозы сепаратизма в Синь-цзян-Уйгурском автономном районе за счет расширения регионального сотрудничества.
Экономический, военный и политический подъем Китая также привел к изменениям в азиатской геополитике. Распад СССР и ослабление позиций России в 1990-е гг. дали возможность для расширения влияния Китая в Центрально-Азиатском регионе. Государства Центральной Азии, став независимыми, смогли уравновесить баланс сил между Россией и ключевыми игроками (США, КНР, ЕС, Япония). В частности, в течение последнего десятилетия стратегия энергетической безопасности Китая была движущей силой растущей роли страны в Центральной Азии. С начала 2000-х гг. Китай активно импортировал технологии для развития возобновляемой энергетики, и та же Япония последовательно участвовала в этом процессе. Речь идёт о продаже патентов на производство отдельных узлов и агрегатов для ВЭС (ветроэнергетические станции) и СЭС (солнечные энергетические станции), технологических образцов для строительства атомных станций малой мощности и производства электроэнергии на основе биотоплива, эксплуатации транспорта на основе водородных топливных элементов [Когпееу, РееЫБЬеИеуа].
Китайская элита и бизнес активно продвигали проекты в области энергетической безопасности. Так, КНР доминирует в нефтедобывающем секторе Казахстане, с 2012 г. импортируя порядка 16 % казахстанских углеводородов. С 2009 г. Россия поставляет по трубопроводам нефть на китайский нефтеперерабатывающий завод в Дацине. В 2018 г. в Китай осуществляются поставки российского природного газа по трубопроводу «Сила Сибири». Диверсификация рынков энергоносителей помогла КНР уменьшить зависимость от Ближнего Востока, для китайского бизнеса снизились риски, связанные с морскими перевозками. Кроме того, идёт расширение сети трубопроводов из Центральной Азии и Ирана в Китай, что также способствует снижению энергетической зависимости Поднебесной от стран Персидского залива.
Тем не менее, Китай пока не может полностью доминировать в Центрально-Азиатском регионе из-за тесных связей большинства постсоветских государств с Россией и влияния США. Идея превратить ШОС в зону свободной торговли не увенчалась успехом, так как
158
Экономика
Россия и центральноазиатские государства не соответствуют масштабам китайской экономики и промышленности. Таким образом, ШОС остается платформой, которую Китай может использовать для улучшения своих отношений с Центральной Азией, для разрешения пограничных споров и совместной работы со своими соседями в сферах, связанных с безопасностью. С одной стороны, Россия и Китай не намерены мириться с влиянием США на пространстве ШОС и всё больше опасаются роста нестабильности и экстремизма в странах постсоветского пространства, особенно после выхода американского контингента из Афганистана и с приходом талибов к власти в 2021 г. [Petersen, Barysch, 2011, p. 13]. С другой стороны, между государствами — членами ШОС существует ряд разногласий, особенно из-за разного уровня социально-экономического развития, что оказывает негативное влияние на запуск проектов в области энергетики.
Китай является крупным рынком для энергетических ресурсов стран Центральной Азии. С одной стороны, для России двусторонние энергетические проекты в рамках ШОС, особенно с КНР и Индией, экономически выгодны, но с другой стороны, Китай активно развивает энергетическое сотрудничество с Казахстаном и Узбекистаном, что в свою очередь способствует снижению объёмов поставок нефти и газа из России в Китайскую Народную Республику [Marketos]. Получается, что с распадом СССР большинство центральноазиатских государств стали экономически независимыми, найдя новых партнеров и инвесторов на Востоке в лице Китая и Индии.
Экспортируемая российская нефть в основном идет на европейский рынок. Например, в 2012 г. 79 % российского экспорта сырой нефти приходилось на европейские страны, в частности Германию, Нидерланды и Польшу. Сырая нефть экспортируется в основном по трубопроводной системе «Транснефти», а не морским или железнодорожным транспортом. В целом, «Транснефть» транспортирует около 88 % всей сырой нефти и около 27 % российских нефтепродуктов. Около 76 % экспорта российского природного газа, идущего также на потребителей в Западной Европе, осуществляется по трубопроводной системе «Газпрома» через Украину, Беларусь, Турцию и по дну Балтийского моря. Но сегодня растёт интерес китайских инвесторов к разработке энергетических ресурсов на территории Сибири. Поскольку Европа реализует долгосрочные планы по повышению энергоэффективности в соответствии с экологическими целями и диверсифицирует свой импорт, тем самым снижая потенциал роста импорта энергоресурсов из России, сотрудничество с КНР имеет однозначный приоритет для российского правительства. Большинство европейских
Экономика
159
политиков и экспертов открыто называют энергетическую сферу «мягкой силой» РФ и инструментом политического манипулирования [Petersen, Barysch, 2011, p. 8].
Таким образом, Азиатский регион становится наиболее перспективным растущим рынком для российской нефти и газа. Однако трубопроводная инфраструктура, связывающая месторождения в Сибири с потребителями в Китае, в настоящее время недостаточно развита [Bersager, 2012, p. 6]. Китай импортирует нефть из России по открытому в 2011 г. трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), то есть от Сковородино до Дацина на северо-востоке Китая [Petersen; Barysch, 2011, p. 17]. По нефтепроводу «Сковородино — Мохэ — Дацин» Россия экспортирует 15 млн т нефти ежегодно с 2011 по 2030 г. в качестве гарантий и погашения кредитов, выданных китайской стороной. Итоговые объёмы всего экспорта составит около 300 млн т нефти. Кроме того, следует отметить, что от угля в ближайшее десятилетие китайская промышленность не сможет отказаться. «Согласно подсчетам специалистов, потребление угля в глобальном энергобалансе к 2030 г. может увеличиться более чем на 3 млрд т, и большая часть этого прироста (около 2,4 млрд т), как ожидается, придется на долю Китая» [Уянаев, 2013, с. 287].
Кроме того, российская сырая нефть транспортируется в Китай по железной дороге, через Харбин и далее в Центральный Китай. На законодательном уровне Китай и Россия в рамках ШОС нацелены и в дальнейшем укреплять сотрудничество в энергетике, согласно «Стратегии развития ШОС до 2025 г.» (2017 г.) [Стратегия развития ШОС до 2025 г...] и «Московской декларации Совета глав государств — членов ШОС» (2020 г.) [Московская декларация Совета глав государств — членов ШОС...].
Заключение
Таким образом, членство Индии в ШОС может сыграть большую роль в обеспечении как энергетической безопасности, так и энергетического сотрудничества между производителями и потребителями энергии, связав Центральную и Южную Азию, в то время как Иран может сыграть важную роль в содействии «Энергетическому клубу ШОС», став крупным центром торговли энергоресурсами через открытие порта Чабахар. Следовательно, реализация энергетических проектов Индии в кооперации со своими основными партнерами в рамках ШОС будет способствовать не только улучшению социально-экономических показателей развития страны, но и укреплению
160
Экономика
международных отношений на пространстве Евразии, что важно для Индии как потенциально одной из крупнейших мировых экономик будущего.
Энергетический вектор сотрудничества в рамках ШОС остается по-прежнему перспективным и весьма важным для России, так как потребности КНР и Индии в энергоресурсах с каждым годом только возрастают. В то же время для России ШОС является платформой, с помощью которой она продвигает свои национальные интересы на глобальном и региональном уровнях, а также важным инструментом, направленным на сдерживание влияния Запада в Азиатском регионе. Для Китая ШОС — это пространство реализации крупных проектов в экономике и энергетике, а также способ борьбы с региональными и транснациональными угрозами.
Библиографический список
Московская декларация Совета глав государств — членов ШОС. URL: http:// continent-online.com/Document/?doc_id=36421380 (дата обращения: 26.08.2021).
Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/a3YPpGqLvQI4uaMX43lMkrMbFNewB neO.pdf (дата обращения: 24.08.2021).
Уянаев С.В. Российско-китайское энергетическое сотрудничество: признаки нового «уровня» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2013. № 18. С. 277—295.
Шанхайская организация сотрудничества. Досье ТАСС // ТАСС. URL: https:/ /tass.ru/info/5275701 (дата обращения: 24.08.2021).
Agreement on the Establishment of an International Transport and Transit Corridor among the Governments of the Republic of India, the Islamic Republic of Afghanistan and the Islamic Republic of Iran. URL: http://mea.gov.in/Portal/LegalTreatiesDoc/ 016P2941.pdf (дата обращения: 20.03.2021).
Bergsager, Henrik. China, Russia and Central Asia: The energy dilemma // FNI Report 16/2012. Lysaker. FNI, 2012. 20 p.
Bhatia, Rajiv. How India can benefit from SCO // The Hindustan Times. 25.11.2020. URL: https://www.hindustantimes.com/analysis/how-india-can-benefit-from-sco/story-lvHNVzB99Asw6EPcgfE6NK.html (дата обращения: 20.03.2021).
Christopher, Len. 15 — Energy Security Cooperation in Asia: An ASEAN-SCO Energy Partnership? // Energy Perspectives on Singapore and the Region. ISEAS—Yusof Ishak Institute, 2007. P. 156—175.
Korneev, Konstantin; Pechishcheva, Liudmila. Japan's Energy Policy toward SCO Members: Current Situation and the Perspective // "ENERGY-21: Sustainable
Экономика
161
Development & Smart Management" Conference Proceedings, E3S Web Conferences, 2020. Vol. 209. P. 1—6.
Marketos, Thrassy. China's Energy Geopolitics. The Shanghai Cooperation Organization and Central Asia. London: Routledge, 2008. 184 p.
Petersen, Alexandros; Barysch, Katinka. Russia, China and the Geopolitics of Energy in Central Asia // Centre for European Reform. Report, 2011. 64 p.
Vaid, Manish. India's energy diplomacy in Central Asia could challenge China's monopoly // Observer Research Foundation. 22.09.2016. URL: https://www.orfonline. org/research/india-energy-diplomacy-central-asia-challenge-china-monopoly/ (дата обращения: 16.09.2021).
References
Agreement on the Establishment of an International Transport and Transit Corridor among the Governments of the Republic of India, the Islamic Republic of Afghanistan and the Islamic Republic of Iran. URL: http://mea.gov.in/Portal/LegalTreatiesDoc/ 016P2941.pdf (accessed: March 20, 2021).
Bergsager, Henrik (2012). China, Russia and Central Asia: The energy dilemma. FNI Report 16/2012. Lysaker. FNI, 20 p.
Bhatia, Rajiv (2020). How India can benefit from SCO. The Hindustan Times. 25.11.2020. URL: https://www.hindustantimes.com/analysis/how-india-can-benefit-fr om-sco/story-lvHNVzB99Asw6EPcgfE6NK.html (accessed: March 20, 2021).
Christopher, Len (2007). 15 — Energy Security Cooperation in Asia: An ASEAN-SCO Energy Partnership? Energy Perspectives on Singapore and the Region. ISEAS—Yusof Ishak Institute, pp. 156—175.
Korneev, Konstantin; Pechishcheva, Liudmila (2020). Japan's Energy Policy toward SCO Members: Current Situation and the Perspective, "ENERGY-21: Sustainable Development & Smart Management" Conference Proceedings, E3S Web Conferences, Vol. 209: 1—6.
Marketos, Thrassy. (2008). China's Energy Geopolitics. The Shanghai Cooperation Organization and Central Asia. London: Routledge, 184 p.
Moskovskaya declaratsiya Soveta glav gosudarstv-chlenov SHOS [Moscow Declaration of the Council of the SCO member states]. URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=36421380 (accessed: August 26, 2021). (In Russian).
Petersen, Alexandros; Barysch, Katinka (2011). Russia, China and the Geopolitics of Energy in Central Asia. Centre for European Reform. Report, 64 p.
Shankhayskaya organizatsiya sotrudnichestva. Dosiye TASS [The Shanghai Cooperation Organization. TASS Dossier]. TASS. URL: https://tass.ru/info/5275701 (accessed: August 24, 2021). (In Russian)
162
Экономика
Strategiya razvitiya SHOS do 2025 g [Development Strategy of the SCO up to 2025]. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/a3YPpGqLvQI4uaMX43lMkrMbF NewBneO.pdf (accessed: August 24, 2021). (In Russian)
Uyanayev, S.V. (2013). Rossiisko-kitaiskoe energeticheskoe sotrudnichestvo: priznaki novogo "urovnya" [Russia-China energy cooperation: characteristic features of a new "level"]. China in the global and regional politics. History and modernity, 2013, No 18: 277—295. (In Russian)
Vaid, Manish (2016). India's energy diplomacy in Central Asia could challenge China's monopoly. Observer Research Foundation. 22.09.2016. URL: https:// www.orfonline.org/research/india-energy-diplomacy-central-asia-challenge-china-mon opoly/ (accessed: September 16, 2021).